Заключение эксперта по судебно экономической экспертизе. Судебно-экономическая экспертиза

Судебно-экономическая экспертиза - это отдельный класс экспертных исследований, объединенных спецификой предмета, задач, объектов и методов исследования, а также применяемых специальных знаний. При производстве судебно-экономических экспертиз используются знания ряда прикладных экономических наук, бухгалтерского учета, финансового анализа, знания о налогах и налогообложении, кредитовании, банковской деятельности и т.д.

Существует несколько подходов к классификации родов судебно-экономической экспертизы. Согласно подходу МВД России, в судебно-экономическую экспертизу входят бухгалтерская, налоговая, финансово-аналитическая и финансово-кредитная экспертизы*(65). Минюст России подразделяет судебно-экономическую экспертизу на бухгалтерскую и финансово-экономическую*(66). Иные подходы, имея определенное развитие в научной сфере, на практике фактически не используются.

Предмет класса судебно-экономических экспертиз составляют следующие три элемента исследуемых и устанавливаемых данных:

1) об отраженных в первичных учетных, иных первичных документах, регистрах учета (бухгалтерского и налогового), отчетности (бухгалтерской и налоговой) фактах финансово-хозяйственной деятельности, имуществе и обязательствах исследуемого лица*(67) - для всех родов судебно-экономической экспертизы,

2) о соответствии порядка отражения фактов финансово-хозяйственной деятельности, имущества и обязательств в первичных учетных, иных первичных документах, регистрах учета (бухгалтерского и налогового), отчетности (бухгалтерской и налоговой), реализованного хозяйствующим субъектом, правилам бухгалтерского и налогового учета - для бухгалтерских и налоговых экспертиз, в меньшей степени - для финансово-аналитических и финансово-кредитных экспертиз;

3) о финансовом состоянии хозяйствующего субъекта - для финансово-аналитических и финансово-кредитных экспертиз.

В случае, если следователем предоставляется информация, не отраженная в учетной документации, которую необходимо учесть при проведении исследования, такая информация формирует четвертый элемент предмета - фактические данные о фактах финансово-хозяйственной деятельности, имуществе и обязательствах исследуемого лица, введенные в качестве исходных.

Пределы компетенции эксперта-экономиста очерчиваются предметом класса судебно-экономических экспертиз, определяющим совокупность задач, которые могут ими разрешаться. В рамках судебно-экономической экспертизы не могут разрешаться правовые, справочные и ревизионные вопросы.

Правовые вопросы относятся к исключительной компетенции лица или органа, назначившего судебно-экономическую экспертизу. Пленум Верховного Суда СССР в п. 11 Постановления от 16.03.1971 N 1 "О судебной экспертизе по уголовным делам" предписывает судам "...учитывать, что вопросы, поставленные перед экспертом, и его заключение не могут выходить за пределы специальных познаний лица, которому поручено проведение экспертизы... Суды не должны допускать постановку перед экспертом правовых вопросов, как не входящих в его компетенцию (например, имело ли место хищение либо недостача, убийство или самоубийство и т.п.)"*(68).


Правовые вопросы связаны с различными видами правовой оценки действий хозяйствующего субъекта и его должностных лиц.

Следует выделить следующие три вида правовых вопросов:

1. Вопросы, связанные с уголовно-правовой квалификацией деяния (имело ли место уклонение от уплаты налогов с организации за определенный период, если да, то в каких размерах; усматриваются ли в действиях генерального директора организации признаки преднамеренного банкротства за определенный период).

Отдельным видом уголовно-правовых вопросов выступают вопросы, связанные с самостоятельным определением достоверности представленных документов (включались ли в налоговые декларации организации генеральным директором лично либо по его письменным указаниям заведомо ложные сведения за определенный период; усматриваются ли в представленных регистрах по счету 90 "Продажи" и счетах организации признаки интеллектуального подлога за определенный период).

2. Вопросы, связанные с определением нарушений законодательства действиями хозяйствующего субъекта и его должностных лиц (какие нарушения действующего законодательства были допущены главным бухгалтером организации за определенный период; какие нормы законодательства были нарушены завскладом организации за определенный период).

3. Вопросы, связанные с самостоятельным определением экспертом несостоятельности гражданско-правовых отношений и их последствий (фиктивен ли договор комиссии, заключенный между организациями; какие реальные договорные отношения стоят за сделками по реализации имущественных прав одной организации другой; каковы правовые последствия сделок по передаче прав инвестирования строительства жилья физическим лицам в определенный период времени для организации-застройщика).

Проведение исследования и дача вывода по правовым вопросам может привести к факту признания всего заключения эксперта недопустимым доказательством.

Справочные вопросы не требуют проведения исследований с использованием экспертных методов. Для ответа на данные вопросы достаточно обратиться к конкретному документу, норме закона или правилу, указанному в учебнике (что является облагаемым оборотом при исчислении налога на добавленную стоимость на предприятиях розничной торговли при закупке импортных товаров; на основании каких показателей определяются результаты работы предприятий топливно-энергетического комплекса; как исчисляется прибыль организации за определенный период времени в целях налогообложения; подлежит ли лицензированию деятельность организации по реализации алкогольной продукции).

Ревизионные вопросы подразумевают проведение сплошного исследования всей финансово-хозяйственной деятельности (объемных ее участков) за определенный период времени (в соответствии ли с требованиями налогового законодательства налогоплательщиком выполнены налоговые обязательства за определенные годы; в соответствии ли с требованиями законодательства организацией велся бухгалтерский учет в указанных годах).

Объектами исследования в рамках судебно-экономической экспертизы являются содержащиеся в материалах уголовного дела материальные (бумажные) носители сведений, относящихся к предмету судебно-экономической экспертизы.

Объекты исследования судебно-экономической экспертизы подразделяются на следующие виды:

1. Первичные учетные документы отражают факт осуществления хозяйственной операции. Так, накладная, счет, счет-фактура отражают отгрузку товара, платежное поручение и выписка банка - факт оплаты по данной отгрузке товара и т.д. Данный вид объектов является самым востребованным в экспертной практике, что в ситуациях с достоверными регистрами учета не всегда представляется оправданным.

2. Иные первичные документы - это договоры и деловая переписка между хозяйствующими субъектами. Данный вид объектов исследования раскрывает содержание хозяйственных операций. Например, без договора зачастую невозможно установить такую важнейшую качественную характеристику операции, как наименование собственника товара, поскольку в первичных учетных документах может фигурировать только наименование агента. В то же время необходимо понимать вспомогательный характер данного вида объектов. Без предоставления учетной документации опираться на иные первичные документы нельзя, поскольку в данном случае у эксперта будет отсутствовать информация о совершении хозяйственных операций.

3. Регистры учета содержат уже агрегированную и систематизированную информацию о совокупности однородных хозяйственных операций за определенный период времени. В случае, если следователем не установлена их недостоверность, для оптимизации временных затрат следует опираться на данные регистров. В учетных регистрах также содержатся сведения о состоянии имущества и обязательств хозяйствующего субъекта.

4. Бухгалтерская отчетность организации содержит агрегированные сведения о совокупности совершенных за отчетный период хозяйственных операций, состоянии имущества и обязательств хозяйствующего субъекта на отчетную дату. Она используется, когда в задачу эксперта входит установление динамики какого-либо финансового показателя (группы показателей) либо установления соответствия порядка формирования той или иной строки отчетности требованиям законодательства.

5. Налоговые декларации содержат сведения о сформированных налоговых базах, примененных налоговых ставках и рассчитанных суммах налогов. В основном налоговые декларации используются при решении задач налоговой экспертизы, однако в ряде исключительных случаев информация о формировании налоговых баз может быть использована в ходе бухгалтерских, а также финансово-аналитических и финансово-кредитных экспертиз.

6. Иные материалы уголовного дела - это материальные носители информации, закономерности формирования которой не входят в специальные знания эксперта-экономиста, которая, однако, вводится в экспертную задачу следователем в качестве исходных данных. В исчерпывающий перечень иных материалов уголовного дела, которые при выполнении надлежащих условий могут считаться специфическим видом объектов исследования, входят "черновые записи", протоколы допросов участников уголовного судопроизводства, заключения экспертов других специальностей. Акты проверок, ревизий, иные документы, формируемые специалистами-экономистами (заключения, обзоры, справки и т.д.), не могут являться объектами исследования судебно-экономической экспертизы. В рамках судебно-экономической экспертизы исследуется финансово-хозяйственная деятельность экономических субъектов и ее отражение в различных системах учета, а не действия специалистов-экономистов по ее изучению.

В большинстве случаев эксперты-экономисты исследуют только документы первых пяти видов, поскольку закономерности формирования отражаемой в них информации входят в его специальные знания. У эксперта-экономиста нет ни знаний, ни методов, ни соответствующих полномочий проводить исследования иных материалов уголовного дела. В то же время встречаются ситуации, когда в представленной учетной информации отсутствуют достоверные сведения об изучаемых фактах финансово-хозяйственной деятельности, имуществе и обязательствах исследуемого лица либо отсутствует информация, принятие во внимание которой существенно меняет экономическое содержание отраженных обстоятельств финансово-хозяйственной деятельности.

В этих случаях следователь вводит данную информацию в качестве исходных данных в установочной части постановления о назначении судебно-экономической экспертизы. В случае, если данная информация описывается в постановлении полностью, следователь может не делать ссылок в постановлении на иные материалы уголовного дела и не предоставлять их в качестве объектов исследования. В этом случае эксперт опирается на информацию, указанную в постановлении. Если объемы такой информации значительны и (или) ее извлечение связано с проведением дополнительных исследований, следователь в постановлении описывает принципы ее использования.

Так, "черновые записи" должны быть оценены следователем как относящиеся к изучаемой экспертом финансово-хозяйственной деятельности исследуемого лица за конкретный период времени. Кроме того, использующиеся в "черновых записях" графы, столбцы, наименования и иные важные показатели должны быть описаны следователем самым подробным образом, чтобы эксперт не имел вариантов для их различной трактовки.

При работе с протоколами допросов участников уголовного судопроизводства следователь должен давать ссылки на конкретные показания. На практике достаточно часто встречаются ситуации, когда показания участников судопроизводства существенно отличаются и даже противоречат друг другу. В этих случаях часто встречаются ошибки, когда эксперты пытаются самостоятельно разобраться в достоверности сведений, содержащихся в протоколах допросов. Необходимо понимать, что данный вопрос входит в исключительную компетенцию следователя и решается им путем производства всего комплекса следственных действий.

Оценка материалов уголовного дела на достоверность в соответствии со ст. 87 и 88 УПК входит в компетенцию следователя. Если о недостоверности представленных в качестве объектов исследования материалов уголовного дела не указывается в постановлении о назначении экспертизы, эксперт считает, что все представленные документы содержат достоверную информацию. В случае самостоятельного установления недостоверности информации, содержащейся в документах, и выявления фактов их интеллектуального подлога, эксперт превышает свою компетенцию.

Практика взаимодействия экспертов и следователей ОВД свидетельствует о том, что оценка достоверности экономической информации, содержащейся в учетной документации, вызывает у следователей значительные затруднения. Ряд экономических преступлений совершается при помощи искажения учетной информации. Интеллектуальный подлог при этом может выступать в качестве способа совершения преступления (например, завышение затрат при уклонении от уплаты налога на прибыль), маскировки следов совершения преступления (покрытие недостачи на складе фиктивным списанием запасов в производство) и одновременно способа совершения и маскировки (перевод денежных средств фирме-дублеру поставщика и ввод проводок, отражающих фиктивную оплату реальному поставщику). При этом направление искажения может идти как вверх по цепочке "договор - первичный учетный документ - регистр - отчетность" (занижение в регистрах данных о выручке при уклонении от уплаты налогов), так и вниз (например, ввод фиктивных проводок, уничтожение первичных учетных документов для сокрытия недостач).

При профессиональной организации совершения преступления, знаний эксперта о закономерностях формирования учетной информации, а также применение методов сопоставления документов оказываются недостаточными для формирования категоричного вывода о том, какой из представленных документов содержит достоверную информацию. Такие искажения выявляются путем использования всего арсенала процессуальных и внепроцессуальных средств следователя: производства допросов, очных ставок, назначения иных видов судебных экспертиз, поручения проведения оперативно-розыскных мероприятий и т.д.

Практикой взаимодействия экспертов и следователей ОВД выявлено, что наиболее оптимально проблема оценки достоверности объектов исследования разрешается путем описания способа совершения преступления в постановлении о назначении экспертизы. У следователя на момент назначения экспертизы должна иметься информация о способе совершения преступления. Если такая информация отсутствует, необходимо применять институт доэкспертной оценки - привлекать эксперта-экономиста в качестве специалиста (ст. 58 УПК) для формулирования экспертной задачи.

Метод судебно-экономической экспертизы представляет собой совокупность способов и приемов, применяемых экспертом-экономистом при проведении исследований финансово-хозяйственной деятельности исследуемых лиц и ее отражения в системах учета. Методы судебно-экономической экспертизы подразделяются на два самостоятельных, но взаимосвязанных между собой направления: общенаучные и специальные методы.

Общенаучные методы включают в себя такие логико-теоретические приемы, как анализ, синтез, индукцию, дедукцию, аналогию, моделирование, абстрагирование, конкретизацию и системный анализ.

Специальные методы, в свою очередь, делятся на общие и частные методы. Особенность общих методов экономической экспертизы состоит в том, что они применяются независимо от характеристики расследуемого преступления, от поставленных вопросов, от исследуемого периода. Основными из них являются методы документального контроля: формальная проверка, арифметическая проверка, нормативная проверка документов, встречная проверка документов и их сопоставление.

Формальная проверка документа определяется как способ, с помощью которого эксперт может установить наличие и правильность заполнения необходимых реквизитов (показателей). Каждый документ должен отражать оформленную им операцию. Форма документа предусматривает обычно все необходимые показатели, характеризующие качественные и количественные особенности данной операции. Такая характеристика достигается путем заполнения всех реквизитов документа, которые дают возможность контролировать совершенные операции. Формальная проверка документа как способ включает следующие приемы: визуальный осмотр документа и его анализ (научный прием).

Визуальный осмотр представляет собой внешний осмотр документа, в процессе которого устанавливается факт наличия или отсутствия в нем соответствующих реквизитов (названия документа, даты его заполнения, порядкового номера и т.д.).

Посредством анализа как научного приема можно выявить, имеются ли несоответствия формальным требованиям или нет. При использовании данного метода эксперту-экономисту необходимо понимать, что выявление документа, не отвечающего формальным требованиям, при производстве экспертизы не является прямым поводом для его исключения из перечня объектов исследования, из которых будет извлекаться информация. Опираясь на несоответствие порядка оформления документа установленным требованиям, эксперт не может категорически утверждать, что факты финансово-хозяйственной деятельности, которые он отражает, не имели места. При выявлении подобных документов эксперт должен обратиться за оценкой содержащихся в них несоответствий к следователю путем заявления соответствующего ходатайства.

Арифметическая проверка является способом, применение которого позволяет произвести подсчет итоговых показателей в конкретном документе. Данный способ включает в себя простейшие арифметические действия.

Нормативная проверка документов - это способ, позволяющий установить правильность операций, отраженных в документах. Эксперт анализирует соответствие содержания документов правилам, установленным законодательством. Нормативная проверка документов применяется при проведении исследований по вопросам о соответствии порядка отражения фактов финансово-хозяйственной деятельности, примененного хозяйствующим субъектом, правилам налогового и бухгалтерского учета.

Сопоставление документов - способ, позволяющий осуществлять контроль за содержанием двух или нескольких видов документов, связанных между собой единством хозяйственных операций и их отражения в учете. Например, при определении соответствия порядка применения налоговых вычетов, реализованного налогоплательщиком, эксперт-экономист сопоставляет счета-фактуры, книги покупок и налоговые декларации по налогу на добавленную стоимость.

Встречная проверка представляет собой разновидность сопоставления документов. С помощью данного способа осуществляется сопоставление отдельных экземпляров одного и того же документа, находящихся в разных организациях (накладной - у покупателя, ее второго экземпляра - у поставщика и т.д.), а также документов, связанных между собой одной и той же операцией (накладная, путевой лист, пропуск на вывоз груза и т.д.).

Конкретные (частные) методы разрабатываются непосредственно экспертами при производстве конкретной узкотематической экспертизы, выражают научно обоснованный взгляд конкретного лица в отношении предмета экспертизы и носят рекомендательный характер. Однако обобщение совокупности данных приемов, прошедших проверку практикой, должно составлять основной методический инструментарий в работе эксперта-экономиста.

Следует отметить, что эксперт-экономист не может оперировать методами фактического контроля (инвентаризацией, обмером, контрольным запуском сырья в производство), поскольку экспертиза проводится по заранее отобранным следователем объектам и не предполагает выезд эксперта на место возможного преступления.

Все виды экономической экспертизы имеют общую методику (алгоритм действий эксперта при производстве экспертизы) экспертного исследования, объединены единым предметом, задачами и общностью изучаемых свойств и признаков объектов.

Любые исследования, проводимые в ходе экономических экспертиз, можно представить в виде следующих этапов:

1. Ознакомление со всеми объектами исследования, представленными для производства экспертизы.

2. Оценка достаточности объектов исследования для дачи заключения.

3. Определение экономического содержания операций, сведения о которых содержатся в объектах исследования.

4. Определение действовавших в исследуемый период положений соответствующих отраслей законодательства (о налогах и сборах, о бухгалтерском учете и отчетности) и обязанностей исследуемых лиц по выполнению этих положений.

5. Установление фактического выполнения исследуемыми лицами положений соответствующих отраслей законодательства.

6. Сопоставление определенных в ходе исследований обязанностей лиц по выполнению положений законодательства с тем, как они были выполнены, и формулирование выводов.

Общей задачей бухгалтерской экспертизы является исследование содержания записей бухгалтерского учета хозяйствующих субъектов. Поскольку изучение учетной информации требуется при расследовании преступлений самых различных категорий, круг вопросов, ставящихся на разрешение экспертов-экономистов при назначении судебно-бухгалтерской экспертизы, достаточно широк.

Чаще всего бухгалтерская экспертиза назначается при установлении объективной стороны преступлений, предусмотренных ст. 145.1 ("Невыплата заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат"), 159 ("Мошенничество"), 160 ("Присвоение или растрата"), 171 ("Незаконное предпринимательство"), 174 ("Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем"), 174.1 ("Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления"), 176 ("Незаконное получение кредита"), 199.1 ("Неисполнение обязанностей налогового агента"*(69)), 199.2 ("Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов"), 201 ("Злоупотребление полномочиями") УК.

Можно выделить три направления в формулировании задач бухгалтерской экспертизы:

1. Установление экономического содержания отраженных в системе учета исследуемых лиц хозяйственных операций, обязательств и имущества.

2. Сопоставление данных, отраженных в учетной документации различных уровней и (или) хозяйствующих субъектов.

3. Определение соответствия порядка отражения хозяйственных операций, имущества и обязательств, примененного исследуемыми лицами, требованиям законодательства.

Рассмотрим каждое из них более подробно с приведением перечня примерных вопросов, ставящихся перед экспертами.

1. Задачи, связанные с установлением экономического содержания отраженных в системе учета исследуемых лиц хозяйственных операций, обязательств и имущества, подразделяются на следующие группы:

1) изучение отдельных хозяйственных операций и (или) динамики отдельных видов обязательств и имущества (может сопровождаться ответами на такие вопросы, как на какую сумму организацией-поставщиком отгружено товаров в адрес организации-покупателя по конкретному договору поставки; каков размер денежных средств, переведенных на расчетный счет организации-поставщика в качестве оплаты по указанному договору поставит от организации-покупателя; какова задолженность по заработной плате у организации перед работниками за определенный период (с разбивкой задолженности каждому работнику помесячно и с указанием общей суммы задолженности за весь период по каждому работнику и т.д.).

2) сопоставление и анализ совокупности хозяйственных операций, объединенных общим экономическим содержанием (как сопоставляются стоимость отгруженных товаров и размер денежных средств, поступивших в качестве их оплаты по конкретному договору между организацией-поставщиком и организацией-покупателем; каковы направления расходования денежных средств с расчетного счета организации за определенный период; на какие цели была израсходована сумма денежных средств, зачисленная в определенную дату на расчетный счет благотворительного фонда от организации и др.).

2. Задачи, направленные на сопоставление данных, отраженных в учетной документации различных уровней и (или) хозяйствующих субъектов, могут быть решены при постановке таких вопросов, как соответствуют ли данные первичных учетных документов организации-поставщика об отгрузке товаров по тому или иному договору в адрес организаций-покупателей данным первичных учетных документов, изъятых в ходе встречной проверки; соответствуют ли записи об оприходовании денежных средств, отраженные на счетах бухгалтерского учета организации, данным, указанным в первичной документации, и т.д.

3. Задачи, связанные с установлением соответствия порядка отражения хозяйственных операций, имущества и обязательств, примененного исследуемыми лицами, требованиям законодательства, подразумевают постановку следующих примерных вопросов: в соответствии ли с правилами бухгалтерского учета отражено в регистрах организации формирование уставного капитала за определенный период; в соответствии ли с законодательством о бухгалтерском учете отражены в учете и отчетности организации операций по покупке акций за определенный период.

Налоговые экспертизы назначаются при расследовании налоговых преступлений, ответственность за которые предусмотрены ст. 198 ("Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица"), 199 ("Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации"), 199.1 ("Неисполнение обязанностей налогового агента"*(70)) УК.

Задачи налоговой экспертизы заключаются в исследовании исполнения обязательств по исчислению налогов и сборов и условно делятся на два основных направления.

В первом направлении следователь не может выделить конкретные операции и вынужден формулировать вопрос следующим образом: в соответствии ли с требованиями налогового законодательства налогоплательщиком сформирована налоговая база по налогу за определенный период; если нет, то каков размер неисчисленного налога?

Такая задача подразумевает проведение исследований всех операций, имевших место в налоговые периоды, и более уместна для решения в ходе проверки налогоплательщика органами внутренних дел, а не при производстве налоговой экспертизы. При назначении налоговой экспертизы с такими вопросами целесообразен дополнительный анализ, раскрывающий причины неустановления информации о способе совершения преступления и конкретных операциях.

В рамках второго направления в формулировании задач налоговой экспертизы следователь выделяет идентификационные признаки интересующих его хозяйственных операций (возник ли у налогоплательщика объект налогообложения по налогу в результате совершения определенных операций (идентификационные признаки) или исполнения своих обязательств по тому или иному договору (идентификационные признаки); если возник, то как это повлияло на размер исчисленного налога).

Если способом совершения преступления послужили искажения учета, вопрос можно уточнить следующим образом: отражены ли в учете налогоплательщика соответствующие операции (идентификационные признаки); если нет, то как это повлияло на размер исчисленного налога.

Финансово-аналитические экспертизы назначаются при расследовании и судебном производстве по целому ряду преступлений: криминальным банкротствам (ст. 195-197 УК), мошенничеству (ст. 159 УК), злоупотреблению полномочиями (ст. 201 УК) и др. Также проведение подобных экспертиз востребовано в арбитражном судопроизводстве при разбирательстве дел, связанных с банкротством хозяйствующих субъектов.

При производстве финансово-аналитической экспертизы устанавливается общее изменение финансового состояния хозяйствующего субъекта, а также оценивается степень влияния на данное изменение конкретных экономических факторов, в том числе вызванных управленческими решениями, хозяйственными и учетными операциями.

При назначении финансово-аналитической экспертизы задаются следующие вопросы: какова динамика финансового состояния организации за определенный период; каким образом на финансовое состояние организации повлияли финансовые операции, осуществляемые в рамках того или иного кредитного договора с определенным коммерческим банком; какова динамика платежеспособности предприятия за определенный период; каково финансовое состояние предприятия на определенную дату при условии учета в соответствии с требованиями законодательства в бухгалтерской отчетности предприятия информации о хозяйственных операциях, осуществленных в рамках определенного договора подряда и т.д.

Финансово-кредитные экспертизы назначаются при расследовании преступлений, ответственность за которые предусмотрены ст. 176 УК "Незаконное получение кредита", а также ст. 159 ("Мошенничество") и 201 ("Злоупотребление полномочиями") УК.

При производстве финансово-кредитной экспертизы экспертом исследуется динамика кредитоспособности хозяйствующего субъекта и определяется соответствие формирования того или иного показателя в учетных документах, предоставленных кредитору, требованиям законодательства.

При назначении финансово-кредитной экспертизы могут быть заданы вопросы о том, какова динамика кредитоспособности заемщика за определенный период; каков уровень кредитоспособности заемщика согласно методическим документам банка; соответствует ли требованиям законодательства порядок формирования строки 210 "Запасы" в бухгалтерском балансе организации; каков размер денежных средств, перечисленных заемщиком в адрес банка в рамках осуществления операций по погашению кредита и начисленных процентов; соответствует ли направление расходования заемных денежных средств заемщиком их целевому назначению, предусмотренному кредитным договором с банком; какой размер обеспечения предоставлен заемщиком по кредитному договору с банком и как он сопоставляется с максимально возможным размером выплат по кредитному договору и т.д.

Литература

Борисов, А.Н. Комментарий к положениям УПК РФ по проведению судебно-налоговых экспертиз, ревизий и документальных проверок / А.Н. Борисов. М.: Юстицинформ, 2004.

Голубятников, С.П. Судебная бухгалтерия и основы аудита: учебник / С.П. Голубятников, Г.С. Леханова; под ред. С.П. Голубятникова. М.: Юрид. лит., 2004.

Мусин, Э.Ф. Методика судебно-экономических экспертиз: проблемы теории и практики / Э.Ф. Мусин, С.В. Ефимов // Вестник МВД России. - 2006. - N 3.

Мусин, Э.Ф. Задачи финансово-аналитической экспертизы в уголовном судопроизводстве и методы их решения / Э.Ф. Мусин, С.В. Ефимов // Экспертная практика. - 2007. - N 63.

Мусин, Э.Ф. Современное состояние и возможности линии судебно-экономических экспертиз в органах внутренних дел Российской Федерации / Э.Ф. Мусин, С.В. Ефимов // Теория и практика судебной экспертизы. - 2007. - N 4.

Мусин, Э.Ф. Судебно-экономическая экспертиза в органах внутренних дел Российской Федерации: учеб. пособие / Э.Ф. Мусин, С.В. Ефимов, В.Г. Савенко. М.: ЭКЦ МВД РФ, 2010.

В современных условиях в связи развитием финансово-экономической сферы возрастает объем споров по экономическим вопросам между хозяйствующими субъектами. Причем имеет место увеличение не только количества, но и разнообразия спорных вопросов, рассматриваемых в судебном порядке. Этот процесс тесно взаимосвязан с анализом информации о хозяйственных операциях, отраженной в документах учета и отчетности. Такая информация может быть получена при проведении судебно-экономической экспертизы. Судебно-экономические экспертизы являются одними из наиболее распространенных в гражданском судопроизводстве, хотя их производство организовано пока только в некоторых государственных судебно-экспертных учреждениях.

Судебно-экономические экспертизы представляют собой процессуальные действия, проводимые в установленном законом порядке, основывающиеся на специализированном исследовании экономической деятельности на основании финансово-хозяйственной документации, которые осуществляются с использованием специальных знаний в области экономической науки с целью выявления фактических данных о совершении хозяйственных операций.

Основная цель судебно-экономических экспертиз - содействие судебным органам в исследовании и интерпретации экономических показателей, выявления их умышленных и неумышленных искажений.

Предметом судебно-экономических экспертиз являются фактические данные о совершении хозяйственных операций, исследование и оценка которых требуют специальных знаний в сфере экономики, бухгалтерского учета, финансов, необходимых для разрешения дела.

Если конкретизировать предмет судебно-экономических экспертиз по гражданским делам и арбитражным спорам, то им являются фактические данные (обстоятельства дела), позволяющие с использованием специальных знаний установить нарушения законодательства (гражданского, налогового, финансового, трудового и пр.), являющиеся причинами споров между сторонами.

Объектами экономических экспертиз являются первичные и отчетные документы, которые отражают произведенные хозяйственные операции и содержат информацию о наличии и движении материальных и денежных средств. Такими документами являются:

  • - договоры между хозяйствующими субъектами;
  • - инвентаризационные и сличительные ведомости и иные материалы инвентаризации;
  • - первичные бухгалтерские документы;
  • - учетные регистры бухгалтерского учета (ведомости, журналы-ордера, оборотно-сальдовые ведомости, карточки счетов и т.д.);
  • - бухгалтерская отчетность;
  • - иные материалы, необходимые для производства судебно-экономической экспертизы (материалы проведенных аудиторских проверок и т.д.).

Вышеуказанные документы отражают хозяйственные процессы деятельности организации и имеют доказательную силу при рассмотрении дела в суде. В ходе рассмотрения арбитражных и гражданских дел по экономическим спорам необходимо проведение экспертизы бухгалтерской документации.

В качестве доказательств в арбитражном и гражданском процессах принимается исключительно заключение эксперта (а не, например, аудиторское заключение, так как аудитор не является участником процессуальных правоотношений).

Производство судебных экономических экспертиз регулируется процессуальным законодательством и Законом о судебно-экспертной деятельности. Помимо этого эксперт-экономист опирается в своих исследованиях на нормы кодексов, другие законы и нормативные акты.

Основаниями для назначения судебно-экономической экспертизы являются:

  • - необходимость ответов на вопросы с применением специальных знаний в области экономики;
  • - противоречие между материалами дела;
  • - ходатайство участников процесса о назначении судебно-экономической экспертизы;
  • - заключение экспертов других специальностей о необходимости проведения судебно-экономической экспертизы.

Современная судебно-экономическая экспертиза имеет широкие возможности. С ее помощью производится, например:

  • - установление соответствия операций нормативным документам;
  • - выявление фактически совершенных операций;
  • - определение стоимости акции и других элементов бизнеса;
  • - определение полноты уплаты налогов в бюджеты всех уровней и др.

Методическая база судебно-экономических экспертиз - это совокупность методических приемов, применяемых при экспертном исследовании хозяйственных операций, отраженных в учете и оценке финансовой деятельности организаций. При производстве судебно-экономических экспертиз нет типовых ситуаций, а вопросы суда зависят от особенностей рассматриваемой ситуации. Это обусловливает отсутствие единой методики судебно-экономических экспертиз.

При проведении судебно-экономических экспертиз, как правило, используются следующие методы:

Синтез- метод изучения объекта в его целостности, единстве и взаимосвязи его частей. В финансово-хозяйственном контроле синтез можно связать с анализом. Он позволяет соединить объекты, расчлененные в процессе анализа, установить их связь и познать предмет как единое целое.

Индукция - прием исследования, представляющий собой умозаключение от частных факторов к общим выводам, т.е. вывод о состоянии объекта делается на основании исследования отдельных его сторон, например экспертиза документов, отражающих задолженность организации, проводится первоначально по данным аналитического учета, а затем - по данным синтетического учета.

Дедукция - исследование состояния объекта в целом на основе логических рассуждений, выведение выводов о его составных элементах, т.е. умозаключение от общего к частному.

Конкретизация - исследование объектов во всей их разносторонности, многообразии.

Системный анализ - изучение объекта исследования как совокупности элементов, образующих систему, т.е. возможность дать оценку поведения объекта как системы со всеми факторами, влияющими на его функционирование.

Экономический анализ - система приемов раскрытия и определения причинно-следственных связей, обусловивших конфликтную ситуацию в хозяйственных операциях, которая в результате стала объектом расследования правоохранительными органами.

Экономико-математический метод применяется при установлении интенсивности влияния факторов на результаты финансово-хозяйственной деятельности с целью оптимизации функционирования организации.

Проверка арифметических расчетов (пересчет) представляет собой проверку точности арифметических расчетов в первичных документах и бухгалтерских записях либо выполнение экспертом самостоятельных расчетов.

Проверка документов (инспектирование): документальная информация может быть внутренней, внешней, внешней и внутренней одновременно. Документы, подготовленные и обработанные внутри экономического субъекта, являются внутренними. Внешние документы готовятся и отправляются эксперту-экономисту третьими лицами. Проверка документов заключается в том, что эксперт-экономист должен убедиться в достоверности и доброкачественности определенного документа. Для этого контролируются определенные записи в бухучете и первичном документе, которые подтверждают реальность и целесообразность выполнения операции, например, проверка документов по формальным признакам (соответствие унифицированной форме, наличие необходимых реквизитов) и по существу отраженных операций (их целесообразность и законность).

Прослеживание представляет собой процедуру, в ходе которой эксперт-экономист проверяет некоторые первичные документы, отражение их данных в регистрах синтетического и аналитического учета, соответствие типовой корреспонденции счетов плану счетов и положениям по бухучету.

Встречная проверка представляет собой проверку документов у контрагента проверяемой организации.

Эксперт-экономист в заключении отвечает на вопросы, поставленные судом о соответствии организации системы бухгалтерского учета нормативным актам, о нарушении законодательства (гражданского и налогового), о выполнении договорных обязательств и т.д.

Необходимо отметить, что в заключении не допускаются выводы о преднамеренных действиях (искажениях), нецелевом использовании и т.д., т.е. возможна только констатация тех или иных фактов, но не оценка действий конкретных лиц, являющаяся прерогативой суда.

При проведении экономических экспертиз используются показатели в трех измерителях: 1) натуральных; 2) стоимостных; 3) трудовых.

В настоящее время судебно-экономическая экспертиза делится на два основных рода: судебно-бухгалтерскую и судебную финансово-экономическую экспертизы1. Каждый из родов экономических экспертиз подразделяется на виды в зависимости от характера исследуемой экономической информации. Виды экономических экспертиз в свою очередь, подразделяются на подпилы и зависимости от специфики исследуемых объектов.

В современных экономических условиях любая хозяйственная операция представляет собой симбиоз финансов, учета и других экономических явлений. Это обусловливает взаимосвязь судебно-бухгалтерской и судебной финансово-экономической экспертиз. Исходя из этого, в некоторых случаях необходимо проведение комплексных экспертиз, когда эксперту определен круг вопросов, требующих применения широкого спектра экономических знаний (например, оценка стоимости акций и их отражение в учете предприятия). В этом случае решение вопроса невозможно без одновременного совместного участия специалистов в различных областях знания в формулировании одного общего вывода.

Заключение эксперта подлежит оценке следователем, дознавателем, прокурором, судом, лицом или органом, рассматривающим дело об административном правонарушении.

Заключение для суда и следствия не обязательно и оценивается по общим правилам и требованиям оценки доказательств, т.е. заключение эксперта-бухгалтера приравнивается к другим доказательствам по делу. Оно оценивается так же, как другие доказательства.

Заключение эксперта для суда необязательно и оценивается судом по правилам, установленным для оценки доказательств. Несогласие суда с заключением должно быть мотивировано в решении или определении суда. Заключение эксперта оглашается в судебном заседании и исследуется наряду с другими доказательствами по делу. Правила оценки заключения судебной экспертизы приводятся в статьях УПК «Правила оценки доказательств» и ГПК «Оценка доказательств».

В соответствии с нормами процессуального права каждое доказательство подлежит оценке с точки зрения относимости, допустимости, достоверности, а все собранные доказательства в совокупности - достаточности для разрешения дела. Следовательно, заключение эксперта по уголовному делу должно быть оценено следственными органами с четырех позиций:

1) относимости по отношению к расследуемому делу;

2) допустимости в сравнении с другими доказательствами;

3) достоверности на соответствие действительности;

4) достаточности с позиций разрешения дела.

В гражданском и арбитражном процессуальном законодательстве заключение эксперта-бухгалтера оценивается аналогичным образом. Суд может оценить его по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании заключения и имеющихся в деле доказательств.

Можно обозначить несколько принципиальных критериев

оценки заключения эксперта, которые приводятся в кодексах. В процессе оценки заключения эксперта необходимо:

Убедиться в том, что оно подготовлено экспертным учреждением или лицом, которые уполномочены представлять заключение судебно-бухгалтерской экспертизы;

Убедиться в том, что оно подписано лицом (лицами), имеющим право скреплять документ подписью, содержит все другие неотъемлемые реквизиты этого вида доказательств;

Проверить доброкачественность материалов, предоставленных в распоряжение эксперта.

Учитывая процессуальные требования, можно выделить несколько направлений оценки заключения эксперта-бухгалтера:



1. Соблюдение процессуального порядка подготовки, назначения и проведения экспертизы: заключение эксперта должно отвечать процессуальным требованиям. Его структура и содержание должны соответствовать процессуальным правилам составления заключения. При проведении экспертизы должны быть соблюдены все процессуальные нормы.

2. Соответствие заключения вопросам, сформулированным в определении (постановлении) о назначении экспертизы: необходимо сверить формулировки вопросов в заключении и постановлении (определении) правоохранительных органов. Эксперт должен проконтролировать тождественность вопросов.

3. Наличие логики и последовательности в изложении фактов, доказательств и выводов: эксперт должен соблюдать последовательность рассмотрения материалов дела, т.е. каждый вопрос следует раскрывать по порядку. Выводы эксперта должны быть взаимоувязаны с процессами хозяйственной деятельности, отраженными в бухучете. Содержание заключения не должно противоречить достоверным фактам, которые отражены в первичных документах, учетных регистрах, отчетности.

4. Объективность заключения: выводы эксперта должны подтверждаться установленными им фактами и документами и основываться на данных бухучета и отчетности. Эксперт может опираться на другую предоставленную ему информацию, если она имеет юридическую силу, документально подтверждена и не противоречит выводам эксперта.

5. Выводы следует подтверждать соответствующими комментариями к нормативным документам по расследуемому делу и подкреплять ссылками на законы, постановления, приказы и пр. Отсутствие ссылок позволяет при оценке экспертизы усомниться в объективности выводов эксперта.

6. Определение полноты заключения эксперта: заключение должно содержать информацию об исследовании объекта экспертизы со всех возможных сторон. При этом следует использовать разнообразную информационную базу или бухгалтерские документы. Эксперт может применить несколько традиционных методик проверки. Наличие нескольких вариантов исследования вопроса позволит оценить полноту результатов экспертизы.



7. Научная обоснованность: эксперт должен опираться на специальные методы исследования. При этом следует указать метод, прием или процедуру, которые использовались при проведении экспертизы. Следует избегать нетрадиционных и сомнительных приемов. Также выводы могут быть обоснованы аналитическими расчетами. Ценность заключения возрастает при параллельном применении аналитических и документальных приемов проверки.

8. Конкретность заключения: в нем не должно быть различных толкований вопросов. Необходимо дать однозначный ответ на поставленный вопрос, подкрепленный доказательствами. Ответы должны звучать четко, точно, кратко, конкретно.

9. Характер изложения и стиль: заключение должно быть доступно для понимания. Если оно непонятно, использованы сложные термины и не дана их интерпретация, эксперт может быть вызван для допроса.

Выводы эксперта-бухгалтера могут противоречить другим доказательствам, собранным по делу. Расхождения связаны с двумя причинами: наличием возможных ошибок в заключении эксперта-бухгалтера; недостоверностью других доказательств при истинности выводов эксперта. В этих случаях субъекты, назначившие экспертизу, оценивают заключение по своему внутреннему убеждению во взаимосвязи со всеми имеющимися доказательствами по делу.

Результатом оценки заключения эксперта-бухгалтера может быть признание его:

Полным, научно обоснованным и пригодным для использования в доказывании в полном объеме;

Недостаточно ясным или неполным, требующим дополнительного исследования некоторых объектов. В этом случае назначается дополнительная экспертиза;

Необоснованным, вызывающим сомнение в его правильности. В этом случае мотивированным определением или постановлением назначается повторная экспертиза.

Суд или следователь могут не согласиться с выводами эксперта и, не назначая повторной экспертизы, решить дело на основании других доказательств, если они в совокупности позволяют сделать истинный вывод о действительных фактических обстоятельствах по делу.

Результаты оценки заключения правоохранительные органы обязаны отразить в своем решении. При этом в решении приводятся:

Мотивы, по которым заключение эксперта отвергнуто, а другие доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда (следствия). Может сложиться другая ситуация, когда заключение эксперта является основным доказательством по делу, а другие доказательства не принимаются к рассмотрению;

Основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед заключением эксперта, и наоборот.

В мотивированной части решения должны содержаться убедительный анализ недостатков экспертного заключения и доводы, почему оно отвергается.


Планирование процесса судебно-экономической экспертизы.

Процессуальными нормами предусмотрены сроки рассмотрения уголовных и гражданских дел.

Определениями и постановлениями о назначении судебно-бухгалтерской экспертизы в числе других задач предусматривается срок проведения экспертизы, т.е. дата начала и дата ее окончания, и представления заключения эксперта-бухгалтера. Руководитель государственного или негосударственного судебно-экспертного учреждения, выдавая задание эксперту или группе экспертов, придерживаются сроков, установленных в постановлении или определении.

Для того чтобы задание на проведение экспертизы выполнить в сроки и в полном объеме, эксперт-организатор, являющийся руководителем группы экспертов-бухгалтеров (если экспертиза проводится несколькими экспертами), или сам эксперт составляют план-график проведения судебно-бухгалтерской экспертизы.

Требования к составлению плана проведения судебно-бухгалтерской экспертизы процессуальным законодательством не регламентируются. Необходимость планирования обусловлена объективными причинами.

Планирование экспертом своей работы позволяет:

Соблюдать сроки экспертного производства;

Уделить необходимое внимание всем сторонам дела;

Выполнить работу с оптимальными затратами, качественно и своевременно;

Эффективно распределить работу между членами группы экспертов, участвующих в проверке;

Координировать работу экспертов;

Выявить события, операции, документы, информацию, которые могут оказать существенное влияние на выводы эксперта и исход дела.

Планирование процесса судебно-бухгалтерского экспертного может осуществляться на основании принципов планирования, применяемых в аудиторской практике, но с учетом требований процессуального законодательства. Такое планирование регулируется федеральным правилом (стандартом) № 3 «Планирование аудита».

Планирование является начальным этапом проведения судебно-бухгалтерской экспертизы. На основе плана-графика разрабатывается программа судебно-бухгалтерской экспертизы, в которой могут определяться объем, виды и последовательность осуществления экспертных процедур, необходимых для формирования у экспертов-бухгалтеров объективного и обоснованного мнения об организации бухучета экономического субъекта.

Программа экспертизы является набором инструкций для эксперта, выполняющего исследование, а также средством контроля и проверки надлежащего выполнения работы. В процессе разработки программы эксперту следует учитывать направления исследования вопросов, которые поставлены правоохранительными органами. Исследование вопросов может быть самостоятельно детализировано экспертом в зависимости от предмета экспертизы (например, вопрос предполагает проведение документальной экспертизы и арифметическую проверку данных).

Планирование судебно-бухгалтерской экспертизы должно осуществляться экспертом-бухгалтером в соответствии с общими принципами проведения экспертного исследования, а также с учетом следующих частных требований планирования:

Комплексности – обеспечение взаимосвязанности и согласованности всех этапов экспертного исследования;

Эффективности – увязка всех этапов планирования по срокам, по кругу анализируемых вопросов, по перечню исследуемых объектов;

Оптимальности – обеспечение вариантности планирования для выбора оптимального плана, позволяющего сократить сроки экспертизы и оптимизировать эффективность экспертного результата.

Комплект тестов

Дисциплины

Уровень профессионального образования: высшее профессиональное образование первого уровня – магистратура

Направление подготовки (специальность): 40.04.01 Юриспруденция

Профиль «Правовое обеспечение экономической, управленческой и

экспертной деятельности»

Квалификация (степень) выпускника: магистр

Форма обучения: (заочная)

Тула 2016 г.

Комплект тестов учебной дисциплины «Судебно-экономическая экспертиза» составлены к.ю.н. доцент кафедры судебной экспертизы и таможенного дела Звезда И.И. и обсуждена на заседании кафедры судебной экспертизы и таможенного дела Института права и управления (протокол №1 заседания кафедры от «31» августа 2016 г.)

Разработчик(и) дисциплины (модуля) _______________________

личная подпись(и)

*г) бухгалтерская;

д) компьютерно-технические.

5. Эксперт имеет право:

7. Бухгалтерский документ это:

а) частное лицо;

*б) некомпетентен;

*в) все указанные органы.

11. Когда проводится повторная документальная ревизия?

а) заключением;

б) постановлением;

в) описью;

*г) актом;

д) сличительной ведомостью.

14. В течение какого времени, после получения постановления следователя о назначении судебно-бухгалтерской экспертизы, должен быть выделен эксперт?

*а) незамедлительно;

б) в течение 1 дня;

в) в течение 5 дней;

г) в течение 1 месяца.

*в) все перечисленные случаи;

а) справку;

б) постановление;

*в) мотивированное сообщение.

21. Допускается ли в заключении эксперта рассматривать вопросы, касающиеся юридической квалификации и субъективной стороны преступления?

22. Является ли причиной для самоотвода эксперта его участие в производстве по уголовному делу в качестве специалиста?

а) да, по своему усмотрению;

г) только показания эксперта.

28. В какой срок акт ревизии, проведенной по инициативе ктрольно-ревизионного органа, в результате которой выявлены факты правонарушения в сфере экономики, предоставляется в правоохранительный орган?

*а) 10-дневный срок;

б) через 1 месяц;

б) формальная проверка;

в) хронологический анализ;

г) сравнительный анализ.

31. Каким нормативным актом предусмотрено назначение судебной экспертизы органами предварительного следствия?

32. Предмет судебно-экономической экспертизы составляют явления,

33. Основными задачами судебно-экономической экспертизы являются:

*Г) Все ответы верны.

34. Объектами исследования эксперта являются:

Б) материалы инвентаризаций

*В) оба ответа верны.

35. Исследовательская часть заключения эксперта:

36. Различают следующие основания для самоотвода эксперта:

*Г) Все ответы верны.

37. Эксперт имеет следующие права:

38. Эксперт не обязан:

им заключения

39. Основными видами хозяйственного учета являются:

*А) управленческий учет

*Б) бухгалтерский учет

В) статистический учет

40. К защитным функциям бухгалтерского учета относятся:

А) следообразующая

*Б) охранительная

*В) превентивная

Г) распределительная

41. К распорядительным документам относятся:

*А) приказ

*Б) распоряжение

*В) предписание

Г) накладная

42. К подложным документам относятся:

*А) фальсифицированные

Б) неправильно оформленные

В) первичные

43. Изъятие бухгалтерских документов могут осуществить:

*А) органы внутренних дел

Б) налоговая инспекция

Г) таможенное управление

44. За организацию и состояние бухгалтерского учета на предприятии

несет ответственность:

А) руководитель

*Б) главный бухгалтер

45. При выявлении хищений из фонда заработной платы на промышленном предприятии используются следующие документы:

А) платежные ведомости*

В) документы отдела кадров

Г) материальные отчеты

46. Какие виды судебных экспертиз относятся к экономическим :

а) экспертиза продовольственных товаров

*г) бухгалтерская;

д) компьютерно-технические.

47. Какие виды экспертиз относятся к судебно-бухгалтерской экспертизе:

*а) экспертизы данных управленческого учета;

*б) экспертизы исполнения налоговых обязательств;

в) экспертизы управленческих решений.

48.Какие виды экспертиз относятся к финансово-экономической экспертизе:

*а) экспертизы записей о существе хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета;

б) экспертизы отдельных показателей производственной деятельности (в частности, экономико-трудовая экспертиза);

*в) экспертизы расчетных операций, связанных с изменением имущества предприятия.

49. Какие задачи решаются в рамках судебно-бухгалтерской экспертизы:

а) определение обоснованности расчета плановой себестоимости единицы выпускаемого продукта;

*б) выявление фактов искажения учетных данных и определение их характера;

*в) определение степени влияния установленных следствием фактов интеллектуального подлога на финансовые результаты деятельности предприятия.

50. Эксперт имеет право:

а) самостоятельно собирать материалы для экспертного исследования;

*б) отказаться от дачи заключения по вопросам, выходящим за пределы специальных бухгалтерских познаний;

в) давать заведомо ложное заключение;

*г) знакомиться с материалами дела, относящимися к предмету экспертизы.

51. Общими объектами исследования эксперта являются:

*а) первичные и сводные бухгалтерские документы;

б) протоколы изъятия документов и постановления о приобщении их к делу;

*в) документы бухгалтерского оформления (бухгалтерские проводки, накопительные ведомости);

г) акты документальной ревизии заключения экспертов в других областях знаний.

52. Бухгалтерский документ это:

а) любой материальный носитель данных об объектах учета;

б) любой материальный носитель данных об объектах бухгалтерского учета;

в) нет понятия «бухгалтерский» документ;

*г) материальный носитель данных об объектах бухгалтерского учета, который позволяет юридически доказательно подтвердить право и факт совершения операции.

53. Документы можно квалифицировать по признакам:

а) по назначению, способу охвата операций, по месту составления;

б) по назначению, строению, месту составления и по объему информации;

в) на распорядительные и оправдательные;

*г) по назначению, способу охвата операции, строению, месту составления, способу составления и структуре.

54. При каких обстоятельствах исключается участие эксперта в производстве по уголовному делу, если:

а) частное лицо;

*б) некомпетентен;

*в) участвует в качестве специалиста;

*г) если он находится в служебной или иной зависимости от сторон или их представителей.

55. Какие органы вправе проводить вневедомственные документальные ревизии?

а) контрольно-ревизионные управления Минфина РФ;

б) органы государственной налоговой службы;

*в) все указанные органы.

56. Когда проводится повторная документальная ревизия?

а) в ситуации, если не проводилась инвентаризация;

б) в любых случаях по усмотрению органа дознания, следователя;

*в) в ситуации, когда установлен низкий методический уровень первичной ревизии и недобросовестности ревизора по любым мотивам.

57. Каким документом оформляется результаты документальной ревизии?

а) заключением;

б) постановлением;

в) описью;

*г) актом;

д) сличительной ведомостью.

58. Предупреждается ли ревизор об уголовной ответственности за составление заведомо ложного акта?

59. В течение какого времени, после получения постановления следователя о назначении судебно-бухгалтерской экспертизы, должен быть выделен эксперт?

*а) незамедлительно;

б) в течение 1 дня;

в) в течение 5 дней;

г) в течение 1 месяца.

60. В каких случаях эксперт-бухгалтер обязан проводить судебно-бухгалтерскую экспертизу?

а) если он может ответить хотя бы на один вопрос, поставленный перед ним следователем;

*б) только в случаях, если он может ответить на все вопросы, поставленные перед ним следователем.

61. Может ли эксперт-бухгалтер применять методы фактической проверки?

в) только в случаях, если это указано в задании.

62. Что может являться основанием отвода эксперта по делу?

а) обнаружение его некомпетентности;

б) нахождение эксперта-бухгалтера в служебной или иной зависимости от сторон и их представителей;

*в) все перечисленные случаи;

г) участие его в данном деле в качестве специалиста-бухгалтера.

62. Какой документ составляет эксперт, когда не может дать заключение по поставленным перед ним вопросам?

а) справку;

б) постановление;

*в) мотивированное сообщение.

64. Имеет ли право эксперт знакомиться с материалами уголовного дела, относящимися к предмету экспертизы?

65. Имеет ли право подозреваемый, обвиняемый знакомиться с постановлением о назначении судебной экспертизы?

в) по усмотрению органов предварительного расследования.

66. Допускается ли в заключении эксперта рассматривать вопросы, касающиеся юридической квалификации и субъективной стороны преступления?

67. Является ли причиной для самоотвода эксперта его участие в производстве по уголовному делу в качестве специалиста?

68. Вправе ли специалист задавать вопросы участникам следственного действия?

а) да, по своему усмотрению;

*б) да, но только с разрешения дознавателя, следователя, прокурора, и суда;

69. Когда назначается дополнительная судебно-бухгалтерская экспертиза?

а) при несоответствии между выводами проведенной по требованию следователя (суда) ревизии и другими материалами дела;

б) при обоснованном ходатайстве обвиняемого о назначении судебно-бухгалтерской экспертизы;

*в) при недостаточной ясности или неполноте заключения эксперта, а также при возникновении новых вопросов в отношении ранее исследованных обстоятельств уголовного дела.

70. Когда назначается повторная судебно-бухгалтерская экспертиза?

*а) в случае возникновения сомнений в обоснованности заключения эксперта или наличии противоречий в выводах эксперта;

б) в случае, если первичная ревизия проведена ведомственными органами.

71. Допускается ли использование в качестве доказательств заключения эксперта и показания эксперта?

в) только заключение эксперта;

г) только показания эксперта.

72. Могут ли первичные документы быть изъяты работниками правоохранительных органов?

73. В какой срок акт ревизии, проведенной по инициативе ктрольно-ревизионного органа, в результате которой выявлены факты правонарушения в сфере экономики, предоставляется в правоохранительный орган?

*а) 10-дневный срок;

б) через 1 месяц;

в) по усмотрению руководителя контрольно-ревизионного управления.

74. Какие приемы используются при проверке взаимосвязанных документов?

*а) встречная проверка, взаимный контроль;

б) формальная проверка;

в) хронологический анализ;

г) сравнительный анализ.

75. Какие приемы используются при проверке отдельного бухгалтерского документа?

а) взаимный контроль и хронологический анализ;

*б) формальная, нормативная и арифметическая проверки;

в) сравнительный анализ и встречная проверка.

76. Каким нормативным актом предусмотрено назначение судебной экспертизы органами предварительного следствия?

а) Федеральным законом «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ»;

б) Федеральным законом «О бухгалтерском учете»;

*в) Уголовно-процессуальным кодексом РФ.

77. Предмет судебно-экономической экспертизы составляют явления,

характеризующиеся следующими признаками:

*А) Связанными с хозяйственной деятельностью

Б) Находящие отражение в бухгалтерском учете

В) Определяется вопросами, поставленными следователем (судом)

78. Основными задачами судебно-экономической экспертизы являются:

А) проверка и установление наличия или отсутствия недостачи, излишков,

материальных ценностей, а также размера причиненного ущерба.

Б) проверка документальной обоснованности расходов товарно-материальных ценностей и денежных средств

В) проверка и определение факта совершения хозяйственных операций, не

получивших отражение в данных бухгалтерского учета

*Г) Все ответы верны.

79. Объектами исследования эксперта являются:

А) первичные и сводные бухгалтерские документы

Б) материалы инвентаризаций

*В) оба ответа верны.

80. Исследовательская часть заключения эксперта:

А) содержит основания для экспертизы, обстоятельства дела и исходные

данные, имеющие значение для дачи заключения

*Б) содержит методы, применяемые при исследовании поставленного вопроса.

81. Различают следующие основания для самоотвода эксперта:

А) участие эксперта-бухгалтера в данном деле в ином качестве

Б) нахождение бухгалтера-эксперта в служебной или иной зависимости от

обвиняемого, потерпевшего, ответчика

В) некомпетентность бухгалтера-эксперта

*Г) Все ответы верны.

82. Эксперт имеет следующие права:

*А) знакомиться с материалами дела

*Б) дать ходатайство о предоставлении ему дополнительных материалов

*В) обжаловать в установленном порядке действия и решения следователя,

нарушающие права и законные интересы эксперта

Г) выполнять встречные проверки на других предприятиях.

83. Эксперт не обязан:

А) явиться по вызову следователя для разъяснения или дополнения данного

им заключения

*Б) не заявить самоотвод в случаях, предусмотренных законом.

84. Основными видами хозяйственного учета являются:

*А) управленческий учет

*Б) бухгалтерский учет

В) статистический учет

Г) оперативно-технический учет

85. К защитным функциям бухгалтерского учета относятся:

А) следообразующая

*Б) охранительная

*В) превентивная

Г) распределительная

86. К распорядительным документам относятся:

*А) приказ

*Б) распоряжение

*В) предписание

Г) накладная

87. К подложным документам относятся:

*А) фальсифицированные

Б) неправильно оформленные

В) первичные

88. Изъятие бухгалтерских документов могут осуществить:

*А) органы внутренних дел

Б) налоговая инспекция

В) административные органы управления

Г) таможенное управление

89. За организацию и состояние бухгалтерского учета на предприятии

несет ответственность:

А) руководитель

*Б) главный бухгалтер

90. При выявлении хищений из фонда заработной платы на промышленном предприятии используются следующие документы:

А) платежные ведомости*

Б) расчетно-платежные ведомости*

В) документы отдела кадров

Г) материальные отчеты

91. Какие виды судебных экспертиз относятся к экономическим :

а) экспертиза продовольственных товаров

*г) бухгалтерская;

д) компьютерно-технические.

92. Какие виды экспертиз относятся к судебно-бухгалтерской экспертизе:

*а) экспертизы данных управленческого учета;

*б) экспертизы исполнения налоговых обязательств;

в) экспертизы управленческих решений.

93. Какие виды экспертиз относятся к финансово-экономической экспертизе:

*а) экспертизы записей о существе хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета;

б) экспертизы отдельных показателей производственной деятельности (в частности, экономико-трудовая экспертиза);

*в) экспертизы расчетных операций, связанных с изменением имущества предприятия.

94. Какие задачи решаются в рамках судебно-бухгалтерской экспертизы:

а) определение обоснованности расчета плановой себестоимости единицы выпускаемого продукта;

*б) выявление фактов искажения учетных данных и определение их характера;

*в) определение степени влияния установленных следствием фактов интеллектуального подлога на финансовые результаты деятельности предприятия.

95. Эксперт имеет право:

а) самостоятельно собирать материалы для экспертного исследования;

*б) отказаться от дачи заключения по вопросам, выходящим за пределы специальных бухгалтерских познаний;

в) давать заведомо ложное заключение;

*г) знакомиться с материалами дела, относящимися к предмету экспертизы.

96. Общими объектами исследования эксперта являются:

*а) первичные и сводные бухгалтерские документы;

б) протоколы изъятия документов и постановления о приобщении их к делу;

*в) документы бухгалтерского оформления (бухгалтерские проводки, накопительные ведомости);

г) акты документальной ревизии заключения экспертов в других областях знаний.

97. Бухгалтерский документ это:

а) любой материальный носитель данных об объектах учета;

б) любой материальный носитель данных об объектах бухгалтерского учета;

в) нет понятия «бухгалтерский» документ;

*г) материальный носитель данных об объектах бухгалтерского учета, который позволяет юридически доказательно подтвердить право и факт совершения операции.

98. Документы можно квалифицировать по признакам:

а) по назначению, способу охвата операций, по месту составления;

б) по назначению, строению, месту составления и по объему информации;

в) на распорядительные и оправдательные;

*г) по назначению, способу охвата операции, строению, месту составления, способу составления и структуре.

99. При каких обстоятельствах исключается участие эксперта в производстве по уголовному делу, если:

а) частное лицо;

*б) некомпетентен;

*в) участвует в качестве специалиста;

*г) если он находится в служебной или иной зависимости от сторон или их представителей.

100. Какие органы вправе проводить вневедомственные документальные ревизии?

а) контрольно-ревизионные управления Минфина РФ;


Процессуальными нормами предусмотрены сроки рассмотрения уголовных и гражданских дел.
Определениями и постановлениями о назначении судебно- бухгалтерской экспертизы в числе других задач предусматривается срок проведения экспертизы, т.е. дата начала и дата ее окончания, и представления заключения эксперта-бухгалтера. Руководитель государственного или негосударственного судебно-экспертного учреждения, выдавая задание эксперту или группе экспертов, придерживаются сроков, установленных в постановлении или определении.
Для того чтобы задание на проведение экспертизы выполнить в сроки и в полном объеме, эксперт-организатор, являющийся руководителем группы экспертов-бухгалтеров (если экспертиза проводится несколькими экспертами), или сам эксперт составляют план- график- проведения судебно-бухгалтерской экспертизы.
Требования к составлению плана проведения судебно- бухгалтерской экспертизы процессуальным законодательством не регламентируются. Необходимость планирования обусловлена объективными причинами.
Планирование экспертом своей работы позволяет:
соблюдать сроки экспертного производства;
уделить необходимой внимание всем сторонам дела;
выполнить "работу с оптимальными затратами, качественно и своевременно;
эффективно распределить работу между членами группы экс- пертов, участвующих В проверке;
координировать работу экспертов;
выявить события, операции, документы, информацию, которые могут оказать существенное влияние на выводы эксперта и исход дела.
Планирование процесса судебно-бухгалтерского экспертного может осуществляться на основании принципов планирования, применяемых в аудиторской практике, но с учетом требований процессуального законодательства. Такое планирование регулируется федеральным правилом (стандартом) № 3 «Планирование аудита».
Процесс планирования представлен на следующем примере су- дебно-экспертного исследования по гражданскому делу, связанному с соблюдением трудового законодательства.
В определении суда указаны:
дата и место вынесения определения: 20.09.200_ г., суд Северного р-на;
номер дела, по которому назначена экспертиза: № 245 гражданина Миронова AM.;
наименование сторон по рассматриваемому делу: истец - "гражданин Миронов AM., ответчик - ОАО «Обувная фабрика»;
предмет спора: соблюдение трудового законодательства;
эксперты - сотрудники негосударственного срейно-эксткртого учреждения ООО «Этгерт-гонсуньтанг»: Завьялова АП., Сидоренко О.М.;
перечень вопросов, подлежащих разрешению экспертом;
срок проведения экспертизы: семь дней;
дата представления заключения в суд: 26.09.200 г.
В план-график (табл. 4.1) рекомендуется включить следующие разделы: название работ; срок выполнения; определение исполнителей.
Таблица 4.1
План-график проведения судебно-бухгалтерской экспертизы,
составленный в соответствии с определением суда Северного р-на от 20.09.200_ г. и распоряжением директора негосударственного судебно-экспертного учреждения ООО «Эксперт-консультант» от 20.09.200_г. по гражданскому делу № 245 по иску гражданина Миронова А.М. к ОАО «Обувная фабрика» № Название работ Срок проведе-ния,
дни Исполнитель Примечание 1 Подготовительные работы 1 Завьялова АП., Сидоренко О.М. Работа в «Эксперт- консультант» 2 Знакомство с материалами, представленными на экспертизу дела, запрос дополнительных материалов Завьялова А.П., Сидоренко О.М. Работа в «Эксперт- консультант» 3 Определение методики проведения экспертизы 1 Завьялова А.П., Сидоренко О.М. Работа в «Эксперт- консультант» 4 Изучение дополнительных документов по теме экспертизы 1 Завьялова А.П., Сидоренко О.М. Работа на объ-екте 5 Исследование во-просов, поставленных на решение экспертизы 2 Завьялова А.П., Сидоренко О.М. Работа в «Эксперт- консультант» 6 Подготовка заключения эксперта 2 Завьялова А.П., Сидоренко О.М. Работа в «Эксперт- консультант»
Эксперт-организатор: (ФИО,
должность, подпись)
Планирование является начальным этапом проведения судебно- бухгалтерской экспертизы. На основе плана-графика разрабатывается программа судебно-бухгалтерской экспертизы, в которой могут определяться объем, виды и последовательность осуществления экспертных процедур, необходимых для формирования у экспертов-бухгалтеров объективного и обоснованного мнения об организации бухучета экономического субъекта.
Программа экспертизы является набором инструкций для эксперта, выполняющего исследование, а также средством контроля и проверки надлежащего выполнения работы. В процессе разработки программы эксперту следует учитывать направления исследования вопросов, которые поставлены правоохранительными органами. Исследование вопросов может быть самостоятельно детализировано экспертом в зависимости от предмета экспертизы (например, вопрос предполагает проведение документальной экспертизы и арифметическую проверку данных). (Структуру профаммы экспертизы см. в табл. 4.2).
Таблица 4.2
Программа
проведения судебно-бухгалтерской экспертизы, составленная в соответствии с определением С)да Северного р-на от 20.09.200_ г. и распоряжением директора негосударственного судебно-экспертного учреждения ООО «Экспер^консультайТ» от 20.09.200_г. по гражданскому делу № 245 по иску гражданина Миронова А.М. к ОАО «Обувная фабрика» № Название работ Срок Экспертные Исполнитель начало окончание процедуры 1 2 3 4 5 6 1 Подготовительные работы 20.09.200_г. 20.09.200_г. - Завьялова А.П., Сидоренко О.М. 1.1 Знакомство с определением суда, заданием и перечнем вопросов 20.09.200_г. 20.09.200_г. организа-ционные Завьялова А.П., Сидоренко О.М. 2 Знакомство с пред-ставленными материалами дела 20.09.200_г. 20.09.200_г. организа-ционные, модели-рующие Завьялова А.П., Свдоренко О.М. 2.1 Исследование мате- 20.09.200_г. 20.09.200_г. организа-ционные, модели-рующие Завьялова А.П., Сидоренко О.М. содержания дела, оп-ределение исследуемых документов, имеющихся в деле, и полноты документов 1 2 3 4 5 6 2.2 Исследование документов, имеющихся в деле, на их достаточность для дачи заключения.
Определение необходимости получения дополнительных документов и ин-формации 20.09.200 г. 20.09.200_г. организационные, модели-рующие Завьялва А.П., Сидоренко О.М. 3 Определение методики проведения экспертизы 21.09.200_г. 21.09.200_г. организационные,
моделирующие Завьялова А.П., Сидоренко О.М. 3.1 Определение методов и процедур, ко-торые будут использоваться в, экспертном исследовании 21.09.200_г. 21.09.200_г. организационные, модели-рующие Завьялова А.П., Сидоренко О.М. 3.2 Подготовка пись-менного запроса о предоставлении необходимой дополнительной информации и документации 21.09.200_г. 21.09.200_г. организационные, модели-рующие Завьялова А.П. 3.3 Подбор и исследование нормативной база по предмету экспертизы 21.09.200_г. 21.09.200_г. организационные,
рующие Завьялова А.П., Сидоренко О.М. 4. Исследование во-просов, поставленных на решение экспертизы 23.09.200_г. 24.09.200_г. расчетные, счетно- вычисли-тельные, норматив- но-право- вые, про-верка до-кументов Завьялова А.П., Сидоренко О.М.
1 2 3 4 5 6 4.1 Исследование первого вопроса, поставленного на решение экспертизы 23.09.200_г. 24.09.200_г. расчетные, счетно- вычисли-тельные, нормативно-
правовые, проверка докумен-тов Завьялова А.П. 4.2 Исследование второго вопроса, поставленного на решение экспертизы 23.09.200_г. 24.09.200_г. расчетные,
счетно-
вычисли-
норматив- но-право- вые, про-верка до-кументов Сидоренко О.М. 4.3 Обсуждение pfamtr- татов исследЬваиия. Формулирование выводов по поставленным вопросам 24.ф.200_г.
I 25.09.200_г. Завьялова А.П., Сидоренко О.М. 5. Подготовка заключения эксперта 25j9.200_r. 26.09.200_г. организационные Завьялова А.П., Сидоренко О.М. 5.1 Написание и оформление заключения эксперта 25.09.200_г. 26.09.200_г. 6.1 Подготовка приложений к заключению эксперта 25.09.200_г. 26.09.200_г. организационные Завьялова А.П., Сидоренко О.М.
Планирование судебно-бухгалтерской экспертизы должно осуществляться экспертом-бухгалтером в соответствии с общими принципами проведения экспертного исследования, а также с учетом следующих частных требований планирования:
комплексности - обеспечение взаимосвязанности и согласованности всех этапов экспертного исследования;
эффективности - увязка всех этапов планирования по срокам, по кругу анализируемых вопросов, по перечню исследуемых объектов;
оптимальности - обеспечение вариантности планирования для выбора оптимального плана, позволяющего сократить cpoiqi экспертизы и оптимизировать эффективность экспертного результата.


Top