Уголовно правовое противодействие экстремизму в сети интернет. Экстремизм в Интернете: как обезопасить себя от преступников. План элективного курса «Обеспечение информационной безопасности личности школьника в условиях современности»

Для написания данной статьи были в муках проанализированы Федеральные законы «О противодействии экстремистской деятельности», «Об информации, информационных технологиях и защите информации», Уголовный кодекс, Кодекс об административных правонарушениях; а также Постановление Пленума Верховного суда «О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности»; Постановление Правительства «О единой автоматизированной системе «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено». Естественно (кто бы сомневался!), обнаружились некоторые весьма существенные противоречия между данными актами. Но обо всем по порядку.

I. Что такое «экстремизм»?


В соответствии с ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», это:
А) насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации.
То есть - для признания действий/речей/материалов экстремистскими, они должны быть направлены на видоизменение основополагающих принципов, закреплённых в Главе 1 Конституции (светскость, демократизм, федерализм, запрет идеологии и т.п.), путём кровавой революции, сопряженной с убийствами, насилием и прочим, а не мирной реформы. НЕ МОГУТ считаться экстремизмом, к примеру, предложения об отставке Президента (если они не сопряжены с необходимостью его убить), или даже об установлении государственной идеологии («православного христианства», например, как говаривал Г.Л. Стерлигов), которые при этом не сочетаются с обоснованием или призывами к применению насилия для реализации данных предложений.
Союз «И» вместо (или «вместе») «ИЛИ» ставит в тупик. Неужели для экстремизма необходимо как, образно говоря, призывать установить идеологию насильно, так и, одновременно с тем, разделить страну на части? Кстати, еще вопрос - будет ли относиться к нарушению территориальной целостности страны присоединение к ней других территорий? И должно ли быть «насильственным» нарушение территориальной целостности? Будет ли считаться экстремистским мнение о необходимости, к примеру, разделения РФ на конфедерацию, или нечто вроде «отдать Сахалин Японцам»? Или необходимо обязательно говорить именно о насильственном разделении?

Б) публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;

В) возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;
Опять же, одна фраза - и куча вопросов. Что есть «социальная» рознь? По каким критериям она определяется? К «религиозной розни» будет ли относиться таковая, проявляемая на почве атеизма, а не того факта, что неверный таки исповедует религию, но не ту? Что вообще есть «рознь»? И как она соотносится с пресловутым «возбуждением ненависти либо вражды» в небезызвестной ст. 282?
Толковые словари рассматривают «рознь» как синоним «вражды». «Вражда» же определяется как некие негативные действия, продиктованные чувством ненависти.
То есть: ненависть - это чувство, вражда - конкретное действие, ею продиктованное, а рознь - синонимичное вражде понятие. Получается, исходя из буквального толкования закона, в данном случае под признаки экстремизма должно подпадать лишь такое «возбуждение», которое приводит (ибо совершенная форма глагола) к определенным негативным действиям, а не просто к «ненависти» как к чувству.

Г) пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;
Здесь даже можно немного порадоваться - «отношение к религии» говорит о запрете указанных действий в отношении атеистов, агностиков а также теистов всех мастей.

Д) нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;

Е) воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения;

Ж) воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения;
То есть, получается, что незаконной деятельности госорганов мы можем смело препятствовать, даже насильно! =)

З) совершение преступлений по мотивам, указанным в пункте "е" части первой статьи 63 Уголовного кодекса Российской Федерации;
Касаемо таких мотивов - см. пост

И) пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций;
Здесь - смотри пост https://vk.com/feed?q=%23Юридический_субботник§ion=search&w=...

К) публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения;
О таких материалах - см. ниже.

Л) публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением.
Вопрос : требование импичмента Путину будет являться экстремизмом? А фразы вроде «Путин - убийца, он должен ответить за Беслан/Норд-Ост/Курск» и т.д. (нужное подчеркнуть)? Как отграничить «заведомо ложное обвинение» от справедливого или от «добросовестного заблуждения? И каким должно быть это «обвинение» - оформленным в виде заявления, или просто высказанным?

М) организация, подготовка указанных деяний, подстрекательство к их осуществлению, их финансирование или иное содействие.
Здесь возникают уже сугубо юридические вопросы о разграничении данных действий с пособничеством, я не вижу смысла останавливаться подробно на них в данном материале.

II. Что такое «экстремистские материалы», как они относятся к «информации, распространение которой в России запрещено», и что с ними делать?


Опять же, смотрим ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности».
Экстремистские материалы""" - предназначенные для обнародования документы либо информация на иных носителях:
(Сразу вопрос: что такое обнародование? Сколько человек должно их наблюдать, чтобы оно состоялось? 2? 5? 10? У нас «народа» в России 146 544 710 голов).

""" А) призывающие к осуществлению экстремистской деятельности, либо обосновывающие или оправдывающие необходимость её осуществления.
Ну, то есть, призывающие к/ обосновывающие/ оправдывающие всё то, что было рассмотрено выше.

Б) «в том числе» труды руководителей национал-социалистской рабочей партии Германии, фашистской партии Италии.
Отсюда категорически не ясно - все ли труды Гитлера и Ко будут считаться экстремистскими материалами, или только те, в которых имеются проявления экстремизма. Плюс - что понимать под «трудами»? Картины Адольфа к ним относятся? Чем это не труд?

В) публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство
А как же социальное, или по признаку отношения к религии? Не считается?

Г) публикации, оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы.

Материалы признаются экстремистскими исключительно судом, с включением их Минюстом в Федеральный список экстремистских материалов.
Далее, открываем ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации», а именно ст. 10: "Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность".
Внимание, вопрос . Как соотносятся материалы, содержащие информацию, призывающую к / обосновывающую/ оправдывающую необходимость возбуждения социальной, расовой, национальной или религиозной розни; с информацией, направленной на разжигание национальной, расовой и религиозной ненависти и вражды? Это одно и то же или нет? В чем разница между возбуждением и разжиганием? Плюс, ФЗ «Об информации» не говорит о социальной ненависти или вражде - почему?
Получается, можно сделать вывод, что понятие «запрещенной информации» шире понятия «экстремистских материалов», ибо таковые к ней, в том числе, относятся. Не ясно, правда, почему бы просто не указать в ФЗ: «Запрещается распространение следующей информации: экстремистских материалов, …, ...».
Ответ на этот вопрос можно найти, внимательно изучив тот самый закон «Об информации», Постановление правительства, и сопоставив с ФЗ «О противодействии экстремисткой деятельности». Признание материалов экстремистскими производится только федеральным судом, на основании заявления прокурора или при производстве по соответствующему делу об административном правонарушении, гражданскому, административному или уголовному делу. То есть, сами понимаете - процесс длительный, муторный, и проблематичный. Необходимо производство экспертиз, куча бумаг… а кому охота заморачиваться?
Куда проще с запрещенной информацией, доступ к которой может быть ограничен во внесудебном порядке, в соответствии со ст. 15.3 ФЗ «Об информации». Читаем внимательно:«В случае обнаружения… в сети "Интернет", информации, содержащей призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка, включая случай поступления уведомления о распространении такой информации от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций или граждан, Генеральный прокурор Российской Федерации или его заместители направляют требование в Роскомнадзор о принятии мер по ограничению доступа к информационным ресурсам, распространяющим такую информацию».
Роскомнадзор, в свою очередь, направляет требование об ограничении доступа оператору связи, который должен незамедлительно все прикрыть. Если же крамольная информация удаляется, доступ незамедлительно должен быть возобновлен. Удаление не является обязательным, если владелец информации не хочет этого делать - просто в противном случае он никогда более не получит доступа к ресурсу.

ВНИМАНИЕ : противоречие между ФЗ «О противодействии экстремизму» и ФЗ «Об информации»! Информация, содержащая призывы к осуществлению экстремистской деятельности относится к экстремистским материалам, следовательно, не может быть заблокирована во внесудебном порядке (даже если о том просит прокурор) - необходимо решение суда о признании материалов экстремистскими, и включении в Федеральный перечень, который ведет Минюст, с последующим ограничением доступа к Интернет-ресурсу, на котором она размещена.
Кроме этого, мы опять видим ПРОТИВОРЕЧИЕ между ФЗ и Постановлением Правительства, касающееся внесения ресурса в так называемый «реестр запрещенных сайтов». Статья 15.3 не содержит на то указания. Ст. 15.1 - «общая», гласит (вкратце), что основаниями для включения в реестр сведений являются:
1) решения уполномоченных Правительством федеральных органов исполнительной власти в отношении распространяемых посредством сети "Интернет":
а) материалов с порнографическими изображениями несовершеннолетних;
б) информации о наркотиках;
в) информации о суициде;
г) информации о несовершеннолетнем потерпевшем;
д) информации об азартных играх и лотереях.
2) вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Как мы видим, ничего «экстремистского» здесь нет.
Постановление Правительства о том самом Реестре в п. 5 гласит, что основаниями для включения в Ресстр являются (вкратце):
а) решения следующих уполномоченных федеральных органов исполнительной власти:
. ФСКН - в отношении информации о наркотиках
. Роспотребнадзор - в отношении информации о суициде
. ФНС - в отношении информации о лотереях и азартных играх
. Роскомнадзор - в отношении:

  • материалов с порнографическими изображениями несовершеннолетних
  • информации о наркотиках и суициде
  • информации, распространяемой посредством сети "Интернет", решение о запрете к распространению которой на территории Российской Федерации принято уполномоченными органами или судом;

То есть, формально под данное определение подпадает информация, о которой говорилось выше - являющейся экстремисткой и заблокированная в противоречии с ФЗ во внесудебном порядке по требованию прокурора. Не ясно, правда, почему на то нет просто указания в ФЗ.

Итого, резюмируем. Любого рода информация, содержащая в себе что-либо от «экстремизма», должна признаваться экстремистским материалом в установленном судебном порядке, с включением в Федеральный список экстремистских материалов, который ведется Минюстом. Внесудебный порядок блокировки такой информации формально незаконен, поскольку имеет место быть коллизия - то есть противоречие между двумя федеральными законами - «О противодействии экстремисткой деятельности» и «Об информации». Первый закон является специальным, а второй - общим. Применению подлежат нормы специального закона.

III. К вопросу об ответственности.

В РФ предусмотрена административная за массовое распространение экстремистских материалов, УЖЕ ВКЛЮЧЁННЫХ в опубликованный федеральный список, а равно их производство либо хранение в целях массового распространения.
Не будем сейчас останавливаться на «массовости» и прочем. Отмечу, что уголовной ответственности за аналогичное деяние, что естественно нет.
Внимание, вопрос : как отграничить распространение экстремистских материалов от небезызвестной «двушечки»? И вообще, могут ли экстремистские материалы распространяться просто так, без целей «возбуждения ненависти либо вражды»?
На этот счет Пленум Верховного суда указывает, что вопрос должен разрешаться в зависимости от направленности умысла лица, распространяющего указанные материалы. В случае, когда лицо распространяет экстремистские материалы, включенные в опубликованный федеральный список экстремистских материалов, с целью возбудить ненависть либо вражду, а также унизить достоинство человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, содеянное им должно влечь уголовную ответственность по статье 282 УК РФ.
Мне вот интересно - а с какой еще целью лицо может распространять такие материалы? Ознакомительной? Просветительской? Хорошо, может быть., к примеру, относительно «трудов» Гитлера и Ко. Но как это возможно применительно к материалам, «возбуждающим социальную, расовую, национальную или религиозную рознь»?
Получается, что, в соответствии с законом, процедура работы с «экстремистским» контентом в Интернете должна выглядеть следующим образом. Правоохранительные органы, обнаружив в интернете некий контент, дающий основания полгать его экстремистским (причем именно направленным на возбуждение ненависти или вражды, а равно унижение достоинства человека или группы лиц, а не, допустим, демонстрирующим нацистскую символику), должны, при возможности установления автора и наличия у него умысла (который, опять же, поди докажи, но практика исходит из самого факта размещения чего-либо крамольного в открытом доступе) привлекать его к уголовной ответственности по ст. 280 или 282 (в зависимости от характера размещенной информации). В ходе производства по делу при этом судом материалы будут признаны экстремистскими и включены в Федеральный список.
Если же «экстремистский» контент иного рода, материалы должны в судебном порядке признаваться экстремистскими и включаться в Федеральный список. При наличии оснований автор может быть привлечен к административной ответственности за, к примеру, пропаганду либо демонстрирование нацистской символики.
Подводя итог, при таком раскладе, думается, можно только порадоваться неграомтности и лени правоприменителя - уж лучше пусть просто вносят в Реестр… Новые сообщества-то мы создадим, а вот новых админов вместо посаженных - уже вряд ли.

Юлия Федотова

Информационно-аналитический центр «Сова» ведет мониторинг применения антиэкстремистского законодательства с момента его появления. Вы можете быть не согласны с нашими взглядами или оценками, но вам стоит к нам прислушаться, учитывая наш опыт.

Что происходит

Антиэкстремистское законодательство существует в России с 2002 года и продолжает расширяться. Оно основывается на рамочном законе «О противодействии экстремистской деятельности» и на июнь 2016 года включает в себя целый ряд статей Уголовного кодекса (УК), несколько статей Кодекса об административных правонарушениях (КоАП) и целый ряд положений, относящихся к гражданскому праву. Это законодательство касается:

Терроризма,

Попыток свержения власти и нападений на ее представителей,

Общеуголовных преступлений, совершаемых по мотиву национальной, религиозной и прочей вражды,

Нескольких разновидностей публичных высказываний (см. ниже),

Организационной активности, касающейся перечисленного выше,

Мелких правонарушений - изображения свастики и прочих запретных символов, распространения запрещенных материалов и т.д.

Это очень широкое законодательство, но мы здесь сосредоточимся только на тех нормах, которые касаются публичных высказываний, причем сделанных именно в интернете.

Количество людей, осужденных за преступления (это УК) или правонарушения (это КоАП) «экстремистской направленности», то есть за все, о чем говорилось выше, исчисляется сотнями в год и продолжает расти. По данным мониторинга Центра «Сова» (пусть и неполным), все большую долю в уголовном антиэкстремистском правоприменении занимают именно приговоры за высказывания. Например, в 2015 году за «экстремистские высказывания» было осуждено почти вдвое больше людей, чем за прочие «преступления экстремистской направленности». И из этих высказываний 85% в 2014–2015 годы были сделаны в интернете. По мнению Центра «Сова», от 5% до 10% таких приговоров явно неправомерны, но есть и немало спорных.

Практика антиэкстремистского правоприменения вызывает в российском обществе все большее беспокойство.

Зачем вам вообще читать эту памятку?

Казалось бы, если власти злоупотребляют антиэкстремистским законодательством в сравнительно небольшой части случаев и при этом вы сами считаете, что вы что-то пишете в интернете не с целью призвать к погромам, убийствам или перевороту, то не лучше ли исходить из того, что риск для вас невелик? Он сравним с риском попасть в авиакатастрофу, но ведь на самолетах мы все (или почти все) летаем.

Так обстоят дела, если вы не привлекли к себе чем-то неприязненное внимание полиции или иных органов власти. Впрочем, если и не привлекли, точнее, не думаете, что привлекли, риск не сводится к нулю, как и с самолетами, - и полезно хотя бы знать, что делает этот риск выше или ниже и каковы могут быть последствия.

Антиэкстремистское законодательство

Существует мнение, что эти законы направлены против «плохих парней» и нас с вами коснуться не могут. Но людей, разделяющих такое мнение, все меньше.

Куда популярнее точка зрения, что привлечь могут любого и за что угодно. Но и она, судя по собранным нами данным, неверна: не любого и точно не за что угодно. Ваше высказывание - будем называть этим словом демонстрацию взглядов в любой форме, будь то слова, рисунок, фото, видео, аудио или что-то еще - должно подходить под хотя бы одну из многочисленных норм антиэкстремистского законодательства. Нет такого правонарушения - «экстремизм», хотя в обыденной и журналистской речи так часто и говорят. Нарушить можно только конкретную норму закона.

Основные понятия закона «О противодействии экстремистской деятельности»:

1) экстремистская деятельность (экстремизм) :
- насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;
- публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;
- возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;
- пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;
- нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;
- воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения;
- воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения;
- совершение преступлений по мотивам, указанным в пункте «е» части первой статьи 63 Уголовного кодекса Российской Федерации;
- пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций;
- публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения;
- публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением;
- организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению;
- финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путем предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг;

2) экстремистская организация - общественное или религиозное объединение либо иная организация, в отношении которых по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности;

3) экстремистские материалы - предназначенные для обнародования документы либо информация на иных носителях, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности, в том числе труды руководителей национал-социалистской рабочей партии Германии, фашистской партии Италии, публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы;

4) символика экстремистской организации - символика, описание которой содержится в учредительных документах организации, в отношении которой по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности.

Мы кратко перечислим те типы высказываний, которые могут быть интерпретированы как экстремистские и повлечь уголовную или административную ответственность. В соответствующих нормах много правовых тонкостей, но разбирать их все не имеет смысла, так как многие из них слишком часто игнорируют и сами правоохранительные органы. Мы отметим лишь те тонкости, которые имеют практическое значение.

Все варианты наказаний можно посмотреть в Приложении, ниже мы оговариваем лишь минимальный и максимальный варианты. Но важно отметить, что по уголовному делу суд может также назначить дополнительное наказание в виде запрета на определенные профессиональные занятия или на пользование интернетом сроком на несколько лет.

Возбуждение ненависти и розни (статья 282 УК)

Если вы делаете публичное высказывание, касающееся какой-то большой группы людей, которую можно описать в терминах национальности, гражданства, религии, языка и так далее, постарайтесь отнестись к нему внимательнее.

Возможно, какая-то из таких групп вас раздражает или пугает, а возможно, даже вызывает у вас более сильные враждебные чувства, и вы готовы выразить эти чувства или высказать какие-то соображения, явно направленные против этой группы. Центр «Сова» выступает за толерантность, но мы отдаем себе отчет в том, что все и всегда толерантными быть не могут, так что проявления интолерантности - вещь неизбежная. Вынося за скобки нравственные оценки, заметим, что подобные высказывания - это ваше право, но оно ограничено (что, кстати, само по себе обычно в мировой практике), и вам самим решать, насколько вы считаете нужным покуситься на эти ограничения.

Как уголовно наказуемые рассматриваются высказывания, направленные против людей, объединенных по признакам национальности (в смысле этничности, а не гражданства) и религии. Прочие объединяющие признаки, упомянутые в статье 282 УК, не используются, но речь может пойти практически о любой группе людей, объединенных каким-то признаком, - об «определенной социальной группе», как сказано в УК.

В принципе, разъяснения Верховного суда ограничивают применение статьи 282, но полагаться на эти ограничения в полной мере нельзя. Например, на данный момент дел о возбуждении ненависти к «социальной группе» представителей власти или политических деятелей нет, но нельзя исключить, что они могут появиться снова (как это не раз бывало до разъяснений ВС).

Верховный суд разъяснил, что в деле должно фигурировать именно возбуждение ненависти и вражды к людям, но не к их организациям (религиозным, национальным, политическим и прочим) или лидерам таковых, не к идеям, взглядам и обычаям. Это очень верные разъяснения, но в состав статьи 282 УК входит, помимо «возбуждения ненависти», еще и «унижение» людей по тем же групповым признакам, - и Верховный суд не разъяснил, какого рода унижение криминально, а какое нет. Поэтому на практике мы видим, что резкие высказывания в адрес религиозных идей, национальных обычаев и т.п. могут рассматриваться как криминальные в смысле статьи 282 УК.

Из Постановления Пленума Верховного суда РФ 2011 года № 11 «О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности»

3. При производстве по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности судам необходимо иметь в виду, что согласно пункту 2 части 1 статьи 73 УПК РФ подлежат доказыванию мотивы совершения указанных преступлений .

7. Под действиями, направленными на возбуждение ненависти либо вражды, следует понимать, в частности, высказывания, обосновывающие и (или) утверждающие необходимость геноцида, массовых репрессий, депортаций, совершения иных противоправных действий, в том числе применения насилия, в отношении представителей какой-либо нации, расы, приверженцев той или иной религии и других групп лиц. Критика политических организаций, идеологических и религиозных объединений, политических, идеологических или религиозных убеждений, национальных или религиозных обычаев сама по себе не должна рассматриваться как действие, направленное на возбуждение ненависти или вражды .

При установлении в содеянном в отношении должностных лиц (профессиональных политиков) действий, направленных на унижение достоинства человека или группы лиц, судам необходимо учитывать положения статей 3 и 4 Декларации о свободе политической дискуссии в средствах массовой информации, принятой Комитетом министров Совета Европы 12 февраля 2004 года, и практику Европейского Суда по правам человека, согласно которым политические деятели, стремящиеся заручиться общественным мнением, тем самым соглашаются стать объектом общественной политической дискуссии и критики в средствах массовой информации; государственные должностные лица могут быть подвергнуты критике в средствах массовой информации в отношении того, как они исполняют свои обязанности, поскольку это необходимо для обеспечения гласного и ответственного исполнения ими своих полномочий. Критика в средствах массовой информации должностных лиц (профессиональных политиков), их действий и убеждений сама по себе не должна рассматриваться во всех случаях как действие, направленное на унижение достоинства человека или группы лиц, поскольку в отношении указанных лиц пределы допустимой критики шире, чем в отношении частных лиц .

8.
Не является преступлением, предусмотренным статьей 282 УК РФ, высказывание суждений и умозаключений, использующих факты межнациональных, межконфессиональных или иных социальных отношений в научных или политических дискуссиях и текстах и не преследующих цели возбудить ненависть либо вражду , а равно унизить достоинство человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, принадлежности к какой-либо социальной группе.

Чтобы минимизировать риск привлечения к уголовной ответственности, недостаточно избегать призывов к противоправным действиям по отношению к людям в связи с их цветом кожи, национальностью, вероисповеданием и т.д., это само собой разумеется. Не следует высказываться о таких группах людей в выражениях, которые считаются грубыми, не следует намекать (и тем более прямо указывать) на желательность какого бы то ни было ущемления их в правах, не стоит в грубых выражениях отзываться об их верованиях, символах и обычаях.

Если ваш гнев или иные негативные эмоции на самом деле направлен не на всю такую группу, а только на определенную ее часть в связи с какой-то ее деятельностью, очень важно это ясно проговорить. Возможно, высказывание ваше все равно будет не слишком толерантным, но зато меньше шансов, что оно окажется еще и криминальным, а главное - оно станет более точным и содержательным.

По статье 282 предусмотрено наказание от штрафа в 100 тысяч рублей до пяти лет лишения свободы, но если высказывания сопряжены с призывами к насилию, были совершены в группе или вы как-то использовали свое служебное положение, - то до шести лет.

Призывы к экстремистской деятельности (статья 280 УК) и сепаратизму (статья 280 1 УК)

Определение экстремистской деятельности - длинное (см. ниже), но его надо хотя бы в общих чертах запомнить, поскольку публичный призыв к любому из действий, входящих в это определение, - довольно тяжкое преступление. Если призыв сделан в интернете, то наказание за него - до пяти лет принудительных работ (то есть работы там, куда пошлет суд) или лишения свободы.

Призыв необязательно должен иметь четкую грамматическую форму, соответствующую призыву, всякого рода намеки на необходимость сделать то-то и то-то тоже могут быть сочтены призывом. Возможно, вы решили пошутить, но имейте в виду, что ваш юмор могут не понять.

Так что не следует намекать на желательность (и тем более необходимость) переворота, сепаратизма, терроризма, возбуждения вражды к каким-то группам (см. выше) или их дискриминации, создания любых силовых помех органам власти (включая, естественно, полицию, но также избиркомы), совершения любых преступлений по мотивам вражды к какой-то национальной, религиозной и т.п. группе, демонстрации запрещенной символики (см. подробнее ниже) или финансирования всего перечисленного.

Честно говоря, список столь длинен, что запомнить его непросто, но он интуитивно понятен и дает представление о том, какого рода действия считаются экстремистскими и к каким, соответственно, нельзя призывать. Есть, однако, три нюанса, на которых следует остановиться подробнее.

Во-первых, об упомянутой в этом перечне дискриминации. За саму по себе дискриминацию в нашей стране почти никогда не преследуют, вопрос этот мало обсуждается, поэтому многим непонятно, что именно следует считать дискриминацией. Тема эта, действительно, сложная, но, чтобы избежать обвинения по статье 280 УК, следует избегать высказываний о желательности нарушения чьих-то прав или законных интересов в зависимости именно от его/ее/их расы, национальности, вероисповедания (или отсутствия такового), языка и социального происхождения.

Во-вторых, запрет на возбуждение вражды в определении экстремизма (там почему-то используется слово «рознь») сформулирован гораздо шире, чем в статье 282 УК: запрещается еще и «пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека» по групповым признакам. В совокупности, кажется, эти термины охватывают все мыслимые негативные высказывания, связанные с групповыми признаками, как, впрочем, и «унижение достоинства», предусмотренное в статье 282. Так вот, избегайте хотя бы наиболее явных негативных высказываний, как написано выше применительно к статье 282, но главное - не говорите, что другим стоит пренебрежительно или негативно относиться к другим людям по таким групповым признакам. В конце концов, если вашей целью не является действительно спровоцировать конфликт, не следует учить других людей относиться к кому-то плохо: другие люди и сами это умеют не хуже вас.

В-третьих, призывы к сепаратизму выделены теперь в отдельную статью 280 1 УК. Наказание по ней - то же, что и по статье 280. И учтите: судя по практике, речь не идет именно о призывах к сепаратистскому мятежу, по ней могут преследовать за любое высказывание о желательности уменьшить территорию Российской Федерации, как она изображена на официальной карте.

Оправдание терроризма (статья 205 2 УК)

Такое высказывание относится сразу и к террористическим, и к экстремистским преступлениям, наказание по ней, если речь идет об интернете, варьирует от штрафа от 300 тысяч до миллиона рублей до семи лет лишения свободы. Запрещается не оправдание в моральном или педагогическом смысле («он мстил за отца», «в детстве он перенес травму»), а именно утверждение правильности и желательности терактов как метода действия.

Естественно, говорить такое не следует.

«Реабилитация нацизма» (статья 354 1 УК)

Кавычки здесь обозначают название статьи, а также тот факт, что ее состав названию не соответствует. Применительно к высказываниям эта новая - так что практики пока очень мало - статья УК включает в себя несколько разных составов разной степени понятности.

Первый - отрицание или одобрение преступлений, установленных Нюрнбергским трибуналом. Большинство из нас не знает списка этих преступлений, но в целом речь идет о наиболее массовых преступлениях, совершенных германскими властями в годы Второй мировой, так что, в общем, понятно, о чем речь.

Второй состав можно только процитировать: «распространение заведомо ложных сведений о деятельности СССР в годы Второй мировой войны». Насколько широкое понимание здесь возможно, сказать нельзя - практики нет. Напрашиваются опасения насчет криминализации исторических дискуссий. Но поскольку использована формулировка «заведомо ложных», вашей защитой при такого рода обвинении может служить указание на источник, по возможности наименее маргинальный.

Наказание по первым двум составам варьирует от штрафа до 300 тысяч рублей до трех лет лишения свободы.

Третий состав менее тяжкий - от такого же штрафа до года исправительных работ (то есть вычета из зарплаты), - и речь идет о грубых высказываниях или осквернении памятных дат и символов, связанных с российской военной историей. Все эти даты и символы мало кто помнит, но если вы о них пишете, вы ведь понимаете, что они относятся к военной истории, - и в этом случае просто будьте вежливы. Быть вежливым вообще неплохо, но в данном случае еще и более безопасно.

Оскорбление религиозных чувств верующих (часть 1 статьи 148 УК)

Что означает термин «оскорбление чувств», как именно отличить «религиозные чувства» верующих от других их чувств, - все это оставлено на усмотрение следствия и суда, что на практике означает полный произвол и хаос в правоприменении. Ясно только, что речь идет о высказываниях, направленных против религиозных обычаев, верований, символов и учреждений. Судя по формулировке, похожей на формулировку статьи «Хулиганство», и по имеющейся практике, криминальными считаются только высказывания, сделанные в грубой форме.

Межрелигиозные диспуты и диспуты между верующими и неверующими во все времена были весьма эмоциональными, но теперь, если вы поддаетесь эмоциям в таком диспуте и срываетесь на грубость, вы рискуете быть привлечены к уголовной ответственности и понести наказание от штрафа до 300 тысяч рублей до лишения свободы на один год.

Участие в экстремистском сообществе (статья 282 1 УК) или организации (статья 282 2 УК)

Если вы не состоите в организации (в том числе и в неформальном сообществе), которая уже запрещена как экстремистская (статья 282 2) или в деятельности которой, как вам кажется, легко заподозрить экстремизм в смысле его определения в законе, вам вряд ли стоит беспокоиться.

За публикации в сети по этим статьям обвиняют вообще очень редко, но практика может измениться. В принципе, публикация документов, программных статей, заявлений лидеров таких организаций может рассматриваться как форма участия в деятельности, по крайней мере если это систематическая публикация. На всякий случай на список уже запрещенных организаций на сайте Минюста: вы легко можете не знать, какие запрещены, а какие нет, но от ответственности это вас не избавит. А ответственность - от штрафа в 300 тысяч рублей до лишения свободы на шесть лет (если не рассматривать варианты, вряд ли применимые к высказываниям в интернете).

Все то же самое верно и для организаций, которые запрещены как террористические, и сообществ, ориентированных на террористическую деятельность, только статьи УК, соответственно 205 5 и 205 4 (там и наказания суровее: только лишение свободы - от десяти до 20 и от пяти до десяти лет соответственно). В террористической деятельности вы, конечно, не участвуете, но посмотрите все же на список организаций, которые запрещены как террористические - он тоже не столь очевиден.

Сводный список запрещенных организаций есть на сайте Центра «Сова».

Иногда возникает вопрос, может ли участие в группе в социальной сети, связанной с такой организацией, рассматриваться как участие в организации. По смыслу законов и по сегодняшней практике - нет. Но все равно имеет смысл проверить, в каких группах вы состоите, даже если вы их на самом деле не читаете.

Распространение «экстремистских материалов» (статья 20.29 КоАП)

В любом уголке нашей большой страны суд может запретить тот или иной «материал» как экстремистский, будь то книга, видеоролик, страница или сайт в интернете, песня и т.д., в том числе и просто некий файл, изъятый с чьего-то компьютера. Содержание этих материалов на практике варьирует от совершенно людоедского до совершенно невинного, а идеологический спектр покрывает чуть ли не все известные течения. И распространение любого из этих материалов является правонарушением по статье 20.29 и влечет наказание либо в виде небольшого, до трех тысяч рублей, штрафа, либо в виде ареста до 15 суток.

В принципе, дело может дойти и до уголовного обвинения по перечисленным выше статьям, но в реальности для такого обвинения вовсе не требуется, чтобы материал был запрещен, - напротив, именно публикация запрещенного материала лишь изредка приводит к уголовному делу.

Список запрещенных материалов официально публикуется на сайте Минюста, но читать его там технически крайней затруднительно, проще воспользоваться более понятной и удобной версией на сайте Центра «Сова» - начинайте отсюда (это первая часть, но на июнь 2016 года их уже девять). Наконец, текущую версию списка можно скачать с сайта Минюста целиком.

Признаем, содержание списка длиной уже более трех с половиной тысяч пунктов невозможно запомнить, а часто невозможно и понять, так как описания во многих случаях не дают никакого представления о том, что запрещено. Никакой контекстный поиск вам тоже не поможет узнать, запрещен ли тот или иной материал. И тем не менее, это никого не освобождает от ответственности по статье 20.29. Наконец, статья КоАП предполагает наказание лишь за «массовое» распространение, но любая публикация онлайн считается судами именно массовым распространением.

Таким образом, у вас нет способа наверняка не нарушить эту норму закона, если вы вообще что-то републикуете. Но если вы не хотите рисковать, то можете принять хотя бы некоторые меры предосторожности:

Избегайте распространения материалов уже запрещенных организаций (см. выше), если только вы не уверены, что именно этот материал не запрещен;

Если материал вызывает у вас сомнения, задайте варианты его названия, например, в news.yandex.ru - и, возможно, вы увидите новость о его запрете;

Если вам самому кажется, что этот материал какой-то «явно экстремистский», воздержитесь от републикации: если он не запрещен сегодня, то может быть запрещен завтра, а у вас-то он останется (см. об этом ниже).

Демонстрирование запрещенной символики (статье 20.3 КоАП)

Важно сразу подчеркнуть, что согласно неудачно сформулированной части 1 статьи 20.3 правонарушением считается публичная демонстрация определенной символики вне зависимости от вашего намерения и от контекста, достаточно самого наличия на картинке или в видео запретных символов. Наказание за это - от одной до двух тысяч рублей или арест до 15 суток.

На сегодняшний день запрещено несколько разновидностей символики (и атрибутики).

1. Нацистская. К ней относятся символы, использовавшиеся в Третьем Рейхе, но иногда и символы современных неонацистов. Со многими, пусть и не всеми, реально или потенциально противоправными символами можно ознакомиться

2. Сходная с нацистской до степени смешения. Термин «до степени смешения» - стандартный для гражданского права и означает сходство, затрудняющее различение для обычного человека. Степень сходства определяет суд. На практике известно, что все мыслимые знаки, чем-то похожие на свастику, могут быть сочтены схожими с таковой, но в других вопросах суды чаще проявляют здравый смысл.

3. Символика запрещенных за экстремизм и терроризм организаций (см. о них выше). Каталога такой символики нигде сейчас нет, да и не у всех таких организаций есть вполне определенная символика. Ситуация осложняется тем, что многие символы, использовавшиеся или используемые запрещенными организациями, широко используются и вне таковых - например, серп и молот или шахада (написанное по-арабски краткое исповедание мусульманской веры). На практике за такие популярные символы почти никогда не привлекают, да и в целом эта норма применяется редко, так что вам достаточно знать, как выглядит основная символика запрещенных организаций, - в случае сомнения просто погуглите картинки на название организации, и если какой-то символ явно именно к ней и относится, сделайте выводы.

4. Символика организаций, сотрудничавших с Третьим Рейхом во время Второй мировой войны или отрицающих нацистские и связанные с ними преступления. Эта норма настолько непонятна, что Дума поручила Правительству составить каталог таких символов, а Правительство его пока не составило, так что норма еще не работает.

Проблемные моменты

Публичность

Противозаконным может быть только публичное высказывание. И видимо, если содержание высказывания противозаконно, то оно тем опаснее, чем более публично. Но эти нюансы, как и многие другие, суды принимают во внимание редко. Главное, что оценивается в суде, - это содержание высказывания. Публичным же оно считается во всех случаях, когда оно было доступно «неопределенному кругу лиц», сколько бы человек его реально ни читало, слушало или смотрело.

Де-факто это означает, что суд сочтет публичным любое высказывание в интернете, не скрытое, так или иначе, паролем. Но даже и высказывания «только для друзей» в социальных сетях или посланные по e-mail достаточно большому числу людей признавались публичными. Так что следует забыть о приватности своего блога или аккаунта - вернее, исходить из того, что все, что вы пишете в интернете, суд сочтет публичным.

Репост

По смыслу закона суд должен оценивать именно ваше высказывание, то есть не сам скопированный текст (картинку или видео), а вашу публикацию как целое. Ваша публикация включает в себя, помимо собственно копии, какой-то ваш комментарий или отсутствие такового, а также контекст - содержание вашего блога или аккаунта в целом. Ведь большинство реальных читателей воспринимает репост именно в данном контексте, с которым они знакомятся в этот момент или ознакомились ранее, и представляют себе вашу позицию. Фактически, репост - это цитата, которая всегда должна оцениваться в контексте (и применительно к СМИ это подтверждено Верховным судом). Увы, суд почти никогда не оценивает репосты таким образом.

Если вы хотите репостить нечто, что, как вам, прочитавшему эту памятку, кажется, суд может оценить как экстремистское высказывание, то с точки зрения собственной безопасности вам следует сделать одно из двух. Либо просто не делать такой репост, что, конечно, решает проблему безопасности, но явно чрезмерно ограничивает вашу свободу слова и возможность обсуждать интересные вам темы. Либо сопроводить репост комментарием, ясно показывающим, что вы не согласны с тем содержанием, которое, как вам кажется, суд сочтет экстремистским. Этот вариант безопасности не гарантирует, но, судя по практике, весьма существенно ее повышает.

Конечно, вы можете считать, что если суд и сочтет цитируемое высказывание экстремистским, вы с этим заранее не согласны и не готовы воздержаться от того, чтобы поддержать это высказывание. Еще вам может представляться просто смешным делать к репосту самоочевидные комментарии. Тогда просто решите, готовы ли вы рискнуть.

И последнее: часто говорят, что у нас привлекают и за «лайки». Нет, пока это не так. Зато был уже приговор за принятую отметку своего имени в чужом посте «ВКонтакте», включавшем запрещенное видео. Интерпретировать принятую отметку как распространение информации - это явная натяжка, но приговор такой был вынесен и вступил в силу, так что стоит внимательнее относиться к принятию упоминаний своего имени (в тех сетях, где есть такой механизм).

20 ноября 2016 г. в Кремле Президент России Владимир Путин провел заседание Совета безопасности, в ходе которого собравшиеся обсудили проект Стратегии противодействия экстремизму до 2025 года.
Главный тезис данного заседания звучал однозначно — экстремизм становится одной из наиболее серьезных угроз Российской Федерации, и непринятие должных мер по противодействию данному явлению может привести к разрушительным последствиям — дестабилизации обстановки не только в отдельном государстве, но и в целом регионе, как это произошло в таких странах как Египет, Сирия, и в данный момент происходит на Украине. Данные статистики говорят сами за себя: за последние 10 лет число преступлений экстремисткой направленности выросло в 10 раз — до 1329 в 2015 г. (в 2004 году – 130, в 2014 году – 1034)
Глава государства вынес на повестку вопрос, об актуальности которого не приходится забывать – это противодействие экстремизму в сети интернет. Разрушительная сила этого влияния направлена, прежде всего, на молодежь.
И действительно, в настоящее время, ненависть и ксенофобия к определенным социальным группам, политической системе или религиозным течениям с площадей и улиц «перекочевала» во всемирную сеть. Экстремизм в Интернете стал набирать угрожающие обороты. Интернет открыл практически безграничный доступ людей к информации, однако, данная ситуация привела к тому, что идеологи экстремизма превратили его в свой главный «рупор».
Наиболее подверженной радикальным идеям социальной группой является молодежь, к тому же данная категория населения является наиболее активным пользователем Интернет-пространства. Данные обстоятельства были использованы идеологами экстремизма для создания целой системы внушения молодому поколению радикальных идей различного толка.
Интернет стал настоящей «школой» для молодых людей, которые под влиянием третьих лиц, встают на путь насилия, ненависти, разжигания межнациональной и межконфессиональной розни. В сети можно без особого труда найти информацию: публикации экстремистского характера, запрещенные к публикации и тиражированию на территории РФ, агитационные ролики с призывами к насилию и неповиновению властям, инструкции и пособия для совершения преступлений против порядка и управления. Немаловажную роль в распространении экстремизма играют «социальные сети». Именно через них осуществляется наиболее активная пропаганда преступных идей. Формат социальных сетей позволяет не только относительно легко делать материалы экстремистского характера достоянием гласности, но и дает возможность кооперации единомышленников, что ставит вербовку и «одурманивание» молодежи «на поток».
Министерство внутренних дел Российской Федерации в ответ на данную угрозу разработало и внедрило целый комплекс мероприятий и систем, направленных на пресечение распространения экстремизма в Интернете и привлечения виновных лиц к установленной законом ответственности. Ежегодно, в Алтайском крае выносятся приговоры лицам, распространяющие экстремистские материалы в сети Интернет, призывающие к проявлению насилия в отношении какой либо социальной группы либо к насильственному свержению действующей власти в стране, виновные лица несут установленную законом ответственность.
Однако, болезнь лучше предупредить чем лечить. Поэтому, подрастающему поколению заблаговременно необходимо разъяснять опасность идей экстремизма, как в учебных заведениях, так и дома, чтобы у молодежи заблаговременно сформировалось четкое негативное восприятие радикальных идей, и выработался «иммунитет к экстремизму». Только комплексный подход в решении данной острой социальной проблемы может гарантировать положительный результат.

Социальные сети в современном виде появились в самом начале XXI века. Они быстро стали универсальным средством общения. В мире к концу этого года будет насчитываться почти 1,5 млрд. пользователей социальных сетей. Наиболее распространенными из них в России являются «Живой Журнал» (более 8,6 млн. пользователей), «Фейсбук» (почти 7 млн.), «ВКонтакте» (более 43 млн. зарегистрированных аккаунтов2) и «Одноклассники» (более 200 млн.).

Так же как и средства массовой информации, социальные сети становятся объектом внимания разнообразных экстремистских групп, ведущих достаточно активную работу. Особая опасность террористической идеологии заключается в видимости совпадения декларируемых ею ценностей с общечеловеческими ценностями (декларирование неприятия наркомании, пьянства, беззакония, коррупции и всех видов преступности, пропаганды насилия и безнравственности в СМИ и т.д.), а также в обосновании необходимости применения насильственных методов и средств ради достижения поставленных целей.

Экстремизм как форма крайней, бескомпромиссной приверженности каким-либо взглядам, концепциям (неважно политическим, религиозным, поведенческим) существует не первый век. С проблемой экстремизма и его крайней формы - терроризма, сталкивались и древние греки и римляне, так или иначе это была проблема для государств и обществ в средние века и новое время.

Начиная с XIX века и вплоть до сегодняшнего дня эта форма противодействия нормальному развитию общества и укладу жизни стала насущной проблемой. Не нужно считать, что это лишь проблема государства и каждого человека в отдельности она не касается. Это не так - при захвате заложников или теракте с использованием взрывных устройств в первую очередь страдают простые граждане.

Для противодействия распространению идей экстремистского толка усилий только органов государственной власти недостаточно, да и уследить за всем Интернетом, пусть даже лишь за его русскоязычным сектором, невозможно. Необходимо, чтобы каждый здравомыслящий человек понимал, к чему могут привести необдуманные поступки и следование за человеческими «существами», основная цель которых - насилие. За последние годы в Интернете появилось большое количество разнообразных социальных сетей и блогов, характерными особенностями которых являются:

 возможность создания личных профилей (открытых или с ограниченным доступом), в которых зачастую требуется указать реальные персональные данные и другую информации о себе (место учебы и работы, контактные телефоны или адреса электронной почты, хобби, жизненные принципы и др.);

 предоставление практически полного спектра возможностей для обмена информацией (размещение фотографий, видеороликов, текстовых записей, организация тематических сообществ, обмен личными сообщениями и т.п.);

 возможность формировать и поддерживать список других пользователей, с которыми у «владельца» имеются различные отношения и схожие взгляды (дружба, родство, деловые и рабочие связи, хобби, политические и иные пристрастия).

А) «Живой Журнал» (далее - ЖЖ), старейший из блогосервисов Рунета (ныне переживающий определенный кризис), интерфейс этого сервиса, когда-то работавшего в «закрытом» режиме, подразумевал навык пользователя писать связные, аргументированные тексты, а древовидная система комментариев - вести множество независимых друг от друга дискуссий. Сегодня этот сервис считается прибежищем «интернет-элиты», обсуждающей заумные тексты. Он характеризуется старомодным интерфейсом и невозможностью ставить «лайки»4 . Основная масса известных «тысячников» (то есть пользователей, имеющих более 1000 официальных подписчиков) использует в качестве основной площадки именно ЖЖ, в том числе и для политической активности, зарабатывания денег и т.д.

Б) «Фейсбук», ныне все более популярная социальная сеть, постепенно перетягивает к себе аудиторию ЖЖ. Она менее требовательна к интернет-каналу, удобнее для доступа с помощью мобильных устройств, но в отличие от ЖЖ не поддерживает длинные тексты (максимум 5000 знаков), да и система комментариев не подразумевает удобства при ведении длинных дискуссий. Появление кнопки «like», дающей возможность отметить интерес и не требующей писать ответ, резко снижает интеллектуальную нагрузку на пользователя. Гораздо более распространена среди молодежи, а система мгновенных сообщений служит все более и более удобной заменой интернет-мессенджерам, типа ICQ или QIP.

В) «ВКонтакте» и «Одноклассники» - отечественные социальные сети, получившие максимальное распространение. Они не требуют хорошего, «широкого» интернет-канала и во многом именно поэтому зарегистрироваться в сервисе блогов могли только пользователи, имевшие специальное «приглашение» (заимств. «инвайт»)/

«Лайк» - показатель отношения пользователей к сообщению в социальных сетях, сайту, записи в блоге, сайту в поисковой выдаче или контекстному объявлению.

Изначально в социальной сети «Фейсбук» выглядел как кнопка интерфейса с символом в виде поднятого большого пальца кисти руки имеют гораздо большее распространение там, где доступ в Интернет имеет определенные ограничения. Полностью русскоязычный интерфейс более удобен для аудитории, не владеющей иностранными языками. Именно эти сети получили наибольшее распространение среди молодежи до 25 лет в сельской местности или небольших городах. Эти социальные сети не подразумевают умения создавать длинные связные тексты или вести аргументированную дискуссию. Они наиболее приспособлены для обмена визуальной информацией - фото или видео. Именно здесь, в социальных сетях и блогосфере, пользователь Интернета получает большую часть виртуального общения и может контактировать с носителями любых идей.

От реального мира это виртуальное пространство отличается не только объемом информации, скоростью доступа и количеством возможных контактов, но и резким снижением уровня контроля за контактами со стороны кого бы то ни было - от родителей до правоохранительных органов. Именно из-за этого интернет-пространство так «полюбилось» разного рода идеологам и вербовщикам экстремистских организаций. Сидя в тепле и уюте, зачастую вдали от территории Российской Федерации, можно вести индивидуальную работу по вербовке в ряды бандформирований молодежи из любого региона страны, с минимальным риском для себя.

Есть и еще одно объяснение, почему Интернет, и в частности социальные сети, так популярны у адептов экстремизма - им нужна «трибуна» для пропаганды своих взглядов. Официальные, действующие в правовом поле, лицензированные средства массовой информации (газеты, радио, телевизор) для них закрыты, поэтому на сегодня Интернет - единственная доступная трибуна, имеющая потенциально широкую аудиторию. Конечно, кроме присутствия в социальных сетях и блогосфере, экстремисты всех мастей стараются иметь и собственные сайты, но доступ к ним блокируется, спецслужбы стараются закрывать подобные ресурсы, да и аудитория у них сравнительно небольшая. Хотя, учитывая рост Интернета, этих ресурсов становится все больше: в 1998 году террористические структуры поддерживали всего 12 сайтов. Уже к 2005 году их насчитывалось около 4800, а в настоящее время, по оценкам экспертов, - около 10 тысяч. Кроме того, в сети функционирует большое количество новостных агентств и сайтов, напрямую не связанных с террористическими организациями, но разделяющих их идеологию и оказывающих террористам поддержку в различных формах. Чтобы избежать блокировки со стороны органов власти, многие сайты постоянно меняют свои адреса.

В русскоязычном секторе Интернета в настоящее время работают около 200 сайтов, поддерживающих идеи терроризма и экстремизма. Несмотря на достаточно большое количество, аудитория у них сравнительно небольшая и формируется в основном за счет тех, кто уже принял для себя ошибочное решение - связать свою жизнь с терроризмом.

Для привлечения непосредственно на ресурс новых сторонников их сначала нужно найти где-то в другом месте, вступить в контакт, убедить в своих идеях и после этого лишь привлечь на ресурс, особенно если прямой доступ к нему закрыт. В социальных сетях все гораздо проще - аудитория необъятная, достаточно написать в любой дискуссии короткую ремарку, как собеседники сами придут, чтобы начать спор, а дальше - «дело техники».

Методы информационного воздействия, которыми пользуются вербовщики и распространители противоправных идей, не новы. Это старые и хорошо известные средства, такие как подтасовка фактов, игры на необразованности или незнании определенных вещей, манипулирование тенденциозно подобранными новостями и яркая риторика. Эти методы идеально работают и в обычной жизни: вспомните, как легко «заводится» толпа на митингах или болельщики на стадионе, как просто вбрасывается любая, самая бредовая идея и как в виде слухов она начинает распространяться на любые расстояния, по пути обрастая фантастическими подробностями и домыслами.

Социальные сети и блогосфера - это та же уличная толпа, только охват существенно больше и скорость распространения на порядок выше, а учитывая привычку большинства пользователей - увидев яркий, броский заголовок нажимать на кнопку «репост», «ретвит» или «поделится», можно сказать, что процесс распространения слухов превращается в неконтролируемое цунами.

Есть еще одна проблема, из-за которой слухи и недостоверная информация получают такую фантастическую скорость распространения - нежелание и/или неумение перепроверять полученную информацию.

Единственный метод борьбы с подобным волнообразным распространением «вброса» - проверка и перепроверка информации.

Как выглядит «экстремистский материал»? Конечно, признать тот или текст экстремистским может только суд, но знать и уметь находить признаки экстремизма Вы должны уметь.

Итак, если в тексте содержаться:

1. призывы к изменению государственного строя насильственным путем (т.е. призывы к революции, к восстанию, к неповиновению законно избранной власти, а также собственно эта деятельность);

2. публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма, в том числе с использованием средств массовой информации (под этим понимается заявление того или иного лица (источника) о признании идеологии и практики терроризма правильными, нуждающимися в поддержке и подражании);

3. возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни (призывы к убийству, избиению или выселению лиц определенной национальности или вероисповедания);

4. пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности. Если в увиденном Вами тексте присутствует хотя бы один из перечисленных признаков - относится к этому тексту надо с повышенной настороженностью.

В Стратегии национальной безопасности России до 2020 года, утвержденной Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. N 537, в качестве средства и цели обеспечения госбезопасности предусмотрено создание развитой системы выявления и противодействия политическому и религиозному экстремизму, национализму и этническому сепаратизму.
Одна из наиболее острых проблем последнего времени - размещение экстремистских материалов в сети Интернет.
В целях защиты прав и свобод человека и гражданина, основ конституционного строя, обеспечения целостности и безопасности государства Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" не только определил правовые и организационные основы противодействия экстремистской деятельности, но и установил ответственность за осуществление такой деятельности.
Распространение в сети Интернет экстремистских материалов, включенных в опубликованный федеральный список экстремистских материалов, а также предоставление к ним доступа пользователям файлообменных сетей влечет административную ответственность по ст. 20.29 КоАП РФ. Кроме того, распространение материалов, содержащих призывы к осуществлению экстремистской деятельности, возбуждению ненависти либо вражды, а также унижению достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, призывы к осуществлению террористической деятельности или оправдание терроризма может повлечь и уголовную ответственность по ст. ст. 205.2, 280, 282 УК РФ.
В регионах Дальневосточного федерального округа противодействие экстремизму остается одним из приоритетных направлений деятельности органов прокуратуры. Несмотря на то что в целом ситуация оставалась стабильной и конфликтов, значительно влияющих на состояние межнациональных и межконфессиональных отношений, в округе не допущено, угрозы национальной безопасности РФ, касающиеся проявлений экстремизма, не теряют своей актуальности.
В округе за 6 месяцев 2015 года прокурорами отмечена активизация оперативно-розыскной деятельности территориальных органов УФСБ и УМВД России по выявлению экстремистских проявлений в сети Интернет. При этом в указанных органах наблюдается увеличение количества находящихся в производстве дел оперативного учета в рассматриваемой сфере (УМВД России - на 11%, УФСБ России - на 37%).
По сведениям прокуроров субъектов Федерации, в правоохранительных органах округа за 6 месяцев 2015 г. зарегистрировано 86 сообщений о преступлениях анализируемой категории, что на 95,5% больше аналогичного показателя 2014 г. (44). Из общего количества поступивших сообщений в органах Следственного комитета РФ зарегистрировано 56, ФСБ - 16, МВД - 14. Число сообщений о таких деяниях, совершенных с использованием сети Интернет, составило 77, или 89,5% от числа поступивших.
Прокуроры в округе осуществляют постоянный мониторинг сети Интернет на предмет наличия в свободном доступе экстремистских материалов и запрещенной информации, а также принимают меры, направленные на устранение негативного влияния такой незаконной информации.
К примеру, прокуроры районов Приморского края в 2014 г. направили в суды 8 заявлений о признании информации, размещенной в сети Интернет, запрещенной (с последующим направлением решений судов в Роскомнадзор для блокирования доступа к ней на территории всей страны). Все заявления рассмотрены, требования прокуроров удовлетворены.
Управление Генеральной прокуратуры РФ в округе в первом полугодии 2015 года по двум обращениям граждан приняло меры, направленные на ограничение доступа к информационным ресурсам. В суд предъявлено два заявления о признании информации, размещенной в сети Интернет, запрещенной к распространению на территории РФ, в органы предварительного расследования в порядке ст. 37 УПК РФ направлено два материала по признакам преступления, предусмотренного ст. 319 УК (публичное оскорбление представителя власти в связи с исполнением им своих должностных обязанностей), по которым возбуждены и расследуются 2 уголовных дела.
В Сахалинской области в июле 2015 года по факту размещения в сети Интернет видеороликов экстремистского характера по инициативе прокуратуры области возбуждены два уголовных дела по ч. 1 ст. 282 УК (совершение действий, направленных на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение человеческого достоинства по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе).
Профилактика экстремистской деятельности в субъектах Федерации может достигнуть цели лишь при системном подходе субъектов такой профилактики: органов власти, правоохранительных органов, антитеррористических комиссий, заинтересованных министерств и ведомств и органов местного самоуправления.
В основном материалы, признанные впоследствии экстремистскими, выявляются в ходе оперативно-розыскных мероприятий, проводимых правоохранительными органами.
Однако в 2014 г. в Приморском крае установлено, что, несмотря на распространенность экстремистских материалов в сети Интернет и их значительное влияние на рост экстремистских настроений среди молодежи, органы внутренних дел мониторинг сети Интернет должным образом не осуществляли, уголовные дела и дела об административных правонарушениях по фактам экстремистских проявлений в сети Интернет не возбуждали, что не отвечало криминогенной ситуации в крае. После представления прокурора края работа органов внутренних дел края активизировалась.
Обеспечение общественной безопасности и противодействия экстремизму - основополагающая задача уполномоченных государственных органов.
Между тем проведенные органами прокуратуры Камчатского края и Сахалинской области в 2014 г. проверки показали, что деятельность органов Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций не адекватна складывающейся в регионах обстановке. Правонарушения, предусмотренные ч. 2 ст. 13.15 КоАП (злоупотребление свободой массовой информации), органами Роскомнадзора в округе не выявлялись.
При этом управления Роскомнадзора по Камчатскому краю, по Дальневосточному федеральному округу не обеспечили надлежащий мониторинг средств массовой информации, контрольные мероприятия в форме систематического наблюдения зачастую проводили поверхностно, не принимали меры к недопущению нарушений в сфере контроля за средствами массовой информации, распространяющими информацию помимо русского на корейском, нивхском языках.
В Камчатском крае только после внесенных прокурорами представлений редакторам (главным редакторам) семи печатных изданий (газет "ЛДПР на Камчатке", "Медитекс", "СКТВ-Информ", "Жилищный вестник Камчатки", "Kamchatka отдых", "Шамса" и журнала "ShoppingGIDKamchatka") в Российскую книжную палату и библиотеки субъектов Федерации в соответствии с законом направлены обязательные экземпляры печатных изданий.
В Приморском крае и Сахалинской области в работе подразделений Минюста России отмечен слабый контроль за деятельностью общественных и религиозных объединений, в том числе за соответствием учредительных документов требованиям федерального законодательства, представлением ими необходимой отчетности, фактическим устранением нарушений, отраженных во внесенных в адрес некоммерческих организаций предупреждениях. Кроме того, органы Минюста России в округе административные правонарушения, предусмотренные ст. 5.26 КоАП (нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях), не выявляли. При этом органы прокуратуры Приморского края устанавливали такие нарушения в деятельности некоммерческих организаций.
К примеру, по представлениям Уссурийской городской прокуратуры три общественные организации (Национально-культурная автономия корейцев Приморского края, Приморский общественный фонд социальной поддержки и защиты военнослужащих, ветеранов локальных конфликтов "Солдат" и религиозная организация Церковь "Новое Поколение" Христиан Веры Евангельской г. Уссурийска и Уссурийского района) приняли меры к предоставлению и размещению в сети Интернет на информационных ресурсах Минюста России отчетов об их деятельности и документов о целях расходования денежных средств и использования имущества.
Во всех субъектах Федерации округа прокуроры продолжают выявлять недостатки в деятельности общеобразовательных учреждений, которые не соблюдают правила подключения к единой системе контент-фильтрации доступа к сети Интернет, в связи с чем принимались меры реагирования для устранения выявленных нарушений.
Например, в первом полугодии 2015 года в Магаданской области по представлениям прокурора Омсукчанского района директорами четырех образовательных учреждений (МБОУ "Средняя образовательная школа пос. Омсукчан", "Основная образовательная школа пос. Омсукчан", "Средняя образовательная школа пос. Дукат" и ГБОУ начального профессионального образования Магаданской области "Профессиональное училище N 11") введено ограничение доступа к сайтам сети Интернет, содержащим информацию экстремистского и иного противоправного характера, на подключенных к сети Интернет компьютерах установлены сетевые фильтры.
Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" в качестве одного из видов экстремистской деятельности определяет пропаганду и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения. За указанные деяния установлена административная ответственность по ст. 20.3 КоАП. Прокуроры округа в ходе мониторинга сети Интернет такие нарушения выявляют систематически.
В Приморском крае реализована практика предъявления в суды заявлений о признании запрещенной информации о способах самодельного изготовления взрывчатых веществ и взрывных устройств, распространяемой в сети Интернет. Такие заявления в 2014 г. предъявлены прокуратурой Приморского края, прокурорами городов Владивостока, Артема и прокурором Ольгинского района (заявления удовлетворены).
Распространение подобной информации может быть расценено как информационное пособничество терроризму (поскольку она может быть использована при подготовке и планировании террористических актов) и влечет административную ответственность по ч. 5 ст. 13.15 КоАП (распространение в информационно-коммуникационных сетях сведений, содержащих инструкции по самодельному изготовлению взрывчатых веществ и взрывных устройств).
Всего в Дальневосточном регионе прокуроры при осуществлении систематического мониторинга сети Интернет в 2014 г. и первом полугодии 2015 года выявили почти 1500 таких нарушений. В целях их устранения внесено 306 представлений, судами удовлетворено около 200 заявлений прокуроров о прекращении предоставления интернет-провайдерами доступа к материалам, включенным в опубликованный федеральный список экстремистских материалов. Также в суды направлено 35 заявлений о признании материалов экстремистскими. По инициативе прокуроров к административной ответственности привлечено 49 лиц.
Наряду с этим есть проблемы при ограничении доступа к интернет-сайтам указанной категории. Установление такого ограничения не гарантирует того, что информационные материалы не появятся на других ресурсах.
Полагаем, что работа органов прокуратуры по пресечению деятельности подобных сайтов достигнет необходимого эффекта только при взаимодействии и активном содействии специальных подразделений органов безопасности и МВД России, на которые возложены функции по выявлению и пресечению деятельности интернет-сайтов, содержащих информационные материалы противоправного характера, в том числе экстремистские, и лиц, причастных к размещению такой информации.




Top