Открытый конкурс по 223 фз сроки проведения. Электронные торговые площадки - новости. Недействительные и несостоявшиеся торги

Описание конкурса в положении о закупке

Конкурс проводят в случае, если цена не является единственным критерием выбора победителя. Минимум должно быть два критерия оценки. Минимальный срок приема заявок - 20 дней.

Основной отличительной особенностью конкурса является этап оценки и сопоставления заявок, на котором закупочная комиссия ранжирует заявки участников в соответствии с указанным в документации порядком.

Порядок проведения конкурса, оценки и сопоставления заявок, заключения договора Законом №223-ФЗ не регламентированы.

Процедуру проведения конкурса заказчик определяет в положении о закупке самостоятельно.

При проведении конкурса по 223-ФЗ обязательно должна создаваться конкурсная комиссия.

Состав комиссии может меняться в случае необходимости от закупки к закупке, может оставаться постоянным.

Победитель конкурса

Согласно п. 4 ст. 447 ГК РФ выигравшим торги по конкурсу признается лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия.

Согласно ч. 2 ст. 3 Закона №223-ФЗ выигравшим торги на конкурсе признается лицо, которое предложило лучшие условия исполнения договора в соответствии с критериями и порядком оценки и сопоставления заявок, которые установлены в конкурсной документации на основании положения о закупке.

Включение конкурса в план закупок

Перед проведением конкурса его необходимо включить в , который может, как известно, в течении года корректироваться.

Постановление Правительства от 17.09.2012 № 932 «Об утверждении Правил формирования плана закупки товаров (работ, услуг) и требований к форме такого плана»: «8. Корректировка плана закупки может осуществляться в том числе в случае:

а) изменения потребности в ТРУ, в том числе сроков их приобретения, способа осуществления закупки и срока исполнения договора;

б) изменения более чем на 10 процентов стоимости планируемых к приобретению ТРУ;

в) в иных случаях, установленных положением о закупке и другими документами заказчика».

В случае если закупка товаров (работ, услуг) осуществляется путем проведения конкурса или аукциона, внесение изменений в план закупки осуществляется в срок не позднее размещения на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг извещения о закупке, документации о закупке или вносимых в них изменений».

Таким образом в случае корректировки плана на официальном сайте должны быть вывешены 2 документа:

  • План закупок в новой редакции (п. 6 ПП № 908)
  • Документ, содержащий перечень изменений плана (п. 5 ПП № 908).

Закупки товаров, работ, услуг, не предусмотренные планом, не могут быть осуществлены.

Разработка конкурсной документации

Заказчик вправе установить, что за предоставление документации на бумажном носителе взимается плата. В таком случае, необходимо в документации определить размер, сроки и порядок внесения такой платы.

На основании п. 10 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ в документации определяется порядок предоставления разъяснений положений документации.

Обычно документация состоит из нескольких частей:

  • Общая часть (одинаковая для всех закупок)
  • Информационная карта
  • Технические характеристики (ТЗ)
  • Проекты договоров по каждому лоту
  • Формы для заполнения участником

Порядок предоставления конкурсной документации определяется в извещении о проведении конкурса. Нужно указать, что документация предоставляется на русском языке.

Требования к извещению о закупке согласно ч. 9 ст.4 Закона №223-ФЗ.

В 223-ФЗ установлены требования к содержанию извещения и документации.

В извещении о закупке должны быть указаны следующие сведения:

1. Способ закупки (открытый конкурс, открытый аукцион или иной предусмотренный положением о закупке способ).

2. Наименование, место нахождения, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона заказчика.

3. Предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг.

4. Место поставки товара, выполнения работ, оказания услуг.

6. Срок, место и порядок предоставления документации о закупке. Размер, порядок и сроки внесения платы, взимаемой заказчиком за предоставление документации, если такая плата установлена заказчиком, за исключением случаев предоставления документации в форме электронного документа.

7. Место и дата рассмотрения предложений участников закупки.

Согласно ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ документация должна содержать следующую информацию:

1. Установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

2. Требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.

3. Требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик.

4. Место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги.

5. Сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота).

6. Форма, сроки и порядок оплаты товара, работы, услуги.

7. Порядок формирования цены договора (цены лота) (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей).

8. Порядок, место, дата начала и дата окончания срока подачи заявок на участие в закупке.

9. Требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

10. Формы, порядок, дата начала и дата окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке.

11. Место и дата рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов закупки.

12. Критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

13. Порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

В некоторых случаях, заказчик по 223-ФЗ вправе указать конкретный товарный знак закупаемой продукции без возможности поставки эквивалентов.

Пример: Постановление Пятнадцатого арбитражного суда от 09.09.2013 № 15 АП-11903/2013. Заказчик указал в документации предмет договора: смазочные материалы для автомобилей марки SHELL. Поставщик в своей заявке указал то же самое. Однако после объявления его победителем, направил заказчику проект договора с указанием предмета договора: масло Lotos Oil. Заказчик признал поставщика уклонившимся от заключения договора, поставщик обратился с иском в суд. Суд установил, что документацией не предусматривалась поставка аналогов, у заказчика была потребность в конкретном товаре.

Если заказчик по 223-ФЗ закупает «товарный знак или эквивалент», но не установил параметры эквивалентности, придется доказывать, например, что цитрусовый пряник не является эквивалентным клюквенному прянику. Пример: Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.08.2013 № 18АП-8046/2013. Заказчик установил, что закупает «Пряники с клюквенной начинкой «Клюквенные» или эквивалент». При этом не указал, что является эквивалентом. Поставщик предложил пряники цитрусовые. Заказчик отклонил заявку, поставщик пожаловался в УФАС, который признал жалобу обоснованной. Заказчик не согласился с решением УФАС и обжаловал его в суде. Суд установил, что данные товары не являются равнозначными с медицинской и диетической точки зрения. Вывод: если не хотите доказывать очевидное в суде, указывайте это в документации.

Публикация конкурса на ЭТП и ООС

Сначала документация публикуется на электронной площадке, а оттуда автоматически направляется на официальный сайт, но это происходит только в случае, когда электронная площадка интегрирована с официальным сайтом. Следует обращать на это внимание, чтобы быть уверенными, что на официальном сайте информация размещена.

Конкурс в электронной форме

Постановление Правительства Российской Федерации от 21 июня 2012 г. № 616 «Об утверждении перечня товаров, работ и услуг, закупка которых производится в электронной форме» определяет, какие товары заказчик обязан закупать только в электронной форме. Все остальные товары заказчик может закупать в электронной форме и в обычной форме.

Постановление Правительства РФ № 616 не распространяется на закупки в следующих случаях:

  • Если закупка не подлежит размещению на ООС (гостайна, решение Правительства).
  • Если закупка осуществляется у единственного поставщика (в том числе закупки до 100/500 тыс.рублей).
  • Если потребность в закупке возникла вследствие чрезвычайной ситуации.

Прием заявок

При проведении конкурса в электронной форме с использованием ЭТП заказчику не нужно самостоятельно вести прием и регистрацию заявок участников - эти действия осуществляет оператор ЭТП.

Извещение о проведении конкурса или аукциона размещается в соответствии с ч.5 ст.4 Закона №223-ФЗ не менее чем за двадцать дней до дня окончания подачи заявок на участие в конкурсе или аукционе. То есть фактически извещение находится на сайте 22 дня. Если в положении о закупке не написано ничего о том, рабочие это дни или календарные, то согласно ГК РФ срок будет считаться в календарных днях. Начало срока - следующий день после размещения извещения. Если последний день срока приходится на нерабочий день, то днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день. Срок истекает в тот час, когда в организации по установленным правилам прекращаются соответствующие операции.

Внесение изменений в извещение и документацию (ч. 11, ст. 4 Закона № 223-ФЗ).

Изменения размещаются на ООС в течение 3 дней со дня их принятия.

Если при проведении торгов изменения внесены заказчиком позднее чем за 15 дней до даты окончания подачи заявок, срок подачи заявок должен быть продлен так, чтобы со дня размещения на ООС изменений до даты окончания подачи заявок на участие в закупке такой срок составлял не менее чем 15 дней.

Открытие доступа к заявкам

При проведении конкурса не в электронной форме, данная процедура, как правило, называется «Вскрытие конвертов с заявками участников». Детали проведения этого этапа должны быть прописаны в Положении о закупках.

В электронном конкурсе корректное название для этого этапа - «Открытие доступа к заявкам».

Рекомендуется после открытия доступа составлять и публиковать на официальном сайте протокол открытия доступа, в котором указывать количество поступивших заявок, наименования участников, предложенную цену и иные показатели, являющиеся критериями оценки.

Рассмотрение заявок

На этапе рассмотрения заявок заказчик может направить запрос дополнительных документов участникам, предоставившим нечитаемые или неполные сведения в составе заявки. Запрос дополнительных документов можно делать только в том случае, если такая возможность предусмотрена Положением о закупке.

Этапы выбора победителя

Критерии отбора

Требование

Документ, предоставляемый участником

Проверяемые сведения

Правильность оформления заявки и порядка ее предоставления

Заявка, включая все документы в ее составе

Состав заявки, правильность оформления

Не превышение начальной (максимальной) цены

Предложение участника о цене

Предоставление обеспечения заявки

Платежное поручение, банковская гарантия и т.д.

Наличие подтверждающих документов

Срок действия заявки

Предложение участника о сроке действия заявки

Отсутствие участника в РНП

Наличие участника в РНП

Разумным требованием является установление при закупке по 223-ФЗ такого условия, как наличие у участника закупки склада в собственности или ином законном владении.

Решение Арбитражного суда Красноярского края от 30.10.2013 по делу № А33-7770/2013 гласит, что дополнительные требования к участникам закупки о наличии опыта, деловой репутации, оборудования и материальных ресурсов, учитывая специфику поставки нефтепродуктов в районы Крайнего Севера, обусловленную природными и климатическими особенностями, являются разумными пожеланиями заказчика.

Отказ от проведения электронных торгов

Согласно ст. 448 ГК РФ если иное не предусмотрено в законе или извещении о проведении торгов, организатор открытых торгов вправе отказаться от проведения конкурса не позднее чем за 30 дней до даты его проведения.

В Законе №223-ФЗ такое положение не предусмотрено, заказчик может предусмотреть это в извещении.

Если организатор открытых торгов отказался от их проведения с нарушением указанных сроков, он обязан возместить участникам понесенный ими реальный ущерб.

Рекомендуется в включить следующую формулировку: «Заказчик вправе отказаться от проведения конкурса в любое время до выбора победителя конкурса. Извещение об отказе от проведения конкурса размещается заказчиком на официальном сайте не позднее дня, следующего за днем принятия решения об отказе от проведения конкурса».

На случай отказа от проведения других конкурентных процедур, в Положение о закупке можно включить такую формулировку: «Заказчик вправе отказаться от проведения запроса цен в любое время до заключения договора. Извещение об отказе от проведения запроса цен размещается заказчиком на официальном сайте не позднее дня, следующего за днем принятия решения об отказе от проведения запроса цен».

Переторжка

Переторжку возможно проводить только если в Положении о закупке прописана такая возможность и прописан порядок ее проведения. Также необходимо в документации указывать на возможность проведения переторжки.

Переторжка может быть борьбой за первое или за второе место. В госзакупках она завершает электронный аукцион.

Участие в переторжке добровольное.

Могут быть две формы переторжки: очная - онлайн торг, заочная - подача предложений.

Оценка и сопоставление заявок

Примерные критерии оценки. (В документации о закупке должны быть установлены не менее двух критериев оценки.)

1. Цена договора. Является обязательным критерием во всех случаях.

2. Срок поставки товара.

3. Условия оплаты товара, работ, услуг. Используется в случаях, когда заказчик позволяет участникам закупки предложить в заявке размер авансового платежа.

4. Срок предоставляемых гарантий качества товара, работ, услуг.

5. Функциональные характеристики или качественные характеристики товара.

6. Квалификация участника закупки:

Обеспеченность материально-техническими ресурсами;

Обеспеченность кадровыми ресурсами;

Степень внедрения действующей системы менеджмента качества.

При закупках по 223-ФЗ требование к участникам «опыт работы не менее N лет» может быть признано необоснованным ограничением конкуренции. В Постановлении Шестого арбитражного аппеляционного суда №06АП-5029/2013 от 17.10.2013 написано, что установление срока опыта работы 3 года является ограничением конкуренции, поскольку эти действия не только ограничивают, но и пресекают выход на рынок вновь созданным предприятиям, даже в том случае, если они обладают соответствующей производственной базой и производственными мощностями, квалифицированным персоналом и материальными ресурсами.

Критерий оценки «Цена»

Балл по критерию цена договора = (минимальное предложение участника/предложение оцениваемого участника)*100 .

Пример: НМЦ = 100 рублей, вес критерия 30%.

У1 - 10 руб. 100 баллов

У2 - 20 руб. 50 баллов

У3 - 80 руб. 12 баллов

Критерий оценки «Срок поставки».

Балл по критерию срок поставки.

Cmax - 0 баллов

БCi = (Cmax-Ci/Cmax-Cmin) * 100

C min, либо ранее - 100 баллов

Максимальный срок поставки - 80 дней.

Минимальный срок поставки - 10 дней.

Вес критерия - 70 %.

У1 - 80 дн. 0 баллов

У2 - 50 дн. 43 балла (рассчитаны по формуле (80-50/80 -10)*100)

Совокупная значимость всех критериев = 100 баллов

Если допустить, что заявки оценивались всего лишь по двум критериям, то можно сделать следующие расчеты.

Заключение договора по 223-ФЗ

По результатам процедуры закупки в форме торгов заказчик обязан заключить договор с победителем, указанным в протоколе.

При уклонении заказчика от подписания договора поставщик вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор, а также о возмещении убытков, причиненных уклонением от его заключения.

Согласно ст. 448 ГК РФ если предметом торгов было только право на заключение договора, такой договор должен быть подписан сторонами не позднее 20 дней или иного указанного в извещении срока после завершения торгов и оформления протокола.

Кто подписывает договор первым? Это значения не имеет, если только что-то конкретное по этому вопросу не указано в документации.

Можно ли заключить договор с лицом, занявшим «второе место»? Можно в том случае, если победитель уклонился от заключения договора, а в положении о закупке предусмотрена возможность заключить договор с участником, занявшим второе место.

Итоговый вариант договора = Проект договора в документации заказчика + Отдельные условия в заявке участника

Рамочный договор

Заключенные до 2012 года договоры без объема попадают под действие 223-ФЗ.

Каждая поставка по такому договору = отдельная закупка.

В каждом договоре должно быть указано количество ТРУ (п. 3 ч. 9 ст. 4 Закона №223-ФЗ).

Выход: в договоре указать ассортимент, цену за единицу и максимальный объем по каждой позиции. Поставка осуществляется по мере возникновения потребности у заказчика по заявкам заказчика.

РНП (Реестр недобросовестных поставщиков)

В случае если победитель конкурса или иное лицо, обязанное заключить договор, уклоняется от заключения договора, сведения о таком участнике заказчик обязан направить в уполномоченный орган для включения в реестр недобросовестных поставщиков в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2012 года № 1211 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц”».

Дальнейший порядок действий заказчика в случае уклонения победителя или иного лица от заключения договора должен быть определен в Положении о закупке. Рекомендуется предусмотреть возможность заключения договора с участником, занявшим второе место в конкурсе, возможность проведения процедуры закупки повторно или заключения договора с единственным поставщиком.

Внесение изменений в договор

В Положении о закупке следует предусмотреть возможность изменения условий договора: цены, объема, сроков, качества продукции.

Об изменении цены, объема и срока необходимо внести сведения на ООС.

Что должен содержать итоговый протокол? (ч.5 ст. 4 Закона №223-ФЗ)

По результатам закупки составляется итоговый протокол, который обязательно должен содержать сведения об объеме, цене закупаемых товаров, работ, услуг и сроках исполнения договора.

Недействительные и несостоявшиеся торги

Недействительные торги (ст. 449 ГК РФ):

Проведены с нарушением закона

Влекут недействительность договора, заключенного по результатам торгов

Несостоявшиеся торги (ст. 447 ГК РФ) правомерны. Торги не состоялись, если:

Нет ни одного участника

Есть только один участник

Есть несколько участников, но допущен только один

По результатам несостоявшихся торгов может быть заключен договор с единственным участником или с единственным поставщиком.

Важные вопросы, которые заказчику следует самостоятельно определить в своем Положении о закупке:

  • Что делать с поступившими заявками?
  • Что делать, если пришло 2 и более заявок от одного участника?
  • Должна ли заявка на участие быть в отдельном конверте?
  • Может ли участник изменить заявку? Как это должно быть оформлено?
  • Может ли участник отозвать заявку? Как это должно быть оформлено?
  • Что делать с заявками, поступившими после окончания срока их подачи?
  • Должна ли процедура вскрытия конвертов проводиться в присутствии участников закупки?
  • Если процедура вскрытия открытая, что необходимо предусмотреть в документации?
  • Кто непосредственно осуществляет вскрытие конвертов?

Вопросы слушателей

Вопрос: Кто утверждает Положение о комиссии?
Ответ: Законом это не регламентировано. Каждая организация вправе самостоятельно определить, кто утверждает Положение о комиссии.

Вопрос: Обязательно ли делать аудио- , видеозапись процедуры вскрытия конверта, если в Положении о закупках об этом ничего не сказано?
Ответ: Нет, не обязательно. Законы это не регламентируют. Но это бывает полезно для исключения последующих возможных вопросов со стороны контролирующих органов.

Вопрос: Если закупка осуществляется на сумму до 100 тыс. рублей, нужно ли проводить конкурс?
Ответ: Законом это не регламентировано. Это должно быть прописано в Положении о закупках.

Вопрос: В плане закупок указывать точную сумму закупки или же ориентировочную сумму товара?
Ответ: Указывается обычно ориентировочная цена.

Вопрос: Как правильно указывать ОКВЭД и ОКДП если у нас в одном конкурсе два вида работ: доставка оборудования и его монтаж?
Ответ: Можно попробовать разбить на лоты. Если же нет, то указывается тот, на который приходится больший объем договора.

Вопрос: При закупках на какую сумму можно проводить конкурс?
Ответ: Заказчик сам определяет для себя этот вопрос, когда составляет Положение о закупках и прописывает там подробно все эти моменты. Законом это никак не ограничено.

Вопрос: При проведении конкурса на заключения агентского договора может отыгрываться процент вознаграждения агента. Обязательно ли в таком случае указывать всю сумму договоров (с учетом расходов агента)?
Ответ: Указывать необходимо ту сумму, которая в результате будет выплачена агенту.

Вопрос: В электронной форме закупка это не обязательно на ЭТП, можно через электронную почту, запросив ЭП?
Ответ: Да, все верно. Но электронная площадка снимает часть рисков с заказчика и позволяет удобнее проводить закупки.

Вопрос: Можно ли при проведении запроса котировок принимать отсканированные оригиналы заявок с подписью и печатью по эл. почте?
Ответ: Отсканированная копия сама по себе не является электронным документом, и, соответственно, не является официально поданной заявкой. Документом она будет только если она подписана ЭП.

Вопрос: Журнал регистрации заявок можно завести один на все закупки (запрос котировок, конкурс, аукцион)?
Ответ: Да.

Вопрос: Обязательно ли при конкурсе устанавливать начальную максимальную цену?
Ответ: Желательно устанавливать начальную максимальную цену, поскольку иначе может возникнуть необходимость впоследствии доказывать в суде, что начальная цена не могла быть установлена по объективным причинам, что не всегда возможно сделать.

Вопрос: Заказываем медицинские услуги, можно ли указать как критерий территориальную приближенность к предприятию?
Ответ: Можно, если впоследствии реально будет обосновать такую необходимость в случае возникновения вопросов у монопольной службы или в суде.

Вопрос: А если в положении нет пока порядка оценки? Можем ли мы в документации прописать?
Ответ: Документация не должна расширять положение в плане таких существенных вещей. Однако изначально в положении можно прописать порядок и критерии оценки с добавлением такой фразы «и иных критериев, указанных в документации». Тогда можно будет использовать критерии, не указанные изначально в Положении о закупке.

Вопрос: Может ли председатель комиссии и секретарь комиссии быть одним и тем же лицом?
Ответ: Да, если это не противоречит никаким внутренним документам организации.

Вопрос: Отдельно должно быть положение о комиссии или достаточно прописанного в положении?
Ответ: Достаточно прописанного в Положении о закупках.

Вопрос: Договор заключается в бумажной или электронной форме?
Ответ: Договор заключается в такой форме, которая предусмотрена в Положении о закупке.

Вопрос: Подскажите, если мы хотим заключить договор на поставку продуктов питания, а там наименований очень много, как сделать? Разбить по лотам? Тогда получится 54 лота в одном конкурсе. Как быть если их выиграют разные участники?
Ответ: Не стоит в данном случае разбивать на 54 лота, лучше сгруппировать продукты по принципу «хлебобулочные изделия», «молочные изделия» и т. д. В таком случае с одной стороны поставщиков будет не 54 разных лица, а всего несколько. И с другой стороны не будет ограничения конкуренции.

Вопрос: Существует ли универсальная формула (удачный пример какого-то предприятия) установления значимости критериев, позволяющая максимально защитить предприятие от недобросовестных поставщиков?
Ответ: Универсальной формулы не существует. Каждый заказчик определяет для себя значимость критериев самостоятельно.

Оценку проводят, чтобы выявить победителя. Для этого заказчик оценивает заявку по набору параметров. Каждому параметру присваиваются баллы, побеждает заявка, набравшая больше всего баллов. Чтобы получить максимальный балл, внимательно изучите критерии и порядок проведения оценки и подготовьте заявку.

В каких процедурах заказчик оценивает заявки?

  • В открытых конкурсах.
  • В запросах предложений.
  • В предквалификационных отборах.

Правила оценки закупок

Все критерии должны быть прописаны в положении о закупках. Заказчик сам выбирает требования, критерии и порядок оценки и применяет их ко всем участникам закупки. Примеры критериев:

  1. цена договора,
  2. свойства или качественные характеристики товара,
  3. качество работ, услуг или квалификация участника,
  4. расходы на эксплуатацию товара,
  5. расходы на техническое обслуживание товара,
  6. сроки поставки товара, выполнения работ, оказания услуг,
  7. срок и объем предоставления гарантии качества,
  8. любые другие разумные критерии, позволяющие оценить заявку.

В 223-ФЗ четко не обозначено, какие параметры обязательные, а какие нет. Что делает заказчик? Выбирает любые, устанавливает их «стоимость» в баллах и складывает результат. Также можно установить стоимость критериев в процентах, в этом случае в формулах используется коэффициент значимости.

В документации каждой закупки заказчик перечисляет критерии, по которым будет оценивать, и конкретизирует их значимость. Совокупная значимость всех критериев всегда составляет 100%. Например:

  • цена контракта — 35%,
  • качественные характеристики товара или услуги — 25%,
  • детализация предложения — 15%,
  • наличие материально-технических ресурсов — 15%,
  • опыт работы на рынке — 10%.

При оценке критериев, не связанных с ценой, количество баллов может вычисляться по формулам. Каждый заказчик может использовать свои, но чаще всего берутся формулы из постановления правительства об оценке заявок в госзаказе .

Заказчик должен устанавливать только измеряемые требования:

Если из документации видно, что заказчик нарушает это требование, обратитесь к нему с запросом на разъяснения. Если после этого ничего не меняется, подавайте жалобу в ФАС, пока не истек срок подачи заявок.

Вся информация о состоявшемся конкурсе публикуется в протоколах. В день подписания документа заказчик размещает его на zakupki.gov.ru:

  • в протоколе вскрытия конвертов перечисляются участники и все документы, прикрепленные к заявкам,
  • в протоколе рассмотрения и оценки заявок перечисляется список допущенных к конкурсу заявок, оценка заявок, сведения о победителе, предложение которого содержит лучшие условия.

Пример оценки

25 января 2016 ФГУП «Курганское ПрОП» Минтруда России завершило открытый конкурс на оказание услуг по годовому аудиту бухгалтерской отчетности за 2015 г. В конкурсе приняли участие 2 аудиторские компании. При оценке заявок комиссия из 5 человек использовала такие критерии:

  • цена контракта,
  • качественные характеристики услуги,
  • квалификация (квалификация руководителей, опыт участника, трудовые ресурсы, деловая репутация).

​Давайте посмотрим на результаты.

Цена контракта

Значимость этого критерия — 60%, коэффициент значимости критерия — 0,6, максимальное значение баллов, присуждающееся заявке по критерию — 100.

Максимальные 100 баллов по этому параметру получил участник, который предложил меньшую цену.

ЦБ1 — количество баллов, присуждаемых i-нной заявке no критерию “цена”.

Цi — цена в заявке, которая оценивается.

Ц min — минимальная цена, предложенная участником закупки.

Качественные характеристики объекта закупки

Значимость этого критерия — 20%, коэффициент значимости критерия — 0,2, максимальное значение баллов, присуждающееся заявке по критерию — 100.

Показатели критерия:

  1. качество методики проведения аудита (максимальное значение баллов, присуждающееся заявке по показателю — 50),
  2. качество программы проведения аудита (максимальное значение баллов, присуждающееся заявке по показателю — 50).

Оценка в баллах — это субъективное мнение членов комиссии. В этом критерии оба участника набрали одинаковое количество баллов — по 100 и с коэффициентом 0,2 заработали в рейтинге по 20 очков.

Квалификация участников закупки

Значимость критерия — 20%, коэффициент значимости критерия — 0,2, максимальное значение баллов, присуждающееся заявке по критерию — 100. Показатели критерия:

  1. квалификация руководителей и ключевых специалистов, максимальное значение баллов — 15,
  2. опыт участника по оказанию услуг сопоставимого характера и объема, максимальное значение баллов — З0,
  3. трудовые ресурсы, максимальное значение баллов — 30,
  4. деловая репутация участника закупки, максимальное значение баллов — 25.
Участник закупки Предложение по показателю «Квалификация» Предложение по показателю «Опыт» Предложение по показателю «Трудовые ресурсы» Предложение по показателю «Деловая репутация»
1 ООО «Аудитфинанс сервис» 2 21
2 ООО «АудитФинанс Консалт» 3 76

Судя по предложению участников, у первого поставщика в штате больше людей, у второго больше опыта работы, а свою деловую репутацию они оценивали субъективно (есть она или нет, на их взгляд). Несмотря на различия в предложениях, заказчик дал одинаковые оценки обоим:

Решающим критерием оказалась цена, и по сумме очков в рейтинге победил заказчик № 2 (60+20+12 = 92). Количество баллов зависит от полноты документов, которые прикладывают поставщики к заявке. Они подтверждают тот или иной критерий. Например, в этом случае «опыт» оценивался по количеству исполненных контрактов.

Вызывает намного больше сложностей по сравнению с конкурсом по 44-ФЗ .

Открытые конкурсы по 223-ФЗ проводятся в бумажном виде и в электронной форме, встречаются их комбинации в одной закупке.

Насчитывается несколько сотен видов конкурсов по 223-ФЗ, относящихся к иным видам закупок. Они имеют названия: запрос предложений, запрос котировок. Такие закупки могут проходит в два или в три этапа, могут длиться неделями, включать переторжку.

Заказчикам по 223-ФЗ предоставлено право определять сроки проведения конкурса, требования к документам, которые часто избыточны. Календарные сроки на подготовку документации при этом могут составлять всего несколько дней.

Проведение открытого конкурса по 223-ФЗ наиболее подробно регламентируется в Положении о закупках заказчика.

Конкурсы по 223-ФЗ проводятся на десятках электронных торговых площадок , имеющих особенности регистрации, обеспечения и участия.

Проведение открытого конкурса по 223-ФЗ

  • Заказчик по 223-ФЗ публикует извещение о проведении конкурса на официальном сайте закупок за 20 дней до окончания срока приема заявок
  • Для участия в конкурсе потребуется пройти регистрацию на электронной торговой площадке
  • Изучите конкурсную документацию, положение о закупках заказчика, критерии оценки заявок
  • Оцените требования к участнику конкурса и возможности вашей организации
  • Разделите документы для участия в конкурсе на 2 группы: внутренние и внешние
  • Без промедления запросите внешние документы у государственных органов (выписки из ЕГРЮЛ, справки об отсутствии задолженностей)
  • Подготовьте внутренние документы и оформите и заверьте в соответствии с требованиями документации
  • Заполните формы заявки, приложите документы, составьте опись
  • Отсканируйте документы в нужном формате, загрузите на площадку, подпишите заявку ЭЦП

Большое спасибо, Михаил, все сделали оперативно а главное понятно для меня... Так как мы с вами нашли общий язык. хотелось бы в дальнейшем так же продолжить связь именно с вами. Надеюсь на плодотворное сотрудничество.

Олеся Михайловна - генеральный директор ООО "ВКС"

От имени предприятия ГУП "Севастопольское авиационное предприятие" выражаем благодарность за профессионализм и оперативность вашей компании! Желаем вашей компании дальнейшего процветания!

Гуськова Лилия Ивановна - менеджер. ГУП "САП"

Спасибо вам, Михаил, большое за помощь в оформлении. Очень квалифицированный сотрудник +5!

Надия Шамильевна - предприниматель ИП Аношкина

От лица компании "АКБ-Авто" и от себя лично выражаю Вам и всем сотрудникам вашей компании благодарность за продуктивную и качественную работу, чуткое отношение к требованиям клиента и оперативность в исполнении заказываемых работ.

Насибуллина Альфира - Старший менеджер "АКБ-Авто"

Хочу поблагодарить консультанта Михаила за отличную работу, своевременные и полные консультации. Очень внимателен к проблемам клиента и вопросам, оперативное решение самых казалось бы для меня сложных ситуаций. Очень приятно работать с Михаилом!!! Теперь своим клиентам и знакомым буду рекомендовать Вашу компанию. Да и консультанты в тех.поддержке тоже очень вежливы, внимательны, помогли справится со сложной установкой ключа. Спасибо!!!

Ольга Севостьянова.

Приобретение ключа оказалось очень лёгким и, даже, приятным. Огромная благодарность за содействие менеджеру Михаилу. Объясняет сложные и массивные для понимания вещи ёмко, но очень понятно. К тому же я позвонил на горячую бесплатную линию и в режиме он-лайн, вместе с Михаилом оставил заявку. Мне изготовили ключ через 2 рабочих дня. В общем, рекомендую если экономите своё время, но в тоже время хотите иметь понимание - что покупаете и за что платите. Спасибо.

Левицкий Александр Константинович г. Самара

Личная благодарность консультанту Михаилу Владимировичу за оперативную консультацию и работу по ускоренному получению сертификата ЭП. В ходе предварительной консультации подбирается оптимальный набор индивидуальных услуг. Конечный результат получен незамедлительно.

Стоянова Н.Л. - главный бухгалтер ООО "СИТЕКРИМ"

Спасибо за оперативную работу и компетентную помощь! Консультацией остался очень доволен!

Дмитрий Фомин

ООО "Эксперт Система" благодарит за оперативную работу консультанта Михаила! Желаем Вашей компании роста и процветания!

Суханова М.С. - Оценщик ООО "Эксперт Система", г. Волгоград

Спасибо консультанту, представившемуся Михаилом, за оперативность в работе с клиентами.

Пономарев Степан Геннадьевич

Большое спасибо консультанту Михаилу, за оказанную помощь в получении ЭЦП. За оперативную работу и консультирование по вопросам возникающим в процессе оформления.

Леонид Некрасов

Компания в лице консультанта Михаила делает невозможное! Ускорение аккредитации менее чем за 1 час! Оплата по факту оказания услуги. Думал, такого не бывает. С полной ответственностью могу советовать связываться с Центром выдачи электронных подписей.

Конкурсы и аукционы являются самыми распространенными видами конкурентных процедур закупок, которые заказчики, финансируемые из бюджетов государственного, регионального или муниципального уровней проводят по Закону о контрактной системе (ФЗ-44). Они не имеют ограничения по цене, в отличие от закупок у единственного поставщика или при проведении запроса котировок, позволяют принять участие в процедуре большому количеству претендентов на исполнение контракта. Отличия конкурсов от аукционов Согласно ФЗ-44 конкурс - способ определения исполнителя контракта (поставщика или подрядчика), при проведении которого побеждает участник, давший лучшее для заказчика предложение по условиям исполнения контракта, а аукцион - способ, при котором побеждает тот, кто предложил самую меньшую цену контракта.

Чем отличается аукцион от конкурса в сфере госзаказа?

Федеральный закон 44-ФЗ «О контрактной системе» (ст. 72) определяет рамки для применения запроса котировок c целью отбора поставщика:

  • НМЦ контракта не должна превышать 500 000 рублей,
  • годовой объем закупок, осуществляемых путем проведения запроса котировок, не должен превышать 10 % совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем 100 млн. рублей.

Запрос котировок еще называют запросом цен, поскольку цена — единственный критерий отбора поставщика. С помощью этого способа закупок приобретается типовая и недорогая продукция в короткие сроки, условия котировочных контрактов не сложные, котировочная заявка короткая и простая, в ней содержится лишь согласие участника исполнить условия контракта, основная информация о поставщике, и конечно предложение о цене.

В чем различия между электронным конкурсом и аукционом?

В технической части нужно привести описание и общую информацию об объекте торгов, изложить инструкцию для поставщиков, предоставить информационную карту. В коммерческой части должны быть указаны цены, условия, графики платежа, источники финансирования контракта. Конкретное содержание тендерной документации определяет тендерный комитет.
Чем тендер отличается от конкурса? По сути – это слова-синонимы. В отличие от «тендера», понятие «конкурс» определяется в главном документе, регулирующем имущественные отношения в России — Гражданском кодексе РФ. Понятие «тендер» широко используется в российской деловой практике и отсутствует в российском законодательстве.

Выбор способа закупок согласно 223-фз

Побеждает, предложивший наилучшие условия по самой выгодной цене.

  • Подведение итогов и передача заказа победителю.
  • Сходные черты аукциона и конкурса
  1. Участвовать могут все зарегистрированные пользователи, если противное не оговорено специальными условиями конкретной процедуры.
  2. Похожие этапы проведения процедуры.
  3. От инициатора торгов не требуется обоснований цены.

Различия аукциона и конкурса

  1. Аукцион инициируется продавцом, конкурс – покупателем.
  2. Критерий выбора победителя аукциона – максимальная цена, победитель конкурса может обладать другими конкурентными качествами, например, большим положительным опытом выполнения сходных работ.

Если заказчик государство Крупные торги, связанные с нуждами Российской Федерации, регламентируются Законом №44-ФЗ.

Чем отличается электронный аукцион от открытого конкурса

Внимание

Так, в статьях 447-449 Гражданского Кодекса РФ определяются особенности проведения в России публичных торгов. В ст.447 ГК РФ говорится о том, что в качестве организатора торгов может выступать собственник вещи или обладатель имущественного права либо специализированная организация. Торги проводятся в форме аукциона или конкурса. Форма торгов определяется собственником продаваемой вещи или обладателем реализуемого имущественного права, если иное не предусмотрено законом.


Аукцион и конкурс, в которых участвовал только один участник, признаются несостоявшимися. Статья 448 определяет порядок проведения торгов, согласно которому «лицо, выигравшее торги, и организатор торгов подписывают в день проведения аукциона или конкурса протокол о результатах торгов, который имеет силу договора». Статья 449.

Электронные торги: аукцион, конкурс, запрос котировок

Инфо

Например, Госкорпорация «Росатом» сотрудничает с такими ЭТП, как:

  • Фабрикант.ру
  • ЕЭТП.
  • B2B-Center.

Для нужд Министерства Обороны используется еще один дочерний проект Фабрикант.ру:Торговая Система «Оборонторг». Для работы на ЭТП необходимо наличие аккредитации и электронной подписи (ЭП). Процесс получения и использования ЭП регламентируется Законом № 63-ФЗ.


Процедура госзакупки Для государственного заказчика обязательно планирование и обоснование закупок. Обоснованию подлежат:
  • Начальная цена контракта.
  • Метод определения поставщика и требования к участникам процедуры.

Обоснование цены Цена обосновывается одним из нижеследующих методов:

  1. Метод анализа рынка.

Это наиболее часто используемый метод;

  • Нормативный метод. При этом цену определяют путем расчета и она, как правило, превышает рыночную из-за специфических условий закупки.
  • Тарифный метод применяется, когда ценообразование на необходимый вид товара регулируется государством.
  • Проектно-сметный метод используется при обосновании строительных работ.
  • Затратный метод используется в крайнем случае, при этом цена складывается из средней по отрасли прибыли и планируемых затрат на осуществление заказа.
  • Метод определения поставщика Торги могут быть закрытыми (участники приглашаются в частном порядке) или открытыми (участвуют все аккредитованные на ЭТП пользователи). К открытым способам определения поставщика относятся: открытый конкурс, электронный аукцион.

Отличие конкурса от аукциона по 223 ap

  • открытыми, закрытыми, с ограниченным участием
  • одноэтапные, двухэтапные, многоэтапные
  • без предварительного отбора, с предварительным отбором
  • без переторжки, с моно-переторжкой, с мульти-переторжкой
  • однокритериальные, многокритериальные
  • без альтернативый предложений, с альтернативными предложениями
  • в электронной, не в электронной форме
  • без переговоров, с разъясняющими переговорами, с переговорами по технике и финансам

Конкурентные закупки Конкурентные закупки могут быть организованы двумя следующими способами:

  • путем проведения торгов,
  • без проведения торгов.

Проведение торгов предполагает объявление закупочной процедуры с публикацией параметров и требований к поставщикам и их продукции, сбор заявок участников, их анализ, выбор победителя и заключение контракта.

Отличия конкурса от аукциона по 223 фз

Последствия нарушения правил проведения торгов» характеризует торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, как недействительные по судебному иску заинтересованного лица. Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги. Чем тендер отличается от аукциона? Аукцион — состязание участников торгов осуществляется только по одному критерию – цене.

Важно

В аукционе доступны цены и предложения для всех участников. Отличается от тендера возможностью участников изменять поданное предложение. Каждый участник аукциона может изменять свои предложения, предлагая более выгодные условия, чем его конкуренты.


Аукцион проводится путем снижения начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), указанной в извещении о проведении открытого аукциона, на «шаг аукциона».
  • Участвовать могут все аккредитованные на ЭТП пользователи, удовлетворяющие требованиям к поставщику по Закону № 44-ФЗ.
  • Аналогичные этапы проведения процедуры.
  • Инициатором торгов является заказчик.
  • Различия конкурса и аукциона с государственным заказчиком:
  1. Критерий выбора победителя аукциона – минимальная цена, победитель конкурса может обладать другими конкурентными преимуществами (собственное производство, высокое качество кадрового состава, наличие патентов и известных торговых марок, срок существования организации и др.), выигрывает тот, кто предложил наилучшие условия выполнения контракта.
  2. При проведении конкурса заказчик предъявляет дополнительные требования к исполнителю с расстановкой их приоритета.
  3. Конкурсная заявка и обеспечивается внесением денежных средств или предоставлением банковской гарантии.



Top