Временный вывоз. Переработка вне таможенной территории ТС. Реимпорт. Таможенные режимы Как подтвердить реимпорт ремонт оборудования 0

Наш телефон +7-905-5555-200

Статья 16.18. Невывоз либо неосуществление обратного ввоза товаров и (или) транспортных средств физическими лицами

1. Невывоз с таможенной территории Таможенного союза физическими лицами временно ввезенных товаров и (или) транспортных средств в установленные сроки временного ввоза -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

2. Неосуществление физическими лицами обратного ввоза в Российскую Федерацию временно вывезенных товаров, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации обязательному обратному ввозу, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения.

Комментарии к ст. 16.18

1. Вывоз за пределы таможенной территории РФ ранее ввезенных товаров предусмотрен таможенным режимом реэкспорта товаров.
В соответствии со ст. 239 Таможенного кодекса РФ реэкспорт - таможенный режим, при котором товары, ранее ввезенные на таможенную территорию РФ, вывозятся с этой территории без уплаты или с возвратом уплаченных сумм ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения к товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
Товары, выпущенные для свободного обращения, в случаях, предусмотренных абз. 1 п. 1 ст. 242 Таможенного кодекса РФ, могут быть помещены под таможенный режим реэкспорта, если указанные товары подлежат вывозу в течение шести месяцев со дня их выпуска для свободного обращения. Нарушение данных сроков вывоза товаров квалифицируется по ч. 2 комментируемой статьи. Согласно подп. 23, 24 п. 1 ст. 11 Таможенного кодекса РФ под выпуском товаров понимается действие таможенных органов, заключающееся в разрешении заинтересованным лицам пользоваться и (или) распоряжаться товарами в соответствии с таможенным режимом; свободное обращение - оборот товаров на таможенной территории РФ без запретов и ограничений, предусмотренных таможенным законодательством РФ.
Обязанности по обязательному вывозу товаров с таможенной территории РФ обусловлены завершением таможенного режима временного ввоза. Согласно ст. 209 Таможенного кодекса РФ временный ввоз - таможенный режим, при котором иностранные товары используются в течение определенного срока (срока временного ввоза) на таможенной территории РФ с полным или частичным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения к этим товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
Срок временного ввоза товаров составляет два года; применительно к отдельным видам товаров таможенный орган в соответствии с постановлением Правительства РФ вправе устанавливать иные сроки временного ввоза (см. ст. 213 Таможенного кодекса РФ). В соответствии с п. 1 ст. 214 Таможенного кодекса РФ не позднее дня истечения срока временного ввоза товаров, установленного таможенным органом, товары должны быть вывезены с таможенной территории РФ либо заявлены к иному таможенному режиму.
Просрочка указанных временных параметров квалифицируется по ч. 2 комментируемой статьи.
2. Согласно ст. 272 Таможенного кодекса РФ обратный вывоз временно ввезенного транспортного средства должен осуществляться незамедлительно после завершения транспортной операции, для совершения которой оно было временно ввезено.
В исключительных случаях в целях осуществления таможенного контроля таможенный орган вправе устанавливать срок временного ввоза транспортного средства исходя из заявления перевозчика и с учетом всех обстоятельств, связанных с осуществлением предполагаемой транспортной операции.
По мотивированному запросу заинтересованного лица таможенный орган продлевает первоначально установленный срок временного ввоза.
В соответствии со ст. 274 - 276 Таможенного кодекса РФ временный вывоз транспортного средства допускается при условии, что это транспортное средство находится в свободном обращении на таможенной территории РФ и зарегистрировано за российским лицом.
Допускается временный вывоз транспортных средств, ранее временно ввезенных на таможенную территорию РФ с частичным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, если временный вывоз осуществляется российским лицом, которому транспортное средство не принадлежит на праве собственности, независимо от того, зарегистрировано это транспортное средство за российским лицом или нет. При этом таможенный режим временного ввоза в отношении этих транспортных средств применяется в части уплаты таможенных пошлин, налогов до завершения действия этого режима по правилам, установленным ст. 214 Таможенного кодекса РФ.
Временный вывоз транспортного средства допускается независимо от того, каким лицом и в каких целях оно будет использоваться за пределами таможенной территории РФ. Сроки временного вывоза транспортных средств не ограничиваются.
При обратном ввозе на таможенную территорию РФ временно вывезенного транспортного средства таможенные пошлины, налоги не уплачиваются, если транспортное средство не подвергалось за пределами таможенной территории РФ операциям по переработке, за исключением:
- операций по ремонту, техническому обслуживанию и других подобных операций, необходимых для обеспечения его сохранности и эксплуатации, а также поддержания его в состоянии, в котором оно находилось на день помещения под таможенный режим временного вывоза;
- операций по ремонту, осуществляемых бесплатно в силу закона или договора;
- операций по ремонту, включая капитальный ремонт, осуществляемых для восстановления транспортного средства после его повреждения вследствие аварии или действия непреодолимой силы, которые имели место за пределами таможенной территории РФ.
3. Согласно Методическим рекомендациям по квалификации административных правонарушений в области таможенного дела (нарушений таможенных правил) обязанность вывоза (ввоза) ранее ввезенных (вывезенных) товаров и транспортных средств установлена в качестве основной обязанности таможенного режима временного ввоза (вывоза).
Противоправным по смыслу комментируемой статьи является неисполнение обязанности по вывозу товаров за пределы именно РФ. Обязательство о вывозе товаров за пределы таможенной территории Республики Беларусь, данное таможенному органу этого государства, не может служить основанием для привлечения лица к ответственности в соответствии с рассматриваемой статьей. Факт временного ввоза товара на таможенную территорию Республики Беларусь не влечет за собой обязанности его вывоза за пределы таможенной территории РФ. Подобное отождествление таможенной границы Российской Федерации и таможенной границы Республики Беларусь, иногда допускаемое таможенными органами, не имеет под собой юридических оснований. Приказом ГТК России от 7 июля 1995 г. N 443 таможенное оформление и таможенный контроль отменены только в отношении некоторых категорий товаров, перемещаемых через российско-белорусскую границу. Товары, временно ввезенные в Республику Беларусь и впоследствии ввозимые в РФ, подлежат таможенному оформлению применительно к общему порядку.
Состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 комментируемой статьи, следует отличать от иных нарушений таможенного режима временного ввоза (вывоза) товаров. Так, если до истечения установленных сроков временно ввезенные товары будут переданы в пользование либо распоряжение третьему лицу, действия лица подлежат квалификации по ч. 1 ст. 16.19 КоАП.
Лицом, на котором лежит юридическая обязанность вывезти (ввезти) временно ввезенные (вывезенные) товары и, соответственно, являющимся субъектом нарушения таможенных правил, ответственность за которое предусмотрена комментируемой статьей, является лицо, перемещающее товары. Таможенный брокер не имеет в отношении декларируемых товаров прав имущественного характера и не обладает надлежащими полномочиями принимать на себя обязательства об их будущем вывозе либо ввозе. Согласно Приказу ГТК России от 25 декабря 2000 г. N 1207 "О некоторых вопросах применения таможенного режима временного ввоза (вывоза) товаров" в случае декларирования товаров таможенным брокером временный ввоз (вывоз) товаров допускается только при представлении обязательства лица, перемещающего товары, об обратном вывозе (ввозе).
4. Согласно п. 6 Положения о местах таможенного оформления и порядке учета в таможенных органах транспортных средств, ввозимых в Российскую Федерацию физическими лицами, утвержденного Приказом ГТК России от 21 августа 2000 г. N 741, в течение установленного срока временного ввоза транспортные средства, ввезенные временно, подлежат вывозу за пределы Российской Федерации с представлением таможенным органам, в регионах деятельности которых расположены пункты пропуска через таможенную границу РФ, для оформления закрытия временного ввоза либо представлению иным таможенным органам с помещением в места таможенного оформления для продления срока временного ввоза в течение установленных законодательством РФ сроков или оформления закрытия временного ввоза с проведением таможенного оформления в соответствии с выбранным порядком (отличным от временного ввоза) или вывозом за пределы РФ в соответствии с установленными правилами доставки товаров под таможенным контролем.
5. Согласно приложению 1 к Приказу ГТК России от 26 июня 2001 г. N 598 "О подтверждении таможенными органами фактического вывоза (ввоза) товаров" (зарегистрирован в Минюсте России 27 августа 2001 г. N 2900) подтверждение фактического вывоза товаров с таможенной территории РФ производится на основании обращений, непосредственно представляемых либо направляемых по почте в таможню, в регионе деятельности которой расположен пункт пропуска через Государственную границу РФ, следующих лиц:
а) декларантов товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации в соответствии с таможенным режимом экспорта;
б) российских перевозчиков, выполняющих работы (услуги) по сопровождению, транспортировке, погрузке и перегрузке товаров, помещенных под таможенный режим экспорта, и иные подобные работы (услуги);
в) лиц, выполняющих работы (услуги) по переработке товаров, помещенных под таможенные режимы переработки товаров на таможенной территории и переработки товаров под таможенным контролем;
г) лиц, выполняющих работы (услуги), непосредственно связанные с перевозкой (транспортировкой) через таможенную территорию РФ товаров, помещенных под таможенный режим транзита.
6. В соответствии с приложением 2 к Приказу ГТК России от 26 июня 2001 г. N 598 подтверждение фактического ввоза товаров на таможенную территорию РФ производится на основании обращений, непосредственно представляемых либо направляемых по почте в таможню, в регионе деятельности которой расположен пункт пропуска через Государственную границу РФ, следующих лиц:
а) российских перевозчиков, выполняющих работы (услуги) по сопровождению, транспортировке, погрузке и перегрузке ввозимых в РФ товаров, а также иные подобные работы (услуги);
б) лиц, выполняющих работы (услуги) по переработке товаров, помещенных под таможенные режимы переработки товаров на таможенной территории и переработки товаров под таможенным контролем;
в) лиц, выполняющих работы (услуги), непосредственно связанные с перевозкой (транспортировкой) через таможенную территорию РФ товаров, помещенных под таможенный режим транзита.
7. Исчерпывающий перечень документов, необходимых для подтверждения таможенными органами фактического вывоза (ввоза) товаров, определен соответственно п. 2 приложения 1 и п. 2 приложения 2 к Приказу ГТК России от 26 июня 2001 г. N 598.
8. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматриваются должностными лицами таможенных органов (см. подп. А, В п. 5 комментария к ст. 16.2). В соответствии с ч. 2 ст. 23.1 КоАП указанные должностные лица вправе передавать дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 комментируемой статьи, на рассмотрение судье (см. п. 8 комментария к ст. 15.26).
О процессуальных особенностях наложения и взимания административного штрафа в случаях, установленных санкцией ч. 2 комментируемой статьи для граждан и должностных лиц, см. п. 7, 8 комментария к ст. 16.3.

Реимпорт товаров является одной из (ст. 202), и определяет для таможенных целей требования и условия пользования и распоряжения товарами на таможенной территории союза.
Реимпорт достаточно широко используется при осуществлении внешнеторговых операций, поскольку в целом ряде случаев возникает необходимость обратного ввоза ранее вывезенных с таможенной территории Таможенного союза товаров.
Следует иметь в виду, что действующая правовая база, регулирующая таможенные правоотношения в реимпорте, содержится в документах Таможенного союза и национальном законодательстве.
Нормы, регулирующие реимпорт, включены в главу 39 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК союза) и главу 36 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации".

Реимпорт на практике используется как процедура, имеющая самостоятельное значение, и как процедура, которая завершает действие некоторых других процедур .
Так, таможенная процедура экспорта предполагает вывоз товаров за пределы таможенной территории союза с целью их постоянного нахождения вне союза. В то же время могут возникнуть обстоятельства, требующие возврата ранее вывезенных товаров, например несоблюдение условий контракта. В этом случае реимпорт можно рассматривать как самостоятельную процедуру, поскольку процедура экспорта завершается вывозом товаров.
Таможенная процедура переработки вне таможенной территории союза предусматривает вывоз товаров с целью их переработки в установленные сроки с последующим обратным ввозом продуктов переработки. Таким образом, обратный ввоз товаров завершает процедуру переработки вне таможенной территории союза и с точки зрения таможенного регулирования рассматривается как процедура реимпорта.
Содержанием таможенной процедуры временного вывоза является вывоз товаров Таможенного союза с использованием их в течение определенного времени вне таможенной территории союза. Обратный ввоз таких товаров на территорию союза будет сопровождаться процедурой реимпорта, который завершает временный вывоз товаров.
Ввоз ранее вывезенных товаров возможен с использованием таможенной процедуры выпуска товаров для внутреннего потребления, но в таком случае подлежали бы уплате ввозные таможенные пошлины, налоги с необходимостью соблюдения мер нетарифного регулирования, что не отвечало бы прежде всего экономическим интересам участников внешнеторговой деятельности, осуществляющим экспорт товаров. Таможенная процедура реимпорта упрощает условия обратного ввоза товаров, освобождая декларанта от уплаты указанных платежей и соблюдения мер нетарифного регулирования.
В соответствии со статьей 292 ТК союза содержанием данной процедуры является обратный ввоз товаров, ранее вывезенных с таможенной территории союза, на указанную территорию с соблюдением сроков , установленных статьей 293 ТК союза, без уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования. Товары, помещенные под рассматриваемую процедуру, приобретают статус товаров Таможенного союза, исключение составляют товары, указанные в подпункте 4 пункта 1 статьи 293 ТК союза, которые являются продуктами переработки товаров, вывезенных с таможенной территории союза в соответствии с пунктом 3 статьи 253 ТК союза. Данное исключение вызвано тем, что статья 253 ТК союза предусматривает возможность вывоза в процедуре переработки товаров вне таможенной территории союза товаров, помещенных под процедуру выпуска для внутреннего потребления с предоставлением льгот , налогов, что сопряжено с ограничениями по пользованию и распоряжению такими товарами. Необходимо добавить, что данные товары имеют статус иностранных товаров, остающихся под таможенным контролем после их выпуска для внутреннего потребления. Однако это не является препятствием для вывоза их с целью переработки вне таможенной территории союза, как это предусматривает статья 253 ТК союза.
Возврат таких товаров в виде продуктов переработки с использованием процедуры реимпорта не меняет их статуса, т.е. они остаются иностранными товарами, в противном случае изменение статуса вступало бы в противоречие с условиями помещения товаров под процедуру выпуска для внутреннего потребления (п. 3 ст. 210 ТК союза).
Правовое положение товаров, помещенных под процедуру реимпорта, характеризуется тем, что они выступают как товары, выпущенные для свободного обращения , т.е. товары находятся в обороте на таможенной территории союза без запретов и ограничений, предусмотренных таможенным законодательством.
Важным признаком содержания данной процедуры является, как уже указывалось, освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов и применения мер нетарифного регулирования.
Помещение обратно ввозимых товаров в реимпорт сопровождается рядом условий, которые содержатся в статье 293 ТК союза.
Прежде всего указанная статья перечисляет таможенные процедуры, сопровождавшие вывоз товаров с таможенной территории союза, которые допускают впоследствии воспользоваться реимпортом. Такими процедурами выступают экспорт; переработка на таможенной территории, если вывозились продукты переработки; временный вывоз; переработка вне таможенной территории, если ввозятся товары, не подвергавшиеся операциям по переработке, либо продукты переработки товаров, которые вывозились с целью переработки для безвозмездного (гарантийного) ремонта.
Помещение товаров под реимпорт обусловливается соблюдением сроков возврата товаров на таможенную территорию союза.
Товары, вывезенные в процедуре экспорта или являвшиеся продуктами переработки товаров, помещенных под процедуру переработки на таможенной территории и затем вывезенные в процедуре реэкспорта, могут быть помещены под реимпорт, если указанные товары помещаются под данную процедуру в течение трех лет со дня, следующего за днем их перемещения через таможенную границу при их вывозе с таможенной территории союза, или в иной срок, установленный пунктом 2 статьи 293 ТК союза.
Пункт 2 статьи 293 ТК союза предусматривает возможность установления решением Комиссии Таможенного союза срока, превышающего три года. В целях реализации данного положения решением Комиссии Таможенного союза от 20 сентября 2010 г. N 375 "О некоторых вопросах применения таможенных процедур" определены категории товаров, для которых срок помещения под процедуру реимпорта может превышать срок, установленный ТК союза, куда входят товары, использующиеся для строительства, промышленного производства, добычи полезных ископаемых и других подобных целей, а также товары, вывезенные в процедуре экспорта, для обеспечения функционирования посольств, консульств и иных официальных представительств государств - членов Таможенного союза за пределами таможенной территории союза, в отношении которых в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза принято решение о продлении срока помещения этих товаров под процедуру реимпорта. Таким образом, в решении Комиссии определена цель вывоза товаров.
Порядок продления срока реимпорта товаров в рассматриваемом случае установлен ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (ст. 286).
Для продления срока декларант не позднее 30 дней до дня декларирования товаров направляет мотивированный запрос в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, т.е. в Федеральную таможенную службу. В запросе должны быть изложены обстоятельства вывоза товаров с приложением таможенной декларации , сопровождавшей вывоз товаров, а также документы :



Запрос рассматривается в срок не более 30 дней, при определенных условиях и более, например когда представлены не все необходимые документы. В таком случае запрос рассматривается в течение 15 дней со дня их представления.
Обращает на себя внимание положение статьи 286 Закона, в соответствии с которым решение о продлении срока реимпорта товаров принимает начальник структурного подразделения Федеральной таможенной службы, в компетенцию которого входят вопросы применения таможенных процедур, либо лицо, его замещающее.
Решение о продлении срока должно быть доведено до сведения декларанта и таможенного органа, в регионе деятельности которого будет производиться декларирование товаров в реимпорте. В связи с этим возникает вопрос: какой таможенный орган будет извещаться о принятом решении (РТУ, таможня, таможенный пост)?
Кроме процедур экспорта и переработки на таможенной территории, товары могут быть вывезены в процедуре временного вывоза, в этом случае они должны быть ввезены обратно в течение срока временного вывоза.
Товары, помещенные под процедуру переработки вне таможенной территории, должны быть ввезены обратно в течение срока переработки.
Еще одним условием для реимпорта является то, что обратно ввозимые товары должны находиться в неизменном состоянии, за исключением изменений вследствие естественного износа или естественной убыли при нормальных условиях перевозки, хранения и использования.
Свои особенности данное условие (неизменность состояния) имеет в отношении товаров, вывезенных в процедуре временного вывоза, которая допускает иные изменения при использовании товаров при временном вывозе.
Неизменность состояния не касается продуктов переработки товаров, вывезенных в процедуре переработки вне таможенной территории союза с целью безвозмездного (гарантийного) ремонта, поскольку при ремонте качество товара меняется, например неисправное изделие доводится до работоспособного состояния.
Требованием для реимпорта является необходимость представления таможенному органу документов, содержащих сведения об обстоятельствах вывоза товаров с таможенной территории союза . Такими документами являются таможенная декларация, принятая при вывозе товаров, а также документы:
1) подтверждающие обстоятельства вывоза товаров;
2) свидетельствующие о дате пересечения товарами таможенной границы союза;
3) содержащие сведения об операциях по ремонту товаров за пределами таможенной территории союза, если они производились.
Следует обратить внимание на то, что перечень документов ограничен. Представляется, что формулировка "документы, подтверждающие обстоятельства вывоза товаров" потребует дополнительных разъяснений, так как возникают вопросы, что следует понимать под такими документами: внешнеторговый контракт, лицензии, разрешения и т.д.?
Анализ условий помещения товаров под процедуру реимпорта делает необходимым более внимательно рассмотреть требование о неизменности состояния ввозимых товаров.
ТК союза принимает во внимание только изменения, вызванные естественным износом или убылью, произошедшими при нормальных условиях использования (эксплуатации) или транспортировки, хранения.
Следует отметить, что состояние товаров может измениться и при других обстоятельствах, например, при погрузке, выгрузке в результате неправильных действий товар был поврежден, в том числе до степени невозможности эксплуатации. Такие обстоятельства могут возникнуть до сдачи товара иностранному заказчику, т.е. перед поставщиком возникает обязанность поставить новый товар либо провести ремонтные операции по восстановлению поврежденного товара. Поврежденный товар нередко подлежит возвращению поставщику, так как в зависимости от характера повреждений выполнение восстановительных работ в ряде случаев возможно только на предприятии - изготовителе продукции.
При помещении такого товара под режим реимпорта необходимо соблюдение неизменности, в связи с чем возникнут соответствующие вопросы со стороны таможенных органов. Такие вопросы возникали при применении статьи 235 Таможенного кодекса Российской Федерации, которая также содержала требование о неизменности в той же редакции.
Возврат поврежденного товара можно осуществить в режиме выпуска для внутреннего потребления, на чем, как правило, настаивали таможенные органы, но тогда необходимы уплата таможенных пошлин, налогов, что приведет к дополнительным расходам, и соблюдение мер нетарифного регулирования.
Следует отметить, что Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (далее - Конвенция) учитывает рассматриваемое обстоятельство. Стандартное правило 4 главы 2 специального приложения B Конвенции устанавливает, что в реимпорте не должно быть отказано на том основании, что товары были использованы или повреждены либо пришли в негодность во время нахождения за рубежом, что отвечает интересам предприятий-изготовителей.
Особенностью рассматриваемой процедуры является то, что ее декларантом может быть лицо, выступавшее декларантом одной из процедур, сопровождавших вывоз товаров с таможенной территории союза. В то же время пункт 4 статьи 293 ТК союза устанавливает, что таможенным законодательством Таможенного союза могут быть установлены случаи, когда декларантом процедуры реимпорта может выступать иное лицо. Остается только предполагать, почему такие случаи не перечислены, но поскольку такая формула в ТК союза имеется, то можно прийти к выводу, что они имеют место, тем более что Конвенция предусматривает возможность реимпорта, даже если товары реимпортируются иным лицом, нежели то, которое их экспортировало (специальное приложение B, глава 2, стандарт 3).
ТК союза ограничивает круг таможенных органов, в которые возможно подать декларацию о реимпорте, такая операция допускается в государстве - члене Таможенного союза, в котором они были помещены под одну из процедур, указанных выше.
Как уже указывалось, реимпорт осуществляется без уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, но в то же время реимпорт предполагает возмещение налогов и процентов с них, когда суммы таких налогов в связи с вывозом товаров не уплачивались либо были возвращены, а также сумм иных налогов, субсидий и иных сумм, не уплаченных либо полученных прямо или косвенно в качестве выплат, льгот либо возмещений в связи с вывозом товаров.
Например, при экспорте товаров происходит освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость, возможны какие-либо субсидии для поддержки экспорта, выплачиваемые экспортеру, возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в кредитных организациях. Таким образом, при реимпорте участник внешнеторговой деятельности возвращается в первоначальное положение.
ТК союза предусматривает два порядка возмещения таможенных пошлин, налогов и иных платежей. Возмещение ввозных таможенных пошлин, когда суммы таких пошлин в связи с вывозом товаров не уплачивались либо были возвращены, производится в соответствии с международным договором государств - членов Таможенного союза. Ввозные таможенные пошлины возмещаются, например, когда обратно в реимпорте ввозятся продукты переработки товаров, помещенных ранее под процедуру переработки на таможенной территории и вывезенные в процедуре реэкспорта. Ввоз товаров на переработку на таможенной территории союза происходит без уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов при условии вывоза продуктов переработки, поэтому обратный ввоз продуктов переработки влечет возмещение ввозных таможенных пошлин, налогов.
Возмещение налогов, субсидий и иных сумм производится в порядке и на условиях, которые установлены законодательством государств - членов Таможенного союза.
Статья 288 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" устанавливает, что при реимпорте подлежат уплате на счет Федерального казначейства, а в случаях, установленных международным договором государств - членов Таможенного союза, на счет, определенный этим международным договором, суммы ввозных таможенных пошлин, налогов и иных сумм, о которых уже указывалось.
Ответственность за уплату указанных платежей возлагается на декларанта, причем рассматриваемые платежи должны быть уплачены до выпуска товаров в процедуре реимпорта.
Некоторые товары могут вывозиться в процедуре экспорта с уплатой вывозных таможенных пошлин. Обратный ввоз таких товаров предполагает возврат уплаченных сумм вывозных пошлин, который возможен, если товары, указанные в подпункте 1 пункта 1 статьи 293 ТК союза, т.е. товары, помещенные под процедуру экспорта, и продукты переработки товаров, помещавшихся под переработку на таможенной территории союза, вывезенные в процедуре реэкспорта, помещены под реимпорт не позднее шести месяцев со дня, следующего за днем помещения таких товаров под процедуру экспорта. Обращает на себя внимание, что исчисление срока начинается не со дня пересечения товарами таможенной границы, а со дня их выпуска в экспорте.
Содержание положений, регулирующих процедуру реимпорта, вызывают вопросы: возможно ли помещение под данную процедуру части ранее вывезенного товара, допускается ли реимпорт в отношении товаров, уже помещенных под какую-либо таможенную процедуру после обратного ввоза на территорию союза и не перечисленных в пункте 1 статьи 293 ТК союза, например помещенных под процедуру таможенного склада или магазина беспошлинной торговли?

Россия находится в частичной зависимости от других стран. Службы таможни являются хорошим инструментом для воздействия на торговый оборот государства, на изъятие соответствующих пошлин и пополнения бюджета.

Через таможенников государство, с одной стороны, обеспечивает доступ товаров на российские рынки, а с другой, значительно пополняет государственный бюджет, защищает интересы отечественных производителей, обеспечивает защиту окружающей среды, запрещая ввоз в страну опасных товаров.

Работа любого государственного органа отличается определенными тонкостями, для которых прописаны законы. Термин «таможенная процедура — временный ввоз» является важным инструментом в работе служб таможни разных государств.

Допуск, называемый временным, — это такая процедура, при которой товары, ввозимые в страну, используются на таможенной территории согласно установленному сроку. В течение этого срока товары освобождаются от уплаты (полной или частичной) таможенной пошлины и других соответствующих налогов и сборов.

При этом товары помещаются в определенное помещение, если есть возможность их в последующем идентифицировать и вывезти обратно.

Есть товары, которые не допускаются к временному ввозу. К ним относятся следующие грузы:

  • Продукты питания, напитка, табак и изделия из него.
  • Выставочные единичные экспонаты или промышленные образцы.
  • Различные отходы: как пищевые, так и промышленные.
  • Груз, которые запрещен к ввозу на территорию ТС.

Все остальное подлежит временному ввозу (допуску) на территорию. Все товары, подлежащие этой процедуре, должны оставаться в нетронутом (неизменном) состоянии до окончания процедуры. Какие условия прописаны членами союза для временного ввоза в страну товаров?

Условия помещения товаров при временном ввозе

Для того чтобы воспользоваться временным ввозом, нужно, чтобы товары в дальнейшем были идентифицированы. Обязательно сдается декларация, в которой указаны товары для совершения таможенной процедуры и её завершения.

Опознание товаров не потребуется в том случае, когда заключен международный договор и разрешена замена этих товаров. Помещаются под временный ввоз указанные выше товары иностранного происхождения, которые отвечают требованиям процедуры.

Чтобы воспользоваться данным порядком, нужно предоставить гарантию об обратном вывозе товаров, обеспечение (документальное) всех таможенных сборов и пошлин. Если сумма после вывоза товара составляет меньше 20 тыс. рублей, то обязательство гарантии не требуется.

Порядок оплаты

Существует определенный порядок, который допускает товары под процедуру таможенного ввоза (допуска), при наличии всех условий товары освобождаются от уплаты таможенного сбора, пошлин (полностью или частично). В ст.282 ТК указан перечень товаров, которые допускаются к процедуре ввоза.

На основании ТК предусматривается освобождение от пошлин и налогов товаров, которые не могут нанести экономический вред государству. Это следующие товары:

  • Контейнеры, поддоны.
  • Товары для развития науки, культуры, кинематографии.

Для этих товаров предоставляется полное освобождение от уплаты пошлины. Можно использовать вместо декларации письмо–заявление. В нем подтверждаются обязательства обратного вывоза.

Прочие товары, которые остаются на таможенной территории, не подлежат оплате, только при оформлении декларации нужно заплатить за неё. По окончании срока временного ввоза данная сумма не будет больше уплачиваться.

Конечные сроки уплаты пошлин и сборов могут быть добровольными (досрочными) или по окончании договора. Оплачивать все таможенные сборы обязан тот человек, который ввозит товары. Для разрешения ввоза товара устанавливаются определенные сроки.

Сроки ввозимых товаров

Все сроки прописаны в Таможенном Кодексе (ст. 280) и составляют два года. Для определенных видов товаров Правительство страны может установить свои сроки временного нахождения.

Если товары ввозились временно уже не один раз, даже если декларантами являются разные лица, общий срок нахождения не может быть более двух лет.

Товары же, которые относятся к фондам производства, если они не являются собственником гражданина России, можно располагать не более тридцати четырех месяцев.

Завершение процедуры ввоза

Когда кончается срок временного нахождения товаров на границе, товары обязательно должны быть вывезены с уплатой всех пошлин. На складе временного хранения по декларации сверяют количество (или вес) заявленных товаров и передают владельцу.

Ответственные лица за данный груз уплачивают необходимые взносы, и в день оплаты товары выпускают с границы. Определяется сумма пошлин следующим образом – суммы, которые были частично уплачены за груз, вычитаются из остаточной пошлины (ст. 212 ТК) и выплачиваются проценты с таможенных налогов.

Есть случаи, когда вывоз груза запрещен:

  • Если на данный груз был наложен арест.
  • При помещении груза на склад таможни.
  • Если товары попали под таможенный режим, запрещающий вывоз груза.

У нас есть готовые решения по таможенному оформлению любых грузов. Это сэкономит Ваши деньги и время при перемещении через таможенную границу товаров и транспортных средств, во время декларирования. При необходимости, можем предложить выход из любой ситуации, в том числе изменить таможенную процедуру под которую помещен Ваш груз.

Переработка вне таможенной территории и реимпорт

Описание таможенных процедур переработки вне таможенной территории и реимпорта.

Переработка вне таможенной территории Экспорт 21

Статус товара - утрачивает статус товара ТС при фактическом пресечением границы и ввозится как иностранный товар.
Результат таможенной процедуры - товар не имеет ограничений в использовании на территории ТС.

Оформляется в отделе режимов минимум за 15 дней.

Товары Таможенного союза (ТС) вывозятся в целях совершения в их отношении операций по переработке за пределы ТС в установленные сроки с полным условным освобождением от уплаты вывозной таможенной пошлины и без применения мер нетарифного регулирования с последующим ввозом продуктов переработки.

Условие помещения товаров под таможенную процедуру:
- наличие разрешения на переработку вне таможенной территории, выдается только декларанту товаров (фирма - участник ВЭД), который выступит в последствии контрактодержателем (разрешение выдается таможней в регионе деятельности которой у него КПП);
Для получения разрешения необходимо: заявление - товары ввозимые, товары получаемые с наименованием и количеством, а так же условной стоимости; описать производственный процесс; определиться с нормами выхода; определиться со способами идентификации; определиться со сроком переработки; указать переработчиков.
Срок рассмотрения заявления от 15 до 30 дней максимально. После рассмотрения таможенный орган либо выдает разрешение на бланке со всеми сведениями, либо выдает письменный отказ.
Оформленное таможней разрешение: выдается на бланке установленной формы декларанту, с указанием, что вывозится, как перерабатывается, нормы выхода, способы идентификации, у кого будет делаться, когда будет ввоз.
*упрощенный порядок: операция по переработке - ремонт, то декларант вправе вместо заявления на переработку использовать ДТ по процедуре Импорт 21 (с указанием всех сведений по переработке, как в заявлении, в ДТ).
Для данной процедуры есть упрощенный порядок - ремонт, декларант вправе использовать ДТ по процедуре Экспорт 21. Этим отчитаться ремонт от других режимов переработки!
- идентификация товаров ТС в продуктах переработки в соответствии со способами идентификации:
Классический метод идентификации: Физический контроль (описание, фото, штамп, маркировка, клеймение, чертежи, взятие проб и образцов, химический или спектральный анализ, независимая экспертиза и т.д.).
1 резервный метод идентификации (документальный способ - подробные сведения о технологическом процессе, сырье и материалах НА ОСНОВАНИИ БУХГАЛТЕРСКИХ И СКЛАДСКИХ ДОКУМЕНТОВ по раздельному учету с предоставлением бухгалтерских документов по движению товара и денег в процессе переработки).
*исключения: идентификации не требуется, если таможенным органом разрешена замена, при этом иностранный товар, помещенный под данную процедуру должен быть эквивалентным товаром (это так - товар ТС который по своим описаниям, техническим характеристикам и качеству совпадает с иностранным, помещенным под процедуру, при этом такие товары взаимно меняют свой статус - иностранный товар приобретает статус ТС, а эквивалентный товар приобретает статус иностранного товара и ввозится в качестве продукта переработки, если замена разрешена, то ввоз продукта переработки может опережать вывоз иностранного товара на переработку).
*в случае гарантийного бесплатного ремонта, товар может быть заменен новым.
*сложность т.к. должны выдаваться документы иностранных государств (сертификаты происхождения и т.д.).
*исключения 2: таможенным органом разрешена замена продукта переработки иностранным товаром, который по описанию, техническим характеристикам и качеству совпадает с товаром ТС, только при ремонте (может быть опережающая поставка, если товары на переработку вывозятся трубопроводом);
- при опережающей поставке предусмотрено полное условное освобождение, следует обеспечение уплаты вывозных таможенных пошлин (прямого действия);
- комиссия ТС определяет товары, запрещенные под данную таможенную процедуру (более 30 наименований, в основном сырье - драг. металлы, драг. камни, кожевенное сырье, металлы);
- допускается помещение под процедуру иностранных товаров в двух случаях: товары, условно выпущенные по процедуре Импорт 40 с ограничением по пользованию - уставной капитал предприятий с иностранными инвестициями - ТОЛЬКО ДЛЯ ЦЕЛЕЙ РЕМОНТА; временный вывоз - РЕМОНТ только без изменений их ТС, с изменениями ТС нужно менять режим на режим переработки;
- срок переработки 2 года без продлений, с момента помещения под таможенную процедуру.

Статус товара (ограничения по пользованию или распоряжению товарами).

При фактическом пресечен границы утрачивается статус товара, как товара ТС и ввозится обратно как иностранный товар.

Возможные операции с товарами:
- обработка и переработка товаров;
- изготовление товаров;
- ремонт.

Завершение действия таможенной процедуры.

При завершении процедуры может быть получена только одна категория товаров - продукты переработки. Продукты переработки должны соответствовать продуктам, указанным в разрешении на переработку.

Ввоз продуктов переработки должен быть произведен до истечения срока указанного в разрешении на переработку и возможен по двум процедурам:
а) реимпорт - Импорт 60, без уплаты ввозных там пошл, налогов и без применения мер нетарифного регулирования - только по безвозмездному гарантийному ремонту (обязательная идентификация) или если операции не совершали и товар ввозится в неизменном состоянии;
б) выпуск для внутреннего потребления - Импорт 40, все иные операции по переработке, включая возмездный ремонт , с уплатой ввозных таможенных пошлин, налогов, которые уплачиваются по ставкам применимым к продуктам переработки.
Основа для начисления таможенной пошлины и НДС - это стоимость операций по переработке. Если стоимость операций по переработки документально установить нельзя, то основа для начисления - это разница таможенной стоимости продукта переработки и таможенной стоимости вывезенных товаров (ввозная таможенная пошлина, налоги с добавленного).

АКЦИЗ уплачивается в полном объеме в установленном порядке, за исключением ремонта.

Если товар не ввозится в срок, необходимо изменить таможенную процедуру на процедуру экспорта, при этом подлежат уплате вывозные таможенные пошлины, таможенная стоимость, ставки и курсы валют определяются на день регистрации по процедуре Экспорт 21 + банковский процент со дня помещения под процедуру Экспорт 21.
Результат - товар не имеет ограничений в использовании на территории ТС.

Таможенная процедура реимпорт - Импорт 60

Возможный срок: 3 года, со дня следующего за днем пересечения товаром границы РФ.

Категория товаров, которая может попасть под данную процедуру:
- при процедуре Экспорт 10 или при возврате остатков после процедуры переработки (здесь могут возникнуть сложности с налоговой службой, так как нет утвержденной формы документа, который необходимо предоставить в таможенные органы, если НДС не возвращался, а есть задача вернуть уплаченную экспортную пошлину);
- при смене таможенной процедуры до истечения срока временного ввоза;
- при смена таможенной процедуры до истечения срока переработки вне таможенной территории, с соблюдением условия по неизменному состоянию товара;
- при безвозмездном гарантийном ремонте.

Условие выпуска: к ДТ прилагаются документы вывоза, а подает ДТ тот же декларант.


Временный ввоз - таможенный режим, при котором иностранные товары используются в течение определенного срока (срока временного ввоза) на таможенной территории Российской Федерации с полным или частичным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения к этим товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

В ряде случаев при необходимости использования иностранных товаров на таможенной территории Российской Федерации временно, например, при организации выставок, ввозе товаров для пользования представительствами иностранных юридических лиц на территории Российской Федерации и так далее целесообразно использовать таможенный режим временного ввоза, предполагающий применение полного или частичного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов в течение срока временного ввоза.

Условия помещения товаров под таможенный режим:

Возможность идентификации помещаемых товаров таможенным органом при их последующем обратном вывозе (за исключением случаев, когда в соответствии с международными договорами Российской Федерации допускается замена временно ввезенных товаров товарами такого же типа). Идентификация представляет собой установление тождественности временно ввезенных товаров обратно вывозимым;

Представление лицом, заявляющим таможенный режим, гарантий соблюдения надлежащего исполнения обязанностей, установленных ТК РФ, в том числе представления обязательства об обратном вывозе временно ввезенных товаров, при наличии такого требования со стороны таможенного органа.

Под таможенный режим временного ввоза могут помещаться иностранные товары, ранее помещенные под иные таможенные режимы при условии соблюдения требований и условий, предусмотренных ТК РФ в части завершения ранее заявленного таможенного режима, а также соблюдения условий помещения товаров под таможенный режим временного ввоза.

Гарантиями соблюдения надлежащего исполнения обязанностей, установленных ТК РФ, при временном ввозе являются: - обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов. Размер обеспечения определяется таможенным органом исходя из сумм таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате при выпуске товаров для свободного обращения;

Представление обязательства об обратном вывозе временно ввезенных товаров.

О применении обеспечения уплаты таможенных платежей подробнее изложено в общих положениях.

В соответствии с общими условиями обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов такое обеспечение не представляется, если сумма подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов, пеней и процентов составляет менее 20.000 рубле, а также в случаях, когда таможенный орган имеет основания полагать, что обязательства, взятые перед ним, будут выполнены.

Порядок уплаты таможенных пошлин, налогов.

По общему правилу временный ввоз товаров допускается с полным условным либо частичным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов.

Перечень категорий товаров, временно ввозимых с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов , а также условия такого освобождения, включая предельные сроки временного ввоза, определяются Правительством Российской Федерации.

В настоящее время перечень категорий товаров, временный ввоз которых допускается с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов установлен постановлением Правительства РФ от 16.08.2000 № 599 "О перечне товаров временно ввозимых (вывозимых) с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов". Этот перечень основывается на международных договорах Российской Федерации в области культуры, кинематографии, спорта, и т.д. Максимальный срок временного ввоза товаров с применением полного условного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов согласно указанному постановлению Правительства Российской Федерации составляет один год.

Таможенным кодексом прямо предусмотрено предоставление освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, временный ввоз которых не наносит существенного экономического ущерба Российской Федерации. К категориям товаров относятся следующие:

Временно ввозимые контейнеры, поддоны, другие виды многооборотной тары и упаковки;

Временно ввозимые товары в рамках развития внешнеторговых отношений, международных связей в сфере науки, культуры, кинематографии, спорта и туризма;

Временно ввозимые товары для оказание международной помощи.

Следует отметить, что в соответствии с приложением В3 Конвенции о временном ввозе (Стамбул, 1990) в отношении следующих видов многооборотной тары:

Упаковка, если она удовлетворяет требованиям подпункта "b" статьи 1 указанного приложения;

Контейнер, если он удовлетворяет требованиям подпункта "с" статьи 1 указанного приложения;

Поддон, если он удовлетворяет требованиям подпункта "d" статьи 1 указанного приложения,

предоставляется полное условное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов. При этом декларирование таможенному органу таких товаров допускается с использованием вместо таможенной декларации письменного заявления - обязательства об обратном вывозе этих товаров (в отношении поддонов требование мягче: обратно вывезти можно другие поддоны, при условии, что их количество будет равно количеству ранее временно ввезенных и такие поддоны не будут отличаться по своим характеристикам). В соответствии с положениями статьи 5 приложения В3 Конвенции о временном ввозе таможенным органам не предоставлено право требовать обеспечения уплаты таможенных платежей. Срок временного ввоза рассматриваемых видов многооборотной тары не может быть установлен таможенным органом менее полугода.

В отношении иных категорий товаров, а также при несоблюдении условий полного условного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов, применяется частичное условное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов. Частичное освобождение предусматривает уплату трех процентов от суммы таможенных пошлин, налогов, которая подлежала бы уплате как если бы товары были выпущены для свободного обращения, за каждый полный и неполный календарный месяц нахождения товаров на таможенной территории Российской Федерации

Расчет сумм при применении частичного условного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов за каждый полный и неполный календарный месяц нахождения товаров на таможенной территории выглядит так:

Следует учитывать, что таможенные сборы за таможенное оформление товаров, временно ввозимых как с полным условным, так и частичным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, подлежат уплате при подаче таможенной декларацию. Впоследствии такие суммы не учитываются при вышеуказанном расчете.

Рассчитанная таким образом сумма может уплачиваться как сразу при помещении товаров под таможенный режим временного ввоза (при этом она должна быть умножена на количество календарных месяцев, в течение которых временно ввезенные товары находятся на таможенной территории Российской Федерации), так и периодически. Периодическая уплата сумм таможенных пошлин, налогов при применении частичного условного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов производится по желанию лица, получившего разрешение на временный ввоз. Периодичность такой уплаты также определяется этим лицом с согласия таможенного органа. Конкретные сроки уплаты таможенных пошлин, налогов определяются исходя из того, что уплата этих сумм должна производиться до начала соответствующего периода. В настоящее время наибольшее распространение получила ежеквартальная периодичность уплаты таможенных пошлин, налогов.

Ответственность за уплату таможенных пошлин, налогов в отношении временно ввезенных товаров несет лицо, получившее разрешение на временный ввоз.

Общая сумма таможенных пошлин, налогов, взимаемых при временном ввозе с применением частичного условного освобождения, не должна превышать сумму таможенных пошлин, налогов, которая подлежала бы уплате, если бы в день помещения под таможенный режим временного ввоза товары были бы выпущены для свободного обращения без учета пеней за просрочку уплаты таможенных пошлин, налогов и процентов на них.

Если сумма таможенных пошлин, налогов, уплаченных при временном ввозе товаров станет равной сумме, которая подлежала бы уплате, если бы в день помещения товаров под таможенный режим временного ввоза они были выпущены для свободного обращения, происходит изменение статуса товаров. Такие товары считаются выпущенными для свободного обращения, при условии, что к таким товарам не применяются ограничения экономического характера, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, либо ограничения, применяемые на день помещения товаров под таможенный режим временного ввоза, отменены. В противном случае такие товары приобретают статус выпущенных для свободного обращения (находящихся в свободном обращении) при условии подтверждения лицом соблюдения таких ограничений экономического характера.

Сроки временного ввоза товаров .

Максимальный срок временного ввоза, установленный статьей 213 ТК РФ, составляет 2 года. Для отдельных видов товаров Правительство Российской Федерации может устанавливать более короткие либо более продолжительные сроки временного ввоза.

В отношении товаров, относящихся к основным производственным фондам (средствам), при условии, что такие товары не являются собственностью российских лиц, пользующихся ими на таможенной территории РФ, допускается временный ввоз с применением частичного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов на 34 месяца, при условии, что такие товары не являются собственностью российских лиц, пользующихся ими на таможенной территории Российской Федерации. Для установления такого срока в соответствии с "Об утверждении Перечня документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом" в таможенный орган дополнительно должны быть представлены сведения о наименовании группировки и кода товаров по общероссийскому классификатору основных фондов (ОКОФ) (в случае, если товары временно ввозятся с применением частичного условного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов, не являются собственностью российских лиц, пользующихся ими на таможенной территории Российской Федерации).

Установление срока временного ввоза товаров в размере 34 месяцев предполагает, что по истечении указанного срока, исходя из расчета уплаченных таможенных пошлин, налогов при применении частичного условного освобождения от такой уплаты, товары считаются выпущенными для свободного обращения. В этом случае по истечении 34-х месяцев заявление таможенного режима выпуска для внутреннего потребления не требуется, повторное декларирование товаров не производится - в таможенной декларации о помещении товаров под таможенный режим временного ввоза таможенным органом проставляется соответствующая отметка.

Конкретный срок временного ввоза устанавливается таможенным органом в пределах максимальных сроков временного ввоза, установленных ТК РФ либо соответствующим постановлением Правительства Российской Федерации, исходя из заявления лица, обратившегося за разрешением на временный ввоз, с учетом целей и обстоятельств такого ввоза.

Установленный срок временного ввоза по мотивированному запросу лица может быть продлен по решению таможенного органа (таможни, осуществляющей таможенный контроль за временно ввезенными товарами) в пределах максимальных сроков. Таможенный орган принимает решение о продлении срока временного ввоза при отсутствии нарушений требований и условий, установленных ТК РФ в отношении таможенного режима временного ввоза.

Порядок совершения отдельных таможенных операций при использовании таможенного режима временного ввоза, включающих выдачу таможенным органом разрешения на помещение товаров под таможенный режим временного ввоза, продление заявленного срока временного ввоза, передачу временно ввезенных товаров иному лицу, а также приостановление действия таможенного режима временного ввоза установлен "О совершении отдельных таможенных операций при использовании таможенного режима временного ввоза" (зарегистрирован Минюстом РФ 08.01.2004, регистрационный № 5387).

Разрешение на помещение товаров под таможенный режим временного ввоза выдается таможенным органом (таможенным постом), обладающим компетенцией на совершение выпуска временно ввозимых товаров.

Разрешение таможенного органа на помещение товаров под таможенный режим временного ввоза выдается таможенным органом путем проставления штампа "Выпуск разрешен" и иных технологических отметок на таможенной декларации с заявленным таможенным режимом временного ввоза и заполненной в соответствии с Правилами заполнения ГТД при декларировании товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ и (или) выпускаемых для свободного обращения.

Помимо декларации для принятия таможенным органом решения предоставляется заявление лица, образец которого приведен в вышеуказанном приказе. Данное заявление рассматривается для таможенных целей в качестве обязательства об обратном вывозе временно ввезенных товаров.

В соответствии с приказом ГТК РФ от 16.09.2003 № 1022 "Об утверждении Перечня документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом" при помещении товаров под таможенный режим временного ввоза дополнительно представляются следующие документы и сведения:

Документы и сведения о цели временного ввоза товаров;

Сведения об идентификационных признаках товаров;

Документы и сведения, обосновывающие применение полного условного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов со ссылкой на конкретный международный договор Российской Федерации или нормативный правовой акт Правительства Российской Федерации, если такое освобождение допускается в соответствии с правовыми актами Российской Федерации;

Обязательство об обратном вывозе временно ввозимых товаров, составленное в произвольной письменной форме, и иные гарантии надлежащего исполнения обязанностей, установленных Таможенным кодексом Российской Федерации (в том числе документы, подтверждающие наличие обеспечения уплаты таможенных платежей);

Планы и программы проведения мероприятий с использованием товаров, помещаемых под таможенный режим временного ввоза (такие как: программы научных работ или учебного процесса, в которых предусмотрено использование указанных товаров, планы и программы испытаний, проверок, экспериментов с использованием указанных товаров);

Заявление о предполагаемых сроках временного ввоза товаров, составленное в произвольной письменной форме;

Документы и сведения, свидетельствующие о соблюдении требований ранее заявленного таможенного режима, (в случае помещения под таможенный режим временного ввоза товаров, ранее помещенных под иные таможенные режимы);

Иные документы и сведения, которые декларант сочтет необходимым представить для целей заявления таможенного режима временного ввоза и установления таможенным органом запрашиваемого лицом, заявляющим таможенный режим, срока временного ввоза.

Отказ таможенного органа в выдаче разрешения возможен только при несоблюдении условий помещения товаров под таможенный режим временного ввоза.

Следует отметить, что ТК РФ не установлены ограничения на применение таможенного режима временного ввоза исходя из характера гражданско-правовых отношений российского лица - заявителя таможенного режима с иностранцем. Так, помещение под таможенный режим временного ввоза возможно как товаров, ввозимых в рамках договоров аренды, лизинга, так и в соответствии с договором купли-продажи (поставки). Возможно также и использование агентского договора и договора комиссии. Основным требованием, предъявляемым ТК РФ в данном случае, является обладание лица, получающего разрешение на временный ввоз, статусом декларанта исходя из содержания статей 16 и 126 ТК РФ.

Таможенный режим временного ввоза предполагает применение ограничений по пользованию и распоряжению временно ввезенными товарами. К таким ограничениям относятся (статья 211 ТК РФ):

Пользование временно ввезенным товаром только лицом, получившим разрешение на временный ввоз;

Временно ввезенные товары должны оставаться в неизменном состоянии, за исключением изменений вследствие естественного износа или убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки), хранения и использования (эксплуатации). В целях соблюдения лицом данного требования с временно ввезенными товарами допускается совершение операций, необходимых для обеспечения их сохранности, включая ремонт (за исключением капитального ремонта и модернизации), техническое обслуживание и другие операции, необходимые для сохранения потребительских свойств товаров и поддержания товаров в состоянии, в котором они находились на день их помещения под таможенный режим временного ввоза. Следует отметить, что до вступления в силу с 1 января 2004 года новой редакции ТК РФ, с временно ввезенными товарами не допускалось совершение каких-либо операций.

В случае возникновения необходимости передачи права пользования временно ввезенными товарами иному лицу , такая передача допускается с разрешения таможенного органа. При этом лицо, которому передаются временно ввезенные товары, должно обладать достаточными полномочиями в отношении указанных товаров, чтобы выступать в качестве декларанта в соответствии с ТК РФ. Передача временно ввезенных товаров иному лицу допускается таможенным органом, если:

Это лицо берет на себя обязательство перед таможенными органами по соблюдению всех условий и ограничений таможенного режима временного ввоза;

Лицо, первоначально получившее разрешение на временный ввоз товаров, уплатило таможенные пошлины, налоги за период, использования им товаров в таможенном режиме временного ввоза, если к товарам применяется частичное условное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов;

Если соблюдение требований и ограничений таможенного режима временного ввоза обеспечивается гарантиями, то лицо, которому передаются временно ввезенные товары, должно оформить соответствующие документы на свое имя.

В случае выдачи таможенным органом разрешения на передачу временно ввезенных товаров иному лицу, указанное лицо со дня выдачи такого разрешения приобретает права и несет обязанности, установленные ТК РФ для лица, получившего разрешение на временный ввоз.

Приостановление действия таможенного режима временного ввоза производится в случаях (пункт 3 статьи 214 ТК РФ):

Наложения ареста на временно ввезенные товары или их изъятия в соответствии с законодательством РФ;

Помещения временно ввезенных товаров на таможенный склад в соответствии с пунктом 3 статьи 217 ТК РФ;

По просьбе лица, получившего разрешение на временный ввоз, при помещении временно ввезенных товаров, в отношении которых применялось частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов, под иные таможенные режимы, не предусматривающие выпуска товаров для свободного обращения.

В данном случае, как представляется, законодатель допустил определенного рода неточность. Так, помещение товаров на таможенный склад невозможно без заявления в отношении них таможенного режима таможенного склада (смотри следующий раздел), то есть, по своей сути, этот вид приостановления действия таможенного режима временного ввоза представляет собой третий случай приостановления - помещение товаров под иные таможенные режимы, не предусматривающие выпуска для свободного обращения.

Вышеуказанная неточность может иметь достаточно серьезные правовые последствия, поскольку за период приостановления действия таможенного режима временного ввоза лицо не платит периодические таможенные платежи, и срок приостановления не включается в общий срок временного ввоза товаров.

В соответствии с приказом ГТК РФ от 04.12.2003 № 1388 "О совершении отдельных таможенных операций при использовании таможенного режима временного ввоза" Для приостановления действия таможенного режима временного ввоза лицо должно подать в таможенный орган не только ГТД с заявленным таможенным режимом, но заявление на приостановление. При отсутствии такого заявления факт декларирования временно ввезенных товаров в соответствии с иным таможенным режимом рассматривается как завершение действия таможенного режима.

В соответствии с ТК РФ после окончания срока приостановления действие таможенного режима временного ввоза возобновляется автоматически. Указанное обстоятельство следует всегда принимать во внимание, поскольку с момента возобновления действия таможенного режима временного ввоза лицо, получившее разрешение на временный ввоз, обязано уплачивать периодические таможенные платежи.

При возобновлении действия таможенного режима временного ввоза проценты, начисление и уплата которых предусмотрены в соответствии с настоящей главой, за период приостановления действия таможенного режима временного ввоза не начисляются и не уплачиваются.

Завершение действия таможенного режима временного ввоза осуществляется (статья 214 ТК РФ) :

Путем вывоза временно ввезенных товаров с таможенной территории РФ;

Путем выпуска временно ввезенных товаров для свободного обращения;

Путем помещения временно ввезенных товаров под иные таможенные режимы, не предусматривающие выпуска товаров для свободного обращения.

Обратный вывоз временно ввезенных товаров с таможенной территории РФ влечет обязанность лиц поместить такие товары под таможенный режим реэкспорта. Реэкспорт может быть заявлен в любом таможенном органе, в том числе и находящемся в другом регионе РФ. В любом случае следует учитывать, что для таможенного оформления помимо таможенной декларации с заявленным таможенным режим реэкспорта требуется предоставление документов и сведений, необходимых для помещения товаров под выбранный таможенных режим, а также в соответствии с подпунктом "а" пункта 19 Перечня документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом, утвержденного приказом ГТК РФ от 16.09.2003 № 1022 , сведения об обстоятельствах нахождения товаров на таможенной территории Российской Федерации в виде подтверждения таможни, на контроле которой находятся товары, в форме письма, подписанного начальником таможни либо лицом, его замещающим, заверенного оттиском печати таможни, о соблюдении требований и условий таможенного режима, в соответствии с которым товары находятся на таможенной территории Российской Федерации, и таможенная декларация, свидетельствующая о нахождении товаров под выбранным таможенным режимом, поскольку в данном случае таможенный режим реэкспорта заявляется в целях завершения действия предшествующего таможенного режима.

При выпуске временно ввезенных товаров для свободного обращения, за исключением случаев выпуска по истечении 34-х месяцев временного ввоза с частичным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, периодические таможенные платежи подлежат зачету в счет платежей, которые уплачиваются при выпуске для внутреннего потребления при этом за весь период применения частичного освобождения подлежат уплате проценты с сумм таможенных пошлин, налогов, которые подлежали бы уплате, если бы в отношении этих сумм была предоставлена рассрочка со дня применения частичного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов.

Следует отметить, что в силу статьи 439 ТК РФ и конституционного принципа уплаты налогов при выпуске товаров для свободного обращения, временно ввезенных до 1 января 2004 года, вышеуказанные проценты засчитываются только за период временного ввоза с 1 января 2004 года, в то время как периодические таможенные платежи подлежат зачету за весь период нахождения товаров в таможенном режиме временного ввоза.

Особенности временного ввоза с применением карнетов АТА .

В соответствии с Конвенцией о временном ввозе (Стамбул, 1990) при временном ввозе товаров на территорию договаривающейся стороны вместо таможенной декларации, предусмотренной национальным законодательством, может использоваться "документ о временном ввозе" - международный таможенный документ, приравниваемый к таможенной декларации, позволяющий идентифицировать товары (включая транспортные средства) и включающий международно-действующую гарантию на уплату ввозных пошлин и сборов, а также предусматривающий упрощение таможенных формальностей.

Таким документом для ввоза товаров, предназначенных для демонстрации или использования на выставках, ярмарках, конференциях или подобных мероприятиях, профессионального оборудования и товаров, ввезенных для образовательных, научных или культурных целей, то есть временно ввозимых с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, является карнет АТА.

На территории РФ фактически применяется такой документ о временном ввозе после издания Постановления Правительства РФ от 02.11.1995 № 1084 "О присоединении Российской Федерации к Таможенной конвенции о карнете АТА для временного ввоза товаров от 6 декабря 1961 г. и Конвенции о временном ввозе от 26 июня 1990 г. с принятием ряда приложений".

Временный ввоз товаров с применением карнетов АТА предполагает использование заполненного бланка данного карнета при временном ввозе и обратном вывозе товаров под гарантию Торгово-Промышленной Палаты РФ. При временном ввозе таких товаров таможенными органами не требуется предоставления обеспечения уплаты таможенных платежей. Таможенное оформление товаров, временно ввозимых с применением карнетов АТА, производится в сжатые сроки.

Одной из существенных проблем, связанных с применением карнетов АТА в РФ, является небольшое количество таможенных органов, которые наделены компетенцией по совершению таможенных операций с такими товарами. Действующий в настоящее время перечень таких таможенных органов установлен приказом ГТК РФ от 30.06.2004 г. № 760 "Об утверждении перечня таможенных органов, компетентных совершать таможенные операции с товарами, перемещаемыми с применением карнетов АТА".

По материалам информационно-консультационной системы




Top