Социальная дифференциация проявляется в. Социальная дифференциация, социальная стратификация, теории и школы, типы. Социальная роль невозможна без таких условий, как

структурное разделение относительно однородного социального целого или его части на отдельные качественно отличные элементы (части, формы, уровни, классы). Социальная дифференциация означает как процесс расчленения, так и его последствия.

Создатель теории социальной дифференциации – английский философ Спенсер (конец XIX в.). Он позаимствовал термин «дифференциация» из биологии, рассматривая дифференциацию и интеграцию как основные элементы всеобщей эволюции материи от простого к сложному на биологическом, психологическом и социальном уровнях. В труде «Основы социологии» Г. Спенсер развил положение о том, что первичные органические дифференциации соответствуют первичным различиям в относительном состоянии частей организма, а именно «нахождению изнутри». Описав первичную дифференциацию, Спенсер сформулировал две закономерности этого процесса. Первая – зависимость во взаимодействии социальных институтов от уровня организации общества в целом: низкий уровень определяется слабой интеграцией частей, высокий – более сильной зависимостью каждой части от всех других. Вторая – объяснение механизма социальной дифференциации и происхождения социальных институтов как последствия того, что «в индивидуальном, как и в социальном, процесс агрегации постоянно сопровождается процессом организации», причем последний подчинен в обоих случаях одному общему закону, который заключается в том, что последовательная дифференциация происходит всегда от более общего к более специальному, т.е. превращение однородного в разнородное сопровождает эволюцию. Анализируя регулятивную систему, благодаря которой агрегат способен действовать как единое целое, Спенсер приходит к выводу, что ее сложность зависит от степени дифференциации общества.

Французский социолог Е. Дюркгейм рассматривал социальную дифференциацию как следствие разделения труда, как закон природы и связывал дифференциацию функций в обществе с ростом плотности населения и интенсивности межличностных связей.

Американский социолог Дж. Александер, говоря о важности идеи Спенсера для Дюркгейма относительно социального преобразования как процесса институционального специализации общества, отмечал, что современная теория социальной дифференциации основывается на исследовательской программе Дюркгейма и ощутимо отличается от программы Спенсера.

Немецкий философ и социолог М. Вебер рассматривал социальную дифференциацию как следствие процесса рационализации ценностей, норм и отношений между людьми.

С. Норт сформулировал четыре главные критерии социальной дифференциации: по функциям, по рангу, по культуре, по интересам.

В таксономической трактовке понятию «социальная дифференциация» противостоит концепция социальной дифференциации теоретиков социологии действия и сторонников системного подхода (Т. Парсонс, Н. Луман, Этциони и др.). Они рассматривали социальную дифференциацию не только как исходное состояние социальной структуры, но и как процесс, который предопределяет возникновение ролей и групп, специализирующихся на выполнении отдельных функций. Эти ученые четко разграничивают уровни, на которых происходит процесс социальной дифференциации: уровень общества в целом, уровень его подсистем, уровень групп и т.д. Исходным является тезис, что любая социальная система может существовать только при условии, что в ней реализуются определенные жизненно важные функции: адаптация к среде, определение цели, регулирование внутренних коллективов (интеграция) и др. Эти функции могут осуществлять более или менее специализированные институты и в соответствии с этим происходит дифференциация социальной системы. С усилением социальной дифференциации действия становятся более специализированными, личные и родственные связи уступают место безличным вещевым отношениям между людьми, которые регулируются с помощью обобщенных символических посредников. В таких построениях степень социальной дифференциации играет роль центральной переменной, которая характеризует состояние системы в целом и от которого зависят другие сферы общественной жизни.

В большинстве современных исследований источником развития социальной дифференциации названы появление в системе новой цели. От степени дифференцированности системы зависит вероятность появления в ней нововведений. Так, С. Эйзенштадт доказал, что возможность появления нового в политических и религиозных сферах тем выше, чем больше они отделились друг от друга.

Понятием «социальная дифференциация» широко пользуются сторонники теории модернизации. Так, Ф. Риггс видит в «дифракции» (дифференциации) наиболее общую переменную в экономическом, политическом, социальном и административном развитии. Исследователи (в частности, немецкий социолог Д. Рюшсмейєр и американский социолог Г. Баум) отмечают как положительные (увеличение адаптационных свойств общества, расширение возможностей для развития личности), так и негативные (отчуждение, потеря системной устойчивости, появление специфических источников напряжения) последствия социальной дифференциации.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ, любые возникающие в процессе социального взаимодействия и закрепляемые в социальной структуре различия между индивидами, группами и их положением (позициями) в обществе.

Обычно выделяют 4 главные формы дифференциации социальной:

1) Функциональная дифференциация (разделение труда, профессиональная и ролевая) обозначает разделение сфер деятельности: на самом высоком уровне - между политикой, экономикой и культурой; на среднем уровне - между многофункциональными корпорациями; на индивидуальном - между экономическими специальностями отдельных работников.

2) Ранговая дифференциация (кастовые, сословные, классовые и т. п. различия) отражает неравенство в распределении дефицитных ресурсов любого рода (власти, собственности, статуса, престижа, привилегий и др.).

3) Культурная дифференциация определяет различия в ценностях, образе жизни, менталитете, в следовании разным традициям, обычаям, нормам и правилам поведения.

4) Состязательная дифференциация построена на институциональном признании индивидуальных достижений в образовании, в вертикальной социальной мобильности и т. п. (чины, звания, награды, учёные степени и др.). В реальности все эти формы дифференциации социальной переплетены и взаимозависимы. Естественные различия между людьми (возрастные, половые, расовые и т.п.) в разных общественных системах приобретают разные значения, превращаясь в возрастные категории, гендерные роли, дискриминируемые группы и другие позиции в социальной структуре, определяющие статусные различия между людьми в процессе совместной деятельности, в передаче культурного наследия и др.

Функциональную и сопровождающую её структурную дифференциацию социальную после Г. Спенсера толкуют также и как эволюционный процесс специализации социальных ролей, институтов и организаций на исполнении конкретных узких функций, прежде слитых в одной роли или организации. Так, сосредоточенные в период Средневековья в церковных учреждениях функции образования, науки, социального контроля, попечения и др. со временем взяли на себя специальные светские учреждения. Функциональная специализация отдельных людей и социальных групп требует как взаимообменов между «равными», т. е. связей между действующими в равноценных социальных позициях (горизонтальная дифференциация социальная), так и асимметричных отношений по линии власть - подчинение (вертикальная дифференциация социальная, иерархия). Совокупность горизонтальных и вертикальных отношений описывает структуру любой социальной организации. В этом описании важно выделить переход дифференциации социальной в особую форму - системную социальную интеграцию, дифференциально отбирающую связи, поддерживающие функциональную целостность и работоспособность изучаемой социальной системы и не допускающие появления разрушительных расхождений между её элементами. В таком понимании и дифференциация социальная, и дополняющая её социальная интеграция по сути используются как адаптированные версии универсальных методологических принципов дифференциации и интеграции из общей теории систем и эволюции.

Эмпирические и теоретические исследования ранговой дифференциации социальной, тесно связанные с проблематикой социального неравенства, власти и собственности и потому всегда имеющие дело с людьми и группами в неравноценных социальных позициях, образуют специальную область «теорий социальной стратификации» (расслоения), включающую марксистские и веберианские теории классов. Социологи приписывают ранговые различия всем без исключения человеческим группам и обществам ввиду неустранимости неравенства (даже при отмене частной собственности) как необходимого условия всякой социальности. Без неравенства невозможно долго поддерживать мотивацию социальной деятельности. Развитая дифференциация социальная - показатель эволюционной сложности общества. Со времён Аристотеля, учившего, что есть свободные по природе и рабы по природе, коим «быть рабами и полезно и справедливо», не прекращается поиск и обоснование гармоничных соответствий между природными различиями людей по талантам и способностям и различиями их социальных позиций; иными словами, поиск естественной шкалы ранговой дифференциации социальной для «справедливой» расстановки людей в обществе. Однако большинство социальных мыслителей, начиная с Ж. Ж. Руссо, придерживаются мнения, что невозможно рационально и научно доказать достаточно существенную связь между естественным и социальным неравенствами и, соответственно, между индивидуальной дифференциацией (обусловленной случайным генетическим неравенством) и развивающейся исторически дифференциации социальной. Её нельзя уничтожить, но последствия дифференциации социальной можно смягчать и делать терпимыми для самых бедных слоёв общества. В современной политике этого добиваются поощрением состязательной формы дифференциации социальной и наделением и верхов, и низов общества всеобщим равным статусом граждан в демократическом, правовом, социальном государстве, цель которого - обеспечить всем международно признанные стандарты качества жизни, питания и потребления, достижимые при данном уровне цивилизации.

Лит.: Ленин В. И. Великий почин // Ленин В. И. Полн. собр. соч. 5-е изд. М., 1963. Т. 39; Аристотель. Политика // Аристотель. Соч. М., 1983. Т. 4; Вебер М. Избр. соч. М., 1990; Радаев В. В., Шкаратан О. И. Социальная стратификация. М., 1996; Руссо Ж. Ж. Об общественном договоре: Трактаты. М., 2000; Дарендорф Р. Тропы из утопии. М., 2002.

Социальная дифференциация - внутригрупповой процесс, определяющий положение, статус членов данной общности. Социальная дифференциация общества - атрибут, присущий всем типам обществ. Уже в первобытных культурах, где еще не было различий между людьми по уровню богатства, имелись различия, обусловленные личными качествами индивидов - физической силой, опытом, полом. Человек мог занимать более высокое положение благодаря успешной охоте, сбору плодов. Индивидуальные различия продолжают играть важную роль и в современных обществах.

Согласно теории функционализма, в любом обществе одни виды деятельности считаются более важными, чем другие. Это ведет к дифференциации как отдельных индивидов, так и профессиональных групп. Занятие разными по значимости для общества видами деятельности лежит в основе существующих неравенств и, следовательно, обусловливает неодинаковый доступ к таким социальным благам, как деньги, власть, престиж.

Системы социальной дифференциации различаются по степени их стабильности. В относительно устойчивых обществах социальная дифференциация более или менее ясно определена, прозрачна, отражает известный алгоритм ее функционирования. В изменяющемся обществе социальная дифференциация диффузна, трудно предсказуема, алгоритмы ее функционирования скрыты или не определены.

Поведение личности во многом определяется фактором социального неравенства, которое в обществе ранжируется, стратифицируется по разным системам, основаниям или показателям:

Социальному происхождению;

Этнической принадлежности;

Уровню образования;

Должности;

Профессиональной принадлежности;

Доходу и богатству;

Образу жизни.

Вопрос 15. Социальное неравенство и социальная справедливость.(интересно).

Социальная стратификация всегда связана с социальным неравенством, т.е. неравным доступом к таким социальным благам, как деньги, власть, престиж, образование и проч. Социальное неравенство находит свое выражение в неравенстве условий жизни, в неравенстве возможностей при достижении желаемых целей и в неравенстве результатов. В различных обществах те или иные аспекты неравенства расценивались как несправедливые, и потому требующие устранения или смягчения.

Представление о справедливости возникает в процессе социального взаимодействия, взаимообмена деятельностью и ее результатами. В самом общем виде понятие справедливости связано с пониманием меры, масштаба, критериев соотнесения действий одних людей с действиями других. Справедливость предполагает воздаяние: преступление должно быть наказано, добрые дела вознаграждены, почести должны быть по заслугам, правам соответствуют обязанности.

Понятию справедливости близко понятие равенства, поскольку неравенство или равенство социальных групп может расцениваться как справедливое и как несправедливое. И все же в отличие от понятия справедливости понятие равенства акцентирует внимание на совпадении, одинаковости, сходности, взаимозаменяемости целей, ценностей, позиций, престижа, доступности благ различных социальных групп. Конкретный смысл понятий справедливости и равенства всегда изменчив и зависит от исторических обстоятельств.

В закрытых обществах, где социальный контроль направлен на сохранение существующего социального порядка, где человек прикреплен к своему социальному слою и не имеет возможности продвижения в другие страты, социальное неравенство сохраняется и постоянно воспроизводится. Правящими социальными группами таких обществ социальное неравенство расценивалось как воплощение справедливого общественного устройства, а потому всякое отступление от установленного социального порядка должно решительно пресекаться.

Однако те, кто был не согласен с таким принципом мироустройства, связывали представление о социальной справедливости с уничтожением социальных барьеров и утверждением полного социального равенства. Полное равенство понималось как равенство уравнительное, воплощающееся в принципе "всем одно и то же". Чем сильнее социальное неравенство, тем больше у его противников проявляются уравнительные настроения, особенно в сфере распределения благ. Попытки реализовать полное равенство на практике всегда приводили к возникновению новой системы социального неравенства.

В открытых обществах социальное неравенство сохраняется, особенно на уровне доходов. Человек из обеспеченной семьи имеет возможность получить образование в престижных учебных заведениях и быстрее продвинуться по социальной лестнице, чем человек из низших классов. Тем не менее существующий в открытом обществе механизм социальной мобильности способствует смягчению социального неравенства, хотя и не устраняет его. Социальная справедливость понимается как возможность занять престижное место в социальной иерархии сообразно личным достоинствам, способностям, трудолюбию, талантам, знаниям, образованности.

Принцип социальной справедливости трактуется как принцип "справедливого неравенства", находящего свое выражение в требованиях "равная плата – за равный труд" или "свободу сильным – защиту слабым". Именно с точки зрения социальной справедливости решается вопрос, в чем люди равны, а в чем – нет. Выступая мерой распределения социальных благ, справедливость служит основанием для социальной защиты интересов детей, стариков, инвалидов и других социальных групп, которые испытывают трудности в повышении социального статуса.

В открытом обществе требование равенства, понимаемого как полное уравнивание каждого человека со всеми другими по любому из жизненных параметров, ставит под угрозу само существование личности, которая никогда не может быть тождественной всем другим. Девиз открытого общества не "всем поровну!", а "каждый имеет право на достижение более высокого статуса, на признание своих заслуг и достоинств со стороны окружающих!". В открытом обществе социальное равенство означает создание в обществе таких условий, которые способствовали бы реализации принципа равных возможностей для каждого человека, каждой социальной группы. Тогда данный принцип поддерживается требованием равенства юридического, т.е. равенства всех граждан перед законом, а также требованием морального равенства, т.е. равенства всех перед нравственными нормами.

Возможно ли преодоление социального неравенства? Ответ на этот вопрос связан с пониманием причин стратификации общества. К. Маркс полагал, что причиной разделения общества на классы является частная собственность, выступающая источником эксплуатации имущими классами неимущих. Поэтому справедливо, что уничтожение частной собственности приведет к ликвидации социального неравенства. В случае реализации марксистской программы отмены частной собственности вместе с социальным неравенством должна уйти в небытие сама социальная стратификация. Все люди будут занимать совершенно одинаковое положение, а само общество станет одномерным, "плоским". Отношения между социальными группами в таком обществе должны будут строиться по принципу не подчинения, а координации.

Сторонники универсальности стратификации убеждены в том, что существующая система неравенства стимулирует усилия людей к достижению более высокого статуса. Кроме того, отдавая предпочтение тем или иным группам, общество обретает уверенность, что необходимая работа будет выполнена хорошо. При этом важно создать механизмы социального контроля (нормы, законы, правила), регулирующие социальное неравенство и не позволяющие возникнуть такому социальному напряжению, которое будет иметь разрушительные для общества последствия. В этом случае справедливость выступает средством смягчения социального неравенства, гармонизации интересов социальных групп, регуляции отношений между группами и членами внутри них. Таким образом, социальная справедливость, с одной стороны, является фактором стабилизации общественной системы, а с другой – силой, объединяющей людей в борьбе с неравенством.

Вопрос 16. Общая характеристика социальных институтов. И вопрос 17. Классификация социальных институтов. И вопрос 18. Экономические институты и экономические отношения. И вопрос 19. Семья как социальный институт, её функции.

Социальный институт - это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества.

Можно выделить следующие комплексы институтов в обществе: 1. экономические институты, выполняющие функции производства и распределения товаров и услуг; 2. политические институты, регулирующие функции власти и доступ к ней; 3. институты родства, связанные с семьей, браком и воспитанием детей; 4. институты культуры, связанные с религией, образованием, наукой и др.

Институализацией называется процесс, в ходе которого социальные практики становятся достаточно регулярными и долговременными.

Деятельность института определяется:

· набором специфических социальных норм и предписаний, регулирующих соответствующие типы поведения;

· интеграцией его в социально-политическую, идеологическую и ценностную структуру общества, что позволяет узаконить формально-правовую основу социального института;

· наличием материальных средств и условий, обеспечивающих выполнение функций.

Явные функции социальных институтов

Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений. Каждый институт обладает системой правил и норм поведения, закрепляющих, стандартизирующих поведение своих членов и делающих это поведение предсказуемым.

Регулятивная функция состоит в том, что функционирование социальных институтов обеспечивает регулирование взаимоотношений между членами общества путем выработки шаблонов поведения.

Интегративная функция. Эта функция включает в себя процессы сплочения, взаимозависимости и взаимоответственности членов социальных групп, происходящие под воздействием институционализированных норм, правил, санкций и систем ролей.

Транслирующая функция. Общество не могло бы развиваться, если бы не было возможности передавать социальный опыт.

Коммуникативная функция. Информация, произведенная в институте, должна распространяться как внутри института с целью управления и контроля за соблюдением норм, так и во взаимодействиях между институтами.

Латентные функции. Наряду с прямыми результатами действий социальных институтов существуют другие результаты, которые находятся вне непосредственных целей человека, не запланированы заранее. Эти результаты могут иметь большое значение для общества. Так, церковь стремится в наибольшей степени закрепить свое влияние через идеологию, внедрение веры и часто достигает успеха в этом, Однако независимо от целей церкви появляются люди, которые ради религии оставляют производственную деятельность. Фанатики начинают гонения на иноверцев, и может появиться возможность крупных социальных конфликтов на религиозной почве. Семья стремится социализировать ребенка к принятым нормам семейной жизни, однако чаек бывает так, что семейное воспитание приводит к конфликту индивида культурной группой и служит защите интересов определенных социальных слоев.

Можно не читать(Наиболее выпукло существование латентных функций институте показано Т. Вебленом , который писал, что было б наивно утверждать, что люди едят черную икру потому, что хот утолить голод, и покупают роскошный "Кадиллак" потому, что хот приобрести хорошую машину. Очевидно, что эти вещи приобретают не ради удовлетворения явных насущных потребностей. Т. Веблен делает отсюда вывод о том, что производство предметов потребления выполняет скрытую, латентную функцию - оно удовлетворяет потребности людей в повышении собственного престижа. Такое понимание действий института как производства предметов потребления в корне меняет мнение о его деятельности, задачах и условиях функционирования.

Таким образом, очевидно, что только с помощью изучения латентных функций институтов мы можем определить истинную картину социальной жизни. Например, очень часто социологи сталкиваются с непонятным на первый взгляд явлением, когда институт продолжает успешно существовать, даже если он не только не выполняет своих функций, но и препятствует их выполнению. У такого института, очевидно, существуют скрытые функции, с помощью которых он удовлетворяет потребности определенных социальных групп. Подобное явление особенно часто можно наблюдать среди политических институтов, у которых латентные функции развиты в наибольшей степени.

Латентные функции, следовательно, являются тем предметом, который прежде всего должен интересовать исследователя социальных структур. Трудность в их распознании компенсируется созданием достоверной картины социальных связей и особенностей социальных объектов, а также возможностью для контроля за их развитием и для управления протекающими в них социальными процессами.)

Экономические институты . Экономика как подсистема общества сама является социальным институтом, но в этой важной сфере общественной жизни можно назвать также целый ряд социальных институтов, посредством которых организуется экономическая жизнь общества: рынок, собственность, деньги, предпринимательство, труд, биржа и т.д. Особенностью экономических институтов общества является их огромное влияние на все сферы жизнедеятельности людей. Экономика как социальный институт не только ответственна за производство, распределение, обмен и потребление материальных благ и услуг, необходимых для жизнедеятельности людей, она также воздействует на социальные отношения, активность социальных групп и социальную стратификацию общества. По сути дела положение различных социальных групп в обществе определяется системой экономических отношений, хотя другие социальные институты также играют роль в конфигурации социальной структуры общества.

семья - это малая социальная группа, для которой характерны определенные внутригрупповые процессы и явления.

Основные функции семьи:

1.Репродуктивная
2. Хозяйственно-бытовая
3. Экономическая
4. Духовная
5. Коммуникативная
6. Досуговая (рекреационная)

(Еще Э. Дюркгеймом статистически было показано, что одинокие, вдовые или разведенные чаще подвержены самоубийству, чем женатые, а женатые, но не имеющие детей, - чаще, чем имеющие детей. Процент самоубийств тем меньше, чем сплоченнее семья. Около 30% умышленных убийств - это убийства одними членами семьи других ее членов.)

Социальная дифференциация - это разделение общества на группы, занимающие разное социальное положение. Принято различать экономическую, политическую и профессиональную дифференциацию. Экономическая дифференциация выражается в различии доходов, уровня жизни, в существовании богатых, бедных и средних слоев населения. Деление общества на управляющих и управляемых, политических лидеров и массу есть проявление политической дифференциации. К профессиональной дифференциации можно отнести выделение в обществе различных групп по роду их деятельности, занятиям.

Социальная стратификация – это система социального неравенства, состоящая из совокупности взаимосвязанных и иерархически организованных социальных слоев (страт). Это процесс и результат дифференциации общества на различные социальные слои, отличающие по своему общественному статусу.

Понятие стратификации дает возможность измерять характеристики людей, слоев, общностей с целью их сравнения, сопоставления их положения в различных странах и внутри одной страны и определения степени социальных различий между ними. Для социальной стратификации основными показателями являются социальный статус, престиж, оценка и самооценка социального положения.

Теории:

Представители

Основная идея

Платон, Ж. Руссо, Ф. Ницше, В. Парето, Н. Бердяев

Люди не равны по своей природе – разделение общества на высших и низших естественно. Именно потому, что люди сильнее, умнее, выносливее, красивее других людей, они становятся выше последних и в социальном отношении, т.е. богатыми, почитаемыми. Для того чтобы общество функционировало наилучшим образом, двигалось в нужном направлении и избегало потрясений, чтобы оно имело соответствующие законы, у власти должны находиться более мудрые, деятельные граждане, т.е. лучшие, аристократия.

Т. Мор, Т. Кампанелла, Ж. Мелье

Люди изначально, по природе своей равны, а неравенство есть злоумышленное действие отдельных людей.

К. Маркс и его последователи

Социальное неравенство – явление, возникающее в определенных исторических условиях. Условия, которые позволяют индивиду иметь некоторый избыточный продукт, осваивать и концентрировать основную его массу в руках немногих лиц. С появлением земледелия и скотоводства, общество, ранее бывшее социально однородным, расслаивается на класс бедных и класс богатых.

Различия в собственности порождают экономические классы, различия, имеющие отношения к власти, порождают политические партии, различия в почестях дают статусные группировки или страты.

Т.Парсонс, Р.Мертон, Б. Мур

Причину стратификации - в разделении функций в обществе на более и менее важные для его устойчивого существования. Наиболее одаренные должны занимать главные функции. Общество само устанавливает основания социальной стратификации и регулирует неравенство.

Типы:

Традиционно выделяется четыре главных исторических типа стратификационных систем - рабство, касты, сословия и классы. Первые три характеризуют закрытые общества, а последний тип - открытые. Закрытым является такое обществе, где социальные перемещения из низших страт в высшие либо полностью запрещены, либо существенно ограничены.

Соответственно, открытым называется общество, где перемещения из одной страты в другую никак официально не ограничены.

Рабство - экономическая, социальная и юридическая форма закрепощения людей,

граничащая с полным бесправием и крайней степенью неравенства.

Каста – это социальная группа (страту), членством в ко­торой че­ловек обязан исключительно своим рождением.

Сословие - социальная группа, обладающая закрепленными обычаем или юридическим законом и передаваемыми по наследству правами и обязанно­стями.

Класс – это большая социальная группа людей, не владеющих средствами производства, занимающая определенное место в системе общественного разделения труда и характеризующаяся специфическим способом получения дохода.

Таблица с основными и не основными типами

Тип системы

Основа дифференциации

Способ детерминации различий

Физико-генетическая

Естественные признаки: пол, возраст, физические данные

Физическое принуждение, обычай

Рабовладельческая

Права собственности и гражданства

Военное принуждение

Кастовая система

Происхождение

Религиозный ритуал

Сословная

Обязанности перед государством

Этакратическая

Ранги во властной иерархии

Военно-политическое господство

Классовая

Размеры собственности (на средства производства)

Рыночный обмен

Социально-профессиональная

Род занятий и квалификация

Образовательные сертификаты

Культурно-нормативная

Стиль жизни

Моральное регулирование и подражание

Культурно-символическая

Обладание сакральным (священным) знанием

Манипулирование (религиозное, технократическое, идеологическое)


Социальная дифференциация – это разделение общества на группы, занимающие разное социальное положение и различающиеся по объему и характеру прав, привилегий и обязанностей, престижа и влияния. Виды дифференциации Экономическая: - Уровень доходов; - Уровень жизни; - Бедные, богатые, средние слои Политическая: - Управляющие и управляемые; - Политические лидеры и масса Профессиональная: - Профессии; - Род деятельности и занятия; - Престижные и непрестижные профессии, занятия


Социальные группы – относительно устойчивые совокупности людей, имеющие собственные интересы, ценности и нормы поведения, складывающиеся в рамках исторически определенного общества. Социальные группы Большие ____________________________ - Сословия - Классы - Социальные слои - Этнические общности - Профессиональные группы - Др. Малые (непосредственный контакт ее членов) __________________________ - Семья - Школьный класс - Др.


Сословия – большие группы людей, различающиеся по правам и обязанностям, закрепленным в обычае или законе и передающимся по наследству. Сословия древних обществ Сословия средневекового общества Высшее или знатное Низшее или незнатное ДуховенствоДворянство (рыцари или всадники) Третье сословие (горожане) Современная социальная дифференциация Классовая теорияТеория стратификации


Признаки классов по В. И. Ленину (« Великий почин ») Классами называются большие группы людей, которые различаются: По месту в системе общественного производства По отношению к средствам производства По роли в общественной организации труда По способам получения и размерам располагаемого общественного богатства Главный признак


Основные классы в общественно - экономических формациях Первобытно - общинная формация Рабовладель ческая формация Феодальная формация Капиталист ическая формация Коммунистическая формация социализмкоммунизм Общество без классов Рабовладель цы и рабы Феодалы и зависимые крестьяне Буржуазия (капиталист ы) и пролетариат Рабочий класс и крестьянств о Общество без классов Эксплуатато ры и эксплуатиро ванные (другая точка зрения)


Теория возникновения классов биологическаяраспределитель ная организационн о - техническая насилия Марксистско - ленинская Классы существуют в силу вековечного биологического или психологическог о неравенства людей, биологически неполноценные неизбежно попадают в подчинение к сильным, избранным Классы существуют в силу различных источников и размеров полученных доходов (рента, прибыль, зарплата) Классы существуют в силу разделения людей на « организаторов » и « исполнителей!, т. е. в силу их различной роли в общественной организации труда Разделение общества на классы произошло в результате политического, военного насилия Классовое деление – результат появления (различными путями) частной собственности которая приводит к имущественном у неравенству


Страты – социальные слои, которые различаются: По уровню и источникам доходов; По уровню образования; По профессиям; По бытовым условиям; По включенности во властные структуры; По отношениям к собственности; По социальному престижу; По самооценке своей позиции в обществе; По качеству жизни. В основе: общественное распределение результатов труда (т. е. социальных благ). Теория стратификации




Высший высший класс – главные управляющие общенациональных корпораций, совладельцы престижных фирм, высшие чины, федеральные судьи, архиепископы, биржевики, медицинские светила, крупные архитекторы Высший класс – главный управляющий средней фирмы, инженер - механик, газетный издатель, врач с частной практикой, практикующий юрист, преподаватель колледжа Высший класс


Высший средний класс – банковский кассир, преподаватель муниципального колледжа, управляющий среднего звена, учитель средней школы Средний средний класс – банковский служащий, дантист, учитель начальной школы, начальник смены на предприятии, служащий страховой компании, управляющий универсама, квалифицированный плотник Низший средний класс – автомеханик, парикмахер, бармен, продавец бакалеи, квалифицированный работник физического труда, служащий гостиницы, рабочий почты, полицейский, водитель грузовика Средний класс




Какие профессии, должности и занятия самые доходные? Этот вопрос специалисты Всероссийского центра по изучению общественного мнения задали 1600 жителям России (результаты даны в процентах от общего количества опрошенных). Рейтинг профессий в России по результатам общественного мнения 2000 г.


Банкир – 39,90 Преступный « авторитет » - 28,39 Звезда эстрады – 22,50 Депутат – 21,70 Министр – 15,39 Юрист – 14,39 Губернатор – 13,50 Предприниматель – 13, 39 Политический деятель – 11,00 Проститутка – 9, 19 Фотомодель – 8,00 Имиджмейкер, специалист по выборам – 3, 79 Врач – 3,09 Рейтинг профессий в России по результатам общественного мнения 2000 г. Священник – 2, 29 Артист – 2, 09 Журналист – 1, 79 Фермер – 1, 39 Милиционер – 1, 29 Сотрудник спецслужб – 1,20 Нищий – 1,10 Учитель – 0, 89 Ученый – 0, 89 Писатель – 0, 60 Спортсмен – 0, 50 Квалифицированный рабочий – 0, 50 Офицер армии – 0, 10


Средний класс (различные подходы к определению) Западная Европа: принадлежность определяется наличием сбережений США: принадлежность определяется наличием долгов, т.е. полученными кредитами Высокий уровень потребления (определенные продукты, услуги, машины и пр.) Люди, которые отказались уже от надежд на государство, на то, что кто-то им поможет. Они опираются на собственные силы, возможности и ресурсы. У них принципиально иное отношение к жизни, к работе и семье. Хорошее материально-экономическое положение, измеряемое не только доходами, но и имуществом и сбережениями. Высокий образовательный уровень, профессиональный статус, положение на рынке труда. Самоидентификация (люди сами причисляют себя к среднему классу, потому что они так себя чувствуют)


Особенности среднего класса в России Средний класс чрезвычайно разнообразен: мелкий предприниматель, банковский клерк, работающий по международному гранту профессор, менеджер и др. Можно говорить о средних классах. Костяк среднего класс составляют чиновники и управленцы – 60% (на Западе – предприниматели). Доля мелких предпринимателей в среднем классе России – всего 3%. Только там, где в составе населения средние имеют перевес над обеими крайностями либо над одной из них, государственный строй может рассчитывать на устойчивость…. Аристотель Государства без среднего класса осуждены на вечное ничтожеств. В.Г. Белинский


Феодалы – крупные земельные собственники. В России их называют помещиками. Социальные категории (общие понятия) феодалы крестьяне Духовные (сословие духовенство)Светские (сословие дворяне) Как класс феодального общества (зависимые или крепостные крестьяне) Как профессиональная группа (работники на земле, землевладельцы)


Буржуазия – класс собственников средств производства, использующих наемный труд. Социальные категории (общие понятия) Буржуазия по видам деятельности Промышленная ____________ Это владельцы мануфактур, фабрик, заводов, других предприятий Торговая ____________ Это купечество Финансовая __________ Это владельцы банков и ценных бумаг Сельская _______________ Это владельцы земли. В России их называют кулаками (куркулями)


Пролетариат (от греч. « пролес » – лишенный всего) – наемные рабочие. Социальные категории (общие понятия) ПромышленныйСельский, или батраки Пролетарии умственного труда Пролетариат Буржуазия по размере прибыли крупнаясредняямелкая буржуазия = капиталисты Термин социальный Термин экономический


Различия пролетариата и рабочего класса Признаки классов Пролетариат Рабочий класс Место в системе общественного производства Подчиненное (эксплуатируемый класс) Главенствующее (дружественный крестьянству класс) Отношение к средствам производства Лишен средств производства при капитализме Владеет средствами производства при социализме Роль в общественной организации труда Исполнитель, непосредственный производитель Организатор, исполнитель, производитель Способы получения и размеры располагаемого общественного богатства По стоимости рабочей силы. Незначительная часть национального дохода По труду. Соответствующая часть национального дохода


Интеллигенция – социальная прослойка, слой людей умственного труда. Отличительные черты интеллигенции Наличие образованияОтсутствие собственностиГлавное условие существования – умственный труд интеллигенция Гуманитарная НаучнаяИнженерно-техническаяТворческая Военная


Маргиналы – социальный слой людей, выпавший из своей традиционной социальной среды (временно или навсегда). Маргинализация Отрицательная ___________________________ Кандидат наук чистит снег; физик торгует майонезом; др. случаи Положительная ______________________ Кандидат наук – менеджер; физик, окончивший курсы по цветоводству; др. случаи


Люмпены (пауперы) – люди без определенного места жительства, без постоянного дохода, без постоянного занятия. Социальная мобильность – переход людей из одних социальных групп в другие. Социальные группы (социальные слои) Деклассированные элементы Военнослужащие, учащиеся, школьники, студенты, пенсионеры, инвалиды, женщины, молодежь, одинокие матери и др. Уголовники, наркоманы, алкоголики, проститутки, бомжи и др.


Социальная мобильность Горизонтальная _________________________ Это переход в группу одного уровня _____________________________ Переход с одного места работы на другое, повторный брак, др. случаи Вертикальная _________________________ Это переход с одной ступени социальной иерархии (лестницы) на другую Подъем ________________ От рабочего до владельца завода, др. случаи Спуск _________________ От хозяина завода до наемного управляющего, др. случаи Чем выше социальная мобильность, тем общество более открыто.


Социальные лифты – это социальные механизмы, перемещающие людей из одного социального слоя в другой. Социальные лифты, по П. Сорокину (американский социолог русского происхождения) Армия (Г.К. Жуков, Наполеон, Дж. Вашингтон, О. Кромвель) Церковь (Патриарх Никон, Папа Григорий VII) Школа (образование) – М.В. Ломоносов, М.Лютер СМИ (А. Кашпировский, А. Разин) Партийная или общественная деятельность (А. Гитлер, И.В. Сталин) Заключение брака с представителями высшего класса (П. Ковалева- Жемчугова, Екатерина II) Новые каналы социальной мобильности (дополнительные социальные лифты)


Социальная структура – внутреннее устройство общества, совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих человеческих общностей и отношений между ними. Социальные отношения – многообразные связи между социальными группами, классами, нациями, а также внутри них, в процессе экономической, социальной, политической, культурной жизни и деятельности. Номенклатура – это привилегированный, господствующий и правящий, эксплуататорский класс, осуществляющий диктатуру в иерархических обществах и владеющий коллективной собственностью. Бюрократия – особая социальная группа чиновников, осуществляющих государственную власть.


Элита – высший, привилегированный слой (слои) социальной структуры общества, осуществляющий государственную, социально - экономическую и культурную политику. Элита Виды элит Политическая – осуществляет власть и организует государственное управление Экономическая – осуществляет влияние на власть материальными возможностями, участвует в принятии решений Интеллектуальная – развивает науку и культуру, оказывает идеологическое и моральное влияние на власть








Top