Зрк тор 3м новое. Зенитные комплексы "Тор-М2" вооружили новой ракетой. Основные цели, которые должен поражать ЗРК «Тор»

Вячеслав КАРТАШОВ

Так, во всех конфликтах нападающей стороной делалась ставка на применение средств воздушного нападения: самолеты тактической авиации, крылатые ракеты и высокоточное оружие. Перед ними ставились задачи:

Подавления средств ПВО;

Уничтожения военных объектов: складов, арсеналов, пунктов управления, скоплений боевой техники и военнослужащих в местах рассредоточения;

Дезорганизации управления обороняющейся стороны и принуждения ее к выполнению требований нападающей стороны.

В свою очередь обороняющейся стороной делались попытки противостоять ударам с воздуха имеющимися средствами ПВО. Именно отсутствие у обороняющихся современных средств ПВО, способных поражать не только самолеты тактический авиации, но и в первую очередь крылатые ракеты и высокоточное оружие (ВТО), во всех случаях приводило к поражению обороняющейся стороны.

К таким средствам ПВО относятся ЗРК малой дальности, которые предназначены для непосредственного прикрытия войсковых соединений Сухопутных войск, объектов ВВС, ВМФ, важнейших государственных и военных объектов от средств воздушного нападения.

Одним из самых эффективных комплексов малой дальности сегодня является ЗРК семейства «Тор-М2». Он специально разработан для борьбы с наиболее распространенными средствами воздушного нападения, такими как высокоточное оружие (противорадиолокационные ракеты, управляемые и планирующие авиационные бомбы), маневрирующие, пилотируемые и непилотируемые, высокоскоростные авиационные объекты.

ЗРК «Тор-М2У», боевая машина которого размещена на специальном гусеничном шасси высокой проходимости производства ОАО «Мытищинский машиностроительный завод», поставляется в подразделения Сухопутных войск и обеспечивает ПВО мотострелковых и танковых подразделений.

ЗРК «Тор-М2К», боевая машина которого размещена на специальном колесном шасси производства Минского завода колесных тягачей, обеспечивает выполнение задач ПВО подразделений армии Республики Беларусь.

ЗРК «Тор-М2КМ» с боевыми и техническими средствами в модульном исполнении является новейшей разработкой ОАО «Концерн ПВО «Алмаз – Антей» и ОАО «Ижевский электромеханический завод «Купол».

Вся специальная аппаратура этих боевых средств на 100% аналогична и полностью взаимозаменяема. Зенитные управляемые ракеты, применяемые в ЗРК «Тор-М2У» и ЗРК «Тор-М2К», тоже одинаковые.

В ЗРК «Тор-М2КМ» применяется модернизированная ЗУР, которая обеспечивает этому комплексу расширение зоны поражения до 15 км по дальности. Остальные боевые характеристики всех трех комплексов аналогичны. К ним относятся прежде всего: способность одновременно поражать четыре воздушные цели; способность защищать протяженные объекты и точечные объекты, находящиеся на удалении 8-10 км от боевой позиции ЗРК; способность работать в «звене», объединяя зоны обнаружения и зоны поражения двух боевых единиц; высочайшая автоматизация процесса боевой работы и помехозащищенность; высокая скорострельность – 2,5 с; способность поражать малоразмерные, высокоскоростные и активно маневрирующие (с перегрузками до 30 единиц) цели, стратегические и тактические крылатые ракеты, противорадиолокационные и управляемые ракеты, противокорабельные ракеты, летящие на предельно малой (до 5 м) высоте и управляемые, в том числе самонаводящиеся, и планирующие авиационные бомбы, пилотируемые и беспилотные летательные аппараты выполненные по технологии stealth.

Принципиальным отличием ЗРК «Тор-М2КМ» от двух других комплексов семейства является модульное исполнение его боевых и технических средств. Это обеспечивает их размещение на любых автомобильных шасси (самоходный вариант комплекса), полуприцепах или прицепах (перевозимый вариант комплекса) или других платформах, соответствующей грузоподъемности, а также в труднодоступных точках, на господствующих высотах, на крышах зданий и сооружений, на палубах малотоннажных кораблей и других объектах (стационарный вариант).

В автономном боевом модуле (АБМ) ЗРК «Тор-М2КМ» размещены радиолокационные и оптические средства, специальная аппаратура, ЗУР, основной и резервный источники питания, боевой расчет. Для АБМ разработан специальный корпус с унифицированными узлами крепления, обеспечивающий его установку и эксплуатацию на различных платформах и в стационарном варианте.

Максимальный вес АБМ в снаряженном состоянии не превышает 15 т, что обеспечивает его транспортировку на внешней подвеске вертолета для доставки в различные труднодоступные места, на господствующие высоты, крыши зданий и сооружений.

АБМ снабжен собственной системой электропитания, обеспечивающей его автономную работу во всех климатических условиях при самом разном варианте размещения. АБМ имеет и резервный источник электропитания, который обеспечит работу АБМ в любом из вариантов размещения: от промышленной электросети или любой подвижной электростанции, вырабатывающей трехфазное напряжение 220В 50Гц, мощностью не ниже 80 кВт. Боевой расчет АБМ – 2 человека.

Конструкция средств ЗРК «Тор-М2КМ» обеспечивает их транспортировку всеми видами транспорта, а также перевозку на внешней подвеске вертолета Ми-26Т и его аналогов, имеющих грузоподъемность не менее 15 т. Способность к размещению АБМ на различных платформах заказчика значительно расширяет диапазон применения ЗРК семейства «Тор-М2», увеличивает объем решаемых боевых задач и многократно снижает затраты на его эксплуатацию.

Возможность транспортировки АБМ на внешней подвеске вертолета позволяет размещать ЗРК в самых труднодоступных местах (например, в горах на господствующих высотах, в городах на крышах зданий и сооружений и т.д.).

Только ЗРК «Тор-М2КМ» впервые позволяет полностью решить задачу противовоздушной обороны крупных городов (мегаполисов).

Размещение АБМ на палубе малотоннажных судов обеспечивает противовоздушную оборону самих судов, их группировок, военно-морских баз и крупных международных портов.

При размещении на различных платформах ЗРК «Тор-М2КМ» способен выполнять задачи противовоздушной обороны различных подразделений и соединений Сухопутных войск, ВВС, РВСН, ВМФ и защиты от воздушных ударов крупных мегаполисов, стратегических и важнейших военных, государственных объектов, промышленных центров.

Обороняемая площадь объекта одним АБМ ЗРК «Тор-М2КМ» составляет более 400 квадратных километров.

ЗРК «Тор-М2КМ» обладает высокой надежностью и эффективностью в борьбе с активно маневрирующими воздушными целями, управляемыми и планирующими авиационными бомбами, противорадиолокационными и крылатыми ракетами, беспилотными летательными аппаратами, самолетами и вертолетами. Комплекс оснащен современными вычислительными средствами и РЛС, позволяющими обнаруживать и обрабатывать до 144 целей, отображать информацию о 20 наиболее опасных целях, обеспечить одновременное поражение четырех из них.

Весь процесс боевой работы ЗРК «Тор-М2КМ» полностью автоматизирован, человек лишь выбирает из числа предложенных машиной цель для уничтожения и нажимает кнопку «Пуск». ЗУР автоматически наводится на цель, и в точке встречи ракеты и цели производится подрыв боевой части ракеты. Боевое снаряжение ракеты весом 14 кг содержит осколки сложной геометрической формы, изготовленные из специального сплава (вольфрам-никель-железо), что обеспечивает высочайшую пробивную способность осколка и практически полностью исключает возможность рикошета. Малые ошибки в точке встречи, адаптация радиовзрывателя к типу воздушной цели в сочетании со специальным боевым снаряжением боевой части ЗУР обеспечивают комплексу высокую вероятность поражения всех типов воздушных целей. Вероятность поражения одной ракетой одной цели – не ниже 0,98.

Комплекс оснащен современной спутниковой навигационной системой, позволяющей с высокой точностью определять местоположение АБМ и его угловые параметры.

Два зенитных ракетных модуля, находящиеся в каждом из АБМ, обеспечивают транспортировку, хранение и пуск восьми ЗУР.

Транспортно-заряжающий модуль может быть установлен на автомобильное шасси, аналогичное шасси АБМ.

Средства технического обслуживания и ремонта, групповой комплект ЗИП и тренажер комплекса размещены в унифицированных кузовах-контейнерах, обеспечивающих их установку на любые автомобильные шасси, полуприцепы и прицепы, предназначенные для перевозки 20-футовых морских контейнеров.

ОАО «Концерн ПВО «Алмаз – Антей» и ОАО «Ижевский электромеханический завод» вместе с разработчиками кораблей и заводами изготовителями проводят проработку возможности применения ЗРК семейства «Тор-М2» на боевых кораблях ВМФ России различного водоизмещения как на вновь создаваемых, так и на ремонтируемых взамен устаревших и снятых с производства морских ЗРК.

Автономный самоходный зенитный ракетный комплекс (ЗРК) 9К331 "Тор-М1" предназначен для противовоздушной обороны мотострелковых и танковых дивизий во всех видах боевых действий и в районах сосредоточения, защиты наиболее ответственных объектов (командных пунктов узлов связи, радиотехнических средств, мостов, аэродромов) от ударов высокоточного оружия, управляемых и противорадиолокационных ракет, управляемых авиабомб, самолетов, вертолетов, крылатых ракет и дистанционно-пилотируемых летательных аппаратов (ДПЛА).

Комплекс представляет собой компактную функционально завершенную и технически совершенную тактическую единицу - боевую машину, способную автономно или в составе системы ПВО выполнять поставленную боевую задачу. ЗРК 9К331 является результатом последовательной модернизации ЗРК "Тор" . В результате модернизации в ЗPK был введен второй целевой канал, в ЗУР применена БЧ из материала с повышенными поражающими характеристиками, реализовано модульное сопряжение ЗУР с боевой машиной, увеличение зоны и вероятности поражения низколетящих целей, обеспечено сопряжение боевой машины с унифицированным батарейным командирским пунктом "Ранжир" для обеспечения управления боевыми машинами в составе батареи.

В доработке существовавших и разработке новых средств ЗРК "Тор-М1" (9К331) принимали участие:

    Научно-исследовательский электромеханический институт МРП (ведущее предприятие НПО "Антей") - головной по ЗРК "Тор-М1" в целом (главный конструктор В.П.Ефремов) и боевой машине 9А331 (модернизация 9А330) - заместитель главного конструктора ЗРК и главный конструктор боевой машины 9А331 - И.М.Дризе;

    Производственное объединение "Ижевский электромеханический завод" МРП - по конструктивной доработке боевой машины;

    Кировское машиностроительное производственное объединение им. XX партсъезда МАП - по разработке четырехракетного модуля 9М334, использованного в боевой машине 9А331 (главный конструктор модуля О.Н.Жарый);

    Научно-исследовательский институт средств автоматизации МРП (ведущие предприятие НПО "Агат") - по разработке в рамках отдельной ОКР унифицированного батарейного командирского пункта "Ранжир" (9С737) - главный конструктор А.В.Шершнев, а также МКБ "Факел" МАП и другие организации.

Государственные испытания ЗРК "Тор-М1" проводились с марта по декабрь 1989 г. на Эмбенском полигоне (начальник полигона В.Р. Унучко). ЗРК был принят на вооружение в 1991 году.

Серийное производство боевых и технических средств ЗРК "Тор-М1" было организовано на предприятиях, которые производили средства ЗРК "Тор". Новые средства - четырехместный транспортно-пусковой контейнер для ЗУР 9А331 и унифицированный батарейный командирский пункт 9С737 производились соответственно в ПО "Кировский Машиностроительный завод им. ХX партсъезда" и на Пeнзeнском радиозаводе.

Не имеющий аналогов в мире ЗРК "Toр-M1" (см. сравнительные характеристики ), способные поражать воздушные элементы высокоточного оружия, неоднократно показывали свои высокие боевые возможности на учебно-боевых стрельбах, на войсковых учениях на выставках современного оружия в ряде стран мира. Эти комплексы обладают хорошей конкурентоспобностью на мировом рынке и состоят на вооружении подразделений ПВО Китая, Греции и Ирана.

Для защиты малоподвижных войсковых, а также гражданских и промышленных объектов разработаны варианты комплекса с размещением основных элементов на колесных базах - в самоходном варианте "Tор-M1ТА", с размещением аппаратной кабины (АК) на автомобиле "Урал-5323", а антенно-пускового поста (АПП) - на прицепе ЧМЗАП8335, в буксируемом "Тор-М1ТБ" (на двух прицепах АК - СМЗ-782Б, АПП - ЧМЗАП8335). За счет отказа от проходимости по бездорожью и увеличения времени развертывания/ свертывания до 8..15 мин. достигается снижение стоимости комплекса. Разработан и стационарный вариант комплекса "Top-M1TC".

Прошел испытания модернизированный вариант комплекса, получивший обозначение "Тор-М1В". "Тор-М1В" отличается от своего предшественника повышенными боевыми возможностями:

  • расширена зона поражения системы по высоте и курсовому параметру. Необходимость такого расширения продиктована опытом военных действий авиации в Югославии и на Ближнем Востоке;
  • повышена помехозащищенность комплекса в условиях применения противником уводящих помех самоприкрытия. Для этого разработаны специальные режимы работы боевых средств, автоматически включающиеся при постановке современных и перспективных помех;
  • введен специальный режим боевой работы "звено" для слаженной и эффективной работы двух боевых машин без батарейного командного пункта при защите точечных объектов.

На Международном авиакосмическом салоне "МАКС - 2007" ОАО "Ижевский электромеханический завод "Купол" совместно с ОАО "Концерн ПВО "Алмаз - Антей" представил новейшую разработку - боевую машину 9А331МК зенитно-ракетной системы "Тор-М2Э" . Новая система отличается повышенной эффективностью отражения массированных налетов современных средств воздушного нападения в условиях огневого и радиоэлектронного противодействия.

Состав

В состав комплекса 9К331 входят:

  • боевая машина 9А331 и зенитно-ракетный модуль 9М334 (с ракетами 9M331 в транспортно-пусковом контейнере 9Я281 );
  • транспортно-заряжающая машина 9Т244 ;
  • транспортная машина 9Т245;
  • машины технического обслуживания 9B887M и 9В888-1M
  • комплект такелажного оборудования 9Ф116;
  • машина группового ЗИП 9Ф399-1М1;
  • автономный электронный тренажер операторов боевой мдшнны 9Ф678.

На базе боевой машины 9А331 (см. компоновку ) размещаются:

    два зенитно-ракетных модуля 9М334 (восемь ракет 9M331 в ТПК 9Я281 );

    трехкоординатная станция обнаружения целей (СОЦ) с системами опознавания их государственной принадлежности и стабилизации основания антенны;

    станция наведения (СН) с фазированной антенной решеткой;

    дублирующий телевизионно-оптический визир, обеспечивающий автосопровождение цели по угловым координатам;

    быстродействующая цифровая вычислительная система;

    аппаратура стартовой автоматки (аппаратура отображения информации о воздушной обстановке и цикле боевой работы, а также индикации функционирования систем и средств боевой машины, рабочие пульты командира и операторов, вспомогательная аппаратура);

    система телекодовой оперативно-командной радиосвязи;

    аппаратура навигации, топопривязкн и ориентирования;

    система функционального контроля боевой машины:

    система автономного зпектропитания и жизнеобеспечения (источник первичного энергопитания с приводом электрогенератора от газотурбинного двигателя или ходового двигателя самоходного шасси).

В боевую машину 9А331 были внесены следующие изменения (по сравнению с 9А330):

    использована новая двухпроцессорная вычислительная система повышенной производительности, которая реализовала двухканальную работу по целям, защиту от ложных трасс целей, расширенный функциональный контроль;

    в станции обнаружения целей введены трехканальная цифровая система обработки сигналов, обеспечивавшая улучшенное подавление пассивных помех без проведения дополнительного анализа помеховой обстановки, автоматически переключаемый избирательный фильтр во входных устройствах приемника, обеспечивавший за счет частотной селекции каждого парциала более эффективные электромагнитную совместимость и помехозащищённость станции, во входных устройствах приемника заменен усилитель для повышения чувствительности, введена автоматическая регулировка мощности, поступавшей в каждый парциал при работе станции, изменен порядок обзора для уменьшения времени завязки трасс целей, введен алгоритм защиты от ложных отметок;

    в станции наведения введен новый тип зондирующего сигнала, обеспечивавший обнаружение и автосопровождение зависающего вертолета, в телевизионно-оптическом визире введен автомат сопровождения цели по углу места (для повышения точности ее сопровождения), введен улучшенный индикатор командира,введена аппаратура сопряжения с унифицированным батарейным командирским пунктом "Ранжир" (радиостанции и аппаратура передачи данных).

РЛС обнаружения представляет собой когерентно-импульсную РЛС кругового обзора. Она работает в сантиметровом диапазоне волн с частотным управлением лучом по углу места. Средняя мощность передатчика 1,5 кВт, разрешающая способность не хуже 1.5-2.0° по азимуту, 4° по углу места и 200м по дальности. Максимальные ошибки определения координат цели составляют не более половины указанных величин разрешающей способности. Применение цифровой обработки сигнала позволяет надежно обнаруживать как скоростные, так и малоподвижные (до 10м/с) цели без "слепых скоростей" в сложных условиях пассивных (естественных и искусственных) помех с учетом влияния подстилающей поверхности. Обработка сигналов осуществляется спецвычислителями и центральным компьютером, вычислительные и алгоритмические возможности которого позволяют решать задачи анализа воздушной обстановки, принятия основных решений и другие интеллектуальные задачи управления боевыми операциями. РЛС обнаружения сопряжена с системой опознавания государственной принадлежности цели и автоматически блокирует (с высокой вероятностью) возможность поражения "своих" летательных аппаратов. Для обеспечения возможности работы станции во время движения БМ положение антенны стабилизируется.

Станция способна обнаруживать с вероятностью не менее 0.8 на дальности 25-27км самолеты типа F-15, летящие на высотах от 30 до 6000м. беспилотные летательные аппараты обнаруживаются с вероятностью не менее 0.7 на дальности 9-15км, зависшие в воздухе вертолеты — с вероятностью 0.6-0.8 на дальности 13-20км, находящиеся на земле вертолеты с вращающимися винтами — с вероятностью 0.4-0.7 на дальности 13-20км. При этом могут обнаруживаться и цели, прикрываемые активными и пассивными помехами. РЛС обнаружения обеспечивает многопарциальный (8 парциалов — лучей) трехкоординатный обзор пространства с высоким темпом (см. диапазон сканирования ). Период сканирования 1с, ширина луча в вертикальной плоскости 4°. Сканирование углового пространства обзора в вертикальной плоскости механически разбивается на два диапазона от 0-32° и 32-64°. Это означает, что две батареи ЗРК "Top-M1" могут одновременно просматривать зону в угловом растре 0-64°. Предусмотрено повышение энергии сигнала за счет применения длительного импульса с внутриимпульсной модуляцией и режим концентрации всей энергии излучения в одном парциале — три в одном.

РЛС наведения (СВР) - когерентно-импульсная (импульсно-доплеровского типа) РЛС. Она работает в сантиметровом диапазоне волн, имеет малоэлементную фразированную антенную решетку (ФАР), формирующую луч шириной 1° по азимуту и по углу места, обеспечивающую электронное сканирование луча в соответствующих плоскостях. Такое построение системы позволяет обеспечить практически мгновенный (400-600мс) переход на автосопровождение, а также одновременное сопровождение и обстрел двух целей в секторе ФАР. Станция осуществляет поиск цели по данным целеуказания от станции обнаружения целей и захват одной цели на автосопровождение. С вероятностью 0.5 станция наведения способна переходить на автосопровождение самолета-истребителя, летящего на дальности 23км. С уменьшением дальности эта вероятность существенно возрастает, так, на дальности 20км она уже составляет 0.8. Система обработки сигнала РЛС сопровождения - цифровая мононмпульсная со сжатием импульсов и соответствующим алгоритмом обработки сигналов, обеспечивает не только высокие точности и помехозащиту, но и распознавание класса цели, что позволяет оптимизировать режимы работы системы наведения ракеты и ее боевого снаряжения.

Для ЗРК "Тор-М1" впервые в практике создания зенитных комплексов применен четырехместный транспортно-пусковой контейнер (ТПК) 9Я281 , который в совокупности с ЗУР 9M331 составил ракетный модуль 9М334. Каждый модуль 9М334 комплектуется двумя специальными балками, с помощью которых модули могут быть собраны в многоярусные пакеты. В таких пакетах осуществляется хранение и транспортировка ракет на всех этапах эксплуатации. Транспортная машина 9Т245 перевозит два пакета из четырех модулей, транспортно-заряжающая машина 9Т244 - два пакета из двух модулей и имеет крановое оборудование для загрузки модуля в боевую машину. Заряжание БМ производится с помощью транспортно-заряжающей машины. Сначала модуль переводится из горизонтального положения в вертикальное, затем опускается в шахту БМ. Время заряжания боевой машины двумя модулями - 25 минут. Модуль 9М334 в течение установленного срока службы эксплуатируется без проведения регламентных работ и проверок бортового оборудования ракет. Основные параметры модуля: масса модуля (ТПК плюс четыре ракеты) с двумя балками - 1053кг, масса ТПК с двумя балками - 333кг, масса одной балки - 40кг, габариты модуля с двумя балками - 539x1507x3005мм

ЗУР 9M331 полностью унифицирована с ракетой 9М330 (за исключением материала поражающих элементов БЧ) и может использоваться в ЗРК "Тор" , "Top-M1", "Тор-М2" и в корабельном ЗРК "Кинжал" .

Боевая работа ЗРК 9К331 происходит по схеме, обычной для зенитных ракетных комплексов с радиокомандной системой наведения (см. описание боевой работы ). Станция обнаружения в движении или на месте осуществляет круговой обзор пространства, обнаруживает и опознает цели. Вычислительные средства боевой машины производят анализ воздушной цели, выбирают наиболее опасные цели для обстрела и вырабатывают данные целеуказания для станции наведения (станция передачи команд, СПК). Станция наведения (станция визирования ракеты плюс станция передачи команд) на основании данных целеуказания осуществляет:

    поиск и захват одной цели на автосопровождение;

    точное сопровождение цели по трем координатам;

    пуск одной или последовательно (через 4с) двух ракет по сопровождаемой цели;

    захват ракеты после старта отдельным координатором и ввод ее в луч фазированной антенной решетки;

    точное сопровождение ракеты;

    управление ракетами по командам, вырабатываемым по разности координат между ракетами и целью в соответствии с выбранным методом наведения, соответствующим наиболее оптимальным условиям встречи ракеты с целью в зависимости от ее типа, высоты и характера полета;

    выдачу на радиовзрыватель ракеты команды задержки его срабатывания в зависимости от скорости сближения ракеты с целью.

Эксплуатация комплекса разрешается на высотах не более 3000 м над уровнем моря, в любое время года и суток, в различных метеорологических условиях в интервале температур окружающего воздуха от —50°С до +50°С, в условиях солнечной радиации и относительной влажности не более 98% при температуре (30 ± 5)°С и скорости ветра не более 20 м/с. Режим работы аппаратуры ракеты при включениях на боевой машине циклический: 10 мин работы — 10 минут перерыва. После трех включений должен быть перерыв не менее одного часа. В любое время перерыва допускается одноразовое включение аппаратуры ракеты на одну минуту для проведения пуска.

Тактико-технические характеристики

Количество одновременно обнаруживаемых целей 48
Количество одновременно сопровождаемых целей 2 (4 для Тор-М2Э)
Зона обнаружения:
- по дальности, км
- по азимуту, град
- углу места, град
- по высоте, км

27
360
0-32 или 32-64
не менее 23
Зона поражения, км:
- по дальности
- по высоте
- по параметру

1..12
0,01..6 (0,01..10 для Тор-М2Э)
6 (8 для Тор-М2Э)
Вероятность поражения одной ракетой:
- самолета (типа F-15)
- вертолета
- крылатой ракеты
- высокоточного оружия

0.45-0.8
0.62-0.75
0.93-0.97
0.75-0.9
Максимальная скорость поражаемых целей (вдогон/навстречу) м/с 700
Максимальная поперечная перегрузка поражаемой цели 10
Время реакции комплекса (от обнаружения цели до пуска ракеты), с:
- с позиции
- с короткой остановки

7.4
9.7
Масса боевой машины, т 37
Запас хода по топливу (при двухчасовой работе аппаратуры), км 500
Боевой расчет 3
Скорость полета ЗУР, м/с 700..800
Масса ракеты, кг 165
Масса боевой части, кг 14,5

Тор-М2У - Российский всепогодный тактический зенитный ракетный комплекс, предназначенный для решения задач противовоздушной и противоракетной обороны на уровне дивизионного звена.

Удар американских крылатых ракет 7 апреля по сирийской авиабазе «Шайрат», безусловно, будет иметь множество последствий - как политических, так и военных. Одним из последних способно стать наращивание сил и средств ПВО, прикрывающей наиболее важные объекты сирийской инфраструктуры.

Применение американской стороной «Томагавков» может сподвигнуть руководство России на переброску в Сирию зенитно-ракетных комплексов, специально созданных для борьбы с крылатыми ракетами. Очевидно, что в сложившихся обстоятельствах главным кандидатом на роль защитника сирийского неба от американских «боевых топоров» становится российский ЗРК «Тор».

Зенитный ракетный комплекс «Тор» предназначен для противовоздушной обороны важнейших военных и государственных объектов от ударов самолетов, вертолетов, крылатых ракет, противорадиолокационных и других управляемых ракет, планирующих/управляемых авиабомб и беспилотных летательных аппаратов в пределах зоны поражения комплекса, днем и ночью, в сложной метеорологической и помеховой обстановке.

Первая модификация всепогодного тактического зенитного ракетного комплекса малой дальности «Тор» была принята на вооружение еще 19 марта 1986 года. За последующее время ЗРК пережил минимум три серьезные модернизации и качественно обновился.

Современный «Тор» действует побатарейно. Одна зенитная ракетная батарея - это 4 боевые машины 9А331МУ (боекомплект каждой составляют 8 ЗУР), 2 транспортно-заряжающие машины (пополняют БК боевых машин за 18 минут), мастерская технического обслуживания, батарейный командный пункт «Ранжир» и «Каста» - подвижная трехкоординатная радиолокационная станция дециметрового диапазона кругового обзора дежурного режима.

Максимальная скорость, которую может развивать такая зенитная ракетная батарея на марше, - 65 км/ч. Это позволяет «Тору» не отставать на марше от «подопечных» колонн автомашин или бронетехники.

ЗРК полностью автоматизирован, за что специалисты иногда называют «Тор» «комплексом двух кнопок». ЗРК действительно способен почти все сделать сам: обнаружить, опознать, ранжировать цели по степени опасности. «Вести» 48 целей и обеспечить одновременное поражение 4 из них, параллельно выбрав оптимальный момент срабатывания радиовзрывателя БЧ ЗУР. Оператору остается выполнить лишь два действия: «а» - выбрать из предложенного «Тором» перечня целей те, что подлежат уничтожению в первую очередь; и «б» - отдать команду на пуск ЗУР.

Впрочем, в случае отражения массированного воздушного удара, когда опоздание даже на доли секунды может иметь роковые последствия, есть возможность перевести ЗРК полностью в автоматический режим. Важная деталь - в случае необходимости 2 боевые машины ЗРК могут работать в режиме «Звено». Т.е. одна боевая машина может выдавать целеуказание по проводной или беспроводной связи другой, удаленной от первой машины на дистанцию до 5 км и действующей с выключенной или выведенной из строя РЛС.

По мнению отечественных специалистов, «Тор» существенно превосходит по своим ТТХ все иностранные аналоги, включая израильскую тактическую систему противоракетной обороны «Железный купол».

Итак, «Тор» - это высокомобильный ЗРК малой дальности, способный выполнять задачи противовоздушной обороны подразделений ВС РФ и защиты от воздушных ударов стратегических объектов. «Зона ответственности» ЗРК простирается до 12 км по дальности и до 10 км по высоте от месторасположения боевой машины комплекса.

Дальше этой зоны работают «старшие братья» «Тора» - комплексы С-400, С-300 и «Бук». Ближе действуют ЗРК «Оса», а также самоходные зенитные ракетно-пушечные комплексы «Панцирь» и «Тунгуска». «Тор» вполне может действовать самостоятельно, и все же чаще он рассматривается как фрагмент единой эшелонированной системы ПВО.

«Тор» может уверенно обнаруживать и уничтожать боевые самолеты и вертолеты любого типа. Включая, кстати и те летательные аппараты, которые разработаны с применением технологии «стелс». Мало того, к 2016 году такие цели для новых модификаций ЗРК «Тор» стали уже слишком легкими. Главными противниками «Торов» сейчас являются БПЛА и высокоточное оружие, т. е. противорадиолокационные ракеты, крылатые ракеты и управляемые авиационные бомбы.

Возрастание вероятности массированного применения противником высокоточных средств воздушного нападения заставило конструкторов «Тора» резко увеличить «быстродействие» своего детища. Так появилась модификация ЗРК «Тор-М2У» с новой системой управления, новой фазированной антенной решеткой, повышенной помехозащищенностью, новым вычислительным комплексом увеличенной производительности. Новейший ЗРК стал поступать в войска с ноября 2012 года и за свою высокую эффективность почти сразу получил неофициальное прозвище «Чистильщик».

Естественно, на достигнутом создатели «Тора» не успокоились. ЗРК непрерывно совершенствуется. Так, например, в 2016 году «Тор-М2У» впервые в истории семейства получил возможность производить пуски на ходу при скорости до 45 км/ч. Ранее все «Торы» вынуждены были поражать цели с коротких остановок. Одновременно с улучшением самоходной версии комплекса конструкторы отчитались о разработке «Тора-М2КМ» - модульной модификации ЗРК.

Автономный боевой модуль этого ЗРК за 10 минут может быть краном установлен на любую подходящую по массогабаритам платформу: крышу дома, палубу корабля, гусеничное или автомобильное шасси, на прицеп. Главное условие - платформа должна иметь грузоподъемность не менее 20 тонн.

Разработка «Тора-М2КМ» вместе с научившимся стрелять на ходу «Тором-М2У» включила «зеленый свет» работам «Купола» над «Тором-МФ» - морской модификацией ЗРК. В рамках данной НИОКР один из модулей «Тора-М2КМ» был в марте отправлен на Черноморский флот, где успешно отстрелялся с вертолетной палубы фрегата «Адмирал Григорович».

Это событие позволило аналитикам предположить, что ВМФ России уже в 2018 году получит возможность заменить на боевых кораблях устаревшие ЗРК «Кинжал» новейшими комплексами «Тор-МФ».

На этом линейка развития «Торов» не закончилась. Совместив антенно-пусковое устройство с шасси двухзвенного гусеничного транспортера ДТ-30ПМ «Витязь», разработчики получили «Тор-М2ДТ» - арктическую версию ЗРК. Она адаптирована к особо тяжелым климатическим условиям, способна выполнять боевые задачи в условиях экстремально низких температур и сложной пересеченной местности.

9 мая 2017 года «Тор-М2ДТ» впервые будет представлен вниманию широкой общественности, приняв участие в Параде Победы на Красной площади.

ТОР зрк зенитно-ракетный комплекс малой дальности фото , качественный технологический рост средств воздушного нападения - включая новые тактические истребители, боевые вертолеты, высокоточное оружие, цифровые автоматизированные системы управления - дал мотивацию и возможность также и для развития средств защиты.
На рубеже 1960-1970-х годов в СССР развернулись работы над войсковыми комплексами и системами ПВО второго поколения. Для замены ЗРК «Оса» дивизионного звена разрабатывался зенитный ракетный комплекс (система) малой дальности «Тор». Он должен был работать вплоть до предельно малых высот, в сложной помеховой обстановке, обладать автономностью, вездеходностью и подвижностью, равной колоннам частей, которые будет прикрывать, а также минимальным временем реакции.
ЗРК (ЗРС) 9К330 «Тор» вооружались зенитные ракетные полки мотострелковых и танковых дивизий. Полк включал командный пункт и четыре зенитные батареи, каждая в составе четырех боевых машин и батарейного командного пункта. Батареи должны были работать автономно либо под централизованным управлением начальника ПВО дивизии или командира зенитного ракетного полка.

ЗРК «Тор» принят на вооружение в 1986 году, комплексу получил индекс 9К330, зенитная управляемая ракета - 9М330, индекс 9А330 соответствовал боевой машине, шасси было унифицировано с ЗПРК «Тунгуска»

Рождение ТОРа зрк зенитно-ракетного комплекса малой дальности фото
Разработка "ТОР " началась в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 4 февраля 1975 года. Головным разработчиком стал Научно-исследовательский электромеханический институт (г. Москва, с 1983-го - НПО «Антей»), главным конструктором комплекса - В. П. Ефремов, боевой машины - И. М. Дризе. Зенитную управляемую ракету с командной системой наведения разрабатывало МКБ «Факел» (г. Химки МО) под руководством П. Д. Грушина, главный конструктор ракеты - В. В. Коляскин.
«Тор» проходил испытания с декабря 1983-го по декабрь 1984 года и принят на вооружение 19 марта 1986 года. ГРАУ присвоило

  • комплексу индекс 9К330
  • ЗУР - 9М330
  • боевой машине - 9А330.

Серийное производство ЗУР организовали на Кировском машиностроительном заводе им. XX парт-съезда, боевые машины строил Ижевский электромеханический завод на гусеничном шасси производства Минского тракторного завода. В США и НАТО «Тор» получил обозначение SA-15 «Латная рукавица» Gauntlet.
Состав и устройство ТОР зенитно-ракетный комплекс малой дальности фото .
Боевые средства комплекса (системы) собраны на одном гусеничном шасси ГМ-355. Боевая машина 9А330 со скоростью хода до 65 км/ч в своем составе имеет станцию обнаружения цели (СОЦ) и станцию наведения (СН) - обе на основе когерентно-импульсных РЛС сантиметрового диапазона, - ЭВМ, пусковое устройство ЗУР. Твердотопливная одноступенчатая ЗУР 9М330 выполнена по схеме «утка» со складными крылом и рулями, оснащена автопилотом с приводами рулей, радиоблоком, осколочно-фугасной боевой частью, активным радиовзрывателем, размещена в транспортно-пусковом контейнере. Старт ракеты - вертикальный с помощью пороховой катапульты, после старта газодинамическое устройство в хвостовой части обеспечивает склонение ракеты в сторону цели, затем включается маршевый двигатель. Детальное видео ночных стрельб зенитными управляемыми ракетами, ходовые испытания, полигон Капустин Яр, стрельба по беспилотному летательному аппарату БПЛа ночью смотрим на видео.

СОЦ осуществляет круговой обзор пространства, дальность обнаружения ею - 25-27 км, зависшего - 13-20 км, что важно засечка - до 15 км.

пусковой контейнер ЗРК с зенитными управляемыми ракетами 9М330, масса модуля чуть более 1 тонны

СН с фазированной антенной решеткой (ФАР) по сигналу целеуказания от вычислительной системы производит захват цели на автосопровождение, определяет момент запуска и выдает команду на запуск ЗУР, сопровождает ЗУР в процессе наведения. Управляющие команды передаются на ЗУР по радиоканалу через ту же ФАР. СН наводит на цель до двух ЗУР. Также с СН на ЗУР выдаются значения задержки срабатывания радиовзрывателя - в зависимости от скорости сближения ракеты с целью, что повышает вероятность поражения цели.
Одновременно с принятием ЗРК (ЗРС) «Тор» на вооружение было выдано задание на его модернизацию.
Модернизации ТОР зрк зенитно-ракетный комплекс малой дальности
Головным исполнителем работ по модернизации комплекса было НПО «Антей». Модернизированный 9К331 «Тор-М1» проходил госиспытания в марте - декабре 1989 года, принят на вооружение в 1991-м.

Модернизированный 9К331 «Тор-М1» принят на вооружение в 1991 г

Среди его существенных отличий:

  • - ЗУР 9М331 с повышенным поражающим действием боевой части;
  • - сменный ракетный модуль на четыре ЗУР (создан Кировским машиностроительным производственным объединением им. XX партсъезда), позволивший ускорить перезаряжание боевой машины;
  • - боевая машина 9А331 на шасси ГМ-5955 Мытищинского М3;
  • - двухпроцессорная вычислительная система;
  • - возможность одновременного обстрела двух целей;
  • - новые алгоритмы селекции ложных целей и выбора наиболее опасных целей, повышенная помехозащищенность СОЦ и точность работы СН, улучшенный индикатор командира;
  • - автоматическое сопровождение низколетящих целей с помощью телевизионно-оптического визира;
  • - наличие в составе системы самоходного батарейного командирского пункта 9С737 «Ранжир» разработки НИИСА (г. Жуковский).

Дальнейшие работы привели к созданию комплекса 9К332 «Тор-М2», «Тор-М2КМ» и экспортному варианту «Тор-М2Э».

ЗРК «Тор-М2», принятый на вооружение в 120-й зенитно-ракетной бригаде в городе Барановичи в Белоруссии, во время смотра. 2011 год.

Рабочие места зенитно-ракетного комплекса малой дальности ТОР-М2

ЗРК «Тор-М2У» во время генеральной репетиции военного парада в честь Дня Победы. Красная площадь, Москва, 2014 год

комплекс ЗРК 9К332 «Тор-М2 фото

Стрельбы ЗРК «Тор-М2У», производства завода из Ижевска «Купол»

Модификации «Тор» поставлялись в Азербайджан, Белоруссию, Венесуэлу, Грецию, Египет, Иран, КНР.

ТОР 2МЭ одна из модификаций ЗРК с повышенной эффективностью (относительно тора м1) предназначена для поставок на экспорт

На текущий момент завод "Купол" входящий в концерн "Алмаз-Антей", ведет работы по созданию морской версии ЗРК малой дальности типа "Тор-М2У" не путать с "Кинжалом". Предполагается что комплекс сможет размещаться на кораблях различного водоизмещения.

Один из предполагаемых вариантов расположения ЗРК "Тор" на корабле

Необходимо отметить, всего за время производства изготовлено около 240 ЗРК ТОР зенитно-ракетных комплексов малой дальности фото ,

  • более 120 единиц находится на вооружении Российской армии,
  • следующей по насыщенности идет народная армия Китая около 60 единиц (количество нелицензионных копий, получивших наименование «Хунци-17», наверное не знает никто ), что интересно, Китай выиграл тендер на создание системы ПРО Турции, догадайтесь на чьих разработках будет строится эта система.
  • 30 комплексами ЗРК обладает ИРАН и 21 Греция. Ирану же принадлежит и печальный опыт применения ТОРа, по собственному самолету, сбитому после того как тот залетел в запретную 20 километровую зону вокруг АЭС.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МОДИФИКАЦИИ ЗРК (ЗРС) «ТОР»
Модификация «Тор» «Тор-М1» «Тор-М2»
Дальность поражения целей, м:
- максимальная 12 000 12 000 12 000
-минимальная 1500 1500 1000-1500
Высота поражения целей, м:
- максимальная 6000 6000 10 000
- минимальная 10 10 10
Максимальная скорость цели, м/с 700 700 700-900
Канальность по цели 1 2 4
Система наведения радиокомандная
Количество ЗУР на одной машине 8 8 8
Тип ЗУР 9М330 9М331 9М331
Стартовая масса ЗУР, кг 165 165 165
Масса боевой части, кг 14,8 14,8 14,8
Тип боевой части осколочно-фугасная
Тип двигателя двухрежимный РДТТ
Длина ЗУР, мм 2898 2898 2898
Диаметр корпуса ЗУР, мм 235 235 235
Размах крыла, мм 650 650 650
Скорость полета ЗУР, м/с 700-800 700-850 700-850
Количество ЗУР на пусковой установке 8 8 8
Боевой расчет, чел. 4 4 3
Время реакции, с
  • (с позиции)
  • (с короткой остановки)
7,4 (с позиции) 9,7 (с короткой остановки) 4-8
Способ перезаряжения боевой машины ОДИНОЧНЫМИЗУР ракетными модулями по 4 ЗУР ракетными модулями по 4 ЗУР
Время перезаряжания, мин 30 20 18

20 июня 1957 года постановлением Совета министров СССР в Ижевске было основано новое уникальное предприятие по производству аппаратуры радиоуправления, сегодня это АО «Ижевский электромеханический завод «Купол» (ИЭМЗ «Купол»). С момента основания ими были освоены более 40 видов военной продукции, от блоков для первого войскового зенитного ракетного комплекса «Круг» до новейшего ЗРК «Тор-М2ДТ». Да, в том числе именно благодаря их работе, мы можем сейчас видеть мирное небо над нашей головой. Мне недавно удалось попасть на этот завод, но начать я всё же хотел с их музея.


У проходной завода установлена боевая машина ЗРК малой дальности «Оса» (индекс ГРАУ - 9К33, по классификации МО США и НАТО: SA-8 Gecko («Геккон»)). ЗРК «Оса» является всепогодным автономным самоходным средством ПВО, который предназначался для борьбы с пилотируемыми и беспилотными средствами воздушного нападения в условиях активного радиоэлектронного противодействия. Короче говоря, они прикрывали наши войска от низколетящих целей. Их разработка (на стадии проработки требований проект носил название «Эллипсоид») началась 27 октября 1960 года. Параллельно разрабатывался и аналогичный комплекс ЗРК «Оса-М» для защиты кораблей военно-морского флота. ЗРК «Оса» был принят на вооружение 4 октября 1971 года. Широкой общественности эти машины впервые показали на военном параде на Красной площади в Москве в ноябре 1975 года. Их серийное производство было развёрнуто на 2-х предприятиях. Сама боевая машина производилась на Ижевском электромеханическом заводе, а зенитные управляемые ракеты делали на Кировском машиностроительном заводе. Всего же с момента начала серийного производства было выпущено около 1,2 тыс. единиц данной техники. Кстати, ЗРК «Оса» и его модификации до сих пор состоят на вооружении ряда стран.

2.

Помимо того, что данный комплекс может передвигаться своим ходом, он готов летать на грузовых самолётах ИЛ-76 или перемещаться на железнодорожном транспорте. Мощный двигатель способен обеспечить ЗРК максимальную скорость до 80 км/ч по шоссе. При этом по грунтовым дорогам едет со скоростью до 55 км/ч. В случае необходимости, ЗРК «Оса» способен даже сам плыть со скоростью до 10 км/ч. В данном случае, двигатель обеспечивает работоспособность специального водомёта. Их шасси может буксировать прицепы весом до 7 200 кг. Сам комплекс был оснащён четырьмя зенитными управляемыми ракетами 9M33, модификация «Оса-АК» имеет 6 ракет 9М33М2, а «Оса-АКМ» - 6 ракет 9М33М3. Такие машины способны обнаруживать и опознавать воздушные цели в движении. С короткой остановкой, способны обстреливать одну цель двумя ракетами. Время развёртывания и свёртывания боевой машины не более 5 минут. Разработкой подобного зенитного комплекса занимались и в других странах. Первыми были англичане. Им удалось создать наземные ЗРК «Тайгер Кэт» и «Рапира», но по своим тактико-техническим характеристикам (ТТХ) они значительно уступали нашей «Осе».

3. Модель БМ ЗРК «Оса-АКМ» в музее.

4. Мемориал "Честь и слава участникам Великой Отечественной войны 1941-1945 гг"

Работы по созданию дивизионного автономного самоходного ЗРК «Тор» начались в НИЭМИ в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР, от 4 февраля 1975 года. Первый ЗРК 9К330 «Тор» появился только в 1983 году, но и то после ряда испытаний, его пришлось дорабатывать. Комплекс был окончательно принят на вооружение 19 марта 1986 года. Серийный выпуск «Торов» был налажен опять-таки на Ижевском электромеханическом заводе, но некоторые узлы поставлялись с других предприятий. Так, Минский тракторный завод (МТЗ) поставлял гусеничные шасси или платформу, Кировский машиностроительный завод занимался производством управляемых ракет, ещё несколько предприятий отвечали за другие более мелкие узлы.

5. Ещё одна серьёзная машина, которая установлена, но уже на территории завода, это ЗРК «Тор-М1» (индекс ГРАУ - 9К331, по классификации МО США и NATO - SA-15 Gauntlet («Латная рукавица»)).

Базой для размещения всех агрегатов ЗРК 9К330 «Тор» является боевая машина 9А330, которая производилась на шасси ГМ-355, производства Минского тракторного завода. На шасси размещалось специальное оборудование, а также поворотное пусковое устройство, на котором кроме пусковой установки для управляемых ракет размещались специальные антенны и локаторы. Масса боевой машины 9А330 составляла 32 тонны. Благодаря мощнейшему 840-сильному дизелю, боевая машина могла поддерживать высокий темп движения и не отставать от танков и БМП. Запас хода «Тора» достигал 500 км, а максимальная скорость по трассе - 65 километров.

Реакция мобильного комплекса на цель составляла 8,7 секунды, если система находилась в неподвижном состоянии, и 10,7 - при сопровождении войск. Переход мобильного комплекса из походного положения в боевое состояние происходил за 3 минуты. Чтобы загрузить комплекс новыми ракетами взамен израсходованных, нужно было затратить около 18 минут, причём загрузка управляемых ракет происходила с помощью специальной заряжающей машины - 9Т231. Ракеты, которыми оснащались ЗКР «Тор», назывались 9М330. Данные ракеты, имея вес в 165 кг и длину в 2,9 м, несли осколочно-фугасный заряд весом 14,8 кг. Поражение цели производилось многочисленными осколками боевой части. Вероятность поражения самолетов одной ракетой достигала 0,3-0,77 (где под единицей понимается 100 процентов), для вертолетов этот параметр составлял 0,5-0,88, для дистанционно пилотируемых летательных аппаратов - 0,85-0,955.

Сразу после принятия на вооружение комплекса 9К330 «Тор» началась разработка его модернизированного варианта под обозначением 9К331 «Тор-М1». Данный Комплекс был принят на вооружение в 1991 году. Он быстрее реагировал на цель (всего на 1-2 секунды) и появилась возможность обстрела сразу двух целей.

6.

7. Модель боевой единицы ЗРС «Тор-М1Т» буксируемый вариант

Музей был открыт в 2007 году, повод был серьёзней некуда, заводу исполнилось 50 лет. Сегодня на площади 470 кв. метров разместились более 100 тематических стендов, около 500 различных экспонатов, много альбомов, фотографий, наград, продукции. Всё это по полной погружает в историю и настоящую жизнь завода. Особенно впечатляют модели военной техники, которые завод производил и делает сейчас. Они не только копируют оригиналы, пусть и в меньших масштабах, так они могут ездить и даже стрелять. Очень круто!

8.

9.

Зенитная управляемая ракета ЗУР 9М330. Её стартовая масса составляла 165 кг (в том числе БЧ -14,8 кг), длина ракеты - 2898 мм, диаметр корпуса -235 мм, размах крыла - 650 мм. В ракете используется твердотопливный ракетный двигатель. ЗУР 9М330 выполнена по конструктивной схеме «утка». Ракеты находились в пусковом устройстве боевой машины без транспортных контейнеров и запускались вертикально с помощью пороховых катапульт. Дальность поражения цели ракетой 12 км. Время готовности ракеты к пуску составляло 5 сек. Максимальная скорость ракеты - 850 м/с

10.

Зенитная управляемая ракета ЗУР 9М33 для зенитного комплекса «Оса». Масса ракеты составляла 128 кг, в том числе 15 кг - боевая часть, Средняя скорость ЗУР равнялась 500 м/с. Длина ракеты составляла 3158 мм, диаметр - 206 мм, размах крыла - 650 мм. Дальность поражения цели 10 км.

11.

С 2012 года вместо 9К331 «Тор-М1» наша армия начинает закупать зенитные ракетные комплексы «Тор-М2У» и далее «Тор-М2Э». В их системе обнаружения целей уже используется новейшая оптико-электронная система. Мощные современные процессоры комплекса способны одновременно отследить 48 целей, распределив их по степени опасности. Одновременно комплекс может атаковать до 4 целей, используя для этого до 8 ракет.

«Тор-М2К» (9К332МК) - это зенитный ракетный комплекс с боевой машиной на колесном шасси. Шасси разработано белорусским предприятием «Минский завод колёсных тягачей». В состав боевых средств комплекса входят: боевая машина 9А331МК, зенитный ракетный модуль 9М334 с восемью зенитными управляемыми ракетами 9М9331 управляемых по четырем каналам.

12. Модель БМ ЗРК «Тор-М2К».

13. Модель Артиллерийский радиолокационный комплекс разведки и обслуживания стрельбы наземной артиллерии, АРК-1М «Рысь».

14. Модель Автономного боевого модуля ЗРК «Тор-М2КМ» и Боевая машина Зенитно-ракетной системы «Тор-М1».

«Тор-М2ДТ» (9K331МДТ) - это арктический вариант зенитного ракетного комплекса с боевой машиной на базе двухзвенного гусеничного транспортёра ДТ-30. Впервые представлен был широкой публике на военном параде Победы на Красной площади 9 мая 2017 года.

15. Макет боевой единицы ЗРК «Тор-М2ДТ»

16. В истории завода были разные времена. Например, в непростые 90-е приходилось выпускать даже игрушки. Завод свою историю хорошо помнит и совсем не стесняется. Отдельные стенды посвящены и этой теме.

"Хочешь жить, умей вертеться! И предприятие начинает производить в широком ассортименте товары народного потребления: большим спросом у населения стали пользоваться их светильники, электронные игрушки, детский настольный теннис, пьезозажигалки Искра, отопительные системы обогрева садовых домиков, коттеджей, теплиц и и т.д.

17.

Кроме изделий стратегического назначения, завод активно работает и сейчас по направлению гражданской продукции. Сегодня «Купол» - это одно из самых диверсифицированных предприятий Удмуртии. Они с головой ушли в нишу тепло- и климатотехники, систем кондиционирования и вентиляции, оборудования для пищевой промышленности и нефтянки, изделий из пластмассы для косметики и медицины, производство нанокомпозитов и инфузионных растворов и т.д.

18.

19. Вот, например, Карусельный разливной автомат ижевского завода «Купол», который успешно работает на Сарапульском ЛВЗ, на котором я также побывал:

20.

21.

22.

23. Большое спасибо всей пресс-службе АО «Ижевский электромеханический завод «Купол» за отличную экскурсию по предприятию и музею! А в следующий раз я покажу сам завод.

Вся моя история под флагом «Сделано в Удмуртии»:








Top