Образовательный проект проект на тему. Образовательный проект как форма организации деятельности дошкольного учреждения. Учебно образовательный проект

ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА

Методическое пособие

СТРУКТУРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА

    Полное название проекта

- с кем,

- для кого/чего,

- где,

- как,

- посредством чего

Напр. «Развитие коммуникативных навыков учащихся на факультативных занятиях по немецкому языку через речевые упражнения»

- Ф.И.О.,

- образование,

- стаж,

    Обоснование актуальности выбранной темы

а) п ротиворечия, затруднения, проблемы, встречающиеся в массовой образовательной практике на разных уровнях: в мире, в стране, в районе, в УО;

б)формулировка ведущих идей и подходов, нормативные источники, Указы, Декреты, исследовательские работы по этой теме

4. Цель проекта

- исходя из проблемы: создание…, овладение…, систематизация…;

Напр. «Развитие способностей, качеств, формирование знаний, умений, навыков обучающихся определенными педагогическими средствами в конкретной образовательной ситуации»

    Задачи проекта

- о тражение последовательности действий по достижению цели:

- организовать…,

- провести…,

- изучить..,

- подготовить…

    Методы реализации проекта

- анкетирование,

- диагностика,

- исследование,

- наблюдение,

- объяснение,

- показ,

- беседа,

- игровые приемы и т.д.

7. Гипотеза

- Если использовать на уроках…, то повысится уровень…

Диагностический

    Анализ затруднений.

    Постановка проблемы.

    Изучение литературы, имеющегося опыта по теме

1-й год работы над темой

Прогностический

    Определение цели и задач работы над темой.

    Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.

    Прогнозирование результатов.

Практический

    Внедрение системы мер, направленных на решение проблемы.

    Формирование методического комплекса.

    Отслеживание процесса, текущих, промежуточных результатов.

    Корректировка работы.

2-й год работы над темой

Обобщающий

    Подведение итогов.

    Оформление результатов работы по теме самообразования.

    Представление материалов.

3-й год работы над темой

Внедренческий

    Использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы.

    Распространение.

В ходе дальнейшей педагогической деятельности

- Использование на уроках…повысит уровень…

8. Предполагаемый результат

- будут созданы…,

- будет подготовлен…,

- будут разработаны..)

9. Описание содержания, сроков и этапов реализации проекта

10. Предполагаемый состав участников проекта

11. Список использованной литературы

Примерный план работы педагога по самообразованию

ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА

Объем образовательного проекта - 10-20 страниц (без приложения). Количество страниц в приложении –не менее 5. Материалы предоставляются в бумажном варианте и на электронном носителе. Требования к оформлению текста: шрифт - TimesNewRoman, размер 14 пт, междустрочный интервал - 1,5; параметры страниц: левое поле - 3, правое поле - 1, верхнее и нижнее поля - 2; текст печатается без сокра­щений, кроме общепринятых аббревиатур; Ссылки на литературу оформляются в квадратных скобках в конце предложения. Например: .

Оформление литературы - согласно Инструкции по оформлению диссер­тации, автореферата и публикаций по теме диссертации, утвержденной поста­новлением Президиума Государственного высшего аттестационного комитета Республики Беларусь от 24 декабря 1997 г. № 178 (в редакции постановления ВАК РБ 15.08.2007 № 4 .by/.

Страницы нумеруются внизу справа, первый лист не нумеруется. Первый лист - титульный. Основной текст начинается со второй страницы. В тексте могут выделяться разделы.

ОБРАЗЕЦ ОФОРМЛЕНИЯ ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА:

Государственное учреждение образования

«Средняя школа №20 г.Борисова»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В 8 КЛАССЕ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ»

Иванов Иван Иванович,

учитель русского языка

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ (образец)

1. Проблемы профессиональной компетентности кадров образования: содержание и технологии аттестации: Учеб.-метод. пособие: Эксперим. вариант / М-во образования и науки Респ.Беларусь. Ин-т повышения квалификации и переподгот. руководящих работников и специалистов образования /Авт.-сост.:А.И. Жук, Н.Н. Кошель, Л.С. Черняк; Под ред. А.И.Жука.-Мн.: ИПКиПРРиСО, 1996.-241с.:схем.,табл.

2. Богачева, И. В. Мастер-класс как форма повышения профессионального мастерства педагогов: метод.рекомендации / И. В. Богачева, И. В. Федоров; ГУО «Акад. последиплом. образования». – Минск: АПО, 2012. – 98 с.

3. Богачева, И. В. Обобщение и представление опыта педагогической деятельности: метод.рек. / И. В. Богачева, И. В. Федоров, О. В. Су-рикова; ГУО «Акад. последиплом. образования». – Минск: АПО, 2012. – 92 с.

4.Запрудский, Н. И. Моделирование и проектирование авторских дидактических систем: пособие для учителя / Н. И. Запрудский. – Минск, 2008. – 336 с. – (Мастерская учителя).

Педагогический проект и его структура

Новая модель аттестации руководящих и педагогических работников ОУ основана на компетентностном подходе. В структуре профессиональной компетентности работников одной из ведущих компетенций является владение современными инновационными методами, в частности, проектной технологией.
Успешность проектной деятельности свидетельствует о способности педагога действовать в пространстве современных изменений в системе образования, умении преобразовывать педагогическую действительность.
Для того, чтобы грамотно подготовить педагогический проект к защите, необходимо следовать определенным требованиям к составлению проекта

"Проект" от лат. «projectus», что означает "выброшенный вперед", "выступающий", "бросающийся в глаза". Проект создает то, чего еще нет; он требует всегда иного качества или показывает путь к его получению.

Педагогический проект – проект, на основании которого разрабатываются и реализуются иные, чем это принято в традиционной практике:

    Концептуально-педагогические идеи построения содержания, методов и технологий образования;

    Новые формы организации деятельности учащихся, педагогов, взаимодействия с родителями;

    Философско-педагогические, психолого-педагогические подходы к обучению, воспитанию, развитию учащихся.

Педагогический проект - разработанная система и структура действий педагога для реализации конкретной педагогической задачи с уточнением роли и места каждого действия, времени осуществления этих действий, их участников и условий, необходимых для эффективности всей системы действий, в условиях имеющихся (привлеченных) ресурсов.

Типы проектов

А) исследовательские. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности проекта для всех участников, продуманных методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов. Пример: эссе, исследовательские рефераты.

Б) творческие. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь логике и интересам участников проекта. Пример: газета, видеофильм, спортивная игра, подготовка выставки.

В) игровые. В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут вырисовываться лишь к его концу. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролево-игровая, приключенческая. Пример: сценарий праздника, фрагмент урока, программа мероприятий, фрагмент педагогического мероприятия.

Г) информационные проекты. Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Пример: сообщения, доклады, страница педагогического сайта, медиа - проекты, педагогические блоги.

Д) практико-ориентированные. Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала предметный результат деятельности участников проекта. Причем этот результат обязательно ориентирован на интересы самих участников. Такой проект требует хорошо продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четкие выводы и участие каждого в оформлении конечного продукта. Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы. Пример: проект закона, справочный материал, программа действий, совместная экспедиция, наглядное пособие, методические разработки, учебные пособия по внеурочной деятельности, электронная версия обучающей программы

СТРУКТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА

1. Титульный лист

2. Краткая аннотация проекта (не более 0,5 стр.)

3. Обоснование необходимости проекта (анализ проблемной ситуации через определение противоречий существующей практики; актуальность проекта для педагога, образовательного учреждения; степень адекватности педагогического проекта современным целям, задачам, логике развития образования).

4. Цели и задачи проекта (определение конкретных целей, которые ставятся для решения поставленной проблемы, а также задач, которые будут решаться для достижения поставленной цели).

5. Основное содержание проекта (описание путей и методов достижения поставленных целей, выработка механизма реализации проекта, каким образом будет распространяться информация о проекте и т. д.).

6. Ресурсы (временн ы е, информационные, интеллектуальные (экспертные), человеческие (кадровые), организационные («административный» ресурс), материально-технические, финансовые).

7. Партнеры.

8. Целевая аудитория (принципы отбора отбор участников; целевая группа, на которую рассчитан проект, предполагаемое количество участников проекта, их возраст и социальный статус).

9. План реализации проекта (план-график подготовки, этапы и сроки реализации проекта с намеченными мероприятиями, указанием дат и ответственных за каждое мероприятие).

10. Ожидаемые результаты и социальный эффект (результаты-продукты , т.е. Новые, как правило, материальные объекты, которые появятся в ходе реализации проекта (книга, фильм, методическая разработка, выставка, новая образовательная программа и т. д.) и/или результаты-эффекты , т.е. Социальные, культурные, психологические изменения, которые произойдут вследствие реализации проекта. И результаты-продукты, и результаты-эффекты должны быть измеримы . Степень достижения поставленных целей и задач - количественная и качественная оценка результатов. Критерии оценки эффективности. Возможные последействия реализации проекта).

11. Перспективы дальнейшего развития проекта (возможность дальнейшего продолжения проекта, расширение территории, контингента участников, организаторов, возможность развития содержания и т. д. Указание ресурсов для дальнейшего продолжения проекта.

12. Литература.

13. В приложениях к проекту можно представить:

    учебно-тематические планы;

    структуру раздаточных материалов;

    тематику /примерную структуру/ тираж/ объем публикаций/печатных материалов;

    структуру/ перечень разделов, создаваемых интернет-ресурсов;

    примерную структуру/ объем/ методику/ инструментарий/ исследования;

    тематику/ примерную программу/ аудиторию конференций/ круглых столов

    тематику/объем консультаций

Одна из форм экологического образования - экологический туризм, главной особенностью которого является активное познание природы и ее богатств, содействие охране природы и местной социокультурной среды. Экологический туризм обеспечивает комплексное воздействие на личность через образовательно-познавательную, воспитательно-развивающую, оздоровительную функции, осуществляя единство духовного и физического здоровья человека. В туризме вырабатывается умение преодолевать трудности, ребята учатся коллективизму, вырабатывается сознательная дисциплина, настойчивость, ответственность. Велика роль туризма в нравственном и духовном воспитании, социализации и развитии коммуникативных качеств подростков, которые определены как задачи первостепенной важности в соответствии с законом «Об образовании». Разнообразные формы экологического туризма помогают усвоить определенный социальный опыт, знания, умения, навыки практической деятельности и преобразовать их в свои собственные социальные нормы поведения, сформированные черты характера, в активное творческое начало, стремление к самопознанию, самореализации, самосовершенствованию. Основываясь на концепцию духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, учитывая направление инициативы «Наша новая школа» по сохранению и укреплению здоровья школьников, уникальное социоприродное окружение и созданные условия образовательной среды школы, был разработан данный инновационный проект «Школьный экологический туризм как условие социального развития личности»

Цели и задачи.

Цель: создание условий для социализации личности путем включения его в эколого – туристическую деятельность.

Задачи:

  1. Расширение содержания экологического образования
  2. Формирования здорового образа жизни, воспитания патриотизма, бережного отношения к природе
  3. Сотрудничество с районным эколого – краеведческим объединением глобус
  4. Привлечение учащихся к экологическому туризму

Предпосылки разработки проекта

  1. Красота природы, уникальные памятники археологии, исторические традиции создают много предпосылок для развития эколого – туристического потенциала района.
  2. Пешеходный туризм на базе МКОУ «Михайловская СОШ»

Основные направления

  • Образовательное
  • Спортивное
  • Научное

Механизмы реализации проекта

  1. Привлечение учащихся, учителей, членов районного эколого – краеведческого движения «Глобус» в экологический туризм
  2. Внедрение в образовательную практику новых педагогических технологий.
  3. Организация и проведение летнего туристического слета, соревнований по пешеходному туризму, однодневных и многодневных походов.

Научно – методическое обеспечение проекта

  1. Настоящий проект
  2. Устав школы
  3. Учебное пособие «Экскурсионные маршруты»
  4. Книга «»
  5. Паспорта экологических троп №1 - №10

Сроки реализации проекта

Подготовительный этап – апрель – май 2014 г.

Формирование плана действий и определение направлений по реализации проекта

Доработка нормативно – правовой базы

Разработка учебного курса «Экскурсионные маршруты»

Экспериментальный этап – июнь – сентябрь 2014 г.

Апробация программ учебного курса «Экскурсионные маршруты»

Осуществление деятельности в рамках проекта в соответствии с составлением планов

Итоговый этап – октябрь – март 2015 г.

Анализ достигнутых результатов и определение перспектив дальнейшего развития распространения опыта работы

Ожидаемые результаты реализации проекта

В ходе выполнения работ:

  1. Повышение уровня экологической грамотности и духовно – нравственного потенциала учащихся, здорового образа жизни;
  2. Формирование знаний, умений по туризму, повышение и приобретение туристического мастерства;
  3. Повышение социального статуса школы;
  4. Масса положительных эмоций и впечатлений.

Печатная и цифровая продукция:

  1. Образовательный проект «Экологический туризм как условие социального развития»
  2. Путеводитель по маршрутам экологических троп
  3. Сборник творческих и исследовательских работ учащихся
  4. Мультимедиа презентаций, фотографий, видеороликов

Нормативно – правовое обеспечение

Приложение № 1.

Экскурсионные маршруты

№1 – Гилевское водохранилище (Приложение № 2)

№ 2 – Острая сопка (Приложение № 3)

№ 3 – Лифляндский заказник (Приложение № 4)

№ 4 – Голубое озеро (Приложение № 5)

Приложение № 2

№ 1 «Гилевское водохранилище»

  1. Описание экологической тропы

Доступность: Экологическая тропа № 1 располагается в 38 км в северном направлении от нашей школы. Подвоз детей производится на школьном автобусе. На территории «Гилевского водохранилища» расположены археологические памятники – комплексы погребений середины II тысячелетия до нашей эры, VI-VII веков до нашей эры и VIII-XI веков нашей эры. Здесь прекрасные условия для научно – исследовательской работы по изучению памятников природы.

здесь наблюдается большое разнообразие памятников природы. Сюда приезжают сотни людей желающих отдохнуть на красивых берегах водохранилища. Эти места связаны с историей.

Информационная емкость: На экотропе №1 мы имеем возможность познакомится с памятниками природы - археологические памятники – комплексы погребений середины II тысячелетия до нашей эры, VI-VII веков до нашей эры и VIII-XI веков нашей эры; с пляжным и парусным отдыхом в районе реки Березовка; с круглогодичным рыболовным туризмом; с подводным плаванием, парусным спортом, экскурсиями в музей села Корболиха.

Приложение № 3

№ 2 «Острая сопка»

Описание экологической тропы

Решающие условия для выбора тропы: доступность для посещения, привлекательность и эстетическая выразительность окружающего ландшафта, информационная емкость маршрута.

Доступность: экологическая тропа №2 располагается в 23 км. в юго-западной направлении от нашей школы. Подвоз детей производится на школьном автобусе. Здесь прекрасные условия для научно-исследовательской работы по изучению памятников природы Третьяковского района.

Привлекательность и эстетическая выразительности:. Это очень красивый памятник природы, все желающие могут остановится и отдохнуть на этом месте, забравшись на гору очень хорошо просматривается близ лежащие деревни и поселки, видна вся красота природного ландшафта.

Информационная емкость: К особо охраняемым природным территориям относятся памятники природы сопка Острая («Постзмеиногорский комплекс»). Сопка Острая расположена в 5 км к северо-западу от с. Екатерининское. Первое описание этой сопки встречается в книге П. С. Палласа «Путешествие по разным провинциям государства российского», совершившего в 1770 г. путешествие по Сибири, в частности, по Третьяковскому району: «...гора, коя ради растущих на ней дерев и кустов и для конического оныя вида, острою мохнатою сопкой именуется. Сия гора состоит из одних друг на друге лежащих голых гранитных кабанов. Из развалин оных произрастают по одиночке сосны, березы и осокорь, но вся гора обросла стелющимся казацким можжевельником. Также растет обыкновенно на всех сих горах некоторый род небольшого, весьма сладкого и красноватого терновника...».

По рассказам старожилов, сопка, особенно в военные годы, могла накормить и напоить любого, так как была богата растительностью и родниками. Здесь росли малина, ежевика, крыжовник, калина, разные виды лука. Сейчас же этих растений становится гораздо меньше, остаются самые неприхотливые. Сильно уменьшилось количество родников.

Сопка видна за десятки километров. Своей формой и красотой она привлекает взор многих проезжающих, побуждая их взойти на вершину и осмотреть окрестности с высоты птичьего полета. Именно из-за своей формы она прозвана «Острой» (или «Острухой»). С ее вершины видны почти все села района, извилистые ленты дорог, ведущих к ним и образующих паутину вместе со всеми полевыми и проселочными дорогами. И сопки, сопки, сопки... А где-то вдалеке белеют очертания настоящих гор. Многие посетившие эту сопку, а тем более поднявшиеся на ее вершину, стараются оставить автограф, что, конечно, недопустимо.

Приложение № 4

№ 3 «Лифляндский заказник»

  1. Описание экологической тропы

Решающие условия для выбора тропы : доступность для посещения, привлекательность и эстетическая выразительность окружающего ландшафта, информационная емкость маршрута.

Доступность: экологическая тропа № 3 находится в 33 км. от нашей школы в южном направлении. Подвоз детей производится на школьном автобусе.

Привлекательность и эстетическая выразительность: экологическая тропа № 3 – удивительный и неповторимый, прекрасный в любое время года природный уголок, где можно насладится звуками рощи, полюбоваться красотами степи, надышаться свежайшим воздухом природы.

Информационная емкость: Лифляндский заказник (до 2007 г. – Гилевский) организован с целью сохранения и восстановления природной системы долины реки Алей, сохранения мест естественного обитания птиц, животных и растений водно-болотного и степного комплексов и их воспроизводства. Создание Лифляндского заказника – не просто мера, направленная на сохранение редких видов животных и среды их обитания, но это еще и поддержание биоразнообразия на юго-западе Алтайского края. Площадь заказника составляет 11552 га, в нее включены приустьевая часть Гилевского водохранилища и прилегающие к ней земельные угодья.

Режим особой охраны заказника предусматривает ряд ограничений в использовании природных ресурсов. Безоговорочными правилами являются: запрет на вырубку леса; выпас скота в пределах водоохранных зон; сенокошение в мае-июне; сжигание соломы и сухого бурьяна; массовый туризм и другие формы организованного отдыха до июля; проведение гидромелиоративных работ; движение на снегоходах и моторных лодках; проезд на механических транспортных средствах вне дорог общего пользования; охота и другие виды пользования животным миром; размещение производственных и бытовых отходов.

В то же время положение допускает здесь отдыхающих, из-за безответственного отношения которых нередко возникают «следы пребывания человека». К сожалению, естественная степная растительность сохранилась только на отдельных участках заказника, но и она подвергается различным неблагоприятным воздействиям со стороны хозяйственной деятельности человека. Этот процесс остановить сложнее всего.

Приложение № 5

№ 4 «Голубое озеро»

№ 4 Описание экологической тропы

Решающие условия для выбора тропы: доступность для посещения, привлекательность и эстетическая выразительность окружающего ландшафта, информационная емкость маршрута.

Доступность: экологическая тропа № 4 располагается 50 км от нашей школы в западном направлении. Подвоз детей производится на школьном автобусе.

Привлекательность и эстетическая выразительность: экологическая тропа № 4 удивительный и неповторимый, прекрасный в любое время года природный уголок, где можно насладится звуками рощи, полюбоваться красотами степи, надышаться свежайшим воздухом природы.

Информационная емкость: Голубое озеро - это затопленная шахта. Благодаря содержанию меди, вода в озере имеет небесно-голубой цвет. Расположенное в предгорной зоне Алтая, оно отличается неповторимой, первозданной красотой. Уютный уголок вокруг озера стал излюбленным местам отдыха всех жителей района и его гостей. Побывав на этом озере, В.Добрынин написал песню «Голубое озеро».

До 15 мая включительно продолжается прием заявок на , который проводят ВШЭ и Рыбаков фонд при поддержке Агентства стратегических инициатив. За прошедшие три года на конкурс было представлено более 2 тыс. проектов, многие из них сегодня хорошо известны в профессиональном сообществе и за его пределами.

В конкурсе могут участвовать индивидуальные разработчики и команды от 2 до 6 человек вне зависимости от профессиональной принадлежности. Победитель конкурса получает travel grant для презентации своего проекта в любой точке мира. Кроме того, партнеры конкурса обычно присуждают участникам финала различные поощрительные премии, оказывают им консалтинговую поддержку.

Так, в этом году Дальневосточный федеральный университет ввел новую номинацию - «Образовательные технологии, сжимающие пространство и время». «Мы удалены от столицы на шесть тысяч километров и на семь часовых поясов, поэтому нас интересуют технологии одновременного присутствия пользователей в образовательном пространстве, технологии управления распределенными в пространстве командами учебных проектов, технологии дистанционного выявления талантов», - говорит проректор университета Дмитрий Земцов. Победитель в этой номинации получит заказ на внедрение своего решения в ДВФУ на сумму до 350 тыс. рублей.

В предыдущие три года поощрительные премии КИвО присуждались Московским политехническим университетом, Агентством стратегических инициатив, Московским городским педагогическим университетом и другими организациями.

В апреле 2017 года на Карте лидеров инноваций в образовании , подготовленной Центром содействия инновациям в образовании «СОЛь» на основе интервью с экспертами, было отмечено порядка двадцати лидеров проектов, участвовавших в КИвО в разные годы. Те, чья деятельность связана с инновациями в образовании, кто планирует участвовать в КИвО, наверняка смогут учесть их опыт в собственном профессиональном развитии. Вот некоторые из этих проектов.

«Образ жизни» (победитель КИвО-2014)

Интенсивные программы социализации, рассчитанные преимущественно на старшеклассников, - каникулярные лагеря в городе и за его пределами, обучение, работа над идеями. В основе проекта - идея, что люди выбирают не профессию, а образ жизни, поэтому им нужна среда для жизненных экспериментов. По оценке автора проекта Дианы Колесниковой, КИвО «был первой позитивной обратной связью на то, что я делаю».

Школа цифрового творчества «Кодабра»

Курсы для обучения детей созданию собственных компьютерных игр, мобильных приложений и интерактивной анимации. На занятиях дети работают в командах, распределяя между собой роли, проводят мозговые штурмы, придумывают идеи для проектов, помогают друг другу осуществлять задуманное. Есть формат, когда дети занимаются вместе с родителями. Один из лозунгов школы - «Хватит играть, давай создавать!»

«Москва глазами инженера» (победитель КИвО-2015)

Экскурсии, лекции и детские мастер-классы о памятниках архитектуры, о том, как устроен город с точки зрения инженера. Дети обучаются навыкам проектной работы и инженерному образу мышления. С 2014 года проект занимает верхние строчки в рейтинге TripAdvisor среди развлекательных компаний Москвы. Будущим участникам КИвО автор проекта Айрат Багаутдинов советует не делать акцент на попытке добиться победы, а максимально воспользоваться средой конкурса, чтобы найти партнера или инвестора.

«Учитель для России»

Российская версия американской программы «Teach For All», которая реализуется в десятках стран, включая Великобританию, Индию и Китай. Из числа лучших выпускников вузов, прежде всего непедагогических, отбирают тех, кто готов в течение двух лет поработать учителем в школах, расположенных в «глубинке». Программа предусматривает обучение будущих учителей и дополнительное материальное поощрение.

Краудсорс-проект EduNet «Образование будущего»

Открытое сообщество людей, заинтересованных в обновлении системы образования и создании комплекса образовательных ресурсов: кадрово-методического центра, современной интернет-платформы, модели школы нового типа, конгломерата образовательных проектов и методик. В саморегулирующемся сетевом пространстве взаимодействуют заказчики, создатели и потребители образовательных услуг.

Знание типологии проектов, используемых в сетях или в обычном учебном процессе, может оказать существенную помощь педагогам при разработке этих проектов, их структуры, при координации деятельности учащихся в группах
Прежде всего определимся с типологическими признаками.
Метод или вид деятельности, доминирующий в проекте: исследовательский, творческий, приключенческий, ролево-игровой, практико-ориентированный, информационный и пр.

Характер координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта).

Характер контактов: внутренний (локальный), региональный, международный и т. д.

Количество участников: персональный, парный, групповой.

Продолжительности проведения: краткосрочный, долгосрочный, эпизодический.

Особенности проектов в соответствии с первым признаком

Исследовательские проекты

Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры проекта, обозначенных целей, актуальности проекта для всех участников, социальной значимости, продуманных методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов.

Творческие проекты

Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь логике и интересам участников проекта. В лучшем случае можно договориться о желаемых, планируемых результатах (совместной газете, сочинении, видеофильме, спортивной игре, экспедиции, пр.). Оформление результатов проекта может быть в виде сборника, сценария, программы праздника, видеофильма и т. д.

Приключенческие, игровые проекты

В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Результаты работы могут намечаться в начале проекта, а могут вырисовываться лишь к его концу. Отмечается высокая степень творчества.

Информационные проекты

Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты также, как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы над проектом.

Структура такого проекта может быть обозначена следующим образом:

* цель проекта - результат (статья, реферат, доклад, видеоматериалы и пр.);
* предмет информационного поиска - поэтапность поиска с обозначением промежуточных результатов - аналитическая работа над собранными фактами - выводы - корректировка первоначального направления (если требуется) - дальнейший поиск информации по уточненным направлениям - анализ новых фактов - обобщение - выводы и т. д. до получения данных, удовлетворяющих всех участников проекта, - заключение, оформление результатов (обсуждение, редактирование, презентация, внешняя оценка).

Практико-ориентированные проекты

Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности участников проекта. Причем этот результат обязательно четко ориентирован на социальные интересы, интересы самих участников работы (газета, документ, видеофильм, звукозапись, спектакль, программа действий, проект закона, справочный материал, пр.).

Такой проект требует хорошо продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четкие выходы и участие каждого в оформлении конечного продукта. Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы в плане поэтапных обсуждений, корректировки совместных и индивидуальных усилий, в организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, организация систематической внешней оценки проекта.

Виды проектов по второму признаку

Литературно-творческие

Это наиболее распространенные типы совместных проектов. Дети разных возрастных групп, разных стран мира, разных социальных слоев, разного культурного развития, наконец, разной религиозной ориентации объединяются в желании творить. Иногда, как это было в одном из проектов, координатором которого выступал профессор Кембриджского университета Б. Робинсон, скрытую координацию осуществляет профессиональный детский писатель, задача которого в ходе разыгрываемого сюжета научить ребят грамотно, логично и творчески излагать свои мысли.

Естественно-научные

Чаще всего бывают исследовательскими, имеющими четко обозначенную исследовательскую задачу (например, состояние лесов в данной местности и мероприятия по их охране).

Экологические проекты также, как правило, требуют привлечения исследовательских, научных методов, интегрированного знания из разных областей. Чаще они бывают практико-ориентированными одновременно (кислотные дожди; флора и фауна наших лесов; памятники истории и архитектуры в промышленных городах; беспризорные домашние животные в городе и пр.).

Языковые (лингвистические)

Чрезвычайно популярны, поскольку они касаются проблемы изучения иностранных языков, что особенно актуально в международных проектах и потому вызывает живейший интерес участников проектов. В соответствии с указанными признаками можно предложить следующую типологию проектов по иностранным языкам:

* обучающие проекты, направленные на овладение языковым материалом, формирование определенных речевых навыков и умений.
* лингвистические, направленные на изучение языковых особенностей, языковых реалий (идиом, неологизмов, поговорок и т. п.), фольклора.
* филологические, направленные на изучение этимологии слов, литературные исследования, исследование историко-фольклорных проблем и др.

Культурологические проекты

Они связаны с историей и традициями разных стран. Без культурологических знаний очень трудно бывает работать в совместных международных проектах, так как необходимо хорошо разбираться в особенностях национальных и культурных традиций партнеров, их фольклоре. Культурологические (страноведческие) проекты предполагают развитие языковых и речевых умений и навыков на более или менее продвинутом уровне владения языком посредством организации межкультурного общения с целью ознакомления с культурой, историей, этнографией, географией, экономикой, политикой, государственным устройством стран партнеров, искусством, литературой, архитектурой, традициями и бытом народов и т. д. Проекты этого типа целесообразно проводить с носителями языка, что вытекает из целей, описанных выше. Иностранный язык (ИЯ) выступает в роли средства общения; естественная языковая среда способствует формированию потребности использования ИЯ как единственно возможного средства коммуникации.

С точки зрения содержания культурологические проекты бывают:

* историко-географические, посвященные истории страны, города, местности, географии страны, города, местности;
* этнографические, нацеленные на изучение традиций и быта народов, народного творчества, этнического состава народа, проживающего на данной территории, национальных особенностей культуры разных народов и т. д;
* политические, цель которых ознакомление с государственным устройством стран, с политическими партиями и общественными организациями, со средствами массовой информации и их влиянием на государственную политику, с законодательством страны и т. д;
* посвященные проблемам искусства, литературы, архитектуры, культуры страны изучаемого языка.
* экономические, повященные проблемам финансовой и денежной системы, налогообложения и т. д.

Ролево-игровые также весьма популярны и часто сочетаются с каким-то иным направлением проекта, например, приключенческим, или литературно-творческим, или культурологическим. Ролево-игровые и игровые проекты, так же, как и культурологические, предполагают развитие языковых и речевых умений и навыков владения языком посредством организации межкультурного общения на двух последних уровнях усвоения языкового материала (уровень применения по аналогии, уровень творческого применения).

* воображаемые путешествия, которые могут преследовать самые разнообразные цели: обучение речевым структурам, клише, специфическим терминам, диалоговым высказываниям, описаниям, рассуждениям, умениям и навыкам из других областей знаний;
* имитационно-деловые, моделирующие профессиональные, коммуникативные ситуации, которые максимально приближают игровую ситуацию к реальной;
* драматизированные, нацеленные на изучение литературных произведений в игровых ситуациях, где в роли персонажей или авторов этих произведений выступают учащиеся;
* имитационно-социальные, где учащиеся исполняют различные социальные роли (политических лидеров, журналистов, учителей, пр.).

Спортивные проекты объединяют ребят, увлекающихся каким-либо видом спорта. Часто они в ходе таких проектов обсуждают предстоящие соревнования любимых команд (или своих собственных); методики тренировок; делятся впечатлениями от каких-то новых спортивных игр; обсуждают итоги крупных международных соревнований и пр.).

Географические проекты могут быть исследовательскими, приключенческими и пр.

Исторические проекты позволяют их участникам исследовать самые разнообразные исторические проблемы; прогнозировать развитие событий политических, социальных, анализировать исторические события, факты.

Музыкальные проекты объединяют партнеров, интересующихся музыкой. Это могут быть аналитические проекты, творческие, когда ребята могут даже совместно сочинять какое-то музыкальное произведение, аранжировать его.

По третьему признаку - характеру координации - проекты могут быть:

* с открытой, явной координацией. В таких проектах координатор выступает в проекте в собственной своей функции, ненавязчиво направляя роботу участников, организуя, в случае необходимости, отдельные этапы проекта, деятельность отдельных его участников (например, если нужно договориться о встрече в каком-то официальном учреждении, провести анкетирование, интервью со специалистами, собрать репрезентативные данные и пр.);
* со скрытой координацией. В таких проектах координатор не обнаруживает себя в деятельности групп участников в своей функции. Он выступает как полноправный участник проекта (один из...). Примером таких проектов могут служить известные проекты, организованные и проведенные в Великобритании (Кембридж, Б.Робинсон), в которых в одном случае профессиональный детский писатель выступал как участник проекта, стараясь «научить» своих «коллег» грамотно и литературно излагать свои мысли по различным поводам. В конце этого проекта был издан интереснейший сборник детских рассказов по типу арабских сказок. В другом случае в качестве такого скрытого координатора экономического проекта для учащихся старших классов выступал британский бизнесмен, который также под видом одного из деловых партнеров пытался подсказать наиболее эффективные решения конкретных финансовых, торговых, других сделок, в третьем случае для исследования некоторых исторических фактов в проект был введен профессиональный археолог, который, выступая в роли неквалифицированного специалиста, направлял «экспедиции».

Что касается таких признаков, как характер контактов, продолжительность проекта и количество участников проекта, то они не имеют самостоятельной ценности и полностью зависят от типов проектов.

В работе над проектами обязателен исследовательский метод, и поэтому нам представляется важным кратко остановиться на его характеристике.

Исследовательский метод, или метод исследовательских проектов основан на развитии умения осваивать окружающий мир на основе научной методологии, что является одной из важнейших задач общего образования.

Учебный исследовательский проект структурируется на основе общенаучного методологического подхода: определение целей и формулировка гипотезы о возможных способах решения поставленной проблемы и результатах предстоящего исследования, уточнение выявленных проблем и определение процедуры сбора и обработки необходимых данных, сбор информации, ее обработка и анализ полученных результатов, подготовка соответствующего отчета и обсуждение возможного применения полученных результатов.

На основе приведенной общедидактической типологии телекоммуникационных проектов появляется возможность разработки проектов по конкретным учебным предметам или, точнее, предметно-ориентированных проектов, поскольку, как уже говорилось, чисто «математические» или «биологические» проекты разработать довольно сложно, все они в той или иной мере интегрированные, межпредметные. Поэтому речь может идти о специфике типологии в связи с целевой направленностью проектов.

В качестве примера можно привести типологию, ориентированную на изучение иностранных языков, наиболее адекватную целям обучения, которые и явились типологическими признаками: практическое овладение языком; лингвистическое и филологическое развитие школьников; ознакомление с культурологическими, страноведческими знаниями; ситуативная, коммуникативная природа общения.

Все виды проектов, если это международные проекты, ведутся на иностранном языке и потому представляют, помимо возможности реализации дидактических или методических задач, дополнительный интерес, поскольку создают условия для реальной языковой среды, на базе которой формируется потребность общения на иностранном языке, потребность в изучении иностранного языка. В этой связи особый интерес представляют языковые (лингвистические), культурологические (страноведческие) и ролево-игровые проекты, типология которых приведена выше.

Почти все виды проектов предусматривают использование исследовательских методов для решения заложенной в них проблемы. Исследовательский метод основан на развитии у учащихся умения осваивать окружающий мир на базе научной методологии, что является одной из важнейших задач общего образования. Учебный проект (особенно исследовательского типа) структурируется на основе общенаучного методологического подхода: выявление проблемы или ряда проблем, определение целей и формулировка гипотезы о возможных способах решения поставленной проблемы, уточнение выявленных проблем в ходе обсуждения методов ее решения, определение процедуры сбора и обработки необходимых данных, сбор информации, ее обработка и анализ полученных результатов, подготовка соответствующего отчета и обсуждение возможного применения полученных выводов.

Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он преврашается в организатора познавательной деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классной комнате, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.

Телекоммуникационные проекты

Особое место в образовательной деятельности школы занимают телекоммуникационные региональные и международные проекты.

Появившись в начале восьмидесятых годов, телекоммуникационные сети первоначально использовались в сфере науки и образования лишь как удобный и оперативный вид связи, поскольку вся сетевая работа тогда заключалась в обмене письмами между учащимися. Однако, как показала международная практика и многочисленные эксперименты, в отличие от простой переписки, специально организованная целенаправленная совместная работа учащихся в сети может дать более высокий педагогический результат. Наиболее эффективной оказалась организация совместных проектов на основе сотрудничества учащихся разных школ, городов и стран. Основной формой организации учебной деятельности учащихся в сети стал учебный телекоммуникационный проект.

Под учебным телекоммуникационным проектом мы понимаем совместную учебно-познавательную, исследовательскую, творческую или игровую деятельность учащихся-партнеров, организованную на основе компьютерной телекоммуникации, имеющую общую проблему, цель, согласованные методы, способы деятельности, направленную на достижение совместного результата деятельности.

Решение проблемы, заложенной в любом проекте, всегда требует привлечения интегрированного знания. Но в телекоммуникационном проекте, особенно международном, требуется, как правило, более глубокая интеграция знаний, предполагающая не только знание собственно предмета исследуемой проблемы, но и знания особенностей национальной культуры партнера, особенностей его мироощущения. Это всегда диалог культур.

Международные проекты, которые проводятся на английском языке, целесообразно включать, если позволяет программа, в структуру содержания обучения для данного класса и соотносить его с той или иной темой устной речи и чтения. Таким образом, выбранная тема для телекоммуникационного проекта будет органично вписываться в систему обучения, включая весь программный языковой материал. Если международный проект предусматривается по другим предметам школьной программы, который также должен выполняться на английском языке, но который не соответствует программному материалу по английскому языку, то такой проект выполняется во время внеклассной работы, как правило, не всей группой, а отдельными учениками.

Проблематика и содержание телекоммуникационных проектов должны быть такими, чтобы их выполнение совершенно естественно требовало привлечения свойств компьютерной телекоммуникации. Другими словами, далеко не любые проекты, как бы интересны и практически значимы они ни казались, могут соответствовать характеру телекоммуникационных проектов. Как определить, какие проекты могут быть наиболее эффективно выполнены с привлечением телекоммуникаций?

Телекоммуникационные проекты оправданы педагогически в тех случаях, когда в ходе их выполнения:

* предусматриваются множественные, систематические, разовые или длительные наблюдения за тем или иным природным, физическим, социальным, пр. явлениями, требующими сбора данных в разных регионах для решения поставленной проблемы;
* предусматривается сравнительное изучение, исследование тех или иных явлений, фактов, событий, происшедших или происходящих в различных местностях для выявления определенной тенденции или принятия решения, разработки предложений, пр.;
* предусматривается сравнительное изучение эффективности использования одного и того же или разных (альтернативных) способов решения одной проблемы, одной задачи для выявления наиболее эффективного, приемлемого для любых ситуаций решения, т.е. для получения данных об эффективности предлагаемого способа решения проблемы;
* предлагается совместная творческая разработка какой-то идеи: чисто практической (например, выведение нового сорта растения в разных климатических зонах, наблюдения за погодными явлениями, пр.), или творческой (создание журнала, газеты, пьесы, книги, музыкального произведения, предложений по совершенствованию учебного курса, спортивных, культурных совместных мероприятий, народных праздников и т. д. и т. п.);
* предполагается провести увлекательные приключенческие совместные компьютерные игры, состязания.

Параметры внешней оценки проекта:

* значимость и актуальность выдвинутых проблем, адекватность их изучаемой тематике; корректность используемых методов исследования и обработки получаемых результатов; активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями; коллективный характер принимаемых решений (при групповом проекте);
* характер общения и взаимопомощи, взаимодополняемости участников проекта;
* необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему;
* привлечение знаний из других областей;
* доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы;
* эстетика оформления результатов проведенного проекта;
* умение отвечать на вопросы оппонентов, лаконичность и аргументированность ответов каждого члена группы.




Top