Пример пояснительной записки к техническому проекту ас. Техническая документация. Ресурсы, помогающие при разработке документации

Ниже представлен пример (образец) проектного документа "Пояснительная записка к техническому проекту на создание автоматизированной системы ", основанный на методических указаниях РД 50-34.698-90 . Данный документ формируется IT-специалистом на стадии технического проектирования информационной системы .

В качестве примера разработки информационной системы использован проект внедрения информационно-аналитической системы «Корпоративное хранилище данных» .

На странице ниже приведено содержание пояснительной записки технического проекта в соответствии с ГОСТ, внутри каждого из разделов кратко приведены требования к содержанию и текст примера заполнения (выделяется вертикальной чертой).

Разделы пояснительной записки:

    Общие положения

    Основные технические решения

    Решения по структуре системы, подсистем, средствам и способам связи для информационного обмена между компонентами системы

    Решения по взаимосвязям АС со смежными системами, обеспечению ее совместимости

    Решения по режимам функционирования, диагностированию работы системы

    Решения по персоналу и режимам его работы

    Сведения об обеспечении заданных в техническом задании потребительских характеристик системы, определяющих ее качество

    Состав функций, комплексов задач реализуемых системой

    Состав и размещение комплексов технических средств

    Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации

    УТВЕРЖДАЮ

    Государственный контракт № 000-05-07 от «29» октября 2007 г., заключенный между Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации и ЗАО «ПРОГНОЗ», на выполнение работ по теме «Разработка автоматизированного модуля федерального мониторинга социально-экономического развития субъектов Российской Федерации в рамках создания единой информационной системы мониторинга ключевых показателей социально-экономического развития Российской Федерации и контроля результативности деятельности органов государственной власти по их достижению».

    При разработке настоящего документа использовался Руководящий документ по стандартизации ГОСТ РД 50-34.698-90.

    1. Общие положения.. 5

    1.1. Полное наименование системы... 5

    1.2. Документы, на основании которых ведется проектирование.. 5

    1.3. Стадии и сроки исполнения.. 5

    1.4. Цели и назначение.. 7

    1.5. Соответствие проектных решений требованиям безопасности .. 8

    1.6. Нормативно-технические документы... 9

    2. Описание процесса деятельности.. 10

    2.1. Перечень задач.. 10

    2.2. Основные функции, выполняемые Модулем... 11

    3. Основные технические решения.. 13

    3.1. Структура Модуля, перечень подсистем... 13

    3.1.1. Подсистема Централизованного хранилища данных. 14

    3.1.2. Интерфейсная компонента. 15

    3.1.3. Адаптерные программные компоненты. 16


    3.6.3. Степень приспособляемости к отклонениям параметров объекта автоматизации. 26

    3.6.4. Допустимые пределы модернизации и развития системы.. 26

    3.6.5. Требования к надежности. 27

    3.6.6. Требование безопасности. 27

    3.6.7. Требования к эргономике и технической эстетике. 28

    Перечень работ

    Ожидаемые результаты работ

    Разработка Централизованного хранилища данных (ЦХД) социально-экономической информации, используемой при осуществлении федерального мониторинга показателей социально-экономического развития (ПСЭР) субъектов Российской Федерации и муниципальных образований

    Подсистема Централизованного хранилища данных

    Разработка схем данных ПСЭР и профилей технологических спецификаций, описывающих протоколы взаимодействия с интерфейсной компонентой и форматы публикуемых данных ПСЭР

    Схемы данных ПСЭР и профили технологических спецификаций, описывающие протоколы взаимодействия с интерфейсной компонентой и форматы публикуемых данных ПСЭР;

    Отчет об обсуждении проектов спецификаций на схемы данных и профилей технологических спецификаций, с зафиксированными замечаниями и предложениями участников обсуждения.

    Разработка, апробация на пилотных объектах внедрения и доработка в соответствии с выявленными замечаниями, кроссплатформенного программного обеспечения интерфейсной компоненты

    Интерфейсные компоненты

    Обязательная адаптерная компонента

    Разработка специфических адаптерных компонент, обеспечивающих автоматизированное получение информации о СЭР из унаследованных АИС источников данных и ее публикацию через интерфейсную компоненту в соответствии с ее спецификациями. Специфические адаптеры должны содержать блок верификации и проверки достоверности статистический информации

    Специфические адаптерные компоненты;

    Регламент автоматического сбора информации, используемой при осуществлении федерального мониторинга и поставляемой с web-сайтов и из АИС федеральных министерств и ведомств, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в соответствии с разработанными спецификациями выходных параметров, предназначенных для предоставления информации этими источниками данных

    Разработка средств табличного, графического, картографического, текстового представления результатов мониторинга и анализа социально-экономического развития субъектов Российской Федерации.

    Подсистема табличного, графического, картографического, текстового представления данных мониторинга и результатов анализа социально-экономического развития субъектов Российской Федерации

    Разработка подсистемы Модуля, предназначенной для расчёта критериев оценки развития секторов экономики субъектов федерации на основе информации, собираемой в процессе федерального мониторинга

    Подсистема расчёта критериев оценки развития секторов экономики субъектов Российской Федерации (с возможностью выявления региональных кластеров) на основе информации, собираемой в процессе федерального мониторинга

    Разработка подсистемы Модуля, предназначенной для расчёта интегральных индексов и оценок социально-экономического развития субъектов федерации на основе информации, собираемой в процессе федерального мониторинга

    Подсистема расчёта интегральных индексов и оценок социально-экономического развития субъектов Российской Федерации на основе информации, собираемой в процессе федерального мониторинга

    Разработка подсистемы Модуля, предназначенной для публикации информации о СЭР в соответствии с требованиями действующих нормативных актов и разработанных в рамках проекта, а также спецификациям на интерфейсную компоненту

    Подсистема публикации в открытом доступе хранящейся в Модуле первичной и преобразованной информации о СЭР

    Разработка подсистемы администрирования

    Подсистема администрирования

    Полный пакет проектной документации для Модуля федерального мониторинга в соответствии с требованием ГОСТ 34

    Проведения приемо-сдаточных испытаний, доработка Модуля в соответствии с замечаниями Заказчика

    1. общие положения;
    2. описание деятельности;
    3. основные технические решения;
    4. мероприятия по.

    [из п. 2.2.1 РД 50-34.698-90]

    Общие положения

    В разделе «Общие положения» приводят:

    1. проектируемой и наименования документов, их номера и дату, на основании которых ведут проектирование АС;
    2. перечень, участвующих в системы, сроки выполнения;
    3. цели, назначение и АС;
    4. подтверждение соответствия проектных решений действующим нормам и, пожаро- и взрывобезопасности и т.п.;
    5. сведения об использованных при проектировании;
    6. сведения о, передовом, использованных при разработке проекта;
    7. очередность создания системы и объем каждой.

    [из п. 2.2.2 РД 50-34.698-90]

    Описание процесса деятельности

    В разделе «Описание процесса деятельности» отражают состав процедур () с учетом обеспечения взаимосвязи и совместимости процессов и деятельности, формируют к организации работ в АС [из п. 2.2.3 РД 50-34.698-90]

    Основные технические решения

    В разделе «Основные технические решения» приводят:

    1. решения по структуре системы, средствам и способам связи для информационного обмена между, подсистем;
    2. решения по взаимосвязям АС со смежными системами, обеспечению ее;
    3. решения по, работы системы;
    4. решения по численности, квалификации и функциям, режимам его работы, порядку взаимодействия;
    5. сведения об обеспечении заданных в потребительских характеристик системы (подсистем), определяющих ее;
    6. состав, комплексов задач () реализуемых системой (подсистемой);
    7. решения по комплексу, его размещению на;
    8. решения по составу информации, объему, способам ее, видам машинных, и документам и, последовательности и другим компонентам;
    9. решения по составу, языкам деятельности, процедур и операций и методам их реализации.

    В разделе приводят в виде иллюстраций другие документы, которые допускается включать по ГОСТ 34.201 [из п. 2.2.4 РД 50-34.698-90]

    Мероприятия по подготовке объекта автоматизации к вводу системы в действие

    В разделе «Мероприятия по подготовке к вводу системы в действие» приводят:

    1. мероприятия по приведению информации к виду, пригодному для на;
    2. мероприятия по обучению и проверке квалификации персонала;
    3. мероприятия по созданию необходимых подразделений и рабочих мест;
    4. мероприятия по изменению объекта автоматизации;
    5. другие мероприятия, исходящие из специфических особенностей создаваемых АС.
    Название документа:
    Номер документа: 1.16-78
    Вид документа: ГОСТ
    Принявший орган: Госстандарт СССР
    Статус: Недействующий
    Опубликован:
    Дата принятия: 30 ноября 1978
    Дата начала действия: 01 июля 1979
    Дата окончания действия: 01 января 1987
    Дата редакции: 01 января 1983

    ГОСТ 1.16-78

    Группа Т50

    ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

    ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА СТАНДАРТИЗАЦИИ

    Пояснительная записка к проекту стандарта. Построение, содержание, изложение и оформление

    State system of standardization. Explanatory note to draft standard. Lay-out, contents, wording and formal presentation

    Дата введения 1979-07-01

    Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 30 ноября 1978 г. N 3205 срок введения установлен с 01.07.79

    ПЕРЕИЗДАНИЕ с Изменением N 1, утвержденным в ноябре 1981 г. (ИУС 3-82)


    Настоящий стандарт устанавливает требования к построению, содержанию, изложению и оформлению пояснительных записок к проектам государственных, отраслевых, республиканских стандартов и стандартов предприятий всех видов.

    1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

    1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

    1.1. Пояснительную записку к проекту стандарта составляют к каждой редакции проекта, рассылаемой на отзыв, направляемой на согласование и представляемой на утверждение.

    1.2. Пояснительную записку к проекту стандарта должна составлять организация (предприятие)-разработчик стандарта.

    При наличии нескольких разработчиков пояснительную записку к проекту стандарта составляет ведущая организация (предприятие)-разработчик.

    1.3. На каждый разрабатываемый стандарт составляют самостоятельную пояснительную записку.

    Допускается составлять одну пояснительную записку при одновременной разработке, подготовке к согласованию и утверждению взаимосвязанных стандартов одной и той же категории на однородные объекты стандартизации.

    2. ТРЕБОВАНИЯ К ПОСТРОЕНИЮ, СОДЕРЖАНИЮ И ИЗЛОЖЕНИЮ ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКИ

    2.1. В наименовании пояснительной записки указывают категорию и полное наименование стандарта, порядковый номер редакции проекта стандарта и (или) сведения о стадии разработки стандарта.

    Например:

    Пояснительная записка

    к проекту государственного стандарта "Нитки швейные из натурального шелка. Технические условия" (первая редакция, рассылаемая на отзыв).

    Пояснительная записка

    к проекту государственного стандарта "Приборы картографические. Термины и определения" (окончательная редакция, представляемая на утверждение)

    2.2. Пояснительная записка к проекту стандарта должна состоять из разделов, имеющих порядковую нумерацию в пределах всей пояснительной записки и обозначающихся арабскими цифрами с точкой в конце номера. Заголовки разделов следует выделять прописными буквами.

    При необходимости пояснительную записку можно разбить на подразделы, пункты и подпункты по требованиям, установленным в ГОСТ 1.5-68 * для стандартов.
    ________________
    * На территории Российской Федерации документ не действует. Заменен на ГОСТ 1.5-85 (отменен без замены), здесь и далее по тексту

    2.3. Пояснительная записка должна состоять из разделов, располагаемых в следующей последовательности:

    основание для разработки стандарта;

    цели и задачи разработки стандарта;

    данные о стандартизации объекта к началу разработки проекта стандарта;

    характеристика объекта стандартизации;

    научно-технический уровень объекта стандартизации;

    технико-экономическая эффективность от внедрения стандарта;

    предполагаемый срок введения стандарта в действие и предполагаемый срок его действия;

    взаимосвязь с другими стандартами;

    сведения о рассылке на отзыв (ко всем редакциям проекта стандарта, кроме первой);

    сведения о согласовании (только к окончательной редакции проекта стандарта, представляемой на утверждение);

    источники информации;

    дополнительные сведения.

    Допускается при составлении пояснительных записок ко второй и последующим (кроме окончательной) редакциям проекта стандарта не помещать в этих пояснительных записках разделы, содержание которых не изменилось.

    2.4. Пояснительную записку к каждой редакции проекта стандарта составляют исходя из показателей, норм, характеристик, требований, включенных в эту редакцию, с обоснованием их изменений.

    2.5. В разделе "Основание для разработки стандарта" следует указать номер темы по утвержденному плану, дату и наименование организации, утвердившей техническое задание.

    В случае разработки проекта стандарта, не включенного в план стандартизации (внеплановая тема), следует указать директивные документы вышестоящих органов, на основании которых разрабатывают стандарт.

    Следует указать также, в соответствии с какой программой комплексной стандартизации, при ее наличии, разрабатывают стандарт.

    2.6. В разделе "Цели и задачи разработки стандарта" следует указать конечные результаты, достижение которых будет обеспечено применением стандарта, и задачи, которые будут решены при разработке стандарта.

    2.7. В разделе "Данные о стандартизации объекта к началу разработки проекта стандарта" указывают сведения о том, что стандарт разрабатывается впервые, или сведения о действующих стандартах, технических условиях, инструкциях, других документах, действующих к началу разработки проекта стандарта по данному объекту стандартизации.

    2.8. В разделе "Характеристика объекта стандартизации" в зависимости от стандартизуемого объекта (продукция, показатели, нормы, характеристики, требования организационно-методического и общетехнического характера), категории и вида стандарта указывают основные показатели, нормы, характеристики, требования проекта стандарта, определяющие научно-технический уровень объекта стандартизации, и их технико-экономическое обоснование.

    Основными показателями, нормами, характеристиками, требованиями проекта стандарта могут быть требования основных направлений развития народного хозяйства СССР, показатели планов стандартизации и технических заданий на разработку стандартов и показатели использования материальных ресурсов.

    В этом же разделе приводят сведения из отчетов о результатах проведенных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ или ссылки на отчеты с указанием местонахождения отчетов, а также сведения о результатах патентных исследований объекта стандартизации, о проверенных на практике отечественных и зарубежных открытиях и изобретениях, опубликованных за последние десять лет до утверждения стандарта, и заключения по испытанию опытных образцов или опытных партий стандартизуемой продукции.

    2.9. В разделе "Научно-технический уровень объекта стандартизации" приводят сравнительный анализ показателей, норм, характеристик, требований, предусмотренных проектом стандарта;

    с показателями, нормами, характеристиками, требованиями стандартов (рекомендаций) СЭВ, ИСО, МЭК, других международных организаций;

    с показателями, нормами, характеристиками, требованиями отечественных и иностранных стандартов;

    с лучшими образцами техники и товарами отечественного производства и зарубежных фирм;

    с высшими современными достижениями науки, техники, передового отечественного и зарубежного опыта в данной области.

    В этом разделе следует отразить соответствие показателей, норм, характеристик, требований проекта стандарта:

    задачам, определенным в основных направлениях развития народного хозяйства СССР;

    комплексным научно-техническим программам, включающим объект стандартизации;

    комплексным программам стандартизации.

    В этом разделе на основе вышеуказанных данных дают общий вывод о научно-техническом уровне показателей, норм, характеристик, требований объекта стандартизации.

    Если с окончательной редакцией проекта стандарта, представляемой на утверждение, отдельно направляют таблицы сравнения показателей или карту технического уровня и качества продукции по ГОСТ 2.116-71*, то в пояснительной записке к этой редакции указывают только результаты сравнительного анализа и дают общий вывод о научно-техническом уровне показателей, норм, характеристик, требований объекта стандартизации.
    ________________
    ГОСТ 2.116-84 . - Примечание изготовителя базы данных.

    2.10. В разделе "Технико-экономическая эффективность от внедрения стандарта" следует указать ожидаемую экономическую эффективность, экономические преимущества объекта стандартизации и основные источники получения экономического эффекта.

    В случае невозможности подсчета экономической эффективности от внедрения стандарта следует привести необходимое обоснование. В этом разделе указывают показатели социальной эффективности от внедрения стандарта (при их наличии).

    2.11. В разделе "Предполагаемый срок введения стандарта в действие и предполагаемый срок его действия" следует привести:

    обоснование предполагаемого срока введения стандарта в действие с учетом времени, необходимого на выполнение мероприятий по внедрению стандарта;

    обоснование основных мероприятий по внедрению стандарта, в том числе обоснование возможности организации централизованного (специализированного) производства продукции;

    обоснование утверждения проекта стандарта без ограничения срока действия или обоснование предполагаемого срока действия стандарта.

    2.12. В разделе "Взаимосвязь с другими стандартами" следует указать:

    принадлежность проекта стандарта к комплексу стандартов, входящих в систему;

    данные о взаимосвязи проекта стандарта с другими стандартами, а также стандартами и рекомендациями СЭВ и других международных организаций;

    обоснованные предложения о необходимости пересмотра, разработки изменений или отмены действующих взаимосвязанных стандартов.

    В случае пересмотра стандарта на продукцию приводят сведения о взаимозаменяемости продукции по разрабатываемому и действующему стандартам и мерах по обеспечению эксплуатации и ремонта изделий, выпущенных по действующему стандарту.

    2.13. В разделе "Сведения о рассылке на отзыв" следует указать:

    количество организаций (предприятий), которым рассылали редакцию проекта стандарта;

    количество организаций (предприятий), приславших отзывы;

    краткую обобщенную характеристику отзывов;

    результаты рассмотрения отзывов.

    2.14. В разделе "Сведения о согласовании" следует привести сведения о проведении согласования проекта стандарта с заинтересованными организациями (предприятиями); о проведении согласительных совещаний; дать краткую характеристику рассмотренных на них вопросов; указать разногласия, оставшиеся при разработке проекта стандарта.

    Если проект стандарта согласовывать не требуется, то в пояснительной записке следует указать, что стандарт согласованию не подлежит.

    2.15. В разделе "Источники информации" следует указать источники информации, использованные при разработке проекта стандарта, в том числе:

    нормативные акты действующего законодательства;

    нормативные акты министерств, ведомств, объединений и предприятий;

    отечественные стандарты и технические условия (их обозначения);

    иностранные и международные стандарты и другие документы международных организаций (их обозначения и наименования);

    отчеты о патентных исследованиях;

    отчеты о законченных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах и другие.

    2.16. В разделе "Дополнительные сведения", при необходимости, можно включить:

    варианты решения некоторых вопросов и (или) отдельные вопросы по проекту стандарта с просьбой к организациям (предприятиям), которым рассылают на отзыв проект стандарта, высказать свое мнение;

    и другие вопросы.

    2.17. Пояснительную записку следует излагать в соответствии с требованиями, установленными в ГОСТ 1.5-68 , разд.1, для стандартов.

    3. ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКИ

    3.1. Пояснительную записку к проекту стандарта следует печатать в соответствии с требованиями ГОСТ 6.38-72*.
    ________________
    * На территории Российской Федерации документ не действует. Действует ГОСТ Р 6.30-2003 . - Примечание изготовителя базы данных.

    3.2. Пояснительная записка к проекту государственного, отраслевого, республиканского стандарта должна быть подписана руководителем (зам. руководителя) ведущей организации (предприятия)-разработчика, руководителем службы стандартизации, руководителем разработки (темы) и исполнителями.

    Пояснительная записка к проекту стандарта предприятия должна быть подписана руководителем отдела (подразделения)-разработчика, руководителем разработки (темы) и исполнителями.

    Подписи располагают на последней странице пояснительной записки к проекту стандарта.

    3.3. Пояснительная записка к проекту стандарта должна иметь самостоятельную нумерацию страниц и не содержать обложки.

    Электронный текст документа
    подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
    официальное издание
    Государственная система
    стандартизации: Сборник ГОСТов. -
    М.: Издательство стандартов, 1983

    ГОСТ 1.16-78 ГСС. Пояснительная записка к проекту стандарта. Построение, содержание, изложение и оформление (с Изменением N 1)

    Название документа: ГОСТ 1.16-78 ГСС. Пояснительная записка к проекту стандарта. Построение, содержание, изложение и оформление (с Изменением N 1)
    Номер документа: 1.16-78
    Вид документа: ГОСТ
    Принявший орган: Госстандарт СССР
    Статус: Недействующий
    Опубликован: Официальное издание. Государственная система стандартизации: Сборник ГОСТов. - М.: Издательство стандартов, 1983 год
    Дата принятия: 30 ноября 1978
    Дата начала действия: 01 июля 1979
    Дата окончания действия: 01 января 1987
    Дата редакции: 01 января 1983

    27.10.2016 09:57:23

    В данной статье рассматривается стадия технического проекта, относящаяся к одному из этапов жизненного цикла системы информационной безопасности (СИБ) - этапу "проектирование", который в соответствии с отечественным стандартом ГОСТ 34.601-90 следует сразу за разработкой Технического задания на систему информационной безопасности.

    1. Разработка документации технического проекта на СИБ

    Жизненный цикл системы информационной безопасности (далее - СИБ) в общем виде состоит из следующих этапов:

    • анализ требований к СИБ;
    • проектирование;
    • реализация;
    • внедрение;
    • эксплуатация.

    В данной статье рассматривается стадия технического проекта, относящаяся к этапу «проектирование» и в соответствии с отечественным стандартом ГОСТ 34.601-90 следует сразу за разработкой Технического задания на систему информационной безопасности.

    1.1. Зачем вообще разрабатывать документацию на СИБ

    Ответ на этот вопрос следует рассматривать в двух плоскостях: в плоскости владельца информационных ресурсов (для защиты которых и создается СИБ) и в плоскости непосредственного разработчика СИБ.

    Для владельца информационных ресурсов важно получить результат в виде функционирующей системы информационной безопасности, снижающей риски компрометации информации ограниченного доступа в организации. Технический проект в данном случае служит для разработки фундаментальных основ будущей системы, а именно включает описание того, каким образом СИБ будет строиться и функционировать, какими мерами и средствами будет обеспечиваться защита информации, каковы возможности развития и совершенствования системы. По завершении разработки технического проекта на систему информационной безопасности Заказчик получает исчерпывающий комплект документации на СИБ, описывающий все технические нюансы будущей системы.

    Для непосредственного исполнителя на этапе технического проекта необходимо заложить наиболее подходящую архитектуру СИБ, а также сделать правильный выбор мер и средств защиты информации в организации. Также важно обеспечить соответствие характеристик и свойств системы техническому заданию, либо обосновать при участии и согласии Заказчика корректировку требований, указанных в ТЗ, для повышения эффективности создаваемой системы.

    Таким образом, в результате разработки документации технического проекта у Заказчика появятся ответы на следующие вопросы:

    • какова общая архитектура СИБ;
    • какие меры и средства будут использоваться для реализации требований по защите информации;
    • каким образом СИБ будет функционировать;
    • какие изменения в организации, необходимые для повышения уровня защищенности информации, последуют в результате внедрения СИБ;
    • будут ли учтены требования Заказчика (бизнес-требования) и требования нормативно-правовых актов в сфере информационной безопасности при разработке и внедрении СИБ и, если да, то каким образом.

    Исполнитель в процессе разработки документации технического проекта получит следующие результаты:

    • базу для перехода к следующим этапам построения СИБ, а именно стадиям рабочей документации и внедрения;
    • понимание архитектуры, используемых технологий и средств, порядка построения системы;
    • каким образом реализуются требования Заказчика (бизнес-требования) и нормативных документов в сфере информационной безопасности к системе.

    1.2. Обзор подходов к разработке документации технического проекта

    Разработка технического проекта для системы информационной безопасности чаще всего осуществляется на основе соответствующих стандартов и руководящих документов. Причем для государственных учреждений их применение обязательно, а для коммерческих рекомендуется. На практике коммерческие организации также используют государственные стандарты при разработке документации технического проекта по следующим причинам:

    • многократно апробированный подход к созданию информационных систем;
    • продуманные структура и наполнение документов;
    • состав документов, достаточный для разработки и описания практически любой системы.

    Для разработки документации стадии технического проекта (ТП) на СИБ используются государственные стандарты и руководящие документы серии 34:

    • ГОСТ 34.201-89 «Виды, комплектность и обозначение документов при создании автоматизированных систем». В данном стандарте указаны:
      • виды и наименование документов стадии ТП;
      • комплектность документации;
      • принятые обозначения документов;
      • правила обозначения СИБ и их частей.
    • ГОСТ 34.003-90 «Термины и определения»;
    • ГОСТ 34.601-90 «Автоматизированные системы. Стадии создания». В стандарте указаны:
      • перечень этапов работ, проводимых на стадии ТП;
      • подробное описание работ, проводимых на стадии ТП;
      • перечень организаций, участвующих в создании СИБ;
    • РД 50-34.698-90 «Автоматизированные системы. Требования к содержанию документов». В данном руководящем документе указаны требования к содержанию документов стадии ТП.

    Важно понимать, что согласно стандартам серии 34, технический проект - это стадия создания системы, а не просто набор документов. Данная стадия на практике часто объединяется со стадией эскизного проекта, служащей для разработки нескольких предварительных решений и обоснования наиболее подходящего. Такое объединение допускается стандартом, но необходимо учитывать, что это не отменяет необходимости реализации целей стадии эскизного проекта.

    Чаще всего стадию эскизного проекта разрабатывают в том случае, когда требования технического задания на систему можно реализовать несколькими принципиально различающимися способами, а также в случае, если среди этих способов нет однозначно предпочтительных.

    Однако стоит отметить, что вышеуказанные стандарты являются слишком общими и в основном реализуют оформительскую и общеструктурную функцию. Для разработки сутевой части документов стадии технического проекта проектировщиками используются сведения из следующих источников:

    Действующие нормативные документы (НПА), регламентирующие требования к защите той или иной информации ограниченного доступа. В данных НПА представлены требования к мерам по защите информации в информационных системах, описаны нюансы реализации этих мер и дополнительные меры усиления. Среди актуальных НПА можно выделить следующие:

    • приказ ФСТЭК России от 18 февраля 2013 г. № 21 «Об утверждении состава и содержания организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных»;
    • приказ ФСТЭК России от 11 февраля 2013 г. № 17 «Об утверждении требований о защите информации, не составляющей государственную тайну, содержащейся в государственных информационных системах»
    • приказ ФСТЭК России от 14 марта 2014 г. № 31 «Об утверждении требований к обеспечению защиты информации в автоматизированных системах управления производственными и технологическими процессами на критически важных объектах, потенциально опасных объектах, а также объектах, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей и для окружающей природной среды;
    • методический документ «Меры защиты информации в государственных информационных системах», утвержден ФСТЭК России 11 февраля 2014 г.

    Требования к защите информации ограниченного доступа и перечни защитных мер разнятся для ИС разных уровней/классов защищенности. В случае, если информация в организации не относится к защищаемой в соответствии с федеральными законами РФ (например, служебная тайна), то владелец данной информации может воспользоваться подходами, предлагаемыми в данных НПА для построения корпоративной СИБ.

    Российские и зарубежные стандарты, описывающие различные подходы к способам реализации стадий жизненного цикла построения СИБ, в том числе стадии технического проекта:

    • серия государственных стандартов ГОСТ Р ИСО/МЭК 2700X, идентичные международным стандартам ISO/IEC 2700X. Данные стандарты описывают процессный подход PDCA (Plan, Do, Check, Act) к реализации жизненного цикла системы менеджмента информационной безопасности, которая является неотъемлемой частью СИБ;
    • NIST SP 800-64 – стандарт Национального Института Стандартов и Технологий США, описывающий жизненный цикл разработки информационных систем;
    • NIST SP 800-37 – стандарт Национального Института Стандартов и Технологий США, являющийся руководством по интеграции управления рисками в жизненный цикл разработки информационных систем.

    Эксплуатационная документация производителя на средства защиты информации и вспомогательные средства. В данных документах содержится исчерпывающая техническая информация о применяемых при построении СИБ средствах, в том числе напрямую к реализации мер ИБ не относящихся, например, серверах, системах хранения данных, средствах виртуализации и прочих. Общий набор таких документов у разных производителей различен и зависит в том числе от исполнения того или иного средства (аппаратное/программное). Ниже представлен стандартный набор эксплуатационной документации на средства защиты информации, используемый для разработки документов стадии технического проекта:

    • общее описание (datasheet);
    • руководство администратора (может входить руководство по локальному и централизованному управлению);
    • руководство пользователя;
    • руководство по быстрой установке и развертыванию (для аппаратного СЗИ);
    • руководство оператора;
    • руководство по развертыванию в виртуальной инфраструктуре (для программного СЗИ);

    Общая информация об имеющихся архитектурах СИБ, лучшие практики в части построения СИБ, руководства по безопасности и интеграции СЗИ друг с другом, сведения о проблемах при взаимодействии тех или иных СЗИ. Примерами таких сведений могут являться следующие документы:

    • руководства по архитектурам систем информационной безопасности, например: Defense-in-Depth, Cisco SAFE, Check Point SDP и прочие;
    • лучшие практики в области информационной безопасности, например, доступные по данным ссылкам (https://www.sans.org/reading-room/whitepapers/bestprac/ , http://csrc.nist.gov/publications/nistpubs/800-14/800-14.pdf). Данные документы чаще всего представлены на английском языке, однако свои лучшие практики внедрения средств защиты есть у любого российского производителя СЗИ и по запросу их могут предоставить;
    • руководства по безопасности для СЗИ и сред функционирования. В качестве примера можно привести раздел «Безопасность» на официальном портале компании Microsoft (https://technet.microsoft.com/ru-ru/library/dd637672.aspx).

    1.3. Разработка технического проекта на СИБ в соответствии с ГОСТ 34

    Разработка документов стадии технического проекта на СИБ осуществляется чаще всего интеграторами данных услуг и реализуется преимущественно в соответствии со следующим планом:

    Определение перечня разрабатываемых документов – данные сведения указываются в техническом задании на СИБ. В некоторых случаях разработчик документов по согласованию с Заказчиком может расширить или сократить данный перечень, если возможность этого предусмотрена в ТЗ;

    Разработка шаблонов документов стадии ТП – используется структура в соответствии с РД 50-34.698-90 и ГОСТ 2.106 (для некоторых документов), оформление в соответствии с ГОСТ 2.105-95;

    Разработка сутевой части документов. Требования к системе устанавливаются в техническом задании на СИБ. В соответствии с данными требованиями определяется перечень защитных технических и организационных мер, необходимых к реализации в системе. Меры защиты могут быть определены в соответствующих НПА (в зависимости от типа защищаемой информации), корпоративных стандартах и политиках информационной безопасности, а также исходя из наличия актуальных угроз безопасности, выявленных на этапе разработки модели угроз организации. Основываясь на перечне мер защиты, разработчик СИБ осуществляет выбор соответствующих средств защиты информации и разрабатывает функциональную структуру системы информационной безопасности (подсистемы, компоненты). Далее в документах технического проекта описывается практическая реализация мер защиты на основе выбранных СЗИ или организационных мер в инфраструктуре организации.

    Согласование разработанной документации и представленных в ней решений с Заказчиком системы.

    При разработке документации технического проекта чаще всего не требуется разрабатывать полный перечень документов, указанный в ГОСТ 34.201-89, так как данный стандарт морально устарел и часть документов не учитывают тенденции разработки и технологии современных информационных систем. Минимальный комплект документов, необходимый для описания системы информационной безопасности, следующий:

    • ведомость технического проекта;
    • пояснительная записка к техническому проекту;
    • схема функциональной структуры;
    • схема структурная комплекса технических средств;
    • схема организационной структуры;
    • ведомость покупных изделий.

    По требованию Заказчика или в том случае, если СИБ является сложной многокомпонентной системой, дополнительно могут разрабатываться также следующие документы:

    • схема автоматизации;
    • описание автоматизируемых функций;
    • описание информационного обеспечения системы;
    • описание комплекса технических средств;
    • описание программного обеспечения;
    • описание организационной структуры.

    Необходимо отметить, что ГОСТ 34.201-89 допускает расширение номенклатуры документов стадии ТП, однако на практике означенных документов хватает с избытком.

    Ведомость технического проекта

    Обозначение: ТП.

    Данный документ предназначен для описания перечня разрабатываемых на этапе технического проекта документов. Также указывается количество страниц каждого из разработанных документов.

    Пояснительная записка к техническому проекту

    Обозначение: П2.

    Данный документ является основным для стадии ТП и включает в себя описание архитектуры СИБ, технических и организационных мер, функций СИБ, комплексов программных и технических средств и прочего. Согласно стандарту состоит из четырех основных разделов:

    • общие положения;
    • описание процесса деятельности;
    • основные технические решения;
    • мероприятия по подготовке объекта автоматизации к вводу системы в действие.

    Схема функциональной структуры

    Обозначение: С2.

    Данный документ описывает логическую структуру СИБ, а именно:

    • логические подсистемы и компоненты, входящие в состав СИБ;
    • функции, реализуемые средствами подсистем и компонентов;
    • информационные связи между логическими элементами СИБ и типы сообщений при обмене.

    Схема структурная комплекса технических средств

    Обозначение: С1.

    Данный документ включает в себя описание следующих элементов СИБ:

    • технических средств в составе логических подсистем и компонентов СИБ;
    • каналов связи и обмена между техническими средствами с указанием транспортных протоколов.

    Схема организационной структуры

    Обозначение: С0.

    Данный документ описывает организационную структуру организации в части управления СИБ, а именно:

    • подразделения и ответственных лиц организации, участвующих в функционировании СИБ;
    • выполняемые функции и связи между подразделениями и ответственными лицами.

    Ведомость покупных изделий

    Обозначение: ВП.

    Данный документ включает в себя перечень всех программных и технических средств, а также лицензий, используемых при создании СИБ. Разрабатывается в соответствии с ГОСТ 2.106.

    Примечание. Здесь также стоит отметить, что руководящий документ РД 50-34.698-90 допускает дополнение любого документа стадии ТП (включение разделов и сведений, отличных от предложенных), объединение разделов, а также исключение некоторых отдельных разделов. Решения об этом принимаются разработчиком документов стадии ТП и основываются на особенностях создаваемой СИБ.

    1.4. Правила разработки документации

    • структурное соответствие государственным стандартам;
    • четкое соответствие требованиям технического задания на систему;
    • применение шаблонов документов (применение единых стилей, разметки, полей и прочего);
    • индивидуальный подход и одновременное использование существующих разработок при наполнении разделов документов.

    Пояснительная записка к техническому проекту:

    • разработка документа осуществляется в среде Microsoft Word, после окончания разработки рекомендуется для удобства конвертировать документ в формат PDF;
    • термины и сокращения должны быть едиными в пределах всех разделов документа;
    • рекомендуется избегать явных повторений и ненужного увеличения объема документа;
    • технические решения необходимо описывать как можно более подробно с указанием:
      • архитектуры и используемых технологий;
      • мест размещения программных и технических средств в инфраструктуре организации;
      • используемых средств защиты информации с описанием их характеристик, реализуемых функций, сведений о сертификации;
      • основных настроек средств защиты информации в части механизмов защиты, адресации, маршрутизации, взаимодействия со смежными системами и средствами и прочего;
      • средств управления, методов доступа к ним и местах их установки;
      • схемы (структурная, функциональная, организационная):
        • разрабатывать схемы в среде Microsoft Visio;
        • после разработки вставлять схемы в документ при помощи диалога «Специальная вставка» в формате EMF (метафайл Windows);
        • разрабатывать отдельные схемы на систему, подсистемы и компоненты подсистем;
        • оформление схем делать однотипным, с использованием одинаковых элементов, сокращений, иконок, стилей текста и прочего.

    1.5. Ресурсы, помогающие при разработке документации

    В интернете размещается огромное количество информации, в той или иной мере способной помочь при разработке документации технического проекта. Основные ресурсы представлены в таблице ниже.

    Таблица. Ресурсы по техническому проектированию СИБ

    Тип ресурса Информация Примеры ресурсов
    Интернет-порталы федеральных органов исполнительной власти Нормативные документы, методические рекомендации, реестры (в том числе сертифицированных СЗИ), базы данных (в том числе БД уязвимостей и угроз) fstec.ru
    clsz.fsb.ru
    minsvyaz.ru/ru/
    Интернет-порталы производителей СЗИ, дистрибьюторов решений в области ИБ Описание решений по ИБ, эксплуатационная документация по СЗИ, аналитические материалы и статьи securitycode.ru
    kaspersky.ru/
    drweb.ru/
    ptsecurity.ru/
    infowatch.ru/
    infotecs.ru/
    cisco.com/c/ru_ru/index.html
    checkpoint.com
    altx-soft.ru
    Специализированные ресурсы по ИБ Сравнение решений по ИБ, обзорные статьи по решениям ИБ, тесты решений по ИБ, глубокие технические сведения о технологиях ИБ anti-malware.ru
    bis-expert.ru
    safe.cnews.ru
    securitylab.ru/
    vulners.com/
    csrc.nist.gov
    itsecurity.com
    owasp.org
    sans.org


    1.6. Примеры документов стадии технического проекта

    Для понимания требований к содержанию документации стадии ТП далее представлены примеры наполнения основных документов (разделов документов).

    1.6.1. Пояснительная записка к техническому проекту

    Пояснительная записка - достаточно объемный документ, поэтому здесь приводится пример содержания раздела «Основные технические решения» в части одной из подсистем СИБ - подсистемы анализа защищенности.

    Подсистема анализа защищенности СИБ

    Структура и состав подсистемы

    Подсистема анализа защищенности (ПАЗ) предназначена для проведения систематического контроля состояния защищенности автоматизированных рабочих мест (АРМ) персонала и серверов организации. Основой ПАЗ являются программное средство «Test» производства компании ООО «Информационная безопасность». СЗИ Test имеет сертификат ФСТЭК России на соответствие техническим условиям (ТУ) по безопасности информации и по 4-му уровню контроля отсутствия недекларированных возможностей.

    В состав ПАЗ входят следующие компоненты:

    • сервер управления Test Server;
    • консоль управления Test Console.

    Описание компонентов подсистемы представлено в таблице ниже.

    Таблица. Компоненты ПАЗ

    Компонент Описание
    Сервер управления Test Server Обеспечивает управление задачами сканирования, выполняет функции контроля состояния защищенности АРМ и серверов организации. Параметры сканирования задаются администратором ИБ на сервере управления Test Server. Вся собранная информация о результатах сканирования сохраняется в хранилище сервера Test Server на базе системы управления базами данных Microsoft SQL Server 2008
    Консоль управления Test Console Позволяет администратору ИБ подключаться к серверу Test Server, просматривать и изменять его конфигурацию, создавать и модифицировать задачи на проведение сканирований, просматривать информацию о ходе выполнения задач и результаты их выполнения. Консоль управления устанавливается на АРМ администратора ИБ

    Обеспечение функций

    ПАЗ обеспечивает выполнение следующих функций:

    • реализация проактивной защиты АРМ и серверов организации с помощью мониторинга состояния ИБ;
    • автоматизация процессов контроля соответствия внутренним политикам и определенным стандартам безопасности;
    • снижение затрат на аудит и контроль защищенности, подготовку отчетов по состоянию;
    • автоматизация процессов инвентаризации ресурсов, управления уязвимостями, контроля соответствия политикам безопасности и контроля изменений.

    Решение по комплексу технических и программных средств

    Перечень используемого программно-технического обеспечения ПАЗ приведен в таблице ниже.

    Таблица. Программно-технические средства ПАЗ

    Сервер управления ПАЗ

    Технические средства

    Физический сервер, используемый в качестве сервера управления ПАЗ, должен удовлетворять техническим требованиям к установленным на него ПО и ОС, приведенным в таблице ниже.

    Таблица. Требования к ОС и ПО сервера управления ПАЗ

    Программное обеспечение Технические требования
    CPU RAM, МБ
    Microsoft Windows Server 2008 R2 3000 МГц, 4 ядра 8192
    Microsoft SQL Server 2008 R2
    ПО Test Server

    Программные средства

    ОС сервера управления

    Установка ОС Windows 2008 R2 на сервер управления производится штатным образом с загрузочного дистрибутива.

    Управление ОС сервера управления осуществляется как локально с консоли, так и по протоколу RDP.

    СУБД сервера управления

    Установка БД Microsoft SQL Server 2008 R2 осуществляется под учетной записью с правами локального администратора посредством стандартного мастера установки из дистрибутива, поставляемого разработчиком продукта.

    ПО Test Server

    Установка ПО Test Server на сервер управления осуществляется с помощью стандартного мастера установки.

    Первоначальная настройка и последующее управление ПО Test Server в штатном режиме осуществляются с помощью консоли управления Test Console, установленной на АРМ администратора ИБ.

    АРМ администратора ИБ

    Технические средства

    В качестве платформы используется существующий АРМ сотрудника подразделения организации, ответственного за обеспечение ИБ, под управлением ОС семейства Microsoft Windows.

    Технические средства АРМ администратора ИБ должны обладать следующими характеристиками аппаратной конфигурации (рекомендуется не менее):

    • CPU 2 ГГц;
    • RAM 4 ГБ;
    • HDD 80 ГБ.

    Программные средства

    ПО Test Console

    АРМ администратора ИБ, на которое выполняется установка ПО Test Console, должно функционировать под управлением одной из следующих ОС:

    • Microsoft Windows 7, 32- и 64-битные;
    • Microsoft Windows 8/8.1, 32- и 64-битные.

    Кроме того, для корректной работы ПО консоли управления Test Console на АРМ администратора ИБ должно быть установлено ПО Microsoft .NET Framework версии 3.5 SP1 или выше, а настройки безопасности используемой ОС должны разрешать доступ к серверу Test Server.

    Установка ПО Test Console на АРМ администратора ПАЗ осуществляется с помощью стандартного мастера установки ПО Test Server с выбранной опцией установки консоли управления Test Console и прочими настройками по умолчанию.

    Взаимодействие со смежными системами

    Для ПАЗ смежными являются:

    • средства подсистемы межсетевого экранирования;
    • службы каталога Active Directory;
    • АРМ и серверы организации.

    Для обеспечения сетевого взаимодействия со смежными системами и непосредственно между самими компонентами ПАЗ должно быть организовано прохождение необходимого сетевого трафика.

    Для обеспечения возможности получения обновлений базы знаний и модулей ПО Test для сканера Test Server необходимо обеспечить доступ к веб-серверу обновлений компании ООО «Информационная безопасность» update.com по порту 443/tcp.

    При сканировании в режиме PenTest взаимодействие сканера Test Server и АРМ и серверов организации осуществляется по протоколу IP. При сканировании в режиме Audit и Compliance используются протоколы удаленного управления WMI, RPC и т. п. Для сканирования узлов на устройствах с функциями межсетевого экрана необходимо разрешить соединения от сервера Test Server к сканируемым узлам по протоколу IP. Соответственно, для сервера Test Server необходимо обеспечить доступ к сетевым портам сканируемых узлов по соответствующим протоколам удаленного управления.

    Поскольку ПАЗ при сканировании в режимах Audit и Compliance использует для анализа протоколы удаленного управления, то средства сканирования ПО Test должны проходить аутентификацию и авторизацию на сканируемом узле. В ПАЗ для сканирования узлов в режимах Audit и Compliance в каждом из типов узлов (АРМ, сервер, прикладные системы, СУБД и т. п.) используются учетные записи c административными привилегиями.

    Все регистрируемые события информационной безопасности хранятся в СУБД Microsoft SQL. Данные события посредством специальных коннекторов могут отправляться в подсистему мониторинга событий ИБ.

    Эксплуатация и обслуживание ПАЗ

    Пользователи подсистемы

    Эксплуатация и обслуживание средств ПАЗ осуществляется сотрудниками организации с функциональной ролью «администратор ИБ».

    Под администратором ИБ понимается специалист, в задачи которого входит:

    • определение параметров сканирования узлов организации;
    • настройка и запуск задач на сканирование;
    • анализ результатов сканирования на предмет наличия в информационных системах уязвимостей, ошибок конфигурации или несоответствий требованиям технических стандартов;
    • контроль устранения уязвимостей;
    • формирование стандартов и требований, которые предъявляются к обеспечению безопасности АРМ и серверов организации.

    Режимы эксплуатации системы

    Штатный режим эксплуатации

    В штатном режиме эксплуатации ПАЗ функционирует 24 часа в сутки 7 дней в неделю.

    В штатном режиме работы администратор ИБ выполняет:

    • плановое и внеплановое сканирования узлов;
    • генерацию отчетов;
    • обновление баз знаний и модулей ПО Test.

    Аварийный режим эксплуатации

    При нарушении работоспособности средств ПАЗ функционирование подсистемы нарушается. Нарушение работоспособности средств ПАЗ не влияет на функционирование АРМ и серверов организации.

    1.6.2. Схема функциональной структуры

    Функциональные схемы могут разрабатываться для всей СИБ или для ее части, например, подсистемы или компонента.

    Пример общей функциональной схемы СИБ представлен на рисунке ниже.

    1.6.3. Схема структурная комплекса технических средств

    Структурная схема комплекса технических средств может разрабатываться как для всей СИБ, так и для ее частей - подсистем и компонентов. Целесообразность разработки схем для частей СИБ определяется масштабом системы и требуемой детализацией.

    Пример структурной схемы комплекса технических средств СИБ представлен на рисунке ниже.




Top