Обязательно проводить аттестацию рабочих мест. Порядок проведения аттестации рабочих мест. Судебная практика по аттестации рабочих мест

Информация актуализирована 25.03.2015

Денис Шофшан, налоговый консультант ООО «ФондИнфо»

Порядок и условия проведения оценки определены Федеральным законом , который вступил в силу с 1 января 2014 года. Проводится спецоценка условий труда согласно методике, утвержденной , который вступил в силу 8 апреля 2014 года. Это значит, что фактически специализированные организации получили право на проведение спецоценки условий труда только 8 апреля 2014 года. По результатам спецоценки устанавливаются классы и подклассы условий труда на рабочих местах сотрудников. Подробнее о том, что такое спецоценка, можно ли затраты на ее проведение учесть в расходах, влияют ли результаты спецоценки на размер скидки по страховым взносам и др., смотрите в таблице в конце материала.

Кому нужно проводить специальную оценку?

Специальную оценку условий труда обязаны проводить все работодатели (вне зависимости от системы налогообложения и штатной численности работников). Более того, специальной оценке подлежат все рабочие места независимо от того, существуют на рабочем месте источники опасности или нет. Офисные рабочие места также подлежат спецоценке. Никаких исключений для них в законодательстве нет. Прежде официальные органы тоже настаивали на проведении аттестации рабочих мест, если работник больше половины рабочего времени находится за компьютером (письмо Минтруда России ).
Специальную оценку можно не проводить лишь в отношении ():

  • надомных работников;
  • дистанционных работников;
  • работников, занятых у физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.

Специальная оценка проводится совместно работодателем и организацией, которая соответствует определенным требованиям ().

Когда проводить специальную оценку?

Если до 1 января 2014 года компания провела аттестацию рабочих мест, то ее результаты действительны в течение пяти лет со дня завершения. То есть спецоценку можно не проводить максимум до 31 декабря 2018 года. Однако провести спецоценку вне плана нужно в следующих случаях (ст. 17 Закона № 426-ФЗ):

  • ввод в эксплуатацию новых рабочих мест;
  • получение предписания государственного инспектора труда о проведении внеплановой оценки в связи с нарушениями, выявленными в ходе проверки трудовой инспекцией;
  • изменение технологического процесса, замены производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
  • изменение состава применяемых материалов и (или) сырья, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
  • изменение применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
  • произошедший на рабочем месте несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или выявление профессионального заболевания, причинами которого явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов;
  • наличие мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой специальной оценки условий труда.

Можно провести специальную оценку условий труда до истечения срока действия результатов аттестации рабочих мест по собственной инициативе (п. 4 ст. 27 Закона № 426-ФЗ).

Как изменились дополнительные тарифы?

С 2015 года доп. тарифы страховых взносов по сравнению с 2014 и 2013 годами повысились. В табл. 1 указаны тарифы для организаций, которые не проводили ни аттестацию, ни спецоценку условий труда.

1. Размер дополнительных тарифов страховых взносов (если не проводились ни аттестация, ни спецоценка условий труда)

Примечание. *Тарифы в ФСС и ФФОМС при этих условиях имеют нулевые значения.

Если же по результатам проведенной специальной оценки условий труда были определены классы (подклассы) условий труда, то с даты утверждения отчета о ее проведении следует применять дифференцированную шкалу доптарифов страховых взносов (см. табл. 2; и письмо Минтруда России ).

2. Дифференцированная шкала дополнительных тарифов страховых взносов (если установлены классы условий труда)


Как быть с проведенной аттестацией?

Результаты аттестации рабочих мест можно использовать в целях установления дифференцированных тарифов до 31 декабря 2018 года. Для этого необходимо одновременное соблюдение четырех условий ():

  • Аттестацией установлено, что условия труда на рабочих местах являются вредными или опасными.
  • Срок действия аттестации еще не истек.
  • Результаты аттестаций отражены в документах, которые оформлены не позднее 31.12.2013 (письмо Минтруда России ).
  • Аттестационные документы оформлены по правилам, утв. Приказами Минздравсоцразвития России или .

Если результаты аттестации оформлены правильно, то в аттестационных документах должны быть отражены те же классы и подклассы условий труда, которые действуют сейчас. В этой части изменений в законодательстве РФ не произошло. Так, например, если проведенной аттестацией условия труда были признаны опасными, то на выплаты нужно начислять дополнительные взносы по тарифу 8 % (см. табл. 2).
Однако имейте в виду, что если по результатам проведенной аттестации условия труда были признаны оптимальными или допустимыми, то дополнительные взносы следует начислять по фиксированным ставкам: 6 или 9 %. Применять нулевые тарифы в этом случае нельзя. Снизить взносы до нуля можно только по результатам спецоценки (). Получается, что некоторым работодателям может быть выгодно скорейшее проведение специальной оценки условий труда в целях снижения тарифов страховых взносов.

Отчетность в ПФР

Учитывая, что результаты спецоценки условий труда влияют на применяемый тариф дополнительных страховых взносов, с 1 квартала 2014 года уточнена отчетность в ПФР в этой части. Так, в квартальном расчете по форме РСВ-1 ПФР, утв. , можно выделить следующее:

  • раздел 2 дополнен новым подразделом 2.4, в котором отражаются сведения о страховых взносах по доптарифу в зависимости от класса (подкласса) условий труда, который установлен по результатам проведенной спецоценки;
  • в раздел 4 добавлены графы 3 и 13, в которых отражаются доначисленные допвзносы, уплачиваемые на основании результатов спецоценки ();
  • в раздел 6 подраздела 6.7 добавлена графа «Код специальной оценки труда». Значение этих кодов можно найти в приложении № 2 к Порядку заполнения расчета по форме РСВ-1 ПФР.

Отчетность в ФСС

Таблица 10 «Сведения о результатах проведенной специальной оценки условий труда и проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников на начало года» раздела II расчета по форме-4 ФСС начиная с отчетности за I квартал 2014 года заполняется и представляется в обязательном порядке (п. 2 Порядка заполнения формы 4-ФСС). Эта таблица уточнена в связи с введением специальной оценки условий труда.

В таблице 10 отражаются данные о специальной оценке условий труда, а также о проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотрах на начало года ( , утв. Приказом Минтруда России от 19.03.2013 № 107н). Причем если у страхователя еще не истек срок действия аттестации рабочих мест по условиям труда, то таблицу нужно заполнять по результатам такой аттестации.

Важные нюансы специальной оценки рабочих мест

Вопрос

Ответ

Что такое специальная оценка?

Специальная оценка условий труда — это единый комплекс мероприятий по идентификации вредных и опасных факторов производственной среды и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения фактических значений от установленных нормативов ().
По результатам специальной оценки устанавливаются классы и подклассы условий труда на рабочих местах ()

Кто должен проводить специальную оценку?

Специальная оценка проводится совместно работодателем и организацией, которая соответствует определенным требованиям. С такой организацией заключается договор гражданско-правового характера ()

Какие рабочие места подлежат специальной оценке?

Специальной оценке подлежат все рабочие места. Не оцениваются только условия труда ():
— надомных работников;
— дистанционных работников;
— работников, занятых у физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями

Влияет ли спецоценка на размер скидки по страховым взносам на травматизм?

Да, органы ФСС устанавливают скидку в зависимости от безопасности условий труда по результатам их специальной оценки ( «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»)

Какая ответственность предусмотрена за непроведение специальной оценки?

Нарушение установленного порядка проведения специальной оценки или ее непроведение является нарушением трудового законодательства. Руководитель (или иное должностное лицо) может быть привлечен к ответственности в виде административного штрафа от 5 000 до 10 000 руб., организацию могут оштрафовать на сумму от 60 000 до 80 000 руб.
При повторном нарушении размер санкций существенно увеличивается, также вместо штрафа должностных лиц могут временно дисквалифицировать, а деятельность организации приостановить .
Если на предприятии произошел несчастный случай, то отсутствие результатов спецоценки может служить доказательством вины работодателя. В этом случае возможно привлечение руководителя к уголовной ответственности по .

Организация применяет общую систему налогообложения. Можно ли при расчете налога на прибыль учесть затраты на спецоценку?

Расходы на проведение специальной оценки условий труда можно учесть в составе прочих расходов (). Если доходы и расходы признаются методом начисления, то учесть их можно после приема работ по спецоценке (). Если же доходы и расходы признаются кассовым методом, то расходы учитываются после оплаты и приемки выполненных работ (и иных расходов на проведение специальной оценки условий труда), см. Ф.
Принимая во внимание, что расходы на проведение специальной оценки условий труда относятся к косвенным расходам, при методе начисления они уменьшают налог на прибыль в том отчетном периоде, в котором были осуществлены ()

Организации применяют специальные налоговые режимы (одна компания на УСН, другая на ЕВНД). Можно ли при расчете единого налога затраты на специальную оценку учесть в расходах?

Если организация применяет УСН с объектом обложения «доходы», то расходы на проведение спецоценки никак не повлияют на расчет единого налога ().
При объекте налогообложения «доходы минус расходы» учесть затраты также не получится. Дело в том, что такие затраты не предусмотрены в закрытом перечне расходов, которые принимаются во внимание при расчете единого налога при УСН ().
Если компания платит ЕНВД, то расходы на проведение специальной оценки условий труда также на налог никак не повлияют, поскольку он рассчитывается из показателей по вмененному доходу ()

Можно ли расходы за специальную оценку зачесть в счет уплаты страховых взносов?

Денежные расходы на специальную оценку можно зачесть в счет уплаты взносов на травматизм. Это предусмотрено приказом Минтруда России от 20.02.2014 № 103н. Зачесть можно максимум 20 % от суммы взносов

О декларации соответствия и об оплате спецоценки за счет ФСС

  • Если по результатам спецоценки условия труда признаны оптимальными или допустимыми, то компании необходимо представить в трудовую инспекцию по своему местонахождению специальную декларацию. Ее форма и порядок представления утверждены . Он зарегистрирован Минюстом России 22.05.2014 под № 32387 и вступил в силу с 08.06.2014.
    О том, как выбрать «оценщика» и подать декларацию соответствия, читайте .
  • Расходы на спецоценку можно зачесть в счет уплаты взносов на травматизм, но не более 20 % от суммы взносов. Это предусмотрено , который зарегистрирован в Минюсте России 15.05.2014 под № 32284 и вступил в силу.
    О том, как за счет ФСС оплатить спецоценку условий труда и другие мероприятия по технике безопасности, читайте .

Нажимая на кнопку "отправить", Вы даете согласие на обработку персональных данных .

Аттестация рабочих мест различных компаний и ООО

До 31.12. 2013

Компания "Единый консалтинговый холдинг" предлагает проведение аттестации мест по условиям труда по невысокой стоимости. Наша компания готова провести аттестацию по вашему обращению, цена доступная, все подробности можно узнать по номеру телефона, указанному на сайте. С 1 января 2014 года аттестация заменена на Специальную оценку условий труда. (С 1 января 2014 года вступили в силу федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»)Наша компания имеет профессиональный уровень проведения подобных мероприятий, а цена на оказываемые услуги ниже, чем в аналогичных компаниях.

Целью данной процедуры является профессиональная оценка условий труда каждого сотрудника различных компаний и ООО, а также выявление и устранение возможных факторов, представляющих опасность для здоровья и жизни работника.

Все правила и порядок проведения законной аттестации мест труда, на законных условиях для ООО, были внесены в законодательство Российской Федерации. Аттестации мест условий труда имеет право проводить только наниматель. Проведение аттестации рабочих условий с целью выявления вредных различных факторов, которые присутствуют на рабочем пространстве всех работников ООО, это обязательная проверка на каждом предприятии (ООО).

В ходе осуществления этих мероприятий для ООО, будут установлены определенные правила и порядок аттестации мест для каждого работника. Если будет необходимость, сотрудники обеспечиваются средствами защиты и дополнительными принадлежностями. Проведение запланированной аттестации позволит точно определить, какие работники должны пройти медицинский осмотр. Также можно определить, кто попадает под категорию льгот и дополнительных компенсаций.

В комиссию, которая будет проводить все мероприятия, входит руководитель предприятия, специалисты из профсоюза и охраны труда. Со всеми результатами, которые получит комиссия, обязаны ознакомиться сотрудники предприятия.

Наниматель, вместо себя, может доверить руководить комиссией юристу, специалисту в области условий труда и кадрам.

Организации проводящие аттестацию для ООО, не должна иметь ничего общего с нанимателем. Эта фирма является юридическим лицом, которое аккредитовано в Реестре РФ по Москве и всей России и имеет все полномочия для данной процедуры. Обращайтесь в надежную организацию проводящую аттестацию рабочих мест. Чтобы определить стоимость рабочего места в компании "ЕКХ" и узнать цену - позвоните по указанному на сайте номеру телефона. Наши специалисты Вам расскажут про порядок и цену аттестации и какие цены на отдельные услуги. Наши приемлемые цены и качество услуг вне конкуренции. Отличие цен нашей компании от аналогичных, оценили уже многие наши клиенты.

Пошаговые этапы проведения аттестации каждого места труда для ООО в Москве и в других городах РФ (цену за оказание услуги уточняйте по телефону)

  • создание приказа, с которым должны быть ознакомлены сотрудники;
  • создание комиссии и назначение руководителя этой комиссии;
  • определение сроков и порядка действий для проверки;
  • создание и подписание соответствующего документа;
  • выезд специалистов на место проверки;
  • обработка и получение всех результатов;
  • создание протокола в установленном порядке;
  • создание плановых работ для улучшения условий труда в ООО;
  • (Цена на услуги зависит от формы собственности предприятия и количества рабочих мест. Изменение цен на внешнем и внутреннем рынке не влияет на наши цены)
  • создание отчетности о проведенной работе.

Прежде чем наниматель решит заказать услугу в сторонней компании, которая проводит аттестации для ООО, он имеет полное право потребовать у них такие документы, как

  • подтверждение того, что ООО имеет право на проведение качественной аттестации условий труда (с соблюдением правил и не превышением цен за оказание услуг);
  • документ, который подтверждает то, что, компания аккредитована в Реестре РФ по Москве и другим регионам России, имеет право проведения подобных проверок.

Обязанности работодателя при проверки:

Проведение проверки труда подразумевает, что работодатель обязан во всем помогать и содействовать аттестующей стороне. Предоставлять всю необходимую документацию. При необходимости запрашивать нужную документацию и информацию у третьих лиц. Запрещается работодателю скрывать документы или информацию, предпринимать действия, которые приведут к уменьшению вопросов по АРМ и должны быть проверены максимально тщательно.

Задачи, которые должна выполнять аттестующая сторона

  • подобрать необходимый метод проведения оценки условий труда
  • в момент проведения, точно определить количество сотрудников, которые нуждаются в спец оценке условий труда
  • внимательно изучить всю необходимую документацию
  • при необходимости запросить у работодателя всю нужную информацию

Осуществление аттестации рабочих мест и условий проводится в соответствии с необходимыми требованиями и государственными нормами.

Аттестация на рабочее место - перечень условий

  • определение уровня травмоопасности труда
  • определение соответствия показателям гигиеничности
  • наличие индивидуальной защиты
  • общая оценка аттестации рабочих мест по условиям труда работников

Проверка на предприятии или ООО с опасными условиями труда проводиться на 20% рабочих мест, минимальное количество таких мест 2. Если на одном рабочем месте выявлены несоответствия нормам, проверка должна обязательно пройти и на остальных рабочих местах. После проведения законной аттестации рабочих мест, получается обновленный перечень рабочего пространства. На аналогичные рабочие места заполняется одна карта АРМ. Все мероприятия, которые необходимы для улучшения условий труда являются общими для всех аналогичных рабочих мест.

Проверка на рабочем пространстве, которое меняет свое территориальное расположение, проходит путем анализа стандартных технологических операций. В этом случае сроки проведения, в которых будет произведена проверка, указаны в нормативах. Все особенности и детали АРМ должны быть урегулированы нормативными актами у работодателя и соответствовать нормам осуществления АРМ. Наша компания окажет вам услуги на высочайшем уровне, цена демократичная, а уровень проведения проверки - профессиональный. Цена на услуги зависит от формы предприятия и колличества рабочих мест.

Так же можете ознакомиться с другими нашими услугами и материалами по ним.

Относительно недавно в отечественном законодательстве произошли изменения, касающиеся охраны труда на предприятиях. С 01.01.2014 вступил в силу , который заменил процедуру аттестации рабочих мест (АРМ) на специальную оценку условий труда (СОУТ).

Что такое АРМ

По большому счету, это та же самая процедура специальной оценки рабочих мест. Но порядок и сроки проведения аттестации рабочих мест по условиям труда определял не федеральный закон, а Приказ Минздрава от 26.04.2011 № 342н.

Аттестацию тоже проводил работодатель с привлечением специальной организации, тоже образовывалась комиссия, определялись классы опасности и составлялся отчет. Срок аттестации рабочих мест сопоставим со сроками проведения специальной оценки условий труда. То есть фундаментально, хоть СОУТ фактически и заменил АРМ, функции и задачи остались прежними:

  • разработка и реализация мероприятий, направленных на улучшение условий труда;
  • информирование сотрудников об условиях труда на их рабочих местах;
  • принятие решений о необходимости в организации периодических и предварительных медицинских осмотров;
  • установление гарантий и компенсаций работникам, занятым во вредных и опасных условиях труда.

Нововведениями стали:

  1. Процедура или этап идентификации вредных и опасных факторов производственной среды. Методика проведения этой процедуры утверждена Приказом Минтруда от 24.01.2014 № 33н.
  2. Подача декларации о соответствии условий труда государственным нормативным требованиям условиям охраны труда в случае отсутствия (неидентификации) вредных или опасных производственных факторов.
  3. Идентификация вредных и опасных факторов производственной среды осуществляется теперь не на всех рабочих местах. Список рабочих мест, на которых этап идентификации не осуществляется, указан в пункте 6 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ.

Указанные нововведения никак не отразились на сроках проведения аттестации рабочих мест или специальной оценки условий труда. Сроки по-прежнему определяются работодателем — нормативным документом об организации СОУТ.

Кроме изменений в самой процедуре проведения АРМ, с принятием СОУТ были внесены изменения в законодательство.

Трудовое законодательство

Раньше работникам, занятым во вредных (вне зависимости от класса опасности) и опасных условиях труда, по полагались:

  • ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск;
  • доплаты;
  • сокращенная рабочая неделя.

С введением 426 Федерального закона у работников, занятых во вредных и опасных условиях труда, остались:

  • класс вредности 3.1 — только доплаты;
  • класс вредности 3.2 — доплаты и ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск;
  • класс вредности 3.3, 3.4 и 4 — доплаты, отпуск и сокращенная рабочая неделя.

Административное законодательство

В введена , предусматривающая ответственность за нарушения порядка организации и проведения СОУТ и выдачи работникам средств индивидуальной защиты. Введены и новые штрафы — от предупреждения или 5000 рублей для должностных лиц до 80 000 рублей при первом нарушении, а при повторных — от 30 000 до 200 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Пенсионное законодательство

Теперь в периоды работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, засчитывается тот трудовой стаж, который соответствовал вредному или опасному, установленному по результатам специальной оценки условий труда.

Периодичность проведения

Как и в случае с СОУТ, периодичность проведения аттестации рабочих мест по условиям труда составляла 5 лет.

Положениями пункта 4 статьи 27 Федерального закона № 426-ФЗ предусмотрено, что если организация провела АРМ до вступления в силу указанного Федерального закона, СОУТ разрешено не проводить в течение пяти лет со дня завершения АРМ. Но если возникнут обстоятельства, по которым необходимо провести внеплановую СОУТ, спецоценку придется проводить, не дожидаясь окончания планового срока.

Как часто проводится аттестация рабочих мест или СОУТ, решает работодатель: хоть ежегодно. Но не реже чем один раз в 5 лет и каждый раз при возникновении условий, обязывающих работодателя провести внеплановую СОУТ.

Основания для проведения внеплановой СОУТ остались те же, что и для АРМ, за исключением нового независимого обстоятельства в виде несчастного случая на производстве. Полный перечень оснований для внеплановой СОУТ указан в статье 17 Федерального закона № 426-ФЗ.

Стоимость

В 2020 году стоимость проведения аттестации рабочих мест (СОУТ) по-прежнему определяется несколькими параметрами:

  1. Цена договора с организацией, которая непосредственно проводит СОУТ. В цену обычно входит:
    • стоимость исследований и замеров;
    • использование специальной аппаратуры;
    • командировочные сторонних специалистов и т. д.
  2. Размер издержек по результатам аттестации и рационализации рабочих мест:
    • если установят классы вредности и опасности, потребуются дополнительные отчисления в Пенсионный фонд, надбавки и компенсации для работников;
    • приобретение новых или модернизация имеющихся средств коллективной и индивидуальной защиты;
    • замена производственного оборудования, оптимизация его расстановки и т. д.
  3. Штрафы за отсутствие аттестации рабочих мест или несвоевременное проведение СОУТ (результаты АРМ можно оспорить и признать не соответствующими действительности). При выборе организации обратите внимание на ее уставные документы (код ОКПД2 для аттестации рабочих мест — 71.20.19.130), сведения о ней обязательно присутствуют в реестре организаций, проводящих СОУТ.

Региональный фактор тоже влияет на стоимость аттестации рабочих мест по условиям труда: цены в Москве и Сыктывкаре отличаются.

Штрафы

В 2020 году на вопрос, обязательна или нет аттестация рабочих мест, ответить несложно: она должна быть, если не проводилась спецоценка. Размеры штрафов за отсутствие АРМ или СОУТ составляют:

Наименование нарушения

Размер штрафа в рублях

должностное лицо

лица без образования юридического лица

юридические лица

Нарушение требований охраны труда, изложенных в федеральном законодательстве

Предупреждение или от 2000 до 5000

От 2000 до 5000

От 50 000 до 80 000

Нарушение порядка проведения СОУТ (или непроведение)

Предупреждение или от 5000 до 10 000

От 5000 до 10 000

От 60 000 до 80 000

Допуск работника без обучения правилам охраны труда (медицинские осмотры включаются)

От 15 000 до 25 000

От 15 000 до 25 000

От 110 000 до 130 000

Необеспечение работников СИЗ

От 20 000 до 30 000

От 20 000 до 30 000

От 130 000 до 150 000

Повторные нарушения

От 30 000 до 40 000 или дисквалификация на срок от 1 года до 3 лет

От 30 000 до 40 000 или приостановка деятельности на срок до 90 суток

От 100 000 до 200 000 или приостановка деятельности на срок до 90 суток

Документы по итогам мероприятия

По итогам СОУТ организация, которая непосредственно проводила спецоценку, составляет отчет, работодатель его утверждает. Отчет — многостраничный и объемный документ, форма которого утверждена Приложением № 3 к Приказу Минтруда от 24.01.2014 № 33н.

Для работодателя важен весь отчет целиком, но наибольший интерес для работника представляет третий раздел отчета или СОУТ — непосредственно карта.

В карте содержится различная информация, но наибольший интерес представляют сведения:

  • о классификации вредных и опасных факторов;
  • используемых средствах индивидуальной защиты и их эффективности;
  • рекомендациях по итогам проведенных мероприятий.

Работодатель обязан ознакомить действующих сотрудников с информацией, которую содержит карта, в течение 30 дней с даты утверждения отчета о проведенной СОУТ.

До 2013 года включительно аттестация рабочих мест на предприятии регламентировалась 212-й статьёй Трудового кодекса Российской Федерации. В соответствии с новым Федеральным законом №426-ФЗ от 28.12.13 «О специальной оценке условий труда» понятие «аттестация рабочих мест» больше не используется в отечественной правовой базе. Его сменил термин «спецоценка». Соответствующие изменения были внесены и в Трудовой кодекс. Однако фактически процедура специальной оценки по своей сути сохранила все базовые функции аттестации.

Формально под специальной оценкой условий труда понимается перечень чётко определённых мероприятий, проводимых в установленной последовательности, с целью выявления вредных или представляющих опасность факторов, воздействующих на сотрудников предприятия в процессе осуществления ими профессиональной деятельности. Итогом проведения подобной специальной оценки рабочих мест на предприятии должно быть определение классов и подклассов существующих условий труда на предприятии в соответствии с существующим штатным расписанием и фактически занятым на предприятии штатом сотрудников.

На кого распространяется обязательная аттестация рабочих мест

Обязательная аттестация рабочих мест теперь должна проводиться всеми работодателями без исключения. На работодателей данная обязанность возлагается 212-й статьёй Трудового кодекса. Также аттестацию рабочих мест с 2014 года должны осуществлять индивидуальные предприниматели, которые имеют сотрудников, принятых на работу. Взыскания, налагаемые за игнорирование прохождения процедуры спецоценки, были существенно ужесточены, что нашло своё отражение в Федеральном законе №421-ФЗ от 28.12.13. При этом были увеличены как административные штрафы (в случае непрохождения спецоценки), так и мера уголовной ответственности лиц, виновных в несчастных случаях, происходящих на производстве.

Предприниматели, не использующие труд наёмных сотрудников и, соответственно, не организовывающие рабочие места, подлежащие аттестации, не обязаны организовывать проведение оценки. Также спецоценка не затрагивает физических лиц, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя. Данное положение определено в 3-й статье Федерального закона №426-ФЗ.

Какие рабочие места следует оценивать

Перечень рабочих мест, на которые ранее распространялся порядок проведения аттестации рабочих мест, не идентичен тому перечню рабочих мест, по отношению к которым должна проводиться специальная оценка в соответствии с новыми законодательными нормами.

Руководству предприятия следует обратить внимание, что ранее аттестация рабочих мест проводилась только по отношению к тем позициям, где использовался ручной труд, транспортные средства, машины, механизмы, устройства и приборы, представляющие собой опасность для жизни и здоровья сотрудников. То есть формально некоторые рабочие места могли не подпадать под аттестацию. В настоящее время специальная оценка рабочих мест охватывает все рабочие места без каких-либо исключений. Данный момент особенно следует учитывать при специальной оценке рабочих мест офисных сотрудников. Ранее именно эти позиции чаще всего исключались из процесса аттестации.

Кроме того, если ранее рабочие места надомных сотрудников и сотрудников, работающих в удалённом режиме, аттестовались на общих основаниях, то теперь существующая нормативная база позволяет не проводить специальную оценку в данных случаях.

Периодичность проведения специальной оценки рабочих мест

По существующему законодательству специальная оценка рабочих мест должна проводиться не реже одного раза в пять лет. Несмотря на смену соответствующего законодательства, ранее проведенная аттестация признаётся действительной, и до истечения срока её действия необходимость организовывать спецоценку отсутствует.

При этом законом оговорен ряд случаев, в которых требуется внеплановая специальная оценка. В первую очередь это касается ситуаций, при которых на предприятии возникают ранее не существовавшие рабочие места. Кроме того, спецоценка нужна в ситуации существенных изменений условий труда: трансформации технологического процесса, начала работы с ранее не использовавшимися материалами, работа в новых условиях.

Специальная оценка должна быть проведена в случае, если на предприятии произошел несчастный случай или у сотрудников были выявлены профессиональные заболевания, ставшие следствием вредных условий работы.

Инициировать специальную оценку также может менеджер по технике безопасности или профсоюзная организация.

Инициация процедуры специальной оценки

Для проведения спецоценки работодателю необходимо организовать специальную комиссию и заключить договор на проведение оценки с организацией, специализирующейся на данном виде деятельности. Стоимость аттестации рабочих мест колеблется в пределах от 1 500 рублей до 6 000 рублей за одно рабочее место. Конкретная цена зависит от сложности предстоящих работ и того, насколько рабочие места на предприятии унифицированы.

Указанная комиссия должна включать в себя представителей работодателя, менеджера, ответственного за охрану труда на предприятии и представителей профсоюза. Применительно к субъектам малого предпринимательства обязательным является включение в комиссию руководителя предприятия.

Конкретный пример аттестации рабочих мест может быть признан соответствующим законодательным нормам только в том случае, если привлекаемая сторонняя организация отвечает ряду требований. Во-первых, в уставных документах организации проведение спецоценки условий труда должно быть обозначено как основной вид деятельности. Во-вторых, организация должна располагать лабораторией, прошедшей специальную процедуру аккредитации. В-третьих, сотрудники организации должны быть представлены как минимум пятью специалистами-экспертами, имеющими специальные сертификаты на проведение работ по оценке рабочих мест. Среди этих специалистов обязательно наличие врача, специализирующегося на гигиене труда.

Указанные организации и специалисты в обязательном порядке должны числиться в специальном реестре и являться независимыми сторонами по отношению к предприятию, на котором планируется проведение аттестации рабочих мест.

Механизм проведения специальной оценки рабочих мест на предприятии

В процессе специальной оценки рабочие места исследуются на наличие опасных и вредоносных факторов, которые могут угрожать сотрудникам предприятия. В процессе этой работы заполняется специальная декларация, в которую заносятся все рабочие места, на которых угрозы не выявлены. Позднее данная декларация подаётся в трудовую инспекцию. В настоящий момент форма декларации ещё не разработана, но её утверждение ожидается в ближайшем будущем.

Рабочие места, на которых были обнаружены опасные факторы, подвергаются дополнительным исследованиям, сопровождаемым необходимыми испытаниями. После этой работы таким рабочим местам присваивается определённый класс условий труда: «оптимальный», «допустимый», «вредный» или «опасный». Вредные условия труда также классифицируются на четыре подкласса. Данная информация находит отражение в специальном отчёте комиссии (форма отчёта также пока ещё не утверждена). Работодатель должен быть ознакомлен с отчётом под роспись.

На что влияет специальная оценка рабочих мест

Результаты специальной оценки находят отражение при заполнении формы 4-ФСС. Полученная информация служит основанием для фонда социального страхования по отношению к страхователю определить размер скидки или надбавки по взносам «на травматизм».

Помимо этого, результаты специальной оценки используются для определения дополнительных тарифов, применяемых к взносам в ПФР. В статье 58.3 Федерального закона № 212-ФЗ от 24.07.09 значится, что в зависимости от присвоенного рабочему месту класса и подкласса уровень тарифа может изменяться на величину от 0 до 8 процентов.

Результаты специальной оценки используются при организации на предприятии процедуры медицинских осмотров или для проведения работ, направленных на улучшение условий труда. Это регламентируется седьмой статьёй Федерального закона №426-ФЗ от 28.12.13 «О специальной оценке условий труда».

Информация о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, обоснование стоимости данных работ и применяемые штрафные санкции

Цены за проведение аттестации рабочих мест по условиям труда (ориентировочно):

ТАРИФЫ на услуги, оказываемые испытательной лабораторией по исследованию, измерению и оценке факторов производственной среды и трудового процесса

Производственные факторы Стоимость измерения, руб.
Шум 250.00
Ультразвук 250.00
Инфразвук 250.00
Вибрация 300.00
Температура 100.00
Влажность 100.00
Скорость движения воздуха (V) 100.00
Тепловое излучение 150.00
Освещенность 250.00
Яркость 100.00
Коэффициент естественного освещения (КЕО) 100.00
Ультрафиолетовое излучение 250.00
250.00
Электромагнитные поля (ЭМП) 450.00
Тяжесть 300.00
Напряженность 300.00
Травмобезопасность 350.00
СИЗ 300.00
Воздух рабочей зоны 800.00
Обработка результатов 400.00
Проверка по классификатору 100.00
Обследование рабочих мест и производственных факторов, разработка перечня рабочих мест и производственных факторов: До 100 раб. мест -1500 руб.

В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации (Раздел X. ОХРАНА ТРУДА) работодатель, а точнее любое юридическое лицо и частные предприниматели обязаны провести аттестацию рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Государственное управление охраной труда в свою очередь устанавливает порядок осуществления государственной экспертизы условий труда, порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и порядок подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда, а также осуществляет на территории субъекта Российской Федерации в установленном порядке государственную экспертизу условий труда, организует проведение аттестации рабочих мест по условиям труда и проведение подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда.

Из вышеуказанного следует, что инспектор вправе осуществлять контроль за исполнением законодательства в области труда, в частности провести проверку на качество проведенной аттестации рабочих мест по условиям труда или на отсутствие таковой.

В соответствии с Приказом №342н от 26 апреля 2011 г. Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации установлен порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и требования к оформлению и использованию результатов аттестации. Требования Порядка распространяются на работодателей - юридических и физических лиц (за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) (далее - работодатель), а также на организации, оказывающие услуги по проведению аттестации рабочих мест (далее - аттестующая организация) независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

Порядок подготовки к проведению аттестации рабочих мест по условиям труда.

  • Для организации и проведения аттестации работодателем создается аттестационная комиссия, а также определяется график проведения работ по аттестации.
  • В состав аттестационной комиссии включаются представители работодателя, специалист по охране труда, представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников, представители аттестующей организации.

В качестве представителей работодателя в состав аттестационной комиссии могут включаться руководители структурных подразделений организации, юристы, специалисты по кадрам, специалисты по труду и заработной плате, главные специалисты организации, медицинские работники и иные работники.

При проведении аттестации в организациях, отнесенных в соответствии с действующим законодательством к микропредприятиям и малому бизнесу, в состав аттестационной комиссии включаются работодатель (его представитель), представители аттестующей организации, представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии), представители организации или специалист, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору для осуществления функций службы охраны труда (специалиста по охране труда).

Возглавляет аттестационную комиссию представитель работодателя.

  • Состав аттестационной комиссии, а также график проведения работ по аттестации утверждаются приказом работодателя.
  • Аттестационная комиссия:
    • осуществляет руководство и контроль за проведением аттестации на всех ее этапах;
    • формирует комплект необходимых для проведения аттестации нормативных правовых и локальных нормативных актов, организационно-распорядительные и методические документы и организует их изучение;
    • составляет перечень рабочих мест, подлежащих аттестации, образец которого предусмотрен приложением N 1 к Порядку, с выделением аналогичных рабочих мест и указанием факторов производственной среды и трудового процесса, травмоопасности и обеспеченности работника специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты (далее - СИЗ), которые необходимо измерять и оценивать исходя из характеристик технологического процесса, состава производственного оборудования, применяемых сырья и материалов, результатов ранее проводившихся измерений показателей вредных и (или) опасных производственных факторов, требований нормативных правовых актов, а также мест проведения этих измерений;
    • готовит предложения по приведению наименований профессий и должностей работников в соответствие с требованиями Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих и Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих;
    • присваивает номер каждому рабочему месту;
    • заполняет и подписывает карты аттестации;
    • готовит предложения (при необходимости) о внесении изменений и (или) дополнений в трудовой договор в части обязательства работодателя по обеспечению работника СИЗ, установления соответствующего режима труда и отдыха, а также других установленных законодательством гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
    • по результатам аттестации разрабатывает план мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.

По всем вышеуказанные мероприятиям, при заключении договора на проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с компанией ООО НПП ИЛ "СпецТест", наши специалисты готовы оказать помощь.

На чем можно экономить:

При проведении аттестации рабочих мест по условиям труда существует такое понятие как аналогичные рабочие места. Аналогичными рабочими местами для целей Порядка являются рабочие места, которые характеризуются совокупностью следующих признаков:

  • профессии или должности одного наименования; выполнение одних и тех же профессиональных обязанностей при ведении однотипного технологического процесса в одинаковом режиме работы;
  • использование однотипного производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья;
  • работа в одном или нескольких однотипных помещениях или на открытом воздухе;
  • использование однотипных систем вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения;
  • одинаковое расположение объектов (производственное оборудование, транспортные средства и т.п.) на рабочем месте;
  • одинаковый набор вредных и (или) опасных производственных факторов одного класса и степени;
  • одинаковая обеспеченность средствами индивидуальной защиты.

При выявлении хотя бы одного рабочего места, не отвечающего признакам аналогичности, оценке подвергаются 100% этих рабочих мест. После этой оценки определяется новый перечень рабочих мест с учетом результатов измерений и оценок.

Таким образом совершенно понятно, что аналогичных рабочих мест практически невозможно найти, т. к. условия освещенности даже в рамках одной комнаты разные, удаленность рабочих мест от окна и пр. факторы.

Экономия затрат на проведение аттестации рабочих мест реально осуществить путем уменьшения количества замеров. Например в одной комнате находятся десять рабочих мест. Такие факторы как влажность, общая вибрация, воздух рабочей зоны и прочие факторы замеряются одни раз в общей рабочей зоне. Из этого следует что аттестация одного рабочего места по условиям труда будет предположительно стоить 2700 рублей а оставшиеся девять 2400 рублей.

В России в 2012 году планируется ввести 6 новых составов административных правонарушений в сфере труда и охраны труда. Нарушителей ждут строгие санкции.

В 2012 году в КоАП РФ и Уголовный кодекс планируется внести изменения, направленные против недобросовестных работодателей. Новшества больно ударят по тем из них, кто нарушает законодательство о труде и охране труда. В особенности это коснется индивидуальных предпринимателей. К действующим составам административных правонарушений добавятся шесть новых, сообщает Федеральная служба по труду и занятости. Некоторые штрафы увеличатся в 20 раз и достигнут 600 тысяч рублей:

В настоящее время в Комитете Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству находится на рассмотрении проект федерального закона N 557872-5 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 143 Уголовного кодекса Российской Федерации", направленный на усиление ответственности за нарушение требований законодательства об охране труда.

Законопроект предусматривает введение шести новых составов административных правонарушений, устанавливающих ответственность за непроведение аттестации рабочих мест по условиям труда; допуск к выполнению работ работников, не прошедших в установленном порядке обучение по охране труда; необеспечение работников средствами индивидуальной защиты; допуск к выполнению работ работников, не прошедших в установленном порядке обязательные медицинские осмотры; неинформирование работников о состоянии условий и охраны труда на рабочих местах и др.

Санкции за данные правонарушения предлагается ввести в повышенном размере по сравнению с действующими: например, размеры административных штрафов увеличиваются для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, от 6 до 20 раз и для юридических лиц от 3 до 10 раз. За повторное совершение аналогичного правонарушения для юридических лиц размеры штрафов могут достигать 500 - 600 тысяч рублей, индивидуальные предприниматели будут подвергнуты дисквалификации на срок от 1 года до 3 лет.

В большинстве случаев для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в качестве диспозитивной санкции предусмотрено административное приостановление деятельности. За нарушение установленного порядка прохождения обучения по охране труда или обучения безопасным правилам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте и оказания первой помощи пострадавшим для юридических лиц предлагается ввести административный штраф - от 100 до 150 тыс. рублей. За повторное нарушение для юридических лиц предусмотрены штрафные санкции от 500 до 600 тыс. рублей или административное приостановление деятельности на срок от 30 до 90 суток.

Добавим, что сейчас нарушение законодательства о труде и об охране труда карается по статье 5.27 КоАП РФ. Правонарушение наказывается штрафом. Для должностных лиц и ИП он составляет от 1 до 5 тысяч рублей, для юридических лиц - от 30 до 50 тысяч. Индивидуальных предпринимателей и организации также может ожидать приостановление деятельности на срок до 90 суток. По статье 143 УК РФ наказывается нарушение правил охраны труда.

Работодатели смогут декларировать соответствие условий труда государственным нормативным требованиям. Финансовая нагрузка на организации малого бизнеса снизится. Такие перспективы рисуют разработчики законопроекта.

Российские работодатели смогут декларировать соответствие условий труда государственным нормативным требованиям. Дорогостоящая сертификация организации работ по охране труда уйдет в прошлое. В результате финансовая нагрузка на организации микро- и малого бизнеса снизится. Всё это предусматривает законопроект, разработанный Министерством здравоохранения и социального развития. Документ вносит поправки в ряд статей Трудового кодекса РФ. Разработчики проекта в пояснительной записке рисуют радужные для малого бизнеса перспективы:

Законопроект предусматривает введение подтверждения соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда как более общего понятия, что позволит перейти от обязательной и дорогостоящей сертификации организации работ по охране труда к добровольно выбираемой работодателем форме подтверждения соответствия в форме добровольного декларирования соответствия.

Для указанной цели в статью 209 Трудового кодекса Российской Федерации введено определение понятия «декларация соответствия», в соответствии с которым это - документ, удостоверяющий соответствие условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда... Форма декларации соответствия, порядок регистрации деклараций соответствия... определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Кроме того, предлагается внести изменения в статью 22 Кодекса, предоставив работодателю право осуществлять декларирование соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда...

Условием для подачи работодателем декларации соответствия наряду с оценкой состояния условий труда в организации, определяемой по итогам проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, будет являться также уровень профессионального риска в организации, уровень производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, обеспеченность работников средствами индивидуальной защиты, работа по обучению и проверке знаний требований охраны труда, организация проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров, санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работников и др.

Законопроект распространяется на всех работодателей - субъектов предпринимательской деятельности... процедура декларирования соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда является для работодателя бесплатной и добровольной.

Проект закона размещен на сайте Министерства экономического развития. Оно предлагает всем желающим высказать мнение об инициативе Минздравсоцразвития.

Напомним, чтобы законопроект стал законом, его должно одобрить Федеральное Собрание и подписать - Президент РФ, после чего документ должен быть официально опубликован. Федеральные законы вступают в силу по истечении десяти дней после официального опубликования, если самими законами не установлен другой порядок вступления их в силу. Данный документ, согласно проекту, начнет действовать в течение шести месяцев с момента официального опубликования.

И в завершении подводя черту вышесказанному хочется отметить, что если проводя аттестацию рабочих мест на своем предприятии руководитель отталкивается от низкой стоимости предлагаемой услуги, то при контрольной проверке со стороны инспекций он рискует быть уличенным в некачественно (лживо) составленных аттестационных картах и как следствие их аннулирования. Если аттестующая организация декларирует, что проводит аттестацию рабочих мест в количестве 100 штук в течение одной недели и предоставляет данную услугу за 1500 рублей за одно рабочее место, то рискует остаться без лицензии на проведение данных работ, так как вероятнее всего были составлены аттестационные карты без проведения фактических измерений.




Top