Положение о проведении самообследования оу. Самообследование как компетенция образовательной организации Процедура самообследования образовательной организации

Должна ли ОО создавать Положение о проведении самообследования образовательной организацией как локальный акт? При проведении аккредитационной экспертизы эксперты выразили недовольство наличием такого Положения в школе.

Ответ

Не должна, но она вправе регламентировать в таком акте вопросы собственной компетенции по данному вопросу.

Обоснование

Порядок проведения самообследования образовательной организацией утвержден Минобрнауки. Вместе с тем организационные вопросы (сроки, состав лиц и т.п.) образовательная организация определяет самостоятельно. Соответственно, нет необходимости в принятии локального акта, дублирующего содержание установленного Порядка. Вместе с тем, организация вправе регламентировать вопросы собственной компетенции.

Отчет о самообследовании ОО подготавливается и размещается на сайте ежегодно в установленном порядке ( ч. 2 ст. 29 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в РФ").

<…> Внимание: порядок проведения самообследования образовательной организацией утвержден приказом Минобрнауки России от 14 июня 2013 г. № 462 (далее - Порядок). <…>

<…> Показатели деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию утверждены приказом Минобрнауки России от 10 декабря 2013 г. . <…>

Самообследование проводится организацией ежегодно. Сроки, форма проведения самообследования, состав лиц, привлекаемых для его проведения, определяются организацией самостоятельно ( Порядка проведения самообследования образовательной организацией", утв. Приказом Минобрнауки России от 14.06.2013 № 462).

Образовательная организация принимает локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения, в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством РФ в порядке, установленном ее уставом ( Федерального закона № 273-ФЗ).

Актуально сейчас:

ПОРЯДОК

ПРОВЕДЕНИЯ САМООБСЛЕДОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ

1. Настоящий Порядок устанавливает правила проведения самообследования образовательной организацией (далее — организации).

2. Целями проведения самообследования являются обеспечение доступности и открытости информации о деятельности организации, а также подготовка отчета о результатах самообследования (далее — отчет).

3. Самообследование проводится организацией ежегодно.

4. Процедура самообследования включает в себя следующие этапы:

планирование и подготовку работ по самообследованию организации;

организацию и проведение самообследования в организации;

обобщение полученных результатов и на их основе формирование отчета;

рассмотрение отчета органом управления организации, к компетенции которого относится решение данного вопроса.

5. Сроки, форма проведения самообследования, состав лиц, привлекаемых для его проведения, определяются организацией самостоятельно.

6. В процессе самообследования проводится оценка образовательной деятельности, системы управления организации, содержания и качества подготовки обучающихся, организации учебного процесса, востребованности выпускников, качества кадрового, учебно-методического, библиотечно-информационного обеспечения, материально-технической базы, функционирования внутренней системы оценки качества образования, а также анализ показателей деятельности организации, подлежащей самообследованию, устанавливаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования <1>.

———————————

<1> Пункт 3 части 2 статьи 29 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326).

7. Результаты самообследования организации оформляются в виде отчета, включающего аналитическую часть и результаты анализа показателей деятельности организации, подлежащей самообследованию.

Отчет для образовательных организаций высшего образования, профессиональных образовательных организаций, организаций дополнительного профессионального образования, организаций дополнительного образования составляется по состоянию на 1 апреля текущего года, а для общеобразовательных организаций и дошкольных образовательных организаций — по состоянию на 1 августа текущего года.

Отчет подписывается руководителем организации и заверяется ее печатью.

8. Размещение отчетов образовательных организаций высшего образования, профессиональных образовательных организаций, организаций дополнительного профессионального образования, организаций дополнительного образования в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте организации в сети «Интернет», и направление его учредителю осуществляются не позднее 20 апреля текущего года, а для общеобразовательных организаций и дошкольных образовательных организаций — не позднее 1 сентября текущего года.

Приказ Министерства образования и науки РФ от 14 июня 2013 г. N 462
"Об утверждении Порядка проведения самообследования образовательной организацией"

С изменениями и дополнениями от:

7. Результаты самообследования организации оформляются в виде отчета, включающего аналитическую часть и результаты анализа показателей деятельности организации, подлежащей самообследованию.

Отчетным периодом является предшествующий самообследованию календарный год.

Отчет подписывается руководителем организации и заверяется ее печатью.

8. Размещение отчетов организаций в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте организации в сети "Интернет", и направление его учредителю осуществляются не позднее 20 апреля текущего года.

_____________________________

* Пункт 3 части 2 статьи 29 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326).

Одна из основных целей самообследования - обеспечение доступности и открытости информации о деятельности организации. Отчетным периодом является предшествующий календарный год. Результат необходимо разместить на сайте образовательного учреждения и передать учредителю.

Результаты самообследования оформляются в виде отчета, включающего аналитическую часть и результаты анализа показателей деятельности. Аналитическая часть предполагает:

    Анализ полученных данных.

    Выявление причинно-следственных связей.

    Определение наметившихся тенденций.

    Формулирование проблем.

    Предложение возможных путей решения.

Подробный отчет - не простая формальность. Он интересен родителям, партнерам организации и самим сотрудникам.

Сроки, форма проведения самообследования и состав участников определяются образовательной организацией самостоятельно. Это означает возможность выбирать наиболее подходящие формы для адекватной оценки деятельности, а также привлекать любых специалистов для проведения экспертизы (в том числе родителей и экспертов, работающих на договорной основе).

Если необходимая информация не предоставлена в установленный срок (до 20 апреля) или не соответствует действительности, руководителю грозит административный штраф в размере от 1000 до 3000 рублей (Ст. 5.39. КоАП)

Эта книга рассказывает о революционной методике повышения продуктивности – Scrum, позволяющей получать отличные результаты меньшими силами, в короткие сроки и с низкими затратами. Благодаря Scrum, такие гиганты как Google, Amazon и Salesforce. com смогли поднять производительность на 300-400%.

Что оценивается

    Системы управления образовательной организацией. В нормативных документах нет четких указаний, как проводить проверку систем управления и как предоставлять информацию по результатам оценки. Поскольку все управленческие решения обычно регламентируются локальными нормативными актами (ЛНА), то на основе их, как правило, и проводится оценка этого показателя.

    Организация учебного процесса.

    Востребованность выпускников. Оценить востребованность выпускников профессиональных образовательных организаций достаточно легко, а вот выпускников общих образовательных учреждений - намного сложнее. Реальные показатели могут предоставить лишь те немногие образовательные учреждения, выпускники которых получают преференции при поступлении в учреждения профессионального образования. В остальных случаях вопрос остается открытым. Некоторые школы приводят в качестве показателей процент поступления выпускников в ВУЗы и колледжи - в этом случае следует делать акцент на получении бюджетных мест.

    Качества кадрового, учебно-методического, библиотечно-информационного обеспечения. Оценивать можно по разным параметрам. Например, в отчете стоит представить результаты участия сотрудников в различных профессиональных конкурсах, квалификационные категории педагогов и т.д.

    Материально-техническая база.

    Функционирование внутришкольной системы оценки качества образования и анализ показателей деятельности, устанавливаемых Минобрнауки России. Нужно обратить внимание, что требуется именно произвести анализ, а не только представить показатели. Кроме того следует учесть, что для разных типов организаций предусмотрены разные показатели.

Читайте также:

Как утверждают эксперты, анализ состояния многих направлений деятельности можно провести только на основе ЛНА. Для обеспечения открытости информации локальные акты тоже публикуются на сайте школы.

Сморите также серию вебинаров:

«Локальные нормативные акты: от теории к практике» Часть 1 Часть 2 Часть 3

Процедура самообследования может стать весьма эффективным инструментом при принятии управленческих решений и разработке программы развития, помочь повысить уровень соответствия школы (или другой организации) современным стандартам образования. Поэтому лучше подходить к анализу не формально, а ответственно, ставя перед собой дополнительные цели.

О том, что "идеального руководителя" не существует, потому что один человек просто не способен выполнять одинаково хорошо все четыре роли, необходимые для эффективного руководства организацией: быть и производителем результатов, и администратором, и предпринимателем, и интегратором. Место несуществующего "идеального руководителя" должна занять взаимодополняющая команда менеджеров, каждый член которой умеет выполнять одну из ролей в совершенстве, а остальными владеет на приемлемом уровне.


Самообследование образовательных организаций

(краткий обзор законодательства)

Что касается иных образовательных организаций, то следует руководствоваться следующим. В соответствии с п. 6 Порядка проведения самообследования образовательной организацией, утвержденного приказом Минобрнауки России от 14.06.2013 № 462 предметом самообследования выступает:

Образовательная деятельность,

Система управления,

Организация учебного процесса,

Качество кадрового, учебно-методического, библиотечно-информационного обеспечения, материально-технической базы, функционирования внутренней системы оценки качества образования,

Анализ показателей деятельности образовательной организации.

Таким образом, в аналитическую часть отчёта целесообразно включить сведения о структуре управления деятельностью образовательной организации, контингенте обучающихся, реализуемых образовательных программах, результатах обучения за учебный год, результатах государственной итоговой аттестации, сравнение этих результатов с сопоставимыми показателями, сведения об участии образовательной организации в профессионально ориентированных семинарах, выставках, охвате учащихся дополнительным образованием и участии обучающихся в творческих конкурсах, спортивных мероприятиях, востребованности выпускников, организации профориентационной работы в образовательной организации и т.д.

Вторая часть отчёта должна содержать анализ нормативно установленных показателей. Показатели деятельности образовательной организации, которые подлежат анализу и должны быть представлены в отчете содержатся в приказе Минобрнауки России от 10.12.2013 № 1324 (ред. от 15.02.2017) "Об утверждении показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию" .

Следует обратить внимание на то, что итоговой целью составления отчёта о самообследовании является не сам отчёт как таковой, а грамотная обоснованная оценка достоинств и недостатков системы управления и организации деятельности образовательной организации для последующей выработки решений по выявленным недостаткам.

Отчет о самообследовании не может быть заменен публичным докладом. В отличие от публичного доклада отчет о самообследовании является обязательным для подготовки и размещения на официальном сайте документом. Данная обязанность установлена нормативными правовыми актами:

Приказом Минобрнауки России от 14.06.2013 № 462 (ред. от 14.12.2017) "Об утверждении Порядка проведения самообследования образовательной организацией";

Приказом Минобрнауки России от 10.12.2013 № 1324 (ред. от 15.02.2017) "Об утверждении показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию".

В свою очередь, подготовка публичного доклада строго не регламентирована. К данной деятельности имеются рекомендации, направленные письмом Минобрнауки РФ от 28.10.2010 №13-312 «О подготовке публичных докладов» (вместе с Общими рекомендациями по подготовке публичных докладов региональных (муниципальных) органов управления образованием и образовательных учреждений) и письмом Минобрнауки России от 03.04.2015 №АП-512/02 «О направлении методических рекомендаций по НОКО» (вместе с Методическими рекомендациями по проведению независимой оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденными Минобрнауки России 01.04.2015).

В соответствии с указанными рекомендациями публичный доклад - это аналитический публичный документ в форме периодического отчета органа управления образованием или образовательного учреждения перед обществом, обеспечивающий регулярное (ежегодное) информирование всех заинтересованных сторон о состоянии и перспективах развития системы образования или образовательного учреждения.

Требованиями к качеству информации, включаемой в публичный доклад, являются актуальность, достоверность, необходимость и достаточность.

Публичный доклад должен быть составлен таким образом, чтобы быть понятным широкому кругу читателей: представителям органов законодательной и исполнительной власти, обучающимся и/или их родителям, работникам системы образования, представителям средств массовой информации, общественным организациям и другим заинтересованным лицам. Иными словами, доклад может служить визитной карточкой образовательного учреждения, способствовать установлению диалога с потребителями образовательных услуг в условиях конкуренции. Публичный доклад демонстрирует достижения организации за отчетный период и может быть основан на сведениях, полученных в ходе самообследования.

Таким образом, направленность, стиль изложения и построения материала публичного доклада и отчёта о самообследовании будет различаться. Отчет должен давать полный анализ деятельности организации и предназначен, в первую очередь, для профессионалов в сфере образования, публичный доклад – раскрывать центральные темы и быть ориентированным на широкий круг читателей.




Top