Работать на перспективу – сохранить предприятие и трудовой коллектив. Журнал "союзное государство" Проблемы оао минский тракторный завод

Но татарские аграрии предпочли мощным белорусским тракторам питерские «Кировцы»

Как стало известно «Реальному времени», «минские соглашения», достигнутые в мае этого года правительством Беларуси и Татарстаном о превращении елабужского тракторного комплекса «МТЗ-ЕлАЗ» в белорусский кластер четырех производителей сельхозтехники в России, забуксовали на старте. Основной драйвер мегапроекта - Минский тракторный завод - настаивает на предоставлении ему гарантированного заказа на поставку субсидируемой из бюджета РТ техники, тогда как Минсельхоз РТ против лоббирования какой-либо марки по региональным программам господдержки. Если последнее слово окажется за Минсельхозом РТ, то «МТЗ-ЕлАЗ» может свернуть сборку в Елабуге и перенести кластер в другой регион.

Белорусский форпост в Елабуге

Белорусские власти готовы придать производственной площадке «ТД МТЗ-ЕлАЗ», где с 2009 года ведется сборка тракторов Belarus, статус опорного производственно-сервисного центра для переноса в Россию сборочных производств ведущих производителей машиностроительной техники РБ. Эта идея закреплена в меморандуме, подписанном премьер-министром Беларуси Андреем Кобяковым и президентом Татарстана Рустамом Миннихановым. «Минские соглашения», как их окрестили в Татарстане, были заключены еще во время заседания Совета глав правительств СНГ и Евразийского межправительственного совета, который проходил в мае под председательством премьер-министра РФ Дмитрия Медведева в Казани.

Мегапроект о расширении производственной кооперации, предложенный властями Беларуси, удачно вписывался в повестку интеграционного взаимодействия Евразийского экономического союза, объединяющего Россию, Армению, Беларусь, Казахстан и Киргизию.

Гендиректор «ТД МТЗ-ЕлАЗ» Константин Анисимов подтвердил информацию о том, что идея создания кластера прорабатывается на уровне правительства Беларусь и будет способствовать укреплению позиций белорусских предприятий на российском рынке, а также созданию дополнительных рабочих мест в Татарстане и отчислению в бюджет в виде налогов (с 2003 года отчисления в республиканский бюджет РТ составили около 6 млрд рублей). Назвать точные параметры проекта он не смог, так как бизнес-проекты компаний в настоящий момент проходят экономическую экспертизу и подготовку к защите.

«Минские соглашения», как их окрестили в Татарстане, были заключены еще во время заседания Совета глав правительств СНГ и Евразийского межправительственного совета. Фото prav.tatarstan.ru

ЕлАЗ укатил от тракторов

Между тем незадолго до подписания политического меморандума на высшем уровне в белорусско-татарстанском СП «ТД МТЗ-ЕлАЗ», работавшем на протяжении 14 лет, неожиданно разразился конфликт среди учредителей компании, который привел к их окончательному «разводу». Возможно, что этот раскол и наложил негативный отпечаток на медленное и затяжное продвижение интеграционной идеи в Татарстане, несмотря на одобрение сверху. Как стало известно «Реальному времени», в мае этого года производственное объединение ЕлАЗ вышло из уставного капитала СП «ТД МТЗ-ЕлАЗ», в котором ему принадлежало 49% долей. С этого момента сборочное предприятие полностью принадлежит его белорусскому партнеру - Минскому тракторному заводу, который консолидировал 100% долей общества, подтвердил информацию «Реальному времени» гендиректор СП Константин Анисимов, назначенный в этом году вместо прежнего руководителя Слесаренко. По данным сервиса «Спарк-Интерфакс», ООО «ТД МТЗ-ЕлАЗ» создано с уставным капиталом в 1,49 млрд рублей. Основным акционером является ОАО «Минский тракторный завод» - 51% акций. С мая этого года 49% акций перешло ООО «Торговый дом МТЗ-ЕлАЗ».

По всей видимости, кадровое назначение было призвано улучшить экономику сборочного производства. По данным «Спарк», на протяжении 2013, 2015, 2016 годов производство показывает минусовую прибыль, то есть убытки. Так, выручка по итогам 2016 года составила 3,39 млрд рублей, убыток - 152,5 млн рублей.

Константин Анисимов - выходец из «Белорусского металлургического завода - управляющая компания холдинга «Белорусская металлургическая компания». «ЕлАЗ вышел из состава учредителей СП по решению собрания учредителей в мае этого года, - рассказал он. - Мы много лет работали вместе, но в один прекрасный момент решили, что программы (лицензионной сборки тракторов, - прим. ред. ) закончены, они себя исчерпали. В дальнейшее развитие «МТЗ–ЕлАЗ» пойдет один, самостоятельно, без ПО «ЕлАЗ». В ответ на вопрос, будет ли проводиться ребрендинг компании, глава белорусской компании дал понять, что, скорее всего, нет, так как переименование компании потребует значительных финансовых ресурсов на маркетинг нового названия производителя. По словам Константина Анисимова, за 14 лет работы СП было реализовано более 35 тысяч единиц техники, а российская казна получила 6 млрд рублей налогов.

Выйдя из уставного капитала СП, ПО «ЕлАЗ» прекратило лицензионную сборку тракторов Belarus. Как следует из данных сайта компании, сегодня ЕлАЗ пытается перепрыгнуть из привычного для себя сельскохозяйственного сегмента в класс дорожно-строительной и специальной техники, удалив со своих страниц любое упоминание о белорусских тракторах. Неприятный поворотный для предприятия момент руководство компании предпочло оставить без каких-либо комментариев. На запрос «Реального времени» о причинах «развода» с МТЗ, гендиректор ПО «ЕлАЗ» Камиль Галимов ничего не ответил, поручив подготовку ответа своему заместителю по имущественным вопросам, но с тех пор редакция не получила никакой информации. Мобильный телефон помощника президента по авиакомплексу Равиля Зарипова, который считается одним основателей СП, был недоступен. По данным «Спарк-Интерфакс», «ПО Елабужский автомобильный завод» фактически контролируется Равилем Зариповым. Основной акционер предприятия - ООО «Инвестпромком», ему принадлежит 37,99% акций. С июня 2016 года на 100% долей этой компании принадлежит Айгуль Зариповой (видимо, дочери Равиля Зарипова), а сам Равиль Зарипов напрямую владеет 11,99% акций предприятия. Другими акционерами выступают кипрская Scelissel Trading Limited (25% акций) и ООО «Булак Инвестмент» (25% акций). В свою очередь, это общество на 50% принадлежит ООО «Татиндтрейд», совладельцами которой являются экс-депутат от РТ Хафиз Салихов и его дочь Эльмира, а также Рамиль Мавлютов (каждому из них принадлежит по 4% акций предприятия).


ЕлАЗ пытается перепрыгнуть из привычного для себя сельскохозяйственного сегмента в класс дорожно-строительной и специальной техники

Плачу и не плачУ

Напомним, что партнерство с МТЗ оказалось самым долгоиграющим для ЕлАЗа сборочным производством, которое вытянуло его из сложного финансового положения в начале нулевых. По условиям соглашения, СП было наделено функциями генерального дистрибутора техники в Приволжском и Уральском федеральных округах, а ЕлАЗ по лицензии МТЗ собирал колесные трактора, но только двух марок - МТЗ-82 и «Беларус-1221». Спустя 7 лет совместной деятельности между ними словно черная кошка пробежала. МТЗ решил запустить на мощностях собственную сборку тракторов, но уже более современных моделей и с более мощными двигателями, создавая внутреннюю конкуренцию ЕлАЗу. Кто из них больше продавал тракторов - доподлинно неизвестно. Но в ответ Елабужский автозавод начал постепенно «уходить» в сборку спецтехники. Так, с 2011 года открыл сборку экскаваторов с турецкой Cukurova. С каждым годом «тракторная программа МТЗ» на ЕлАЗе медленно затухала, а его гендиректор Камиль Галимов не раз заявлял, что российский рынок «затоварен», хотя и не переставал параллельно вести переговоры с российским концерном «Тракторные заводы» о налаживании сборки тракторов. С выходом из капитала «ТД МТЗ-ЕлАЗ» автозавод окончательно отказался от борьбы за аграрные заказы на поставку тракторов.

Неофициально причиной «развода» с ЕлАЗом называется нежелание татарстанского партнера инвестировать в развитие сборочного производства белорусских тракторов. «За все время существования «ТД МТЗ-ЕлАЗ» производственное объединение ЕлАЗ не вложило ни копейки, кроме уставного фонда. Сюда инвестировал только один учредитель - Минский тракторный завод. Поэтому ЕлАЗ забрал те деньги, которые инвестировал, и ушел - вот и вся история. Никакого капитала здесь не было - у них был только уставный фонд, все. Никакую землю никто не вносил. Все приобреталось обществом за счет осуществления деятельности. Поэтому существует огромный долг перед Минским тракторным заводом. Все, что создано, - создано за счет оборотных средств Минского тракторного завода», - утверждает собеседник издания в руководстве «ТД МТЗ-ЕлАЗ». «У ЕлАЗа был один выход - либо выйти, либо заплатить деньги. Он решил выйти и не участвовать в субсидиарной ответственности», - заключил он.

Неофициально причиной «развода» с ЕлАЗом называется нежелание татарстанского партнера инвестировать в развитие сборочного производства белорусских тракторов

Belarus забуксовал на татарстанской «тракторной» программе

Похоже, что «развод» с ЕлАЗом все-таки ударил по бизнесу «ТД МТЗ-ЕлАЗ». Как стало известно «Реальному времени», с запуском в августе этого года специальной «тракторной» программы по субсидированию закупок тракторов мощностью свыше 300 л. с. белорусский «ТД МТЗ-ЕлАЗ» не смог заключить ни одного договора на продажу своей техники татарстанским сельхозпроизводителям. Информацию об этом подтвердили в руководстве Минсельхоза РТ и дочерней компании МТЗ. На вопрос о причинах провала продаж глава компании ответил встречным вопросом: «А я хочу спросить у Минсельхозпрода РТ. Я обращался, но нас не включают, - удивляется Константин Анисимов. - Почему - не знаю. И это вопрос диалога. Недавно мы показывали президенту РТ трактор с двигателем «Камминз Кама» в надежде на то, что он будет работать в Татарстане».

В этом году Минсельхоз Татарстана впервые запустил «тракторную программу» по обновлению парка сельхозтехники высокопроизводительными тракторами мощностью от 300 л. с. и выше, - рассказал «Реальному времени» заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия РТ Тальгат Тагирзянов. - Она предусматривает субсидирование 50% стоимости техники сельхозпредприятию за счет бюджета РТ. По решению президента РТ на дотирование закупок энергонасыщенных тракторов выделено 600 млн рублей, которые позволят увеличить производительность труда на селе. Это насущный вопрос, так как сегодня в сельском хозяйстве Татарстана постоянно работают всего 65 тысяч человек или 2% от общего населения республики. Им необходимо произвести продукцию, которая обеспечивала бы потребности 3,5 млн татарстанцев. Вот эти люди справляются со всеми видами сельскохозяйственных работ - вспахивают, засеивают и убирают урожай, раздают корма, а с ручным трудом мы далеко не уйдем. Мощные трактора нужны для быстрого проведения посевной и уборочной компании.

По словам Тагирзянова, эта беспрецедентная мера поддержки сельчан стала дополнением к основной республиканской программе по технологическому переоснащению сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. По этой программе субсидируются все сельскохозяйственные машины и оборудование, самоходная техника, грузовой автотранспорт, оборудование для животноводства и переработки сельскохозяйственной продукции. Обязательное условие: техника должна быть произведена в РФ, а покупатель должен оплатить полную ее стоимость (потом 40% без НДС возмещается из бюджета РТ). «В этом году общая сумма субсидий на возмещение техники составила 1,7 млрд рублей. Если кто-то полагает, что Минсельхоз РТ якобы лоббирует продвижение тех или иных марок сельхозтехники, навязывая им определенные закупки, отвечу, что это не так! Никакого перечня рекомендованных производителей нет, нет ни списков, ни реестров. По республиканской программе субсидируются приобретенные у любых российских производителей тракторы. Если бы мы установили перечень, то должны были бы объявить о каких-то критериях выбора производителя, чтобы соблюсти антимонопольное законодательство, - рассказывает замминистра. - По тракторной программе субсидируется ровно половина стоимости, т. е. 50% с НДС, при этом трактор должен быть российским, с мощностью от 300 л. с. (российское происхождение должно быть подтверждено паспортом самоходной машины РФ). Выбор - за потребителем. Так работает конкуренция: покупают ту технику, у которой лучше цена и качество. Полностью механизм субсидирования закупок определен постановлением КМ 78 от 10 февраля 2017 года «О мерах государственной поддержки агропромышленного комплекса в 2017 году за счет средств бюджета РТ».

По словам замминистра, ежегодно хозяйства приобретают свыше 300 тракторов различных марок, где львиную долю (50%) составляют минские тракторы МТЗ-1221 и МТЗ-82. «Но нынче хозяйства отдали предпочтение тракторам К-744 Петербургского тракторного завода «Кировец» (21 шт.), тракторам Buhler Versatile (13 шт.) мощностью 375 л. с, собранных краснодарским Ростсельмашем (Ростсельмаш полностью купил канадский тракторный завод Buhler Versatile Inc), и еще куплено несколько тракторов Claas, собранных в Краснодаре, «Нью Холланд», собранных на челнинском заводе, а также тракторы «Балтиец» и «Агромастер». На сегодня просубсидировано 48 тракторов на сумму в 260 млн рублей. Оплачен сельхозпроизводителем 81 трактор, поставка идет, по мере представления документов они будут просубсидированы. Подчеркнем, что программа еще не завершена.

«В этом году Минсельхоз Татарстана впервые запустил «тракторную программу» по обновлению парка сельхозтехники высокопроизводительными тракторами мощностью от 300 л. с. и выше», - говорит Тальгат Тагирзянов

Белорусская ставка на татарстанские субсидии

Учитывая недавний опыт, который, похоже, заметно остудил пыл белорусских компаний, руководство дочерней компании МТЗ в Татарстане считает, что производственный кластер может быть создан лишь под гарантии возврата инвестиций. Имея в виду получение твердых заказов на закупку субсидированной техники.

«Что значит создать кластер? Это направить инвестиции. Но сегодня в России нет такой законодательной базы, которая позволяет мне обезопасить инвестиции. Законодательство РФ меняется в сторону ужесточения и дополнения технологических переделов. Это ведет к тому, что чтобы получить субсидии и утильсборы, надо стать заводом полного цикла по производству тракторной техники», - рассуждает представитель «ТД МТЗ-ЕлАЗ».

По его мнению, тут возникает противоречие. С одной стороны, можно закупить отечественные комплектующие - двигатели, трансмиссию, но с другой, «если нет понятного объема, то как я могу покупать комплектующие автокомпоненты?». «Локализацию я могу планировать, если есть четкие и понятные объемы поставок техники, - уточняет он. - Тогда я могу пойти к смежникам и сказать: хочу закупить 3 тысячи крышек для кабины. А как иначе я буду заказывать топливную аппаратуру, фильтры, диски, когда я не знаю объема поставок». Одним словом, белорусский производитель добивается от Минсельхоза РТ гарантий сбыта собираемой техники, а в противном случае вынужден будет свернуть сборку в Елабуге.

«Если цифры покажут, что бизнесу может быть дан зеленый свет, он будет. Но если экономика покажет, что по разным причинам - утильсбор, недостаточная квалификация на этой территории рабочих, логистика - все что угодно, не позволяет вести бизнес, то его не будет, как бы мы ни хотели», - заявил источник в компании. Между тем, в середине октября генеральный директор МТЗ Федор Домотенко уже заявил о том, что «совместное предприятие по выпуску тракторов Belarus в Татарстане планируется объединить с производством в Вологодской области в единое сборочное предприятие», правда, место их базирования не раскрыл. «Беларусь и Россия изучают возможность организации совместного экспорта в третьи страны тракторов Belarus, выпускаемых в Череповце Вологодской области, - передало его слова агентство БЕЛТА с межрегионального совета по кооперации с иностранным участием в Вологде. Впрочем, в Татарстане уверены, что «батька Лукашенко не отпустит их с закрепленного места».

Луиза Игнатьева, фото Максима Платонова

ОАО «Минский тракторный завод» разрабатывает и изготавливает колёсные и гусеничные тракторы, мотоблоки, прицепные и навесные орудия для сельскохозяйственных, строительных, лесных и коммунальных работ, запасные части, товары народного потребления, организует на лицензионной основе их производство, оказывает услуги по налаживанию и проведению сервиса.

Дата основания и основатель МТЗ:
29 мая 1946 г. для растущих потребностей сельского хозяйства в тракторах создается Минский тракторный завод (МТЗ), первой продукцией которого был трактор КД-35.


В 1949 г. главным конструктором Минского тракторного завода назначается Дронг Иван Иосифович .

И.Й. Дронг - выдающийся организатор тракторостроения, который 23 года проработал на Минском тракторном заводе, в том числе 7 лет - генеральным директором.

История и развитие МТЗ:

1946 - возводятся поселок мотовелозавода, поселок тракторного завода.
1953 - началось производство тракторов МТЗ-2.
1966 - за внедрение передовой технологии предприятие награждено Орденом Ленина.
1971 - за большие успехи в производстве тракторов и создании высокопроизводительных конструкций предприятие награждено Орденом Октябрьской революции.
1972 - с конвейера сходит миллионный трактор.
1975 - создается производственное объединение Минский тракторный завод.
1984 - начало производства стосильного трактора (МТЗ-102).
1995 - с конвейера сходит трехмиллионный трактор.


2000 - спроектирован и создан гусеничный трактор (Беларус-1802).
2003 - изготовлены опытные образцы трактора Беларус МТЗ-2822 (280 л.с.), создан ООО «Торговый дом МТЗ-ЕлАЗ» в г. Елабуга.
2006 - за особые достижения в хозяйственном развитии предприятию присуждено Почетное государственное знамя Республики Беларусь.
2008 - открыто сборочное производство в г. Бишкеке.
2009 - состоялась презентация модели трактора «Беларус-3023» с бесступенчатой электромеханической трансмиссией. Трактор «Беларус-3023» на крупнейшей сельскохозяйственном показе в Европе «AGRITECHNICA-2009» завоевал серебряную медаль.
2010 - открыто сборочное производство «Беларус-3022 ДЦ.1» в г. Татарстане
начат выпуск лесных машин МЛПТ 354 М1, открыта сборочная линия «Белорусов» в г. Регин, Румыния.
2011 - разработана конструкция колесного трактора общего назначения тягового класса 4 мощностью 212 л.с. «Беларус-2422».
2014, январь - преобразование РУП «МТЗ» в Открытое акционерное общество «Минский тракторный завод».
2014, сентябрь - создание «МТЗ-ХОЛДИНГ».


За более чем шестидесятилетнюю историю своего существования завод превратился в одного из крупнейших производителей сельскохозяйственной техники в мире, на котором работает более 22 000 человек.

На сегодняшний день Belarus 3522.5, на который установлен 6-цилиндровый двигатель объемом 7,2 литра и мощностью 355 л. с., - самая мощная модель, выпускаемая на МТЗ. Одно колесо этого полноприводного трактора весит более 700 кг.


В настоящее время ОАО «Минский тракторный завод» ведет активную деятельность на рынках более чем 60 государств и имеет сборочные производства в различных уголках планеты.

Открытое акционерное общество «Минский тракторный завод» (ОАО «МТЗ») входит в восьмёрку крупнейших производителей сельскохозяйственной техники в мире (около 8-10 % от мирового рынка колёсных тракторов).

«Основные направления развития белорусского и мирового тракторостроения» — такова была тема международной научно-технической конференции, которая прошла 27 мая на МТЗ. Форум собрал под своей крышей конструкторов, производственников, ученых, маркетологов, торговых представителей - всех, кто непосредственно заинтересован в выпуске конкурентоспособной техники нашей марки и ее дальнейшем продвижении на мировом рынке.

Заместитель министра промышленности Беларуси Александр Огородников, открывая мероприятие, поздравил присутствующих с 70-летием завода, пожелал МТЗ увеличения заявок от потребителей техники, а его торговым партнерам - роста продаж «Беларусов». Замминистра сделал акцент на значимости нашего предприятия в экономике страны, в частности на его весомой доле в объеме экспорта отечественной продукции, и пожелал участникам форума интересных злободневных тем и конструктивного разговора.

МТЗ - ПО СТРАНАМ И КОНТИНЕНТАМ

За свою 70-летнюю историю Минский тракторный завод снискал славу одного из ведущих мировых производителей сельхозтехники. Достойная репутация предприятия, ставшая результатом труда тысяч заводчан, - не только предмет гордости, но и в хорошем смысле груз ответственности. Сегодня, с учетом весьма непростой ситуации на рынке сбыта, обусловленной негативным влиянием последствий мирового кризиса, продажи техники всех производителей сократились вдвое. Минскому тракторному при этом удалось сохранить абсолютное лидерство в производстве колесных тракторов на постсоветском пространстве, а также свою долю на традиционных рынках сбыта. Об этом сообщил исполняющий обязанности заместителя генерального директора ОАО «МТЗ» по маркетингу - маркетинг-директора Юрий Пототурко.

По словам специалиста, по итогам минувшего года завод выпустил 28411 «Беларусов», что составляет почти 90 процентов объема колесных тракторов, произведенных на территории бывшего Союза. В России, которая традиционно является для МТЗ самым крупным экспортером, парк тракторов на 75 процентов состоит из техники нашей марки. И в нынешней ситуации предприятию удалось сохранить на этом рынке свою долю.

Начиная с 1955-го, а именно этот год стал точкой отсчета экспортных поставок заводской продукции, к примеру, в Пакистан уехало 130 тысяч тракторов, в Венгрию - 115 тысяч, Польшу - 41,7 тысячи, Египет - 40,7 тысячи, на Кубу - 33 тысячи, в Сербию - 23 тысячи. Только за последние десять лет МТЗ экспортировал 505 тысяч «Беларусов» на общую сумму 7,7 миллиарда долларов. География поставок за этот период насчитывает 100 стран.

В частности, в минувшем году предприятие отправило за рубеж 26 тысяч тракторов, уточнил Юрий Пототурко. В общем объеме производства доля поставок техники за пределы республики оставила 97,5 процента.

Учитывая экспортоориентированность выпускаемой продукции, МТЗ имеет широкую товаропроводящую сеть за рубежом. Сегодня она насчитывает 99 организаций, при этом 67 субъектов ТПС работает в странах дальнего зарубежья, 14 - в России, 32 - в остальных государствах Содружества. В частности, за рубежом действует и 12 сборочных производств «Беларусов».

Характеризуя сегодняшнее положение вещей, Юрий Пототурко акцентировал внимание на положительных тенденциях развития экспорта, отмечаемых в нынешнем году. За четыре месяца 2016-го по отношению к такому же периоду минувшего года поставки за рубеж в целом увеличились на 7 процентов. В част-ности, экспорт в дальнее зарубежье вырос на 10 процентов, в СНГ и Украину - на 40 процентов. По мнению специалиста, успех наблюдается прежде всего там, где субъекты товаропроводящей сети действуют с учетом интересов МТЗ и в одной с ним связке. К слову, в очередной раз подвести итоги этой совместной деятельности, проинформировать своих торговых партнеров о новых перспективных разработках, чтобы создать единую картину инновационных возможностей производителя техники, продвижением и продажей которой и занимаются субъекты ТПС, было главной целью состоявшегося 27 мая форума.

В качестве примеров наиболее успешного сотрудничества Юрий Пототурко выделил работу компании «Беларус-Агропанонка» в Сербии. Контрольный пакет акций этой компании - 51 процент - принадлежит МТЗ.

С 2010 года на сербский рынок предприятие поставило порядка 4 тысяч тракторов. Также в числе лучших была названа и на 100 процентов являющаяся собственностью МТЗ компания «Беларус-Трактор» в Венгрии, которой за пять лет было продано 6 тысяч единиц техники.

Исполняющий обязанности маркетинг-директора также отметил активизацию сотрудничества с кубинской стороной, что удалось сделать в рамках действия 534-го Указа главы нашего государства и с использованием кредитных средств Банка развития Республики Беларусь. Он уточнил, что в настоящее время предприятие начало отгрузку продукции на Остров свободы по новому контракту на сумму в 5 миллионов долларов.

Озвучивая планы работы на рынках стран СНГ, и в частности на российском, Юрий Пототурко сообщил о грядущей реструктуризации действующей в соседнем государстве товаропроводящей сети. Новое решение должно способствовать увеличению сферы влияния МТЗ на российском рынке.

ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ТЕХНИКИ

Умение грамотно выстроить политику продаж - без сомнений, одно из правил успеха на рынке сбыта, но при этом далеко не единственное и не первостепенное. Во главе угла стоят спрос, который, как известно, определяет предложение, и конкурентоспособность выпускаемой продукции. О путях повышения конкурентоспособности техники нашей марки рассказал генеральный конструктор ОАО «МТЗ» Андрей Стасилевич.

Он отметил, что, выпуская широкий модельный ряд «Беларусов», предприятие учитывает особенности эксплуатации тракторов в различных регионах мира и уже сегодня предлагает потребителям машины мощностью от 5 до 350 лошадиных сил, а в ближайшей перспективе - 450 лошадиных сил. При этом предусмотрен и различный технический уровень тракторов - от упрощенных до высокотехнологичных, специальных модификаций и агрегатирующихся с широким спектром сельхозорудий. Андрей Стасилевич озвучил основные направления развития существующего модельного ряда тракторов и создания новых «Беларусов», нашедших свое отражение в принятой на предприятии концепции. В числе этих векторов - переход на интенсивные технологии, решение экологиче-ских аспектов, дальнейшее улучшение условий труда оператора и совершенствование продукции в целом.

Предметно о развитии конструкции тракторов в настоящее время и в перспективе рассказал заместитель генерального конструктора ОАО «МТЗ» - главный конструктор тракторной техники Николай Зезетко. Приоритетные направления инновационного развития специальной техники озвучил заместитель генерального конструктора ОАО «МТЗ» - главный конструктор по спецтехнике Владимир Коробкин.

КОНЦЕПЦИЯ ДО 2030 ГОДА: СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА

На базе принятой концепции инвестиционного и инновационного развития «МТЗ-ХОЛДИНГА» до 2030 года на предприятии разработана стратегия ее реализации. Об этом, а также о перспективных решениях в технологической сфере участникам конференции рассказал главный технолог ОАО «МТЗ» Александр Лебедев.

В числе важнейших стратегических планов холдинга сегодня определены постановка на производство новой продукции, совершенствование и повышение технического уровня выпускаемых машин, улучшение их качества, снижение себестоимости, экономное использование топливно-энергетических ресурсов и полная загрузка производственных мощностей. Для решения этих задач предполагается провести поэтапную модернизацию действующих производств, в том числе заготовительного, термического и механосборочного. Планируемое внедрение инновационных технологий позволит к 2030-му нарастить объемы выпуска тракторов в целом на предприятиях холдинга до 50 тысяч в год. При этом в свете решения об увеличении доли энергонасыщенной техники в общем объеме производства тракторов перед предприятием стоит задача переориентировать имеющиеся мощности преимущественно на выпуск «Беларусов» в 120-350 «лошадей» и больше. На первом этапе - к 2025 году - предполагается довести эту долю до 60 процентов, к 2030-му - до 70-ти.

Кроме того, как отметил Александр Лебедев, с учетом одного из направлений развития тракторной техники, предполагающего переход на выпуск гидромеханической трансмиссии, также предстоит серьезная работа по модернизации производства, причем по всем технологическим переделам. Специалист озвучил и ряд других планирующихся к реализации проектов, нацеленных на улучшение качества выпускаемой продукции, ее дальнейшее совершенствование, повышение энергоэффективности производства. Он уточнил, что сегодня на всех заводах, входящих в состав холдинга, разработаны и приняты к исполнению соответствующие бизнес-планы.

В свете наметившейся тенденции развития выпуска запасных частей на предприятии уже сегодня подготовлен и архитектурный проект строительства логистического комплекса для отгрузки запчастей и тракторокомплектов. Его наличие позволит ускорить срок подготовки заказов и улучшить качество их исполнения, а также защитить рынки от контрафактной продукции.

ПОДВОДЯ ИТОГИ

В заключительной части конференции слово для выступлений, как и предполагала программа, было передано почетным гостям - представителям предприятий и научных организаций, сотрудничающих с Минским тракторным заводом, а также субъектов ТПС за рубежом. Речь шла о дальнейших перспективах «Беларуса-3023» с электромеханической трансмиссией, созданного МТЗ совместно с ООО «Русэлпром», о современных тенденциях в тракторной гидравлике и электронике, в том числе о новых комплектующих «Bosсh Rexroth», а также о современных системах топливоподачи и сервисной диагностике дизелей.

О сотрудничестве с МТЗ в области создания конкурентоспособной тракторной техники рассказал генеральный директор объединенного института машиностроения Национальной академии наук Беларуси Сергей Поддубко. Результаты совместной с МТЗ деятельности в сфере реализации «Беларусов», а точнее - об успехах этой деятельности, сообщили генеральный директор ООО «Беларус-Агропанонка» в Сербии Драголюб Швоня и генеральный директор торгового дома «МТЗ-Ставрополь» Петр Чирва.

Подводя итоги конференции, нельзя не отметить, пожалуй, то самое главное, что неоднократно звучало из уст докладчиков и гостей в зале. Это возможность открытого диалога между производителем техники и его торговыми партнерами, обоюдное желание совместными усилиями решать возникающие проблемы и, несмотря на сложности экономической ситуации, двигаться вперед.

Тальби АБДУЛАХ, представитель фирмы «Podia», партнера МТЗ во Франции:
- Наша компания сотрудничает с Минским тракторным заводом уже несколько лет. Французский рынок очень требователен, на нем присутствуют разные производители, ужесточаются экологические требования к тракторам, и в этом направлении сегодня нам с МТЗ есть над чем поработать. Конференция - отличная возможность, чтобы реально оценить ситуацию и узнать о перспективах развития тракторов марки «Беларус», в том числе и об активизации деятельности по выводу на европейский рынок машин с двигателями, отвечающими 4-й ступени требований ЕС. Стоит отметить, что между нашей компанией и предприятием в настоящее время налажено тесное взаимодействие, это способствует слаженной работе и преодолению возникающих сложностей. Мы со своей стороны готовы обеспечить обратную связь и поучаствовать совместно с заводом в продвижении «Беларусов» во Франции.

Леонид АСТАПОВИЧ, директор компании «Беларус Трактор» в Чехии:
- Участие в конференции дало возможность услышать о новых направлениях, которые разрабатывает МТЗ, узнать, чем живет предприятие и каковы перспективы дальнейшего развития. Предметный интерес для нас представляли новые разработки. Сегодня необходимо предлагать более новую, востребованную на западном рынке технику, и эти перспективы мы имели возможность увидеть. В целом, что касается сегодняшней ситуации на мировом рынке, мы довольны итогами нашей совместной работы. По итогам 2015-го продажи «Беларусов» в Чехии выросли более чем на 10 процентов. Мы продолжаем сохранять на этом рынке свою долю. Она составляет порядка 3,5-4 процентов, и с учетом того, что в Чехии есть свой мощнейший производитель тракторов, это достойный результат. Кроме того, есть успехи и в продвижении энергонасыщенной техники МТЗ. В минувшем году мы продали три трактора модели 2022 и столько же машин модели 1523. В этом году - один «Беларус-2022». Наиболее популярными на чешском рынке пока остаются 952-й и 320-й тракторы МТЗ. При этом в настоящее время сфера деятельности расширилась. Благодаря сертификации «Беларусов» 132 и 152, которую мы провели в Чехии совместно со Сморгонским агрегатным заводом, произошел заметный подъем продаж мини-техники. Если в 2015-м было реализовано шесть упомянутых «Беларусов», то за четыре месяца 2016-го - уже 12.

Рареш КЫНДЗЯ, представитель компании «IRUM» в Румынии:
- На базе нашей компании создано сборочное производство «Беларусов». В настоящее время техника МТЗ востребована на румынском рынке сбыта и продолжает набирать популярность. Ваши тракторы заслужили положительные отзывы наших потребителей сельхозтехники, и мы готовы к активизации дальнейшего сотрудничества.

Я очень благодарен МТЗ за приглашение на конференцию, за возможность увидеть новые модели «Беларусов», получить представление о перспективных разработках, а также за активное и продуктивное сотрудничество, за готовность к диалогу и решению совместных задач.

Драголюб ШВОНЯ, директор «Беларус-Агропанонка» в Сербии:
- Для меня было большой честью выступать перед участниками конференции, и я благодарен за это МТЗ. Наше сотрудничество началось 20 лет назад. Тогда я впервые приехал в Беларусь и сразу ощутил очень теплый прием, в том числе и со стороны производителя «Беларусов». За это время в Сербии продано порядка 18 тысяч тракторов МТЗ. В 1998 году «Агропанонка» стала официальным представителем завода, а в 2008-м была создана совместная компания «Беларус-Агропанонка», что послужило еще более тесному сотрудничеству. Организация в 2010-м сборочного производства тракторов МТЗ в Нови-Саде стала знаковым событием и позволила еще дальше продвинуться в совместной деятельности. Сегодня у нас нет нерешенных вопросов, и есть уверенность в том, что со стороны МТЗ всегда можно рассчитывать на помощь и поддержку.

Петр МИТРОНОВ, главный механик ОАО «Шереметьево-Карго»:
- Наша компания сегодня является самым крупным грузовым терминалом Российской Федерации. При обслуживании воздушных судов в аэропорту Шереметьево мы с успехом используем тракторы «Беларус». Это надежные машины, простые в эксплуатации, недорогие. Есть единственный так называемый минус - требования аэропортов к габаритам техники. «Беларусы» по этим меркам слишком большие. При этом трактор 82-й модели, к примеру, может буксировать грузы весом до 40 тонн, чего не может ни один аналог, предназначенный для работы в воздушных портах. Мы работаем с МТЗ с 1992 года. Сегодня в нашем парке 78 «Беларусов». В настоящее время ведем переговоры с МТЗ об уменьшении габаритов тракторов. Буквально недавно нам удалось решить этот вопрос с конструкторами, и нам был поставлен «Беларус-952», который специально изготовлен в «меньшем росте». Хотелось бы развивать сотрудничество в этом направлении и дальше.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    История создания РУП "Минский тракторный завод". Задачи планово-экономического и маркетингового отделов. Специфика закупочной и распределительной логистики. Пути повышения конкурентоспособности завода и стимулирования сбыта, оптимизация ценовой политики.

    отчет по практике , добавлен 03.11.2013

    Ассортимент продукции и структура основных фондов предприятия. Расчет показателей материально-технического обеспечения и затрат. Оценка финансовых результатов деятельности. Функции отдела маркетинга. Изучение товарной, ценовой и коммуникационной политики.

    отчет по практике , добавлен 16.11.2013

    Оценка внешней макросреды, условий конкуренции и проведение SWOT-анализ деятельности предприятия с целью разработки маркетинговой (конкурентной) и инструментальной (товарной, ценовой, распределительной, коммуникационной) стратегий развития организации.

    курсовая работа , добавлен 06.04.2010

    Характеристика хозяйственной деятельности. Исследование товарной политики организации. Показатели рентабельности товарной номенклатуры. Исследование ценовой, коммуникационной и сбытовой политики. Анализ клиентурного рынка и потребительских предпочтений.

    курсовая работа , добавлен 08.05.2011

    Теоретические основы формирования товарной политики, примеры реализации стратегии ее проведения в зарубежных компаниях. Анализ эффективности товарной политики в ОАО "Минский завод игристых вин", ее проблемы, внешние и внутренние условия формирования.

    дипломная работа , добавлен 29.08.2011

    Анализ технико-экономических показателей деятельности ОАО "Гомельдрев". Анализ товарной политики предприятия. SWOT–анализ хозяйственной и маркетинговой деятельности организации. Совершенствование линий производства и формирования ассортимента товаров.

    курсовая работа , добавлен 12.03.2016

    Характеристика организационной структуры и управления ОАО "Минский лакокрасочный завод", изучение его видов деятельности, основных покупателей и конкурентов. Маркетинговые коммуникации предприятия. Методы совершенствования маркетинговой деятельности.

    отчет по практике , добавлен 03.09.2010

    Состояние рынка мебели и конкуренции на нем. Анализ хозяйственной деятельности, товарной, ценовой и сбытовой политики предприятия, его сильных и слабых сторон. Разработка стратегии маркетинга и совершенствования системы маркетинговых исследований.

    дипломная работа , добавлен 22.11.2014

Во время встречи с представителями трудового коллектива

Сохранение трудовых коллективов в непростых экономических условиях является одной из главных задач руководства предприятий. Об этом Президент Беларуси Александр Лукашенко заявил 15 мая при посещении ОАО "Минский тракторный завод".

"Мы будем сохранять трудовые коллективы, но поддерживать будем только тех, кто хочет работать, - сказал Глава государства. - Впереди еще более мощная конкуренция. Поэтому разгильдяям, тунеядцам, алкоголикам и проходимцам в трудовых коллективах делать нечего".

Александр Лукашенко констатировал, что ситуация в мире непростая, а мировая экономика медленно и тяжело восстанавливается. По его словам, главная причина того, что происходит в белорусской экономике, кроется во внешних факторах, в том числе ситуации на российском рынке, куда поставляется около половины производимой в Беларуси продукции. "МТЗ еще повезло, потому что вы выпускаете необходимый людям товар. Без вашей техники невозможно накормить и одеть человека", - заметил Президент.

Вместе с тем Александр Лукашенко подчеркнул, что "со счетов нельзя сбрасывать и еще одну причину существующих проблем: это наша безалаберность, бесхозяйственность и неорганизованность". В этой связи Глава государства указал на необходимость сокращения себестоимости выпускаемой продукции. Эту задачу он назвал вопросом номер один. "Если мы не будем сокращать себестоимость и понижать цену товаров, никогда богатыми не будем", - сказал белорусский лидер.

Во время посещения ОАО "МТЗ" Президенту было доложено о финансово-хозяйственной деятельности и перспективах развития. В частности, у руководства завода есть четкий план по дальнейшему развитию входящих в "МТЗ-Холдинг" предприятий, планы по модернизации выпускаемой техники и освоению новых перспективных линеек продукции, видение перспектив по ее продвижению на внешние рынки, тактика по сокращению имеющихся объемов складских запасов. Президент ознакомился с образцами выпускаемой на предприятии техники, в том числе перспективными разработками, а также осмотрел линейку навесного оборудования производства ОАО "Амкодор". Кроме того, Александр Лукашенко посетил производственные помещения тракторного завода, ознакомился с современными технологическими процессами.

Говоря о состоянии дел на Минском тракторном заводе по итогам посещения предприятия, Александр Лукашенко отметил, что ожидал худшего. Однако реальность оказалась несколько иной. Несмотря на наличие ряда серьезных трудностей, завод имеет перспективу. "Главное, что вы - ваши руководители от технологов до гендиректора - видите перспективу развития завода на ближайшие пять лет. И я уверен, что те деньги, которые нужны на модернизацию, вы найдете в собственном производстве", - отметил Глава государства на встрече с представителями трудового коллектива предприятия.

Президент также напомнил, что как МТЗ, так и другие предприятия получают природный газ по цене практически в два раза дешевле, чем на Западе, и это также является немаловажным конкурентным преимуществом. "Это, наверное, не вечно. Хотя мы будем стараться делать так, чтобы эта составляющая себестоимости была как можно ниже. А в остальном, если вы хотите больше зарабатывать, смотрите на себестоимость от включенной или выключенной электрической лампочки до современных станков. Без модернизации не обойтись", - сказал белорусский лидер.

"Никакого популизма не будет. Но завод ваш в Беларуси был, есть и будет всегда. Это бренд, лицо страны", - подчеркнул Президент.

Александр Лукашенко также подтвердил свои прежние заявления о том, что рассчитывать на получение бюджетной поддержки можно только под конкретные бизнес-планы, контракты и проекты. "Просто так деньги никому давать не будут. Нужен результат, реальный план", - добавил он. В этом же ключе ставится задача по диверсификации внешних рынков сбыта, снижению зависимости от поставок на рынки традиционных партнеров.

Наряду с этим Президент потребовал от правительства принять все необходимые меры, чтобы защитить внутренний рынок от необоснованного импорта по тем видам продукции, которая производится в Беларуси. "Упаси вас господь, если наши предприятия в этом году купят (по импорту) трактора и другую технику, которую мы производим", - сказал Президент.

Александр Лукашенко не исключил, что у новых современных образцов техники могут быть определенные недочеты. "Но надо понимать, что мы это все создали на марше. У нас этого не было. Мы за последние годы все это создали. Естественно, нужно время для того, чтобы довести технику, - сказал Президент. - Поэтому, если и есть где-то минусы... Минчане, я знаю, закупили импортные трактора для коммунальных служб. Зачем? Завод (где производятся отечественные трактора) рядом. Ну вышел из строя какой-нибудь узел, так его мгновенно отремонтируют".

Обращаясь к руководству правительства, Александр Лукашенко подчеркнул: "Мы не члены ВТО, мы никому ничего не обязаны. Давайте защитим свой внутренний рынок, не отдадим никому. От утюга до трактора и автомобиля".

По словам Главы государства, в ближайшее время на эту тему запланировано специальное совещание, где правительство доложит о принимаемых мерах и отчитается по поводу обоснованности того или иного импорта.

"А то мы сейчас страну открыли: делайте с нами, что хотите. Этого быть не должно. Мы собственного производителя должны защищать, поддерживать и продвигать. Только так мы диверсифицируем рынки", - добавил Глава государства.

Александр Лукашенко также поручил правительству принимать ответные меры в случае создания барьеров для экспорта белорусской продукции на Запад. "По поводу Запада: они (представители западных стран) у меня бывают, и я их предупредил. Хочу, чтобы правительство это реализовало. Мы их предупредили: вы закрылись от нас, мы закроемся от вас и посмотрим, как вы через Балтику или Украину будете торговать", - отметил Президент.

Александр Лукашенко напомнил, что даже в условиях введения Россией ответных санкций в отношении целого ряда западных товаров, Беларусь не прекращала сотрудничать с поставщиками на Западе.

Во время посещения МТЗ речь зашла и о сотрудничестве с Китаем. Как доложили Главе государства, прошедший недавно государственный визит Председателя КНР Си Цзиньпина в Беларусь среди прочего позволил решить ряд вопросов в сотрудничестве МТЗ с китайскими партнерами. "Если уже после этого вы не сможете выйти на китайский рынок и работать там, то грош нам цена", - заметил Президент.

Александр Лукашенко подчеркнул, что Си Цзиньпин является другом Беларуси и в ходе визита проявлял неподдельную заинтересованность в поиске новых направлений для развития сотрудничества. "Он собирал своих людей, давал конкретные задания. Цель была одна - белорусам надо подставить плечо, потому что они никогда не подводили. Это был этапный визит, - сказал Глава государства. - Он уезжал отсюда и говорил: я никогда не думал, что Беларусь такая и что визит окажется настолько результативным. Китайцы никогда просто так ничего не говорят".

По словам Президента, большой шаг также сделан в развитии межрегиональных связей между Беларусью и Китаем.

Глава государства отметил, что выделяемые льготные и коммерческие кредитные ресурсы КНР будут направляться не только на крупные проекты в масштабах страны, но также доступ к части из них планируется предоставить малому бизнесу. "Я хочу эти кредиты и малому бизнесу отдать, частникам. Пускай берут, но чтобы были железные гарантии возврата. Надо сегодня быстрее создавать альтернативную экономику, чтобы частник приходил и работал. Пускай развиваются", - заявил белорусский лидер.

В целом Александр Лукашенко отметил, что по итогам визита в белорусско-китайских отношениях произошли серьезные подвижки, которые в том числе позволят поправить некоторые проблемные места в экономике Беларуси.

Говоря о социальной тематике, Президент заявил, что при ограниченных возможностях на рост зарплат в Беларуси сохранится контроль над ценообразованием. "Мы постараемся при отсутствии роста заработной платы сбалансироваться так, чтобы цена не захлестывала зарплату", - сказал белорусский лидер.

"Главная задача по стране до выборов: мы ни в коем случае не должны заниматься популизмом и нагонять зарплату, - подчеркнул Глава государства. - Нам надо сохранить тот уровень, который остался с прошлого года".

"По ценообразованию мы проконтролируем. Практически все цены зависят от нас. Мы видим, где они падают, где поднимаются. Если растут цены на импорт, то и господь с ним. Главное, чтобы на товары белорусского производства цены не росли", - отметил Александр Лукашенко.

Вместе с тем Глава государства подчеркнул, что в ряде случаев сдерживание цен недопустимо, так как это приведет к вымыванию товаров из розницы. "Но по многим видам мы цены видим и контролируем", - заявил он.

Общаясь с представителями трудового коллектива предприятия, Президент, в частности, заявил, что "по коммуналке мы не будем двигаться так, как раньше".

Что касается возможности роста заработных плат, Александр Лукашенко подчеркнул, что в конечном счете это зависит от руководства конкретного предприятия. По его словам, если позволяют финансовые возможности, то всегда можно дополнительно материально простимулировать труд конкретных специалистов, которых важно сохранить для дальнейшего развития предприятия. "Будешь в хорошем плюсе - доплати. Но людям нужно объяснять, что нам сегодня надо деньги вложить в модернизацию, чтобы к 2020 году реализовать эти планы", - сказал белорусский лидер, обращаясь к генеральному директору МТЗ Федору Домотенко.

Глава государства призвал граждан не слушать болтунов, которые обещают легкую и счастливую жизнь, а держаться за рабочие места и своими руками создавать материальное благополучие. "Вы должны понимать ситуацию, которая складывается сегодня. Держитесь за свои рабочие места. Поменьше слушайте болтунов", - сказал Александр Лукашенко.

По словам Президента, сегодня в мире развернулась жесточайшая конкуренция, соответственно, белорусским предприятиям необходимо производить конкурентоспособную продукцию, в первую очередь по дизайну и качеству. "По цене мы выигрываем почти в два раза на некоторых образцах. Это уже хорошо. Но не думайте, что так будет всегда", - отметил белорусский лидер.

В большинстве своем конфликты и войны, происходящие в мире, имеют под собой экономическую основу, считает Президент Беларуси. "Нефть, природный газ, металлы, конечная реализация товаров - там интересы и основные деньги. Идет борьба вплоть до горячей войны. Нам в это трудное время, среднему по размеру государству, надо выстоять, выдержать, сохранить страну, производства и трудовые коллективы", - подчеркнул Александр Лукашенко.

Глава государства отметил, что предстоящие в нынешнем году президентские выборы - это экзамен для власти в целом. "И к этому экзамену мы должны достойно подготовиться без всякого популизма, чтобы вы нас потом после выборов не упрекали, что что-то пообещали, но после выборов забыли", - отметил Александр Лукашенко.

Представители трудового коллектива МТЗ задали Президенту ряд вопросов, которые касались поддержки семей с детьми, развития торговой инфраструктуры, обустройства площадок для молодежных видов спорта, роли профсоюзного движения.

"Берегите себя, своих детей и семью. Все остальное образуется. Не переживайте. Худо-бедно сорганизуемся, сгруппируемся и выдержим. Белорусы и не это выдерживали. Это же не война. Поэтому все в наших руках. Мы способны не просто выживать, а обеспечивать себя так, как надо. Только нужно шевелиться. И берегите свое здоровье. Его ни за какие деньги не купишь", - напутствовал в заключение Александр Лукашенко.




Top