Презентация на тему: "Развитие творческих способностей у детей". Презентация на тему: "Развитие творческих способностей детей через различные виды деятельности" Методы развития творческих способностей детей
МАДОУ «Детский сад № 56», г. Березники, Пермский край
Презентация
«Развитие творческих способностей дошкольников
посредством театрал изованной деятельности »
Подготовила: Атаманова Татьяна Николаевна, воспитатель высшей квалификационной категории
2016 год
Театр, словно чародей - волшебник,
Своею палочкой волшебной проведя,
И вот ребёнок, скромный и застенчивый,
Сегодня вдруг играет короля
Театрализованная деятельность
Театрализованная деятельность – это востребованный и очень важный вид детского творчества. Занятия театрализованной деятельностью имеют игровую природу, поэтому они способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки. Театрализованная деятельность является уникальным по комплексности воздействия средством развития нравственных, физических, интеллектуальных, эстетических, коммуникативных качеств дошкольника.
Театрализованная деятельность многогранна, осуществляется в различных формах:
театрализованные представления, спектакли,
утренники с элементами театрализации,
но чаще в ДОУ применяются театрализованные игры.
Преимущества театрализованной игры:
- не требует обязательного присутствия зрителя;
- не всегда предполагает четкий сценарий, атрибутики (костюмы, декорации и т.п.),
- достаточно внешнего, условного подражания, следования определенной роли, сюжету.
Театрализованная игра
Театрализованная игра - разыгрывание в ролях
определенного литературного произведения,
отображение с помощью выразительных способов (интонации, мимики, жестов) конкретных образов.
Театрализованные игры
- способствуют развитию проявлений детской любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия;
- развивают образное ассоциативное мышление, способность к импровизации;
- совершенствуют настойчивость, целеустремленность, трудолюбие, что способствует формированию у дошкольников волевых черт характера (М. Кудейко)
Театрализованные игры делятся:
драматизации и режиссерские
Игра - драматизация
В играх-драматизациях ребенок,
исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ
с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности
Виды драматизации:
- игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей;
- ролевые диалоги на основе текста;
- инсценировки произведений;
- постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;
- игры-импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки
Режиссерская игра
В режиссерской игре «артистами»
являются игрушки или их заместители.
Ребенок, организует деятельность
как «сценарист и режиссер»,
управляет «артистами», озвучивая героев
и комментируя разные средства
вербальной выразительности.
Классификация режиссерских игр
в соответствии с разнообразием театров:
- Настольный театр игрушек
- Настольный театр картинок
- Фланелеграф
- Теневой театр
- Театр кукол Бибабо
- Пальчиковый театр
- Театр марионеток
Театральная азбука
Авансцена – пространство сцены между занавесом и зрительным залом
Акт (Действие) – отдельная часть сценического произведения
Актер – исполнитель ролей в театральных представлениях
Антракт – перерыв между действиями спектакля
Аплодисменты – одобрительные хлопки зрителей, форма выражения приветствия или благодарности артистам и создателям спектакля
Афиша –объявление о представлении
Грим – подкрашивание лица, искусство придания лицу(поредством специальных красок, наклеивания усов, бороды и т. д.) внешности, необходимой актеру для данной роли
Декорация – устанавливаемое на сцене живописное или архитектурное изображение места и обстановки театрального действия
Диалог – разговор между двумя или несколькими актерами
Жест – движения рук, головы, передающие чувства и мысли
Создание развивающей среды
по театрализованной деятельности
(из опыта работы)
Куклы - Кувадки,
выполнены родителями
Театр кукол Бибабо,
выполнен родителями
Театр игрушек к сказке
«Золотой ключик»
Театр игрушек
к сказке «Зимовье зверей»
Настольный театр
к сказке « Репка»
Настольный театр
к сказке «Волк и семеро козлят»
Настольный театр
к сказке « Гуси – лебеди»
Театр Аппликация к сказке «Рукавичка», выполнен детьми
Театр Оригами к сказке «Теремок»
на втулках от туалетной бумаги,
выполнен детьми
Фланелеграф к сказке
«Петушок и бобовое зернышко»
Фланелеграф
к сказке «Бычок – смоляной бочок»
Фланелеграф к сказке
«Красная шапочка»
Фланелеграф к сказке «Лисичка –сестричка и серый волк»
Афиша и теневой театр к
«Сказке о глупом мышонке»
Афиша к сказке «Колобок»
Теневой театр
«Заюшкина избушка»
Пальчиковый театр к сказке
«Красная Шапочка»
Пальчиковый театр
к сказке «Золушка»
Пальчиковый театр
к сказкам «Животные»
Афиша к сказке
«Заюшкина избушка»
Живая картина к сказке «Колобок», выполнена родителями
Афиши к сказке «Теремок», выполнены детьми
Театр к сказке «Репка»,
из бросового материала, выполнен родителями
Театр на прищепках «Смешарики»
Театр на перчатках
Театр кукол - марионеток
Театр на магнитах к сказке «Колобок»
Театр картинок на пакетах
к сказке «Заюшкина избушка»
Театр «Королевство Математики»
Афиша к экологической сказке «Лесная история»,
выполнена детьми
Театр на тарелочках
к сказке «Снежная Королева»
Театр на тарелочках
к сказке «Дюймовочка»
Маски – шапочки к сказкам,
выполнены родителями
Маски – шапочки «Африка»,
выполнены детьми
Книжки – малышки к сказкам,
выполнены родителями
Книжки - сказки
Подарочная коробка – панорамка
к сказке «Золушка»
Настольно–печатные игры
к сказкам
Литература
Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников: Кн. для воспитателя дет. сада / Л.В. Артемова – М.: Просвещение, 2007. – 132 с.
Сорокина Н. Ф. Играем в кукольный театр: Пособие для воспитателей, педагогов дошкольного образования и музыкальных руководителей детских садов. - М.: АРКТИ, 2001. - 160 с.
Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников детских садов. - М.: Сфера, 2001. - 128 с.
Петрова Т. И., Сергеева Е. Л., Петрова Е. С. Театрализованные игры в детском саду. - М.: “Школьная Пресса”, 2000. - 128 с.
Мои детки очень любят рисовать. А если мы рисуем необычным способом, то это их приводит просто в восторг. Мы очень часто рисуем ладошками. Рисование ладошками -это еще один из способов изображения окружающего мира. Рисовать с детьми ладошками я начинаю с раннего возраста. Они еще не умеют рисовать кисточкой и ладошка или пальчик самый оптимальный способ для маленького ребенка. Краску для малышей нужно наливать в плоское блюдце, чтобы ребенок мог легко обмакивать ладошки. С 5-ти летнего возраста дети ладошку уже могут раскрашивать кисточкой. На таких занятиях дети знакомятся со свойствами красок, с цветом, развивают художественный вкус, пространственное воображение. В процессе рисования ладошками происходит развитие мелкой моторики, сенсорики, цветовосприятие. С помощью ладошек можно создавать любые абстракции, рисовать сюжетные картинки. Переворачивая ладошку по разному, можно дорисовывать разные детали и воплощать любые задумки, наслаждаясь цветом. Хочу представить вашему вниманию работы детей подготовительной группы нарисованные ладошкой.
Цели моей работы: - Развитие творческих способностей детей и их сплоченного коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпимости и взаимопомощи; -Познакомить и увлечь детей разнообразием материалов для творчества; - воспитание любви и уважения к своему труду и труду взрослого человека, любви к родному краю и себе.
Основные задачи: 1. Развивать эстетическое восприятие (учить видеть разнообразие и красоту формы предметов, сочетание цветов) 2. Развивать образное мышление (можно выделить наглядно- действенное, наглядно-образное, логическое мышление и его свойства: анализ, синтез, умение сравнивать) 3. Развивать воображение, без которого невозможна ни одна художественно-творческая деятельность и которое развивается на основе воспринимаемых образов. 4. Формировать эмоциональное отношение к предметам эстетического характера. Эмоциональное отношение к художественной деятельности важный фактор формирования у детей творческих способностей и эстетического воспитания. 5. Развивать мелкую моторику рук, координации движений. 6. Воспитывать самостоятельность, целеустремленность, волевые качества.
Актуальность моей работы заключается в том, что она предоставляет возможность осуществлять индивидуальный подход к каждому ребёнку, раскрывать его личностные задатки, прививать любовь к народному творчеству, развивать художественно-эстетический вкус. Новизна заключается в «погружении» в мир поделок: занятия состоят из теории, а на завершающем этапе – изготовлении изделия.
Принципы работы: - цикличность. Этот принцип помог мне правильно спланировать работу. -Систематичность и последовательность. Такие принципы помогли построить циклы по определённой последовательности. - Принцип гуманизации педагогического процесса, в основе которого лежит убеждённость в возможностях каждого ребёнка. - Принцип индивидуализации развития. - Принцип координации подходов к обучению и воспитанию в условиях детского сада и семьи.
Сотрудничество с семьей строим по следующим направлениям: вовлечение семьи в образовательный процесс, организованный дошкольным учреждением. При работе в данном направлении использую различные приемы и формы: дни открытых дверей; организация выставок - конкурсов, поделки для которых изготавливаются совместно родителями и детьми; привлекаем их к участию в праздниках, театральных спектаклях, к изготовлению костюмов. Все это помогает сделать их своими союзниками и единомышленниками в деле воспитания детей. повышение психолого-педагогической культуры родителей осуществляется через родительские собрания и конференции, консультации. Оформляю папки - передвижки, выпускают информационные листы для родителей. обеспечение единства воздействий детского сада и семьи в вопросах художественно-эстетическом развитии воспитанников;
Ожидаемые результаты - учебно – познавательного интерес к декоративно – прикладному творчеству, как одному из видов изобразительного искусства; - чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мультикультурной картиной современного мира; - навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ; - ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности; - способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности; - заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию. - выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ. Решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий
Оценка планируемых результатов освоения программы Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через участие их в выставках, конкурсах, фестивалях, массовых мероприятиях Выставочная деятельность является важным итоговым этапом занятий Выставки могут быть: однодневные - проводится в конце каждого задания с целью обсуждения; постоянные - проводятся в помещении, где работают дети; тематические - по итогом изучения разделов, тем; итоговые – в конце года организуется выставка практических работ учащихся, организуется обсуждение выставки с участием педагогов, родителей, гостей.
«Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок». Сухомлинский В.А.
Творческие способности – это индивидуальные особенности качеств человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. В.Т. Кудрявцев и В. Синельников выделили следующие универсальные креативные способности: 1. Реализм воображения – образное схватывание некоторой существенной, общей тенденции или закономерности развития целостного объекта, до того, как человек имеет о ней четкое понятие и может вписать её в систему строгих логических категорий. 2. Умение видеть целое раньше частей. 3. Надситуативно – преобразовательный характер творческих решений – способность при решении проблемы не просто выбирать из навязанных извне альтернатив, а самостоятельно создавать альтернативу. 4. Экспериментирование - способность сознательно и целенаправленно создавать условия, в которых предметы наиболее выпукло обнаруживают свою скрытую в обычных ситуациях сущность, а также способность проследить и проанализировать особенности "поведения" предметов в этих условиях.
Творческие способности – это индивидуальные особенности качеств человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. Основные направления развития творческих способностей в дошкольном возрасте: 1) Развитие продуктивного творческого воображения, которое характеризуется такими качествами, как богатство продуцируемых образов и направленность. 2) Развитие качеств мышления, которые формируют креативность.
Воображение – это умение конструировать в уме что- либо новое, выходящее за пределы ранее воспринятого, из элементов жизненного опыта (впечатлений, представлений, знаний, переживаний) посредством новых их сочетаний и соотношений. Различают несколько видов воображения: 1. Воссоздающее - это представление образов по заранее составленному описанию, например при чтении книг, стихов, нот, чертежей, математических знаков. Иначе этот вид воображения называют репродуктивным, воспроизводящим, вспоминающим. 2. Творческое - это самостоятельное создание новых образов по собственному замыслу. Дети это называют "из головы". 3. Неуправляемое - это то, что называют "буйной фантазией", несуразностью, набором несвязанных нелепиц.
Приемы творческого воображения: Склеивание (агглютинация)- детям предлагается, соединяя элементы различных животных, составить из них живое существо с новыми необычными свойствами; Аналогии- разнообразные предметы, не имеющие строго заданной формы (облака, каракули) которые ассоциируются с со сходными реальными предметами; Преувеличение и преуменьшение- рассказ о каком-то событии, с преувеличением одного и преуменьшением другого; Акцентирование- умение подметить и выделить главное; Типизация (в художественном творчестве)сходных предметов - определить типичные по какому-либо признаку;
Дивергентный способ мышления лежит в основе творческого мышления, которое характеризуется следующими основными особенностями (Гилфорд): 1. Быстрота - способность высказывать максимальное количество идей (в данном случае важно не их качество, а их количество). 2. Гибкость - способность высказывать широкое многообразие идей. 3. Оригинальность - способность порождать новые нестандартные идеи (это может проявляться в ответах, решениях, несовпадающих с общепринятыми). 4. Законченность - способность совершенствовать свой "продукт" или придавать ему законченный вид.
Качества, формирующие креативность: Ассоциативность - способность видеть связь и сходные черты в предметах и явлениях, на первый взгляд не сопоставимых; Диалектичность- способность видеть в любых системах противоречия, мешающие их развитию; умение устранять эти противоречия, решать; Системность- способность видеть предмет или явление как целостную систему;
Педагогические задачи по развитию качеств, формирующих креативность: Педагогические задачи по развитию ассоциативности мышления в дошкольном возрасте: 1. Развитие умения находить связи и сходные черты в предметах и явлениях. Педагогические задачи по формированию диалектичности мышления в дошкольном возрасте: 1. Развитие умения находить противоречия в любом предмете и явлении. 2. Выработка умения четко формулировать выявленные противоречия. 3. Формировать умения разрешать противоречия. Педагогические задачи по развитию системности мышления в дошкольном возрасте: 1. Формирование умения рассматривать любой предмет или явление как систему, развивающуюся во времени. 2. Развитие умения определять функции предметов с учетом того, что любой предмет многофункционален.
Основные условия успешного развития творческих способностей: Представление ребенку свободы в выборе деятельности; Создание обстановки, опережающей развитие детей; Умная, доброжелательная помощь взрослых; Комфортная психологическая обстановка, поощрение взрослыми; Самостоятельное решение ребенком задач без предварительного обучения; Раннее физическое и интеллектуальное развитие детей;
Методики раннего развития: 1. Система Монтессори – «Помоги мне сделать это самому». -доверие к ребенку и уважении к его желаниям и потребностям; -погружение в определенную среду, организованную по жестким правилам, --дидактический материал - «золотой материал» Монтессори: рамки-вкладыши, пирамидки, игры-шнуровки. 2. Метод Никитиных – «Завтра будет поздно!» не ограничивать развитие ребенка никакими предписаниями или «графиками»; все, что малыш может делать самостоятельно, он должен делать именно так. Не подсказывайте раньше времени, не кидайтесь на помощь при естественных затруднениях (например, в игре). необходимо сочетание умственного и физического развития. важнейшую роль играет совместная деятельность: общая работа, помощь по хозяйству родителям и т.п. Это одновременно и общение с ними, и способ освоить необходимые для жизни навыки. лучший стимул – похвала. Не скупитесь на слова одобрения, когда что-то получилось. На неудачах не стоит акцентировать внимание. 3. Развитие по Глену Доману – «Вырастить гения». - занятия с ребенком проходят в форме демонстрации ему определенных - - карточек, на которых содержатся «биты знаний»; - родители – лучшие учителя для своего ребенка.
Методы и приемы развития творческих способностей: - методы работы в условиях сенсорной комнаты, где специальное техническое оборудование стимулирует развитие ведущих анализаторов – слуховой, зрительный, обонятельный, тактильный; создает световые, звуковые, тактильные эффекты для работы с различными игровыми и визуальными образами;
Методы и приемы развития творческих способностей: Сказкотерапия - метод работы с метафорой, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром;
Технология работы с песком (песочная терапия), где основной акцент делается на творческом самовыражении ребенка, благодаря которому на бессознательно- символическом уровне происходят отреагирование внутреннего напряжения и поиск путей развития, работа с образами личного и коллективного бессознательного. Методы и приемы развития творческих способностей:
Основные направления работы психолога ДОУ по развитию творческих способностей детей: 1)Диагностика творческих способностей (Методики диагностики универсальных творческих способностей для детей 4-5 лет (авторы: В. Синельников, В. Кудрявцев); 2)Проведение тренинговых занятий для дошкольников, направленных на развитие творческого воображения и мышления; 3)Проведение обучающих занятий для педагогов ДОУ, направленных на развитие креативности самих педагогов и методам и приемам развития творческих; 4)Обеспечение взаимодействия с семьей по вопросам развития личности ребенка;
Комплекс мероприятий в ДОУ, направленных на развитие творческих способностей детей: Введение в программу дошкольного воспитания занятий, направленных на развитие творческого воображения и мышления; Включение в программы занятий по ИЗО, музыке, развитию речи, художественной литературе заданий творческого характера; Управление взрослыми детской предметной и сюжетно-ролевой игрой с целью развития воображения детей; Использование специальных игр, развивающих творческие способности детей; Работа с родителями
1 из 19
Презентация - Развитие творческих способностей дошкольников
Текст этой презентации
МБОУ СОШ № 6
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРОДУКТИВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(из опыта работы групп дошкольного образования) Смирнова Елена Владимировна, методист дошкольного образования
2015 год
МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №6 им. Героя Советского Союза А.В. Попова" г. Великие Луки
ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ –ФУНДАМЕНТ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА
Обществу нужны личности инициативные, способные нестандартно мыслить, готовые к активности творческого характера,
создающие креативные продукты своей деятельности.
ПРОДУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Способность нестандартно мыслить; Готовность к активности творческого характера; Развитие инициативы, любознательности, находчивости;
Креативные продукты деятельности; Эстетическое и позитивное отношение к миру.
ЭТАПЫ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА
Формирование замысла Осуществление идеи 3. Анализ творческой работы
УСЛОВИЯ, МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА
Предметно- пространственная развивающая среда
2. Игровой сюжет НОД
3. Создание ситуации успеха
4. Готовые творческие задания 5. Создание ситуации творческого поиска
6. Создание атмосферы вдохновения
7. Выбор художественных материалов и техник
8. Разнообразие пережитого опыта
Направления развития познавательных интересов:
а/ постепенное обогащение опыта ребенка, насыщение опыта новыми знаниями о различных областях деятельности;
б/ постепенное расширение и углубление познавательных интересов внутри одной и той же сферы действительности.
9. Позитивное отношение к творчеству ребенка
Радость знания;
Радость открытия;
Радость творчества;
Удовлетворенность похвалой 10. Воспитатель –творческая личность!
Цель: развивать творческие способности детей в продуктивной деятельности
Задачи
Совершенствовать и углублять изобразительные навыки
Способствовать раскрытию творческого потенциала ребёнка, используя в работе различные техники
Обучать приёмам нетрадиционным способам техники с использованием различных материалов
Развивать мелкую моторику рук и тактильное восприятие
Подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей действительности
Воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества
Формировать эстетическое отношение к окружающему. Воспитывать художественный вкус
НАПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМЫ - с детьми (совместная и самостоятельная деятельность); - с педагогами (консультации, мастер-классы, практикумы) - с родителями (выставки, конкурсы, «дни открытых дверей», совместные мероприятия)
КРУЖКИ
«Лепилки-мастерилки» (воспитатель Царева Т.С.)
«Озорной карандащ» (воспитатель Иванова С.И.)
«Радуга красок» (воспитатель Иванова С.И.)
Изо-студия «Капелька»
(учитель ИЗО Смирнова Р.В.)
КОМПОНЕНТЫ СИСТЕМЫ
а/ выбор тематики;
б/ обучение техникам;
в/ стимулирование самостоятельности и проявлений творчества
Творческая деятельность
АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ
Обучающая деятельность
Познавательная
деятельность