Положение о проведении самообследования оу. Самообследование как компетенция образовательной организации Процедура самообследования образовательной организации
Должна ли ОО создавать Положение о проведении самообследования образовательной организацией как локальный акт? При проведении аккредитационной экспертизы эксперты выразили недовольство наличием такого Положения в школе.
Ответ
Не должна, но она вправе регламентировать в таком акте вопросы собственной компетенции по данному вопросу.
Обоснование
Порядок проведения самообследования образовательной организацией утвержден Минобрнауки. Вместе с тем организационные вопросы (сроки, состав лиц и т.п.) образовательная организация определяет самостоятельно. Соответственно, нет необходимости в принятии локального акта, дублирующего содержание установленного Порядка. Вместе с тем, организация вправе регламентировать вопросы собственной компетенции.
Отчет о самообследовании ОО подготавливается и размещается на сайте ежегодно в установленном порядке ( ч. 2 ст. 29 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в РФ").
<…> Внимание: порядок проведения самообследования образовательной организацией утвержден приказом Минобрнауки России от 14 июня 2013 г. № 462 (далее - Порядок). <…>
<…> Показатели деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию утверждены приказом Минобрнауки России от 10 декабря 2013 г. . <…>
Самообследование проводится организацией ежегодно. Сроки, форма проведения самообследования, состав лиц, привлекаемых для его проведения, определяются организацией самостоятельно ( Порядка проведения самообследования образовательной организацией", утв. Приказом Минобрнауки России от 14.06.2013 № 462).
Образовательная организация принимает локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения, в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством РФ в порядке, установленном ее уставом ( Федерального закона № 273-ФЗ).
Актуально сейчас:
ПОРЯДОК
ПРОВЕДЕНИЯ САМООБСЛЕДОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ
1. Настоящий Порядок устанавливает правила проведения самообследования образовательной организацией (далее — организации).
2. Целями проведения самообследования являются обеспечение доступности и открытости информации о деятельности организации, а также подготовка отчета о результатах самообследования (далее — отчет).
3. Самообследование проводится организацией ежегодно.
4. Процедура самообследования включает в себя следующие этапы:
планирование и подготовку работ по самообследованию организации;
организацию и проведение самообследования в организации;
обобщение полученных результатов и на их основе формирование отчета;
рассмотрение отчета органом управления организации, к компетенции которого относится решение данного вопроса.
5. Сроки, форма проведения самообследования, состав лиц, привлекаемых для его проведения, определяются организацией самостоятельно.
6. В процессе самообследования проводится оценка образовательной деятельности, системы управления организации, содержания и качества подготовки обучающихся, организации учебного процесса, востребованности выпускников, качества кадрового, учебно-методического, библиотечно-информационного обеспечения, материально-технической базы, функционирования внутренней системы оценки качества образования, а также анализ показателей деятельности организации, подлежащей самообследованию, устанавливаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования <1>.
———————————
<1> Пункт 3 части 2 статьи 29 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326).
7. Результаты самообследования организации оформляются в виде отчета, включающего аналитическую часть и результаты анализа показателей деятельности организации, подлежащей самообследованию.
Отчет для образовательных организаций высшего образования, профессиональных образовательных организаций, организаций дополнительного профессионального образования, организаций дополнительного образования составляется по состоянию на 1 апреля текущего года, а для общеобразовательных организаций и дошкольных образовательных организаций — по состоянию на 1 августа текущего года.
Отчет подписывается руководителем организации и заверяется ее печатью.
8. Размещение отчетов образовательных организаций высшего образования, профессиональных образовательных организаций, организаций дополнительного профессионального образования, организаций дополнительного образования в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте организации в сети «Интернет», и направление его учредителю осуществляются не позднее 20 апреля текущего года, а для общеобразовательных организаций и дошкольных образовательных организаций — не позднее 1 сентября текущего года.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 14 июня 2013 г. N 462
"Об утверждении Порядка проведения самообследования образовательной организацией"
С изменениями и дополнениями от:
7. Результаты самообследования организации оформляются в виде отчета, включающего аналитическую часть и результаты анализа показателей деятельности организации, подлежащей самообследованию.
Отчетным периодом является предшествующий самообследованию календарный год.
Отчет подписывается руководителем организации и заверяется ее печатью.
8. Размещение отчетов организаций в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте организации в сети "Интернет", и направление его учредителю осуществляются не позднее 20 апреля текущего года.
_____________________________
* Пункт 3 части 2 статьи 29 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326).
Одна из основных целей самообследования - обеспечение доступности и открытости информации о деятельности организации. Отчетным периодом является предшествующий календарный год. Результат необходимо разместить на сайте образовательного учреждения и передать учредителю.
Результаты самообследования оформляются в виде отчета, включающего аналитическую часть и результаты анализа показателей деятельности. Аналитическая часть предполагает:
Анализ полученных данных.
Выявление причинно-следственных связей.
Определение наметившихся тенденций.
Формулирование проблем.
Предложение возможных путей решения.
Подробный отчет - не простая формальность. Он интересен родителям, партнерам организации и самим сотрудникам.
Сроки, форма проведения самообследования и состав участников определяются образовательной организацией самостоятельно. Это означает возможность выбирать наиболее подходящие формы для адекватной оценки деятельности, а также привлекать любых специалистов для проведения экспертизы (в том числе родителей и экспертов, работающих на договорной основе).
Если необходимая информация не предоставлена в установленный срок (до 20 апреля) или не соответствует действительности, руководителю грозит административный штраф в размере от 1000 до 3000 рублей (Ст. 5.39. КоАП)
Эта книга рассказывает о революционной методике повышения продуктивности – Scrum, позволяющей получать отличные результаты меньшими силами, в короткие сроки и с низкими затратами. Благодаря Scrum, такие гиганты как Google, Amazon и Salesforce. com смогли поднять производительность на 300-400%.
Что оценивается
Системы управления образовательной организацией. В нормативных документах нет четких указаний, как проводить проверку систем управления и как предоставлять информацию по результатам оценки. Поскольку все управленческие решения обычно регламентируются локальными нормативными актами (ЛНА), то на основе их, как правило, и проводится оценка этого показателя.
Организация учебного процесса.
Востребованность выпускников. Оценить востребованность выпускников профессиональных образовательных организаций достаточно легко, а вот выпускников общих образовательных учреждений - намного сложнее. Реальные показатели могут предоставить лишь те немногие образовательные учреждения, выпускники которых получают преференции при поступлении в учреждения профессионального образования. В остальных случаях вопрос остается открытым. Некоторые школы приводят в качестве показателей процент поступления выпускников в ВУЗы и колледжи - в этом случае следует делать акцент на получении бюджетных мест.
Качества кадрового, учебно-методического, библиотечно-информационного обеспечения. Оценивать можно по разным параметрам. Например, в отчете стоит представить результаты участия сотрудников в различных профессиональных конкурсах, квалификационные категории педагогов и т.д.
Материально-техническая база.
Функционирование внутришкольной системы оценки качества образования и анализ показателей деятельности, устанавливаемых Минобрнауки России. Нужно обратить внимание, что требуется именно произвести анализ, а не только представить показатели. Кроме того следует учесть, что для разных типов организаций предусмотрены разные показатели.
Читайте также:
Как утверждают эксперты, анализ состояния многих направлений деятельности можно провести только на основе ЛНА. Для обеспечения открытости информации локальные акты тоже публикуются на сайте школы.
Сморите также серию вебинаров:
«Локальные нормативные акты: от теории к практике» Часть 1 Часть 2 Часть 3
Процедура самообследования может стать весьма эффективным инструментом при принятии управленческих решений и разработке программы развития, помочь повысить уровень соответствия школы (или другой организации) современным стандартам образования. Поэтому лучше подходить к анализу не формально, а ответственно, ставя перед собой дополнительные цели.
О том, что "идеального руководителя" не существует, потому что один человек просто не способен выполнять одинаково хорошо все четыре роли, необходимые для эффективного руководства организацией: быть и производителем результатов, и администратором, и предпринимателем, и интегратором. Место несуществующего "идеального руководителя" должна занять взаимодополняющая команда менеджеров, каждый член которой умеет выполнять одну из ролей в совершенстве, а остальными владеет на приемлемом уровне.
Самообследование образовательных организаций
(краткий обзор законодательства)
Что касается иных образовательных организаций, то следует руководствоваться следующим. В соответствии с п. 6 Порядка проведения самообследования образовательной организацией, утвержденного приказом Минобрнауки России от 14.06.2013 № 462 предметом самообследования выступает:
Образовательная деятельность,
Организация учебного процесса,
Качество кадрового, учебно-методического, библиотечно-информационного обеспечения, материально-технической базы, функционирования внутренней системы оценки качества образования,
Анализ показателей деятельности образовательной организации.
Таким образом, в аналитическую часть отчёта целесообразно включить сведения о структуре управления деятельностью образовательной организации, контингенте обучающихся, реализуемых образовательных программах, результатах обучения за учебный год, результатах государственной итоговой аттестации, сравнение этих результатов с сопоставимыми показателями, сведения об участии образовательной организации в профессионально ориентированных семинарах, выставках, охвате учащихся дополнительным образованием и участии обучающихся в творческих конкурсах, спортивных мероприятиях, востребованности выпускников, организации профориентационной работы в образовательной организации и т.д.
Вторая часть отчёта должна содержать анализ нормативно установленных показателей. Показатели деятельности образовательной организации, которые подлежат анализу и должны быть представлены в отчете содержатся в приказе Минобрнауки России от 10.12.2013 № 1324 (ред. от 15.02.2017) "Об утверждении показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию" .
Следует обратить внимание на то, что итоговой целью составления отчёта о самообследовании является не сам отчёт как таковой, а грамотная обоснованная оценка достоинств и недостатков системы управления и организации деятельности образовательной организации для последующей выработки решений по выявленным недостаткам.
Отчет о самообследовании не может быть заменен публичным докладом. В отличие от публичного доклада отчет о самообследовании является обязательным для подготовки и размещения на официальном сайте документом. Данная обязанность установлена нормативными правовыми актами:
Приказом Минобрнауки России от 14.06.2013 № 462 (ред. от 14.12.2017) "Об утверждении Порядка проведения самообследования образовательной организацией";
Приказом Минобрнауки России от 10.12.2013 № 1324 (ред. от 15.02.2017) "Об утверждении показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию".
В свою очередь, подготовка публичного доклада строго не регламентирована. К данной деятельности имеются рекомендации, направленные письмом Минобрнауки РФ от 28.10.2010 №13-312 «О подготовке публичных докладов» (вместе с Общими рекомендациями по подготовке публичных докладов региональных (муниципальных) органов управления образованием и образовательных учреждений) и письмом Минобрнауки России от 03.04.2015 №АП-512/02 «О направлении методических рекомендаций по НОКО» (вместе с Методическими рекомендациями по проведению независимой оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденными Минобрнауки России 01.04.2015).
В соответствии с указанными рекомендациями публичный доклад - это аналитический публичный документ в форме периодического отчета органа управления образованием или образовательного учреждения перед обществом, обеспечивающий регулярное (ежегодное) информирование всех заинтересованных сторон о состоянии и перспективах развития системы образования или образовательного учреждения.
Требованиями к качеству информации, включаемой в публичный доклад, являются актуальность, достоверность, необходимость и достаточность.
Публичный доклад должен быть составлен таким образом, чтобы быть понятным широкому кругу читателей: представителям органов законодательной и исполнительной власти, обучающимся и/или их родителям, работникам системы образования, представителям средств массовой информации, общественным организациям и другим заинтересованным лицам. Иными словами, доклад может служить визитной карточкой образовательного учреждения, способствовать установлению диалога с потребителями образовательных услуг в условиях конкуренции. Публичный доклад демонстрирует достижения организации за отчетный период и может быть основан на сведениях, полученных в ходе самообследования.
Таким образом, направленность, стиль изложения и построения материала публичного доклада и отчёта о самообследовании будет различаться. Отчет должен давать полный анализ деятельности организации и предназначен, в первую очередь, для профессионалов в сфере образования, публичный доклад – раскрывать центральные темы и быть ориентированным на широкий круг читателей.