Функции и роль рынка в экономике. Основные условия функционирования рынка. Основные принципы развития рыночной экономики в современных условиях. Сущность рынка и условия его нормального функционирования Что нужно для нормального функционирования рынка

Одной из наиболее характерных особенностей организации и функционирования экономических систем в современных условиях является высокий уровень развития рынка, рыночных отношений.

Следует отметить, что понятия "рынок "и "рыночная экономика" не являются тождественными. Рыночная экономика предполагает высокий уровень развития рынка и ей характерны такие основные черты, как свобода предпринимательства (полная самостоятельность хозяйственной деятельности, экономическая ответственность и рационализм); свободное ценообразование (исключается государственное вмешательство в процесс установления цен на многие виды товаров, цены дают обширную оперативную информацию о спросе и предложении товаров, об издержках производства, о положении на рынках отдельных регионов, страны и мирового сообщества); конкуренция (регулирует цены и количество производимых товаров). В конечном итоге любой субъект, преследуя свои собственные интересы, более действенным образом служит интересам общества.

В экономической литературе выделяется несколько выполняемых рынком функций, которые отражают его роль в достижении конкретных экономических целей общества.

  • · Регулирующая функция - наиболее важная. В рыночном регулировании большое значение имеет соотношение спроса и предложения, влияющее на цены. Реализация данной функции позволяет находить ответы на вопросы что, как и для кого производить. Растет цена - это сигнал к расширению производства, падает - к сокращению. Рынок подсказывает производителям, что им производить, от производства каких товаров и услуг отказаться или уменьшить объем их выпуска. Не менее ценную информацию дает рынок и потребителям. На ее основе они постоянно делают выбор, каким именно способом им лучше всего удовлетворять свои многочисленные потребности. В итоге капитал из менее выгодных отраслей с пониженными ценами переливаются в более прибыльные отрасли с повышенными ценами. Через механизм закона стоимости, спроса и предложения рынок способствует установлению основных микро- и макропропорций в экономике, обеспечивает динамичную пропорциональность в товарообороте между различными регионами и национальными хозяйствами.
  • · Ценообразующая функция: реализуется при столкновении спроса и предложения, а также благодаря действию сил конкуренции. В результате свободной игры этих рыночных сил складываются цены на товары и услуги, устанавливается подвижная связь между стоимостью и ценой, чутко реагирующая на изменения в производстве, в потребностях, в конъюнктуре.
  • · Стимулирующая функция: посредством цен рынок стимулирует освоение достижений научно-технического прогресса, снижение затрат, повышение качества, расширение ассортимента товаров и услуг. Так как каждый субъект рыночных отношений непосредственно на себе ощущает результаты принимаемых решений, он заинтересован в наиболее рациональном использовании имеющихся у него ресурсов.
  • · Распределительная функция: получаемые субъектами рынка доходы представляют собой в основном выплаты за факторы производства, которыми они обладают. Величина дохода зависит от количества и качества фактора производства и от цены, которая устанавливается на рынке на этот фактор.
  • · Информационная функция. Рынок представляет собой богатый источник информации, знаний, сведений, необходимых хозяйствующим субъектам. Он дает, в частности, объективную информацию об общественно необходимом количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые поставляются на рынок. Наличие информации позволяет каждой фирме постоянно сверять собственное производство с меняющимися условиями рынка.
  • · Посредническая функция. Экономически обособленные производители в условиях глубокого общественного разделения труда должны найти друг друга и обменяться результатами своей деятельности. В нормальной рыночной экономике с достаточно развитой конкуренцией потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика продукции. В то же время продавцу предоставляется возможность выбирать наиболее подходящего покупателя.
  • · Санирующая функция. Рынок очищает общественное производство от экономически слабых, нежизнеспособных хозяйственных единиц, и вместе с тем поощряет развитие наиболее эффективных, предприимчивых, перспективных структур. Предприятия, которые не учитывают запросы потребителей, терпят убытки и становятся банкротами, а общественно полезные и эффективно работающие предприятия успешно развиваются.

В экономической литературе иногда выделяются и некоторые другие функции рынка: активизация экономических интересов, повышение восприимчивости экономики к научно-техническому прогрессу, сведение производительных сил в единую систему, стимулирование эффективности экономической деятельности, сведение потребностей с производством, создание условий для эффективности кооперации труда.

Реализация отмеченных функций позволяет говорить о важной роли рынка в современной экономике. В конечном счете, как можно заключить из указанных выше функций, роль рынка сводится, прежде всего, к нахождению оптимального решения проблем что, как и для кого производить; обеспечению равновесия спроса и предложения и сбалансированного развития экономики; дифференциации товаропроизводителей с точки зрения эффективности их деятельности.

Условия для функционирования рынка

Для успешного функционирования рынка и выполнения его функций необходимо соблюдение ряда условий:

  • · свобода экономической, хозяйственной, предпринимательской деятельности;
  • · свободные рыночные цены, которые устанавливаются на основе взаимодействия спроса и предложения;
  • · конкуренция, которая является основой рынка;
  • · гибкое государственное регулирование рынка, не подавляющее и не разрушающее рынок;
  • · устойчивые денежная и финансовая системы;
  • · стабильная политическая обстановка.

В качестве условий для нормального функционирования рынка некоторые экономисты также выделяют:

  • 1. многообразие форм собственности;
  • 2. товаропроизводитель должен быть хозяином средств производства и свободно распоряжаться результатами своего труда;
  • 3. свобода производственной и коммерческой деятельности всех участников общественного производства;
  • 4. четко налаженная система денежно-кредитных и финансовых отношений;
  • 5. поддержание здоровой конкуренции;
  • 6. развитая инфраструктура.

Функционирование рыночной экономики осуществляется на основе определенных принципов. В их числе можно выделить:

  • · Экономическая свобода деятельности субъектов экономики.
  • · Всеобщность рыночных отношений.
  • · Равноправие рыночных субъектов.
  • · Свободное ценообразование.
  • · Саморегулирование хозяйственной деятельности.
  • · Договорный характер отношений.
  • · Экономическая ответственность субъектов.
  • · Самофинансирование.
  • · Конкуренция.
  • · Государственное регулирование экономики.

Рынок создается не на один день. Эта форма организации хозяйствования формировалась веками и доказала свою эффективность, следовательно, она должна существовать и развиваться в будущем. Для этого необходимо уже сейчас сформировать условия, которые послужат основой нормального функционирования и развития рыночного хозяйства.

Переход к рыночным отношениям - сложный процесс, который прошел во многих странах. Человечеством накоплен определенный опыт, выявлены закономерности становления рынка, которые необходимо использовать и у нас. Условий нормального функционирования рынка много, но из них можно выделить три основных. Для того чтобы рынок начал функционировать как самостоятельная полноправная система, необходимо иметь многообразные формы собственности, располагать резервом факторов производства и создать рыночную инфраструктуру.

Главные условия перехода к рынку - изменение отношений собственности, создание многообразия форм собственности. Любая форма собственности, стимулирующая предпринимательство, конкуренцию и дальнейшее развитие рыночных отношений, должна иметь право на существование.

Практика рыночных отношений убедительно показала, что в современных условиях наиболее эффективной является акционерная форма собственности. Это предопределяется следующими факторами.

  • 1. Акционерная форма собственности через продажу акций быстро мобилизует значительный капитал и способствует поддержанию пропорции между спросом и предложением. Вспомните механизм рынка: его основной движущей силой и главным показателем являются цены. Если спрос опережает предложение, то цепы растут и необходимо расширять производство. Рост цен и соответственно увеличение нормы прибыли привлекают в данную отрасль дополнительные капиталы. Выпущенные акции тут же находят своего покупателя, а в производство вливается дополнительный капитал, который используется на расширение.
  • 2. Акционерный капитал демократизирует экономику. Те проблемы, которые мы пытаемся решить с 1986 г., - проблемы демократизации производства и управления - получат новые возможности для своего решения. Владея акциями своего предприятия, любой работник заинтересован в повышении эффективности производства, росте прибыли. Он будет участвовать в поиске резервов развития и в оптимизации управления. В промышленно развитых странах большинство работников каждого предприятия владеют его акциями и какую-то часть доходов получают в форме дивидендов, причем эта часть постоянно увеличивается.
  • 3. Акционерная собственность стимулирует развитие диверсификации производства. Диверсификация - это форма кооперирования, предполагающая вложение капитала в любую отрасль. Например, любая крупная компания может позволить себе (и она это делает) вложить полученную прибыль не только в свое производство, но и в строительство спортивных сооружений, покупку гостиниц и ресторанов, в содержание бензоколонок, в производство обуви и медицинского оборудования, кондитерских изделий и металлорежущих станков - словом, туда, где можно получить дополнительную прибыль. Что это дает? Многое: для фирмы - стабильность доходов (если плохо идет дело в одной отрасли, прибыль в другой поможет исправить общую картину), для производства - дополнительные капиталы из других отраслей, для рынка - увеличение его плотности (т.е. массы и ассортимента товаров).

Перечисленные факторы показывают, что акционерная собственность наиболее рациональна для развития современного рынка. Но чтобы создать акционерное общество, необходимы акционеры, т.е. люди, покупающие акции в частную собственность. Поэтому частная собственность служит как бы предпосылкой, исходной формой создания акционерной. В нашей стране начинать нужно было именно с частной собственности: восстанавливать ее право на существование, право иметь каждому человеку в собственности любой фактор производства.

Эта проблема неразрывно связана с другой: разгосударствлением экономики, денационализацией, приватизацией. Данные три понятия в нашей периодической печати часто отождествляются друг с другом. В действительности - это явления разные, и нужно четко представлять различия между ними.

Разгосударствление означает сокращение доли государственного сектора в экономике. Добиться этого можно не только денационализацией или приватизацией. Предположим, что доля государственного сектора составляет 90%, а остальное производят кооперативы, колхозы и индивидуальные, частные предприятия. Если на следующий год доля кооперативов, колхозов и частных предпринимателей увеличится, то на государственный сектор будет приходиться 85%, потом 80% и т.д. То есть начинается процесс разгосударствления. Этот процесс можно стимулировать через налоговую систему, инвестиционную политику, совершенствование хозяйственного права.

Денационализация - продажа ранее национализированных государством предприятий и их акций в собственность частным компаниям, акционерным обществам и т.п.

Для того чтобы денационализация прошла эффективно, необходимо выполнить ряд условий.

  • 1. Четко определить субъект собственности. Несвоевременное решение этой проблемы в нашей стране привело к тому, что предприятия, недвижимость, принадлежащие народу, за бесценок перешли в руки бывших партаппаратчиков и работников исполкомов разных уровней. Организованный Фонд государственного имущества несколько разрядил обстановку, хотя и не решил проблему. Опыт стран с рыночной экономикой (которые за последние годы очень много государственного имущества денационализировали) показывает, что наиболее рациональной организацией такого типа являются холдинги, которые лучше всего создавать на уровне отдельных регионов. Они должны на основе экспертных оценок определять продажные цены предприятий, выступать держателями (хранителями) акций каждого предприятия и продавать их, когда будет принято решение об их продаже.
  • 2. Законодательно установить механизм распределения акций денационализируемых предприятий. Во всех развитых странах в этом случае выделяется доля, которая обязательно продается определенной группе потенциальных покупателей: работникам данного предприятия (причем по ценам, значительно ниже номинала), иностранным фирмам, национальным фирмам, жителям и финансовым институтам страны. В данном случае продолжается процесс демократизации производства, привлекаются иностранные капиталы, а значит, и технологии, развивается процесс диверсификации и привлечения свободных денежных капиталов.

Результат денационализации выражается в демонополизации экономики, демократизации отношений собственности, получении противоинфляционного эффекта, причем он возникает по двум направлениям:

  • o ослабляется нагрузка на бюджет, так как проданные предприятия снимаются с бюджетного финансирования и дотаций;
  • o посредством продажи акций изымаются из оборота свободные наличные деньги.

Процесс акционирования в нашей стране показал недостатки, над которыми надо работать, чтобы получить максимальный социально-экономический эффект. Не был продуман до конца механизм распределения средств, полученных от акционирования (они в основном идут в государственные фонды на решение социальных задач). Конечно, это важно, особенно в условиях, в которых находилась страна в 1990-е годы, и понятно, что у государства не хватало средств для обеспечения социальной помощи населению и выплаты пенсий.

В то же время нельзя забывать и о другой стороне проблемы. Дело в том, что акционированные промышленные предприятия требуют коренной реконструкции. Они не смогут прибыльно работать на имеющемся изношенном, морально устаревшем оборудовании и тем более не смогут переоснащать производство на выпуск продукции, требуемой рынком. А это означает, что они обречены на банкротство. Последствия этого тоже должны быть понятны: прекращение выпуска продукции, новый отряд безработных, которых нужно содержать и трудоустраивать, не говоря уже о том, что поступлений в бюджет от такого предприятия не будет.

Другая проблема связана с субъектами акционерной собственности. При акционировании предполагалось, что основными хозяевами предприятий станут трудовые коллективы. Но в соответствии с правилами акционирования реальными хозяевами производства могли стать коллективы только тех предприятий, которые акционировались по второму варианту. В этом случае коллектив получил бы 51% акций. Однако по данному варианту коллектив не получает никаких льгот, наоборот, условия акционирования очень жесткие. Для того чтобы выкупить такой пакет, каждому члену коллектива требовалось заплатить значительную сумму (особенно это касалось крупных предприятий).

Учитывая условия, в которых жил народ, когда накопленные за долгие годы сбережения, хранимые в Сберегательном банке, фактически пропали, цены постоянно росли и вся получаемая заработная плата практически шла на текущее потребление, сделать это было очень сложно. Нужных для выкупа акций денег у трудящихся просто не было и нет. В результате не выкупленные коллективом акции перешли в распоряжение Фонда государственного имущества и были выставлены на аукционную продажу, где их смогли скупить представители того небольшого слоя населения, которые сумели, используя служебное положение и государственную собственность, сколотить частный капитал. В итоге коллективы перестали быть хозяевами на своем производстве.

Таким образом, процесс акционирования породил новые социально-экономические проблемы, которые надо было срочно решать.

Под приватизацией как одной из форм денационализации понимается покупка государственной собственности отдельными частными лицами. Как показала практика, у нас возможна такая приватизация в основном в сфере торговли и услуг.

Второе условие формирования рынка - создание резервов факторов производства. Развиваться и реализовать преимущества рыночного механизма возможно только тогда, когда в обществе есть резервы средств производства и рабочей силы, поскольку для восстановлении равновесия спроса и предложения в условиях роста цен нужны не только дополнительные капиталы для вложений в производство, но и дополнительные факторы производства, которые можно купить на вложенные капиталы.

Вопрос со средствами производства решается проще: на практике есть три пути решения проблемы:

  • 1) купить дополнительные средства производства;
  • 2) повысить мощность производственной базы за счет внедрения новых технологий;
  • 3) создать на предприятиях резерв средств производства.

Первый путь связан с дополнительными затратами времени, так как оборудование нужно заказать, купить, установить, иногда необходимо построить новые помещения, а самое главное - покупается то оборудование, которое в настоящий момент есть на рынках и, как правило, такое же, как действующее, а это воспроизводит старую структуру производства. Поэтому эффективнее осуществлять различные комбинации двух последних путей: модернизацию технологических процессов и использование резервных мощностей. Обычно такие резервы в виде установленного, но временно не работающего оборудования есть на каждом предприятии.

Гораздо сложнее решается проблема резерва рабочей силы. Здесь речь идет не только о дополнительно вовлекаемых в производство людях, но и о безработице. Все признают, что безработица - отрицательное явление в рыночной экономике, но это и объективная необходимость. Надо иметь в виду, что в современных условиях безработица не та, о которой писал Маркс полтора века назад. Появляется новый фактор безработицы - повышенная мобильность рабочей силы: люди ищут более выгодное место работы, меняют специальность, проходят переквалификацию и т.п. Это так называемая переходная, или фрикционная, форма безработицы, связанная с демографической ситуацией, с размещением производительных сил, с поисками человеком возможностей самовыражения и решения своих экономических проблем. В развитых странах существует также структурная безработица. Она возникает при крупных структурных изменениях в национальном хозяйстве. Поскольку изменение структуры для нашей экономики объективно необходимо, у нас будет возникать и эта форма безработицы.

В любом случае все формы безработицы являются дополнительным источником рабочей силы для функционирующих предприятий при расширении производства. И надо иметь в виду, что рыночная экономика не может обеспечить 100%-ную занятость, да это и не нужно. Необходим постоянный резерв рабочей силы в виде безработицы. Однако это не означает, что всех ждет место в резервной армии труда. Как правило, риску стать безработными подвержены в большей мере лишь определенные категории занятых. В первую очередь - это недобросовестные, неквалифицированные работники, работники устаревших профессий, не имеющие опыта, и т.п. В то же время добросовестный квалифицированный работник если и оказывается без работы, то очень непродолжительное время. Как правило, он всегда сможет найти себе работу, но вот условия найма будет выбирать. Все эти моменты относятся к нормально функционирующей рыночной экономике, а вот в период ее становления проблема безработицы резко обостряется, так как переход к новому типу хозяйства всегда сопровождается спадом производства.

Третье условие создания рынка и его нормального функционирования - наличие рыночной инфраструктуры. У нас есть лишь отдельные элементы этой сферы, которые также нуждаются в реконструкции. По сути, инфраструктуру в России нужно создавать заново.

Для рынка товаров и услуг у нас существует только розничная торговля, но сеть магазинов явно недостаточна, их структура, количество, специализация и качество обслуживания далеки от идеала. Даже возникшая сеть частных магазинов не решает проблемы, ибо цели их создания и функционирования односторонни, а условия работы не стимулируют конкуренции. Структура оптовой торговли находится в стадии становления, ведут ее в основном бывшие структуры Госснаба, модифицированные в коммерческие фирмы, частично - сами производители и небольшие частные фирмы. Торговля ведется прямо с предприятий или баз; оптовые магазины по-прежнему отсутствуют.

Для нормального функционирования рыночной экономики очень важна система товарных бирж. Их основная задача - упорядочение рынка сырья и других товаров. Биржевая торговля обеспечивает возможность того, что при существующих в данный момент ценах не будет ни дефицита, ни затоваривания, т.е. она служит регулирующим звеном между производителем и потребителем.

В России проделана определенная работа по созданию товарных бирж - специализированных, региональных, универсальных. Они практически все начали функционировать, но в отличие от товарных бирж в развитой рыночной экономике они продавали только товары, которые были у них в наличии.

На самом деле современная товарная биржа - это рынок контрактов на поставку продукции в будущем периоде при относительно небольших объемах реальных продаж. Экономическая роль биржи в том, что она способствует стабилизации цен, инструментами которой выступают механизм функционирования биржи и устоявшиеся правила биржевой торговли. Одно из основных правил - гласность заключения сделки. Продавцы объявляют количество предлагаемых товаров для поставки, условия поставки и цены. После того как с покупателем достигнута договоренность, основные положения заключенного контракта фиксируются на специально установленных в залах стендах.

На каждой бирже публично устанавливаются цены на начало и конец дня, причем существуют определенные правила, ограничивающие колебания цен в течение одного дня. Биржа постоянно осуществляет сбор и обработку информации о возможных поставщиках товаров, о потребностях в них у потребителей, делает прогнозы о будущих потребностях и ценах. Помимо того что биржа осуществляет контроль за качеством продаваемых партий товаров и одновременно с производителем-поставщиком несет ответственность за нарушение условий контракта, она вырабатывает стандарты на товары, регистрирует торговые марки фирм, допущенных к участию в биржевой торговле. Отечественные биржи эти функции практически не выполняли и по сути являлись оптовыми магазинами по продаже отдельных видов сырья. Именно поэтому большинство из них просуществовали недолго.

Рынок не может существовать без определения будущих потребностей, спроса на отдельные виды товара, так как в современных условиях это привело бы к значительным убыткам и даже поставило бы вопрос о правомерности существования отдельных фирм. Такой работой занимаются специализированные организации и подразделения внутри фирм, которые выполняют функции маркетинга.

Наиболее общее определение маркетинга, встречающееся в экономической литературе, характеризует его как предвидение, управление спросом на товары, услуги, рабочую силу, территории и идеи посредством обмена. С позиций фирмы или предприятия маркетинг можно определить как комплексную систему организации и управления производственной, коммерческой и сбытовой деятельностью, ориентированной на удовлетворение конкретных потребителей и определенных групп покупателей. Здесь отражен один из главных принципов маркетинга - адресность производства, т.е. производство продукции для конкретного потребителя, определенного предварительно.

Высшей целью современного маркетинга является не просто удовлетворение конкретных потребностей покупателя, а комплексное решение его проблем на основе анализа достаточно точной информации о наиболее существенных аспектах деятельности потребителя, его целях, достижениях и намерениях. Речь идет не только о продукции, но и о системе взаимосвязанных продуктов и услуг, на производство которых ориентирует свою деятельность производитель.

Создание рыночных отношений в стране требует выработки собственных концепций маркетинга. Для промышленных предприятий это необходимо давно. Пока предприятия работали практически вслепую, только благодаря сложившимся ранее хозяйственным связям. Но и эти связи постепенно разрушались из-за монопольно взвинченных поставщиками цен на свою продукцию, перепрофилирования их на выпуск более выгодных на текущий момент товаров. Очевидно, что такая практика не могла привести к увеличению объемов производства и сбыта.

Государство, по нашему мнению, должно взять на себя стратегическое управление промышленным комплексом и ни в коем случае не самоустраняться от этого под предлогом акционирования предприятий. Правильнее будет бороться с монополизацией, создавая благоприятные экономические условия для развития частного бизнеса, для долгосрочных иностранных инвестиций. В таком случае на российском рынке появятся сильные, дееспособные конкуренты.

Рынок рабочей силы предполагает наличие биржи труда, которая должна вести учет свободных рабочих мест, количества и структуры безработных, помогать им в поисках работы, выплачивать пособия, обеспечивать переквалификацию кадров в соответствии со спросом на рабочую силу, организовывать общественные работы.

Рынок капиталов требует создания фондовых и валютных бирж. Работа в этом направлении в нашей стране фактически только начинается.

Помимо частной инфраструктуры, соответствующей определенному виду рынка, необходимо создание инфраструктуры общего назначения. Речь идет о создании кредитной, банковской, денежной систем, способных обеспечить нормальное функционирование рынка. Без этого не сможет работать ни один рынок, а, кроме того, данная инфраструктура, сама не являясь продуктом рынка, в то же время обеспечивает его единство, целостность в масштабах страны и в связях с другими странами. Функции создания такой инфраструктуры и ее поддержания может выполнить только государство.

Одновременно с созданием условий функционирования рынка, о которых мы говорили выше, необходимо рассмотреть еще целый комплекс проблем, без решения которых рынок существовать не может.

Одна из главных проблем - демонополизация экономики. Монополия проявляется в различных формах. Типичный вид монополии - монополия производителя. С первых лет советской власти в нашей стране стали строить предприятия-гиганты, которые изначально становились единственными производителями определенного вида продукта, т.е. создавали монополии. Последствия этого известны: рост цен, снижение качества продукции, сдерживание научно-технического прогресса. Кроме того, сбои в работе таких предприятий-монополистов неизбежно приводят к сбоям в смежных отраслях и к нарушениям в функционировании национального хозяйства в целом.

Помимо этой формы для нашего хозяйства было характерно наличие своеобразных монополий: монополии государственной собственности и монополии распределения. Начиная борьбу с монополиями, надо помнить одно правило: монополизированная экономика может управляться только административными методами. Поэтому если разрушить административную систему полностью раньше, чем искоренить монополии, то это может сделать экономику неуправляемой. Отдельные факты подобного явления мы наблюдаем сейчас. Поэтому борьба с монополиями, т.е. демонополизация, должна проводиться через создание действенных, непротиворечивых законов о конкуренции, о предпринимательстве и др. Такие документы должны ставить монополизм вне закона. В них должно быть отражено, что если предприятия уличены, например, в сговоре о ценах или разделе сфер влияния, если на рынке проявляются монопольные тенденции (ваша продукция - 90% рынка, цены не меняются, качество не улучшается и пр.), то вас могут привлечь к суду.

Недостаточно только создать законы, нужно иметь организации и институты, реализующие их и несущие ответственность за их исполнение. У нас только принимают законы об экономике, но реализацию их часто пускают на самотек. В развитых странах функции реализации законодательных актов возложены на отраслевые министерства.

Все перечисленные мероприятия должны осуществляться в рамках разработанной антимонопольной политики. Необходимо прежде всего выделить объект демонополизации. В любой экономике могут существовать так называемые естественные монополии (например, единая сеть железных дорог, газопроводы, единая энергосистема и пр.). Это такая сфера деятельности, перевод которой на рыночные отношения в силу ряда технико-экономических свойств производства может привести к снижению эффективности ее функционирования.

При переходе к рынку нужно вести борьбу с мафией и коррупцией, с новыми формами существования теневой экономики, которая строится на сокрытии доходов от налогообложения и на фальсификации торговой марки.

Развивать рыночную экономику можно только при условии развитых контактов с мировым рынком, с другими странами. Пути развития внешнеэкономических отношений могут быть различными: внешняя торговля; создание совместных предприятий и свободных экономических зон; привлечение иностранного капитала; развитие валютных отношений. Но все названные процессы замыкаются на проблемах, которые надо решать: это конвертируемость рубля и государственные гарантии, соблюдение норм международного хозяйственного права.

Поскольку рынок не занимается проблемами обеспечения социально-экономических прав населения, государству в период перехода к рынку необходимо создать систему социальных гарантий для населения. Она должна действовать не только при переходе к рынку, но и в развитой рыночной экономике.

Рассматривая проблему становления и развития рынка, надо постоянно иметь в виду, что рынок сам по себе есть форма организации производства и его связей. Он может быть использован для решения различных социальных целей. В зависимости от выбора целей механизм рыночной экономики, а следовательно, и тип рынка могут быть различными.

В механизме функционирования рыночной экономики есть элементы, позволяющие реализовать любые социальные цели. Дело в том, что рынок - это еще не рыночная экономика. Под рыночной экономикой понимается рынок в единстве с экономическими функциями государства, с государственным регулированием экономики. Государство может вмешиваться в процессы перераспределения доходов и в потребление. Вмешательство его в такие процессы во всех странах увеличивается, что связано с усилением социальной ориентации национальных хозяйств. Это необходимо предусмотреть заранее и в создаваемом хозяйственном механизме России, чтобы иметь возможность реализовать социальные цели развития страны.

Условия функционирования рынка

Для успешного функционирования рынка и выполнения его функций необходимо соблюдение ряда условий:

свобода экономической, хозяйственной, предпринимательской деятельности;

свободные рыночные цены, которые устанавливаются на основе взаимодействия спроса и предложения;

конкуренция, которая является основой рынка;

гибкое государственное регулирование рынка, не подавляющее и не разрушающее рынок;

устойчивые денежная и финансовая системы;

стабильная политическая обстановка.

В качестве условий для нормального функционирования рынка некоторые экономисты также выделяют:

многообразие форм собственности;

товаропроизводитель должен быть хозяином средств производства и свободно распоряжаться результатами своего труда;

свобода производственной и коммерческой деятельности всех участников общественного производства;

четко налаженная система денежно-кредитных и финансовых отношений;

поддержание здоровой конкуренции;

развитая инфраструктура.

Классификация рынков. Типы и виды рынков. Системы, структура и инфраструктура рынка

Рынок имеет сложную структуру, охватывая своим влиянием все сферы экономики.

Структура рынка - это внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка.

Можно назвать следующие признаки структуры рынка: тесные связи между ее элементами; определенная устойчивость этих связей; целостность, совокупность данных элементов.

Рынок охватывает элементы, непосредственно связанные с обеспечением производства, а также элементы материального и денежного обращения. Существенное влияние на рынок оказывает наличие различных форм собственности и хозяйствования, особенности сферы товарного обращения, уровень разгосударствления и приватизации и другие факторы. Он связан и с непроизводственной сферой и даже со сферой духовной (область платной реализации продуктов интеллектуальной деятельности ученых, писателей, художников и др.). Все это обусловливает сложную структуру рынка, разнообразие его типов и видов.

Совокупность всех рынков, расчлененных на отдельные элементы на основе разнообразных критериев, образует систему рынков.

В экономической литературе выделяется более десятка критериев для характеристики структуры и системы рынка, его классификации. Рассмотрим некоторые из них.

1. По экономическому назначению объектов рыночных отношений:

Рынок товаров и услуг (потребительский рынок);

Рынок ценных бумаг;

Рынок труда (рынок рабочей силы);

Рынок и валюты;

Рынок информации;

Рынок научно-технических разработок (патентов, лицензий ноу-хау) и др.

2. По товарным группам:

Рынки товаров производственного назначения;

Рынки потребительских товаров (например, продовольствия);

Рынки сырья и материалов и т.д.

3. По географическому положению:

Местные (локальные) рынки;

Региональные рынки;

Национальный рынок;

Мировой рынок.

4. По субъектам или их группам:

Рынок покупателей;

Рынок продавцов;

Рынок государственных учреждений;

Рынок промежуточных продавцов - посредников и др.

5. По степени ограничения конкуренции:

Монопольный рынок;

Олигопольный рынок;

Рынок монополистической конкуренции;

Рынок совершенной конкуренции.

6. По уровню насыщения:

Равновесный рынок;

Дефицитный рынок;

Избыточный рынок.

7. По степени зрелости:

Неразвитый рынок;

Развитый рынок;

Формирующийся рынок.

8. По соответствию законодательству:

Легальный (официальный) рынок;

Нелегальный, или теневой, рынок ("черный" и "серый").

9. По характеру продаж:

Оптовый рынок;

Розничный рынок.

10. По характеру ассортимента товаров:

Замкнутый рынок, на котором представлены товары только первого производителя;

Насыщенный рынок, на котором представлено множество сходных товаров многих производителей;

Рынок широкого ассортимента, на котором есть ряд видов товара, связанных между собой и направленных на удовлетворение одной или нескольких связанных между собой потребностей;

Смешанный рынок, на котором имеются разнообразные товары, не связанные между собой.

11. По отраслевому признаку:

Рынок автомобилей;

Рынок нефти;

Рынок компьютерной техники и т.д.

В рыночной структуре особо выделяют также следующие виды рынков:

  • - Рынки товаров и услуг, куда включают рынки потребительского назначения, услуг, жилья и зданий непроизводственного назначения.
  • - Рынки факторов производства, в состав которых входят рынки недвижимости, орудий труда, сырья и материалов, энергетических ресурсов, полезных ископаемых.
  • - Финансовые рынки, т.е. рынки капиталов (инвестиционные рынки), кредитные, ценных бумаг, валютно-денежные рынки.
  • - Рынки интеллектуального продукта, где в качестве объектов купли-продажи выступают инновации, изобретения, информационные услуги, произведения литературы и искусства.
  • - Рынки рабочей силы, представляющие собой экономическая форма движения (миграции) трудовых ресурсов (рабочей силы).

Для нормального функционирования рынка необходима четко налаженная работа различных специализированных учреждений, предприятий, организаций и служб. Система таких учреждений, предприятий, организаций и служб, обеспечивающих движение товаров и услуг, представляет собой рыночную инфраструктуру.

Рыночную инфраструктуру определяют по-разному:

как комплекс элементов, институтов и видов деятельности, создающих организационно-экономические условия для функционирования рынка;

как совокупность учреждений, организаций, государственных и коммерческих предприятий и служб, обеспечивающих нормальное функционирование рынка;

как совокупность институтов рынка, которые обслуживают и обеспечивают движение товаров и услуг, капиталов и рабочей силы.

В целом инфраструктуру можно определить как совокупность институтов, систем, служб, предприятий и организаций, обслуживающих рынок и выполняющих определенные функции по обеспечению нормального режима его функционирования.

Основными элементами инфраструктуры рынка в современных условиях являются:

биржи (товарные, сырьевые, фондовые, валютные), их организационно оформленное посредничество;

аукционы, ярмарки и другие формы организационного внебиржевого посредничества;

кредитная система, коммерческие банки;

эмиссионная система, эмиссионные банки

система регулирования занятости населения и центры государственного и негосударственного содействия занятости (биржи труда);

информационные технологии и средства деловой коммуникации;

налоговая система и налоговая инспекция;

система страхования различных рисков и страховые компании;

торговые палаты, другие общественные, добровольные и государственные объединения (ассоциации) деловых кругов;

таможенная система;

профсоюзы работающих по найму;

коммерческо-выставочные комплексы;

система высшего и среднего экономического образования;

аудиторские компании;

консультативные (консалтинговые) компании;

общественные и государственные фонды, предназначенные для стимулирования деловой активности;

специальные зоны свободного предпринимательства.

Для успешного функционирования рынка и выполнения его функций необходимо соблюдение ряда условий (принципов):

    • свобода законной экономической (предпринимательской) деятельности всех участников общественного производства;
    • всеобщность рыночных отношений;
    • договорный характер экономических отношений;
    • равноправие экономических агентов;
    • определенный уровень экономической ответственности;
    • свободное рыночное ценообразование на основе взаимодействия спроса и предложения;
    • конкуренция, которая является основой рынка;
    • гибкое государственное регулирование рынка, не подавляющее и не разрушающее рынок;
    • многообразие форм собственности;
    • устойчивые денежная и финансовая системы;
    • стабильная политическая обстановка.

Рынок как эффективный механизм координации деятельности экономических субъектов характеризуется следующими преимуществами:

    • эффективное распределение ресурсов;
    • возможность функционирования при ограниченной информации о цене и издержках;
    • гибкая приспособляемость к изменениям конъюнктуры (высокая мобильность);
    • восприимчивость к достижениям НТП и оперативное их внедрение в производство;
    • свобода выбора и действий;
    • способность к удовлетворению разнообразных потребностей.

Вместе с тем рынок характеризуется и рядом негативных сторон:

    • не сохраняет невоспроизводимые ресурсов;
    • не сохраняет окружающую среду;
    • не регулирует мировые богатства и ресурсы (например, рыбные);
    • не создает коллективных товаров и услуг (образование, оборона, здравоохранение);
    • не гарантирует право на труд и доход (не перераспределяет доходы);
    • не обеспечивает фундаментальных исследований;
    • удовлетворяет запросы тех, у кого есть деньги, а не спрос на социально значимые товары;
    • подвержен нестабильности, периодическим спадам и подъемам.

В завершение отметим особенности современной рыночной экономики:

    • гибкое, адаптивное производство;
    • целевой функцией является не прибыль, а расширение рынка, модификация, повышение качества, снижение затрат;
    • насыщенность товарами и услугами;
    • изменение форм предпринимательской деятельности в сторону увеличения доли мелкого бизнеса;
    • государственное регулирование и стимулирование конкуренции;
    • формирование нового типа трудовых отношений через участие в собственности, в управлении производством рабочих (рабочая акционерная собственность).

Таким образом, рыночная экономика представляет собой многосложную систему связей, посредством которой бесчисленные индивидуальные, свободно принятые решения учитываются, суммируются и взаимно уравновешиваются. Основным источником информации, на основе которого выбирается тот или иной вариант экономического поведения, являются цены, уравновешивающие спрос и предложение.

Рыночный спрос и предложение. Рыночное равновесие. Эластичность спроса и предложения

Спрос, функция спроса

Спрос (Demand) показывает какое количество продукта, которое потребители готовы и в состоянии купить в данный момент времени по каждой предложенной на рынке цене.

Следует различать термины «спрос» и «величина спроса».

Величина спроса – это количество товара, которое потребители хотят и могут себе позволить (готовы) приобрести по данной конкретной цене. Следует отметить важное условие, что под спросом мы понимаем только то количество товара, которое способен приобрести покупатель. Таким образом, мы всегда говорим о платежеспособном спросе .

Закон спроса – это закон зависимости величины спроса от уровня цен: обычно чем ниже цена товара, тем большее его количество будет куплено, и наоборот.

Экономисты называют спросом количественную величину, меняющуюся в зависимости от разных условий, называемых факторами спроса .

На динамику спроса оказывают влияние ценовые и неценовые факторы:

  • Цена данного товара (Р);
  • Цены других товаров (субститутов и комплиментов) (Р s , Р c);
  • Текущие доходы потребителей (I);
  • Вкусы и предпочтения потребителей (Z);
  • Объективные (внешние) условия потребления (N);
  • Информация о рынке и товаре, в том числе и реклама (Inf);
  • Запасы товара (R);
  • Период времени, в том числе и сезонность потребления (T);
  • Ожидания потребителей (Е).

Спрос, конечно, зависит от многих переменных, и здесь перечислены лишь основные факторы.

Зависимость спроса от различных факторов называется функцией спроса :

Q d = f (Р, Р s 1 … Р s n , Р c 1 …Р c m , I , Z , N , Inf , R, T, E), где Q d - объем спроса.

В наиболее простом случае функцию спроса выражают исключительно от цены на товар, как от основного фактора, влияющего на спрос:

Q d = f (P)

Линейную функцию спроса (т.е. когда она представлена в виде прямой на графике) математически можно записать следующим образом:

a – максимально возможный спрос на рынке на данный товар,

b – зависимость изменения спроса от изменения цены (одновременно отражает и угол наклона кривой спроса),

p – цена на товар.

Знак «минус» показывает, что функция спроса имеет убывающий вид.

Функция спроса может быть представлена и в табличной форме в виде шкалы спроса. Например, спрос на товар можно представить следующим образом:

Также спрос и, соответственно, функцию спроса можно выразить графически:

Кривая спроса показывает зависимость между рыночной ценой и величиной спроса на данный товар. Движение вдоль кривой спроса - это изменение величины спроса при изменении цен, т.е. количества товара, которое готовы приобрести покупатели. Изменение спроса – это смещение самой кривой спроса, преимущественно оно отражает влияние неценовых факторов (исключением является изменение цен на связанные товары). Например, увеличение доходов потребителей вызывает смещение кривой спроса вправо.

Обратная зависимость динамики спроса от уровня цен определяется тремя причинами:

  • снижение цены увеличивает число покупателей,
  • расширяет их покупательную способность,
  • делает выгодным приобретение дополнительных единиц подешевевшего товара.

Действие ценовых факторов приводит к изменению величины спроса, передвигая его в другие точки по постоянной кривой спроса. Действие неценовых факторов приводит к изменению спроса (функции спроса) и выражается в смещении кривой спроса вправо (если он растет) и влево (если он падает).

Взаимосвязь цены и спроса можно рассмотреть и в обратном направлении: Р = f (Q) – это обратная функция спроса . Линейная функция спроса будет выглядеть, как

Экономический смысл обратной функции спроса: большее количество товара может быть продано только по более низкой цене.

Индивидуальный и совокупный (рыночный) спрос . Совокупный спрос на рынке складывается из индивидуального спроса множества покупателей. Причем под индивидуальным спросом может приниматься как спрос отдельного потребителя, так и спрос на одном из рынков данного товара (например, региональном). Предположим, что спрос на некоторый товар складывается из индивидуального спроса трех потребителей, тогда совокупный спрос можно представить как:

Нетипичное поведение величины спроса выражается в том, что цена увеличивается и это вызывает рост величины спроса. В экономической теории отмечены несколько эффектов, когда спрос ведет себя нетипично.

Эффект Гиффена . При повышении цен на товары первой необходимости, опасаясь дальнейшего роста цен, население с низким уровнем дохода начинает покупать эти товары в большем количестве, создавая запас на будущее. Таким образом, чем выше цена на товар, тем больше величина спроса на него. Это явление впервые описано в середине XIX века, когда под угрозой голода в Ирландии люди отреагировали на рост цены картофеля увеличением спроса на него.

Эффект Веблена (1899 г.). Этот эффект выражается в показном потреблении престижных товаров. Повышение цен на некоторые престижные товары и услуги не делает их менее привлекательными для тех, кто покупает не столько сам товар, сколько престиж, связанный с обладанием этим товаром (например, покупка дорогого автомобиля, одежды в модном бутике, обед в дорогом ресторане). Однако эффект Веблена может иметь под собой и рациональную основу: цена товара может отождествляться с его ценой, при этом потребитель начинает остерегаться покупки товаров по низким ценам. Этот эффект наиболее активно используется в маркетинге: создание модных престижных и дорогих брендов также основано на эффекте Веблена.

При выявлении сущности рыночных отношений нужно исходить из того, что по­нятие «рынок» имеет двойственное значение. Во-первых, в собственном смысле ры­нок означает сбыт, который осуществляется в сфере обмена, обращения. Во-вторых, рынок - это система экономических отношений между людь­ми, охватывающих процессы производства, распределения, обмена и потребле­ния. Он выступает в качестве сложного механизма функционирование экономи­ки, основанного на использовании разнообразных форм собственности товарно-денежных связей и финансово-кредитной системы.

Кроме обращения как такового рыночные отношения включают:

Отношения, связанные с арендой предприятий и других структур экономики, когда взаимосвязь между двумя субъектами осуществляется на рыночной основе;

Обменные процессы совместных предприятий с зарубежными фирмами;

Процесс найма и использования рабочей силы через биржу труда;

Кредитные отношения при выдаче кредитов под определенный процент

Процесс функционирования рыночной инфраструктуры управления включаю­щей в себя товарные, фондовые, валютные биржи и другие подразделения.

Рынок функционирует при определенных условиях. До последнего времени в России существовали такие условия хозяйствования, которые сдерживали развитие рыночных отношений, что было обусловлено многосубъектной системой хозяйствования, ориентированной на использование единой государственной собственности; чрезмерной регламентацией производственно-экономических процессов на макро­уровне: ограничением экономических свобод хозяйствования на микроуровне; ори­ентацией материального и финансового обеспечения всех хозяйствующих структур на централизованные методы.

В настоящее время эти ограничения формально ликвидирована Однако вместо них вступили в силу другие ограничители и сдерживающие факторы в виде непомерно высоких налогов: предоставления свобод торгово-спекулятивному предпринимательству; расширения криминальной деятельности - рэкет, вымогательство, неза­конные производственно-экономические сделки государственных и коммерческих структур. Все это отрицательно сказывается на производственно-хозяйственной дея­тельности, ведет к падению темпов производства.

В этой связи актуальное значение приобретает выбор условий, обеспечивающих введение цивилизованных рыночных отношений. Такие условия можно разделить на две группы. Первая - связана с введением общих условий Хозяйствования, обес­печивающих рыночные связи. К их числу относятся:

реализация многообразных форм собственности (частной, кооперативной, акционерной, государственной). При осуществлении этого условия необходимо соблюдать последовательность и не допускать резких нарушений сбаланси­рованности при структурных изменениях;


демократизация производства при сохранении государственных регуляторов. При этом надо исходить из того, что рыночная экономика сами по себе не является саморегулирующейся системой, способной к бесконечному процветанию; нельзя полагаться на то, что капитализм «развивается сам по себе» (Макконнелл К., Брю С. Экономикс.-М.: Республика, 1992.);

создание рыночной инфраструктуры, которая объединяет три основных элемен­та: рынок товара и услуг; рынок факторов производства; финансовый и рынок.

Вторая группа факторов включает систему мер, связанных с разработкой правового законодательства и принятия экономических положений по переходу на рыночные методы хозяйствования. Во-первых, требуются четкие меры по формированию и обладанию многообразными формами собственности и хозяйствования, не допускающие расхищения и нерационального использования. Во-вторых, преодоление дефицита через структурную перестройку приоритетных отраслей в экономике. В-третьих, превращение экономики в открытую систему с привлечением иностранного капитала и созданием смешанных предприятий.




Top