Электронное правительство в различных странах. Препятствия на пути развития онлайн-сервисов. Электронное правительство в поддержку устойчивого развития

Что такое «Электронное правительство»? Как оно формировалось? Что послужило предпосылками его развития в мировой практике? И что из международной практики применяется в Узбекистане?

ШАГ ПЕРВЫЙ. ИСТОРИЯ

Развитие информационно-коммуникационных технологий в современном мире повсеместно влечет за собой многосторонние тенденции, в том числе трансформацию сфер человеческой деятельности и общественных институтов. В контексте трансформации политических институтов и государственного управления с учетом требований информационной эпохи национальные правительства ставят перед собой актуальную сегодня и на перспективу задачу – обеспечение эффективного формирования, функционирования и развития системы «Электронное правительство».

Понятие «Электронное правительство» впервые было освещено в США в 1991 году, но в настоящее время в международной практике уже накоплен достаточный опыт в формировании и развитии этой системы. В большинстве передовых стран мира разработаны и реализуются комплексные программы, предусматривающие стратегии информационного развития страны. Также мировое сообщество уделяет особое внимание этой сфере и проводит огромную работу по эффективному международному сотрудничеству, исследовательской деятельности и реализации глобальных инновационных проектов. Так, например, начиная с 2003 года отдел государственного управления и управления развитием ООН раз в два года проводит исследования для оценки готовности и возможности национальных государственных структур в использовании ИКТ для предоставления гражданам государственных услуг, на основании чего составляется рейтинг стран мира по уровню развития электронного правительства. Рейтинг формируется исходя из индекса развития электронного правительства на основе оценки степени охвата и качества интернет-услуг, уровня развития IT-инфраструктуры и человеческого капитала. Исследование, проведенное в 2016 году, предоставило новые доказательства потенциала в осуществлении Повестки 2030 и ее 17 целей устойчивого развития, принятой в ходе Саммита ООН по устойчивому развитию 25 сентября 2015 года, а также показало глобальную тенденцию к использованию инновационных ресурсов и внедрению ИКТ для оказания услуг, вовлечению людей в процесс принятия решений и продвижение услуг, ориентированных на людей и отражающих их потребности.

ШАГ ВТОРОЙ. ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО В НАШИ ДНИ

В настоящее время не существует единой стратегии или шаблона формирования и развития электронного правительства, которые могли бы выступить в роли инструмента преобразований, трансформирующих политические процессы, бросающие вызов его традиционным институтам и механизмам. Анализируя мировой опыт формирования и развития системы «Электронное правительство», принято выделять две основные модели политической стратегии формирования электронного правительства: «западная» и «восточная». Восточная модель, отражающая специфику формирования и развития системы «Электронное правительство» в азиатских странах, характеризуется реформированием системы государственного управления на основе принципов нового государственного управления и обеспечения открытости и прозрачности деятельности государственных органов.

С наибольшим успехом эта модель реализуется в Республике Корея, Сингапуре и Японии. В то время как западная модель включает в себя стратегии формирования электронного правительства в Америке и европейских странах. В большинстве стран Западной, Центральной и Восточной Европы особое внимание уделяется внедрению ИКТ в административном реформировании и сервисе граждан, а в США большая роль отводится также совершенствованию политической системы.

Электронное правительство Республики Корея, занявшее третье место в рейтинге стран мира по уровню развития электронного правительства ООН в 2016 году и занимавшее первое место в этом же рейтинге в 2010, 2012 и 2014 годах, завоевало мировое признание. Одной из причин лидерства Кореи не только среди азиатских стран, но и на мировом уровне является создание благоприятных условий для развития ИКТ, в частности, обеспечение возможностей для всемерного совершенствования приложений, которые доступны для загрузки на едином интегрированном портале страны. Условно принято выделять четыре этапа развития электронного правительства Кореи. Первым этапом стало Правительство 1.0 – как самый ранний этап формирования условий для внедрения электронного правительства, направленный на внедрение ИКТ в сектор государственного управления, перевод рабочих процессов на цифровые технологии и формирования инфраструктуры электронного правительства. Далее – этап Правительство 2.0, ориентированный на граждан, взаимодействие с ними онлайн и интерактивно, реализованный в период с 2001-го по 2007 годы. Проекты внедрения электронного правительства были реализованы на базе принципов традиционализма (конфуцианства) и «рациональной бюрократии».

За несколько лет было изменено до 40% нормативно-правовых актов, регулировавших государственное управление и службу. На третьем этапе развития электронного правительства Правительство 3.0 в целях бесперебойного предоставления электронных услуг гражданам была осуществлена интеграция информационных систем электронного правительства и обеспечен открытый доступ к данным, необходимым для взаимодействия с государством. В 2013 году начаты работы по реализации стратегии «умного» правительства – электронное правительство 4.0, с помощью которого независимо от каналов доступа граждане могут пользоваться простым и бесплатным доступом к государственным услугам. В настоящее время реализованы свыше 409 проектов, больше половины которых выполнены малыми и средними предприятиями, 300 тысяч загрузок исходного кода единой стандартизированной платформы электронного правительства на основе программного обеспечения с открытой архитектурой (eGovFrame). Единая платформа eGovFrame, способствовавшая существенному сокращению бюджета на разработку новых и поддержку действующих систем электронного правительства, получила дальнейшее распространение в Болгарии, Мексике, Монголии, Вьетнаме.

Ключевым фактором, оказавшим значительное влияние на формирование электронного правительства Сингапура, является создание в 1999 году Агентства по информационно-коммуникационному развитию, на который были возложены широкие полномочия по осуществлению консалтинга, контроля и мониторинга процессов электронного правительства страны, а также распределение бюджетных трат в этой связи. Агентство также отслеживает и регулирует реализацию проектов, прописанных в Стратегическом плане развития электронного правительства Комитета по разработке стратегии электронного правительства, возглавляемого премьер-министром. Создание так называемых «городов» (TOWN), являющихся проектами, в которых принимают участие сразу несколько отраслевых министерств, стало принципиальным решением в области управления. В последующие годы в Сингапуре особое внимание уделялось разработке предоставления ведомствами собственных сервисов, как, например, заполнение налоговых деклараций, выдача разрешительных документов. И спустя три года, в 2006 году, закончилось создание единого портала интеграции разрозненных сервисов различных государственных организаций. Официальный веб-портал Сингапура (www.gov.sg), объединяющий все сферы жизнедеятельности, имеет четыре взаимосвязанных раздела: правительство, граждане, бизнес и нерезиденты. На программы по совершенствованиюсистемы «Электронное правительство», в частности, на дальнейшее развитие официального веб-портала ежегодно государство выделяет 0,5 млрд долларов. Также неоспоримым преимуществом сингапурских проектов является стимулирование реализации проектов в рамках ИКТ на основе государственно-частного партнерства. Ярким примером является проект подведения высокоскоростных оптоволоконных линий доступа к интернету во всех домохозяйствах Сингапура, требовавший для реализации 4 млрд долларов. Государство вложило лишь 1 млрд долларов, оставив недостающую часть для реализации консорциуму, победившему в тендере.

Программа формирования и развития системы «Электронное правительство» Японии основывается на принятой в 2001 году программе «317 шагов», главная цель которой – к 2055 году обеспечить мировое лидерство в сфере ИКТ. Внедрение современных информационных сетей, применение информационных технологий в образовании, развитие электронной коммерции, использование информационных технологий в администрировании и работе социальных служб и обеспечение безопасности информационных сетей являются пятью приоритетными направлениями в реализации этой программы. Эти реформы стали ключевым условием формирования и реализации государственной политики Японии в сфере развития и распространения ИКТ, в том числе на столь высоком уровне развития электронного правительства страны. Национальная программа «Электронная Япония» (e-Japan) по развитию перспективных информационных технологий, направленная на создание в стране инфраструктуры высокоскоростных сетей передачи данных, развертывание использования интернета, развитие электронной торговли (e-commerce) и, как следствие, придание импульса экономике страны, способствует снижению тарифов на все виды связи. Более того, принятые «Стратегия электронная Япония» (e-Japan Strategy) в 2001 году, «Стратегия электронная Япония II» (e-Japan Strategy II) в 2003 году, «Новая стратегия реформ ИТ» (New IT Reform Strategy) в 2006 году, «Стратегия Японии 2015» (i-Japan Strategy 2015) в 2009 году и «Новая стратегия ИКТ» в 2010 году стали фундаментом формирования одной из самых развитых систем электронного правительства. Вслед за проектами, принятыми правительством Японии, «Декларация самой продвинутой IТ нации мира» 2014 года стала следующим этапом формирования системы достаточно открытой, информационно прозрачной и доступной для жителей Японии. Эти реформы создали условия для интеграции инновационных проектов, ставших решениями административных проблем общества. «Интернет вещей» (Internet of things), Большие данные (Big Data), карты «Регистрации основных резидентов» (Basic resident register) являются лишь некоторыми из них. Информационная система по сейсмической диагностике и прогнозированию «Nowcast» получила высокую оценку ООН при исследовании уровня развития электронного правительства стран мира в 2016 году.

Великобритания, являющаяся представительницей западной модели политической стратегии формирования электронного правительства, заняла первые места в Индексе электронного участия, а также в рейтинге стран мира по уровню развития электронного правительства, подготовленном ООН (по состоянию на 2016 год). Стратегическая программа Великобритании «Модернизация государственной власти», принятая в 1999 году и охватывающая пять миллионов государственных служащих страны, стала ключевым элементом внедрения электронной системы управления информационного века. На основании этой Стратегии были созданы правительственный портал «Великобритания онлайн» (www.open.gov.uk), проект «Прямой доступ» (Direct Access), позволяющий государственным органам предоставлять гражданам в удобное для них время электронный доступ ко всем формам документов, использовать электронно-цифровую подпись для заполнения форм, необходимых для получения электронных государственных услуг. Учреждение должности электронного посланника (e-envoy), уполномоченного за соблюдением конституционных прав граждан на доступ к информации, стало еще одним шагом на пути к всестороннему развитию системы «Электронное правительство» страны, обеспечению открытости государственного управления, снижению уровня коррупции и улучшению финансового управления. Кроме того, ИКТ-стратегия, утвержденная правительством в 2011 году, которая была призвана сократить затраты и повысить эффективность государственных ИКТ-систем, стала способом решения ряда проблем в области ИКТ страны путем централизации контроля над ИКТ, создания равных возможностей для программных обеспечений с открытым кодом, создания общегосударственного «магазина приложений», поощрения регулярной отчетности министров и высших государственных служащих о ходе реализации ИКТ-проектов и программ.

Построенное на принципах сервисного предоставления государственных услуг, быстрого удовлетворения потребностей граждан посредством ИКТ и исключения избыточных функций органов власти электронное правительство США считается одним из наиболее эффективных систем.

Системный подход к развитию был заложен в 90-х годах в «Стратегии электронного правительства» (E-Government Strategy), нацеленной на повышение эффективности работы федерального правительства. Важным фактором успеха стало встраивание позиций, связанных с информатизацией госуправления и качеством интерактивных правительственных услуг, в общую систему оценок эффективности функционирования правительственных ведомств, что нашло отражение в объемах финансирования из Государственного бюджета и специальных фондов. Официальный правительственный портал (www.First-Gov.gov) объединил сайты федеральных, штатных и местных органов власти, он содержит 27 млн веб-страниц и предоставляет свыше тысячи электронных форм и реальных услуг. Разделы услуг классифицируются на основании их сферы, как, например, получение лицензий, вопросы социальной безопасности, получение паспортов и другие. Более того, большое внимание наряду с совершенствованием административной деятельности уделяется улучшению функционирования политической системы в рамках ИКТ. Примером чего является Федеральная корпоративная архитектура информационных технологий государственных организаций США, предполагающая создание единых стандартов для государственных информационных систем, в том числе стандарты данных, стандарты межведомственного обмена информацией, стандарты метаданных (и поиска информации), а также стандарты безопасности.

Программа «Электронная Европа», опирающаяся на базовые принципы макроэкономической политики стран Евросоюза, является подходом европейских стран в области формирования информационного общества. Стандартные отчеты о реализации проектов в рамках электронного правительства стран Европейского союза публикуются на официальном веб-сайте (epractice.eu) и основываются на перечне основных элементов IТ-инфраструктуры, как, например, порталы государственных услуг, сетевая инфраструктура и центры обработки данных, инфраструктура интеграции и пересылки электронных сообщений, инфраструктура идентификации и авторизации и другие. Согласованная минимальная правовая база для развития электронного правительства в форме Директив Европейской комиссии создает условия для формирования необходимого фундамента развития системы электронного правительства. Соответственно, во всех странах Евросоюза приняты законы, охватывающие как технические аспекты, так и этические, и политические вопросы электронного правительства, такие, например, как электронно-цифровые подписи, электронная торговля, защита данных, распределение госзаказов, доступ к информации и другие. Особое внимание уделяется национальным порталам предоставления электронных государственных услуг. Так, в ряде стран Европы по специальной проблематике или для отдельных категорий граждан также функционируют дополнительные порталы электронного правительства. Например, во Франции – Портал для госслужащих, в Голландии – Портал «обратной связи» с гражданами (Citizenlink), целью которого является стимулирование участия граждан в общественной жизни и жизни государства через измерение уровня удовлетворенности граждан деятельностью государства. Доступ как к национальным порталам предоставления электронных государственных услуг, так и дополнительным в ряде стран имеется не только через интернет и компьютер, но, например, как в Великобритании возможен с использованием каналов цифрового телевидения, мобильных телефонов. Также стоит отметить реализацию специализированных решений по управлению всеми электронными формами, использующимися при взаимодействии государства с физическими и юридическими лицами, которые внесут значительный вклад в развитие электронного правительства европейских стран путем налаживания электронного взаимодействия и создания возможностей для электронного документооборота. Примером являются э-Формы (eForms) Голландии или онлайн-центр форм (Online Form Center) Германии.

ШАГ ТРЕТИЙ. ПЕРСПЕКТИВЫ

Как показывает мировой опыт, в качестве стратегических задач формирования и развития электронного правительства признаны более высокие стадии функционирования электронного правительства, взаимосвязи электронного государственного управления и характера административных реформ, большая ориентация на нужды граждан как потребителей государственных электронных услуг, обеспечение открытости и прозрачности деятельности органов государственного управления.

Несмотря на схожие черты восточной и западной моделей политической стратегии формирования электронного правительства, каждое государство, исходя из своих экономических, социальных и политических интересов, разрабатывает и на постоянной основе совершенствует механизмы внедрения электронного правительства. Концепции реализации электронного правительства идут в направлении от использования онлайн-сервисов и широкого использования ИКТ для оказания государственных услуг к трансформации политических институтов, принципов и механизмов, предусматривающих модернизацию форм и сферы влияния граждан на процесс принятия и реализации управленческих решений.

В период с 11 по 17 декабря 2016 года специалисты Центра развития электронного правительства находились в служебной командировке для участия в программе по подготовке экспертов по информационно-коммуникационным технологиям – на учебном курсе «Эксперт по политике ИКТ», проходившем в Сеуле.

В курсе участвовали 20 специалистов (делегатов) из 12 стран мира – таких, как Бангладеш, Вьетнам, Коста-Рика, Иран, Кения, Лаос, Монголия, Судан, Танзания, Украина, Узбекистан и Вьетнам.

Программа проводилась при поддержке Министерства науки, ИКТ и будущего планирования (MSIP) совместно с Национальным агентством продвижения IT-индустрии (NIPA) правительства Южной Кореи с 12 по 17 апреля 2016 г.

В рамках этого курса в конференц-залах гостиницы Intercontinental Seoul COEX в Сеуле организаторами программы были проведены тренинги по следующим направлениям:

  1. «Политика Кореи в области ИКТ –факторы успеха и проблемы» («Korea’s ICT Policy — Success factors and challenges»), в котором были отражены этапы принятия политических решений по широкому внедрению ИКТ.
  1. «Тенденции развития ИКТ отрасли и перспективы» («Trend and Outlook of ICT Industry»), в котором были отражены макроэкономическая среда развития ИКТ, изменения в ИКТ среде, что ожидается в будущем при повсеместном внедрении ИКТ в жизнь граждан.
  1. «Барьеры в развитии электронного правительства. Наилучшая практика Кореи», в котором были описаны принципы электронного правительства, IТ-инициативы в Корее, барьеры, возникшие при построении э-правительства, интегрированный дата-центр правительства, системы MINWON (портал интерактивных услуг), KONEPS (система электронных торгов).
  1. «Политика применения облачных вычислений в Корее» («Cloud computing Policy in Korea»), где были описаны законодательство Кореи в области облачных вычислений, внедряемые проекты для облачных вычислений.
  1. «5G: Сервис следующего поколения» («5G: The next generation service»), на котором была отражена история развития сетей 2G, 3G.
  2. На лекции

Казахстан. Идея создания электронного правительства в Казахстане была озвучена в ежегодном Послании Президента Республики Казахстан 19 марта 2004 г.

Портал электронного правительства www.egov.kz разрабатывается национальным оператором в сфере информационных технологий Республики Казахстан АО "Национальные информационные технологии", дочерней компанией АО "Национальный инфокоммуникационный холдинг "Зерде".

  • 10 ноября 2004 года была утверждена Программа формирования Электронного Правительства на 2005?2007 годы. Реализация программы предполагала поэтапное решение следующих задач:
  • 1. Информационный этап? публикация и распространение информации.
  • 2. Интерактивный этап? предоставление услуг путем прямого и обратного взаимодействия между госорганом и гражданином.
  • 3. Транзакционный этап? взаимодействие путем осуществления через правительственный портал финансовых и юридических операций.
  • 4. Информационное общество

В период с 2007?2009 годы была сформирована инфраструктура е-правительства, созданы базовые компоненты: веб-портал и шлюз электронного правительства, платежный шлюз электронного правительства электронный межведомственный документооборот, инфраструктура открытых ключей, единая транспортная среда государственных органов,национальные реестры идентификационных номеров, реализованы электронные государственные услуги.

Создана информационная система «Электронные государственные закупки». С 1 января 2010 года? 100 % переход госзакупок способом запроса ценовых предложений в электронный формат, на www.goszakup.gov.kz. В 2009?2010 г.г. началось внедрение проектов «Е-лицензирование» для субъектов предпринимательства, "Единая нотариальная информационная система «е-нотариат», системы «Электронный акимат»

В 2010 году на портале появились первые транзакционные услуги, предполагающие возможность проведения онлайн-платежей. Так, в первую очередь была реализована онлайн-оплата налогов, государственных сборов, пошлин и штрафов за нарушение ПДД, в 2011 году - оплата услуг ЖКХ.

В 2011 году портал е-правительства предложил казахстанцам услуги ЗАГСа в новом электронном формате, автоматизировав процедуру подачи заявления на заключение/расторжение брака и регистрацию рождения ребенка.

В течение 2013 году на портале электронного правительства РК были запущены ряд других социально-важных государственных услуг, среди которых услуги ЗАГСа, Минздрава и МВД.

Всего же, пользователям портала «электронного правительства» предлагается 119 интерактивных и транзакционных услуг на портале «электронного правительства». В это число входят 77 государственных услуг, оплата 21 вида государственных сборов, 16 видов государственных пошлин, 4 видов налоговых платежей, а также оплата штрафов за нарушения Правил дорожного движения.

По данным рейтинга ООН по глобальной готовности к электронному правительству в 2014 году Казахстан занимает 46 позицию. В классификации по показателю «электронное участие» (e-participation) граждан в электронных государственных проектах в 2014 году Казахстан находится на 18 месте.

Россия. Концепция электронного правительства была утверждена 6 мая 2008 года Правительством России. Согласно этой концепции «электронное правительство» будет создаваться в два этапа:

  • · 2008 год? разработка и утверждение необходимых документов
  • · 2009?2010 годы? практическое внедрение
  • 10 сентября 2009 года выпущено Постановление № 721 «О внесении изменений в федеральную целевую программу „Электронная Россия (2002?2010 годы)“».

В новой редакции Программы практически отражены мероприятия, цели, показатели результативности, направленные на построение инфраструктуры электронного правительства России и реализацию Концепции формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. № 632-р)

Согласно положениям Программы построение инфраструктуры электронного правительства будет строиться на унифицированной технологической платформе путем объединения на единой телекоммуникационной инфраструктуре его функциональных элементов? информационных систем федеральных органов исполнительной власти, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также элементов инфраструктуры общественного доступа? центров доступа в общественных приемных, библиотеках и ФГУП «Почта России», ведомственных и региональных центров телефонного обслуживания, сайтов государственных органов в сети Интернет, региональных многофункциональных центров оказания услуг. Кроме оказания услуг для граждан и организаций в основные задачи инфраструктуры электронного правительства входит построение информационно-аналитических систем для повышения эффективности государственного управления, мониторинга социально-экономического развития, управления ходом выполнения приоритетных национальных задач (условное название ГАС «Управление»), то есть затрагиваются существенные вопросы совершенствования и административной реформы государственного управления в России.

В Петербурге губернатор Валентина Матвиенко и президент корпорации Oracle Чарльз Филлипс подписали соглашение о намерениях в области применения информационных технологий.

Под «Электронным правительством Российской Федерации» понимается новая форма организации деятельности органов государственной власти, обеспечивающая за счёт широкого применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) качественно новый уровень оперативности и удобства получения гражданами и организациями государственных услуг и информации о результатах деятельности государственных органов.

На сентябрь 2010 года лишь один регион начал работу с системой «электронного правительства» ? это Республика Татарстан. По сообщениям прессы, ведется работа по внедрению систем еще в нескольких регионах.

Эксперт проекта TACIS Development of Internet Based Interactive Government to Business Services in Northwest Russia Дмитрий Трутнев: "Нужен сам факт телодвижения по созданию чего бы то ни было в рамках „электронного правительства“, но при этом ни инструментария, чтобы оценить эффективность, ни желания сделать это не для отчета, не для галочки, а именно на пользу населению в регионах нет»

Представители петербургского бизнеса: генеральный директор «Санкт-Петербургской строительной корпорации» Борис Суровцев: «Всё зависит от системы? как это будет организовано. Если будет контроль (а это вполне возможно организовать) времени работы над этим обращением, ответа? при этих условиях работать чиновникам придётся, они же народ подневольный»

В 2009 году Президент РФ Дмитрий Медведев так говорил о темпах развития информационного общества России:

У нас нет никакого «электронного правительства», все это химера.

Белоруссия. 9 августа 2010 года? постановлением Совета Министров (№ 1174) ? принять Стратегию развития информационного общества в Республике Беларусь на период до 2015 года (предусмотривается создание системы «Электронное правительство»). Из представителей госорганов для разработки проекта госпрограммы по реализации стратегии создаётся межведомственная рабочая группа.

Указ Президента № 60, постановление правительства № 645 установили определенные требования к контенту веб-сайтов госорганов.

НИРУП «Институт прикладных программных систем» (входит в структуру Министерства связи и информатизации). Направления работы:

  • · Развитие или создание больших государственных информационных систем для государственных органов: Министерства юстиции (Единый государственный регистр юридических лиц и предпринимателей), для Министерства по налогам и сборам, для Фонда социальной защиты, для Департамента по ценным бумагам Минфина и др.
  • · Общегосударственная автоматизированная информационная система, ОАИС (фактически является ядром инфраструктуры электронного правительства)
  • · Государственная регистрация информационных ресурсов и государственная регистрация информационных систем (институт Министерством связи определён их оператором)

Также уже действуют: единый госпортал электронных услуг, вводится система электронных аукционов госзакупок (государственные закупки в электронном формате? первый шагом к началу реализации соглашения о государственных (муниципальных) закупках).

Директива № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь» предусматривает возможность электронной государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и создание веб-портала Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ЕГР). Проект сдан в промышленную эксплуатацию

США. В США развитием электронного правительства занимается специальное подразделение администрации президента США? Управление Электронного правительства (англ. Office of E-Government and Information Technology), которое, в свою очередь является подразделением Управления менеджмента и бюджета). Управление Электронного правительства возглавляет Федеральный директор по информационным технологиям. Должность федерального директора по информационным технологиям была введена Законом об электронном правительстве 2002 года, до 2009 эта должность носила название «Администратор электронного правительства и информационных технологий» при Управлении менеджмента и бюджета.

На данный момент практически во всех странах мира существуют программы активной «электронификации» государственного аппарата, так называемые, е-Country, что дословно значит «электронная страна». Одним из приоритетных проектов этих программ является создание e-Government, «электронного правительства».

Идея о создании электронного правительства возникла еще в 1990 г. Активную работу по его внедрению ведут многие развитые государства. Главным принципом реорганизации государства стала его сервисная ориентация, которая позволяет реализовать принцип, сформулированный в Великобритании: «Правительство не для себя, правительство для народа». «Электронное правительство в мире и в России» 15.12.2005. Журнал PC Magazine/Russian Edition.

По такому показателю, как инновации в области электронного правительства, уже который год подряд впереди планеты всей находится Канада (Еще в 1994 г. правительство страны выпустило документ «Проект предоставления услуг государственными органами при помощи информационных технологий»). Следом за ней, в списке лидеров, Сингапур и США «Электронное правительство: приблизить чиновника к гражданину?». Connect! Мир Связи. 11.2004 г. (хотя закон об "электронном правительстве" был подписан президентом США лишь в конце 2002 года). С начала 2000 г. к реализации такого проекта приступили правительства Японии, Дубай и Катар. В Великобритании действует программа «Электронные граждане, электронный бизнес, электронное правительство. Стратегическая концепция общественного обслуживания в информационную эпоху», на базе которой осуществляется переход к концепции «Правительство информационного века». Серго А.Г. Интернет и право. М. 2003. В Европе, согласно директиве eEurope 2002 Action Plan, принятой в ЕС в июне 2000 г., к 2005 г. должна быть реализована программа создания национальных электронных правительств.

Реализация концепции электронного правительства подразумевает обширное использование государственными органами современных технологий. Создаваемые за рубежом электронные правительства содержат: он-лайновые сервисы для граждан и бизнеса на едином портале, электронный документооборот в правительственных структурах, общую для разных правительственных структур базу данных для предотвращения дублирования информации и повторных затрат. Некоторые правительства создают закрытую специализированную информационную сеть для внутриправительственных трансакций (например, Govnet - безопасная сеть, физически отделенная от сети Интернет), разветвленную информационно-телекоммуникационную инфраструктуру, системы криптографии и прочие способы защиты информации, в том числе и персональных данных, цифровую подпись, электронный ключ, смарт-карты, другие средства санкционирования доступа к информации и операций с ней. «Основы правовой информатики». 11.4"Электронное правительство" в России . Чубукова С.Г. Элькин В.Д.

а) начальное появление - развернуто онлайновое присутствие правительственных учреждений во Всемирной паутине;

б) расширенное присутствие - правительственных сайтов постоянно увеличивается, а информация на них делается все более динамичной;

− Развить потенциал сектора здравоохранения.

Для того чтобы отслеживать ход программы или ее результаты, важно уже на стадии разработки определить измеряемые показатели – индикаторы. Индикаторы разрабатываются экспертами применительно к тем задачам, на решение которых направлена программа, и делают результаты программы "измеряемыми".

Проекты создания электронного правительства являются построения информационного общества, в свою являющегося следствием активного развития и внедрения информационных технологий во все сферы жизни.

Информационное общество можно определить как с высокоразвитой информационной инфраструктурой и массовым проникновением во все сферы общественной и личной жизни информационно-коммуникационных технологий.

Следующий показатель – это количество правительственных услуг, доступных он-лайн. Данный индикатор – один из основных показателей по оценке информатизации правительства. При этом помимо оценки общей доли услуг государства, предоставляемых населению он-лайн, как правило, выделяется и уровень информатизации базисного набора услуг. этого “базисного набора”, как правило, определяется в рамках концепции развития “электронного правительства”. Таким образом, имеют место два индикатора – индикатор общей информатизации услуг, и индикатор информатизации минимально необходимого набора услуг госсектора.

− использование интернет из дома;

− использование правительственных услуг в режиме он-лайн;

− уровень сложности он-лайновых услуг;

− доступность информационно-коммуникационных технологий и ресурсов для построения электронного правительства;

− предпочтения с точки зрения форм доступа к электронному правительству и существующие барьеры доступа.

Было также предложено несколько новых индикаторов для измерения отношения пользователей к новым формам предоставления услуг:

а) Правительство – граждане (G2C)

1) Восприятие преимуществ «электронного правительства» гражданами;

2) Барьеры на пути использования «электронного правительства» гражданами;

3) Желание граждан пользоваться услугами «электронного правительства»;

4) Отношение граждан к альтернативным формам получения услуг.

б) Правительство – Бизнес (G2B)

1) Эффективность «электронного правительства» с точки зрения бизнеса;

Отслеживание процесса развития "электронных правительств" и оценка их эффективности являются особыми задачами, поскольку объект исследования динамичен, нов и слабо изучен. Нужно отметить, что исследований направлено на изучение потенциала "электронных правительств", то есть того, что могут получить граждане, и сами правительственные структуры от использования информационно-коммуникационных технологий при оказании и потреблении услуг.

Например, в исследовании, проведенном ООН (Benchmarking E-government: A Global Perspective), введено понятие "индекса развития "электронного правительства" (e-Government index), и определено этого индекса для 169 стран-членов ООН. Измерение производилось по трем параметрам: во Всемирной Паутине (Web presence), развитие телекоммуникационной инфраструктуры (Telecommunications Infrastructure) и развитие человеческого капитала (Human Capital). Чем выше уровень присутствия правительства в Интернет, чем более развита телекоммуникационная в стране, и чем выше индекс человеческого развития, тем индекс развития "электронного правительства". То , индекс развития "электронного правительства" отражает потенциал страны в использовании онлайновых правительственных услуг, но не реальное использование этих услуг.

В известном исследовании компании Accenture (eGovernment Leadership – Realizing the Vision) оценка уровня зрелости "электронных правительств" производилась по уровню развития услуг (Service Maturity) и качеству управления взаимоотношениями с клиентами (Customer Relationship Management). Эксперты Accenture заходили на правительственные веб-сайты и, выступая под видом клиентов, оценивали указанные выше параметры "электронных правительств". Таким образом, и в этом случае оценивался потенциал "электронных правительств" – то, что могут получить клиенты, но не то, что именно и в каких объемах они получают в действительности.

Вопросом практического использования онлайновых правительственных услуг задалась маркетинговая компания Taylor Nelson Sofres (TNS). В 2002 году TNS изучила использование "электронных правительств" взрослыми жителями 31 страны (Government online – an International Perspective). В отличие от упомянутых выше случаев, TNS обратилась непосредственно к клиентам "электронных правительств". Для сбора информации был использован . В общей сложности выборка составила более 29000 . Это исследование позволило , людей действительно пользовались услугами "электронных правительств". Оценка потенциала (уровня развития) самих "электронных правительств" в данном случае не проводилась.

Представляется, что для корректной оценки развития "электронных правительств" в мире, отдельной стране, регионе или городе, необходимо учитывать оба измерения:

− Потенциал "электронного правительства" – количество услуг, доступных в онлайне; степень интерактивности этих услуг; ориентированность на пользователя и .

Таблица 1.3 – Доля населения, использовавшего Интернет за месяц (2000 г.)

Малайзия

Словакия

Нет данных

В среднем по странам

Для того, чтобы показать уровень проникновения Интернет в различных странах было выбрано два параметра: домашний доступ и процент использующих Интернет бы раз в месяц. Первый показатель приведён для стран Евросоюза, а для 31-ой страны по всему миру, которые участвовали в исследовании «TNS CONSULTANTS: Government online, International perspective 2002». этих двух показателей 2002 год позволяет сделать о том, что их величины сопоставимы

1.1.6.9.2 Частота использования Интернет.

По данным: FLASH EB N°125 «Internet and the public at large » – Report 2002

1.1.6.9.3 Причины использования Интернет

В общеевропейских исследованиях выделяются следующие основные сервисы для частных пользователей Интернета (ранжированные по популярности):

Таблица 1.5 – Причины использования Интернет в странах ЕС

По данным: FLASH EB N°125 «Internet and the public at large » – Report 2002

Интернет является наиболее популярным средством коммуникации, 79% респондентов пользуются электронной почтой и используют Интернет, как информации, а 74% читают новости в Интернете и участвуют в форумах.

1.1.6.9.4 Уровень развития «электронного правительства»
Уровень использования «электронного правительства» гражданами:

Нидерланды

Новая Зеландия

Ирландия

Германия

Южная Корея

Словакия

Великобритания

Малайзия

В среднем по странам

По данным: TNS CONSULTANTS: Government online, International perspective 2002

Оценка доступности «электронного правительства».

Исследование «Web-based Survey on Electronic Public services» компании CGE&Y сфокусировано на исследовании услуг «электронного правительства» стран Евросоюза. Измеряются два аспекта: доступность () услуг «электронного правительства» и оказания услуг он-лайн. Это исследование проводится два раза в год на основании стандартного списка услуг «электронного правительства» для стран Евросоюза, что позволяет наилучшим образом прослеживать изменения потенциала «электронного правительства».

Октябрь 2002

По данным: Web-based Survey on Electronic Public services. Results of third measurement October 2002

Налоги на добавленную стоимость

Регистрация новых компаний

Таможенные декларации

Сфера окружающей среды

Декларации для полиции

Только 12% правительственных сайтов по всему миру предоставляют полностью он-лайн услуги, что на 4 % , чем в 2001г. Из них 7% предлагают одну услугу, 2 % предлагают две услуги и только 3 % предлагают три и более видов услуг. 88% государственных сайтов вообще не предоставляют каких-либо услуг.

Таблица 1.12 – Количество он-лайн услуг на правительственных сайтах

Количество услуг

Три и более

Наиболее распространенными услугами государственных сайтов были обычные публикации, затем резервирование отдыха, поиск работы, заказ паспорта и обновление водительских прав.

Таблица 1.13 – Наиболее часто встречающиеся он-лайн услуги (2002 г.)

Заказ публикаций

Резервирование отдыха

Поиск работы

6%Азия 41%15%4%2%

По материалам: Global E-Government, 2002 by Darell M. West, Center for Public Policy, Brown University

Одна из причин, по которым замедляется развитие он-лайн услуг – невозможность использования кредитных и электронных подписей при финансовых транзакциях. Только 1% проанализированных государственных сайтов принимали кредитную карту и 0,2% – цифровую при финансовых транзакциях. Среди сайтов, принимающих цифровые подписи, были сингапурский государственный портал и государственного управления в Японии.




Top