Авиация россии. Учебно-боевой самолет - выгодное решение или трагическая ошибка? Аэродинамика и общая компоновка

Самолет ЯК 130 - основной учебный самолет ВВС России, но при этом способный выполнять боевые задачи. Первый военный самолет, полностью разработанный с нуля в России после распада СССР.

Даже при сравнительно небольших размерах после оснащения новейшими оптико-электронными прицельными устройствами и навигационным оборудованием, установки новейшей радиолокационной станции появляется возможность расширить варианты боевого применения, используя в качестве штурмовика, близкого по характеристикам к СУ-25СМ, или многофункционального истребителя 4+ поколения. Учитывая возможность посадки на неподготовленные (в том числе грунтовые) аэродромы, его применение в некоторых случаях станет экономически более целесообразным. Следует обратить внимание на небольшую длину разбега, составляющую от 510 до 940 метров. Очень важно, что после модернизации появляется возможность нанесения ракетно-бомбовых ударов по различным целям, не залетая в зону действия войсковой противовоздушной обороны вероятного противника. Да, да, и это все о нем, самолете ЯК-130 отмечалось в информации официального представителя ОКБ им. Яковлева.

История создания

А начиналось его проектирование совсем не просто. Во-первых, необходимо было выиграть в 1991 году тендер у конкурента - МИГ-АТ ОКБ Микояна . Комиссией военно-воздушных сил предпочтение было отдано учебно-тренировочному ЯК-130. Однако финансирование разработки проекта не проводилось из-за отсутствия денег, что было обычным явлением в лихие девяностые. По этой причине привлекли к проектированию итальянскую Alenia Aermacchi, и далее разработка планера осуществлялась совместно. В процессе проектирования возникли непреодолимые разногласия, и итальянцы, получив техническую документацию, вышли из кооперации с ОКБ им. Яковлева, продолжив самостоятельно проектировать самолет. В дальнейшем итальянский самолет получил обозначение – М-346, внешне похожий на ЯК-130.

Впервые ЯК-130 выполнил пробный полет в 1996 году, в этом же году совершил первый вылет и МИГ-АТ, разработанный совместно с французскими авиастроительными фирмами. После необходимых доработок и модернизации в 2001 году было объявлено об окончательной победе самолета, разработанного в ОКБ им. Яковлева. Первый серийный самолет ЯК-130 совершил испытательный полет в 2004 году. Окончательный акт о завершении испытаний ЯК-130 был подписан лишь в конце 2009 года, хотя первый вылет самолета, из числа заказанных по контракту для ВВС России, состоялся еще в мае 2009 года. К концу 2015 года для Вооруженных Сил РФ было передано 69 самолетов. В рамках гособоронзаказа ВКС России в течение 2016-2018 гг. будут переданы еще 30 таких самолетов.

Общее описание ЯК-130

На сегодняшний день ЯК-130 представляет сложнейший учебно-тренировочный летающий центр подготовки курсантов военно - учебных заведений и совершенствования летной подготовки опытных пилотов. Оснащение и летные возможности самолета позволяют отрабатывать навыки пилотирования, необходимые для выполнения боевых задач на самолетах четвертого и пятого поколений, например, на истребителях МИГ-29, штурмовике СУ-25 и других. В соответствии с учебными планами и программами курсанты ВВУЗов практически учатся взлету и посадке, действиям при возникновении нештатных ситуаций, управлению самолетом на предельных режимах, выполнению маневров в одиночном полете и в составе группы, а также выполнять другие задачи. В настоящее время самолет является одним из элементов оснащения учебно-тренировочных комплексов.

class="eliadunit">

  • К преимуществам самолета можно отнести:
  • отличная маневренность и управление при полетах на малой высоте;
  • достойные показатели скороподъемности;
  • возможность применения современного высокоточного оружия;
  • первоклассные взлетно-посадочные характеристики;
  • одно из лучших в мировом самолетостроении соотношение цены и качества;
  • боевое применение в различных метеоусловиях.

Обучение и тренировки на ЯК-130 предшествуют самостоятельным полетам не только на отечественных самолетах, но и таких как F-16, «Мираж» и других. Особенностью самолета является то, что помимо основных топливных баков в крыльях и фюзеляже имеется возможность использования подвесных баков, хотя дальность полета и без них составляет 2000 км на высоте 12500 м. Кабина оборудована двумя катапультируемыми креслами, сохранившими жизнь не одному пилоту во время летных происшествий. По характеристикам самолет имеет полезную боевую нагрузку в 3000 кг. Это позволяет на девяти точках подвески разместить различные виды вооружений, например, управляемые и неуправляемые ракеты различного назначения, противокорабельные ракеты, а также корректируемые и обычные пятисоткилограммовые авиабомбы. Возможности новейших электронных комплексов, установленных на самолете, при его дальнейшей модернизации существенно расширят боевые возможности ЯК-130.

Технические характеристики

  • Экипаж: 1 или 2 человека
  • Длина - 11493
  • Размах крыла - 9840
  • Высота - 4640
  • Масса пустого - 4600 кг
  • Нормальная взлётная масса - 7700 кг
  • Максимальная взлётная масса - 10 290 кг
  • Силовая установка: 2 × ТРДД АИ-222-25
  • Тяга: 2 × 2500 кгс

Лётные характеристики

  • Максимальная скорость: 1050 км/ч
  • Практический потолок: 12 500 м
  • Тяговооружённость: 0,8
  • Длина разбега: 510-940 м
  • Длина пробега: 610-880 м

Вооружение

  • Управляемые ракеты - ближнего боя Р-73 «воздух-воздух»
  • Блоки Б8М-1 с неуправляемыми ракетами С-8,
  • Блоки Б-13Л с неуправляемыми ракетами С-13,
  • Неуправляемые ракеты С-25ОФМ
  • Бомбы: корректируемые и обычные авиационные бомбы калибром до 500 кг
  • Эксплуатация

    Характеристики самолета позволяют его использование в качестве истребителя-бомбардировщика, самолета – разведчика, в качестве одного из элементов системы радиоэлектронной борьбы, на его базе возможно создание мощного беспилотного средства поражения объектов и живой силы противника. По данным российского центра анализа стратегий и технологий в 2011 году продажи военной авиационной техники в целом составляют около 50% от всего экспорта оружия. На сегодняшний день эти самолеты поставлены в Алжир, Белоруссию, Вьетнам. По данным Рособоронэкспорта в 2011 году только Алжиру переданы 16 самолетов на общую сумму более 200 миллионов долларов. Обсуждаются контракты на поставку ЯК-130 в Малайзию, Филиппины, Казахстан и ряд других стран. Заинтересованность в покупке проявляют и в странах Латинской Америки.

    Специалисты отмечают, что модернизация самолета расширит рынки сбыта, так как по различным причинам многие страны хотели бы купить легкие штурмовики, несущие до трех тонн различного вооружения, в том числе и управляемого. Кроме того, не имеет смысла доводить скорость ЯК-130 до сверхзвуковых величин, по аналогии с китайским L-15, так как это мало чему может научить летный состав.

    ЯК-130 получил высокую оценку на различных международных авиасалонах. Как утверждают СМИ, международные эксперты на авиасалоне в Ле Бурже (2013 год) признали двухместный реактивный самолет лучшим в категории учебно-тренировочных средств. Специалисты планируют участие самолета не только на международных авиасалонах, но и эксплуатацию пилотажных групп на международных линиях. Персонаж одного известного российского фильма утверждал, что у него нет недостатков и он весь положительный. Похожая ситуация с нашим реактивным учебно-тренировочным самолетом ЯК-130. Возмущен только британский журнал The Week, которому не понравилось, что российский учебно-тренировочный самолет может нести на борту слишком много современного оружия.

    class="eliadunit">

    В течение всей более чем вековой истории авиации «летающими партами» служили машины, относящиеся к устаревшим типам. Считалось, что будущий пилот должен усвоить навыки управления сначала на чем-то простом, прежде чем садиться в кабину современного летательного аппарата. Эту традицию нарушили конструкторы ОКБ им. А. С. Яковлева и НПК «Иркут», создавшие самолет Як-130, технические характеристики которого вплотную приближены к параметрам перехватчиков четвертого, а в чем-то даже пятого поколений.

    «Крылатые парты»

    Уже четыре десятилетия летные училища используют для воздушных тренировок чехословацкие L-29 и L-39. Ранее будущие пилоты обучались на Як-52, еще раньше - на Як-18. До войны «летающей партой» служил знаменитый У-2 (он же По-2). После распада СССР и всего социалистического лагеря машины, составлявшие технический парк высших авиационных школ, старели, причем не только морально, но и в самом простом, физическом смысле. Прекратились поставки не только самих самолетов, но и запчастей, а моторесурс неуклонно исчерпывался. Ситуация усугублялась отставанием технической учебной базы от реального положения в частях ВВС, в которые начали поступать новейшие перехватчики и фронтовые комплексы МиГ-29 и Су-27. На L-39 готовить пилотов для современных машин становилось проблематично, а то и вообще невозможно. К тому же в России существовала школа обучения летного состава, пользовавшаяся высокой международной репутацией, и терять этот рынок было бы неправильным.

    В начале 90-х годов командование СССР инициировало начало проектно-конструкторских работ в области создания новейшего учебного самолета. В конечном счете, лучшим был признан Як-130: технические характеристики его в наибольшей степени соответствовали пожеланиям военных. Произошло это, однако, не сразу, впереди был конкурс.

    Конкурсный отбор

    Свои соображения относительно УТК (учебно-тренировочного комплекса) представили в начале 1991 г. четыре КБ:

    - «ОКБ Сухого».

    АНПК «МиГ».

    ОКБ им. А. С. Яковлева.

    ЭМЗ им. В. М. Мясищева.

    ТТЗ было составлено несколько неопределенно, и по этой причине концепции существенно различались. «ОКБ Сухого» предложило модель С-54, представляющую собой версию перехватчика Су-27, адаптированную под учебные задачи. Эта машина скорее подходила для тренировок уже опытных пилотов, чем для новичков. Микояновцы, понимая экономические сложности в стране, пошли по пути минимизации затрат, и в результате у них получился недорогой, но не вполне отвечавший чаяниям ВВС самолет. В КБ Мясищева к вопросу подошли творчески, предложив сложный вариант, состоящий из непосредственно «крылатой парты» и наземного тренажерного комплекса, но несколько увлеклись, и их проект получился слишком дорогим, к тому же не двухмоторным, как было указано в ТЗ. Успешнее всех оказались яковлевцы, сумевшие соблюсти практически все требования наиболее оптимально. Стреловидная, наиболее приближенная к современной схема, летно-технические характеристики Як-130, а также совокупность дополнительных опций в виде функциональных и процедурных тренажеров на базе ПЭВМ и дисплейных классов обеспечили определенные преимущества. Согласно решению научно-технического комитета ВВС, были заключены договоры с двумя ОКБ - Микояна и Яковлева, которым предложили работать совместно.

    Зарубежные партнеры

    Проблемы с госфинансированием первых лет существования независимой России общеизвестны. КБ для обеспечения решения поставленных задач были поставлены перед необходимостью поиска инвесторов. В частности, к проекту проявили интерес французские фирмы «Турбомека» (двигатели) и «Томсон» (авионика), испытывающие трудности в связи с закрытием программы «Альфа Джет». Высказали намерение о сотрудничестве и итальянцы (фирма-авиапроизводитель «Эрмакки»), также теснимые британцами на рынке. В этот момент была осознан еще один важный маркетинговый аспект, заключавшийся в том, что «чистый» учебный самолет вряд ли будет пользоваться на рынке высоким спросом, а вот если его можно использовать также и как боевой, тогда другое дело. Оказалось, что для этого вполне подходит Як-130, тактико-технические характеристики которого, в том числе оперативный радиус, масса поднимаемой нагрузки, скорость и маневренность, соответствовали зарубежным требованиям.

    Аэродинамика и общая компоновка

    Некоторые изменения требований отразились на внешнем облике планера: его нос стал округлее (теперь в нем установлена РЛС или оптико-локационная станция). Обучать теперь предстояло не только российских, но и зарубежных пилотов, и это следовало учитывать в конструкции Як-130. Технические характеристики новейших машин, как российских Су-27 и МиГ-29, так и американских F-16, были тщательно проанализированы. Выяснилось, что самолету требовалось увеличить максимальный угол атаки до 40° и даже выше. В целом же нужна была сверхманевренность. Общая аэродинамика получилась сходной со схемой, принятой для пятого поколения перехватчиков, включая особую форму крыла и высокую его механизацию, цельноповоротные стабилизаторы и смещенное вперед вертикальное оперение.

    Имитатор и демонстратор

    Важнейшим условием создания нового учебного самолета было применение достижений новейших цифровых технологий. Основой всех бортовых систем стали российские приборы и оборудование, в том числе комплексная цифровая электродистанционная СУ и способность перепрограммирования для установления типа летательного аппарата, который летчику предстоит пилотировать. К тому же в начальный период обучения самолет «лоялен» к курсанту-новичку, он прощает ему ошибки, а затем становится все более строгим. В ВВС России чаще всего моделируются полеты на Су и МиГах, но, в принципе, нет ничего сложного в том, чтобы создать полную иллюзию управления европейскими «Миражом-2000», «Рафалем», «Тайфуном» или американскими F-18, F-16 и F-15 и даже F-35, введя в программу имитатора их тактико-технические характеристики. Як-130Д (добавочная буква означает «демонстратор») совершил первый полет в апреле 1996 года.

    Внешние подвески

    В случае необходимости самолет может применяться в качестве ударной единицы.

    До трех тонн ракет или бомб может нести Як-130. Технические характеристики, в том числе скороподъемность и маневренность, у полностью загруженного аппарата, конечно, будут ухудшаться, но это допустимо в случае нанесения штурмовых ударов в условиях воздушного господства.

    Следуя общей концепции универсальности применения, конструкторы оснастили самолет восьмью узлами подвески под крыльями и одним подфюзеляжным пилоном. Вооружения могут комплектоваться в различных комбинациях:

    УР Р-73 «воздух-воздух» - 4 шт.

    УР Х-25М «воздух-поверхность» - 4 шт.

    НУРСы в блоках УБ-32, ПУ-О-25 и др. калибров (от 57 до 266 мм) - согласно числу подвесок.

    Авиабомбы 250 или 500 кг (в том числе бетонобойные) - согласно массовым ограничениям.

    Кассеты бомбовые РБК-500.

    Баки зажигательные ЗБ-500.

    Контейнеры пушечные.

    Для увеличения боевого радиуса один или три пилона могут использоваться для подвески

    Характеристики

    Объективные показатели впечатляют, особенно если учитывать относительно небольшие размеры и массу Як-130.

    Летно-технические характеристики Як-130:


    Государственный заказ

    В конце тысячелетия выпуск военных летчиков значительно сократился по сравнению с советскими временами. Однако кроме училищ, которых осталось только три, потребность в новой машине испытывают центры переучивания летного состава. К тому же цена топлива в последнее десятилетие значительно выросла, и по экономичности его расхода (всего 600 л/час) от привычного L-39 выгодно отличается современный Як-130. возможности обучения пилотированию на машинах разных типов - все это обуславливало начало серийного производства нового УТИ.

    Перспективы

    Главный заказчик - ВВС РФ. Самолет производится на НАЗ «Сокол» с темпом примерно в дюжину машин ежегодно. Планируется формирование тренировочных полков в Краснодаре. Главком ВВС генерал армии В. Михайлов лично испытал Як-130. Технические характеристики самолета, маневренность, широкий диапазон скоростей и легкость управления произвели на него хорошее впечатление. В ближайшие годы число машин в учебных подразделениях и центрах переподготовки планируется увеличить до трехсот, а общую емкость рынка, включая зарубежных покупателей, специалисты оценивают цифрой 1000.

    Як-130 (по классификации НАТО: Mitten - рукавица) - учебно-боевая воздушная машина предназначается в качестве замены в BBC России учебно-тренировочных самолетов L-39, которые на текущий момент совершенно устарели. Во время разработки самолета совместно начатая работа россиян и итальянцев была приостановлена вследствие возникших разногласий и каждая компания сочла нужным разработать свою собственную концепцию самолета. Як-130 можно назвать первой воздушной машиной, которая представляла собой полностью новую разработку (не являлась модернизированной версией ранее существующих самолетов), созданных в России за все годы после развала СССР.

    Причины у НАТО бояться Як-130 действительно есть. У самолета под каждым крылом присутствуют три точки подвески и одним узлом подвески, размещенным под фюзеляжем. Самолет может нести до трех тонн современного вооруженного арсенала. Например, ракет класса «воздух-поверхность» и «воздух-воздух», управляемых бомб высокой точности, управляемых ракет, бомб свободного падения, контейнеров для пушек и подвесных топливных баков. Предусмотрен и такой вариант, при котором самолет оснащается системой дозаправки топливом прямо в воздухе.

    Помимо этого, в самолете есть возможность разместить 23-миллиметровую пушку под фюзеляжем, а на крыльях предусматривается установка ракет класса «воздух-воздух». Вес заправленного и вооруженного самолета равняется 10300 кг. Это составляет половину max взлетной массы F-16 (максимальная взлётная масса которого составляет 21772 кг) , являющимся главным истребителем ВВC США и других стран-союзников.

    Если под крылья российского самолета подвесить еще два топливных бака и поместить на него пушку и пару двухсоткилограммовых бомб, то боевой радиус истребителя увеличится до 1700 километров. Такой хороший показатель превосходит F-16, который с двумя бомбами, ракетами и подвесными топливными баками располагает радиусом 1 350 км.

    Оборудование Як-130 включает в себя комплексную цифровую систему управления, которая разработана МИЭА - КСУ-130 и обеспечивает контроль системы безопасности во время полета, управления автоматикой. Эта система в рамках учебных целей позволяет моделировать управляемость и устойчивость других моделей самолетов.

    Система электронной индикации в Як-130 построена на трех многофункциональных жидкокристаллических цифровых приборах (МФЦИ), обладающих размерами 15 на 20 см (без приборов электромеханического типа). Як-130 - своего рода моноплан, относящийся к классической схеме с цельноповоротным горизонтальным оперением и стреловидным среднерасположенным крылом. Развитые наплывы, которые расположены перед крылом, способны обеспечить устойчивое управление самолетом на углах атаки до 35 градусов.

    Воздушная машина оснащена трехопорным шасси с пневматикой низкого давления, которое при необходимости быстро убирается. Использование этого механизма позволяет эксплуатировать самолет на грунтовых аэродромах. Вспомогательная установка ТА-14 силового типа, обладающая электрогенератором переменного тока, позволяет проводить автономную эксплуатацию самолета, если вдруг возникнут аварийные ситуации или при необходимости проводить работы на удаленных аэродромах, а также она применима в полетах.

    Известный учебно-боевой многоцелевой самолет Як-130 специалисты в Америке стали называть «маленьким ужасом, которого должно бояться НАТО». Эта фраза была написана в газете «The National Interestraquo;, выходящей на территории Канады и США. Самолет Як-130 (классификация НАТО: Mitten - рукавица) относится к учебно-боевому типу УБС. Он был создан в ОКБ им. Яковлева при сотрудничестве с компанией Aermacchi из Италии..

    Як-130 оснащен электродистанционной цифровой системой управления, обладающей резервированием четырехкратного типа. Место пилотов представляет собой катапультируемые кресла, которые относятся к классу «0-0».

    Катапультирование может быть оснащено «через фонарь» кабины и направлено на обеспечение безопасного покидания самолета экипажем при возникновении различных аварийных ситуаций, например, при нулевой высоте полета или нулевой скорости.

    Концепцией УБС предполагается, что на Як-130 будет наличие различных типов вооружения и возможности смоделировать боевое применение разных типов самолетов.

    Российский истребитель был выбран в качестве базовой машины, на которой будет происходить подготовка летного состава ВВС России. На Яке-130 можно обучать пилотов для зарубежных и российских боевых самолетов, относящихся к категории "4+" и "5" (Су-30, Eurofighter Typhoon и Rafale, МиГ-29, F-22, F-15 и F-16, F-35, а также ПАК ФА).

    Сейчас эти учебно-боевые истребители находятся на вооружении BBC Алжира. Руководством страны были подписаны контракты, подразумевающие продажу самолетов в Белоруссию и Бангладеш.

    В декабре 2009 года были успешно завершены государственные испытания самолета. Начиная с февраля 2010 года, истребители поступили на вооружение ВВС России. Корпорация «Иркут» сейчас занимается производством этих истребителей.

    Производство Як-130 вышло намного дороже предыдущего аналога L-39, но, несмотря на это самолет получил совсем новые характеристики, позволяющие при небольшой доработке базовой модели (порядка 15%) применять Як-130 не только для обучения пилотов, но и в качестве легкого штурмовика, разведчика, истребителя-бомбардировщика и самолета РЭБ. Также возможна проработка варианта создания на базе этого самолета нескольких перспективных ударных беспилотных летательных машин «Прорыв», при этом размер переработки составит уже около 60%.

    Сейчас информация о количестве заказанных самолетов меняется, но считается, что к 2015 году военно-воздушные силы России получат более 60 машин такого типа. Это необходимо для того, чтобы обеспечить потребности в подготовке кадров - военных пилотов.

    На авиасалоне "МАКС-2015" можно было увидеть новейшую модель самолета, на которой есть встроенный лазерный дальномер. Представители компании упоминают, что прибор был монтирован по желанию заказчиков-иностранцев.

    Присутствие дальномера существенно увеличивает эффективность боевого истребителя в рамках применения машины по целям на земле, а также позволит производить работы в горной местности и увеличит точность определения координат целей и существующую номенклатуру поражающих средств.

    Но конечно самолет не лишен недостатков. Динамика поставок и количество отказов самолета данного типа отражена ниже:


    Количество самолетов по списку

    Количество

    исправных самолетов

    Налет за год, ч

    Количество отказов А/Т

    Нараб. на отказ

    2011 год

    2012 год

    2013 год

    2014 год

    2015 год


    Как видно из краткого анализа исправность новой авиационной техники остается очень низкой. Практическое переучивание летного состава на самолет Як-130 было совмещено с опытной эксплуатацией, что вносило дополнительные трудности в организацию летной работы (например: отсутствие тренажера, учебно-методической литературы и т.д.). Общий налет за время эксплуатации самолета Як-130 составил 5090 часов. В 2013 году приступила к обучению 25 курсантов на самолете Як-130. Но из-за низкой исправности авиационной техники вынуждены были сократить количество обучаемых на Як-130 до 15 человек. 2013 году (через два года после начала эксплуатации Як-130!!!)получен, установлен и введен в эксплуатацию тренажер СТБП-130, который оказал существенную помощь в подготовке как курсантов, так и летно-инструкторского состава.

    Эксплуатационным недостатком авиационной техники можно считать невозможность использования тормозного щитка при приборных скоростях полета более 600 км/ч, при условии, что пилотаж выполняется во всем диапазоне скоростей и летчик не имеет возможности исправлять отклонения по скорости, стоит отметить что скорость в нижней точке фигур простого и сложного пилотажа составляет 700-750 км/ч. Особенно необходимо обратить внимание на работу тормозными щитками при полетах на групповую слетанность.

    Так же серьезным недостатком является расположение некоторых органов управления:

    Близость расположения кнопки основного режима работы КСУ-130 и кнопки выпуска носков . Опасность ситуации состоит в том, что если летчик ошибочно выключит основной режим вместо выпуска носков, то комплексная система управления переходит на резервную систему управления, а обратный переход на основную систему управления в полете запрещен;
    Близость расположения переключателя ФАРА РУЛЕЖ-ОТКЛ-ПОСАД и крана управления шасси , опасность состоит в том, что при выполнении полетов в ночных условиях при переключении режима работы фары в положение ФАРА РУЛЕЖ, существует вероятность уборки шасси на земле, так как положения крана управления шасси и переключателя режимов работы фары одинаковы. Данные недостатки самолёта следует соотносить с тем, что самолёт предназначен для обучения курсантов, возможно даже первоначально, т.е. людей, которые только приступают к новому для себя виду деятельности и не имеют достаточного лётного и жизненного опыта.
    Еще одним немаловажным опасным фактором можно считать отсутствие на самолете Як-130 противообледенительной системы планера - при наличии обледенения необходимо прекратить выполнение задания и принять все меры по выходу из зоны обледенения. Также, опасным фактором является наличие необогреваемой части вывода ПВД, на которой образуется лёд, могущий при отрыве попасть в проточную часть двигателя

    На данный момент очень велико время от нажатия кнопки «Запуск» до выруливания и до взлета самолета соответственно. Так при выполнении всех проверок согласно РЛЭ (при совмещении ТЕСТА КСУ с прогревом двигателей) от момента нажатия кнопки «Запуск ВСУ» и до выруливания проходит 8,30-9,00 минут. Для сравнения у Л-39 не более трех минут. Проверка двигателей на полосе увеличивает общее время на 1,00 минуту.

    Необходимо рассмотреть вопрос расширения области обзора задней полусферы при помощи зеркал . Имеющиеся на данный момент зеркала имеют очень узкое поле обзора, что затрудняет наблюдение ведомых экипажей при групповых полетах и особенно затрудняет наблюдение за задней полусферой при ведении воздушного боя. Предлагается выполнить зеркала по аналогии с самолётом МиГ-29, со сплошным перекрытием обзора задней полусферы.
    А так же зеркала имеют малые углы отворота и не позволяют отрегулировать их таким образом, что бы лётчик не ослеплялся прожекторами при посадке ночью.

    Новейшие лучшие военные самолеты ВВС России и мира фото, картинки, видео о ценности самолета-истребителя как боевого средства способного обеспечить «господство в воздухе», была признана военными кругами всех государств к весне 1916 г. Это потребовало создания боевого специального самолета, превосходящего все остальные по скорости, маневренности, высоте и применению наступательного стрелкового вооружения. В ноябре 1915 г. на фронт поступили самолеты-бипланы Ньюпор II Вебе. Это первый самолет, построенный во Франции, который предназначался для воздушного боя.

    Самые современные отечественные военные самолеты России и мира обязаны своим появлением популяризации и развитию авиации в России которому способствовали полеты русских летчиков М. Ефимова, Н. Попова, Г. Алехновича, А. Шиукова, Б. Российского, С. Уточкина. Стали появляться первые отечественные машины конструкторов Я. Гаккеля, И. Сикорского, Д. Григоровича, B.Слесарева, И. Стеглау. В 1913 г. совершил первый полет тяжелый самолет «Русский витязь». Но нельзя не вспомнить первого создателя самолета в мире - капитана 1-го ранга Александра Федоровича Можайского.

    Советские военные самолеты СССР Великой Отечественной войны стремились поразить войска противника, его коммуникации и другие объекты в тылу ударами с воздуха, что обусловило создание самолетаов-бомбардировщиков способных нести большой бомбовый груз на значительные расстояния. Разнообразие боевых задач по бомбардировке неприятельских сил в тактическом и оперативной глубине фронтов привело к пониманию того факта, что их выполнение должно быть соизмеримо с тактико-техническими возможностям конкретного самолета. Поэтому конструкторским коллективам следовало решить вопрос специализации самолетов-бомбардировщиков, что и привело к возникновению нескольких классов этих машин.

    Виды и классификация, последние модели военных самолетов России и мира. Было очевидно, что для создания специализированного самолета-истребителя потребуется время, поэтому первым шагом в этом направлении стала попытка вооружить уже существующие самолеты стрелковым наступательным оружием. Подвижные пулеметные установки, которыми начали оснащать самолеты, требовали от пилотов чрезмерных усилий, так как управление машиной в маневренном бою и одновременное ведение огня из неустойчивого оружия уменьшали эффективность стрельбы. Использование двухместного самолета в качестве истребителя, где один из членов экипажа выполнял роль стрелка, тоже создавало определенные проблемы, потому что увеличение веса и лобового сопротивления машины приводило к снижению ее летных качеств.

    Какие бывают самолеты. В наши годы авиация сделала большой качественный скачок, выразившийся я значительном увеличении скорости полета. Этому способствовал прогресс в области аэродинамики, создания новых более мощных двигателей, конструктивных материалов, радиоэлектронного оборудования. компьютеризации методов расчетов и т. д. Сверхзвуковые скорости стали основными режимами полета истребителей. Однако гонка за скоростью имела и свои негативные стороны - резко ухудшились взлетно-посадочные характеристики и маневренность самолетов. В эти годы уровень самолетостроения достиг такого значения, что оказалось возможным приступить к созданию самолетов с крылом изменяемой стреловидности.

    Боевые самолеты России для дальнейшего роста скоростей полета реактивных истребителей, превышающих скорость звука, потребовалось увеличить их энерговооруженность, повысить удельные характеристики ТРД, а также усовершенствовать аэродинамические формы самолета. С этой целью были разработаны двигатели с осевым компрессором, имевшие меньшие лобовые габариты, более высокую экономичность и лучшие весовые характеристики. Для значительного увеличения тяги, а следовательно, и скорости полета в конструкцию двигателя ввели форсажные камеры. Совершенствование аэродинамических форм самолетов заключалось в применении крыла и оперения с большими углами стреловидности (в переходе к тонким треугольным крыльям), а также сверхзвуковых воздухозаборников.

    Як-130 (по классификации НАТО: Mitten – рукавица) – учебно-боевой самолет УБС созданный в ОКБ им. Яковлева в сотрудничестве с итальянской компанией Aermacchi. Самолет предназначен для замены в ВВС России устаревших учебно-тренировочных самолетов L-39. В процессе разработки совместная работа с итальянцами была приостановлена из-за разногласий и каждая из фирм реализовали свою концепцию самостоятельно. Як-130 стал первым самолетом, который был полностью новой разработкой (а не модернизацией существующих машин) созданной в России после распада СССР. В тендере на поставку ВВС нового учебно-боевого самолета он обошел МиГ-АТ. Потребность российской армии в таких самолетах составляет порядка 250 единиц.

    ЯК-130 оборудован цифровой комплексной системой управления разработки МИЭА – КСУ-130, которая выполняет функции активной системы безопасности полета, автоматического управления. Данная система позволяет в учебных целях репрограммировать характеристики управляемости и устойчивости самолета в зависимости от типа имитируемого самолета. Як-130 – это УБС, позволяющий готовить пилотов для самолетов, относящихся к 4 и 5 поколениям (МиГ-29, Су-30, F-15 и F-16, Eurofighter Typhoon и Rafale, F-22, F-35, а также ПАК ФА). Як-130 обладает системой электронной индикации, которая построена на 3-х жидкокристаллических многофункциональных цифровых индикаторах (МФЦИ) размерами 15 на 20 см без электромеханических приборов.


    Як-130 – это моноплан классической схемы со стреловидным среднерасположенным крылом и цельноповоротным горизонтальным оперением. Развитые наплывы, расположенные перед крылом, обеспечивают устойчивое управление машиной на углах атаки до 35 градусов. Самолет оснащен трехопорным убирающимся шасси с пневматикой низкого давления. Использование данного шасси позволяет эксплуатацию машины на грунтовых аэродромах. Вспомогательная силовая установка ТА-14, обладающая электрогенератором переменного тока, позволяет автономную эксплуатацию Як-130 при возникновении аварийных ситуаций или на удаленных аэродромах, а также может быть применена в полете.

    Самолет оснащен цифровой электродистанционной системой управления, которая обладает четырехкратным резервированием. Каждое место пилота оснащено катапультируемыми креслами, относящимися к классу «0-0». Катапультирование осуществляется «через фонарь» кабины и обеспечивает безопасное покидание самолета экипажем в различных аварийных ситуациях, в том числе при нулевой скорости и нулевой высоте полета.


    Концепция УБС предполагает наличие на Як-130 различного вооружения и возможности моделирования боевого применения разного типа самолетов. Самолет имеет 8 узлов подвески, расположенных под крылом, и один узел подвески под фюзеляжем. Это позволяет самолету нести до 3000 кг. полезной боевой нагрузки, включающей различные ракеты, бомбы и контейнеры с различным оборудованием. Предусматривается вариант, по которому Як-130 может быть оснащен системой дозаправки топливом в воздухе.

    Серийный выпуск Як-130 планируется развернуть на 2-х авиазаводах – в Иркутске и в Нижнем Новгороде. В настоящее время сообщения о числе заказанных самолетов постоянно меняются, считается, что к 2015 году ВВС России должны получить более 60 самолетов данного типа для обеспечения первоочередных потребностей в подготовке военных пилотов. Со временем данные машины должны будут полностью заменить парк устаревших учебно-боевых самолетов L-39, по приблизительным оценкам это должно будет произойти в течение 10-13 ближайших лет. Именно Як-130 станет основой российской учебно-боевой авиации. На декабрь 2012 года в составе ВВС России находится 26 самолетов данного типа.


    Новый самолет получился существенно дороже и тяжелее предыдущего L-39, но приобрел при этом совершенно новые качества, которые позволяют применять машину не только в роли летающей «учебной парты», но и в роли легкого штурмовика, истребителя-бомбардировщика, разведчика и самолета РЭБ. Во всех этих случаях требуется внесение изменений на уровне 15% от базовой модели. Прорабатывается также вариант создания на базе Як-130 семейства перспективных ударных беспилотных летательных аппаратов «Прорыв», в этом случае объем переработки составит уже 60%.

    Тактико-технические характеристики Як-130:

    Размеры: размах крыла – 9,84 м., длина истребителя – 11,49 м., высота – 4,76 м.
    Масса самолета нормальная взлетная – 7 230 кг., максимальная взлетная – 10 290 кг.
    Запас топлива – 1700 л.
    Тип двигателя – 2 ТРДД АИ-222-25, тяга – 2х2500 кгс

    Практическая дальность – 1 600 км., с ПТБ – 2300 км.
    Практический потолок – 12 500 м.
    Экипаж – 2 человека.

    Итальянский УБС M-346

    Ближайшим иностранным аналогом, практически братом российского самолета является итальянский M-346, который изначально разрабатывался совместно ОКБ им. Яковлева и итальянской компанией L’Alenia Aermacchi. На завершающем этапе проекта у сторон появились неразрешимые разногласия, и они остановили совместную разработку. В итоге каждая из 2-х фирм получила полную техническую документацию на базовую версию будущего самолета (планер). После этого были выпущены собственные модели УБС. При этом за итальянским УБС M-346 сохранились права на маркетинг и дистрибуцию по всему миру за исключением СНГ, включая и Россию. Рынок стран СНГ полностью отдан российскому Як-130.


    Самолет был впервые представлен публике на авиасалоне Фарнборо в июле 2008 года. Использование в конструкции самолета титана и композитных материалов позволило снизить его массу примерно на 700 кг. по сравнению с исходным прототипом Як-130Д, что положительным образом отразилось на характеристиках самолета.

    Заметно, что итальянский учебно-боевой самолет сохранил сходную с Як-130Д (демонстратор) хвостовую часть, а также вертикальный аэродинамический гребень в месте стыка наплыва и крыла. В то же время у него изменилась форма носового конуса, появилась штанга для заправки топливом в воздухе, совсем по-другому убирается шасси. В настоящее время данный самолет активно продвигается на рынке. Наиболее крупный контракт на данный момент заключен с Израилем. В феврале 2012 года ВВС Израиля приобрели 30 самолетов M-346 «Мастер», сумма сделки составила 1 млрд. долларов. Предполагается, что первые УБС будут поставлены в страну в 2014 году. Примечательно, что Як-130 и M-346 соперничают с собой в контрактах на поставку УБС для ВВС Филиппин и Малайзии.

    Тактико-технические характеристики M-346:

    Размеры: размах крыла – 9,72 м., длина истребителя – 11,49 м., высота – 4,76 м.
    Площадь крыла – 23,52 кв. м.
    Масса самолета нормальная взлетная – 6 700 кг., максимальная взлетная – 9 500 кг.
    Запас топлива – 1950 л.
    Тип двигателя – 2 ТРД ITEC (Honeywell) F124-GA-200, тяга – 2х2835 кгс.
    Максимальная скорость у земли – 1060 км/ч.
    Практическая дальность – 2 000 км.
    Практический потолок – 13 700 м.
    Экипаж – 2 человека.
    Вооружение: точек подвески 9, максимальная нагрузка – 3 000 кг.

    Китайский УБС L-15

    Еще одним близким по духу самолетом, практически родственником, является китайский многоцелевой учебно-боевой самолет L-15, созданный компанией HAIG в Наньчане при непосредственном консультировании ОБК им. Яковлева. В отличие от Як-130 и его итальянского аналога M-346 китайский L-15 является сверхзвуковым самолетом учебно-боевой подготовки. Он предназначен для обучения пилотов, летающих на истребителях J-10 и J-11. Возможность полетов на сверхзвуке предопределила наличие двигателя с форсажной камерой. Благодаря этой особенности самолет, особенно в его задней части, существенно отличается от Як-130 и M-346, по этой же причине у самолетов разное хвостовое оперение. Хотя на виде сбоку L-15 мало чем отличается от российского и итальянского самолетов.


    В качестве основой силовой установки китайских L-15 предполагается применять 2 форсажных двигателя АИ-222-25Ф, которые разрабатываются украинским ЗМКБ «Прогресс» им. Ивченко на базе существующего двигателя АИ-222-25, который используется на российском Як-130. L-15 оснащен цифровой ЭДСУ и имеет современную авионику. В отличие от своих российских и итальянских братьев он оснащен встроенной 23-мм пушкой. На внешних подвесках самолет может нести вооружение различных классов как управляемое, так и неуправляемое. Свой первый полет самолет совершил 13 марта 2006 года.

    Конструкция УБС на 25% состоит из углеродных композиционных материалов, в том числе его хвостовое оперение, а также закрылки. Предполагаемый срок эксплуатации машины составляет 10 000 летных часов или около 30 лет. В 2010 году была представлена версия с форсированными дваигтелями АИ-222-25Ф. Новая версия носит название L-15 Lift. Благодаря модернизации маневренность самолета была доведена до маневренности истребителей, относящихся к 3-му поколению. При этом по скороподъемности L-15 Lift не уступает французскому Mirage 2000 и американскому F-16. В настоящее время самолет участвует в тендере ВВС КНР на учебно-боевой самолет нового поколения.

    Тактико-технические характеристики L-15 Lift:

    Размеры: размах крыла – 9,48 м., длина истребителя – 12,27 м., высота – 4,81 м.
    Масса самолета нормальная взлетная – 6 500 кг., максимальная взлетная – 9 500 кг.
    Тип двигателя – 2 ТРДД АИ-222-25Ф, тяга – 2х2500 кгс., на форсаже 2х4200кгс.
    Максимальная скорость – 1715 км/ч (1,6М).
    Боевой радиус – 550 км.
    Перегоночная дальность – 3 100 км.
    Практический потолок – 16 500 м.
    Экипаж – 2 человека.
    Вооружение: 23-мм автоматическая пушка, 6 точек подвески, максимальная нагрузка – 3 000 кг.

    Источники информации:
    -http://pkk-avia.livejournal.com/45401.html
    -http://www.irkut.com/ru/services/projects/yak130
    -http://igor113.livejournal.com/53057.html
    -http://ru.wikipedia.org



    
    Top