Закономерности восприятия формы. Законы и виды восприятия. Восприятие человеком окружающей его предметной среды

Восприятие — непосредственное чувственное отражение предметов и явлений в целостном виде в результате осознания их опознавательных признаков .

Познавая окружающую действительность, взаимодействуя с ней, мы встречаемся с предметным миром. Предметы опознаются нами по совокупности их характерных признаков. Образы восприятия построены на основе различных ощущений. Однако они не сводятся к простой сумме этих ощущений. Восприятие связано с опознанием, пониманием, осмыслением предметов, явлений, ситуаций, с отнесением их к определенной категории, типу, классу. Только включив явление в определенную систему категорий, охватив его соответствующим понятием, мы можем оценивать и интерпретировать отдельные его части и элементы. Даже рассматривая обыкновенные точки, однообразные элементы, мы стремимся к их композиционной организации (рис. 1, 2).

Являясь чувственным этапом познания, восприятие неразрывно связано с мышлением, имеет мотивационную направленность, сопровождается эмоциональным откликом.

Видеть — это значит соотносить воспринятые зрительные сигналы с одной из гипотез, существующих в хранилищах мозга. Если же могут «работать» две различные гипотезы, то мозг выбирает между ними — и тогда мы видим либо утку, либо кролика (рис. 3); эскимоса, стоящего к нам спиной у входа в пещеру, или индейца, повернувшегося в профиль (рис. 4).

Будучи связанным с процессом опознания, восприятие включает в себя процессы сравнения, соотнесения данного объекта с типовыми эталонами, хранящимися в памяти. Хорошо знакомые объекты воспринимаются на стереотипной основе, быстро и уверенно. (Как легко узнают буквы грамотные люди и как трудно их распознавать на первых порах обучения.) В процессе онтогенеза происходит перцептивное научение.

Люди избирательно видят то, что привыкли видеть. Привычные объекты воспринимаются одномоментно (симультанно), мало знакомые объекты — структурно развернуто, поэтапно (сукцессивно). В последнем случае вначале выдвигается гипотеза о сущности объекта, принимается решение о его категоризации, номинализации и затем критически оцениваются его признаки.

Психическое развитие человека связано с развитием культуры восприятия — образованный, эстетически развитый человек способен наслаждаться изяществом формы, цветовой и звуковой гармонией предметов и явлений окружающей среды.

Рис. 5. Запись движений глаз (окулограмма ) при восприятии объекта. Фиксируются наиболее информативные точки контура, зрительный маршрут структурно организован.

Процесс восприятия — перцептивное действие. Его результативность зависит от того, какие признаки объекта будут выделены субъектом в качестве исходных опорных элементов.

Важнейшей составной частью каждого вида восприятия являются двигательные процессы: движение глаза по контуру предмета, движение руки по поверхности предмета, движение гортани, воспроизводящее слышимый звук (рис. 5).

Нейрофизиологические основы восприятия.

Физиологическим механизмом восприятия является комплексная аналитико-синтетическая деятельность анализаторов — образование комплексных условных рефлексов на комплексные раздражители.

В зрительном аппарате человека взаимодействуют две системы. Одна из них выделяет в объекте отдельные фрагменты, другая — составляет из установленных подобразов целостное изображение (рис. 6).

Возможная неполнота целостного образа заполняется хранящимися в памяти текстурами. Поэтому мы видим контуры даже там, где они не прочерчены, а только возможны.

Для опознания ситуации мозг хранит готовые обобщенные схемы (фреймы — «скелеты»). Первоначально схватывая ситуацию, мы стремимся затем заполнить ячейки возникшего фрейма — и наши глаза ищут соответствующую детализацию.

Восприятие — активный процесс формирования образа объекта. Эта активность проявляется уже на рецепторном уровне. Три пары наружных мышц каждого глаза осуществляют непрерывное движение глаз. Одни из них переводят периферийное изображение объекта в центр сетчатки, где наивысшая острота зрения, другие — обеспечивают слежение за движущимися объектами. Восприятие же объекта осуществляется «ощупывающими» движениями глаз: быстрыми и крупноамплитудными (саккадическими ) движениями, более мелкими поступательновозвратными движениями (тремором ) с частотой от 20 до 150 Гц и амплитудой 5-15′ угл. мин, и дрейфом — медленными движениями со скоростью 6′ угл. мин/сек и амплитудой до 30′ угл. мин, препятствующим развитию локальной адаптации. Движения глаз сканируют форму и те ключевые элементы объекта восприятия, которые имеют существенное значение в построении зрительного образа.

В формировании перцептивного образа левое и правое полушария мозга выполняют различные функции. Сенсорная сторона восприятия обслуживается правым, а категориальная — левым полушарием мозга.

Классификация явлений восприятия.

В зависимости от участия воли, целенаправленности восприятия делится на две формы: непроизвольное (непреднамеренное, не связанное с волевым напряжением и заранее поставленной целью) и произвольное, преднамеренное (целенаправленное).

В зависимости от модальности рецепторов различаются зрительные, слуховые и осязательные восприятия.

Различаются также сложные виды восприятия: восприятие пространства и восприятие времени .

В зависимости от сложности, развернутости, перцептивной деятельности различаются восприятие симультанное (одноактное) и сукцессивное (поэтапное, последовательное).

Различаются также три уровня восприятия:

1) сенсорный — чувственный охват объекта, попадание его в поле сознания;

2) перцептивный — осмысление объекта, отнесение его к определенной категории, классу объектов;

3) оперативный — деятельностный охват объекта.

Восприятия могут классифицироваться и в зависимости от специфики объекта отражения (восприятие художественных произведений, речи и т. д.). Восприятие обычно включается в какую-либо деятельность, но может выступать и в качестве самостоятельной деятельности.

Рис. 7. Тенденция сознания к осмысленности объекта настолько велика, что мы даже «видим» несуществующие грани между треугольником и фоном. Неполнота целостного образа заполняется хранящимися в памяти текстурами.

Планомерное, специально организованное восприятие для разрешения какого-либо вопроса называется наблюдением.

Общие закономерности восприятия.

Различные виды восприятия имеют специфические закономерности. Но кроме внутривидовых существуют общие закономерности восприятия: 1) осмысленность и обобщенность; 2) предметность; 3) целостность; 4) структурность; 5) избирательная направленность; 6) апперцепция; 7) константность.

1. Осмысленность и обобщенность восприятия. Воспринимая предметы и явления, мы осознаем, понимаем то, что воспринимается.

Восприятие связано с отнесением данного предмета к определенной категории, понятию, с обозначением его в слове. (Не случайно дети, встречаясь с незнакомыми предметами, всегда спрашивают их название.) Категориальная соотнесенность воспринимаемых объектов организует весь процесс восприятия, его адекватность и направленность. Только определив категорию воспринимаемого объекта, вы распознаете все его признаки.

Восприятие в значительной мере зависит от цели и задачи деятельности. В объекте на передний план выступают те его стороны, которые соответствуют данной задаче.

Рис. 10. Восприятие фрагмента объекта облегчается его включенностью в контекст ситуации. В верхнем прямоугольнике буквы не опознаются по их фрагментам. В нижнем прямоугольнике буквы легко читаются благодаря ситуативному контексту.

Рис. 9. Эти разрозненные пятна объединяются в единый зрительный образ, если перевернув изображение на 180º, вы поймете его смысл.

Благодаря осмысленности и обобщенности восприятия мы домысливаем и достраиваем образ объекта по отдельным его фрагментам (рис. 7 и 8).

Наиболее простая форма осмысливания предметов и явлений — узнавание. Здесь восприятие тесно связано с памятью. Узнать предмет — значит воспринять его в соотношении с ранее сформированным образом.

Узнавание может быть обобщенным , когда предмет относится к какой-либо общей категории (например, «это — стол», «это — дерево» и т. д.), и дифференцированным (специфическим), когда воспринимаемый объект отождествляется с ранее воспринимавшимся единичным предметом. Это более высокий уровень узнавания. Для такого рода узнавания необходимо выделение специфических для данного предмета признаков, его примет.

Узнавание характеризуется определенностью, точностью и быстротой. При узнавании человек не выделяет всех признаков предмета, а использует его характерные опознавательные признаки. (Так, пароход мы узнаем издали по наличию трубы и не смешиваем его с лодкой.)

Узнавание затрудняется при недостаточности опознавательных признаков. Минимум признаков, необходимых для опознания объекта, называется порогом восприятия .

Рис. 11. Целостность восприятия нарушается, если отдельные элементы объекта чрезмерно разрознены. Так, при увеличении газетной фотографии в десять раз растровые точки типографического клише не сливаются в целостное изображение (при удалении изображения на 1 м целостность восприятия восстанавливается).

2. Предметность восприятия. Психические образы предметов человек осознает не как образы, а как реальные предметы, вынося образы во вне, объективизируя их. Предметность — отнесенность мозговой информации о предметах к реальным предметам. Предметность восприятия означает адекватность, соответствие образов восприятия реальным предметам действительности, «объективированность» образа.

3. Целостность восприятия. В предметах и явлениях действительности отдельные их признаки и свойства находятся в постоянной устойчивой взаимосвязи. В восприятии, как в психическом образе предмета, отражаются эти устойчивые связи между компонентами предмета или явления , что и выражается в целостности восприятия.

Даже в тех случаях, когда мы не воспринимаем некоторые признаки знакомого объекта, мы мысленно их дополняем. Отдельные части объекта мы стремимся объединить в единое знакомое нам целостное образование (рис. 9, 10, 11).

Таким образом, целостность восприятия — отражение предмета в качестве устойчивой системной целостности (даже если отдельные его части в данным условиях не наблюдаются). Целостность восприятия нарушается, если объект не может быть осмыслен (рис. 12).

4. Структурность восприятия. Мы узнаем различные объекты благодаря устойчивой структуре их признаков. В процессе восприятия вычленяются взаимоотношения частей и сторон предмета. Осознанность восприятия неразрывно связана с отражением устойчивых отношений между элементами воспринимаемого объекта (рис. 12 и 13).

В тех случаях, когда выявление структуры объекта затруднено, затрудняется и восприятие предмета в целом.

5. Избирательная направленность восприятия. Из бесчисленного количества окружающих нас предметов и явлений мы выделяем в данный момент лишь некоторые из них. Это зависит от того, на что направлена деятельность человека, от его потребностей и интересов.

Избирательность восприятия — преимущественное выделение объекта из фона. При этом фон выполняет функцию системы отсчета, относительно которой оцениваются пространственные и цветовые качества фигуры.

Рис. 14. На рисунке слева преимущественно выделяются два вертикальных сектора, на правом — горизонтальные секторы.

Объект выделяется из фона по его контуру. Контур — это контраст. Контур мы воспринимаем благодаря «скачку» в яркости или цвете. Чем резче, контрастнее контур предмета, тем легче его выделение. И наоборот, если контуры объекта размыты, вписаны в линии фона, объект трудно различить. (Это явление лежит в основе маскировки.)

Избирательность восприятия сопровождается центрацией восприятия — субъективным расширением зоны фокуса внимания и сжатием периферийной зоны. При равнозначности объектов преимущественно выделяется центральный объект и объект, больший по величине (рис. 15, 16).

Преимущественному выделению подлежат объекты, расположенные по вертикальной и горизонтальной осям (Рис. 14).

Рис. 18. Распределение точек фиксации зрения на квадратной панели при восприятии однородного материала.

Если объект и фон равнозначны, то они могут переходить друг в друга (фон становится объектом, а объект — фоном (рис. 17).

Однако и при восприятии однородного материала внимание распределяется неравномерно (Рис. 18).

6. Апперцепция (от лат. ad — к и perceptio — восприятие) — зависимость восприятия от опыта, знаний, интересов и установок личности. Глядя на горящий костер издали, мы не ощущаем его тепла, но в восприятии костра включено это его качество. В нашем опыте костер и тепло вошли в прочную связь. Глядя на замороженное окно, мы также добавляем к нашему зрительному восприятию температурные ощущения, почерпнутые из прошлого опыта. В зависимости от прошлого опыта, знаний, профессиональной направленности человек избирательно воспринимает различные их стороны (Рис. 19).

Апперцепция может быть личностной и ситуативной (ночью в лесу пень может быть воспринят как фигура опасного зверя).

7. Константность восприятия. Одни и те же знакомые предметы устойчиво воспринимаются нами в изменяющихся условиях: при различной освещенности, с разных точек зрения, разного расстояния. Константность восприятия (от лат. constantis — постоянный) — независимость отражения объективных качеств предметов (величины, формы, характерного цвета) от измененных условий их восприятия — освещенности, расстояния, угла зрения.

Изображение величины предмета на сетчатке глаза при восприятии его с близкого и далекого расстояния будет разным. Однако это интерпретируется нами как удаленность или приближенность предмета, а не как изменение его величины (Рис. 20, 21).

Рис. 20. Константность восприятия. Из двух одинаковых по величине объектов более удаленный дает меньшее изображение на сетчатке глаза. Однако это не влияет на адекватную оценку их действительной величины. При этом мозг учитывает информацию об аккомодации хрусталика (чем ближе объект, тем более искривлена поверхность хрусталика), о конвергенции зрительных осей (схождении зрительных осей двух глаз) и о напряженности глазных мышц.

При восприятии прямоугольного предмета (папки, листа бумаги) с разных точек зрения на сетчатке глаза могут отобразиться и квадрат, и ромб, и даже прямая линия. Однако во всех случаях мы сохраняем за этим предметом присущую ему форму. Белый лист бумаги вне зависимости от его освещенности будет восприниматься как белый лист, так же как кусок антрацита будет восприниматься с присущим ему цветовым качеством независимо от условий освещения.

Константность восприятия — не наследственное качество, оно формируется в опыте, процессе обучения. Пилоты сверхзвуковых самолетов на первых порах очень быстрое приближение предмета интерпретируют как его увеличение в размерах, возникает временная аконстантность. Аконстантность может возникнуть при восприятии рельефа на фотоизображениях и рисунках (Рис. 22).

Аконстантность (от лат. illudere — обманывать) — иллюзия восприятия, искажения в восприятии объектов. Наиболее распространены зрительные иллюзии. Они возникают по ряду причин. Иллюзия иррадиации , при которой светлые предметы кажутся большими, чем равные им темные предметы, связана с иррадиацией возбуждения в сетчатке глаза (Рис. 23).

Воспринимаемая величина фигур зависит от их предметного окружения. Так, благодаря иллюзии контраста одинаковые по размеру объекты будут казаться разными по величине, если один из них находится в окружения больших объектов, а другой — в окружении более мелких объектов (иллюзия Эббингауза — Рис. 24, 25).

В иллюзии Мюллера-Лайера две одинаковые линий, заканчивающиеся различно направленными углами кажутся неодинаковыми по длине. Из-за большого различия двух соседних частей одинаковых предметов один из них кажется большим (Рис. 26).

Рис. 25. Одинаковые фигуры на меньшем ноле кажутся большими.

Рис. 24. Иллюзия контраста. Внутренний круг слева кажется больше внутреннего круга справа. В действительности они равны (иллюзия Эббингауза).

Вертикальные линии переоцениваются по сравнению с горизонтальными (Рис. 27). Параллельные линии кажутся непараллельными под влиянием пересекающих их линий (иллюзия Цельнера — Рис. 28). Отрезки прямой, пересекающей два вертикальных прямоугольника, воспринимаются как отрезки, расположённые на разных уровнях (иллюзия Погендорфа — Рис. 29). В силу переоценки величины острых углов круг с вписанными в него квадратом кажется прогнутым по углам квадрата (Рис. 30.)

В возникновения иллюзий участвуют как рецепторные механизмы, так и особенности функционирования центральной нервной системы. Некоторые зрительные иллюзии обусловлены оптическими особенностями глаза.

Иллюзиям подвержены не только зрительные, но и другие виды восприятия Так, если держать в руках два одинаковых по весу и внешнему виду, но разных по объему предмета (например, большой и меньший по размеру, но не по весу шары), то предмет, меньший по размеру, воспринимается как более тяжелый (иллюзия Шарпантье). Это объясняется нашим обобщенным опытом — чем больше предмет, тем больше и его вес.

Если, скрестив указательный и большой пальцы, мы прикоснемся к шарику или карандашу, поместив эти предметы в образовавшееся перекрестье, то мы почувствуем двойное прикосновение (иллюзия Аристотеля). Это объясняется тем, что рецепторные поля противоположных пальцев обычно прикасаются к разным объектам.

Контрастные иллюзии распространены не только в области зрительных восприятий, но и в области слуховых, вкусовых, осязательных, температурных и кинестезических ощущений. Так, контрастная иллюзия кинестезической чувствительности возникает после многократного восприятия объектов, отличающихся по весу и объему — последующее предъявление равных в тех же отношениях объектов воспринимается иллюзорно: большим и более тяжелым кажется объект, находящийся на месте, ранее предъявлявшегося меньшего объекта (опыты Узнадзе по установке).

В некоторых случаях зрительные иллюзии могут быть причиной неадекватных действий. Например, при въезде в тоннель на Триумфальной площади (бывшая пл. Маяковского) в Москве машины нередко выезжали на полосу встречного движения. Эксперты-психологи установили, что свет рекламы, расположенный тогда на здании ресторана «София», падал так, что создавалась иллюзия смещения въезда в тоннель. После замены рекламного щита нарушения правил движения прекратились.

Иллюзии распознаются благодаря нашим психологическим знаниям. Они являются не только «вредителями» нашего восприятия, но и фактором, обеспечивающим адекватность условных изображений. Благодаря иллюзиям мы переводим двухмерное изображения художественных картин в трехмерные пространственные представления, а разные по размерам изображения интерпретируем как одинаковые, если учитываются сопутствующие обстоятельства.

Особенности восприятия пространства и времени.

Пространство и время — всеобщие формы существования материи. В восприятии пространства и времени отражаются объективные пространственно- временные отношения между предметами.

Восприятие пространственных качеств объекта состоит из восприятия величины, формы, объема, удаленности, места положения предметов и их движения. Величина и форма предметов воспринимаются в результате сочетания в опыте человека зрительных, осязательных и кинестезических (мускульно-двигательных) ощущений.

Одним из факторов пространственного восприятия является бинарность органов чувств и симметрия человеческого тела. Воспринимая пространственные особенности предметов, их расположение в пространстве, человек исходит из нормального положения своего тела, перпендикулярного плоскости земли, учитываются данные аппарата равновесия.

Восприятие формы — сложный перцептивный процесс. В нем большое значение имеют быстрые, скачкообразные движения глаз. При этом оптические данные обрабатываются мозгом в сочетании с данными глазодвигательных мышц — глаз как бы ощупывает предмет.

Рис. 35. Аконстантность при восприятии рельефных изображений. Переверните рисунок на 180º — мелкие выступы будут восприниматься как углубления, а крупные углубления — как выступы. Это зависит от подсознательной интерпретации направления света, идущею обычно навстречу наблюдателю.

Процесс зрительного восприятия имеет определенную поэтапность — микрогенез. На первом этапе (30 — 50 мсек) производится оценка пространственного положения, удаленности и размеров зрительного стимула (объекта). При восприятии движущегося объекта затрачивается от 50 до 140 мсек на определение параметров его движения. Далее осуществляется спецификация формы воспринимаемого объекта.

Весь процесс формирования стабильного пространственно локализованного зрительного образа завершается через 300 мсек после предъявления стимула.

Глаз, по выражению И.М. Сеченова, функционирует в качестве измерительного прибора. При восприятия плоской формы существенное значение имеет отчетливое различение очертаний предмета, его контура. При восприятия объемной формы основную роль играет глубинное зрение. Чем ближе расположен предмет, тем интенсивнее глубинное зрение. Так, форма куба вблизи кажется более вытянутой, а вдали — уплощенной. Тоннели, аллеи и тому подобные протяженные объекты при их обзоре издали кажутся короче, чем при восприятии с близкого расстояния.

При восприятии формы предмета существенно его взаимодействие с фоном (от фр. fon — дно, основание). В зрительном восприятии фон выступает основанием для системы отсчета — цветовые и пространственные характеристики объекта оцениваются соотносительно с фоном. Фон дает информацию о ситуации восприятия, обеспечивает константность восприятия.

Рис. 37. Ваза Рубина. На этом рисунке попеременно воспринимается то изображение вазы на черном фоне, то два профиля на белом фоне. Однако если один из объектов станет предметом активного исследования, то он станет и устойчивым объектом восприятия.

Рис. 36. А на этом рисунке устойчиво воспринимается только центральная фигура. Почему?

В ситуациях равнозначности объекта и фона возникает эффект двойственности фигуры . При этом происходит периодическое колебание внимания — возникает его флуктуация (Рис. 36, 37).

Четкости восприятия содействует резкая очерченность контура объекта. С различия контура объекта и начинается процесс его восприятия. Лишь после этого различается его форма и структура.

Рельеф и объемность предметов, глубина пространства воспринимаются за счет того, что их изображение падает на несовпадающие (диспаратные) точки сетчатки двух глаз — при этом не происходит полного совпадения изображения в сетчатках обоих глаз и в результате возникает стереоскопический эффект

Удаленность предметов воспринимается также За счет бинокулярного зрения. Восприятие удаленности предмета зависит не только от величины его изображения на сетчатке глаза, но и от силы напряжения глазных мышц, кривизны хрусталика. При рассматривании далеких предметов хрусталик становится плоским. Это изменение кривизны хрусталика в зависимости от удаленности рассматриваемых предметов называется аккомодацией . Но аккомодация дает информацию об отдаленности предметов лишь в пределах до 6 м. Если же предметы удалены на большее расстояние, то информация об их удаленности поступает в мозг от взаиморасположения зрительных осей (Рис. 38).

Рис. 39. Стереоскопичность зрительного восприятия. Рельефность, объемность, глубина отражаются благодаря бинокулярному зрению — зрению двумя глазами. Вверху — восприятие объекта одним левым и одним правым глазом. Внизу — объект, видимый двумя глазами.

Рис. 38. Отражение глубины пространства, удаленности объекта. Для оценки удаленности объектов используется информация о состоянии хрусталика глаза (явление аккомодации), величине угла конвергенции зрительных осей, напряженности глазных мышц, перекрытости одних предметов другими, данные о линейной и воздушной перспективе.

Для восприятия удаленности предметов существенное значение имеют не только аккомодация хрусталика и взаиморасположение зрительных осей, но и линейная и воздушная перспективы . Удаляющиеся линии как бы сходятся у горизонта. Линейная перспектива усиливается ослаблением разницы между светом и Тенью, выпадением отдельных мелких деталей. Воздушная перспектива состоит в некотором изменении цвета предметов под влиянием голубоватого оттенка воздуха. Пространственная перспектива определяется также по градиенту плотности текстуры объектов (Рис. 40).

Определение глубины пространства ограничено порогом глубинного зрения

Существенное значение для восприятия удаленности предметов имеет сравнение их величины с известной величиной других предметов. Это имеет особое значение в тех случаях, когда предметы удалены более чем на 450 м (предельное расстояние, о котором поступает информация в результате взаиморасположения зрительных осей). Расстояние, с которого опознаются объекты, называется пространственным порогом различения (см. таблицы ниже).

Рис. 40. Определение протяженности объекта в глубину осуществляется по градиенту плотности его текстуры.

Пространственные пороги восприятия отдельных
объектов:

Рис. 41. Порог глубинного зрения — минимальная разница в удаленности двух предметов, воспринимаемая наблюдателем. Количественно порог глубинного зрения выражается разностью соответствующих параллактических углов. У большинства людей Порог глубинного зрения равен 5* (пяти угловым секундам).

Пространственные пороги различения элементов внешности человека:

Пространственное перемещение предметов, их движение воспринимаются благодаря перемещению их изображения на сетчатке глаза. Для восприятия движения существенное значение имеет также движение глаза и головы . При оценке скорости движения делается поправка на удаленность движущегося объекта. Порог восприятия движения равен 5 угл. мин/сек, что соответствует предельной скорости движения следящего глаза. Направление движения объекта определяется изменением его положения относительно других объектов, а также механизмом парной работы глаз (Рис. 42).

Рис. 42. Парная работа глаз — один из механизмов, обеспечивающих восприятие направления движения объектов.

Способность правильно оценивать пространственные отношения объектов называется глазомером . Различают статический и динамический глазомеры:

Статический глазомер — определение размеров неподвижных предметов, их удаленности и расстояний между ними неподвижным наблюдателем;

Динамический глазомер — способность определять соотношение между движущимися объектами.

Существуют значительные индивидуальные особенности глазомера.

Способность видеть самые мелкие предметы называется остротой зрения или разрешающей способностью глаза. Острота зрения равняется единице (является нормальной), если человек различает объекты с угловым размером в 1 мин (люди с нормальным зрением различают на расстоянии 100 м объекты величиной в 3 см). Острота зрения зависит от предварительной ознакомленности с объектом, от ожидания его в поле зрения, цветовой окраски, контраста между объектом и фоном, продолжительности действия зрительного стимула. Острота зрения снижается с возрастанием угловой скорости объекта.

В своем генезисе зрительные восприятия связаны с осязанием.

Осязание — один из основных источников наших пространственных представлений. (Одно время даже полагали, что рука учит глаз видеть. Впоследствии, однако, это было опровергнуто экспериментальными данными.) Ощупывающие движения рук воспроизводят контур предмета, как бы снимая с него слепок.

Различаются пассивное и активное осязание:

Пассивное осязание формирует осязательный образ контура предмета при его перемещении на покоящейся руке;

Активное осязание характеризуется активным ощупыванием объекта.

Бимануальное осязание — осязание двумя руками — оптимизирует стратегию восприятия. При этом разделяются функции рук левая рука (у правшей) выполняет функцию опоры и начала отсчета.

Восприятие времени — отражение длительности, скорости и последовательности явлений. Временные отношения отражаются посредством:

хронометрии — отсчета времени, измеряемого при помощи равномерного движения объектов (стрелки часов);

хронологии — отражения времени в соответствии с общими для всех событиями (времена года, исторические события);

хроногнозии — субъективного времени (субъективного переживания длительности событий в зависимости от их значимости и эмоциональной окрашенности).

При оценке временных интервалов и продолжительности событий следует учитывать особенности субъективного восприятия времени. При положительных эмоциях время недооценивается, а при отрицательных — переоценивается. Преуменьшение времени — всегда результат доминирования возбуждения над торможением. Преувеличение времени связано с преобладанием торможения, которое возникает в результате воздействия однообразных мало- значимых раздражителей. При одинаковых условиях деятельности время менее 1 мин обычно преувеличивается, а время больше 5 — 10 мин — преуменьшается.

В отражении времени участвует весь комплекс анализаторов. Однако временные интервалы в наибольшей степени дифференцируются кинестезическим и слуховым анализаторами. Так, если прерывистость зрительных воздействий различается при интервалах между ними до 1/20 сек, то прерывистость тактильных воздействий различается при интервалах в 1/40 сек, а звуковых воздействий — при интервалах в 1/100 сек.

Период времени оценивается более точно при совершении движений и при восприятии слуховых воздействий. При этом возникает непроизвольный двигательный и звуковой аккомпанемент, активизирующий процесс восприятия времени.

В деятельности, сопряженной с установлением временных интервалов, человек достигает большого развития «чувства» времени. Восприятие времени нарушается в экстремальных состояниях (стрессе, аффекте, фрустрации), при длительной сенсорной депривации, алкогольной и наркотической токсикации.

Восприятие, человека человеком.

Рис. 43. Вероятность различия элементов лица при малых экспозициях.

Рис. 44. Вероятность опорной роли элементов лица при опознании.

Как объект восприятия человек отличается особой социальной значимостью. При восприятии нового для себя человека субъект выделяет в нем те особенности его внешности , которые дают информацию о его психических и социальных качествах . Особо выделяются осанка, походка, жестикуляция, мимика, голос, речь, поведенческие привычки, манеры, одежда. На одном из первых мест оказываются профессиональная характеристика человека, его социальный статус и основные нравственные и коммуникативные качества: злой, добрый, веселый, замкнутый, общительный и др. Отдельные элементы, признаки лица и головы выделяются избирательно и опознаются с различной точностью (рис. 43, 44).

Особенности личности по ее внешности интерпретируются различными способами:

эмоциональным — социальные качества приписываются индивиду в зависимости от эстетической привлекательности его внешности (внешне красивый человек интерпретируется как человек хороший);

аналитическим — каждый из элементов внешности связывается с конкретным психическим свойством человека (сжатые губы, нахмуренные брови — злой человек и т. д.);

перцептивно-ассоциативным — человеку приписываются качества внешне сходного с ним другого человека;

социально-ассоциативным — человеку придаются качества определенного социального типа по отдельным характерным внешним признакам (в очках и шляпе — интеллигент; в шинели — военный).

Возникший по внешним признакам обобщенный образ человека влияет на взаимодействие с этим человеком.

Восприятие человека человеком подвержено определенным социально сформированным стереотипам, эталонам, меркам. Общее впечатление о человеке, представление о его социальном статусе переносятся на все частные проявления данной личности (« «). Первоначально воспринятые сведения о человеке могут иметь доминирующее значение («эффект первичности»).

Значительные различия в социальном положении общающихся порождают «эффект социальной дистанции». Крайнее проявление этого эффекта выражается в пренебрежении и ненависти к представителям других социальных групп.

Оценки и чувства людей при их восприятии друг другом многогранны. Но в основном они подразделяются на конъюнктивные — объединяющие и на дизъюнктивные — разъединяющие. Дизъюнктивные чувства вызываются тем, что осуждается в данной среде.

A.А. Бодалев произвел следующий опыт. Двум группам людей показывали одну и ту же фотографию и просили описать человека, который был изображен па снимке. Одной группе было сказано, что они увидят портрет герои, а в другой — предупредили, что они увидят изображение преступника.

Выяснилось, что испытуемые в своих оценках находились но власти стереотипа, установки. Вот словесный портрет, данный человеком, который считал, что перед ним изображение героя: «Молодой человек лет 25 — 30. Лицо волевое, мужественное, с правильными чертами лица. Взгляд очень выразительный. Волосы всклокочены, не брит, ворот у рубашки расстегнут. Видимо, это герой какой-то схватки, хотя у него и не военная форма».

Испытуемый, который считал, что перед ним портрет преступника, дал следующее словесное описание: «Этот зверюга понять что-то хочет. Умно смотрит и без отрыва. Стандартный подбородок, мешки под глазами, фигура массивная, стареющая, брошена вперед…»

В зависимости от того, какое значение люди придают различным особенностям внешнего образа личности, они по-разному воспринимают друг друга.

Восприятие устной речи.

С физической точки зрения речь — комбинация звуков, изменяющаяся по частоте и интенсивности.

Максимальная понятность устной речи возникает при интенсивности речи в 40 Дб. При интенсивности речи в 10 Дб звуки речи не воспринимаются в виде связанных слов. Для удовлетворительной передачи речевых сообщений в условиях шума звуковая интенсивность речи должна на 10 Дб превышать уровень шума. Особенно сильно речь заглушается шумами низкой частоты.

Разборчивость речи повышается при зрительном контроле за говорящими, привычном для слушателей словарном составе речи, значительной интенсивности речи, повторении сложных фраз в первоначальном виде.

Оптимальным темпом речи является 70 слов в минуту; верхний предел — 120 слов в минуту.

Как социально обусловленное явление восприятия речи является гностическим процессом — процессом определения смысла и значения воспринимаемых речевых конструкций; этот процесс характеризуется различными уровнями узнавания и различения. В восприятии устной речи выделяются сенсорный, перцептивный и смысловой уровни.

В зависимости от сформированности процесс восприятия устной речи может быть сукцессивным (развернутым) и симультанным (свернутым).

Восприятие устной речи сопровождается вероятностным прогнозированием. Длинные слова понимаются, опознаются лучше, чем короткие. Объем фразы не должен превышать 7 ± 2 слова. Наиболее значимые слова следует располагать в первой трети фразы. По началу стандартных фраз слушатель прогнозирует фразу в целом. Уровень и глубина речевого прогнозирования зависят от речевой культуры слушателя.

Смысловое восприятие речевого сообщения зависит и от его ситуативной включенности, логикосмысловой структуры, длины и глубины фраз, их коммуникативной значимости, установочной направленности слушателя и уровня его психического развития.

Восприятие человеком окружающей его предметной среды.

Окружающая человека среда воспринимается им в целостном виде, а не как набор изолированных объектов. Эта среда рассматривается человеком как поле его жизнедеятельности.

Место постоянного пребывания выступает для человека психологическим центром, ареной его деятельности, источником определенных психических состояний. (Психолог Уильям Шелдон выделяет даже особые психологические типы людей в зависимости от их психического взаимодействия со средой. Эктоморфный тип воспринимает среду в зависимости от настроения. Мезоморфный тип воспринимает среду как объект овладения — путешественники, альпинисты, предприниматели. Эндоморфный тип воспринимает среду как объект лирической — поэты, художники.)

Обстановка среды диктует человеку определенный способ поведения, активизирует и тормозит его двигательные реакции, создает определенное настроение. Окружающая человека среда вызывает у него эстетическую реакцию, интимные ассоциации.

Эстетическая и организация окружающей человека среды — признак культуры, цивилизованности, психологической компетентности общества.

Рис. 45. Соразмерность тела человека.

Разные народы в разные времена вырабатывают свои эстетические нормы. Однако существуют и общепсихологические нормы прекрасного. Красиво то, что гармонично, а гармонично то, что оптимизирует процесс восприятия. Прекрасно, гармонично и соразмерено само тело человека (Рис. 45).

Греческое слово harmonia означает стройность, соразмерность, уравновешенность частей целого. Части гармоничного объекта подразделены, соподчинены, упорядочены так, что обеспечивают определенную направленность внимания. Объект удобен для восприятия, если имеет определенную функционально-структурную организацию.

В произведениях искусства широко распространено пропорциональное соотношение так называемого «золотого сечения » — меньшая часть так относится к большей, как большая к целому (примерно 3:5, 5:8; более точно — 100:161). Положительное действие стимулов, находящихся в таком соотношении, было эмпирически обнаружено еще в глубокой древности. Использование пропорции «золотого сечения» в архитектуре, скульптуре, живописи, музыке (интервалы во времени звучания, соотношение звуков но высоте) содействует целостности восприятия, придает объекту гармоничность (обыкновенная коробка выглядит красивой, если размеры ее имеют соотношение «золотого сечения»).

Гармоничный объект отличается уравновешенностью его элементов, оптимальной распределенностью оптических масс, симметричностью и ритмичностью расположения его частей .

Ритмичность используется для избежания монотонности, поддержания активности восприятия. С этой целью используются ритмические изменения в пространственной протяженности элементов объекта, в расстояниях между ними, чередовании их тональности, конфигурации (чередование утолщений и утончений, выпуклости и вогнутости и т.п.).

При восприятии объекта подсознательно интерпретируется вес его частей. Эта интерпретация зависит от места расположения элементов объектов по отношению к его вертикальной и горизонтальной осям. В центре композиции элемент весит меньше (хотя и имеет при этом большую значимость), а по краям — больше. Не случайно в картинах выдающихся мастеров живописи фигуры, расположенные в центре, утяжеляются различными изобразительными приемами (более «тяжелым» цветом, более крупным размером и т. п.). Элементы объекта, расположенные в его верхней части, выглядят тяжелее, чем такие же в нижней части. Элементы, расположенные справа, выглядят тяжелее, чем расположенные слева. (Вглядитесь в картину Рафаэля «Сикстинская мадонна». Фигура монаха в левой части картины изображена крупнее, чем фигура женщины в правой части картины — этим достигнута уравновешенность всей композиции.)

Весовая интерпретация элементов объекта зависит не только от размеров, но и от их цвета. Наиболее «тяжелыми» являются красный цвет и другие цвета длинноволновой части спектра.

В зрительной системе преобладает вертикальная ориентация. Вертикальная линия — база, к которой привязывается взаиморасположение частей объекта . При вертикальном расположении объекта оценивается его симметричная уравновешенность. В зависимости от функции объекта ему придается различная симметричность:

абсолютная — повторение элементов в левой и правой частях;

относительная — повторение лишь отдельных однородных элементов.

Гармоничный объект — объект, содержание которого выражено просто. Под простотой объекта имеется в виду не примитивная его упрощенность, а ясная определенность, лаконичность, завершенность и четкая объединенность его элементов. Такого рода простота — основное достоинство подлинного произведения искусства.

Под простотой композиции не следует понимать ограниченность разнообразия ее элементов. Объект с большим количеством деталей может быть более простым, чем объект с меньшим их количеством. (Так, квадрат с его четырьмя сторонами — фигура более простая, чем треугольник. Большая простота квадрата заключается в равенстве его углов и сторон, в одинаковой удаленности сторон от центра и их симметричности относительно горизонтальной и вертикальной осей.) Простота объекта определяется не столько ограниченностью его деталей, сколько ограниченностью количества структурных особенностей. Объект прост, лаконичен, если его сложное содержание охватывается минимальным количеством структурных особенностей.

Эстетическое впечатление объекта усиливается, если в нем подчеркиваются натуральный цвет, фактура используемых материалов. Комбинирование одних и тех же цветов различной насыщенности усиливает впечатление пластичности объекта. Цветовое членение должно соответствовать функциональному членению. Функционально однородные элементы целесообразно объединять одним цветом. Расчлененность объекта, контрастность его элементов не должны затруднять синтетическую сторону восприятия.

Гармоничная организация предметной среды — это избежание серости, унылости, бесцветности и неупорядоченности — всего того, что в последнее время стало называться агрессивной средой.

Жизнедеятельность человека должна осуществляться в эстетичной, функционально организованной, эргономичной среде.

Индивидуальные различия в восприятии.

Жизненный опыт, знания, интересы, уровень психического развития определяют индивидуальные особенности восприятия — его полноту и точность. Представители синтетического типа восприятия обладают большей целостностью и эмоциональностью восприятия. Представители аналитического типа проявляют большую склонность к выделению и объяснению отдельных сторон объекта. Наиболее распространен средний аналитико-синтетический тип восприятия.

Люди с недостаточным развитием дифференцировочной деятельности отличаются неполнотой и неточностью восприятия. Оно чаще дополняется субъективными привнесениями, особенно в ситуации повышенной эмоциональности. Значительное влияние на восприятие оказывает подверженность личности косным стереотипам. Неполнота опыта и знаний обусловливают фрагментарность восприятия, недостаточную осмысленность и целостность восприятия.

Воспринимая предметы и явления, человек оценивает их. Любознательность, пытливость, аналитичность выражаются в его наблюдательности — способности воспринимать малозаметные существенные особенности явлений (Рис. 46).

Рис. 46. Способность к продуктивному наблюдению называется наблюдательностью. На этом рисунке след на каждой руке оставлен одним конкретным предметом. Каким?

Восприятие иначе называется перцепцией (от лат.percepcio — воспринимаю), а процессы восприятия — перцептивными процессами.

Американским нейрофизиологом Дж. Питтигрю открыты корковые нейроны диспаратности (от лат. disparatis — раздельный). У этих нейронов имеются два рецептивных ноля — они возбуждаются только тогда, когда изображение попадает сразу на оба ноля. Это объясняет тот факт, что при восприятии объекта и одним глазом возникает эффект стереоскопичности.

Эффект движения объекта может возникнуть и при условии, если через небольшие промежутки времени воспринимаются различные фазы предмета — стробоскопический эффект. Так, при восприятии фильма, когда в одну секунду сменяется 24 кадра с неподвижным изображением, возникает эффект движения.

Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1989.

Эта роль вертикали обусловлена постоянно действующей на все живые организмы вертикально направленной силой земного притяжения.

Здравствуйте, уважаемые читатели!
Мы рады приветствовать Вас на образовательном сервисе и надеемся, что сможем ответить на все волнующие Вас вопросы. Вы заглянули на наш сайт с целью выяснить, какие существуют закономерности восприятия (перцепции)? Жду вашего экспертного мнения.

В начале хочется отметить, что предмет психология очень сложный и для наиболее глубокого понимания его необходимо, в первую очередь, определиться с тем, что лежит в фундаменте. ПСИХОЛОГИЯ – это наука, которая изучает закономерности возникновения, развития, а также функционирования психики человека, а также группы людей. После того, как мы выяснили основные положения, что изучает психология, можем переходить к рассмотрению следующих терминов: ЛИЧНОСТЬ, ОБЩЕСТВО, ВОСПРИЯТИЕ.

ЛИЧНОСТЬ – это относительно устойчивая целостная система интеллектуальных, морально-волевых и социально-культурных качеств человека, выраженных в индивидуальных особенностях его сознания и деятельности. ОБЩЕСТВО – это такая форма объединения людей, обладающих общими интересами, ценностями и целями. ВОСПРИЯТИЕ – это чувственное познание предметов окружающего мира, субъективно представляющееся непосредственным.

Какие же существуют основные закономерности восприятия? Для начала давайте отметим, что восприятие — целостный психический образ, подробный конкретный, детальный (то есть чувственный). Образ восприятие не просто сумма ощущений, хотя они входят в его состав. Это осмысленный и опосредованный процесс.

Стоит также заметить, что восприятие можно рассмотреть на основе следующих закономерностей:

  1. Осмысленность, которое заключается в первую очередь в том, что человек понимает, воспринимает, она тесно связанна с мышлением, а также с использованием прошлого опыта;
  2. Наглядная предметность. Восприятия проявляется в отнесении образов к определенным предметам или явлениям и кроме того человек воспринимает предметы, которые имеют значимое значение;
  3. Структурность. Человек воспринимает обобщенную из этих ощущений структуру;
  4. Константность, а именно постоянство формы, размера и цвета предмета в изменяющихся условиях.

Можно дополнить, что восприятие предмета зависит не только величины на сетчатке глаза, но и от явления аккомодации (изменение кривизны хрусталика в зависимости от удаленности предмета, то что близко – хрусталик становится выпуклым, дальше — более плоским). Полагаю, что Вы усвоили, какие существуют закономерности восприятия в психологии. Если же что-то осталось непонятным из этой темы, Вы всегда можете задать интересующий Вас вопрос.
Желаем удачи и успехов в работе, учебе!

Различные виды восприятия имеют свои специфические закономерности. Наряду с ними существуют и общие закономерности восприятия: целостность, константность, предметность, структурность, осмысленность и обобщенность, избирательность, апперцепция.

Целостность восприятия – свойство восприятия, состоящее в том, что всякий объект или пространственная предметная ситуация воспринимаются как устойчивое системное целое. Благодаря целостности восприятия происходит внутренняя органическая взаимосвязь частей и целого в образе. Это свойство в процессе восприятия проявляется в двух аспектах: а) объединении разных элементов в целом; б) независимости образованного целого в качестве составляющих его элементов.

Целостность восприятия выражается в том, что образ воспринимаемых предметов не дан в полностью готовом виде со всеми необходимыми элементами, а как бы мысленно достраивается до некоторой целостной формы на основе небольшого набора элементов. Это происходит и в том случае, если некоторые детали предмета человеком непосредственно в данный момент времени не воспринимаются.

Даже в тех случаях, когда мы не воспринимаем некоторые признаки знакомого объекта, мы мысленно их дополняем (рис. 15). Отдельные части объекта мы стремимся объединить в единое знакомое нам целостное образование.


Рис. 16. Целостность восприятия на основе включенности

объекта в определенную ситуацию

Формирование образа предмета обязательно опирается на имеющиеся у человека знания и практический опыт. В этом убеждает восприятие изображений с незавершенными контурами. Так, например, по незаконченному рисунку (рис. 17) можно узнать пограничника с собакой, но лишь в том случае, если человек имеет представление об их внешнем виде. Чтобы вызвать эти представления у взрослого, достаточно дать название картине («Пограничник с собакой»). Ребенку 3 – 5 лет восприятие данного рисунка затруднено: он будет видеть отдельные пятна и штрихи, но не заметит целого, а именно пограничника с собакой.

В некоторых случаях целостность восприятия может быть нарушена, в частности из-за противоречивости элементов объекта восприятия, что показано на рис. 18.


Константность – это относительное постоянство восприятия образа. Наше восприятие в определенных пределах сохраняет за параметрами их размеры, форму и цвет независимо от условий восприятия (расстояния до воспринимаемого предмета, условий освещенности, угла восприятия).

Изображение величины предмета на сетчатке глаза при восприятии его с близкого и далекого расстояния будет различным. Как показано на рис.19, из двух одинаковых по величине объектов более удаленный дает меньшее изображение на сетчатке глаза. Причем это не влияет на адекватную оценку действительной величины. Сказанное интерпретируется нами как удаленность или приближенность предмета. В наибольшей степени константность наблюдается при зрительном восприятии цвета, величины и формы предметов.


Рис.19. Константность восприятия

При восприятии прямоугольного предмета (например, листа бумаги) с разных точек зрения на сетчатке могут отображаться и квадрат, и ромб, и даже прямая линия. Однако во всех случаях мы сохраняем за этим предметом присущую ему форму. Белый лист бумаги вне зависимости от его освещенности будет восприниматься как белый лист.

Константность восприятия не наследственное качество, она формируется в опыте, в процессе обучения. Восприятие не всегда дает абсолютно верное представление о предметах окружающего мира и может быть иллюзорным или ошибочным.

Предметность восприятия означает адекватность, соответствие образов восприятия реальным предметам действительности. Благодаря предметности восприятия, объект воспринимается нами как обособленное в пространстве и времени отдельное физическое тело.

Психические образы предметов человек осознает не как образы, а как реальные предметы, вынося образы вовне, объективируя их. Так, например, представляя лес, мы отдаем себе отчет в том, что наше представление – это образ, возникший в сознании, а не реальный лес, ибо мы в данный момент находимся в комнате, а не в лесу.

Наиболее ярко предметность восприятия проявляется во взаимообособлении фигуры и фона. В привычных ситуациях мы не обращаем на это большого внимания, но первое, что нужно сделать при восприятии некоторой зрительной информации, – это решить, что считать фигурой, а что фоном. Существуют некоторые особенности зрительной стимуляции, которые сами по себе помогают перцептивной системе отличить фигуру от фона. Обычно фон включает в себя фигуру, он содержит меньше деталей и отличительных особенностей по сравнению с фигурой. Обратимся для примера к рис. 20 и 21.

В приведенном на рис. 20 случае у нас не вызывает сомнения, где фигура, а где фон.

На рис. 21 возможно двойственное восприятие: ваза или два лица. Один из вас увидит изображенную на рисунке белую вазу на темном фоне, другой увидит два профиля лица на белом фоне. Это означает, что у одних белая ваза оказалась фигурой восприятия, а черные профили – его фоном, у других – наоборот. Таким образом, между фигурой и фоном восприятия существуют взаимообратимые отношения. Помогает выделению фигуры восприятия предварительная целевая установка на определенный объект: ваза или лица. При целевой установке на вазу вы легко увидите на светлом фоне вазу, а на темном – два лица.

Структурность восприятия – свойство восприятия человека объединять воздействующие стимулы в целостные и сравнительно простые структуры. Восприятие не является простой суммой ощущений. Мы воспринимаем фактически абстрагированную из полученных ощущений обобщенную структуру. Например, при прослушивании музыки воспринимаются не отдельные звуки, а мелодия. Причем мы узнаем конкретную мелодию независимо от того, исполняется ли она оркестром, либо на рояле, или человеческим голосом, хотя отдельные звуковые ощущения различны.

В процессе восприятия вычленяются взаимоотношения частей и сторон предметов. Мы узнаем различные объекты благодаря устойчивой структуре их признаков, отражению устойчивых отношений между элементами воспринимаемого объекта в целом, например, как показано на рис. 22.

Несмотря на различный характер написания буквы «В», мы ее адекватно опознаем и воспринимаем благодаря устойчивой структуре признаков, присущих этой букве.

В тех случаях, когда выявление структуры объекта затруднено, затрудняется и восприятие объекта в целом. Это наблюдается, например, при восприятии «невозможных фигур», когда структурность восприятия может быть нарушена. Так, представленного на рис.23 слона можно нарисовать, но нельзя воспринять как изображение реального объекта. Из-за противоречивой структуры объекта затруднено и осмысленное восприятие слона в целом.

Осмысленность восприятия определяется пониманием связи сущности предметов и явлений через процесс мышления. Осмысленность восприятия достигается мыслительной деятельностью в процессе восприятия. Всякое воспринимаемое явление мы осмысливаем с точки зрения уже имеющихся знаний, накопленного опыта. Это дает возможность включить новое знание в систему ранее сформированных.

Осмысленность восприятия осуществляется посредством языка, усвоенного человеком с детства. Воспринимая предметы и явления окружающего нас мира, человек называет их и тем самым относит к определенным категориям объектов: к животным, растениям, предметам мебели, событиям общественной жизни и т.п. В этом проявляется категориальность человеческого восприятия.

Смысловая оценка объекта восприятия может происходить мгновенно, без обдумывания. Это наблюдается при восприятии очень хорошо знакомых вещей, фактов, ситуаций. При восприятии незнакомых предметов время увеличивается. Восприятие, будучи осмысленным, вместе с тем является и обобщенным. Всякое слово обобщает. Называя воспринимаемый объект знакомым словом, человек тем самым осознает его как частный случай общего. Глядя на сосну и называя это дерево сосной, мы тем самым отмечаем признаки не только именно этой сосны (высокая, стройная, стоит у дороги и пр.), но и сосны вообще, даже как дерева.

Степень обобщенности восприятия может быть разной, что зависит от глубины наших знаний о предмете. Благодаря осмысленности и обобщенности восприятия мы домысливаем и достраиваем образ объекта по отдельным его фрагментам, как это показано на примере треугольника Пенроуза (рис. 24).

Рис. 24. Треугольник Пенроуза.

Поэлементно вверху - все правильно, но осмысленность при целостном восприятии позволяет установить нереальность изображенного внизу треугольника

Кроме этого, осмысленность восприятия устраняет некоторые зрительные иллюзии, как это, например, показано на рис. 25. Проведя мысленно плоскость, совпадающую с линией, мы видим, что линия одна, а не несколько, и что она непрерывна.

Осмысленность восприятия проявляется в узнавании . Узнать предмет – значит воспринять его в соотношении с ранее сформированным образом. Узнавание основано на операции сличения наличного впечатления с соответствующими следами памяти Это хорошо видно на рис.26. Несмотря на то, что две стороны треугольника прерывисты, мы воспринимаем его как целостную фигуру. Здесь проявляется также эффект замкнутости как принцип перцептивной группировки.

Узнавание характеризуется определенностью, точностью и быстротой. Некоторые хорошо известные нам предметы, например, фигуру кошки, мы узнаем сразу и безошибочно, даже при быстром и неполном восприятии (рис. 27).

При узнавании человек часто не выделяет всех признаков предмета, а использует его характерные опознавательные признаки. Так, подводную лодку мы узнаем по характерному силуэту с рубкой и не смешиваем ее с обычной лодкой или кораблем. Характерным признаком яхты является парус и т.д.

Узнавание может быть обобщенным , когда предмет относится к какой–либо общей категории (например, «это стол», «это автомашина», грузовая и т.д.), и дифференцированным (специфическим), когда воспринимаемый объект отождествляется с ранее воспринимавшимся единичным предметом. Это более высокий уровень узнавания. Для такого рода узнавания необходимо выделение специфических для данного предмета признаков – его примет. Например, автобус с низким уровнем пола Минского автозавода «МАЗ –103».

Узнавание затрудняется при недостаточности опознавательных признаков. Например, на рис. 28 показана собака путем фрагментарного ее изображения, что затрудняет узнавание. При этом возможна недостаточность или достаточность опознавательных признаков для восприятия данного изображения собаки.

Минимум признаков, необходимых для опознания объекта, называют порогом восприятия.

Восприятие в значительной мере зависит от цели и задачи деятельности. В объекте на передний план выступают те его стороны, которые соответствуют данной задаче.

Избирательность – преимущественное выделение одних объектов перед другими в процессе восприятия. Чаще всего избирательность восприятия проявляется в преимущественном выделении объекта из фона. При этом фон выполняет функцию системы отсчета, относительно которой осуществляются пространственные и цветовые качества фигуры.

Объект выделяется из фона по его контуру. Чем резче, контрастнее контур предмета, тем легче его выделение. Наоборот, когда контуры объекта размыты, вписаны в линии фона, объект трудно различить. На этом основана маскировка военной техники, когда, например, весьма характерный силуэт танка скрывается маскировочной сеткой. В результате он «сливается» с окружающей местностью.

Другое проявление избирательности – это выделение одних объектов по сравнению с другими. То, что находится в центре внимания человека при восприятии, называют фигурой, а все остальное – фоном.

Избирательность восприятия сопровождается центрацией восприятия . При равнозначности объектов преимущественно выделяется центральный объект или объект больший по величине (рис. 29). Возможны и другие примеры центрации восприятия.

В тех случаях, когда конфигурация образована двумя отличными друг от друга и однородными элементами, из которых ни один не включен в другой и у которых к тому же имеются общие границы, оба элемента с одинаковой вероятностью могут восприниматься как фигуры. Поэтому возможны разные толкования их взаимосвязи. Это явление получило название – двойственное восприятие связи «фигура – фон» (рис.30 и 31). Когда рассматриваешь подобные неоднозначные рисунки, обычно в самом начале один из элементов воспринимается как фигура, но вскоре она затем начинает казаться фоном.

Избирательность восприятия зависит как от объективных предметов, которые воспринимаются, так и от субъективной установки на то, какие элементы объекта признаются базовыми. В зависимости от этого вы можете увидеть на рис. 30 одно, два или три лица – молодой или старой женщины, а может быть, и мужчины в берете.

Предмет и фон восприятия динамичны. Динамичность соотношения предмета и фона объясняется переключением внимания с одного объекта на другой. То, что было предметом восприятия, может из-за неподвижности или по завершении работы слиться с фоном. Что-то из фона на определенное время может стать предметом восприятия, и наоборот. Так, например, на рис. 31 трудно ответить на вопрос, где фигура, а где фон. В одном случае вы видите мужчину, играющего на саксофоне, а в другом – женское лицо.

Выделение объекта из окружающей действительности обусловлено его значением для данного человека. Устройство какого-нибудь сложного механизма будут по-разному воспринимать опытный инженер-конструктор или ученик, интересующийся техникой, или просто любопытный человек.

Апперцепция

Апперцепция. Зависимость восприятия от опыта, знаний, интересов и установок личности называют апперцепцией . Особенно следует отметить роль профессиональной деятельности в своеобразии индивидуального восприятия. Обусловленность восприятия знаниями, прошлым опытом, профессиональной направленностью проявляется в избирательности восприятия различных сторон предметов, приведенных на рис. 32.

Различают личностную (устойчивую) и ситуативную (временную) апперцепцию. Личностная апперцепция определяет зависимость восприятия от устойчивых особенностей личности – образованности, убеждений и пр. Ситуативная апперцепция является временной, в ней сказываются ситуативно возникающие психические состояния, например эмоции, установки и т. п. Так, например, ночью в лесу пень может быть воспринят человеком как фигура зверя и способствовать появлению у него соответствующих эмоций.

Иллюзии

Иллюзия – это искаженное восприятие реально существующей действительности. Иллюзии обнаруживаются в деятельности различных анализаторов. В наибольшей степени известны зрительные иллюзии, которые имеют самые различные причины: практический опыт, особенности анализаторов, изменение привычных условий.

Большинство зрительных иллюзий можно систематизировать по следующим группам:

  • иллюзии, связанные с особенностями строения глаза;
  • соотношение «части» и «целого»;
  • переоценка вертикальных линий;
  • преувеличение острых углов;
  • меняющийся рельеф и перспектива.

Например, в зрительной системе человека преобладает вертикальная ориентация. Вертикальная линия – это база, к которой привязывается взаиморасположение частей объекта. Вследствие того, что движения глаз по вертикали требуют бóльших усилий, чем движения по горизонтали, возникает иллюзия восприятия линий одной длины, расположенных по-разному: нам кажется, что вертикальные линии длиннее, чем горизонтальные.

Если попросить группу людей разделить пополам вертикальную линию, то большинство из них проделают это «в пользу» верхней линии.

На рис. 33 слева показан цилиндр, размеры которого по вертикали переоцениваются, поскольку в действительности высота цилиндра и ширина его полей одинаковы, а справа показана переоценка длины вертикальной линии относительно горизонтальной. В действительности размеры обеих линий одинаковы.

Параллельные линии по той же причине искривляются (рис. 34), а одинаковые фигуры на меньшем поле кажутся большими (рис. 35).

Возможны и другие причины зрительных иллюзий. Так, например, на рис. 36 показаны «чудесные превращения» маленького цилиндра (

Восприятие – психический процесс отражения предметов и явлений в целостном виде в результате осознания их отличительных признаков. Оно связанно с опознанием, пониманием и осмыслением объектов и отнесение их к определенной категории. Восприятие - целостный психический образ, подробный конкретный, детальный (чувственный). Образ восприятие не просто сумма ощущений, хотя они входят в его состав. Это осмысленный и опосредованный процесс. В процесс восприятия всегда включены двигательные компоненты (ощупывание предметов и движение глаз при восприятии конкретных предметов; пропевание или проговаривание звуков при восприятии речи). Результатом этой воспринимающей деятельности является целостное представление о предмете, с которым мы сталкиваемся в реальной жизни. С практической точки зрения главная функция восприятия заключается в обеспечении распознавания объектов, т.е отнесение их к той или иной категории.

Виды Восприятий: 1.по модальности: зрительные, слуховые, осязательные; 2.выделяется в зависимости от специфики объекта отражения: восприятие величины и формы объекта, восприятие речи и восприятие человеком человека; 3. в зависимости от целеполагания: непроизвольное и произвольное (произвольность имеется в виду цель и волевая регуляция, чтобы удержать цель. Для нас: Итоги: Восприятие - целостный психический образ, подробный конкретный, детальный (чувственный); Память - представлени, т е появляется обобщенность за счет выделения наиболее существенных признаков; Мышление-умозаключения, понятия, суждения (чувственных элементов в понятиях крайне мало, а в абстрактных понятиях их вообще нет, п-р: как представить понятие психика).

Закономерности Восприятия: 1. осмысленность, кот заключается в том, что чел-к понимает, воспринимает, она тесно связанна с мышлением и также с использованием прошлого опыта; 2. предметность Восприятия проявляется в отнесении образов В к определенным предметам или явлениям и кроме того чел-к воспринимает предметы, которые имеют определенное значение; 3. структурность – В не явл просто суммой ощущений. Чел-к воспринимает обобщенную из этих ощущений структуру; 4. константность – постоянство В формы, размера и цвета предмета в изменяющихся условиях. Благодаря этому свойству Восприятия, человек живет в мире постоянных вещей (аконстантность – смотришь вниз с самолета и очертание земли изменено).

Свойства Восприятия: 1. апперцепция – воздействие прошлого опыта на процесс восприятия (колесо или самбреро); 2. избирательность – проявляется в преимущественном выделении одних объектов по сравнению с другими; 3.целостность – в процессе В всегда возникает целостный образ объекта и в создаваемом психическом образе отражаются устойчивые связи между компонентами (если мы видим какие-то части, то всегда достраиваем целостный образ). Для нас: Выделяют сложные виды Восприятия – пространства и времени и движения. Восприятие пространства состоит из Восприятия величины, формы, объема, удаленности и их движения. Восприятие удаленности и объемности объектов осуществляется за счет бинокулярного зрения (двумя глазами). Восприятие предмета зависит не только величины на сетчатке глаза, но и от явления аккомодации (изменение кривизны хрусталика в зависимости от удаленности предмета, то что близко – хрусталик становится выпуклым, дальше - более плоским). При восприятии объектов удаленных более 6 м, важную роль играет расположение зрительных осей, а также сравнение величины удаленного объекта с величиной знакомого объекта. Восприятие величины и формы предмета происходит за счет зрительных, осязательных и двигательных ощущений. При Восприятии рельефа играет значение воздушные (плотность воздуха) и линейные (линии, уходящие в даль – рельсы) перспективы – иллюзии. Восприятие движения: осуществляется за счет движения глаз и головы, и кроме того пространственное перемещение предметов воспринимается от их удаленности и скорости движения. Человек не воспринимает очень медленные движения и судит о них по косвенным признакам – стрелки на часах: секундную – хорошо видим, минутную – тоже можем видеть, а часовую – нет. На восприятие движения, также оказывает влияние: скорость движения и удаленность предмета (чем дальше предмет, тем скорость его движения кажется меньше – самолет в небе). Восприятие времени – это отражение длительности, скорости и последовательности явления, так длительность небольших промежутков времени, как правило, увеличивается, а большие интервалы времени несколько уменьшаются. Быстрый темп ведет к преувеличению времени, медленный к преуменьшению времени (если промежуток времени насыщен интересными событиями, то оно летит быстрее). Восприятие времени связанно с определенными циклическими явлениями: времени суток, времена года (зима длится долго).


Иллюзии Восприятия: 1. светлое кажется больше темного – это объясняется оптическими свойствами нашего глаза и относятся к физиологическим; 2. солнце и луна у горизонта кажутся в 2,5 – 3 раза больше, чем в зените – психологическая иллюзия; 3. целостность восприятия, три незаконченные линии и даже три точки – воспринимаются, как треугольник.

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Общие закономерности восприятия
Рубрика (тематическая категория) Психология

Существуют общие закономерности восприятия, характерные для всœех видов, а именно: 1) осмысленность и обобщенность; 2) целостность; 3) структурность; 4) избирательная направленность; 5) апперцепция; 6) константность; 7) активность; 8) историчность; 9) предметность.

1. Осмысленность и обобщенность восприятия. Восприятие тем и отличается от ощущения, что связано с пониманием объекта и обозначения его словом. При восприятии объекта на первый план выступают те его качества, которые соответствуют поставленной задаче, либо знакомы из прошлого опыта.

Наиболее простой формой восприятия объекта является узнавание , ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ предполагает соотнесение его с ранее сформировавшимся образом. Узнавание должна быть обобщенным, когда предмет относится к какой-либо общей категории (к примеру, это автомобиль), и дифференцированным (специфическим), когда воспринимаемый объект отождествляется с конкретным знакомым предметом (к примеру, это Ауди-100 сосœеда из 36 квартиры). Дифференцированное узнавание является более высоким уровнем, предполагающим выделœение признаков, характерных именно для этого объекта.

Высшей формой восприятия является осмысленное восприятие. В этом случае принято понимать сущность предмета или явления, функции, им выполняемые.

2. Целостность восприятия. Человеческое восприятие целостно, ᴛ.ᴇ. охватывает комплекс признаков, их соотношение между собой. Недостающие характеристики достраиваются воображением. Многие дети любят смотреть на облака и видеть осмысленные фигуры, ᴛ.ᴇ. несколько признаков предмета дополняются до целостного образа.

3. Структурность восприятия. Мы узнаем различные объекты благодаря устойчивой структуре их признаков. К примеру, яблоко должно быть круглым зелœеным, желтым или красным. В случае если же с помощью ножа придать ему форму пирамиды и покрасить в синий цвет, то его невозможно будет узнать.

4. Избирательная направленность восприятия. В каждый момент времени человек видит, слышит, осязает и обоняет множество вещей, но из этого потока ощущений осмысленно воспринимается только то, на что направлено внимание. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, необходимый объект становится фигурой на фоне. Выделœение объекта из фона осуществляется по его контуру. Более резкий контур облегчает воспроизведение, более размытый – затрудняет (это лежит в базе маскировки).

5. Апперцепция (от лат. ʼʼadʼʼ - к; ʼʼperceptioʼʼ - восприятие). Апперцепцией принято называть зависимость восприятия от опыта͵ знаний, интересов и установок личности. Когда человек смотрит на ломтик лимона, у него непроизвольно выделяется слюна, как если бы он ощутил на языке его кислый вкус. Очень часто восприятие предмета сопровождается индивидуальной эмоциональной окраской, основанной на прошлом опыте. Один будет с восторгом смотреть на новенький Мерседес – предел его мечтаний, а другого начнет лихорадить от воспоминаний о недавней автокатастрофе.

6. Константность восприятия. Когда мы имеем дело не с экспериментом, а с реальной жизнью, объекты окружающего мира обычно не сохраняют неизменными свои характеристики, необходимые для восприятия. Но тем не менее мы узнаем предметы, вне зависимости от их размера, удаленности, а звуки не взирая на темп или высоту. В качестве примера константности можно привести дверь, которая сохраняет для наших глаз свою форму независимо от того, закрыта она или открыта.

7. Активность. Чем ни большее участие принимает тело в ознакомлении с объектом, тем целостнее создаваемый образ. К примеру, некоторые учителя начальной школы при обучении детей алфавиту не просто пишут на доске буквы, а дают им потрогать буквы, вырезанные из наждачной бумаги, чтобы задействовать три анализатора (зрительный, слуховой и осязательный).

8. Историчность. Процесс восприятия находится в прямой зависимости от прошлого опыта субъекта и от его практики в этой области. Способность какого-то вида восприятия должна быть развита с помощью упражнений.

В ходе социальных контактов ребенок постепенно усваивает сенсорные эталоны: фонемы родного языка, геометрические фигуры, цвета͵ музыкальные звуки и т.д. Результат индивидуальной деятельности человека по усвоению сенсорных эталонов принято называть оперативными единицами восприятия .

9. Предметность. Под предметностью восприятия принято понимать способность человека воспринимать не набор разрозненных ощущений, поступающих из внешней среды, а отдельные предметы, вызывающие данные ощущения. Предметность восприятия выступает в форме целостности, константности и осмысленности перцептивного образа.

Общие закономерности восприятия - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Общие закономерности восприятия" 2017, 2018.




Top