Пути получения образования профессионального и служебного роста. Приняты. Пути к профессии

Путь к профессии принято называть «образовательной траекторией». Она может быть прямой, когда человек после школы сразу начинает учиться той специальности, по которой в дальнейшем и работает. Но очень часто она бывает и с поворотами, порой довольно крутыми. Вот наиболее типичные варианты пути к профессии:

ü Школа – вуз или техникум – работа по полученной специальности (это прямая образовательная траектория).

ü Школа – среднее специальное учебное заведение – вуз (поступление на второй-третий курс) – место работы.

ü Школа – место работы (с обучением непосредственно на производстве) – продолжение обучения (колледж, техникум или вуз) – другое место работы.

Первый серьезный выбор стоит перед молодыми людьми, закончившими 9 классов школы(получившими так называемое «неполное среднее образование»). Куда идти дальше – в десятый класс, в среднее специальное учебное заведение или сразу работать?

Обычно те, кто нацелен на получение высшего образования, продолжают учиться в старших классах, где углубленно изучаются предметы, которые понадобятся им для поступления в высшее учебное заведение.

Те, кто выбирает среднее специальное образование, могут получить его сразу после 9 класса (тогда длительность обучения составляет обычно 3-4 года, и параллельно с получением профессии изучается школьная программа 10-11 классов) либо закончить старшие классы общеобразовательной школы и поступить в техникум или колледж, обучаясь там по более короткой программе (1-2 года). По уровню получаемой подготовки и по суммарной длительности обучения эти пути примерно равнозначны. И в том и в другом случае после получения профессии можно работать или продолжить образование в вузе. После 9 класса можно пройти краткосрочное обучение несложной профессии и приступить к работе. Но поступить в вуз могут только те, у кого есть свидетельство о среднем образование, которое можно получить экстерном или в вечерней школе, сдав соответствующие экзамены.

Уровни профессионального образования

В соответствии с «Законом об образовании в Российской Федерации», образование в нашей стране делится на общее и профессиональное.

Разные учебные заведения дают возможность получить разные уровни профессионального образования.

Уровни образования и типы образовательных учреждений

Общее образование включает три ступени: начальное общее (1-4 классы), основное общее (9 классов) и полное общее, которое раньше называлось просто средним (11 классов).

Основное общее образование является обязательным. Оно соответствует 9 классам школьного обучения. Человек, который успешно сдал ОГЭ (Обязательный государственный экзамен) и получил свидетельство об окончании основного общего образования, может выбирать - продолжать общее образование, т.е. пойти в 10 класс, или начинать образование профессиональное, т.е. поступать в учреждения начального или среднего профессионального образования.

Профессиональное образование в России имеет три уровня в порядке повышения квалификации - начальное, среднее и высшее. И все эти ступени призваны решить одну главную задачу - дать человеку профессию.

Начальное и среднее профессиональное образование

Среди молодых людей много тех, кто хочет быстрее получить профессию и начать работать, а не тратить еще несколько лет после школы на изучение новых учебных предметов.

Начальное профессиональное образование дает возможность стать квалифицированным работником практически по любой профессии исполнительского класса. Напомним, что данный класс профессий связан с работой по образцу, точным следованием инструкциям, стереотипным подходом к решению проблем. Как было сказано выше, для того чтобы получить начальное профессиональное образование, достаточно иметь, как правило, основное общее (9 классов), хотя в некоторых случаях, по отдельным профессиям - необходимо полное общее. Обычно начальное профессиональное образование можно получить в течение 1-2 лет.

В учреждениях начального профессионального образования готовят не только рабочих. Для приобретения квалификации здесь необходимы углубленные общие и специальные знания, иной уровень профессионального мышления. Учащиеся так же сдают зачеты и экзамены, пишут курсовые работы. Выпускники способны самостоятельно осваивать новые технологии и виды работ, расти профессионально.

Среднее профессиональное образование можно получить в училищах и техникумах, на курсах дополнительного образования, где обучают «массовым профессиям» - бухгалтер, водитель, швея, официант, пользователь компьютера и др. Обучение на рабочих местах также вполне может обеспечить профессией и трудоустройством. Способ подготовки мало отличается от дополнительного образования - показ, тренинг, воспроизведение, но требования строже, продолжительность и интенсивность обучения выше.

Среднее профессиональное образование позволяет стать специалистом среднего звена по большинству профессий исполнительского или творческого класса. Среднее профессиональное образование можно получить, имея основное общее, полное общее или начальное профессиональное образование. При этом, если человек уже имеет полное общее или начальное профессиональное образование, то получить среднее профессиональное он может по сокращенным ускоренным программам. В большинстве случаев имеется возможность получить среднее профессиональное образование в течение 2-3 лет.

В настоящее время динамично развивается полиграфия, бытовое обслуживание, строительство, производство товаров и продуктов питания, приборостроение. Спросом на рынке труда пользуются станочники, фрезеровщики, токари высоких разрядов.

Главное преимущество среднего специального образования – это возможность получить профессию и приступить к работе, обретя самостоятельность, существенно (на 3-4 года) быстрее, чем при получении высшего образования. Среднее специальное образование бывает обычно более практикоориентированным: ученики сразу начинают приобретать конкретные трудовые навыки, которые потом используют в работе, имеют много возможностей для практики непосредственно на производстве. Кроме того, такое образование обычно доступнее и по финансовым соображениям, и с точки зрения того, что предъявляет меньше требований к предварительной подготовке обучающихся, а потому в учебные заведения такого уровня легче поступить.

Высшее профессиональное образование позволяет стать специалистом по любой профессии творческого класса на основе имеющегося полного общего или среднего профессионального образования.

Высшее профессиональное образование в России можно получить в институтах, академиях и университетах. По статистике в России около 1 180 высших учебных заведений (735 из них имеют государственный статус) и более 1 730 филиалов (1138 имеют государственный статус).

Высшие учебные заведения могут иметь филиалы, факультеты, кафедры, подготовительные отделения, научно-исследовательские лаборатории, аспирантуру, докторантуру, учебные подразделения профессионального образования, опытные хозяйства, учебные театры и другие подразделения.

В Российской Федерации в 2011 году введено двухуровневое высшее образование: бакалавриат и магистратура. В 2003 году Россия присоединилась к Болонскому процессу , направленному на формирование единого европейского образовательного процесса.

Присоединение России к Болонскому процессу дает новый импульс модернизации высшего профессионального образования, переходу к образованию высокого качества, востребованному на рынке труда. Оно открывает возможности для участия российских вузов в европейских проектах, а студентам и преподавателям – в академических обменах с университетами европейских стран. Таким образом, студентам предоставляется возможность получать образование не только в том вузе, в который они поступили, но и отдельные семестры или курсы проходить в других российских и европейских вузах.

В медицинских, инженерных и военных вузах существовует специалитет, который позволяет получить: квалификацию (степень) «дипломированный специалист». Срок обучения – 5 - 5,5 лет (на базе среднего (полного) общего образования и на базе среднего профессионального образования). Специалитет – традиционная форма российского высшего образования.

При наличии начального или среднего профессионального образования высшее профессиональное образование можно получить по сокращенным ускоренным программам.

В соответствии с установленными уровнями этапы получения высшего образования можно представить следующим образом:


Рисунок 6. Уровни высшего образования.

Основное преимущество высшего образования – его направленность на общее интеллектуальное развитие, формирование культуры, профессионального и общего мировоззрения. Университеты готовят научные и научно-педагогические кадры, будущих академиков и профессоров. Университетское образование имеет свои особенности. Во-первых, студент с младших курсов занимается научной работой. Во-вторых, учебный план в университете более индивидуален. В-третьих, практикуются междисциплинарные курсы, формирующие научное мировоззрение, расширяющие кругозор.

Карьерных перспектив у выпускников вузов больше, чем у тех, кто не получил высшее образование. Оно необходимо для ряда профессий, но существует немало видов деятельности, для которых оно избыточно.

Кроме того, высшее образование предъявляет повышенные требования к психологически особенностям человека – трудно ожидать, что ленивый, недисциплинированный и несамостоятельный ученик станет хорошим студентом.

Кроме традиционных очной и заочной форм обучения, существуют дистанционная форма обучения и экстернат. Дистанционное образование стало возможным благодаря использованию интернет-технологий. Обучение может быть асинхронным и синхронным. При асинхронном методе студент сам определяет темп полученной информации. Синхронное обучение предполагает обучение в режиме реального времени. В него входит:

ü работа с базами данных или учебными компакт-дисками в компьютерных классах институтов или дома,

ü общение с преподавателем через электронные средства связи,

ü отслеживание в реальном времени выполнения заданий.

Дистанционное обучение эффективно в деятельности, связанной с разработкой и использованием программного и аппаратного обеспечения естественнонаучных дисциплин.

Экстернат представляет собой государственную аттестацию лиц, самостоятельно изучающих дисциплины в соответствии с программой. Экстерн, успешно прошедший аттестацию, получает диплом государственного образца об окончании соответствующего учебного заведения с присвоением соответствующей квалификации и указанием В 2014 году в Республике Тыва стартовал проект «В каждой семье – не менее одного ребенка с высшим образованием». Его инициатором выступил Глава республики Шолбан Кара-оол. В нашей республике по ряду причин меньший процент людей с высшим образованием, чем в среднем по стране.

Тува – республика особая. Более 85% ее жителей – коренное население, тувинцы. Основная часть из них сельские жители. По статистике, из общего числа работающих только у 20-22% высшее образование. Примерно половина населения республики слабо владеют русским языком, а это создает дополнительные трудности в получении высшего образования.

Реализация губернаторского проекта «В каждой семье – не менее одного ребенка с высшим образованием» стало приоритетным направлением Министерства образования и науки Тувы на ближайшие несколько лет.

«Дорожная карта», утвержденная распоряжением Правительства республики от 3 июня 2014 года, рассчитана на период до 2020 года. Главное внимание в ней уделяется формированию у выпускников общеобразовательных школ и их родителей личностной мотивации на получение высшего образования и создание условий для ее реализации.

При этом особое внимание обращено на поступление в вузы детей из малообеспеченных и неблагополучных семей и поддержку способных и одаренных детей, подготовку их к поступлению в высшие учебные заведения и дальнейшее сопровождение.

Количество выпускников общеобразовательных учреждений республики в 2014 году составило 3 319 человек. Из этого числа 2 284 ребенка, или 67 процентов, - из семей, где нет детей с высшим образованием, в том числе 289 – из малообеспеченных и неблагополучных семей. Согласно «дорожной карте» поступление в образовательные организации высшего профессионального образования в 2014 году необходимо было обеспечить для 1000 выпускников из семей, не имеющих детей с высшим образованием, или для 45 процентов детей. В вузы России поступили в рамках губернаторского проекта 1 269 выпускников, или 55,6 процента от выпускников данной категории.

Мониторинг профессиональных намерений, проведенный в конце прошлого года среди 2 880 выпускников школ 2015 года, показал, что желание продолжить образование в вузах имеется у 2 037 учащихся.

Ш. Кара-оол отметил: «Задача, стоящая перед нами, значительно шире и не ограничивается только образовательной функцией. Это - будущее социальное благополучие семей, повышение конкурентоспособности наших детей. Учитывая сохранение в республике традиционно крепких семейных отношений, каждый ребенок, получивший высшее образование, востребованную специальность и нашедший свое место в жизни, обязательно постарается вывести своих родственников на новый образовательный и социальный уровень».

Правильный выбор профессии – необходимое, но недостаточное условие успешной профессиональной карьеры. Следующее условие – выбор пути получения профессии.Этот выбор в первую очередь зависит от характера самой профессии. Подготовка некоторых специалистов займет всего несколько месяцев обучения на курсах – например, верстальщик или веб-дизайнер. Большинство продавцов в наше время осваивают эту профессию прямо на рабочем месте. Есть профессии, обучение которым требует нескольких лет – врач, учитель, инженер. Как ни странно, до сих пор встречаются молодые люди, убежденные, что профессия экономиста, психолога, врача не требует высшего образования. Возможно, свою роль играют посулы многих учебных заведений, которые за смехотворно короткий срок обещают оделить вас дипломом университета или академии, да еще международной. Кто из вас хочет попасть под нож хирурга, учившегося заочно, по ускоренной программе, да еще сдававшего экзамены за деньги? А жить в доме, спроектированным архитектором-недоучкой?

Рынок образовательных услуг предлагает такое множество учебных заведений с громкими названиями, что выпускник чувствует себя покупателем, окруженным навязчивыми торговцами. Как правильно выбрать «товар»?

  • сначала решите, нужен ли он вообще. Сегодня ценность большинства дипломов в глазах работодателей невысока. Для них важнее ваши умения и способности. По данным Министерства труда, более половины выпускников вузов не может найти работу по специальности. Это – потерянные годы и выброшенные на ветер деньги, если обучение было платное.
  • поинтересуйтесь лицензией на обучение по интересующей тебя специальности. Даже филиалы крупных государственных вузов должны быть лицензированы. Если этот вуз - филиал или отделение, то он должен быть упомянут в лицензии и Свидетельстве о регистрации головного вуза с обязательным указанием места деятельности отделения или филиала.
  • ознакомившись с лицензией, попросите предъявить сертификат о прохождении аккредитации. Если вуз не может предъявить такого сертификата, - вежливо попрощайтесь с теми, кто добился получения лицензии, однако не смог её подтвердить. Если вы рискнете связаться с неаккредитованным вузом, будьте готовы по окончанию срока обучения получить справку (свидетельство, диплом какой-либо общественной организации), а не государственный диплом, признанный на территории страны.
  • убедившись в существовании сертификата по нужному направлению (специальности), поинтересуйтесь результатами трудоустройства его выпускников.

Существует такое понятие – «горизонтальная карьера». Это означает не карьерное продвижение (должностной рост), а профессиональное (профессиональный рост). Представить это можно в виде ступеней: чем выше ступень, тем выше профессиональный уровень. Во всем мире дороже всего ценятся специалисты, прошедшие всю «лестницу мастерства» – от нижней ступеньки до верхней. Например, медицина. Какой специалист будет цениться выше – поступивший после школы в институт или тот, кто до института учился в медицинском училище? Конечно, второй. Во-первых, он – специалист более широкого профиля, он может то, чего не может обычный врач. Во-вторых, его стремление стать врачом более осознанное, зрелое. Не секрет, что более половины выпускников высших учебных заведений работают не по специальности. Нередко только потому, что выбранная профессия на самом деле выглядит совершенно иначе, чем представлялось на расстоянии. Поэтому, прежде, чем штурмовать высшие учебные заведения, подумайте о других формах получения образования – начальном или среднем профессиональном образовании.

Среднее специальное образование можно получить не только вучилищах и техникумах, но и курсах, дополнительного образования, где обучают «массовым профессиям» - бухгалтер, водитель, швея, официант, пользователь компьютера и др. Обучение на рабочих местах также вполне может обеспечить профессией и трудоустройством. Способ подготовки мало отличается от дополнительного образования - показ, тренинг, воспроизведение, но требования строже, продолжительность и интенсивность обучения выше.

Специалистов рабочих профессий готовят в училищах. Однако для приобретения квалификации здесь уже необходимы углубленные общие и специальные знания, иной уровень профессионального мышления. В учебном плане таких учебных заведений десятки два предметов, курсовых работ, зачетов и экзаменов. Уровень их подготовки позволяет осваивать новые виды работы, расти профессионально, следить за новыми технологиями. Специалистов для выполнения более сложной работы, в том числе для управления рабочими коллективами, готовят техникумы, где уровень подготовки, объем и интенсивность самостоятельной работы выше. Сроки обучения в этом случае увеличиваются, а прием проводится по результатам вступительных экзаменов. В дополнение к классно-урочной системе преподавания могут быть лекции, семинары, лабораторные работы. От выпускников техникумов на работе ждут самостоятельности в принятии решений, способности руководить рабочим коллективом.

В настоящее время динамично развивается полиграфия, бытовое обслуживание, строительство, производство товаров и продуктов питания, приборостроение. Спросом на рынке труда пользуются станочники, фрезеровщики, токари высоких разрядов.

Кроме традиционных очной и заочной форм обучения, существют дистанционная форма обучения и экстернат. Дистанционное образование стало возможным благодаря использованию интернет-технологий. Это целый комплекс программных и педагогических компонентов, предназначенный для передачи знаний на расстоянии. Обучение может быть асинхронным и синхронным. При асинхронном методе студент сам определяет темп полученной информации. Синхронное обучение предполагает обучение в режиме реального времени. В него входит:

  1. работа с базами данных или учебными компакт-дисками в компьютерных классах институтов или дома,
  2. общение с преподавателем через электронные средства связи,
  3. отслеживание в реальном времени правильности выполнения заданий.

Дистанционное обучение эффективно в направлениях человеческой деятельности, связанной с разработкой и использованием программного и аппаратного обеспечения естественнонаучных дисциплин.

Для реализации программ среднего и высшего профессионального образования с использованием дистанционной технологии обучения необходимо, чтобы студент был зачислен на одну из предусмотренных законодательством форм получения образования: очную, вечернюю, заочную или экстернат.

Экстернат представляет собой государственную аттестацию лиц, самостоятельно изучающих дисциплины в соответвии с программой. Экстерн, успешно прошедший текущую и итоговую государственную аттестацию, получает диплом государственного образца об окончании соответствующего учебного заведения с присвоением соответствующей квалификации и указанием специальности.

ГОУ ДПО (повышения квалификации) специалистов «Коми республиканский центр профессиональной ориентации молодежи и психологической поддержки населения»

Пути получения образования после 9 класса

(беседа для учащихся 9-классов общеобразовательных учреждений по материалам Республиканской комплексной программы «Контингент – прогноз»)

Цель: сформировать у выпускников 9-х классов общеобразовательных учреждений Республики Коми представление о системе учреждений общего и профессионального образования , оказать содействие в составлении индивидуального образовательного маршрута.

Задачи :

1. Познакомить учащихся с основными уровнями профессионального образования.

2. Рассмотреть систему учреждений общего и профессионального образования.

3. Познакомить учащихся с изменениями, произошедшими в системе профессионального образования Республики Коми.

5. Познакомить учащихся с технологией сбора информации об учебных заведениях.

Оборудование: схема «Образовательная карта РК».

Ход беседы:

Вступление.

Сегодня в процессе беседы вы познакомитесь с образовательной картой Республики Коми. Вы узнаете об основных уровнях профессионального образования, образовательных учреждениях профессионального образования. Кроме того, узнаете о наиболее популярных профессиях и популярных учебных заведениях среди выпускников 9-х классов учебного года.


Эти знания помогут Вам составить собственный образовательный маршрут: выбрать учебное заведение для продолжения образования по интересующей вас профессии.

Основная часть. Вы знаете, что выбор профессии – дело важное и ответственное. При выборе профессии необходимо учитывать ряд факторов: «хочу, могу, надо». Фактор «хочу» включает: желания, интересы, склонности. Фактор «могу»: знания, способности, психологические особенности, состояние здоровья. Фактор «надо»: востребованность на рынке труда.

Если вы выбрали свою будущую профессию (с учетом вышеуказанных факторов), то вам необходимо задуматься о том, а каковы же возможные пути ее получения.

Успешность профессиональной подготовки определяет в дальнейшем и успешность профессиональной деятельности человека. Ведь если у вас будет профессиональное образование, то оно даст вам возможность добиться и лучшей работы, и более высокой заработной платы . Наличие профессионального образования позволяет человеку чувствовать себя более уверенным в себе, в своих возможностях. Чем выше уровень вашего профессионального образования, тем больше возможностей у вас достичь высокого положения в обществе, успехов в карьере.

Итак, какие же в России существуют виды образования? Какое образование можно получить после окончания общеобразовательного учреждения? Какие бывают уровни профессионального образования?

Образование в России делится на общее и профессиональное.

Общее образование в России включает в себя три ступени: начальное общее (1-4 кл.), основное общее (9 классов) и среднее (полное) общее - 11 классов .

Рассмотрим более подробно пути получения образования после 9 класса.

Первый путь . Вы можете остаться в своей школе и продолжить обучение в 10- классе.

Заявление о приеме, а также необходимые документы вы можете представить лично либо направить их заказным письмом с уведомлением и описью вложения. При направлении документов заказным письмом к заявлению о приеме вам необходимо приложить ксерокопию документа, удостоверяющего вашу личность, заверенную в установленном порядке ксерокопию документа государственного образца об образовании. Дата отправления документов должна быть не позже даты последнего дня приема документов.

При поступлении в учреждения начального профессионального образования экзамены сдавать не надо. Прием в учреждения начального профессионального образования (ПУ, ПЛ) осуществляется на основе собеседования и конкурса аттестатов. Собеседование – это беседа с представителем приемной комиссии, в ходе которой желательно произвести на него хорошее впечатление. Вы должны показать в процессе беседы, что хотите и готовы с большим рвением осваивать выбранную вами профессию. Чтобы успешно пройти собеседование, важно заранее подготовить ответы на следующие вопросы: 1. Почему вы выбрали именно эту профессию? 2. Расскажите о ваших интересах и увлечениях, как они связаны с избранной вами профессией? 3. Что вы уже умеете делать в рамках этой профессии (расскажите о ваших достижениях)? 4. Каким вы видите себя в профессии через десять лет?

Помимо собеседования, при отборе претендентов на учебные места, будет учитываться средний балл вашего аттестата. Чем выше средний балл аттестата, тем больше у вас шансов поступить. Средний балл вычисляется так: складываются все оценки по предметам, полученная сумма делится на количество предметов. Таким образом, чем лучше оценки в вашем аттестате, тем легче вам будет поступить.

Начиная с 2005 года, в Республике Коми происходит процесс реорганизации сети образовательных учреждений профессионального образования. Учреждения начального профессионального образования объединяются, изменяют статус в связи с переходом из категории учреждений начального профессионального образования в учреждения среднего профессионального образования, а также в связи с объединением учреждений начального профессионального образования с учреждениями среднего профессионального образования.

Так, ПУ №1 и ПЛ №35 были объединены и реорганизованы в Профессиональный лицей торговли и общественного питания. ПЛ№8 был преобразован в Сыктывкарский индустриальный техникум, ПЛ №36 в Усинский политехнический техникум. ПУ № 2 и Сыктывкарский сельскохозяйственный техникум реорганизованы в Коми республиканский агропромышленный техникум, ПУ №6 и Сыктывкарский технологический колледж реорганизованы в Сыктывкарский колледж сервиса и связи.

Важно отметить, что в процессе объединения учреждений начального профессионального образования (НПО) с учреждениями среднего профессионального образования (СПО), перехода учреждений НПО в категорию учреждений СПО, группы с получением начального профессионального образования во вновь образованных учебных заведениях сохранились. Таким образом, начальное профессиональное образование можно получить не только в профессиональных училищах или лицеях, но и в некоторых техникумах и колледжах (то есть там, где есть группы с получением начального профессионального образования).

Приведем перечень учреждений СПО РК, в которых есть группы с получением начального профессионального образования: Воркутинский техникум сервиса и торговли, Сыктывкарский колледж сервиса и связи, Коми республиканский агропромышленный техникум, Печорский промышленно-экономический техникум, Усинский политехнический техникум, Сыктывкарский индустриальный техникум.

Среднее профессиональное образование можно получить в колледже и техникуме. Шестой путь – обучение в учреждениях среднего профессионального образования . Среднее профессиональное образование (СПО) направлено на подготовку специалистов-практиков. Оно реализуется по двум основным образовательным программам - базового уровня и повышенного уровня. После освоения программы базового уровня выпускнику присваиваются квалификации «техник», «специалист». Повышенный уровень среднего профессионального образования обеспечивает углубление или расширение подготовки по сравнению с базовым уровнем (при этом срок обучения увеличивается на 1 год) с присвоением квалификации «старший техник», «специалист с углубленной подготовкой».

Техникум (училище) и колледж - два основных вида образовательных учреждений СПО.

Техникум (училище) реализует основные профессиональные образовательные программы СПО базового уровня;

Колледж - основные профессиональные образовательные программы СПО базового и повышенного уровня.

В настоящее время в систему профессионального образования Республики Коми входит 21 учреждение среднего профессионального образования (СПО). Всего в Республике Коми насчитывается 31 учреждение СПО, из них 21 УСПО – это самостоятельные юридические лица, остальные – филиалы УСПО и структурные подразделения учреждений высшего профессионального образования (ВПО). Подготовка специалистов в системе СПО Республики Коми проходит по 78 специальностям.

У большинства учреждений среднего профессионального образования заключены договоры с высшими учебными заведениями (институты, университеты). Это позволяет выпускникам учреждений СПО продолжать обучение в ВУЗах по выбранному ранее профилю.

Первое место по степени предпочитаемости среди выпускников 9-х классов общеобразовательных учреждений республики занимает Усинский политехнический техникум, второе место - Воркутинский горно-экономический колледж. На третьем месте - Сыктывкарский целлюлозно-бумажный техникум. Следовательно, в данные учебные заведения будет ожидаться наибольший конкурс. Вам необходимо будет продумать запасные варианты в случае, если вы не пройдете по конкурсу.

Тем из вас, кто планирует продолжать обучение в 10 классе и в дальнейшем учиться в учреждениях высшего профессионального образования, важно учесть, что помимо основного варианта профессионального плана – поступление в ВУЗ по определенной специальности, вам необходимо будет продумать запасной вариант профессионального плана (в случае непоступления). В качестве запасного варианта профессионального плана вы можете выбрать учреждения начального или среднего профессионального образования (НПО, СПО). Обучение в этих учебных заведениях позволяет за короткий срок освоить востребованную на рынке труда профессию.

После окончания учреждений среднего профессионального образования (техникум, колледж) у вас больше шансов получить высшее образование , поступив в учреждения ВПО по сокращенной программе соответствующего профиля.

Седьмой путь трудоустройство. Результаты социологического исследования показали, что определенная часть выпускников планируют сразу трудоустроиться после окончания 9-класса. Юноши чаще девушек рассматривают вариант трудоустройства как основной вариант профессионального плана. При этом необходимо отметить, что эта категория молодежи может претендовать только на малоквалифицированный и чаще всего низкооплачиваемый труд.

В дальнейшем тем учащимся, которые после окончания школы сразу планируют устроиться на работу, рано или поздно придется задуматься о продолжении образования в учреждениях профессионального образования, так как на рынке труда Республики Коми востребованы высококвалифицированные рабочие и специалисты. Иначе в дальнейшем они пополнят ряды безработных .

Если вы не смогли поступить ни в одно учреждение профессионального образования (ПУ, ПЛ, техникум, колледж), вы можете обратиться за помощью в Центр занятости населения по месту жительства. Центр занятости населения направит вас по квоте учиться в учреждение начального профессионального образования по востребованной профессии на рынке труда.

Квота – это гарантия, которую дают Центры занятости населения незанятым выпускникам общеобразовательных учреждений для того, чтобы учебные заведения их приняли и обеспечили общежитиями.

Сегодня городские (районные) Центры занятости населения имеют 400 квотированных мест для приема в учреждения начального профессионального образования.

Мы с вами уже говорили, что при выборе профессии надо учитывать составляющую «надо» - востребованность профессии на рынке труда.

Остановимся подробнее на профессиях, которым отдают предпочтение выпускники 9-х классов Республики Коми. Соотнесем предпочитаемые выпускниками профессии с профессиями, востребованными на рынке труда.

Для юношей городов и районов республики наиболее предпочитаемыми являются профессии автомеханика, оператора ЭВМ, сварщика, бурильщика, машиниста буровых установок, оператора по добыче нефти и газа. Профессия оператора ЭВМ на сегодняшний день не является профессией в полном смысле этого слова вследствие динамичных изменений в мире информационных технологий . Умение работать на компьютере (набирать тексты, составлять таблицы, работать в сети Интернет) сегодня необходимо практически всем специалистам (психолог, экономист, инженер и т. д.). Тем, кто планирует учиться на оператора ЭВМ, в дальнейшем придется еще раз возвращаться к проблеме выбора профессии, так как на рынке труда эта профессия не является востребованной.

Девушки отдают предпочтение профессиям: парикмахер, бухгалтер, повар - кондитер, медсестра, продавец, менеджер, учитель. Профессия бухгалтера, также как и остальные профессии, является востребованной на рынке труда. Однако работодатели отдают предпочтение специалистам с высшим образование и с опытом работы. Таким образом, можно предположить, что выпускники учреждений начального профессионального образования по профессии «бухгалтер» в дальнейшем пополнят ряды безработных. В дальнейшем им придется задуматься над возможностью дальнейшего продолжения образования в ВУЗе или осваивать новую профессию.

Сегодня делать прогнозы по поводу востребованности тех или иных профессий на рынке труда сложно в связи с возникшим финансовым кризисом. На данный период можно говорить о востребованности на рынке труда профессий нефтеперерабатывающей, угольной промышленности . Достаточно высокой на этот период остается потребность предприятий Республики Коми в кадрах в строительстве, транспорте, торговле.

В число невыбираемых девятиклассниками профессий попадают профессии лесозаготовительной и деревообрабатывающей отраслей (машинист лесозаготовительных и трелевочных машин, оператор линий и установок в деревообработке , станочник в деревообработке и др.). При этом на рынке труда данные профессии востребованы. этот период остается потребность предприятий Республики Коми в кадрах в строительстве, транспорте, торговл

Что поможет вам при составлении образовательного маршрута?

Информацию об учреждениях профессионального образования Республики Коми можно получить в специальных справочниках для поступающих в учебные заведения, которые выходят ежегодно с соответствующими изменениями. Они дают самую оперативную, полную и точную информацию об учебных заведениях, включая названия, адреса и телефоны, перечень профессий и их описания, порядок приема. Обязательно надо составить и собственное впечатление об учебном заведении, поговорив с учащимися или выпускниками о качестве образования, удовлетворенности обучением. Необходимую информацию можно получить также, посетив «Дни открытых дверей», сайты учебных заведений.

Итак, вы выбрали профессию. Для того чтобы определиться с выбором учебного заведения, вам необходимо собрать всю имеющуюся информацию об учебных заведениях и проанализировать ее. Можно придерживаться такого плана действий:

1. Для начала изучите весь спектр училищ, лицеев, колледжей и техникумов. Выясните, по каким профессиям они ведут подготовку. Кроме того, выясните, ведут ли учебные заведения прием по интересующей Вас профессии на базе 9 классов.

Очень часто учащиеся выбирают учебные заведения, которые не ведут подготовку на базе 9-классов (основного общего образования). Например, определенная часть выпускников 9-х классов планируют поступать в Сыктывкарский медицинский колледж, однако данное учебное заведение не ведет прием на базе 9 классов.

Информацию об условиях приема в учебные заведения РК вы можете узнать на официальном сайте Министерства образования Республики Коми komiedu . ru , сайтах образовательных учреждений, в ГОУДПО Коми республиканский центр профориентации. Адрес Центра: 167981., . Вы можете задать интересующие вас вопросы об условиях приема в учреждения профессионального образования РК, направив запрос по электронной почте: *****@***ru.

А ребята из отдаленных населенных пунктов могут направить свои вопросы в Коми республиканский центр профориентации письмом. Не забудьте вложить конверт с обратным адресом.

2. Посетите «Дни открытых дверей» в заинтересовавших вас учебных заведениях.

3. Определите перечень наиболее привлекательных для вас учебных заведений, в которых можно освоить интересующую вас профессию. Выберите наиболее значимый для вас критерий выбора учебного заведения: доступность поступления в учебное заведение, близость учебного заведения к дому, престижность учебного заведения, наличие общежития, интересная культурная жизнь. Соотнесите выбранный вами критерий с интересующими вас учебными заведениями.

4. Выясните, когда нужно подавать заявление, какие документы необходимо предоставить и, самое главное, какие вступительные испытания предусмотрены в учебном заведении.

5. Выясните, есть ли какие-то особенные требования к поступающим: ограничения по полу, состоянию здоровья и т. д.? Какие условия предоставляет учебное заведение для обучения (помещение, оборудование, учебные материалы), есть ли база для прохождения практики?

6. Оказывает ли учебное заведение помощь в трудоустройстве выпускников ?

Заключение. Надеемся, что беседа позволила вам сориентироваться в системе учреждений общего и профессионального образования, а также наметить собственный образовательный маршрут.

Актуальность

Подготовка ответственного, критически мыслящего молодого человека, готового самостоятельно и реалистично намечать и реализовывать свои профессиональные перспективы в постоянно изменяющейся общественно-экономической ситуации, – одна из важнейших задач современной школы. Содействие профессиональному самоопределению учащихся в условиях рыночной экономики и развития новых высокоэффективных технологий приобретает особое значение. Необходимость осознанного выбора будущей профессии выпускниками общеобразовательных учреждений очевидна. Поэтому основной целью учителя технологии при изучении данного раздела является создание условий для формирования у учащихся потребности в самоопределении, знакомство с миром профессий, видами профессионального образования и типами образовательных учреждений. Это поможет учащимся осознать свои возможности, интересы, предпочтения и научит их соотносить свои личные качества с требованиями той или иной профессии, что в свою очередь, будет способствовать профессиональному самоопределению учащихся, то есть формированию отношения личности к себе как к субъекту будущей профессиональной деятельности. Кроме того, важнейшей задачей учителя при изучении данного раздела является помощь подростку в построении его индивидуальной образовательной траектории, то есть в выборе варианта продолжения образования после окончания основной школы.

Тема урока: “Профессиональное образование”.

Тип урока: Урок усвоения знаний, умений и навыков.

Организационная форма проведения урока: совместная работа учителя и учащихся с выполнением практических заданий на интерактивной доске Panaboard.

Методы обучения: словесные (рассказ, беседа); наглядные (демонстрация слайдов, организация работы на интерактивной доске); практические (выполнение практических заданий); методы стимулирования и мотивации (актуализация знаний, обращение к жизненному опыту учащихся); методика критического мышления.

Дидактические средства обучения: учебник технологии, выдержки из нормативных документов, извлечения из печатных источников, учебные компьютерные презентации, работа с интерактивной доской.

Изучив материал данной темы учащиеся должны:

  • определения понятий “профессиональная подготовка”, “начальное профессиональное образование, “среднее профессиональное образование”, “высшее профессиональное образование”, “послевузовское профессиональное образование”, “аспирантура”, “ординатура”, “адъюнктура”, “докторантура”, “рынок образовательных услуг”;
  • особенности регионального рынка образовательных услуг;
  • источники информации о рынке образовательных услуг.
  • объяснять особенности различных форм обучения при получении профессионального образования;
  • доказывать преимущества различных форм обучения в зависимости от конкретных жизненных условий;
  • находить и анализировать информацию об образовательных услугах, предоставляемых различными образовательными учреждениями.

Цели учителя.

  1. Актуализировать и обобщить уже имеющиеся знания учащихся по теме данного урока.
  2. Подвести учащихся к определению понятий “профессиональная подготовка”, “начальное профессиональное образование, “среднее профессиональное образование”, “высшее профессиональное образование”, “послевузовское профессиональное образование”, “аспирантура”, “ординатура”, “адъюнктура”, “докторантура”, “рынок образовательных услуг”.
  3. Познакомить учащихся с видами и формами получения профессионального образования.
  4. Познакомить учащихся с различными видами источников информации о рынке образовательных услуг.
  5. Научить учащихся анализировать информацию об образовательных услугах, предоставляемых различными образовательными учреждениями.
  6. Организовать исследовательскую деятельность учащихся по изучению регионального рынка образовательных услуг.
  7. Научить учащихся обосновывать выбор типа образовательного учреждения и формы обучения в соответствии с индивидуальным образовательным запросом в конкретных жизненных ситуациях.

Основные понятия:

  • виды профессионального образования;
  • формы получения профессионального образования;
  • типы образовательных учреждений;
  • профессиональная подготовка;
  • начальное профессиональное образование;
  • среднее профессиональное образование;
  • высшее профессиональное образование;
  • послевузовское профессиональное образование рынок труда;
  • аспирантура;
  • ординатура;
  • адъюнктура;
  • докторантура;
  • рынок образовательных услуг.

I. Виды профессионального образования

Поскольку на предыдущем уроке учащиеся получили опережающее домашнее задание собрать как можно более полную информацию об учреждении профессионального образования, в котором они хотели бы получить профессию после окончания школы, урок следует начать с его разбора.

Для того чтобы подвести старшеклассников к изучению нового материала учитель может задать им следующие вопросы:

Что необходимо прежде всего, для того чтобы получить профессию?

Чем профессиональное образование отличается от общего?

Чем отличаются друг от друга перечисленные вами образовательные учреждения?

Затем он вместе со школьниками делает выводы:

Для того чтобы получить ту или иную профессию, прежде всего необходимо соответствующее образование;

Общее образование ставит задачу формирование общей культуры личности, ее адаптацию к жизни в обществе, созданию основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ;

Профессиональное образование имеет своей целью профессиональное развитие личности.

Ступени высшего профессионального образования в России установлены следующие: 1) высшее профессиональное образование – присваивается квалификация "магистр" и "дипломированный специалист" ; 2) базовое высшее профессиональное образование – квалификация "бакалавр". Образование лиц, не завершивших обучение по основной программе высшего профессионального образования, но успешно прошедших промежуточную аттестацию (не менее чем за три года обучения), признается незаконченным высшим профессиональным образованием и подтверждается соответствующим документом.

Для проверки усвоения данного материала целесообразно выполнить заранее подготовленное задание, с помощью которого учащиеся еще раз получают возможность соотнести уровни профессионального образования и типы образовательных учреждений.

Установите соответствие между уровнями профессионального образования и типами образовательных учреждений. Используя “перетаскивание”, правильно разместите их в таблице.

II. Рынок образовательных услуг

Учитель предлагает учащимся самим составить определение понятия “рынок образовательных услуг”. При этом используется, так называемый “лингвистический конструктор”. Слова и словосочетания не могут использоваться дважды. Учащиеся могут добавлять предлоги, изменять слова по падежам.

Население

Образовательные услуги

Предлагаемые

Образовательные учреждения

Определенная территория

Рынок образовательных услуг – система образовательных услуг, предлагаемых образовательными учреждениями населению на определенной территории

III. Индивидуальная образовательная траектория

Беседа по вопросам:

Какое образование необходимо, чтобы получить профессию “столяр”?

Куда вы поступите, если решите приобрести профессию медицинской сестры?

Какое образовательное учреждение необходимо окончить, чтобы получить профессию врача?

После обсуждения учащиеся должны прийти к выводу о том, что разные профессии, разная квалификация требуют получения образования различного уровня, то есть для получения одних профессий (столяр) достаточно окончить профессиональное училище, а для получения профессии врача необходимо пройти обучение в высшем учебном заведении (институте, университете, академии).

Учащимся предлагается составить схемы получения профессионального образования к предложенным выше ситуациям, используя элементы, представленные на интерактивной доске.

Для закрепления изученного материала учитель просит учащихся проанализировать варианты получения профессионального образования, исходя из конкретных жизненных ситуаций, а также особенностей и устремлений отдельного выпускника. Чтобы помочь учащимся справиться с заданием, он предлагает им следующие вопросы:

Если человек мечтает быть ученым, какой путь получения профессионального образования он скорее всего выберет?

По какому пути стоит пойти человеку, мечтающему стать водителем-дальнобойщиком?

Если человек мечтает стать врачом, но сомневается в собственных возможностях, какой путь получения образования вы посоветуете ему выбрать?

Ответы на эти вопросы учитель просит сопровождать составлением схем на интерактивной доске. Таким образом, старшеклассники выстраивают образовательную траекторию для людей в предложенных ситуационных задачах.

Домашнее задание.

Педагог предлагает учащимся следующее задание:

“Рассмотри несколько вариантов получения своего профессионального образования и проанализируй их, выявив плюсы и минусы каждого. Укажи, какой из вариантов ты считаешь оптимальным и обоснуй свой выбор”.

Cлайд 1

Cлайд 2

Cлайд 3

Задачи: собрать и проанализировать информацию о возможных путях получения профессии и об условиях поступления; познакомиться с учебными заведениями.

Cлайд 4

Этапы: 1. Выяснить пути получения профессии. 2. Собрать информацию об учебных заведениях. 3. Выявить условия поступления.

Cлайд 5

Начальное профессиональное образование - готовят специалистов рабочих профессий в профессиональных училищах и профессиональных лицеях.

Cлайд 6

Среднее профессиональное образование- готовят специалистов для выполнения более сложной работы, обучают в техникумах, колледжах

Cлайд 7

Высшее профессиональное образование- готовят специалистов с высшим образованием в ВУЗах – институтах, университетах, академиях, консерваториях

Cлайд 8

Условия приёма Начальное профессиональное образование Среднее профессиональное образование Высшее профессиональное образование На базе 9-11 классов На бесплатной основе По итогам собеседований Конкурс аттестатов На базе 9-11 классов В бюджетные группы, на коммерческой основе, по целевому приёму По итогам экзаменов На базе 11 классов, профессиональных училищ, лицеев В бюджетные на коммерческой основе, по целевому приёму По итогам экзаменов

Cлайд 9

Советы будущим абитуриентам Выберите несколько учебных заведений с интересующей вас профессией. По возможности посетите эти учреждения(лучше это сделать заранее, например в «Дни открытых дверей», которые образовательные учреждения проводят весной). Задайте все интересующие вас вопросы членам приёмной комиссии. Уточните, как осуществляется приём, бесплатное ли обучение, выясните о конкурсах и проходных баллах прошлых лет, узнайте, насколько реально трудоустроиться после учёбы. Поговорите с вашими знакомыми, которые,может быть, учатся в этих учебных заведениях. Оцените свои шансы на поступление и продумайте запасной вариант: это может быть другая специальность данного учреждения или подобная специальность в другом ВУЗе, техникуме или училище и т.п.

Cлайд 12

сколько лет они существуют; -учитывается ли пожелание слушателей относительно времени занятий; - проводится ли промежуточный контроль знаний; - сколько человек в группе; - есть ли бесплатные методические пособия и материалы;

Cлайд 13

Информация об учреждениях профессионального образования, расположенных на территории города Сургута

Cлайд 14

Cлайд 15

-Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сургутский государственный университет Ханты-Мансийского автономного округа - Югры». г. Сургут, ул. Ленина, 1 тел.: 76-29-00, факс: 76-29-29 [email protected] Ректор Косенок Сергей Михайлович - Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ХМАО-Югры «Сургутский государственный педагогический университет» г. Сургут, ул. 50 лет ВЛКСМ, 10/2 тел.: 31-94-34, факс: 31-94-38 [email protected] Ректор Коноплина Надежда Васильевна -Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Сургутский институт мировой экономики и бизнеса «Планета» г. Сургут, ул. Мира, 34/3 тел.: 32-60-28, факс: 32-67-99 [email protected] Ректор Майстер Виктор Аркадьевич -Сургутский институт нефти и газа (филиал) государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Тюменский государственный нефтегазовый университет» г. Сургут, ул. Энтузиастов, 38 тел./факс: 35-25-88 [email protected] Директор Бахарев Михаил Самойлович

Cлайд 16

- Филиал государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российский государственный социальный университет» в г. Сургуте г. Сургут, ул. 30 лет Победы, 19 тел.:23-92-93 [email protected] Директор Жукова Валентина Федоровна - Филиал государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Тюменский государственный университет» в г. Сургуте г. Сургут, ул. Рабочая, 43/1 тел.: 24-95-28, факс: 50-19-14 [email protected] Руководитель Патракова Галина Васильевна - Сургутский филиал Омского государственного технического университета г. Сургут, ул. Энергетиков, 18 тел.: 50-35-10, факс: 50-35-11 [email protected] Директор Меркушев Евгений Николаевич -Сургутский филиал государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Сибирская государственная автомобильно-дорожной академия (СибАДИ)» г. Сургут, б-р Свободы, 4/1 тел./факс: 51-62-44, [email protected] Директор Коломейцева Людмила Ивановна

Cлайд 17

- Филиал Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники в г. Сургуте г. Сургут, ул. Чехова, 10/2 тел.: 52-57-80, [email protected] Директор Шелупанов Александр Александрович Сургутский филиал негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования МОСКОВСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА при Правительстве Москвы г. Сургут, ул. 50 лет ВЛКСМ, 1, тел.: 37-51-96, [email protected] Директор Клейменова Наталья Анатольевна Филиал негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Столичная финансово-гуманитарная академия» в г. Сургуте, г. Сургут, ул. 30 лет Победы, 21/1, 2 этаж, тел./факс: 50-31-14, [email protected] . Директор Парфёнова Светлана Алексеевна -

Cлайд 18

Cлайд 19

-Автономное учреждение среднего профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Сургутский профессиональный колледж» г. Сургут, ул. Маяковского, 41 тел./факс: 31-90-30, [email protected] Директор Шутов Вадим Николаевич - Сургутский нефтяной техникум – филиал государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Югорский государственный университет» г. Сургут, ул. Кукуевицкого, 3 тел.: 45-75-91, факс: 45-76-11 [email protected] Директор Джабраилов Лечи Махмудович - Бюджетное учреждение среднего профессионального образования «Сургутское медицинское училище» г. Сургут, тел./факс: 26-72-28, [email protected] Директор Прохорова Татьяна Павловна -Бюджетное учреждение среднего профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Сургутский художественно-промышленный колледж» г. Сургут, ул. Энгельса, 7 тел.: 28-76-65, факс: 28-78-11 [email protected] Директор Чагалидзе Нодари Ахмедович

Cлайд 20

-Бюджетное учреждение среднего профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Сургутский художественно-промышленный колледж» г. Сургут, ул. Энгельса, 7 тел.: 28-76-65, факс: 28-78-11 [email protected] Директор Чагалидзе Нодари Ахмедович -Бюджетное учреждение среднего профессионального образования ХМАО-Югры «Колледж русской культуры им. А.С. Знаменского» г. Сургут, ул. Энергетиков, 49/1 тел./факс: 24-89-99, [email protected] Директор Лоншакова Екатерина Владимировна - Бюджетное учреждение среднего профессионального образования ХМАО-Югры «Сургутский музыкальный колледж» г. Сургут, ул. Энтузиастов, 28, тел./факс: 45-74-97, тел.: 35-22-48 [email protected], Директор Вилявин Андрей Александрович - Автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Тюменский торгово-экономический техникум» Сургутский филиал г. Сургут, ул. Бахилова, 2 а, тел./факс: 32-29-55, Заведующий Джужуев Фуад Рауфович

Cлайд 21

- Филиал государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Санкт-Петербургский промышленно-экономический колледж» в г. Сургуте, г. Сургут, ул. 30 лет Победы, 39/1, тел./факс: 22-02-73, [email protected] , Директор Немытченко Алевтина Павловна - Сургутский филиал Федерального государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Златоустовский торгово-экономический техникум», г. Сургут, ул. Чехова 10/2, тел./факс: 34-42-43 [email protected] , Директор Стерлядова Нина Павловна - Филиал Федерального государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Самарский энергетический колледж» в г. Сургуте, г. Сургут, п. Кедровый, тел./факс:76-40-94 [email protected], Заведующий Петров Валерий Николаевич - Сургутский филиал государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Ивановский энергетический колледж» г. Сургут, п. Кедровый, тел.: 76-40-94, факс: 76-92-58,Заведующий Сальникова Ирина Васильевна

Cлайд 24

http://www.proforientator.ru/ На сайте можно посмотреть советы для начинающих по выбору профессии, что влияет на выбор професии, какие допускаются ошибки при выборе профессии. Кроме этого, есть словарь и описания профессий, рейтинги профессий: популярные специальности, самые доходные профессии, лучшие вузы Москвы и России. Кроме информации для учащихся есть интересные статьи для их родителей. http://profguide.ru/ Гид по профессиям. На сайте есть тесты по профориентации, консультации психолога, рекумендуемая литература для детей и их родителей, информация об Едином Государственном Экзамене. http://www.mmpi.ru/proftest/proforientacia_test.htm Это сайт различных методик тестирования на профориентацию: тест Сонди, тест М. Люшера, методика Йовайши и т.д. На сайте только описание методик, комплекты для тестирования можно заказать здесь же. http://psimaster.ru/prof Ваш личный психолог в Интернете. На сайте представлена коллекция видеороликов. Стратегия выбора профессии - видеоролики посвящены профориентации школьников, осмысленности выбора ими будущей профессии, ориентирам, по которым этот выбор совершается. Профориентация видеообсуждение - Как стоит выбирать профессию? На что стоит обратить внимание в первую очередь? Как начать получать удовольствие от того, чем занимаешься? В передаче "Делу время" представлен взгляд соционики на профориентацию. http://www.edu.ru/abitur/act.15/index.php На сайте представлена информация о том, что такое профориентация, популярные интернет-ресурсы по профориентации, много информации для абитуриентов: учебные заведения, условия приема и т.д. http://www.anombt.ru/proforientaciya/ Правильный выбор - профориентационные констультации. Шаги самоопределения. Рекомендации подросткам, выбирающим профессию. Уже сегодня начинайте делать свою профессиональную карьеру!


Top