Что такое справочная информация. Единая система НСИ – основа сервисно-ориентированной архитектуры. Проблемы НСИ в интерьере SOA

Отрасль: Энергетика и ЖКХ

Поскольку Росатом объединяет множество предприятий и организаций, создание общеотраслевых справочников является необходимым условием для централизации и обеспечения прозрачности закупочной деятельности и отношений с поставщиками, а также для организации совместной работы ИТ-систем предприятий отрасли. Именно поэтому проект по созданию единой отраслевой системы нормативно-справочной информации (ЕОС НСИ) был включен в «Программу трансформации финансово-экономического блока и информационных технологий» Госкорпорации. Система ЕОС НСИ охватит организации блоков «инжиниринг и строительство атомных станций», «эксплуатация атомных станций», «жизненный цикл ядерного топлива». По итогам открытого конкурса к реализации проекта была привлечена компания IBS, в качестве платформы выбрано специализированное решение SAP.

К настоящему моменту завершен пилотный проект по созданию ЕОС НСИ. В его рамках создан ряд справочников: «Контрагенты» (дебиторы/кредиторы, юридические лица, резиденты/нерезиденты), «Материально-технические ресурсы» (МТР), «Элементы промышленных объектов», «Единый план счетов», набор общероссийских справочников и классификаторов. Наиболее востребованными стали справочники «Контрагенты» (в настоящий момент содержит около 70 тыс. записей), «МТР» (около 150 тыс. записей) и «Единый план счетов». Уже в ходе пилотного проекта к ЕОС НСИ по справочнику «Контрагенты» были подключены 215 предприятий, по справочнику «МТР» - 35 предприятий. Всего в системе работает более 4 тыс. пользователей, их доступ обеспечен с помощью портального сервиса.

Сейчас ведутся работы по тиражированию системы. Ожидается, что к 2012 году общее число пользователей ЕОС НСИ достигнет порядка 10 тыс. человек. Таким образом, данный проект в области организации нормативно-справочной информации на платформе SAP станет одним из самых масштабных в мире и крупнейшим в Европе. Результаты проекта и возможности ЕОС НСИ будут использованы в целом ряде других ИТ-проектов Госкорпорации «Росатом». Среди них - создание единой отраслевой системы закупок, единой отраслевой системы интеграции корпоративных приложений, единой отраслевой системы документооборота, системы управления имущественными активами, внедрение системы единого расчетного центра и др.

«Централизация процессов ведения нормативно-справочной информации и использование соответствующей информационной системы, во-первых, повысит качество и достоверность информации, предоставляемой ИТ-системами. Во-вторых, позволит снизить затраты и временя для формирования консолидированной отчетности. В-третьих, минимизирует риски из-за неполноты или некорректности данных для платежей. Также это позволит оптимизировать и обеспечить прозрачность процессов закупок и работы с поставщиками, сократить время планирования закупок и снабжения МТР, оптимизировать процесс ведения НСИ за счет организации единой среды управления », – отметил руководитель направления по программе НСИ ЗАО «Гринатом» Кирилл Суковых .

Нормативно-Справочная информация - условно-постоянный компонент корпоративной информации, являющийся основой для унификации и нормализации данных, сопровождающих протекающие бизнес-процессы, а также регламентацию деятельности организации. Другими словами, нормативно-справочная информация – это информационный ресурс компании, формируемый внутри и получаемый, как правило, извне. Она содержит стандарты, требования, правила, положения и прочую информацию, нормирующую и систематизирующую деятельность компании.

Требование обеспечения взаимодействия и унификации различных прикладных систем бизнес-процессов протекающих на http://en.wikipedia.org/wiki/Service_oriented_architecture предприятиях и в различных организациях, консолидации отчетной документации, приводит к необходимости построения системы нормативно-справочной информации. Систему нормативной справочной информации образуют группы объектов, построенных на общероссийских, отраслевых и корпоративных (внутренних) [классификаторах] и справочниках.

Основные проблемы НСИ в корпоративных информационных системах:

  • Не в полном объеме используются Общероссийские классификаторы и справочники, разработанные государственными службами и утвержденные на федеральном уровне, предназначенные для актуального содержания информации с регулярным ее обновлением и выверкой:
  • Общероссийские классификаторы, частично представленные в системах, не актуализируются и не нормализуются;
  • Информация, в совокупности представляющая собой единое целое, разбита на несколько частей, собрана в отдельные справочники;
  • Справочники систем дублируются по содержанию информации и функциональному использованию;
  • Основной объем данных справочников не нормализован, ведение нормативно-справочной информации не регламентировано, в результате чего происходит дублирование информации при пополнении справочников. Отсутствует достаточность информации в записях справочников (записи не полно описаны);
  • Основная доля представленных в системах классификаторов, имеет слабую структуру по признакам группировки информации, и является одноуровневой, что не обеспечивается гибкостью и информативностью классификации.

Информационные системы Нормативно-Справочной Информации .

Корпоративная система НСИ обеспечивает хранение , обработку и предоставление постоянной и условно-постоянной информации пользователям системы.

Системы НСИ предназначены для поддержания корпоративных данных в актуальном состоянии, обеспечению полноты, устранению ошибок, контролю целостности и непротиворечивости данных.

Модификация хранимых в системе НСИ данных и их структуры допускается только экспертами системы. Все действия по модификации данных строго регламентируются. Пользователями информации выступают прочие ИС предприятия, получающие данные через заранее определенные интерфейсы.

Такой подход обеспечивает корректность данных внутри предприятия вне зависимости от количества и разнообразия используемых ИС, устраняя дублирование информации разными подразделениями и упрощая построение сводных отчетов.

Термин НСИ имеет советское происхождение, хотя чёткого определения в СССР введено не было. На западе более подходящим аналогом НСИ является Master Data или Master Referenced Data, сутью которых является не-транзакционная нормализованная справочная информация (каталоги) и классификаторы (иерархии). Таким образом Master Data (Мастер данные) можно рассматривать только как подмножество понятия НСИ.

Системы Управления Справочниками можно приравнять к международному понятию Master Data Management (MDM), которые могут рассматриваться как часть Service-Oriented Аrchitecture (SOA).

Принципиальным является, что словари, стандарты, правила, нормативы, которые обыкновенно включают в понятие НСИ, не являются объектами систем MDM.

См. также

  • Блог по НСИ Сабира Асадуллаева
  • SAP Master Data Management

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "НСИ" в других словарях:

    НСИ - несанкционированный съём информации Источник: http://www.energosys.ru/?nav=entr&id=6105 НСИ нормативно справочная информация; нормативная справочная информация юр. НСИ нашлемная система индикации в маркировке …

    НСИ - нормативно справочная информация … Словарь сокращений русского языка

    НСИ Банк - Банк Невастройинвест http://nsvbank.ru/​ банк., организация, Санкт ПетербургСловарь сокращений и аббревиатур

    НСИ Рунавик Полное название Nes Sóknar Ítróttarfelag Runavík Основан 1957 Стадион Рунавик … Википедия

    Полное название Nes Sóknar Ítróttarfelag Runavík Основан 1957 Стадион Рунавик … Википедия

    НСИ Рунавик Полное название … Википедия

    Нескл., мн. (ед. манси, нескл., м. и ж.). Народ, составляющий коренное население Ханты Мансийского автономного округа РСФСР, а также лица, относящиеся к этому народу … Малый академический словарь

    И грунши, груси, нескл., м. и ж … Русское словесное ударение

    Манси, нескл., м. и ж. (народ) … Русское словесное ударение

    ЕОС НСИ - единая отраслевая система управления нормативно справочной информацией Источник: rosatom.ru … Словарь сокращений и аббревиатур

Книги

  • Интегрированные системы проектирования и управления. SCADA. Учебное пособие , Кузяков Олег Николаевич , Мартынюк Роман Васильевич , Музипов Халим Назипович , Хохрин Сергей Александрович , Чащина Маргарита Викторовна , В учебном пособии рассмотрены основные сведения о программах системы реального времени "Сириус-SCADA". Описана программа "Редактор БД НСИ", предназначенная для создания баз данных… Категория: Автоматика. Вычислительная техника Серия: Учебники для вузов. Специальная литература Издатель: Лань ,
  • Интегрированные системы проектирования и управления. SCADA , Музипов Х.Н. , Рекомендовано Региональным отделением УрФО УМО вузов РФ по образованию в области радиотехники, электроники, биомедицинской техники и автоматизации в качестве учебного пособия для студентов… Категория:

Функционирование автоматизированных систем (АС), входящих в состав корпоративной информационной системы организации (предприятия, учреждения, интегрированнойструктуры, органа государственнойвласти) и обеспечивающих выполнение ключевых бизнес-процессов, невозможно без использования нормативно-справочной информации (НСИ). Соответственно, эффективность управления современной организацией во многом зависит от качества НСИ.

Компания LM Soft предлагает услуги по созданию корпоративной системы управления НСИ (КСУ НСИ) организации, позволяющей поддерживать на требуемом уровне качество нормативно-справочного обеспечения ее АС.

Ключевым элементом методического подхода LM Soft к управлению НСИ является организация в рамках корпоративной информационной системы единого Фонда НСИ - совокупности взаимоувязанных справочников, классификаторов, словарей и нормативных документов, используемых всеми АС. Управление массивами НСИ, входящими в Фонд, осуществляется централизованно силами специальной службы – корпоративного центра НСИ.

Создание КСУ НСИ представляет собой комплекс работ по постановке и автоматизации трех основных групп процессов управления Фондом НСИ:

    процессы ведения Фонда НСИ (актуализация массивов НСИ, входящих в Фонд, и информационное обслуживание потребителей НСИ – абонентов Фонда);

    процессы экспертно-методического сопровождения массивов НСИ;

    процессы организационного сопровождения массивов НСИ.

Работы включают мероприятия по формированию основных видов обеспечения системы:

    организационного (подготовка оргструктуры, организационных документов и регламентов);

    информационного (выверка, нормализация, классификация, кодирование, разработка новых массивов НСИ и т.д.);

    методического (разработка необходимых методик);

    программного.

Обобщенная схема организации работ приведена на рисунке.

развернуть все разделы

Предпосылки создания корпоративной системы управления НСИ

Данные, обрабатываемые в АС любой организации можно разделить на две категории:

    оперативная информация;

    нормативно-справочная информация.

Оперативная информация – характеристики конкретных операций, выполняемых подразделениями организации. Например, на промышленном предприятии она формируется в АС класса:

    CAD/CAM (Computer Aided Design - Автоматизированное проектирование/Computer Aided Manufacturing - Автоматизированная подготовка производства);

    PLM/PDM (Product Lifecycle Management - Управление жизненным циклом изделия/Product Data Management - Управление данными об изделии);

    MES (Manufacturing Execution System - система управления производственными процессами);

    ERP (Enterprise Resource Planning - Планирование ресурсов предприятия);

    CRM (Customer Relationship Management - Управление взаимоотношениями с клиентами) и т.п.

Таким образом, оперативная информация поддерживает управление бизнес-процессами проектирования, производства, сбыта, снабжения, управления финансами и т.п.

НСИ – условно-постоянная информация, заимствованная из нормативных документов и справочников и используемая при функционировании АС. В зарубежной практике применительно к НСИ используется термин Мaster Data (Основные данные). В базе данных АС нормативно-справочная информация представлена массивами НСИ – наборами данных, сформированными на основе документов.

Оперативная информация формируется на основе НСИ. Следовательно, при низком качестве НСИ (ошибки в записях, дублирование, противоречия, неполнота описания объектов) эффективность управления предприятием существенно снижается.

Типичными причинами низкого качества НСИ являются:

    отсутствие единых систем классификации и кодирования для массивов НСИ с информацией об однородных объектах;

    отсутствие стандартов описания объектов, представленных записями массивов НСИ;

    отсутствие регламентов ведения массивов НСИ.

Низкое качество НСИ приводит к следующим основным проблемам:

    сложность интеграции АС предприятия в единое информационное пространство;

    невозможность оперативного получения консолидированной отчетности, мониторинга ключевых индикаторов;

    невозможность полноценной организации централизованных процессов (закупки, послепродажное обслуживание и т.п.);

    рассогласование информации о продукции на различных этапах ее жизненного цикла.

Возникающие проблемы решаются с помощью создания корпоративной системы управления НСИ.

Организация функционирования КСУ НСИ

КСУ НСИ обеспечивает автоматизированное выполнение следующих процессов:

1. Ведение массивов Фонда НСИ:

    актуализация массивов Фонда НСИ;

    информационное обслуживание абонентов Фонда НСИ;

2. Экспертно-методическое сопровождение Фонда НСИ:

    формирование и нормализация массивов Фонда НСИ;

    контроль качества массивов НСИ;

    мониторинг информационных ресурсов и потребностей в НСИ подразделений и АС организации;

    разработка нормативно-методических документов по ведению и сопровождению Фонда НСИ.

3. Организационное сопровождение Фонда НСИ:

    ведение реестра Фонда НСИ (реестра массивов НСИ);

    ведение реестра поставщиков НСИ;

    ведение реестра абонентов Фонда НСИ;

    администрирование пользователей Фонда НСИ.

Схема функционирования Фонда НСИ приведена ниже:


Базовое программное обеспечение

При создании КСУ НСИ используются программные продукты класса MDM (Master Data Management) - Управление основными данными), реализующие базовую функциональность:

    управление содержимым массивов НСИ (ввод/редактирование/экспорт/импорт данных, поддержка процессов нормализации данных и контроля целостности связанных массивов);

    просмотр и поиск содержимого массивов НСИ (в том числе отображение сложных иерархий и поиск дублей);

    контроль качества данных (создание и выполнение сложных сценариев выявления и исправления ошибок различных типов);

    управление заявками на добавление/изменение объектов НСИ (в том числе реализация сложных процессов согласования);

    интеграция (синхронизация) данных (в том числе создание и выполнение сценариев синхронизации данных для любого массива НСИ и каждой целевой АС – потребителя НСИ);

    администрирование пользователей и ресурсов системы.

В качестве базового ПО могут быть использованы как наиболее распространенные зарубежные промышленные программные продукты класса MDM (управление основными данными) - IBM InfoSphere MDM, SAP NetWeaver MDM, Oracle MDM, так и отечественный специализированный программный комплекс LM Soft MDM.

Основные работы по созданию КСУ НСИ

Разработка КСУ НСИ включает следующие основные работы:

    определение перечня основных функциональных направлений деятельности организации, в рамках которых автоматизируется управление НСИ, определение целей и задач Фонда НСИ;

    формирование реестра автоматизированных систем предприятия, реестра локальных массивов НСИ по функциональным направлениям;

    формирование реестра Фонда НСИ (реестра централизованных массивов НСИ);

    разработка систем классификации и кодирования массивов Фонда НСИ, гармонизированных с отраслевыми, государственными и международными справочниками и классификаторами;

    разработка стандартизованных форматов описания;

    функциональное моделирование процессов сбора и внесения изменений в массивы Фонда НСИ, информационного обслуживания абонентов Фонда НСИ;

    построение обобщенной модели хранения НСИ и типовых схем интеграции АС в части НСИ;

    разработка программно-аппаратной архитектуры MDM-решения;

    настройка базовой MDM-системы и разработка дополнительного программного обеспечения;

    подготовка массивов НСИ (классификация, кодирование, выверка, нормализация);

    разработка организационных и регламентных документов по ведению Фонда НСИ;

    разработка методик перевода массивов НСИ на централизованной ведение;

    перевод массивов НСИ на централизованное ведение.

Преимущества предлагаемого подхода к созданию КСУ НСИ

К основным преимуществам подхода компании ЛМ Софт к разработке систем управления НСИ, относятся следующие:

1) Массивы НСИ разрабатываются в соответствии с общепринятым в международной практике подходом к описанию и кодификации объектов (каталогизации).

Каждая группа однородных объектов НСИ должна иметь стандартизованный шаблон опи­сания со стандартным базовым наименованием и фиксированным набором значений по ключевым характеристикам. Состав характеристик в шаблоне позволяет однозначно идентифицировать объект и присвоить ему идентификационный код. Перечни наименований групп, атрибутов описания элементов и их значений ведутся в формате словарей (справочников) в соответствии с регламентами, обеспечивающими их своевременную актуализацию, уникальность значений и соответствие нормативным требованиям, что снижает расходы на ведение массивов НСИ и интеграцию АС предприятия.

2) Проектирование системы осуществляется в соответствии с методологией комплекса ГОСТ 34 (Автоматизированные системы).

КСУ НСИ разбивается на функциональные подсистемы (ФП) по направлениям деятельности компании (материально-техническое обеспечение, управление основными фондами, управление контрактами, управление финансами и т.п.) и обеспечивающие подсистемы (программное обеспечение, информационное обеспечение, методическое обеспечение, организационное обеспечение и т.п.).

Каждая ФП отвечает за централизованное ведение комплекса взаимосвязанных справочников и классификаторов данного направления деятельности. Все ФП используют общие ресурсы, предоставляемые обеспечивающими подсистемами (ПО, интеграционные механизмы, организационную структуру и т.п.).

В результате внедрения системы в компании начинает функционировать единый автоматизированный централизованный Фонд НСИ, поддерживаемый едиными унифицированными видами обеспечения. Что снижает расходы на его сопровождение, добавление новых функциональных подсистем и развитие действующих.

3) При создании КСУ НСИ может быть использована любая промышленная программная система класса MDM. Вместе с тем компания ЛМ Софт предлагает собственный специализированный программный комплекс.

Комплекс LM Soft MDM реализован на базе сертифицированной ФСТЭК России версии платформы «1С: Предприятие».

Использование отечественной программной системы MDM решает задачу импортозамещения в части ПО, существенно снижает стоимость внедряемой КСУ НСИ (по сравнению с использованием систем MDM зарубежных производителей) и облегчает задачу создания систем управления НСИ в защищенном исполнении.

Эффекты от внедрения КСУ НСИ

Эффекты от внедрения КСУ НСИ можно разделить на две основные группы:

1. Экономические (количественные показатели, характеризующие результаты по направлениям деятельности ГК, в натуральном или стоимостном выражении):

    сокращение затрат на ведение НСИ;

    снижение стоимости поддержки существующих АС;

    сокращение времени внедрения новых АС;

    снижение стоимости интеграции АС;

    увеличение объема продаж финальной продукции и запасных частей;

    сокращение затрат на закупки материально-технических ресурсов;

    уменьшение складских запасов и неликвидов;

2. Управленческие (качественные показатели, характеризующие положительные изменения по направлениям деятельности ГК, которые сложно оценить в натуральном или стоимостном выражении):

    повышение достоверности аналитических данных;

    сокращение времени подготовки сводной отчетности;

    увеличение количества и степени подробности аналитических признаков;

    повышение эффективности процессов проектирования и производства;

    повышение эффективности процессов послепродажного обслуживания;

    повышение эффективности управления дебиторской и кредиторской задолженностью;

УДК 004.37.01

А.Х. Жиляев,
Институт информатики и
проблем регионального управления
КБНЦ РАН, н.с., г.Нальчик.

Введение

Создание единого информационного пространства – необходимое условие эффективного управления различными объектами, будь то предприятие, ведомство, регион или государство. Формирование единой среды предполагает интеграцию управленческих процессов, сопровождающуюся нормализацией информационных потоков. Часто, перемещение информации на разных уровнях и частях объекта управления поддерживается различными информационными и учетными системами. Соответственно, возникает необходимость интеграции этих систем. Набирающие силу процессы глобализации мировой экономики, есть – по сути – интеграционные процессы. Такие интеграционные задачи особенно актуальны для России в связи с предстоящим вступлением во Всемирную Торговую Организацию (ВТО).

Задача интеграции информационных и учетных систем состоит из двух взаимосвязанных частей: интеграции данных и следующей за ней интеграции приложений. Выполняя интеграцию данных, следует провести унификацию и стандартизацию нормативно-справочной информации (НСИ). .

НСИ - это условно-постоянная часть всей информации в информационной системе (ИС), в отличие от текущей информации, формируемой непосредственно в процессе работы в ИС. В состав НСИ входят: справочники, словари, линейные и иерархические списки, классификаторы, реестры, кодификаторы, данные из которых используются при формировании текущих документов.

Для обозначения подобной справочной информации в англоязычной литературе используется термин Master Data (мастер-данные, основные данные), а задачи управления ею получили название Master Data Management (MDM).. Однако, в русском языке сейчас чаще применяется понятие нормативно-справочная информация (НСИ), которое появилось в дисциплинах, касающихся управления народным хозяйством, еще в докомпьютерные времена. В данном случае определение “нормативная” отражает тот факт, что проблема создания справочников должна решаться с учетом отраслевых, государственных и международных стандартов.

Если сегодня такие термины как, например, АСУ (Автоматизированные Системы Управления) или ИС (Информационные Системы) стали уже привычными, то аббревиатура «СУ НСИ» (Система Управления Нормативно-Справочной Информацией) нередко вызывает недоумение. Даже тот смысл, который лежит за ее расшифровкой, понятен зачастую только специалистам. НСИ – это не просто база данных, а сложно организованная система с множеством перекрестных ссылок между отдельными справочниками и классификаторами. Особенно важен механизм поддержки актуальности справочной информации. Требования к полноте, точности и актуальности информации в системе НСИ гораздо жестче, чем в обычной БД, так как при функционировании любой информационной системы, в том числе АСУ, информационное наполнение прикладных задач зависит от данных НСИ. НСИ является "фундаментом" всей ИС и управление этой системой должно быть централизованным. На рисунке 1. данные НСИ показаны нижним уровнем, "информационным фундаментом" всей структуры ИС.

Рис. 1 Уровни информационной системы

Именно централизованное ведение системы НСИ, подчиненное единому регламенту и обеспеченное единой технологической средой, позволяет поддерживать унификацию данных, полноту, целостность и актуальность всех входящих в ее состав справочников и классификаторов. Следовательно – иметь эффективно работающую ИС, решающую реальные задачи.

Разработка полноценного программного обеспечения для управления НСИ началась всего несколько лет назад. Ведущие производители программного обеспечения в последнее время уделяют все больше внимания средствам управления НСИ (в англоязычном варианте MDM, Master Data Management – управление основными данными).

Решение задач интеграции трудно представить без централизованного управления НСИ. Проблема управления НСИ возникает даже в таких автоматизированных и информационно обеспеченных структурах как банки или страховые компании. Системы управления НСИ позволяют не только аккумулировать данные из нескольких объединенных банковских систем, например, для формирования отчетности по нескольким учетным системам; но и решать задачи оперативного управления НСИ.

В России отсутствует единый центр формирования НСИ, аналогичной ГОСТам. И, хотя, в последнее время вступили в силу новые законы, связанные с разработкой и обращением электронных технических документов, они еще не оказали заметного влияния на ситуацию.

Роль НСИ в информатизации региона

Важная роль в реализации стратегии развития сферы информационных технологий в нашей стране принадлежит региональной информатизации. В последнее время в субъектах Российской Федерации активизировались работы по использованию информационных технологий во всех сферах жизнедеятельности регионов. Этому способствовало проведение федеральными органами государственной власти ряда мероприятий и принятие нормативных документов в сфере использования информационных технологий на федеральном, ведомственном, региональном и муниципальном уровнях. Одним из таких документов, призванным способствовать решению задач по комплексной информатизации региона является постановление Правительства РФ "О порядке формирования и использования базовых классификаторов, справочников и реестров при оказании государственных и муниципальных услуг в электронной форме" от 31.08.2010 г.

Особая роль НСИ отводится также в программах информатизации отраслей и ведомств. Например, в опубликованном 31 марта 2010г. проекте Концепции Информатизации Здравоохранения особо подчеркивается, что информационные системы в здравоохранении должны проектироваться с учетом стандартов и регламентов и базироваться на единой НСИ. (В состав НСИ, применяемой в сфере здравоохранения, социального развития и трудовых отношений Российской Федерации входит всего 163 различных классификаторов и справочников)..

На уровне региона – цель реализации инфраструктуры НСИ в автоматизированных системах управления – создание единой системы справочников и классификаторов, используемых в государственных (муниципальных) информационных системах субъекта РФ, а также формирование базовых учетных реестров, обеспечивающих сбор и хранение предоставляемой информации по основным объектам управления регионом. Система управления НСИ, являясь централизованным хранилищем и единственным поставщиком общей НСИ для всех инфраструктурных и ведомственных информационных систем региона должна обеспечить информационную совместимость локальных информационных систем и приложений «электронного правительства» субъекта.

Очевидно, следующим шагом в развитии сферы информационных технологий в РФ должна стать последующая интеграция ведомственных, региональных и муниципальных ИС на федеральном уровне. Эта задача интеграции государственных ИС настолько сложна, что помимо стандартизации документов (например, на основе XML) и инфраструктуры интеграции в виде программного обеспечения, маршрутизации XML-документов, нужны усилия государства и в области стандартизации описания данных.

Примером инициативы в этой области является стандарт e-GMS (UK GoverNmeNt Metadata StaNdard), принятый в Великобритании. . Многие страны взяли за основу, так называемое «Дублинское ядро», включающее 15 элементов описания информации:

  • заголовок;
  • автор или создатель;
  • тема и ключевые слова;
  • описание;
  • публикатор;
  • другие контрибуторы;
  • дата;
  • тип ресурса;
  • формат;
  • идентификатор ресурса;
  • источник;
  • язык;
  • связи;
  • область (coverage);
  • управление правами.

Помимо самих элементов в «Дублинском ядре» имеются, так называемые, уточнения элементов, например: «Дата создания», «Дата публикации», «Дата окончания действия» и пр. Страны могут не только использовать это ядро, но и добавлять к нему любые дополнительные элементы, которые они считают необходимыми. Кроме того, первым инструментом при поиске информации, как правило, является просмотр категорий. Поэтому в рамках инициатив разработки стандартов на государственные метаданные определяются стандарты на список категорий (инструмент первичного поиска без использования ключевых слов).

Выводы

При знакомстве с законодательством, направленным на регулирование вопросов оказания государственных и муниципальных услуг в электронном виде, и организацию межведомственного информационного взаимодействия на государственном и муниципальном уровнях, видно:

  • фактическое отсутствие в нормативных правовых актах обязательных для выполнения требований к стандартизации информационных технологий и программного обеспечения, используемого в государственных информационных системах, необходимых для обеспечения межведомственного обмена информацией;
  • отсутствие в нормативных правовых актах единых чётких требований к справочникам, классификаторам и схемам данных информационных систем, используемых в межведомственном информационном обмене;
  • отсутствие в нормативных правовых актах единых и обязательных для реализации всеми федеральными, региональными и муниципальными органами власти механизмов предоставления информации и оказания государственных услуг в электронном виде. .

На сегодняшний день, как в РФ, так и за рубежом, основная сложность реализации проектов в области оказания электронных услуг на государственном, региональном и муниципальном уровнях, а также, аналогичных межведомственных проектов, в условиях, когда требуются существенные усилия по интеграции данных и приложений, заключается не в применении тех или иных конкретных технологий, а в организации процесса принятия соответствующих стандартов и согласования архитектур информационных технологий различных организаций и ведомств.

Проекты в области оказания электронных услуг на государственном, региональном, муниципальном и ведомственном уровнях, которые осуществляются правительствами разных стран, предусматривают следующие основные типы стандартов:

  • стандарты данных;
  • стандарты межведомственного обмена информацией;
  • стандарты метаданных (и поиска информации);
  • стандарты безопасности.

Нужна единая современная методология ведения НСИ, иначе, по мере увеличения количества данных, система окажется неуправляемой.
Должны быть детально прописаны регламент и методика наполнения справочников и классификаторов, иначе будет чрезвычайно сложно обеспечить качественную и упорядоченную работу экспертов по ведению НСИ. Нужно четкое разграничение сфер компетенции и ответственности пользователей НСИ и экспертов по ее ведению.

Необходима высокоэффективная современная технология и система управления НСИ, решающая задачу многопользовательского доступа к ней с возможностью физического разграничения полномочий, реализующая взаимодействие пользователей с экспертами и обеспечивающая легкое масштабирование системы при наращивании как самой базы НСИ, так и количества обслуживающих экспертов.

Литература:
1. "Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации" (утв. Президентом Российской Федерации 07 февраля 2008 г. № Пр-212);
2. Проект постановления Правительства РФ "О порядке формирования и использования базовых классификаторов, справочников и реестров при оказании государственных и муниципальных услуг в электронной форме" от 31.08.2010 г.
3. "Обзор НСИ", Издание Минэкономразвития, 2010г
4. "Концепция создания информационной системы в здравоохранении на период до 2020 года», 2010г.
5. Полотнюк И. "Метаданные как базис интеграции", PC Week/RE (492), 2005г.
6. Ray Wang, Rob Karel. «Trends 2008: Master Data Management» 2008.

В 21 веке мы вступили в такой период развития, когда представить жизнь без электронно-вычислительных машин и программного обеспечения к ним совершенно невозможно, которые помогают нам в повседневной жизни, увеличивают производительность отдельно взятого специалиста, ускоряют течение времени.

В наш пресвященный и информационный век большое значение имеет быстрый поиск всех интересующих нас вопросов, начиная от способа открывания консервной банки без открывалки и заканчивая запросом нормативного документа федерального уровня.

В наш пресвященный и информационный век большое значение имеет быстрый поиск всех интересующих нас вопросов, начиная от способа открывания консервной банки без открывалки и заканчивая запросом нормативного документа федерального уровня. Любое юридическое действо сопровождается соответствующей документацией. Поэтому в государственном документообороте таких документов еще больше, ведь эта сфера достаточно масштабная.

Любую справочно-информационную базу можно объединить в одно обобщающее название - нормативно-справочная информация . Безусловно, система требует наличия таких сотрудников, которые бы работали с ней. Специально для этого в фирме создается отдел, работа которого целиком посвящена тому, что работники ведут управление НСИ. Ведение нормативно-справочной информации - довольно ответственное дело, требующее обязательного внимания и высокого профессионализма.

Нормативно-справочная информация - это комплекс всех информационных вопросов и ответов на них, которые появляются в самых разных сферах жизнедеятельности человека. Такая система состоит из огромного количества информации, которая передает всю необходимую информацию из различных областей человеческой жизни.

Хорошим примером для понимания НСИ являются специальные справочные информационные базы, представляющие собой перечень нормативных правовых законодательных актов, указов и законов. Такой работой должен заниматься специальный отдел.

Как правило, такой справочник нужен каждому специалисту и учреждению, которые напрямую и в обычные дни сталкиваются с проблемным вопросом получения какого-либо законодательного акта. Абсолютно все законодательные акты хранятся именно в справочниках, их довольно много и часто бывает, что найти необходимый проблематично. А наличие справочников НСИ (кроме того, их классификаторов) в большей мере упрощают дело. Взять, к примеру, самый обычный справочник болезней, в котором любой человек по конкретным симптомам может приблизительно получить наименование своей болезни, а также методы и способы ее лечения. Также НСИ активно применяется в целях решения различных задач, имеющих узкую специализацию и предназначенные для специалистов узкого профиля. Другими словами, любая организация должна иметь при себе специальный отдел НСИ, который, в свою очередь, будет заниматься такими делами, как - ведение информации, управление информации и т.д.

В состав НСИ обычно входят следующие информационно-аналитические компоненты:

  • справочники
  • классификаторы, например, такие как ОКДП, ОКАТУ и т.д
  • различные словари

Все эти данные в целом представляют собой мощный инструмент, способный решать многосложные и многоуровневые задачи.

Особенности и достоинства НСИ

Совокупность нормативно-справочной информации - это довольно мощный инструмент для хранения и качественной систематизации информации, входящей в ее компоненты.

Важным достоинством системы НСИ является возможность создания отчетов любой сложности, что способствует удовлетворению любых, даже самых сложных требований пользователя.

В заключение можно добавить, что системы НСИ - это мощный инструмент работы, которые просто необходимы в любых трудовых процессах каждого предприятия, а также в процессах работы федеральных и муниципальных органах самоуправления.

H4 class="g-subhead">Определение нормативно-справочной информации (НСИ)

Нормативно-справочная информация предприятия представляет собой структурированную определенным образом условно-постоянную информацию, предназначенную в целях формирования и описания бизнес объектов и бизнес-процессов компании.

Чаще всего, нормативно-справочная корпоративная информация состоит из справочников, нормативных документов, словарей, классификаторов и других разновидностей понятий, призванных сформировать объединенное корпоративное пространство информации.

Основу НСИ организации составляют три основные группы:

  • Информационная составляющая. Сюда относятся классификаторы, справочники и нормативные документы.
  • Программно-техническое обеспечение. Сюда входит комплекс программных, а также технических средств, которые предназначены для сбора, хранения и редактирования информации. Также они предназначены для обеспечения доступа к данным.
  • Организационное обеспечение. Сюда относится система регламентов и организационная структура для ведения, контроля и сопровождения процедур анализа и преобразования данных.

Системы, использующиеся для поддержки справочной информации, в настоящее время, пользуются высоким спросом у заказчиков и проектных интеграторов. Российские крупные компании стараются не столько приобрести такие системы, сколько принять активное участие в разработке своих программных решений данного вопроса. Быть может, приобретение подобной системы покажется Вам довольно дорогой, но поверьте, что она того стоит.

НСИ в организациях и фирмах

Компании, которые первоначально обратили внимание на высокую значимость систем по поддержке нормативно-справочной информации и вложившие свои средства в их разработку, уже сегодня получают неплохую прибыль.

Существует несколько основных причин, по которым руководители крупных компаний стараются пользоваться системами нормативно-справочной информации в своих организациях:

  • Необходимость интеграции информационных систем, что, в свою очередь, позволит заметно снизить затраты организации на самые различные процессы ведения НСИ;
  • Возможность использовать единую систему кодов справочной информации - это позволит автоматизировать генерирование корпоративной отчетности;
  • Возможность заметно повысить уровень достоверности и качества нормативно-справочной информации с помощью устранения возможности дублирования данных;
  • Уменьшение затрат на получение и обработку нормативно-справочной информации без потери качества этой информации.



Top