Отношения собственности характеризовались господством общинной. Общество как сложная динамическая система. Общественные отношения. Цивилизации и формации

Важнейшими элементами общества являются социальные институты - устойчивые совокупности людей, групп, учреждений, деятельность которых направ­лена на выполнение тех или иных общественных функций и основывается на определенных нормах и стандартах поведения.

К фундаментальным институтам общества отно­сят семью, школу, производство, церковь и государ­ство. Это объясняется наличием пяти видов важней­ших жизненных потребностей, на удовлетворение которых направлена человеческая деятельность:

1) в воспроизводстве рода (семья);

2) в безопасности и социальном порядке (государство);

3) в средствах существования (производство);

4) в получении знаний, социализации подрастаю­щего поколения, подготовке кадров (школа);

5) в решении духовных проблем, поиске смысла жизни (религия).

Каждый из этих институтов объединяет большие массы людей для удовлетворения той или иной по­требности и достижения определенной цели лично­го, группового или общественного характера. Воз­никновение социальных институтов привело к за­креплению конкретных видов взаимодействия, сделало их постоянными и обязательными для всех членов данного общества.

Характерными чертами социальных институтов являются:

1) объединение всех лиц, занятых определенным видом деятельности и обеспечивающих в процессе этой деятельности удовлетворение определенной значимой для общества потребности;

2) закрепление системой социальных норм, регулирующих соответствующие типы поведения;

3) наличие учреждений, снабженных определенными материальными средствами, необходимым для какого-либо вида деятельности;

4) четкое разграничение функций каждого субъектов взаимодействия, согласованность их действий, высокий уровень регуляции и контроля;



5) интеграция в социально-политическую, правовую, ценностную структуру общества.

Помимо основных социальных институтов существуют и неосновные. Так, если основным политическим институтом является государство, то неосновными - отдельные государственные органы и должностные лица.

Социальный институт делает связи между людьми не случайными и не хаотичными, а постоянными, надежными и устойчивыми.

Таким образом, важнейшими институтами общества являются социальные институты.

Традиционное, индустриальное и постиндустриальное общества.

В западной научной литературе в 1960-е гг. получило распространение деление всех обществ на традиционные и индустриальные (при этом капитализм и социализм рассматривались как две разновидности индустриального общества).

Традиционное (аграрное) общество представляло доиндустриальную стадию цивилизационного развития. Традиционными были все общества древности и средневековья. Их экономика характеризовалась господством сельского натурального хозяйства и примитивного ремесла. Преобладали экстенсивная технология и ручные орудия труда, вначале обеспечивавшие экономический прогресс. В своей производственной деятельности человек стремился максимально приспособиться к окружающей среде, подчинялся ритмам природы. Отношения собственности характеризовались господством общинной, корпоративной, условной, государственной форм собственности. Частная собственность не являлась ни священной, ни неприкосновенной. Распределение материальных благ, произведенного продукта зависело от места человека в социальной иерархии.

Черты традиционного общества:

· Основа экономики – сельское хозяйство. Главное богатство – земля.

· Большая часть населения проживает в сельской местности.

· Сословное деление общества. Сословная замкнутость.

· Большая роль и влияние церкви.

· Число образованных людей ограниченно.

· Медленные темпы развития.

Традиционные общества сохранились и до наших дней в основном в странах так называемого «третьего мира» (Азия, Африка) (поэтому часто синонимом традиционного общества» выступает понятие «незападные цивилизации). С европоцентристской точки зрения традиционные общества - это отсталые, примитивные, закрытые, несвободные социальные организмы, которым западная социология противопоставляет индустриальные и постиндустриальные цивилизации.

В результате модернизации, понимаемой как сложный, противоречивый, комплексный процесс перехода от традиционного общества к индустриальному, в странах Западной Европы были заложены основы новой цивилизации. Ее называют индустриальной, техногенной, научно-технической или экономической. Существует она 200 – 250 лет.

Черты индустриального общества:

· Основа экономики – промышленное производство. Главное богатство – заводы, фабрики, шахты, железные дороги.

· Большая часть населения живет в городах. Процессы урбанизации.

· Резко снижается роль церкви. Научные взгляды на мир.

· Создается правовое государство. Личность защищена от произвола и беззакония.

· Уходит в прошлое сословное деление. Положение человека в обществе определяется не богатством и происхождением, а его деловыми качествами. Высокая мобильность.

· Большое количество грамотных людей

· Изменения происходят быстро. Научно – техническая революция.

· Это общество массового производства и массового потребления.

Таким образом, доиндустриальная цивилизация противостоит индустриальному обществу по всем направлениям. К числу индустриальных обществ относят большинство современных промышленно развитых стран (в том числе и Россию).

Некоторые современные страны приближаются к стадии постиндустриального общества. Тоффлер, Белл, Бжезинский)

Черты постиндустриального общества:

· Большая часть людей занята в сфере услуг.

· Возрастает роль мелкосерийного производства.

· Процессы глобализации.

Таким образом, традиционное и индустриальное общества – это этапы развития общества.

Цивилизации и формации.

Наиболее разработанными в отечественной исторической и философской науке подходами к объяснению сущности и особенностей исторического процесса являются формационный и цивилизационный .

Первый из них принадлежит марксистской школе обществознания. Его ключевым понятием является категория «общественно-экономическая формация».

Под формацией понимался исторически определенный тип общества, рассмотренный в органической взаимосвязи всех его сторон и сфер, возникающий на основе определенного способа производства материальных благ. В структуре каждой формации выделялись экономический базис и надстройка. Базис (иначе он назывался производственными отношениям) - совокупность общественных отношений, складывающиеся между людьми в процессе производства, распределения и потребления материальных благ (главными среди них являются отношения собственности на средства производства). Надстройка понимается как совокупность политических, правовых, идеологических, религиозных, культурных и иных взглядов, учреждений и отношений, не охватываемых базисом. Несмотря на относительную самостоятельность, тип надстройки определялся характером базиса. Он же представлял собой основу формации, определяя формационную принадлежность того или иного общества. Производственные отношения (экономический базис общества) и производительные силы составляли способ производства , понимаемый часто как синоним общественно-экономической формации. В понятие производительные силы входили люди как производители материальных благ с их знаниями, умениями и трудовым опытом, и средства производства: орудия, предметы и средства труда. Производительные силы развиваются быстрее, чем производственные отношения. На определенном этапе возникает конфликт между производительными силами и производственными отношениями, разрешающийся в ходе социальной революции, слома старого базиса и перехода на новую ступень общественного развития, к новой общественно-экономической формации. Старые производственные отношения заменяются новыми, которые открывают простор для развития производительных сил.

Таким образом, марксизм понимает исторический процесс как закономерную, объективно обусловленную, естественноисторическую смену общественно-экономических формаций.

Под общественно-экономической формацией понимается конкретная ступень развития способа производства с соответствующей ему надстройкой. Согласно этой концепции все общества проходят в своем развитии поочередно пять общественно-экономических формаций: первобытную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую, первой фазой которой является социализм.

Формационный подход основывается на нескольких постулатах:

1) представление об истории как о закономерном, внутренне обусловленном, прогрессивно-поступательном процессе.

2) решающая роль материального производства в развитии общества, представление об экономических факторах как базисных для других общественных отношений

3) необходимость соответствия производственных отношений производительным силам;

4) неизбежность перехода от одной общественно-экономической формации к другой.

На современном этапе развития обществознания формационная теория переживает кризис. На первый план выходит цивилизационный подход.

Понятие «цивилизация» одно из самых сложных в современной науке: предложено множество его определений. В широком смысле под цивилизацией понимают уровень, ступень развития общества, материальной и духовной культуры, следующий за варварством, дикостью. Используют это понятие и для обозначения совокупности уникальных проявлений общественных порядков, присущих определенной исторической общности. В этом смысле цивилизация характеризуется как качественная специфика (своеобразие материальной, духовной, социальной жизни) той или иной группы стран, народов на определенном этапе развития. Известный российский историк М. А. Барг так определил цивилизацию; «...Это способ, которым данное общество разрешает свои материальные, социально-политические и духовно-этические проблемы». Различные цивилизации коренным образом отличаются друг от друга, так как основываются не на схожей производственной технике и технологии (как общества одной формации), а на несовместимых системах социальных и духовных ценностей. Любая цивилизация характеризуется не столько производственным базисом, сколько специфическим для нее образом жизни, системой ценностей, видением и способами взаимосвязи с окружающим миром.

Традиционное (аграрное) общество представляло доиндустриальную стадию цивилизационного развития. Традиционными были все общества древности и средневековья.

Их экономика характеризовалась

v господством сельского натурального хозяйства и примитивного ремесла.

v Преобладали экстенсивная технология и ручные орудия труда, вначале обеспе­чивавшие экономический прогресс.

v В своей произ­водственной деятельности человек стремился макси­мально приспособиться к окружающей среде, подчи­нялся ритмам природы.

v Отношения собственности характеризовались господством общинной, корпора­тивной, условной, государственной форм собствен­ности. Частная собственность не являлась ни свя­щенной, ни неприкосновенной.

v Распределение ма­териальных благ, произведенного продукта зависе­ло от положения человека в социальной иерархии.

v Социальная же структура традиционного общества сословно корпоративна, стабильна и неподвижна.

v Социальная мобильность фактически отсутствовала: человек рождался и умирал, оставаясь в одной и той же социальной группе.

v Основными социальными ячейками были община и семья.

v Поведение человека в обществе регулировалось корпоративными нор­мами и принципами, обычаями, верованиями, непи­саными законами.

v В общественном сознании господ­ствовал провиденциализм: социальная реальность, человеческая жизнь воспринимались как осуществ­ление божественного промысла.

Духовный мир человека традиционного общест­ва , его система ценностных ориентации, образ мыш­ления - особые и заметно отличные от современ­ных. Индивидуальность, самостоятельность не по­ощрялись: социальная группа диктовала личности нормы поведения. Можно даже говорить о «группо­вом человеке», не анализировавшем свое положение в мире, да и вообще редко подвергавшем анализу яв­ления окружающей действительности. Он скорее морализирует, оценивает жизненные ситуации с пози­ций своей социальной группы.

v Число образованных людей было крайне ограниченным («грамота для немногих») устная информация преобладала над письменной.

В политической сфере традиционного общества:

  1. господствуют церковь и армия.
  2. Человек полностью отчужден от политики.
  3. Власть ему пред­ставляется большей ценностью, чем право и закон.
  4. В целом это общество чрезвычайно консервативно, стабильно, невосприимчиво к нововведениям и им­пульсам извне, являя собой «самоподдерживающую­ся саморегулирующуюся неизменность». Измене­ния в нем происходят спонтанно, медленно, без со­знательного вмешательства людей. Духовная сфера человеческого бытия приоритетна перед экономической.

Традиционные общества сохранились и до наших дней в основном в странах так называемого «третьего мира» (Азия, Африка) (поэтому часто синонимом «традиционного общества» выступает понятие «неза­падные цивилизации».

Занимаюсь в "Пять с плюсом" в группе Гульнур Гатаулловны биологией и химией. Я в восторге, преподаватель умеет заинтересовать предметом, найти подход к ученику. Адекватно объясняет суть своих требований и дает реалистичное по объему домашнее задание(а не как большинство учителей в год ЕГЭ десять параграфов на дом, а один в классе). . Занимаемся строго к ЕГЭ и это очень ценно! Гульнур Гатаулловна искренне интересуется предметами, которые преподает, всегда дает нужную, своевременную и актуальную информацию. Очень рекомендую!

Камилла

Готовлюсь в "Пять с плюсом" к математике (с Даниилом Леонидовичем) и русскому языку (с Заремой Курбановной). Очень довольна! Качество занятий на высоком уровне, в школе по этим предметом теперь одни пятерки и четверки. Пробные экзамены написала на 5, уверена, что ОГЭ сдам отлично. Спасибо вам!

Айрат

Готовился к ЕГЭ по истории и обществознанию с Виталием Сергеевичем. Он чрезвычайно ответственный по отношению к своей работе педагог. Пунктуален, вежлив, приятен в общении. Видно, что человек живет своей работой. Прекрасно разбирается в подростковой психологии, имеет четкую методику подготовки. Спасибо "Пять с плюсом" за работу!

Лейсан

Сдала ЕГЭ по русскому языку на 92 балла, математику на 83, обществозание на 85, считаю это отличным результатом, поступила в ВУЗ на бюджет! Спасибо "Пять с плюсом"! Ваши преподаватели настоящие профессионалы, с ними высокий результат гарантирован, очень рада, что обратилась именно к вам!

Дмитрий

Давид Борисович - замечательный преподаватель! Готовился в его группе к ЕГЭ по математике профильный уровень, сдал на 85 баллов! хотя знания в начале года были не очень. Давид Борисович знает свой предмет, знает требования ЕГЭ, он сам состоит в комиссии по проверке экзаменационных работ. Я очень рад, что смог попасть в его группу. Спасибо "Пять с плюсом" за такую возможность!

Виолетта

"Пять с плюсом" - отличный центр подготовки к экзаменам. Здесь работают профессионалы, уютная атмосфера, приветливый коллектив. Я занималась с Валентиной Викторовной английским и обществознанием, сдала оба предмета на хороший балл, довольная результатом, спасибо вам!

Олеся

В цетре "Пять с плюсом" занималась сразу по двум предметам: математикой с Артемом Маратовичем и литературой с Эльвирой Равильевной. Очень понравились занятия, четкая методика, доступная форма, комфортная обстановка. Я очень довольна результатом: математика - 88 баллов, литература - 83! Спасибо вам! Буду всем рекомендовать ваш образовательный центр!

Артем

Когда я выбирал репетиторов, в центре "Пять с плюсом" меня привлекли хорошие преподаватели, удобный график занятий, наличие пробных бесплатных экзаменов, моих родителей - доступные цены за высокое качество. В итоге мы всей семьей остались очень довольны. Я занимался сразу по трем предметам: математика, обществознание, английский. Сейчас я студент КФУ на бюджетной основе, и все благодаря хорошей подготовке - сдал ЕГЭ на высокие баллы. Спасибо!

Дима

Я очень тщательно подбирал репетитора по обществознанию, хотел сдать экзамен на максимальный балл. "Пять с плюсом" помогли мне в этом вопросе, я занимался в группе Виталия Сергеевича, занятия были супер, все понятно, все четко, при этом весело и непринужденно. Виталий Сергеевич так преподносил материал, что запоминалось само собой. Я очень доволен подготовкой!




Top