Пояснительная записка к уроку ИЗО . Древние образы в современных народных игрушках. Урок по изобразительному искусству на тему "Древние образы в современных народных игрушках"(5 класс) Урок древние образы в современных народных игрушках

Тема: « Древние образы в современных народных игрушках».

Цель урока: закрепление и совершенствование знаний, умений и навыков, познакомить учащихся с русским народным орнаментом, с его элементами; показать значение символики и колорита.

Вид урока: урок открытия нового знания (декоративная роспись с использованием солярных знаков).

Тип урока: комбинированный, с использованием ИКТ.

Форма урока: на уроке используется индивидуальная, парная и групповая работа, сообщения учащихся.

Задачи:

Образовательная : закрепить знания геометрического орнамента на глиняных игрушках; способствовать эстетическому воспитанию школьников средствами народного искусства; формировать умения и навыки учащихся при использовании различных художественных материалов;

Развивающая: Развитие у детей творческого воображения, фантазии, умения понимать и ценить прекрасное; использование в собственной художественной деятельности различные материалы графики для создания символических образов: солярные знаки, древо жизни, образ матери - земли и др, развивать эстетический и художественный вкус, творческую активность и мышление учащихся;

Воспитательная : воспитывать художественно - образное мышление, интерес к русскому народному творчеству; приобщение учащихся к истокам мировой и национальной культуры через расширение и углубление знаний и представлений о прекрасном, через изображение декоративной символики как обозначении жизненно важных для человека смыслов,

Планируемые достижения:

Предметные: ученик научится осознанно понимать условно - символический характер народного декоративного искусства; самостоятельно определять характерные качества знаков и символов в искусстве; изображать знаки - символы, выполнять вариации орнаментальных композиций на основе традиционных росписей.

Личностные: у обучающегося будет сформирована мотивация к изучению данной темы для понимания орнаментальной символики славянского народа, в процессе рефлексии умение проводить самооценку;

Метапредметные(УУД):

Личностные: у обучающегося будет сформировано проявление эмоциональной отзывчивости на роль искусства в эстетическом и интеллектуальном развитии,

осмысленное эмоционально - ценностное восприятие визуальных образов –символов народного искусства для дальнейшего использования в учебно - познавательной деятельности знаково - символической формы.

Познавательные: научится выделять познавательные цели о характерных особенностях славянской символики, поиску информации в учебнике и средствах ИКТ, выбирать способы решения: поиск композиции; выбор графических материалов; знаково - символических изображений; анализировать объекты с целью выделения существенных признаков, составлять цельный образ из характерных элементов - символов.

Регулятивные: ученик научится определять проблему и правильную постановку учебной задачи; адекватно оценивать свои возможности самостоятельной деятельности, добывать новые знания.

Целеполагание: 1)будет уметь планировать свою учебно - познавательную и практическую деятельность;

2)будет иметь возможность прогнозировать и предвидеть конечный результат.

Коммуникативные: Научится развивать навыки сотрудничества, разрешения конфликта, принимать участие в работе парами и группами, получит возможность воспринимать различные точки зрения, с достаточной полнотой и ясностью выражать свои мысли, формулировать свою точку зрения и отстаивать ее, управлять поведением партнера.

Понятийный аппарат: солярные знаки, народные промыслы, орнамент

Оборудование:

Для учителя:

1. цветные иллюстрации с изображением дымковских, каргопольских и филимоновских игрушек.

2. таблицы с элементами узоров дымковской, каргопольской и филимоновской росписи.

3. мультимедийные презентации дымковских, каргопольских и филимоновских игрушек.

Для учащихся:

1. рисунки, иллюстрации с изображением глиняных игрушек

2. таблицы с элементами узоров дымковской, каргопольской и филимоновской росписи;

3. пластилин, гуашь, палитры, стаканчики непроливайки, салфетки, кисточки.

Литературный ряд:

Сообщения (о дымковской, каргопольской и филимоновской игрушках) учащихся выполненные дома (заранее)

Индивидуальная работа: во время самостоятельной практической работы учащихся учитель проводит показ и комментирование удачных и ошибочных моментов в детских работах, показывает и комментирует варианты исправления ошибок и композиционные приемы росписи.

Оценочное ориентирование : перед практической частью учитель озвучивает, какую оценку ученик может получить за правильно выполненную работу и что для этого необходимо.

Ход урока:

1.Самоопределение к деятельности. Орг. момент.

Вернисаж. На доске висят изображения игрушек.

Учащиеся входят в класс, обращают внимание на экспозицию из фотографий глиняных игрушек.

Учитель: - Здравствуйте ребята, садитесь.

(Учитель предлагает проверить свою подготовку к уроку и своего товарища по парте. Улыбнуться друг другу и тихо сесть.)

2. Актуализация знаний, мотивация.

Учитель: - Ребята, сегодня на уроке мы с вами продолжаем знакомство с народным декоративно - прикладным искусством. Но чтобы узнать тему нашего урока отгадайте загадку.

Читает загадку:

Завелась неведомая птица -

Всякий ей дивится:

Не поёт, не летает,

Вся горит и полыхает…

Это птица не простая,

Расписная, золотая.

Просто диво - безделушка,

А зовут её …(народная игрушка)

Учитель: - Что вы увидели на нашей выставке, входя в класс? (изображения глиняных игрушек)

Учитель: - Верно ребята! Но сначала скажите мне, пожалуйста, только ли для игры существуют игрушки?

Верно, не всегда игрушки были только игрушками. Раньше некоторые из игрушек считались оберегами. Что такое оберег? (Оберег - это предмет или символ, призванный защищать своего владельца и его дом от бед, приносить в дом счастье и достаток. )

Вот такими оберегами в старые времена были глиняные игрушки.

3. Постановка учебной задачи.

А сейчас, давайте попробуем сформулировать тему нашего сегодняшнего урока и запишем её.

(тема урока «Древние образы в современных народных игрушках»). (Слайд 1)

4. Решение учебной задачи.

Учитель: - Земля наша Русская испокон веков славилась своими добрыми мастерами, людьми которые создавали и создают своими руками сказочную красоту. (Слайд 2)

Сегодня мы познакомимся с народными промыслами глиняной игрушки, с традициями формы и росписи.(Слайд 3)

Перед вами на доске даны три варианта народной глиняной игрушки, это Дымковская, Филимоновская, Каргопольская игрушки. Расположите их в той последовательности, в которой я их назвала.

Чуть позже мы проверим, насколько правильно сделана работа. А сейчас давайте с некоторыми из них познакомимся поближе.

Еще на прошлом уроке мы разделили класс на три группы, и каждой группе было дано своё задание: подготовить сообщения о Дымковской, Каргопольской и Филимоновской игрушках.

Учитель: - Итак, начнём знакомиться с глиняными игрушками. Сначала мы послушаем рассказ первой группы о Дымковской игрушке. (Слайды 4-7)

Сообщение учащегося: «Дымковская игрушка».

Происхождение и история Дымковской игрушки неотделимы от древнего праздника Свистопляски, имеющего глубокие языческие корни. Этот праздник посвящался солнцу. Его участники свистели в глиняные игрушки (вызывали весеннее солнце) и перекидывались расписными глиняными шариками. Игрушку называют дымковской по месту происхождения. С высокого берега реки Вятки, на которой стоит город с этим же названием, видно заречную слободу Дымково. Вначале были свистульки. Из небольшого шарика с отверстиями свистулька превращалась то в уточку, то в петушка, то в конька... Если посмотреть на узор, он необычайно прост: кружочки, прямые и волнистые полоски, клеточки, пятна, точки. Зато краски яркие-яркие: малиновые, красные, зелёные, жёлтые, оранжевые, синие и даже золотые! (На каждой игрушке могло быть до 10-12 цветов одновременно.)

Учитель: - Первая группа рассказала о Дымковской игрушке.

Вторая группа расскажет нам о Филимоновской игрушке. (Слайды 8-11)

Сообщение учащегося: «Филимоновская игрушка».

Удивительно красивы и разнообразны глиняные игрушки из деревни Филимоново Тульской области. Кони, олени, бараны, петухи, всадники, барыни. Учёные считают, что происхождение глиняных игрушек связано с древними народными праздниками. В старинных летописях рассказывается, как в Древней Руси в праздники нард выходил на пляски и песнопения с фигурками, изображавшими людей и животных. Делают игрушки иссиня-чёрной местной глины «синики», которая после обжига становится светлой. Жёлтый, красный, зелёный - основные цвета, используемые в росписи. В наши дни в деревне Филимоново игрушки делают талантливые мастерицы, сохраняющие древние народные традиции. Они и лепят, и «обряжают» барынь, всадников, петухов, лисиц, в яркие красные кафтаны, покрывают диковинным полосатым узором. У каждой игрушки появляется свой характер, своя поступь, свой голос.
Учитель: - Вторая группа рассказала нам о Филимоновской игрушке. А дальше мы послушаем третью группу, которая готовила сообщение по Каргопольской игрушке.(Слайды 12-15)

Сообщение учащегося: «Каргопольская игрушка».

Эта игрушка из Архангельской области, из Каргополя и ближайших к нему деревень. Заповедная Каргопольская земля – хранительница древней культуры, знаменита зодчеством изрядным, многими художествами и ремёслами. Гончарству насчитывают аж четыре тысячи лет. А там, где гончарство, там обычно и игрушечный промысел заводится. Тематика Каргопольских игрушек заимствована из народной жизни. Мастера создают женские фигурки, дедов – лесовиков, пахарей, гармонистов. Неизменно среди игрушек встречаются медведь, другие звери, птицы. Полкан – сказочное чудовище, в котором соединились голова и руки человека с туловищем коня. Их белили, и по белому фону ярко расписывали красной, коричневой, синей, желтой, зеленой красками. В давние времена люди называли зверей своим братьями, складывали о них сказки, они же становились героями детской игрушки.

Учитель: - Мы выслушали третью группу, которая рассказала нам о Каргопольской игрушке.

Учитель: - Ребята, а теперь вернемся к началу урока, посмотрите на доску, правильно ли на доске расположены промыслы, если неправильно, то расположите их так, как необходимо.

Учитель: - Ребята вы хорошо подготовили теоретическую часть к уроку, а сейчас переходим к его практической части.(Слайд 16)

5. Самостоятельная работа с самопроверкой в классе.

Постановка задачи.

Учитель: - Давайте мы с вами представим себя мастерами по росписи народных глиняных игрушек (класс разделен на три группы: 1 группа - «Мастера Дымковских игрушек», 2 группа – «Мастера Филимоновских игрушек», 3 группа – «Мастера Каргопольских игрушек»). Перед вами стоят заготовки игрушек из пластилина, покрытые белой гуашью, а вы распишите их соответствующей росписью.

Во время практической работы учащихся, учитель делает целевые обходы:

1) контроль организации рабочего места;

2) контроль правильности выполнения приемов работы;

3) оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения;

4) контроль объема и качества выполненной работы.

Учитель следит за правильностью выполнения поставленной задачи, при необходимости помогает.

6. Оценка.

Обсуждение работ всех групп, выставленных на обзор. Проходим обсуждение, по результатам выставляются оценки.

Учитель: - Ребята вам понравились работы?

Учитель: - Как вы думаете, какая группа лучше справилась с заданием? Почему?

7. Подведение итога.

Учитель: - Вы все справились с заданием, и я вижу, что в общих чертах вы можете определить к какому искусству относятся предметы, какие элементы предположительно должны быть у Дымковской игрушки, Филимоновской и Каргопольской.

8. Рефлексия.

Как вы думаете, ребята, какой была сегодня цель нашего урока? (познакомиться с народной глиняной игрушкой; узнать с какой целью народные мастера использовали в орнаменте солярные знаки; сходство и различие в орнаменте).

А чтобы закрепить ваши знания, постараетесь ответить на вопросы:

1. Каковы общие черты глиняных игрушек?(ответы детей)

2. Характерные особенности Филимоновских игрушек?(ответы детей)

3. Характерные особенности Каргопольских игрушек?(ответы детей)

4. Характерные особенности Дымковских игрушек?(ответы детей)

Теперь, я думаю, что, посмотрев на игрушку, вы без труда отличите дымковскую игрушку от каргопольской, каргопольскую от филимоновской.

Учитель: - Какую оценку поставим за работу первой группе, почему? Какую оценку поставим второй группе, почему? Третьей группе, почему?

9. Домашнее задание

Всмотритесь в образы глиняных народных игрушек, найдите отличительные черты в форме и росписи игрушек. 1 ряд – изучи текст в учебнике страницы ряд – изучи текст в учебнике страницы 60, 64 3 ряд - изучи текст в учебнике страницы 60,65




Ее родина – Русский Север, Каргопольский район Архангельской области. Отличительные черты: Приземистые фигурки людей и животных Расписаны: в ярких или приглушенных тонах, они отличаются простыми и ясными узорами на поверхности фигурок наведены древние символы солнца – большие огненно- красные круги, кресты, кольца, а также мотивы зерен, хлебных колосьев и веточек растений.


Родилась она в Дымковской слободе, которая находилась неподалеку от города Вятки (ныне Киров) Отличительные черты: силуэт отличается плавностью и округлостью множество лепных деталей: косички, жгуты, воланы Украшение: - мастерицы белили фигурки мелом, разведенным на молоке - элементы орнамента: круги, овалы, клетки, полоски, точки - яркие цвета дополняют мягкими, приглушенными: голубым, розовым, оранжевым, коричневым

Магическая роль глиняной игрушки в глубокой древности. Традиционные древние образы (конь, птица, баба) в современных народных игрушках. Особенности цветового строя, основные декоративные элементы росписи филимоновской, дымковской, каргопольской игрушек.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Древние образы в современных народных игрушках.

Всмотритесь в образы глиняных народных игрушек, найдите отличительные черты в форме и росписи игрушек. 1 ряд – изучи текст в учебнике страницы 60 -63 2 ряд – изучи текст в учебнике страницы 60, 64 3 ряд - изучи текст в учебнике страницы 60,65

Народные промыслы Деревня Филимоново в Тульской области. Отличительные черты: - вытянутые пропорции - мягкие очертания форм - выглядят стройными, изящными - игрушки почти всегда со свистком Любимые цвета: Малиново-красный, желтый и изумрудно-зеленый Филимоновская игрушка

Народные промыслы Каргопольская игрушка Ее родина – Русский Север, Каргопольский район Архангельской области. Отличительные черты: Приземистые фигурки людей и животных Расписаны: в ярких или приглушенных тонах, они отличаются простыми и ясными узорами на поверхности фигурок наведены древние символы солнца – большие огненно-красные круги, кресты, кольца, а также мотивы зерен, хлебных колосьев и веточек растений.

Народные промыслы Дымковская игрушка Родилась она в Дымковской слободе, которая находилась неподалеку от города Вятки (ныне Киров) Отличительные черты: силуэт отличается плавностью и округлостью множество лепных деталей: косички, жгуты, воланы Украшение: - мастерицы белили фигурки мелом, разведенным на молоке - элементы орнамента: круги, овалы, клетки, полоски, точки - яркие цвета дополняют мягкими, приглушенными: голубым, розовым, оранжевым, коричневым

Приведи в соответствие: Филимоновская игрушка Каргопольская игрушка Дымковская игрушка 1 2 3

Домашнее задание Повторить стр. 60-66 Принести пластилин, стеки, дощечку для лепки, баночку, муку, белую гуашь, кисти


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация урока в 5 классе по учебнику Н.А. Горяевой "ДПИ в жизни человека".Урок №1. 2 четверть.Тема урока.Древние образы в современных народных игрушках..

Презентация к уроку в 5 классе 1урок, 2 четверть.Тема урока"Древние образы в современных народных игрушках".Эта презентация знакомит детей с игрушечных дел мастерами, с созданием филимоновской игрушк...


Проверка и помощь учащимся в подготовке к уроку.

Здравствуйте, ребята! Проверьте как организовано ваше рабочее место, всё лишнее уберите с парт.

Очень часто за событиями
И за суетой дней
Старину не вспоминаем,
Забываем мы о ней.
Хоть и более привычны
Нам полеты на Луну,
Вспомним давние обычаи,
Вспомним нашу старину.

Не случайно выставлены в классе произведения народного творчества. На сегодняшнем занятии мы закрепим знания о народных игрушках. Тема урока «Древние образы в современных народных игрушках»

Сегодня на уроке мы будем наблюдать, анализировать, думать и рассуждать. Знаю, что каждого ученика ждет успех. Улыбнитесь и пожелайте друг другу удачи.

Подготовка к творческой работе.

- . Сегодня на уроке мы будем путешествовать по народным игрушкам. А что такое путешествие?

- Кем бы вы хотели быть в путешествии?

(Продавцами, покупателями, мастерами народных игрушек.)

- И продавцам, и покупателям, и мастерам – всем им необходимо хорошо знать, чем отличаются друг от друга художественные промыслы, как украшаются изделия и какие особые приметы имеют украшающие их узоры.

Мы разделимся на группы по видам художественных изделий.

Сначала мы будем мастерами.

Мастера каждой группы изобразят изделия по мотивам народных игрушек.

Потом они представят свой товар на выставку, будут его расхваливать так, чтобы захотелось его купить.

А затем мастера-продавцы станут покупателями изделий других промыслов, хваля или критикуя их мастерство.
В классе работают группы:

Народная игрушка.

«Каргопольская» «Дымковская» «Филимоновская»
Задание мастерам групп:


  • выполнить эскизы и макеты изделий по мотивам промыслов;

  • подготовить их к выставке на нашем уроке;

  • прорекламировать свой товар и ответить на вопросы покупателей.

Есть одна удивительная профессия , которой люди посвящают всю свою жизнь,- это игрушечных дел мастера, или просто игрушечники.

В глубокой древности глиняные игрушки создавались не только для забавы – они были участниками древних обрядов (магии, волшебства). Им приписывали особую силу защищать людей от всякого зла. Яркий цвет и сильный свист означали магическую роль.

Рассмотри игрушки разных промыслов и постарайся найти то, что отличает их друг от друга.

Обрати внимание, что все глиняные игрушки имеют обобщенную форму, очень пластичны, а расписаны традиционным орнаментом. Древни знаки орнамента , которым покрыты игрушки, можно встретить и в вышивке, и в росписи, и в других произведениях народного искусства.

Мы рассмотрим сегодня три центра производства и росписи глиняных игрушек.

И помогут нам в этом разобраться наши мастера игрушечники.
Материал для учащихся

Дымковская игрушка - Эту игрушку называют “дымковской” по месту происхождения. С берега реки Вятки, на котором стоит г. Киров видно заречную слободу. Зимой топили печи, а летом часто стояли туманы. Слобода была будто в дымке. Так и назвали ёе – Дымково.

Отсюда и название игрушки. Её и сейчас ласково называют «дымкой». В начале были игрушки – свистульки.

Собирались люди на гуляние, весну встречать, зиму провожать. Засвистят, запоют на улице.

Так весну закликали

Уж ты пташечка,
Ты зеленая,
Ты слетай за сине море
Ты возьми ключи весенние
Замкни зиму –
Отомкни лето.

Вылепленную из глины игрушку обжигали в печи. Потом белили мелом, разведенном на молоке. А расписывали красками, растертыми на яичном желтке, таким узором: кружочки, прямые и волнистые линии, клеточки, пятна, точки. Краски яркие – яркие: желтый, синий, зеленый, красный, малиновый, черный.

Давайте на него посмотрим. (демонстрация слайда).
Что же этот узор означает?

Кружочки- солнышки – символ жизни. Точки, крестики – начало жизни – человека.

Квадратики с точками - засеянное поле. Квадратики - жилище Линии – покой, воду.

Много выдумки и фантазии у народных умельцев. Например, дымковский индюк, не индюк, а жар – птица.

Филимоновская игрушка - а теперь посмотрите вот на эту красоту. По местному преданию основателем деревни (еще во времена Ивана Грозного) был гончар Филимон. Отсюда и Филимоново. Значит, название игрушки, какое?

Чем эти игрушки отличаются от дымковских? Конечно, росписью, она очень смелая. А еще чем? Верно, у них удлиненные пропорции. У всех животных сильно вытянуты шеи. Коровы похожи на жирафов, медведи похожи на змей-Горынычей. Все дело в глине. Филимоновцы называют ее синикой за маслянисто-черный цвет и жирность. При лепке глина подсыхает, и игрушки быстро покрываются трещинками. Приходится постоянно заглаживать трещинки влажной рукой, невольно сужая и вытягивая туловище. После обжига игрушка становится бело-розовой. Тут и начинается роспись. Да не кистью, а гусиным пером. С кисточки краска к чистой глине не пристает.

Каким узором украшены филимоновские игрушки? Да, в основном это полоски. Нет строгой геометрической росписи. Это сочетание цветных полосок, точек, кругов, овалов, звездочек, треугольников. Детали росписи можно расшифровать. Круг- это солнце, треугольник-это земля, елочки и ростки - это символ растительности и жизни. Все узоры напоминают нам о связях человека и природы.

Обратите внимание, все игрушки-свистульки. А где же свисток? Верно, в хвосте зверей и птиц.

Расписывают такие игрушки анилиновыми красками , растертыми на яичном желтке. Используются три главных цвета: красный, желтый, синий. Иногда применяют фиолетовый и зеленый.

Каргопольская игрушка. Её родина- русский север. Каргопольский район Архангельской области.

Игрушки кажутся неуклюжими и тяжеловатыми. Большеголовые, с короткими руками и ногами, чуть сплющенным лицом, переходящим у мужиков в лопату. Конь – Полкан был один из самых любимых образов известной игрушечницы Ульяны Бабкиной.

Заметь, как красивы и необычны по цвету каргопольские игрушки. Расписанные в ярких или приглушённых тонах, они отличаются простыми и ясными узорами. На поверхности фигурок наведены древние символы солнца – большие огненно – красные круги, кресты, кольца, а также мотивы зерен хлебных колосьев и веточек растений.

Ребята, а давайте посмотрим, что объединяет все игрушки?

Конечно! Все они сделаны из глины.

А в чем различия?

Узоры

Форма

Работа с учебником (с 74.)

Внимательно рассмотрите роспись игрушек. Обратите внимание на основные элементы росписи, цвета, используемые мастерами разных промыслов

Ребята! А сейчас закройте глаза и представьте, что мы с вами не в классе, а в мастерской, и вы все не ученики, а мастера-художники. Посмотрите у вас на столах стоят игрушки, слепленные из глины, но прежде чем расписывать внимательно посмотрите на элементы узоров, характерные для этой игрушки, которую вы выбрали. Не забудьте о цветовой гамме.

Подумайте

Сколько цветов вы будете использовать для росписи выбранной игрушки?

Какие элементы росписи будете использовать?

Приступайте к работе

После выполнения учитель собирает работы для организации выставки, при этом дети читают стишки о каждой игрушке).
Почтеннейшие господа!

Посмотрите вы сюда!

Игрушки всякие на все манеры:

Вот и барышни и кавалеры.

У барынь алые щёки и губки,

Нарядные платья и тёплые шубки.
Красна девица в венце

У неё румянец на лице

Собой хороша,

Стоит не дыша!
Посмотрите, что за конь

Ручкой только его тронь

Он с тобою вместе

Ускачет вёрст за двести.

И с хвостом и с гривой

Вот какой красивый!
А вот стоит козёл

На стройных ногах

Вся краса у козла в рогах

Он качает головой

Посмотрите я какой!
Яша-дружок

Дует в рожок,

Сидит на спинке

У красивой свинке!
Индя-индя-индючок!

Ты похож на сундучок

Сундучок то не простой,

Красный, жёлтый, голубой!

Скажите себе «Я молодец, я думал, я старался, я делал открытия».

Благодарю за урок. Вы – молодцы!

Проверка и помощь учащимся в подготовке к уроку.

Здравствуйте, ребята! Проверьте как организовано ваше рабочее место, всё лишнее уберите с парт.

Очень часто за событиями
И за сутолокой дней
Старину не вспоминаем,
Забываем мы о ней.
Хоть и более привычны
Нам полеты на Луну,
Вспомним русские обычаи,
Вспомним нашу старину.

Не случайно выставлены в классе произведения народного творчества. На сегодняшнем занятии мы закрепим знания о народных игрушках и обобщим наши представления о народных традициях украшать свой быт и дарить радость другим людям. Тема урока «Древние образы в современных народных игрушках»

Сегодня на уроке мы будем наблюдать, анализировать, творить и рассуждать. Верю, что каждого ученика ждет успех. Улыбнитесь и пожелайте друг другу удачи.

Подготовка к творческой работе.

- . Сегодня на уроке мы проводим ярмарку народных игрушек. А что такое ярмарка?

- Кем бы вы хотели быть на ярмарке?

(Продавцами, покупателями, мастерами народных игрушек.)

- И продавцам, и покупателям, и мастерам – всем им необходимо хорошо знать, чем отличаются друг от друга художественные промыслы, как украшаются изделия и какие особые приметы имеют украшающие их узоры.

Мы разделимся на группы-артели по видам художественных промыслов.

Сначала мы будем мастерами артелей.

Мастера каждой артели изобразят изделия по мотивам народных игрушек.

Потом они представят свой товар на ярмарку, будут его расхваливать так, чтобы захотелось его купить.

А затем мастера-продавцы станут покупателями изделий других промыслов, хваля или критикуя их мастерство.

В классе работают артели:

Народная игрушка.

«Каргопольская» «Дымковская» «Филимоновская»

Задание мастерам артелей:

  • выполнить эскизы и макеты изделий по мотивам промыслов;
  • подготовить их к выставке на нашей ярмарке;
  • прорекламировать свой товар и ответить на вопросы покупателей .

Есть одна удивительная профессия, которой люди посвящают всю свою жизнь,- это игрушечных дел мастера, или просто игрушечники.

В глубокой древности глиняные игрушки создавались не ради забавы – они были участниками древних обрядов. Им приписывали особую силу оберегать людей от всякого зла. Яркий цвет и пронзительный свист играли магическую роль.

Рассмотри игрушки разных промыслов и постарайся найти то, что отличает их друг от друга.

Обрати внимание, что все глиняные игрушки имеют обобщенную форму, очень пластичны, а расписаны традиционным орнаментом. Древни знаки орнамента, которым покрыты игрушки, можно встретить и в вышивке, и в росписи, и в других произведениях народного искусства.

Мы рассмотрим сегодня три центра производства и росписи глиняных игрушек.

И помогут нам в этом разобраться наши мастера игрушечники.

Материал для учащихся

Дымковская игрушка - Эту игрушку называют “дымковской” по месту происхождения. С берега реки Вятки, на котором стоит г. Киров видно заречную слободу. Зимой топили печи, а летом часто стояли туманы. Слобода была будто в дымке. Так и назвали ёе – Дымково.

Отсюда и название игрушки. Её и сейчас ласково называют «дымкой». В начале были игрушки – свистульки.

Собирались люди на гуляние, весну встречать, зиму провожать. Засвистят, запоют на улице.

Так весну закликали

Уж ты пташечка,
Ты зеленая,
Ты слетай за сине море
Ты возьми ключи весенние
Замкни зиму –
Отомкни лето.

Вылепленную из глины игрушку обжигали в печи. Потом белили мелом, разведенном на молоке. А расписывали красками, растертыми на яичном желтке, таким узором: кружочки, прямые и волнистые линии, клеточки, пятна, точки. Краски яркие – яркие: желтый, синий, зеленый, красный, малиновый, черный.

Давайте на него посмотрим. (демонстрация слайда).

Что же этот узор означает?

Кружочки- солнышки – символ жизни. Точки, крестики – начало жизни – человека.

Квадратики с точками - засеянное поле. Квадратики - жилище Линии – покой, воду.

Много выдумки и фантазии у народных умельцев. Например, дымковский индюк, не индюк, а жар – птица.

Филимоновская игрушка - А теперь посмотрите вот на эту красоту. По местному преданию основателем деревни (еще во времена Ивана Грозного) был гончар Филимон. Отсюда и Филимоново. Значит, название игрушки, какое?

Чем эти игрушки отличаются от дымковских? Конечно, росписью, она очень смелая. А еще чем? Верно, у них удлиненные пропорции. У всех животных сильно вытянуты шеи. Коровы похожи на жирафов, медведи похожи на змей-Горынычей. Все дело в глине. Филимоновцы называют ее синикой за маслянисто-черный цвет и жирность. При лепке глина подсыхает, и игрушки быстро покрываются трещинками. Приходится постоянно заглаживать трещинки влажной рукой, невольно сужая и вытягивая туловище. После обжига игрушка становится бело-розовой. Тут и начинается роспись. Да не кистью, а гусиным пером. С кисточки краска к чистой глине не пристает.

Каким узором украшены филимоновские игрушки? Да, в основном это полоски. Нет строгой геометрической росписи. Это сочетание цветных полосок, точек, кругов, овалов, звездочек, треугольников. Детали росписи можно расшифровать. Круг- это солнце, треугольник-это земля, елочки и ростки - это символ растительности и жизни. Все узоры напоминают нам о связях человека и природы.

Обратите внимание, все игрушки-свистульки. А где же свисток? Верно, в хвосте зверей и птиц.

Расписывают такие игрушки анилиновыми красками, растертыми на яичном желтке. Используются три главных цвета: красный, желтый, синий. Иногда применяют фиолетовый и зеленый.

Каргопольская игрушка. Её родина- русский север. Каргопольский район Архангельской области.

Игрушки кажутся неуклюжими и тяжеловатыми. Большеголовые, с короткими руками и ногами, чуть сплющенным лицом, переходящим у мужиков в лопату. Конь – Полкан был один из самых любимых образов известной игрушечницы Ульяны Бабкиной.

Заметь, как красивы и необычны по цвету каргопольские игрушки. Расписанные в ярких или приглушённых тонах, они отличаются простыми и ясными узорами. На поверхности фигурок наведены древние символы солнца – большие огненно – красные круги, кресты, кольца, а также мотивы зерен хлебных колосьев и веточек растений.

Ребята, а давайте посмотрим, что объединяет все игрушки?

Правильно! Все они сделаны из глины.

А в чем различия?

Узоры

Форма

Работа с учебником (с 74.)

Внимательно рассмотрите роспись игрушек. Обратите внимание на основные элементы росписи, цвета, используемые мастерами разных промыслов

Расписать игрушку по мотивам одного из промыслов

Ребята! А сейчас закройте глаза и представьте, что мы с вами не в классе, а в мастерской, и вы все не ученики, а мастера-художники. Посмотрите у вас на столах стоят игрушки, слепленные из глины, но прежде чем расписывать внимательно посмотрите на элементы узоров, характерные для этой игрушки, которую вы выбрали. Не забудьте о цветовой гамме.

Подумайте

Сколько цветов вы будете использовать для росписи выбранной игрушки?

Какие?

Какие элементы росписи будете использовать?

Приступайте к работе (во время самостоятельной работы детей звучит музыка).

После выполнения учитель собирает работы для организации выставки, при этом дети читают стишки о каждой игрушке).

Почтеннейшие господа!

Посмотрите вы сюда!

Игрушки всякие на все манеры:

Вот и барышни и кавалеры.

У барынь алые щёки и губки,

Нарядные платья и тёплые шубки.

Красна девица в венце

У неё румянец на лице

Собой хороша,

Стоит не дыша!

Посмотрите, что за конь

Ручкой только его тронь

Он с тобою вместе

Ускачет вёрст за двести.

И с хвостом и с гривой

Вот какой красивый!

А вот стоит козёл

На стройных ногах

Вся краса у козла в рогах

Он качает головой

Посмотрите я какой!

Яша-дружок

Дует в рожок,

Сидит на спинке

У красивой свинке!

Индя-индя-индючок!

Ты похож на сундучок

Сундучок то не простой,

Красный, жёлтый, голубой!

Скажите себе «Я молодец, я думал, я старался, я делал открытия».

Благодарю за урок. Вы – молодцы!




Top