Положение об особых условиях труда образец. Положение о проведении специальной оценки условий труда. Разрабатываем Положение о спецоценке

Предыдущая12345678Следующая

Специальной оценки условий труда в организации

Члены комиссии:

1. Председатель комиссии – главный инженер (Ф. И.О.);

2. Заместитель председателя комиссии – заместитель главного инженера (Ф. И.О.);

3. Секретарь комиссии – руководитель отдела охраны труда (Ф. И.О.);

4. Главный механик (Ф. И.О.);

5. Главный энергетик (Ф. И.О.);

6. Руководитель службы управления персоналом (Ф. И.О.);

7. Начальник транспортного цеха (Ф. И.О.);

8. Начальник цеха (Ф. И.О.);

9. Член профкома, заместитель председателя ППО (Ф. И.О.);

10. Член профкома, член постоянного комитета (комиссии) по охране труда организации (Ф. И.О.);

11. Член профкома, старший уполномоченный по охране труда (Ф. И.О.);

12. Член профкома, уполномоченный по охране труда транспортного цеха (Ф. И.О.);

13. Член профкома, председатель цехкома (Ф. И.О.);

14. Член профкома, председатель цехкома (Ф. И.О.);

15. Член профкома, профорганизатор (Ф. И.О.).

Приложение № 2 к приказу № от ______

Примерное положение о комиссии по проведению специальной оценки условий труда в организации

1. Примерное положение о комиссии по проведению специальной оценки условий труда (в дальнейшем – Комиссия по проведению СОУТ) разработано в целях организации совместных действий работодателя, работников, выборного органа первичной профсоюзной организации (в дальнейшем – ППО) или иного уполномоченного работниками представительного органа по проведению специальной оценки условий труда.

2. На основе примерного положения приказом (распоряжением) работодателя с учетом мнения выборного органа ППО или иного уполномоченного работниками представительного органа утверждается положение о комиссии по проведению СОУТ в организации с учетом специфики деятельности работодателя.

3. Комиссия по проведению СОУТ в своей работе руководствуется законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о специальной оценке условий труда, генеральным, региональным, отраслевыми (межотраслевыми) территориальными соглашениями, коллективными договорами и локальными нормативными актами работодателя.

4. Задачами комиссии по проведению СОУТ являются:

— обеспечение проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах организации в установленные сроки;

— обеспечение соблюдения действующего законодательства об охране труда, в том числе соблюдение методики проведения СОУТ в организации;

— обеспечение законных прав и интересов работников организации на охрану труда, гарантии и компенсации за условия труда.

5. Функциями комиссии по проведению СОУТ являются:

5.1. Формирование нормативной документации и иных необходимых для проведения специальной оценки условий труда локальных нормативных актов, организационно-распорядительных и методических документов.

5.2. Составление перечня рабочих мест (с выделением аналогичных), на которых проводится СОУТ.

5.3. Подготовка необходимых сведений, документов и информации, характеризующих условия труда на рабочих местах:

— о действующих на рабочих местах факторах производственной среды и трудового процесса;

— о фактически предоставляемых гарантиях и компенсациях работникам, занятым работах с вредными и (или) опасными условиями труда;

— о фактической обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты на рабочих местах, на которых предусмотрено проведение измерений и исследований потенциально вредных и/или опасных производственных факторов;

— подготовка перечня потенциально вредных и/ или опасных производственных факторов, подлежащих исследованиям (испытаниям) и измерениям и т.д.

5.4. Приведение наименований профессий и должностей работников в соответствие с квалификационными справочниками.

5.5. Разработка по результатам проведения СОУТ плана мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.

5.6. Рассмотрение предложений полномочных представителей работников (ППО или иного уполномоченного работниками представительного органа), жалоб, заявлений и предложений работников.

Порядок проведения СОУТ

Письменное информирование полномочных представителей работников и работников о принятых комиссией решениях.

5.8. Обеспечение хранения и защиты материалов по проведению СОУТ, в том числе в электронном виде, во избежание их изменения, исправления, порчи либо хищения.

Полномочия комиссии по проведению СОУТ

Для осуществления возложенных функций комиссия вправе:

6.1. Получать необходимую для проведения СОУТ информацию от всех служб, подразделений и должностных лиц организации в запрашиваемые сроки.

6.2. Контролировать соблюдение типичных условий технологических процессов и работ при проведении СОУТ.

6.3. Контролировать проведение ОПСОУТ исследований (испытаний) и измерений вредных производственных факторов на рабочих местах, соблюдение методик проведения исследований (испытаний) и измерений.

6.4. Участвовать при проведении ОПСОУТ измерений и исследований вредных и/или опасных производственных факторов.

6.5. Принимать решения:

— о возможности использования результатов производственного контроля при проведении СОУТ;

— о невозможности проведения исследований (испытаний) и измерений в случаях, если они могут создать угрозу жизни работников, экспертов и иных лиц, проводящих СОУТ;

— об утверждении перечня рабочих мест, подлежащих СОУТ, с выделением аналогичных рабочих мест;

— об утверждении (по предложению эксперта) результатов идентификации потенциально вредных и/ или опасных производственных факторов;

— об утверждении перечня потенциально вредных и/ или опасных производственных факторов, подлежащих исследованиям (испытаниям) и измерениям;

— о признании допустимыми условий труда, если на рабочем месте не идентифицированы вредные и/ или опасные производственные факторы;

— о снижении подкласса условий труда на рабочих местах в связи с применением эффективных средств индивидуальной защиты (по предложению эксперта на один подкласс, по согласованию с Роспотребнадзором — более чем на один подкласс);

— об утверждении отчета о проведении СОУТ;

— по предложениям полномочных представителей работников, жалобам, заявлениям и предложениям работников.

Решения комиссии по проведению СОУТ, принятые в пределах ее компетенции, обязательны для исполнения всеми должностными лицами организации.

Примерный регламент работы комиссии по проведению СОУТ

7.1. Полномочия комиссии начинаются с момента подписания работодателем приказа (распоряжения) о создании комиссии.

7.2.Заседание комиссии считается правомочным, если в нем принимают участие не менее двух третей членов комиссии.

7.3.Заседание комиссии ведет Председатель комиссии, в его отсутствие заместитель председателя. Они обеспечивают соблюдение регламента и порядка работы комиссии.

7.5. Решения комиссии принимаются большинством голосов ее членов, участвующих в голосовании при наличии кворума.

7.6. По приглашению Председателя комиссии или его заместителя в работе комиссии без права решающего голоса могут присутствовать руководители и специалисты структурных подразделений организации, приглашенные специалисты других организаций (органов государственного надзора и контроля, органов исполнительной власти РК по труду, профсоюзных и иных организаций).

7.7. Решения комиссии оформляются Протоколами, подписываются Председателем комиссии (либо его заместителем) и секретарем комиссии не позднее, чем на следующий день после заседания комиссии.

7.8. Оповещение членов комиссии о месте, времени и повестке дня заседания комиссии обеспечивается секретарем комиссии не позднее, чем за два дня до даты заседания комиссии.

(образец протокола)

Протокол № ___

Предыдущая12345678Следующая

Проведение специальной оценки условий труда в школе

Для многих людей школа ассоциируется лишь с местом, где дети получают знания. Однако здесь трудятся учителя, повара, завхозы, библиотекари, охранники, водители и другие специалисты.

Методика проведения СОУТ рабочих мест

Для них школа является, прежде всего, местом работы. И как каждый работодатель, ее руководство должно проводить специальную оценку условий труда.

СОУТ - это комплекс последовательных мероприятий, которые направлены на идентификацию вредных и опасных факторов трудового процесса и производственной среды, а также оценку уровня их воздействия на специалиста. Данная процедура должна проводиться как минимум один раз в 5 лет.

Этапы СОУТ в школе:

  • Формирование комиссии. В нее должны войти работники школы, в том числе специалист по охране труда. Количество членов должно быть нечетным.
  • Оформление графика проведения СОУТ. Он составляется в произвольной форме и утверждается приказом директора школы. Все члены комиссии обязаны ознакомиться с графиком под роспись.
  • Утверждение перечня рабочих мест, в отношении которых будет осуществляться СОУТ. Его можно составлять в произвольной форме. В перечне нужно указать аналогичные рабочие места. Например, в школе может трудиться 6 учителей русского языка, которые выполняют одинаковые функции и находятся в равных условиях. Такие рабочие места признаются аналогичными.
  • Заключение договора с организацией, которая проводит СОУТ. Требования к таким фирмам изложены в статье 19 закона № 426-ФЗ.
  • Идентификация потенциально вредных либо опасных факторов. Специалисты измеряют уровень шума, освещенности, температуру, относительную влажность воздуха, параметры гигиенических условий и так далее. К рабочим местам в школе, которые наиболее подвержены вредным воздействиям, относятся кабинеты химии, информатики, физики, биологии, физической культуры, труда и столовая. Если специалисты идентифицировали такие факторы, проводятся их исследования и измерения.
  • Оформление отчета. Он составляется организацией по результатам проведенной работы. Отчет подписывается членами комиссии и утверждается директором школы. После этого организация передает результаты в соответствующую систему учета.

Ищите организацию для проведения СОУТ в школе? Тогда обратитесь в МЦОТ «Экспертиза». Мы работаем в строгом соответствии с действующим законодательством и имеем технические возможности выполнения всех мероприятий.

О специальной оценке условий труда

Общие положения по специальной оценке условий труда (аттестация рабочих мест, СОУТ организаций, офисных работников)

С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный закон №426-ФЗ от 28.12.2013 «О специальной оценке условий труда». В соответствии с новым законом предусматривается полная замена процедуры аттестации рабочих мест (АРМ) специальной оценкой условий труда (СОУТ).

Специальная оценка условий труда (СОУТ) - единый комплекс последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом эффективности мер защиты.

Специальная оценка условий труда подлежат все рабочие места работодателя, кроме надомников, дистанционных работников, работников, вступивших в трудовые отношения с физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями.

Основные цели проведения специальной оценки условий труда:

— оценка соответствия условий труда на рабочих местах государственным требованиям охраны труда;

— мониторинг условий труда (производственный контроль) на рабочих местах с вредными и (или) опасными условиями труда (гигиеническая оценка);

— установление работникам, занятым во вредных и (или) опасных условиях труда, гарантий и компенсаций, предусмотренных трудовым законодательством;

— освобождение работодателей от уплаты страховых взносов в ПФР по дополнительным тарифам, если условия труда соответствуют государственным требованиям и стандартам охраны труда.

По результатам проведения специальной оценки условий труда (СОУТ) устанавливаются классы условий труда на рабочих местах:

— оптимальные;

— допустимые;

— вредные;

— опасные.

От класса зависит компенсация работнику, а также размер страховых взносов в Пенсионный Фонд Российской Федерации со стороны работодателя. Чем хуже условия труда, тем выше дополнительный тариф страхового взноса, тем больше гарантий и компенсаций назначается работнику. При установлении по результатам СОУТ оптимального или допустимого класса, тариф равен нулю, а льготы и компенсации не предоставляются.

По результатам проведения специальной оценки условий труда составляется отчет, в который включаются следующие результаты проведения СОУТ:

Кто имеет право проводить СОУТ

В соответствии с законом право проводить специальную оценку имеют только специализированные организации, внесенные в реестр Минтруда России. В их штате должно быть не менее 5 экспертов — специалистов с высшим образованием, минимум трехлетним опытом практической работы в области оценки условий труда, в том числе в области аттестации рабочих мест по условиям труда, прошедших аттестацию на право выполнения работ по СОУТ и имеющих соответствующий сертификат. Хотя бы у одного из экспертов должно быть профильное гигиеническое образование.

Кроме того, организации, проводящие специальную оценку условий труда, в своем составе должны иметь испытательную лабораторию, область аккредитации которой включает проведение измерений факторов, оцениваемых при проведении СОУТ.

Штрафы за нарушения требований федерального закона от 28.12.2013 г.

Положение о соут в организации образец

№ 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»

Необходимо помнить, что на работодателя, на предприятии которого специальная оценка условий труда не проводилась, могут возложить административной штраф в размере от 1 000 до 5 000 рублей (для физических лиц) или от 30 000 до 40 000 рублей (для юридических лиц), либо же приостановить производство на период до 90 суток (ст. 5.27 КоАП РФ).

В соответствии со ст. 11 закона № 421-ФЗ, с 01 января 2015 года, вступает в силу новая редакция КоАП РФ согласно которой за не проведение Специальной оценки условий труда (СОУТ), а так же за нарушение правил ее проведения, на организацию могут наложить штраф на сумму от 60 000 руб. до 80 000 руб., на ИП - от 5 000 руб. до 10 000 руб. в соответствии со статьей 5.27.1 КоАП.

Мы предлагаем полный комплекс услуг по Специальной оценке условий труда (СОУТ), в соответствии с требованиями Федерального закона Российской Федерации от 28.12.2013 № 426 ФЗ «О специальной оценке условий труда».



Госкомтруда СССР

и Секретариата ВЦСПС

Типовое положение
об оценке условий труда на рабочих местах и порядок применения отраслевых перечней работ, на которых могут устанавливаться доплаты рабочих за условия труда

2. Порядок применения отраслевых перечней работ, на которых могут устанавливаться доплаты рабочим за условия труда Приложение 1. Карта условий труда на рабочем месте Приложение 2. Гигиеническая классификация труда (по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса) Приложение 3. Пример оценки фактического состояния условий труда на рабочих местах Приложение 4. Критерии для экспресс-оценки состояния условий труда

В целях обоснованного определения размеров доплат за работу с тяжелыми и вредными, особо тяжелыми и особо вредными условиями труда рекомендуется следующий порядок оценки фактического состояния условий труда на рабочих местах и применения отраслевых перечней работ, на которых могут производиться указанные доплаты.

1. Оценка состояния условий труда на рабочих местах

1.1. Фактическое состояние условий труда оценивается на рабочих местах, где выполняются работы, предусмотренные отраслевым перечнем работ с тяжелыми и вредными, особо тяжелыми и особо вредными условиями труда, на которых могут устанавливаться доплаты рабочим за условия труда, утвержденным министерством, ведомством по согласованию с ЦК профсоюза.

1.2. Оценка фактического состояния условий труда производится на основе данных аттестации рабочих мест или специальных инструментальных замеров уровней факторов производственной среды, которые отражаются в Карте условий труда на рабочем месте (Приложение N 1).

Если показатели фактического состояния факторов производственной среды равны или ниже показателей ПДК и ПДУ, то в Карте условий труда (гр. 4) против соответствующих факторов ставится прочерк "-".

1.3. Степени вредности факторов производственной среды и тяжести работ устанавливаются в баллах по критериям, приведенным в Гигиенической классификации труда, утвержденной Министерством здравоохранения СССР 12 августа 1986 г. N 4137-86 (Приложение N 2).

Превышение ПДК и ПДУ на рабочих местах считается нарушением норм и правил по охране труда, что не исключает возможности использования техническими инспекторами труда профсоюзов представленных им прав.

Количество баллов по каждому значимому фактору проставляется в Карте условий труда (гр.5). При этом для оценки влияния данного фактора на состояние условий труда учитывается продолжительность его до действия в течение смены. Баллы, установленные по степеням вредности факторов и тяжести работ, корректируются по формуле:

Х фактич. = Х ст. x Т, где:

Х ст. - степень вредности фактора или тяжести работ, установленная по показателям Гигиенической классификации труда (Приложение N 2 к настоящему Типовому положению), которая указывается в графе 5 Карты условий труда;

Т - отношение времени действия данного фактора к продолжительности рабочей смены. Если время действия этого фактора составляет более 90 процентов рабочей смены, то Т = 1.

Пример оценки фактического состояния условий труда приводится в Приложении N 3 .

1.4. Министерства и ведомства могут по согласованию с соответствующими центральными комитетами профсоюзов вводить в отраслевые положения об оценке условий труда, разрабатываемые на основе настоящего Типового положения, дополнительно к факторам, предусмотренным в Карте условий труда (Приложение N 1), другие факторы, наиболее полно учитывающие специфику работ, выполняемых на предприятиях данной отрасли.

1.5. Для предприятий, имеющих ограниченные возможности проводить инструментальные замеры уровней факторов производственной среды допускается, в порядке исключения, применение метода экспресс-оценки состояния условий труда по критериям, приведенным в приложении N 4 .

1.6. Размеры доплат в зависимости от фактического состояния условий труда устанавливаются руководителями объединений, предприятий и организаций по согласованию с профсоюзным комитетом по следующей шкале:

1.7. Доплаты устанавливаются по конкретным рабочим местам и начисляются рабочим только за время фактической занятости на этих местах.

1.8. Руководители объединений, предприятий и организаций при переводе рабочих на новые условия оплаты труда могут, в порядке исключения, устанавливать по согласованию с профсоюзным комитетом на отдельных рабочих местах, где производилась оплата труда по повышенным тарифным ставкам (окладам) и на которых выполняются работы, предусмотренные в отраслевом перечне работ, указанном в п.1.1 настоящего Типового положения, временно сроком до одного года размеры доплат за условия труда выше, чем они определены по шкале, приведенной в п.1.6 настоящего Типового положения. При этом размеры доплат не должны превышать 12 процентов тарифной ставки (оклада) на работах с тяжелыми и вредными условиями труда и 24 процентов - на работах с особо тяжелыми и особо вредными условиями труда.

2. Порядок применения отраслевых перечней работ,
на которых могут устанавливаться доплаты рабочим за условия труда

2.1. Министерства и ведомства на основе Типовых перечней работ с тяжелыми и вредными, особо тяжелыми и особо вредными условиями труда, на которых могут устанавливаться доплаты рабочим за условия труда, утвержденных Госкомтрудом СССР и ВЦСПС по отраслям народного хозяйства, разрабатывают и по согласованию с центральными комитетами профсоюзов утверждают соответствующие отраслевые перечни работ.

2.2. Объединения, предприятия, организации с учетом отраслевого перечня работ, указанного в п.2.1 настоящего Типового положения, и результатов аттестации рабочих мест разрабатывают перечень рабочих мест и конкретных работ, на которых устанавливаются доплаты рабочим за условия труда с указанием размеров этих доплат в соответствии с п.1.6 настоящего Положения. Указанный перечень утверждается по согласованию с профсоюзным комитетом, включается в коллективный договор с мероприятиями по улучшению условий труда и ежегодно пересматривается с учетом проведенной работы по рационализации рабочих мест, механизации ручного труда, совершенствованию его организации и условий. При последующей рационализации рабочих мест составляются новые Карты условий труда, на основании которых доплаты уменьшаются или отменяются полностью.

2.3. Трудовые коллективы объединений, предприятий, организаций в случаях устранения на рабочих местах вредных производственных факторов или улучшения условий труда могут принимать решения о переводе соответствующих видов работ из раздела с особо тяжелыми и особо вредными в раздел с тяжелыми и вредными условиями труда, или относить их к работам с нормальными условиями труда, независимо от того, что они предусмотрены в отраслевом перечне работ, указанном в п.2.1 настоящего Типового положения.

2.4. Министерства и ведомства на основании предложений объединений, предприятий, организаций в случаях внедрения новых технологических процессов могут вносить совместно с соответствующими центральными комитетами профсоюзов и по согласованию с Госкомтрудом СССР и ВЦСПС в отраслевой перечень работ, указанный в п.2.1

Требования закона о специальной оценке условий труда, примерная структура положения

По смыслу действующего трудового законодательства СОУТ (специальная оценка условий труда) должна проводиться на всех предприятиях. Исключение составляют удаленные работники и физические лица, которые не являются предпринимателями.

Порядок проведения процедуры регулирует закон «О специальной оценке условий труда» от 28.12.2013 № 426-ФЗ (далее — Закон № 426-ФЗ). Этим правовым источником не установлено обязанности работодателя по изданию положения о СОУТ, однако процедура оценки достаточно сложна, поэтому в некоторых организациях рассматриваемый нами нормативный локальный акт существует.

Как уже говорилось ранее, разрабатывается положение о специальной оценке условий труда самостоятельно работодателем и, как все локальные документы, утверждается руководителем. Так как типового образца законодательством не установлено, при составлении акта целесообразно пользоваться положениями Закона № 426-ФЗ.

Не знаете свои права?

Структура положения может выглядеть таким образом:

  1. Общие положения.
  2. Организация и подготовка к СОУТ.
  3. Проведение СОУТ.
  4. Подведение итогов СОУТ.

Какую именно информацию следует включить в описываемый локальный акт? Если отталкиваться от норм Закона № 426-ФЗ, то содержание разделов документа будет следующим:

  1. В первой части фиксируются вводные теоретические сведения о СОУТ, права и обязанности работников и работодателя, связанные с процедурой оценки. Также здесь следует оговорить, что комиссия проводится совместно работодателем и специализирующимся по СОУТ учреждением.
  2. Далее указывается обязанность работодателя обеспечить и профинансировать проведение комиссии, определяется периодичность оценки и факторы, в связи с которыми осуществляется внеплановая процедура. В этом же разделе необходимо уделить внимание описанию порядка избрания комиссии по СОУТ, перечислить ее функции, задачи, полномочия, четко прописать регламент работы и принятия решений.
  3. В третьем разделе можно перечислить основные этапы проверки, а именно: выявление вредных факторов и условий труда, проведение замеров и других исследований, классифицирование условий труда, оформление результатов. Все эти манипуляции осуществляются экспертами организаций, которые специализируются по СОУТ, на основании установленных законом методик и требований. При этом описываемые процессы от предписаний принятого на предприятии положения не зависят.
  4. Последней главой устанавливается порядок утверждения отчета специализированной организации комиссией по СОУТ, а также перечисляются действия работодателя по информированию работников о результатах оценки, передаче данных контролирующим органам, проведению рекомендованных экспертным учреждением мероприятий в целях улучшения условий труда.

Таким образом, издание на предприятии положения о СОУТ позволяет упорядочить процесс оценки условий труда и облегчить его контроль. Разработка данного документа должна производиться специалистами в области охраны труда. В качестве ориентира можно использовать Закон № 426-ФЗ, в котором подробно излагаются все вопросы, касающиеся порядка проведения спецоценки.

Специальная оценка условий труда (СОУТ) проводится в компании на основании положений закона 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». Однако, в компании также может самостоятельно разрабатываться собственное Положение об оценке. Наличие такого локального акта не является обязательным, так как организация данного мероприятия может происходить исключительно в рамках законодательства. Положение о СОУТ в организации необходимо в том случае, если порядок оценки в настоящей организации имеет определенные аспекты, требующие регламентации, а в законе она не предусмотрена.

Что такое специальная оценка труда

Специальная оценка условий труда (СОУТ) представляет собой такие мероприятия, которые направлены на выявления состояний рабочих мест работником для выявления наличия опасных, либо вредных для здоровья факторов. Такая процедура проводится на регулярной основе и основной ее целью является выявление угроз для сотрудников, которые могут возникнуть на их рабочих местах.

Обычно, подобная оценка проводится только раз в пять лет. Но если в организации планируется внедрение каких-либо новшеств, либо по требованию госинспекции труда или профсоюза, проведение оценки возможно досрочно. Под внедрением понимают внедрение новых методов работы или нового оборудования. Оценку проводят комиссия, которая создается внутри организации и сторонние эксперты. При этом комиссия осуществляет подготовку к процедуре оценки, а также принимает итоговое решение, а экспертная группа со стороны под наблюдением комиссии проводит непосредственную оценку рабочих мест.

Важно! Специальная оценка условий труда представляет собой мероприятия по выявлению действительного состояния рабочих мест сотрудников.

Положение о СОУТ

Важно! Для проведения данной процедуры в организации разрабатывается Положение о СОУТ. Данный акт не является обязательным и компании при проведении оценки могут ориентироваться на нормы закона 426-ФЗ.

Положение о СОУТ представляет собой локальный правовой акт, регламентирующий порядок проведения данного мероприятия. Составляется данный документ в соответствии с действующим законодательством, а именно законом 426-ФЗ. Несмотря на то, что сама процедура СОУТ практически для всех организаций (исключение составляют компании, в которых сотрудники трудятся удаленно), положение о СОУТ обязательным для составления не является. Без данного документа можно спокойно обойтись, если руководство организации считает, что для регулирования процесса оценки будет достаточным норм закона 426-ФЗ .

Но все же, в некоторых организациях данная оценка имеет довольно сложный характер, поэтому целесообразным является составление данного документа. Специально разработанного бланка для Положения о СОУТ нет, организации вправе разработать его самостоятельно и утвердить во внутренних локальных актах.

Структура положения о СОУТ

Как правило, разрабатывает положение юридический отдел компании. Структура положения включает в себя следующие разделы:

Разделы положения Что включают в себя
Первый раздел Содержит общие положения. В нем указывается понятие СОУТ, права и обязанности работников и работодателя при проведении данной процедуры. Кроме того, в данном разделе также указывается, что оценка проводится самой компанией и специализированной организацией совместно.
Второй раздел В данном разделе описывается процесс подготовки в СОУТ. Предусматривается порядок создания комиссии по проведению СОУТ, устанавливается число участников оценки, выделяется лицо, возглавляющее комиссию и иные вопросы.
Третий раздел В третьем разделе прописывают сам процесс проведения оценки. Проводит оценку сторонняя компания, а в данном разделе описываются все этапы ее работы.
Четвертый раздел Описывает порядок интерпретации результатов оценки, проводит которую комиссия компании. В данном разделе приводят действия, которые комиссия вправе предпринимать по результатам оценки.

Порядок проведения СОУТ

Внутренняя комиссия компании проводит практически все этапы оценки, за исключением непосредственно самого анализа рабочих мест. Данная комиссия принимает конечное решение, а также определяет, какие из рабочих мест будут оцениваться. После подготовки, комиссия допускает в компанию экспертов и занимается обеспечением их работы.

По итогам проверки эксперты дают определенную оценку и отчет, а комиссия утверждает его и решает каким зонам присвоить тот или иной класс опасности. Сторонние комиссии необходимы для проведения самого анализа. В привлекаемой организации должны быть лаборатории с госаккредитацией, в которой проводится исследование взятых с места образцов.

Важно! Конечные результаты деятельности сторонних экспертов передаются комиссии, организованной внутри компании. То есть сторонние эксперты не принимают окончательного решения.

Ответственность за непроведение СОУТ

Компаниям и предпринимателям следует помнить, что в случае непроведения оценки труда в компании, они несут административную ответственность со следующими размерами штрафов:

  • 5 000 – 10 000 рублей – на должностное лицо;
  • 60 000 – 80 000 рублей – на юридическое лицо.

Помимо этого, работодателям также грозит административная ответственность за отсутствие аттестации рабочих мест. Если это нарушение имеет какие-либо последствия (ущерб здоровья работников компании или иных лиц), то ответственность уже классифицируется как уголовная. В соответствии со статьей 143 УК РФ , нарушителю грозит штраф до 400 000 рублей, либо лишение свободы на срок до 1 года.

Ответы на распространенные вопросы

Вопрос: Кому не требуется проводить СОУТ?

Ответ: Процедура СОУТ должна проводиться в каждой организации. Не требуется она только в том случае, если в компании трудятся дистанционные или надомные сотрудники, либо если в качестве работодателя выступает физлицо (не ИП). То есть, у ИП, как у организаций, обязанность по проведению оценки труда также существует.

Вопрос: Как часто нужно проводить СОУТ?

Ответ: Оценку каждая компании должна проводить как минимум раз в пять лет. Но в некоторых случаях проведение оценки возможно досрочно, например, если вводится новое оборудование или новая технология производства. Также досрочную оценку проводят в том случае, если планируется использование нового материала, либо производилось оборудование новых рабочих мест. Запрос на проведение внеплановой оценки может поступить от профсоюза, либо от трудинспекции. Необходимость в досрочной оценке также возникает после произошедших несчастных случаях на производстве, а также при наличии пострадавших.

Вопрос: Все ли рабочие места подлежат проверке?

Ответ: Нет, большая часть рабочих мест, как правило, расположена в смежных зонах и имеют похожие параметры. Поэтому при СОУТ не нужна оценка всех рабочих мест. Проводят проверку только одной четвертой части всех рабочих мест компании (то есть 25%), но при этом число мест не должно быть меньше двух.

Работники имеют право на рабочие места, которые соответствуют государственным нормативным требованиям охраны труда (ч. 1 ст. 21 ТК РФ). Соответственно, работодатели обязаны обеспечивать безопасность работников в процессе их трудовой деятельности (ч. 2 ст. 22 ТК РФ). Одним из элементов системы обеспечения безопасности на рабочих местах является проведение специальной оценки условий труда. В процессе спецоценки производится идентификации вредных или опасных факторов производственной среды и трудового процесса, а также оценка уровня их воздействия на работников (ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ ).

Проводить спецоценку должны все работодатели (ч. 2 ст. 212 ТК РФ , ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ ). Напомним, что плановая специальная оценка условий труда проводится не реже 1 раза в 5 лет. Этот срок считается со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда (ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ ). В случаях, предусмотренных ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ (например, ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест или получение работодателем соответствующего предписания государственного инспектора труда), проводится внеплановая спецоценка.

Обращаем внимание, что даже те работодатели, у которых нет «вредных» рабочих мест и которые не проводили аттестацию рабочих мест до 01.01.2014, должны завершить специальную оценку не позднее 31.12.2018 (ч. 6 ст. 27 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ ).

А как составить Положение о специальной оценке условий труда?

Разрабатываем Положение о спецоценке

Законодательство не обязывает работодателя разрабатывать и утверждать какие-либо положения о специальной оценке условий труда. Потому и разработка такого документа - внутреннее дело организации. Соответственно, и содержание этого локального нормативного акта работодатель определяет для себя самостоятельно.

В таком документе обычно раскрываются в отношении специальной оценки условий труда основные положения такой процедуры: цель и порядок проведения, оформление результатов, контроль за своевременностью проведения специальной оценки условий труда, ответственность.

Положение о спецоценке утверждается приказом (распоряжением) руководителя работодателя и доводится до сведения ответственных работников.

Приведем для Положения о специальной оценке условий труда образец его заполнения.




Top