Презентация "Малые группы" по социологии – проект, доклад. Малая группа. презентация к уроку на тему Общение в малых группах презентация
План- Человек в группе
- Социальные группы: большие и малые
- Статус, роль и позиция человека в группе
- Групповые нормы, ценности, санкции
- Групповой эгоизм
- Конформизм и коллективизм.
- Человек не может жить в полном одиночестве.
- Социальная группа - это объединение людей с целью удовлетворения потребностей индивидов в осуществлении совместных действий. Люди объединяются по самым различным признакам: принадлежность к нации (историко-культурная общность людей, объединенных языком, общими чертами психологического склада), профессии, возрастной группе, гражданству, идеологии, религии, по общим интересам.
- Группы имеют определенные нормы (правила поведения) и ценности, отклонение от которых карается санкциями (от осуждения до бойкота и исключения из группы).
- Все группы людей можно разделить на большие (нации, классы) и малые (семья, компания друзей). Разница между ними не только количественная (по разным оценкам малая группа включает 7-20 человек), но и качественная (особенностью малой группы является возможность прямых контактов между всеми представителями группы).
- Малая группа - это немногочисленное по составу объединение людей, члены которого имеют общую цель и находятся друг с другом в непосредственных личных контактах.
- По количественному составу: от 2 до 40 человек.
- Малую группу характеризуют: наличие общей цели, совместная деятельность, личное (прямое) взаимодействие членов группы, определенный эмоциональный фон, длительность существования, добровольный характер, наличие взаимных ожиданий.
- Малые группы бывают:
- условными (члены группы не имеют постоянных контактов друг с другом);
- реальными (члены группы имеют постоянные контакты друг с другом);
- естественными (складывающимися сами по себе).
- Естественные группы делятся на:
- неформальные - группы, которые возникают и существуют на базе личных интересов их участников и действуют вне официальных организаций.
- формальные - группы, которые создаются и существуют лишь в рамках официально признанных организаций;
- Группа оказывает определенное давление
- на индивида.
- По способу реакции на такое давление определяют возможные модели поведения :
- конформизм или приспособленчество (изменение человеком своего поведения, чтобы внешне соответствовать требованиям других людей при внутреннем несогласии),
- внушаемость (человек принимает линию поведения),
- активное согласие (сознательное отстаивание интересов группы),
- нонконформизм (несогласие с большинством, отстаивание собственных интересов).
- Первичные группы - каждый член такой группы видит других членов как личностей и индивидуальностей (семья, дружеская компания). Здесь обычно формируется личность, каждый находит интимную среду, симпатии и возможности реализации личностных интересов.
- Вторичные группы - социальные контакты в них носят безличный, односторонний характер (мастер - бригада, тренер - команда). Члены находят эффективный механизм для достижения собственных целей, но часто ценой потери интимности и теплоты во взаимоотношениях.
Тема 3
Психология малой группы
Основные вопросы:
Цель занятия:
- Определение понятия «малая группа» её границ и признаков.
- Классификация малых групп.
- Социально-психологические явления и процессы в малой группе.
- Психологическая структура малой группы.
- познакомиться с понятием «малая группа», её количественными характеристиками, основными признаками и видами;
- изучить и осмыслить социально- психологическую структуру и процессы малой группы;
- уметь применять полученные знания о психологическом взаимодействии людей в своей профессиональной деятельности.
Тема 3 .3. Понятие и классификация малой группы
Признаки малой группы:
- наличие двух и более людей;
- осуществление непрерывных контактов
и общение между ними;
- наличие общей цели и совместной деятельности;
- возникновение взаимных эмоциональных и других связей;
- проявление чувства принадлежности к данной группе;
- формирование приемлемых для всех членов группы общих норм и ценностей;
Тема 3 .3. Понятие и классификация малой группы
Количественные характеристики
Нижний предел:
- «диада» (2 человека),
- «триада» (3 человека)
Верхний предел:
количественные параметры, которые продиктованы потребностями совместной деятельности.
:
Социально-психологические проблемы группы
Тема 3 .3. Понятие и классификация малых групп
Малая группа –
немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, благодаря которому возникают эмоциональные отношения, групповые нормы и групповые процессы.
Социально-психологические проблемы группы
Тема 3 .3. Понятие и классификация малой группы
Классификация малой группы
Социально-психологические проблемы группы
Тема 3 .3. Понятие и классификация малой группы
Социально-психологические явления и процессы малой группы:
- взаимоотношения в малой группе
- групповые устремления,
- групповое мнение,
- групповые настроения
- групповые традиции
Социально-психологические проблемы группы
Тема 3 .3. Понятие и классификация малой группы
Психологическая структура малой группы
МАЛАЯ ГРУППА
КОМПОЗИЦИОННАЯ ПОДСТРУКТУРА
ПОДСТРУКТУРА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ
ПРЕДПОЧТЕНИЙ
КОММУНИКАТИВНАЯ ПОДСТРУКТУРА
Подструктура функциональных отношений
Социально-психологические проблемы группы
Тема 3 .3. Понятие и классификация малой группы
Динамические процессы в малой группе
Групповая динамика
- это совокупность динамических процессов, которые одновременно происходят в группе в какую-то единицу времени и которые знаменуют собой движение группы от стадии к стадии (ее развитие).
Социально-психологические проблемы группы
Тема 3 .3. Понятие и классификация малой группы
Динамические процессы:
- процесс образования малых групп (феномен группового давления на индивида, развитие групповой сплоченности);
- процессы лидерства и принятия групповых решений), процесс развития коллектива.
Социально-психологические проблемы группы
Тема 3 .3. Понятие и классификация малой группы
- Процесс образования малой группы
Феномен группового давления - «конформизм»
Конформность - это степень «подчинения» индивида групповому давлению, которая констатируется только при наличии конфликта между мнениями индивида и группы.
Социально-психологические проблемы группы
Тема 3 .3. Понятие и классификация малой группы
Виды конформности:
- Внешняя конформность (соглашаясь внешне с мнением группы, индивид продолжает ему сопротивляться)
- Внутренняя конформность (действительное принятие мнения группы).
Социально-психологические проблемы группы
Тема 3 .3. Понятие и классификация малой группы
Сплоченность
Это формирование особых связей в группе, которые позволяют внешне заданную структуру превратить в психологическую общность, единство людей.
Социально-психологические проблемы группы
Тема 3 .3. Понятие и классификация малой группы
Структура малой группы состоит из трех слоев («страт»):
- Внешний слой - непосредственные эмоциональные межличностные отношения, которые традиционно измерялись социометрией.
- Второй слой - ценностно-ориентационное единство (ЦОЕ), т.е. совпадение ориентации на ценности, касающиеся процесса деятельности. Отношения строятся не на основе симпатий или антипатий, а на основе сходства ценностных ориентации относительно деятельности.
- Третий слой - единство (общность) целей групповой деятельности у членов группы, поэтому у них значимые мотивы выбора членами группы друг друга. Этот слой отношений - «ядро» групповой структуры.
Социально-психологические проблемы группы
Тема 3 .3. Понятие и классификация малой группы
Сплоченность - это процесс развития внутри-групповых связей, соответствующий развитию групповой деятельности.
Социально-психологические проблемы группы
Тема 3 .3. Понятие и классификация малой группы
- Проблема лидерства и руководства
Б. Д. Парыгин называет следующие отличия:
- лидер регулирует межличностные отношения а руководитель - официальные;
2) лидерство возникает в условиях микросреды (малая группа), руководство может быть элементом макросреды;
3) лидерство возникает стихийно, а руководитель назначается или избирается (целенаправленный процесс);
4) лидерство менее стабильно;
5) руководство обладает -более определенной системой санкций;
6) процесс принятия решения руководителем более сложен и опосредован множеством различных обстоятельств.
Социально-психологические проблемы группы
Тема 3 .3. Понятие и классификация малой группы
Феномен лидерства и руководства
Это элемент групповой структуры (лидер или руководитель немыслим в одиночку) поэтому он относится к динамическим процессам малой группы.
Социально-психологические проблемы группы
Тема 3 .3. Понятие и классификация малой группы
Вопрос о природе лидерства и причинах его происхождения решался в трех основных теоретических подходах:
- «Теория черт» (иногда называется «харизматической») концентрирует внимание на врожденных качествах лидера. В американской психологии особенно тщательно составлялись наборы этих черт, однако выяснилось, что, задача по составлению таких перечней не решаема.
- «Ситуационная теория лидерства». В конкретных ситуациях жизни группы выделяются отдельные ее члены, которые превосходят других хотя бы в одном качестве. Если это качество оказывается необходимым в этой ситуации, то обладающий им человек становится лидером.
- Две противоположные теории породили компромиссный вариант -«синтетическую теорию лидерства», рассматривающую лидерство как процесс организации межличностных отношений в группе, а лидер - субъект управления этим процессом. Лидерство - функция группы, но и важны особенности личности лидера.
Социально-психологические проблемы группы
Тема 3 .3. Понятие и классификация малой группы
стили лидерства
К. Левин выделил 3 стиля:
- «авторитарный»,
- «демократический»,
- «попустительский» («анархический»).
Социально-психологические проблемы группы
Тема 3 .3. Понятие и классификация малой группы
- Директивный ( авторитарный) руководитель сам определяет цели группы, информируя только о непосредственных задачах.
- Коллегиальный стиль предполагает инструкции в форме предложений, товарищеский тон.
- Попустительский стиль характеризуется тем, что дела в группе идут сами собой, лидер не дает указаний никакого сотрудничества.
Социально-психологические проблемы группы
Тема 3 .3. Понятие и классификация малой группы
Процесс принятия группового решения (тесно связан с проблемой лидерства и руководства).
Выявлены две закономерности:
1) групповая дискуссия позволяет участникам увидеть разные стороны проблемы;
2) если решение принято группой, то оно, являясь выводом дискуссии, превращается в групповую норму.
Социально-психологические проблемы группы
«Малая социальная группа» - Малая группа - как социально – психологическое явление. Позиции ведущего. Группа. Упражнения для диагностики. Аутсайдер. Позиции участников. Малая группа состоит: из ограниченного, небольшого числа людей. Группа в динамике. Создавайте условия. Что нужно уметь видеть в детском коллективе. Сколько же человек составляют малую группу.
«Элиты» - Социальная мобильность. Разбиение на кластеры. Элиты и гипоэлиты. Смена элит. «Нормальная» мобильность. Элиты 28. Средний класс. Общая идея. Элиты и модернизация. Элиты функциональные и нормативные. Публикации. Дуальность целей элит. Картина семизвенной социальной структуры. Смещения элит. Специфика положения отрядов СК.
«Большая группа» - Виды масс. Объединение людей. Заражение имеет интегративную и экспрессивную функции. Вопросы для самопроверки. Власть. Нелепые слухи. Техники «зеркалирования» и «синхронии». Понятие слуха. Рамки непосредственного опыта. Массовое сознание. Обыденные житейские установки. Слух-желание. Признаки массового сознания.
«Психология группы» - Политическая психология. Виды малых групп. Группа социально-психологических явлений. Малая группа. Национальная психология. Структура малой группы. Психологические явления. Группа. Понятие группы. Характеристики психологии группы. Профессиональная педагогика и психология. Методы изучения психологии группы.
«Студенческая группа» - Объект-объектное взаимодействие. Тенденции в самоопределении преподавателей. Предложения по объединению усилий. Проблемы руководства группой. Развитие субъектности студенческих групп. Лидерские умения, которые необходимо развивать. Проблема лидерства и руководства в управлении студенческой группой. Субъекты управления.
«Социальные общности» - Случайная толпа. Номинальные группы. Вторичные группы. Совокупность людей. Виды социальных групп. Агрегации. Групповые общности. Поведение индивида в толпе. Типы социальных общностей. Действующая (экспрессивная) толпа. Формы контактных общностей. Мнимые общности. Социальные круги. Формальные группы.
Всего в теме 8 презентаций
Слайд 1
Слайд 2
Слайд 3
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6
Слайд 7
Слайд 8
Слайд 9
Слайд 10
Презентацию на тему "Малые группы" можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет проекта: Социология. Красочные слайды и иллюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад - нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 10 слайд(ов).
Слайды презентации
Слайд 1
Слайд 2
Понятие малой группы
Малая группа – немногочисленная по составу совокупность людей, члены которой объединены общей деятельностью (целями и задачами) и находятся в непосредственном личном общении. Характеристики: Психологическая общность Наличие «мы- чувств» Поведенческая общность Основа: Общение и совместная деятельность – основа для возникновения эмоциональных отношений в группе и особых групповых ценностей и норм поведения.
Слайд 3
Малая группа как система
Социальная система Динамическая система Открытая система Самодостаточность
Слайд 4
Классификация малых групп
Условные группы Объединяют людей, не имеющих непосредственных взаимоотношений и контактов друг с другом. Реальные группы Действительно существующие объединения людей, связанных между собой определенными отношениями и осознающих свою принадлежность к нему. Они возникают: в связи с потребностями общества; по желанию включенных в эту группу людей.
Слайд 5
Лабораторные группы Создаются специально социальными психологами для выполнения экспериментальных заданий согласно целям своих исследований Естественные группы Возникают в ходе развития общества. Подразделяются: на большие и малые; первичные и вторичные Первичные - между людьми существуют непосредственные контакты Вторичные - непосредственных контактов между ее членами нет, а для общения используются различные «посредники»
Слайд 6
Формальные группы Создаются определенными организациями со специфическими задачами по достижению каких-либо конкретных целей. В ней четко определены роли, статусы ее членов, система лидерства и подчинения Неформальные группы Добровольные сообщества людей, которые складываются на основе общих интересов, дружеских связей, взаимных симпатий. Они возникают самостоятельно. Могут возникать внутри формальных групп. Статусы и роли не прописаны, но существуют свои неписаные правила и нормы, касающиеся допустимого поведения и обязанностей.
Слайд 7
Референтные группы
Референтные группы – реальные или условные, значимые для человека группы, с которыми он соотносит себя как с эталоном, нормы, ценности, мнения и оценки которых он разделяет, сравнивает с ним свои взгляды и поступки. Функции референтной группы: Нормативная Сравнительная
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
«Семья как малая группа». 1. Особенности семьи как малой группы. 2. Психология семейных отношений. 3. Тендерное поведение. 4. Воспитание в семье.
C емья - это социальная общность, члены которой связаны брачными узами или родственными отношениями, общим бытом и взаимной ответственностью.
Особенности семьи как малой группы Семья - это союз людей, объединенных любовью, общностью интересов, взаимовыручкой и взаимным пониманием проблем и радостей друг друга
ВИДЫ СЕМЕЙ
ФУНКЦИИ СЕМЬИ.
Психология семейных отношений «Нет ничего проще семьи, нет ничего сложнее семьи». Спектр семейных взаимоотношений муж - жена; родители - дети; дети - дети; дети - бабушка (дедушка); супружеская семья - родительская семья и т. д.
Гендерное поведение Гендерные роли -нормативные предписания и ожидания «правильному мужскому или женскому поведению ». Выполнение соответствующей тендерной роли обусловливает гендерное поведение индивида. Г ендерные различия
Воспитание в семье Семейное воспитание - осознанное влияние на формирование личности детей, предпринимаемое старшими членами семьи.
Задание для группы «Родители» Составьте портрет идеального ребенка, т. е. наделите его чертами, которые вам представляются наиболее важными в детях. Задание для группы «Молодежь» Составьте портрет идеального родителя, т. е. наделите его чертами, которые вам представляются наиболее важными в родителях. Оформите свою работу на плакате.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тестовая работа направлена на проверку знаний по теме "Семья как малая группа" в 10 классе профильного уровня. Содержит два задания (текст в формате ЕГЭ)...