Тактическая цель. Стратегические и тактические цели управления финансами предприятия Стратегические цели тактическая цель организации

Можно выделить несколько уровней цели.

Низший - объективная целесообразность; следующий - целенаправленность технических и организационных структур, которые уже ориентированы на достижение высших социальных целей.

По источникам цели можно разделить на заданные извне и сформировавшиеся внутри организации. Первые, которые ставит ее официальное руководство, обычно учитывают потребности более широкой социальной общности, в рамках которой эта организация функционирует. Внутренние цели - это цели самого коллектива, ориентирующиеся на удовлетворение его потребностей. Они имеют неофициальный характер и формируются либо как равнодействующая, либо как совпадающая часть индивидуальных целей его участников. Последнее удобнее для управления, поскольку отражает общие устремления людей и облегчает воздействие на них.

С точки зрения комплексности можно говорить о простых и сложных целях; последние, в свою очередь, разбиваются на подцели.

По степени важности цели разделяются на стратегические и тактические.

Стратегические ориентированы на решение перспективных масштабных проблем, качественно меняющих облик организации, например достижение первенства в своей сфере деятельности, выход на международные рынки, коренное обновление материально-производственной базы, персонала и пр.

Тактические цели отражают отдельные этапы достижения стратегических, например проведение капитального ремонта. Они бывают оперативными (цели годового плана) и операционными (текущие задания).

Цели организации разнообразны, и существует множество оснований для их классификации. Важно, чтобы все цели конкретной организации были взаимосвязаны, не противоречили друг другу и соответствовали предъявляемым к ним требованиям.

Управление по целям.

Метод управления по целям получил широкое распространение в мировой практике управления во второй половине XX века. Данный метод управления дает возможность значительно повысить объективность оценки персонала, избавив ее от субъективных факторов. С позиции MBO - это оценка персонала на основе не личных качеств конкретного исполнителя, а результатов его деятельности: по заранее установленным параметрам и с использованием количественных методик, которые позволяют четко и точно рассчитать размер материального вознаграждения.

Определение конкретных целей помогает перейти от общей формулировки миссии к отдельным видам работы, с помощью которых фирма может добиться успеха. Определению целей предшествует не только выбор миссии, но и, как правило, формулировка принципов деятельности фирмы.



Преимущества «Управления по целям»:

Простроена иерархия целей (от стратегических целей компании до оперативных целей сотрудников);

Согласованность целей на всех уровнях управления;

Объективность критериев оценки труда;

Понятные и принятые сотрудниками критерии оценки их труда;

Постоянная обратная связь и возможность оперативной оценки и корректировки деятельности сотрудников, подразделений, компании.

К «слабым» сторонам, как правило, относят затраты на разработку УПЦ.

Согласование целей - это вторая по сложности задача в управлении, после согласования ценностей. Однако дополнительными выгодами этого процесса являются налаживание коммуникаций между подразделениями и понимание взаимовлияний, в результате повышается скорость и качество обмена информацией, принятия решений, повышается ответственность и сплоченность команды.

Выработка целей осуществляется в нисходящем порядке по иерархии от высшего руководства к последующим уровням управления. Цели нижестоящего управляющего должны обеспечивать достижение целей его начальника. На данном этапе выработки целей обязательна обратная связь, то есть двусторонний обмен информацией, что необходимо для их согласования и обеспечения непротиворечивости.

Под целью понимается идеальное или желательное состояние объекта управления, в данном случае организации. Именно на его достижение ориентирована, прежде всего, управленческая деятельность.

Наличие цели обеспечивает организации стабильность, равновесие, единство действий участников. Крупные организации имеют множество целей различного уровня, обычно дополняющих и поддерживающих друг друга. Они либо открыто провозглашаются как деловые установки, периодические заявления высшего руководства, официальные задачи проводимой политики, либо неявно подразумеваются через стандарты поведения, философию.



Достижение целей должно быть полезно организации, каждому ее члену в отдельности, а также тем, кто с ней сотрудничает, - деловым партнерам, властям и обществу в целом.

В то же время реальный результат человеческой деятельности, как правило, не совпадает с намеченной целью, поскольку в процессе движения к ней всегда могут иметь место различные отклонения.

Цели организации меняются под воздействием внешних условий ее деятельности, техники и технологии, перемены взглядов руководства. Такая переориентация во многом обеспечивает ей выживание.

Цели организации формируются теми, кто распоряжается ключевыми ресурсами. В то же время, формулировка их не произвольна, исходит не только из личных взглядов руководства, но и из той роли, которую организация играет в обществе, характера ее производственного и кадрового потенциала. Понятно, например, что перед обувной фабрикой не может ставиться цель выпускать компьютеры, а перед нотариальной конторой - чинить автомобили. Они не располагают для этого необходимым оборудованием, а сотрудники - соответствующими знаниями и опытом. Если организация маленькая, она не может стремиться стать национальным, а тем более мировым лидером в своей области - для этого у нее просто не хватит ресурсов. Наконец, организация не может ставить перед собой цель делать то, что никому не нужно.

На формулировку целей существенное влияние оказывают также интересы субъектов, связанных с деятельностью организации. К ним, помимо ее владельцев или руководителей, относятся сотрудники, которым организация дает средства к существованию; деловые партнеры, чье благополучие также в немалой степени от нее зависит; местные власти, которым организация помогает решать многие социальные проблемы; общество в целом.

Конечно, иногда условия деятельности организации воспринимаются ее руководством не вполне адекватно, а отсюда возникают ошибки при постановке целей и определении способов их достижения, приводящие к неэффективным решениям, расточительству ресурсов.

В системе управления организацией цели выполняют ряд важных функций:

1) цели отражают философию организации, концепцию ее деятельности и развития. А поскольку деятельность и ее отдельные направления составляют основу общей и управленческой структуры, именно цели определяют, в конечном счете, характер и особенности последней;

2) цели уменьшают неопределенность текущей деятельности, как организации, так и отдельного человека, становясь для них ориентирами в окружающем мире; помогают приспособиться к нему, сконцентрироваться на достижении желаемых результатов; ограничивать себя, противостоять сиюминутным порывам и желаниям, регулировать собственное поведение. Это позволяет действовать быстрее, с большим эффектом, добиваясь задуманного с минимальными затратами, получать дополнительный выигрыш;

3) цели составляют основу критериев выделения проблем, принятия решений, контроля и оценки результатов деятельности, направленной на их реализацию, а также материального и морального поощрения сотрудников организации, которые при этом в наибольшей степени отличились;

4) цели, особенно великие, независимо от того, реальны они или мнимы, сплачивают вокруг себя энтузиастов, побуждают их брать на себя добровольно нелегкие обязанности и прилагать все возможные усилия для их выполнения. Причем, сложные и трудные цели ведут к более высокой результативности по сравнению с мелкими или отсутствием целей, их постановкой в общем виде. Поэтому цели должны содержать в себе вызов.

Примеров этому достаточно, в том числе и в отечественной истории. Новостройки первых пятилеток, освоение целины, сооружение БАМа являлись результатом труда не только заключенных, но и комсомольцев тех лет, вдохновленных мечтами о светлом будущем, и вовсе не виновных в том, что эти мечты оказались обманом;

5) официально провозглашенные цели служат оправданию в глазах общественности необходимости и законности существования данной организации, особенно если ее деятельность вызывает неблагоприятные последствия, например загрязнение окружающей среды. Так, сооружение АЭС связывается с возможностью предотвращения энергетического кризиса, обусловленного нехваткой углеродного топлива, который может угрожать существованию цивилизации.

Успешная реализация перечисленных и иных функций возможна при условии, когда цели организации отвечают определенной совокупности требований.

Можно выделить следующие требования к целям:

Во-первых, цели должны быть достижимыми. Конечно, в целях должен быть заключен определенный вызов для сотрудников организации. Они не должны быть слишком легкими для достижения, но не должны быть и нереалистичными, выходящими за предельно допустимые возможности исполнителей. Нереальная цель приводит к демотивации работников, потере ориентира, что негативно сказывается на деятельности организации;

Во-вторых, цели должны быть гибкими. Цели следует устанавливать таким образом, чтобы они оставляли возможность для их корректировки в соответствии с теми изменениями, которые могут произойти в окружении. Менеджеры должны помнить об этом и быть готовыми внести модификации в установленные цели с учетом новых требований, выдвигаемых к организации, либо же новых возможностей, появившихся у организации;

В-третьих, цели должны быть измеримыми. Это означает, что цели должны быть сформулированы таким образом, чтобы их можно было количественно измерить, или можно было каким-то другим объективным способом оценить, была ли цель достигнута. Если цели неизмеримы, то они порождают разнотолки, затрудняют процесс оценки результатов и вызывают конфликты;

В-четвертых, цели должны быть конкретными, обладающими необходимой специфичностью, помогающей однозначно определить, в каком направлении должно осуществляться функционирование организации. Цель должна четко фиксировать, что необходимо получить в результате деятельности, в какие сроки её следует достичь и кто должен достигать цель. Чем более конкретна цель, тем легче выразить стратегию её достижения. Если цель сформулирована конкретно, то это позволяет добиться того, что все или подавляющее большинство сотрудников организации будут легко понимать её, а, следовательно, знать, что их ожидает впереди;

В-пятых, цели должны быть совместными. Совместность предполагает, что долгосрочные цели соответствуют миссии, а краткосрочные цели - долгосрочным. Но временная совместимость не является единственным направлением установления совместности целей. Важно, чтобы не противоречили друг другу цели, относящиеся к прибыльности и к установлению конкурентной позиции, или цели усиления позиции на существующем рынке и цели проникновения на новые рынки, цели прибыльности и благотворительности. Также важно всегда помнить, что совместности требуют цели роста и цели поддержания стабильности;

В-шестых, цели должны быть приемлемыми для основных субъектов влияния, определяющих деятельность организации, и в первую очередь для тех, кому придется их достигать. При формулировании целей очень важно учитывать то, какие желания и потребности имеют работники. Учитывая интересы собственников, занимающих ведущую роль среди субъектов влияния на организацию и заинтересованных в получении прибыли, менеджер все же должен стараться избегать при выработке целей ориентации на получение большой краткосрочной прибыли. Он должен стремиться к установлению таких целей, которые бы обеспечивали большую прибыль, но желательно в долгосрочной перспективе. Также при установлении целей необходимо учитывать интересы общества, такие, например, как развитие условий среды проживания в местном масштабе и т.п.

Таким образом, в системе управления организацией цели выполняют ряд важных функций, успешная реализация которых возможна при условии, когда цели организации отвечают определенной совокупности требований.

Заключение

Важную роль в современном управлении организацией играет управление по целям.

Управление по целям - эффективный инструмент управления, требующий точности, настойчивости и терпения. Необходимо потратить много времени, чтобы разработать полноценную систему УПЦ. Главное довести разработку системы до логического конца, внедрить систему в работу и отслеживать правильность ее использования. Важно вводить систему УПЦ тогда, когда это действительно необходимо для компании и есть все необходимые условия. Частичное использование УПЦ или внедрение недоработанной системы только дискредитирует ее в глазах руководителей и сотрудников компании. Попытка повторного внедрения (когда система будет действительно нужна для компании) вызовет закономерное сопротивление.

Значение цели в процессе управления очень велико. Определение цели является первым и наиболее ответственным его этапом, от выбора цели зависит сам процесс: управления. Большое значение имеет цель управления при организации и практической реализации принимаемых управленческих решений. В обязанности менеджера входит четкое и ясное доведение до исполнителей сути цели с тем, чтобы она правильно была понята, являлась стимулом к высокопроизводительному труду.

Цели совершенно необходимы для успешного функционирования и выживания организации в долгосрочной перспективе. Однако если цели плохо или неверно определены, это может привести к очень серьезным негативным последствиям для организации. Большой опыт человечества по установлению целей позволяет выделить несколько ключевых требований, которым должны удовлетворять правильно сформулированные цели. Соблюдение этих требований задает целям организации системный характер.

Достижение целей организации требует определенной производственной и управленческой деятельности сотрудников организации, т.е. совокупности поступков, активного поведения. Если деятельность полностью или частично приводит к достижению поставленных целей, с управленческой точки зрения она считается эффективной.

Значительное повышение эффективности производственной и управленческой деятельности, направленной на достижения целей организации, возможно в том случае, когда ее члены отождествляют эти цели с собственными. Это делает возможным применение так называемою управления по целям.

Список литературы

1. Акимова Т.А. Теория организации. - М.: ЮНИТИ ДАНА, 2013. – 367 с.

2. Гапоненко А.Л. Теория управления. - М.: Изд-во РАГС, 2013. - 558 с.

3. Коренченко Р.А. Общая теория организации. - М.: ЮНИТИ ДАНА, 2013. – 286 с.

4. Мухин В.И. Основы теории управления. - М.: Экзамен, 2012. - 256 с.

5. Тарелкина Т. Управление по целям // Менеджмент сегодня. - 2014. - №1. С. 23 - 28.

Цель - образ желаемого будущего
Что такое цель?
Начнем с анализа определений :
Цель — желаемый результат (предмет стремления). То, что желательно осуществить.
Предмет стремления, то, что надо, желательно осуществить. Необязательно достижимое.
Желанье, стремленье, намеренье, чего кто-либо силится достигнуть. (Википедия)
Цель , мета, мишень; виды, намерение, конец, мечта, идеал, стремление. С этой целью, на сей конец. Цель жизни, предмет сладчайших грез. Ср. Намерение, чтобы достигать цели, задаться целью, иметь целью, преследовать цель, с предвзятой целью, с целью (Словарь синонимов Русского языка)
Цель , филос., есть представление, которое человек стремится осуществить. В понятие Ц. входит определенное представление, стремление к его осуществлению и представление о тех средствах, коими Ц. может быть осуществлена. Понятие Ц. есть продукт деятельности сознания и воли, субъективная априорная форма волевой мотивации, но по аналогии с явлениями внутренними, психическими, понятие Ц. переносится на внешний объективный мир; в этом случае говорят о целесообразности мирового устройства, о возникновении явлений не по закону причинности, а сообразно поставленной творцом Ц. (Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона)
Цель - идеальное, мысленное предвосхищение результата деятельности и путей его достижения с помощью определенных средств.
Цель выступает способом интеграции в единую систему различных действий одного человека или действий различных людей. (Словарь по общественным наукам. Глоссарий)
Выводы:
Ознакомившись с различными определениями Целей, можно заметить близкие и сопутствующие слова и проследить взаимосвязи.
Итак, Цели связаны с желаниями, стремлениями.
Цели связаны с намереньем.
Цели связаны с образами и представлениями, «конструкциями» будущего.
Цели связаны с волей и сознанием.
Цель - это интегратор процессов.
В общем, цель связана с категорией - Смысл. Цель - это то, что является основой любого действия и также является результатом.
Ключевые слова: Желания, Намеренья, Образы, Воля, Сознание, Интеграция, Смысл.
Продолжая анализировать, что есть цели, интуитивно чувствуешь всю неоднородность явления. Одного дело, я пошел в магазин с определенной целью (или неопределенной), другое дело, я занимаюсь спортом или рисованием или занимаюсь бизнесом или иду на войну.
Цели - осознанность, ценности, плохие цели, процессные цели.
Необходимо отметить, что свойство ставить и достигать цели сугубо человеческое. Животные или растения не обладают по современным научным данным способностями к целеполаганию. В основе их поведения (в случае с животными) лежат инстинкты и рефлексы.
Однако надо понимать, что в основе целей человека лежат и биологические потребности, которые иногда диктуют различные формы поведения. Но биологическая потребность сама по себе, точнее удовлетворение таких потребностей, не является целью, пока не станет осознана. Лишь поняв свою необходимость в чем-то, мы можем поставить цель. Нюансы же удовлетворения потребностей, целиком зависят от социо-культурных особенностей и, конечно же, связаны с более «высокими» целями индивида.
Собственные цели не всегда понятны и человеку. В зависимости от культуры и воспитания, индивидуального жизненного опыта мы делаем что-то, казалось бы, бесцельно или не задумываясь о целях или смыслах действия.
В таком случае имеет смысл говорить об осознанности целей. Чем лучше мы осознаем и понимаем себя, тем лучше мы понимаем свои цели.
В то же время хорошее знание себя связано с эффективным целеполаганием и позволяет снизить вероятность постановки так называемой «плохой цели».
Плохие цели - это те, которые отнимая много времени и усилий, остаются не достигнутыми, и, несмотря на то, что их достижение декларируется в глубине души человек ощущает дискомфорт и неприятие этих целей.
Причина появления плохих целей станет понятней, если немного поразмышлять о ценностях как элементах ориентации человека в обществе.
С рождения и на протяжении всей жизни человек находится в культуре и обществе, и в процессе жизни воспринимает ценности, которые закодированы в культуре. Ориентируясь на эти ценности, человек ставит цели. Но, зачастую, цели (если говорить о более глобальных, стратегических целях) уже включены в культурное воспитание и воспринимаются как данность: хочется вырастить дерево, построить дом и воспитать сына.
Несоответствие целей глубинным ценностям человека ведет к феномену «плохой» цели. Несоответствие может быть вызвано влиянием других людей в личном общении, да и в деловом. Влияние может быть опосредованно многими факторами, как личными контактами, так и модными идеями и идеологиями, транслируемыми в культуре. Плохие цели вызывают стресс и демотивацию, отнимают много ресурсов.
При разговоре о целях необходимо представляется важным, что цель - это не всегда некое будущее. В определенном смысле, цель является неуловимым настоящим .
Целью может быть наличие процесса с определенными характеристиками. Например, я хочу сохранять хорошее здоровье как можно дольше. Или - я хочу получать определенный доход в течение определенного промежутка времени (в месяц, например). Целями могут быть также сохранение или приобретение определенного состояния или качества (цель стать - свободным, быть уверенным, спокойным).
Понятно, что достижением цели в таком случае будет постоянная работа, деятельность направленная на достижение цели в таком случае постоянна. Вообще, можно сказать, что в случае процессных целей, существует максимальное соответствие цель-ценность. Иногда невозможно сразу разграничить цели и ценности, наверное, полезно мыслить в таком случае это явление как многогранный процесс, обладающий разными свойствами по аналогии с корпускулярно-волновой теорией в квантовой механике. При осознании и понимании собственных ценностей мы существенно облегчаем целеполагание и выбор альтернатив в различных неопределенных ситуациях.

Цели можно ранжировать по уровням:
. Оперативный
. Тактический
. Стратегический
Оперативные цели - повседневные, сиюминутные цели, носящие подчиненный характер по отношению к тактическим целям и обеспечивающие достижение тактических целей. Оперативные цели редко специально ставятся сами по себе, скорее это конкретизация действий по достижению тактических целей. Например, есть тактическая цель ходить в спортзал и заниматься большим теннисом или фитнессом 3 раза в неделю. Вытекают оперативные цели, подготовить (купить) спортинвентарь, выбрать оптимальное время посещения, купить абонемент.
Тактические цели - цели, которые ставятся, исходя из стратегических ориентиров, и конкретизируют ценностные компоненты цели. Тактические цели - это, по сути, шаги и задачи, направленные на реализацию стратегических целей.
Стратегические цели - это наиболее значимые жизненные цели-ценности, подчиняющие и определяющие жизненный путь человека или жизненный путь группы или организации. В жизни человека стратегические цели отражаются на всех жизненных действиях и шагах, лежат в основе любой активности. В своем конечном воплощении стратегические цели человека соприкасаются с таким экзистенциальным вопросом как смысл жизни. Спутанность, неясность стратегических целей приводит к неясности во всех областях жизни человека и влечет за собой фрустрации и депрессии.
Иногда, в особых ситуациях, стратегические цели могут ослаблять свою значимость. Это ситуации острых социальных кризисов, войн, социальных потрясений. В таких случаях резко усиливается значимость тактических целей, связанных со скорейшей стабилизацией ситуации, выживанием в биологическом смысле.
В то же время стратегические цели, упирающиеся в ценности, никогда не перестают влиять на всю жизнь человека и в критические периоды. Иногда именно в критические периоды происходит формирование новых ценностей и стратегических целей вследствие интенсивного эмоционального опыта.

Свойства целей
Свойства целей отражают изменчивость и характер развития личности. Назову главные из них.
Глубина - влияние цели на разные сферы жизни и степень этого влияния. Это свойство стратегических целей.
Согласованность - степень взаимосвязи и влияния на другие цели.
Пластичность - со временем цели и ценности претерпевают изменения. Ценности личности формируются постепенно, и, соответственно, стратегические цели тоже претерпевают изменения.
Корректность цели - это согласованность между стратегическими целями-ценностями и тактическими целями. В ситуации, когда тактические цели не согласованы со стратегическими целями-ценностями, осуществление тактических целей будет сложным.
Индивидуальный характер целей - цели всегда индивидуальны. Даже если цели называются одинаково, у каждого человека за целями стоят индивидуальные ценности и индивидуальные смыслы.
Процесс постановки целей - целеполагание.
Целеполагание — практическое осмысление своей деятельности человеком с точки зрения формирования (постановки) целей и их реализации (достижения) наиболее экономичными (рентабельными) средствами. Часто понимается как эффективное управление временным ресурсом, обусловленным деятельностью человека, или как процесс выбора одной или нескольких целей с установлением параметров допустимых отклонений для осуществления идеи. Материал из Википедии
Целеполагание процесс творческий, и тем более творческий, чем выше уровень целей. Если на оперативном и отчасти тактическом уровне целеполагание больше связано с логикой и аналитическим мышлением, и часто связано с декомпозицией, то на стратегическом - с творческими способностями и синтетическим мышлением.
Необходимые качества и способности для «хорошего» целеполагания это: хорошее знание себя, своих ведущих мотивов и ценностей, воля, креативность и воображение. Разумеется логичность и структурированность мышления также имеет огромное значение. Целеполагание в общем можно рассматривать как навык, который поддается тренировке при соответствующей практике.
Смысл целеполагания.
Целеполагание - это проявление экзистенциально й сути человека, процесс активного формирования реальности. Процесс целеполагания и дальнейшей цели-достижения - это, по сути, и есть свободное волеизъявление и одна из потребностей личности. Осознанное целеполагание - это создание векторности в вероятностном пространстве жизни. Уже сама постановка цели изменяет вероятность достижения и меняет вероятностные линии других событий.
Целеполагание - это творчество, создание образа новой реальности. Целеполагание ведет к повышению уровня энергии, является мощным самомотиврующим фактором. Целеполагание снимает степень неопределенности и снижает тревожность.
Экзистенциализм (фр. existentialisme от лат. exsistentia — существование), также философия существования Экзистенциальность - взаимосвязь структур, конституирующих экзистенцию, бытийное устройство присутствия.
Отказ от целеполагания
Отказ от целеполагания выражается в негативном отношении личности к идеи постановки целей. Он связан со многими факторами, например, неясностью того, зачем собственно нужно целеполагание и как оно влияет на жизнь человека, плохим знанием себя и наличием противоречивых тенденций, внутриличностных конфликтов. В таких случаях человек буквально не понимает, чего он хочет. Понимание себя, осознанное целеполагание может быть связано с актуализацией конфликта, в таком случае осознание ценностей и целей будет блокироваться психологическими защитами.
Помимо внутри личностного конфликта, отказ от целеполагания может быть связан со страхами, обусловленными опытом постановки и не достижения цели, с недостатком информации о собственных возможностях и ресурсах для достижения и движения к цели.
Формируя собственные ценности, описывая сферы жизни, задумываясь о желаниях, стоящих за принятием того или иного решения, человек снижает степень неопределенности в своей жизни.
Понимание собственных ориентиров дает множественную пользу. Принятие сложных решений, выбор альтернатив, тактическое планирование и достижение целей, выражаемых в конкретных результатах, существенно зависит от стратегического планирования.
Хотя необходимо понимать: планирование, по своей сути, непрерывный процесс. Условия жизни меняются, личность развивается, происходит пересмотр некоторых предпосылок, ценностей, влияющих на принятия решений.
Постоянное вероятностное прогнозирование, учет возникающих возможностей, сопоставление с ценностями и принятие решений - привычка, которая позволяет жить более эффективно и делает жизнь более осознанной и успешной.
Однако планирование не должно являться догмой. Планирование - это способ взгляда на реальность. Если Вы прямо сейчас смотрите на экран монитора, то вы видите реальность. Когда Вы начинает задумываться о Ваших ценностях, целях, ориентирах, желаемых событиях - вы видите будущую реальность. Чем лучше вы осознаете ценности и цели, которые являются векторными вариантами ценностей, тем яснее Вы видите будущее. В контексте личностного развития примечательно, что, видя будущее, Вы получаете возможность выбрать его, усиливаете свою степень свободы. Вероятно, что перед началом работы над целеполаганием или в самом ее начале возможно количество некоторой шелухи, наносного слоя на этом пласте. Практическим следствием из этого будет - уделить пристальное внимание декларируемым ценностям и целям.
Соотнесение целей и ценностей между собой и прояснение всех «подозрительных» моментов - задача самостоятельной работы человека на данном этапе. Самостоятельная работа здесь возможна путем самоанализа . Задавая как можно больше вопросов себе (зачем, что дает, и т.д.), мы приближаемся к лучшему пониманию своих ценностей и целей. При самоанализе ответы необходимо записывать. Иногда они бывают весьма неожиданны.
Методы постановки целей и принципы целеполагани я.
Залог хорошего целеполагания - это знание себя.
Соответственно, целеполагание должно начинаться с изучения и исследования себя, своих ценностей взаимосвязи и взаимовлияний имеющихся целей.
Этот момент часто пропускается или выводится за скобки в рамках многих способов целеполагания и дальнейшего цели достижения. Часто для персонального целеполагания рекомендуют использовать методики из менеджмента, которые, по сути, имеют «задачный характер» и являются не методами целеполагания, а методами критического анализа целей. (Методика SMART например). Такие методики можно использовать для тактического целеполагания, но вряд ли имеют смысл для стратегического. Недостатком таких методик являются принципы, на которых они основаны.
Стратегическое целеполагание должно начинаться с анализа ценностей и важных жизненных установок человека. По сути, это глубинное самоисследование , в котором помогают: методы направленного воображения , сократовсксий диалог с подготовленным консультантом, тестовые методики (Например ЦО Рокича), свободные дискуссии в группе, мозговые штурмы .
Следующий этап - это ключевые сферы жизни человека, анализ направлений развития и значимых ниш человека. Простой пример: Семья, Работа, Я сам и т.д.
Структурирование сфер жизни различным образом отражает картину мира человека и характер имеющихся у него ценностей и установок.
Цель - это составляющая мечты. Воплотить - значит выразить мечту в конкретной, реальной форме, то есть, сделать целью. Реализовать цель - значит осуществить, исполнить, претворить в жизнь, сделать реальностью.
Проблемы и технологии образовательного целеполагания.
Педагогическая деятельность целенаправленна. При этом цели и задачи, решаемые педагогами, социально значимы, так как являются отражением общих целей и задач, стоящих перед обществом.
Перед тем, как рассмотреть проблемы образовательного целеполагания, определим понятие цели. Имеются, по крайней мере, три трактовки этого понятия. Цель:
1) предвосхищаемый результат деятельности;
2) предметная проекция будущего;
3) субъективный образ желаемого, опережающий отражение событий в сознании человека.
В дальнейшем изложении под целью в образовании мы будем понимать предвосхищаемый результат - образовательный продукт , который может быть внутренним или внешним, но он должен быть создан за определенный промежуток времени и его можно продиагностировать, т.е. цель должна быть проверяема.
Отметим также, что цель отличают от задачи. Задача - часть цели. Каждая цель является задачей по отношению к вышестоящей цели.
Предшествующими по отношению к цели понятиями являются ценности, смысл, миссия, намерение . Содержание этих понятий является отдельной и весьма значимой проблемой, но в данном случае не рассматривается.
Проблема создания института образовательного целеполагания.
Постановка целей всегда присутствовала в качестве элемента любой системы обучения . Другое дело, что не все субъекты обучения могли участвовать в целеполагании . Например, в советское время большинство целей обучения и воспитания задавалось "сверху". Институт образовательного целеполагания как научная, а не политическая организация, отсутствовал. Например, методическим обеспечением школ долгое время занимался Научно-исследовательский институт содержания и методов обучения (НИИ СиМО), в названии которого были четко определены рамки его влияния на школьное образование в стране, т.е. содержание и методы обучения, но не цели.
И сегодня, к сожалению, следует признать, что полноценного института образовательного целеполагания в стране не существует. Это приводит к невнятным формулировкам целей и недостижимым ориентирам уже на уровне государственного образовательного целеполагания .
В качестве примера приведем постановку целей в докладе «О развитии образования в Российской Федерации (Государственный совет Российской Федерации, апрель 2006 год):
«Введение. Новые горизонты российского образования. Цель настоящего документа - формирование единой общенациональной стратегии инновационного, опережающего развития российского образования, обеспечивающего его качественный прорыв, и на этом фундаменте - новое качество жизни страны; документ предусматривает координацию совместной деятельности государственной власти и общества по основным направлениям реализации этой стратегии».

Анализ этого фрагмента приводит к выводу о непроработанности заявляемых целей:
1. Документом предполагается формировать стратегию. Очевидно, что документом невозможно сформировать стратегию.
2. "Качественный прорыв Российского образования" - Неясно, какой прорыв, куда и откуда.
3. "… и на этом фундаменте..." - Каков этот фундамент, об этом ничего не сказано.
4. "Новое качество жизни страны" - В чем и по отношению к чему новое качество?
5. "Координацию совместной деятельности государственной власти и общества по основным направлениям реализации этой стратегии" - Если нет четко обозначенной стратегии, то и координировать нечего. Впрочем, одна стратегия обозначена в девизе анализируемого документа: "От конкурентоспособного образования - к конкурентоспособности России" . Когда-то такая стратегия уже была и называлась "догнать и перегнать". Вряд ли такой внешний ориентир отвечает чаяниям миллионов людей в качестве основной цели образования.
Из сказанного следует, что анализируемый документ не сможет оказать положительное влияние на реальное положение дел в образовании из-за непроработанности целевого блока. Аналогичные проблемы можно обнаружить и в других документах, относящихся к образованию. Причина - отсутствие научного подхода к проектированию смысла, целей и стратегии образования. Очевидно, что исследования в данной области актуальны и необходимы, причем, не только для дидактики и других педагогических дисциплин.
Среди образовательных целей можно выделить: государственные нормативные, общественные, национально-региональные, школьные, индивидуальные цели учителей, учеников, их родителей. В зависимости от образовательных парадигм и дидактических систем в числе образовательных целей могут быть цели усвоения знаний, умений и навыков, развития способностей, формирования отношений, творческой самореализации, самоопределения, профориентации и др. Имеют место так называемые формальные цели: сдать экзамен, поступить в вуз и т.п.
Технология выращивания целей и ценностей образования. Цели не являются исходным элементом проектирования образования. Им предшествуют ценности и смыслы. Сложность их рассмотрения состоит не столько в определении ценностей и смыслов образования, хотя это является отдельной научной проблемой. Основная трудность - в консолидации различных субъектов образования по отношению к ценностям, выбранным в качестве базовых.
Например, известны два противоположных смысла образования: «иметь» и «быть». Педагоги и философы исследуют эти и иные смыслы, но их работа далека от завершения.
Допустим, цели и ценности образования определены учеными. Что с ними теперь делать дальше? Есть ли в педагогике средства и технологии для формирования ценностей и целей?
Мы предлагаем технологию выращивания ценностей и целей, опирающуюся на личностную парадигму и открывающий эвристический характер образования. Основные этапы этой технологии следующие:
1. На начальном этапе происходит выявление существующих ценностей - в людях, в обществе, в философии. Для ученика результат такого выявления оформляется в виде того, что называют "образ Я" определяет то, что для него значимо, кем он себя видит в будущем, зачем ему надо саморазвиватся и как это ему пригодится. Этот личностный ценностный образ - первичен.
2. Предоставление ученику аналогов его ценностей. Программа предлагает познакомиться с другими ценностями, существующими в различных культурах. Цель - дать возможность ученику через свой образ ценностей увидеть другие.
3. Сопоставление личных ценностей с другими - культурными аналогами, не обязательно похожими, но и противоположными. Под аналогами здесь имеется в виду тот же самый ценностный объект, например, отношение к войне и миру. Этот этап сопоставления разных ценностей реализуется в образовательных ситуациях. Учащийся не только узнает другое, он преобразует свой первичный "образ Я", выращивает свой ценностный базис.
4. Сопровождение. Это роль программы по отношению к процессу ценностного самоопределения учащегося. Причем речь здесь идет не о "подведении" ученика к "нужным" ценностям, а о том, чтобы обеспечивать развитие его ценностных установок в сопоставлении с другими.
5. Рефлексия. Это непременный атрибут любой личностно-значимой и самоорганизуемой деятельности. По отношению к ценностным видам деятельности рефлексия оказывается критерием, мерилом их действительности и действенности.
Рефлексия (от позднелат. reflexio — обращение назад, отражение), форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление своих собственных действий и их законов; деятельность самопознания, раскрывающая специфику духовного мира человека.
Преимуществом данного подхода является его привязка к личности. В этом случае при любых изменениях в обществе или в политике не придется всякий раз искать новые ценности, которые надо "прививать" молодёжи, а обеспечивать траекторию ученика по отношению к любым, в том числе и новым ценностным шкалам.

Личностное целеполагание ученика относится к образовательным областям и образовательным технологиям. Чтобы ученик поставил личную образовательную цель в образовательной области, для этого требуются следующие процедуры: во-первых, выстраивание личностного отношения ученика с объектом целеполагания (вещью, понятием, процессом, явлением, фундаментальным образовательным объектом), которое выявляет и актуализирует его личностные качества, относящиеся к объекту (например, любовь к природе при изучении растения); во-вторых, установление личностного смысла и (или) образа фундаментального образовательного объекта, то есть обозначение в объекте того, чем он связан с личностью познающего его субъекта; в-третьих, выбор типа отношений или вида деятельности для взаимодействия с объектом, например, исследование его химических, математических, этических свойств.
Другой тип целей ученика - целеполагание по отношению к образовательным технологиям. Познание фундаментальных образовательных объектов, принадлежащих образовательным областям, требует от ученика выбора технических приёмов, способов и технологий, то есть целей ученика в области применяемых образовательных технологий. Другими словами, образовательные цели ученика относятся не только к изучаемым объектам, но и к способам изучения (освоения) этих объектов. Чтобы поставить цели в образовательных технологиях, ученик проделывает те же процедуры, что и при целеполагании в образовательных областях: устанавливает личностное отношение к имеющимся видам и способам деятельности, выбирает созвучные его индивидуальным особенностям способы деятельности, выясняет суть и структуру выбранных видов деятельности, планирует свои действия по их освоению и применению.
Для развития таких способностей ученика, как целеполагание, планирование, нормотворчество, самоопределение, рефлексия, самооценка необходимо использовать возможности учебного курса. Тогда развитие этих качеств будет происходить без дополнительных затрат времени во время занятий по темам курса. Ученик становится перед необходимостью постановки или выбора целей всякий раз, когда от него требуется личное самоопределение и конкретные действия, как при изучении отдельных предметов, так и в общеобразовательном отношении. Поэтому одним из источников целей являются ситуации образовательной напряженности или возникающие проблемы, выявленные противоречия. Целеполагание в таких случаях является следствием рефлексивного осознания возникающих ситуаций. Хуторской Андрей Викторович, докт. пед. наук, академик Международной педагогической академии
Цель деятельности - это ее предвосхищаемый результат. Поставить цель - значит предсказать, спрогнозировать предполагаемый результат .
Часто цели, декларируемые в учебных программах, существенно отличаются от реальных жизненных ориентиров и интересов учащихся, что является причиной рассогласования желаемого и действительного в обучении. Чтобы предупредить это нежелательное явление, необходимо с начала изучения курса, раздела или темы вводить учащихся в процедуру образовательного целеполагания.
Возможны следующие группы целей учеников
Личностные цели - осмысление целей образования: приобретении веры в себя, в свои потенциальные возможности; реализация конкретных индивидуальных способностей.
Предметные цели - формирование положительного отношения к изучаемому предмету; знание основных понятий, явлений и законов, входящих в изучаемую тему; выработка умений пользоваться простейшими приборами; решении типовых или творческих задач по теме;
Креативные цели - составление сборника задач; сочинение естественнонаучного трактата; конструирование технической модели; рисование картины.
Когнитивные цели - познание объектов окружающей реальности; изучение способов решения возникающих проблем, овладение навыками работы с первоисточниками; постановка эксперимента; проведение опытов.
Оргдеятельностные цели - овладение навыками самоорганизации учебной деятельности; умение ставить перед собой цель, планировать деятельность; развитие навыков работы в группе; освоение техники ведения дискуссий.
В начале обучения конкретной учебной теме цели могут быть следующие:
А) создать целостный образ учебного предмета (выяснить его смысл, зачем он нужен, из чего состоит, каковы его особенности; сформулировать наиболее интересные для себя вопросы);
Б) для формирования образа деятельности в новой теме, выполнить основные виды деятельности, например: исследовать проблему, подготовить доклад, написать статью и т. д.
В) через созданные начальные образовательные продукты и опробованные виды деятельности вывесим их на постановку индивидуальных целей по предмету на обозримый для них период времени;
Г) составить учебную программу на обозримый период времени, включив в нее личностный собственный компонент, то есть и цели по предмету.
Список целей также может выглядеть так:
1) освоить определённый учебный материал;
2) усвоить основные понятия и законы темы;
3) подготовить доклад по одной из проблем (указать);
4) выполнить самостоятельное исследование по выбранной теме (указать);
5) овладеть методами изучения и объяснения изучаемых в теме явлений;
6) углублённо рассмотреть конкретные вопросы темы (перечислить их);
7) проявить и развить свои способности (назвать их);
8) организовать свою учебу по выбранной теме: поставить достижимые цели, составить реальный план, выполнить его и оценить свои результаты;
9) научиться аргументировано спорить, дискуссировать в ходе изучения темы;
10) научиться решать задачи и проблемы по теме;
Особое место в личностно-ориентированном обучении занимает методика обучения учеников целеполаганию.
Имеются общие условия выполнения учеником процедуры целеполагания:
. наличие познавательного стремления ученика;
. определение предмета своей цели;
. умение ученика определить свою связь с предметом цели;
. представление образа предполагаемого результата своей деятельности по отношению к предмету цели;
. вербальное (словесное) формулирование цели;
. предвидение и прогнозирование того, как будет достигаться цель;
. наличие средств для достижения цели;
. соотношение получаемых результатов с целью;
. корректирование поставленной цели.

Чем отличается тактика от стратегии? В чем разница между этими двумя понятиями? Один мудрец однажды сказал, что думать нужно стратегически, а действовать - тактически. Стратегия является более общим понятием, планом, который может состоять из нескольких тактик. Тактика, в свою очередь, является сфокусированной частью этого общего плана. Если первоначально эти термины употреблялись преимущественно в военном контексте, то теперь они используются в самых разнообразных повседневных сферах, включая бизнес. В чем же разница между тактикой и стратегией, такими на первый взгляд взаимозаменяемыми понятиями?

Главное отличие

Стратегия отличается от тактики тем, что совершенно разные тактики могут быть составными частями единой стратегии. Например, для завоевания определенной доли рынка необходимо создать Для этого можно использовать такие средства для продвижения бренда, как реклама с привлечением знаменитости (тактика). Стратегия включает в себя планирование как во время войны, так и на мирном поприще, а тактика занимается реализацией целей, отвечает за качество и эффективность выбранных техник.

Стратегия и тактика в бизнесе

Чем отличается тактика от стратегии? Зачастую эти понятия взаимосвязаны и взаимозаменяемы в произвольной манере, поэтому дифференцировать их иногда очень трудно. Говоря простым языком, за стратегию отвечает голова, за тактику - все остальное. Главное, чтобы они работали в тандеме, иначе об эффективности в достижении цели не может быть и речи. Если есть стратегия без тактики, то это означает, что имеется много мыслей и идей, но при этом отсутствуют определенные необходимые действия.

Если рассматривать сферу бизнеса, то каждой уважающей себя организации для успеха необходимы большие "крылья" (широкое стратегическое мышление) и большие "ноги"(конкретные шаги для достижения целей). Чтобы наглядно это проиллюстрировать, можно привести конкретный пример для определенной отрасли промышленности. Например, целью компании является стать лидером по объему продаж в занимаемом сегменте рынка. Тактически правильным будет предложение экономически более выгодных решений, чем у конкурентных предприятий, причем без ущерба для качества обслуживания.

Искусство стратегии

Слово стратегия происходит от греческого слова "strategos", которое переводится как «искусство» в целом. Его часто путают с тактикой (греческое слово "taktike"), что переводится как «организация армии». Первоначальным значением слова «тактика» является «порядок». Китайский генерал Сунь-Цзы описал это различие так: «Все люди могут видеть тактику, используемую для победы, но никто не может увидеть стратегию, благодаря которой состоялась великая победа». Различие понятий "тактика" и "стратегия" часто состоит в том, что стратегия рассчитана на долгосрочную перспективу, а тактика - на краткосрочную.

В современном понимании эти понятия выходят за рамки военной терминологии и могут использоваться как определения для различных бизнес-практик. По своей сути, стратегия - это мыслительный аспект планирования, изменения, организации чего-либо. Она определяет цели, которые должны быть достигнуты, а также идеи по достижению этих целей. За планированием следуют конкретные тактически продуманные действия. Тактика включает в себя используемые методы и средства для выполнения плана.

Особенности реализации целей

Реализация стратегической цели может целенаправленно и осознанно совершенствоваться с течением времени. Соответственно будет меняться и план по достижению целей и поставленных задач. Постепенная реализация и воплощение в жизнь задуманного, а также знания, полученные за это время, увеличивают общее стратегическое понимание и дают указания, как именно можно наилучшим образом облегчить процесс достижения поставленных целей.

Стратегия и тактика: в чем отличие?

Мудрец по имени Сунь-Цзы как-то сказал, что стратегия без тактики - это самый медленный маршрут к победе, а тактика без стратегии - шум перед поражением. Чем отличается тактика от подразумевает определение базовых функций организации и использование эффективных комбинаций возможностей и систем управления, которые будут использоваться при достижении целей.

Стратегия заключается в том, что будет или не будет сделано. Французский ученый Мишель де Серто предполагает, что стратегия, по сути, создает собственное автономное пространство. Тактика в виде конкретных мероприятий дает возможность для реализации стратегического замысла. В одиночку нельзя добиться победного результата.

Стратегическое планирование

Довольно часто люди путают стратегию и тактику, думая, что эти два термина являются взаимозаменяемыми в области однако это не так. Стратегия отвечает на вопрос, чего мы хотим добиться, а тактика - как мы собираемся достичь своих целей. Вот чем отличается тактика от стратегии. Таким образом, стратегия выступает как руководство к ряду действий. Многие владельцы малого бизнеса тратят много времени на планирование своего успеха в бизнесе, они не подозревают, насколько легко это может быть. При этом важно научиться различать такие понятия, как стратегическое и

Чем отличается тактика от стратегии? Сложность заключается в том, что оба определения тесно связаны между собой и, к сожалению, часто используются как взаимозаменяемые. Однако стратегия неразрывно связана с процессами мышления, необходимого для планирования изменений, выбора дальнейшего курса действий и так далее. Она определяет в общих чертах желаемые цели и зачем нужно их достигать. включает в себя бизнес-идеи, обуславливающие в глобальном смысле то, к чему можно прийти в результате достижения поставленных целей.

Тактика - это конкретные действия, которые предпринимаются в процессе реализации выбранной стратегии. Они составляют то, что должно быть сделано, в каком порядке, с помощью каких средств и человеческих ресурсов. Можно использовать целый ряд тактик, которые включают в себя множество различных действий и усилий, направленных на достижение общей цели. Тактика, как правило, требует вовлечения организации в целом. Во время стратегического планирования необходимо определить, какого конкретно результата вы хотите добиться (ваши цели) и как вы будете оценивать эти результаты. При составлении списка определенных стратегических целей, важно уделить большое внимание тактикам, которые планируется использовать для их достижения.

Термин «стратегическое управление» появился в обиходе на рубеже 1960-70-х годов. Он обозначал различия между текущим управлением на уровне производства и управлением, осуществляемым на уровне корпорации в целом.

Стратегическое управление – это система целенаправленных действий организации, ведущих к долгосрочному превышению уровня результативности деятельности организации над уровнем результативности конкурентов.

Задача стратегического управления заключается в том, чтобы подготовить организацию к возможным изменениям рыночной ситуации, противостоять неблагоприятным воздействиям внешней среды в долгосрочной перспективе.

Процесс стратегического управления раскрывается через взаимосвязанные функции управления: основные и специфические. Но изменяется содержание некоторых основных функций и появляются новые специфические функции управления.

Так, планирование становится стратегическим планированием, и появляются такие новые функции, как маркетинг, управление нововведениями, паблик ри-лейшнз, логистика, управление человеческими ресурсами и др.

Процесс планирования начинается с постановки целей. Они выполняют организующую, мотивирующую и контролирующую функции. Цель – это желаемое, возможное и необходимое состояние управляемого объекта.

Организация устанавливает много разнообразных целей. Эти цели различаются по уровням, сферам, периодам времени. Существует четыре основных уровня целей в организации: это миссия, стратегические, тактические и операционные цели. Вершиной в иерархии целей является миссия.

Миссия – основополагающая, уникальная, качественная цель, которая подчеркивает особенности бизнеса фирмы, ее отличие от других фирм в отрасли.

Миссия может определяться кругом удовлетворяемых потребностей; совокупностью потребителей; выпускаемой продукцией; конкурентными преимуществами; технологиями, которые будут использоваться; политикой роста и финансирования; культурой организации, которая определяет взаимоотношения внутри фирмы, требования, предъявляемые к работникам.

Стратегические цели. Это общие долгосрочные цели, определяющие будущее состояние организации в целом указывают сроки их достижения.

Тактические цели определяют результаты, которых должны достичь основные подразделения организации, чтобы обеспечить реализацию стратегических целей. Таким образом, тактические цели являются средством достижения стратегических целей.

Операционные (производственные) цели. Это специфические, измеряемые результаты деятельности отделов, рабочих групп, отдельных работников в организации. Являются средством достижения тактических целей.

Основными сферами постановки целей являются: прибыльность, рынки, производительность, продукция, финансовые ресурсы, производственные мощности, исследования и внедрение нововведений, организация (изменение структуры), человеческие ресурсы, социальная ответственность.

Размик Айдинян, доктор философских наук, профессор Санкт-Петербургского государственного университета путей сообщения
Татьяна Шипунова, кандидат социологических наук, старший преподаватель Санкт-Петербургского государственного университета

О стратегии много говорят и пишут, но мало кто объясняет, что это такое, что вкладывается в объем и содержание данного понятия.

Термин «стратегия» стал употребляться в менеджменте в 1960-х годах, по-видимому, под влиянием книги И. Ансоффа .

В этой работе под стратегией понимается способ использования ресурсов. Автор одной из самых лучших книг по менеджменту Дж. О"Шонесси соглашается с таким толкованием.

Поскольку способ использования ресурсов задается в бюджете организации, постольку получается, что стратегия - это бюджетное планирование. Аналогично определяет это понятие и П. Дойль: «Стратегия - это комплекс принимаемых менеджментом решений по размещению ресурсов предприятия» .

Однако такое понимание противоречит практике употребления этого слова как в менеджменте, так и в обыденном языке. Существует немало стратегических вопросов, не имеющих прямого отношения к размещению ресурсов.

Иное определение этому понятию дает А. Чандлер: «Стратегия - это определение основных долгосрочных целей предприятия, курса действия и распределения ресурсов» .

Но если стратегия - это определение целей, то что же такое целеполагание? Р. Олдкорн не дает четкого определения, но из контекста его книги выясняется, что он понимает под стратегией «способ достижения наших целей» .

Но это скорее тактика, чем стратегия. Согласно общепринятому словоупотреблению стратегия определяет, куда, в каком направлении двигаться, куда держать курс. А тактика определяет, как, каким способом двигаться, какие конкретные действия предпринимать.

Слово «стратегический» в современном менеджменте используется в двух значениях:

  1. стратегический значит «имеющий длительную временную перспективу»; в таком значении это слово употребляется в теории планирования, когда планы разделяют на стратегические (или перспективные) и тактические (или текущие), а также в теории принятия решений, где планы делятся на стратегические и оперативно-тактические;
  2. стратегический значит относящийся к генеральному пути движения к цели или задающий направление (курс, маршрут) движения к цели; в таком значении это слово используется в учении о различных стратегиях организации - одни придерживаются стратегии становления (на первоначальном этапе своего развития), другие - стратегии выживания и т.д.

Стратегия - это определение генерального пути (направления, курса) движения к долговременной цели. Такое понимание термина схватывает оба значения прилагательного «стратегический».

Тактика - это способ движения по генеральному пути к цели, то есть форма реализации стратегии.

В приведенной ниже таблице наглядно представлены возможные виды главной внутренней цели, соответствующие им виды стратегий и виды тактических задач, решение которых обеспечивает реализацию стратегии и достижение цели.

В литературе из-за смешения понятий «стратегия» и «тактика» отсутствует внятная классификация этих явлений. Тактические задачи «рост», «расширение» и «диверсификация» представляются в качестве самостоятельных стратегий, причем без четкого различения и выделения их видов. А стратегия экспансии не называется вовсе. Выделены только виды диверсификации. Нельзя эти тактики (или тактические задачи) называть стратегиями хотя бы потому, что существуют фирмы, которые одновременно используют и расширение рынка, и расширение производства, и рост. Но на данном этапе развития фирмы стратегия может быть только одна, ибо, идя к цели, невозможно двигаться в разных направлениях. Генеральный путь или курс движения к цели может быть только один. В то же время, реализуя единую стратегию экспансии, можно одновременно прибегать к различным тактикам или (что то же самое) одновременно решать несколько разных тактических задач.

В заключение отметим, что правильно поставленная цель, обоснованная стратегия и хорошо продуманная тактика помогают организации успешно справиться со многими трудностями и проблемами. Сноски

1 Ansoff I. Corporate Strategy. N.-Y., 1965.

2 О"Шонесси Дж. Принципы организации управления фирмой. М., 1999.

3 Дойль П. Менеджмент: стратегия и тактика. СПб.: «Питер», 1999.

4 Цит. по: О"Шонесси Дж. Принципы организации управления фирмой.

5 Олдкорн Р. Основы менеджмента. М.: Финпресс, 1999.




Top