Глобальные проблемы человека в философии кратко. Глобальные проблемы современности и философия. Глобальные проблемы современных цивилизаций

Тема 15. Философия глобальных проблем

Каждая историческая эпоха, каждый этап развития человеческого общества имеют свою особенность, в то же время они неразрывно связаны как с прошлым, так и с будущим. В конце ХХ века человеческая цивилизация вступает в качественно новое состояние, одним из важнейших показателей которого является возникновение глобальных проблем.

Термин «глобальный» происходит от латинского «глобус», земной шар. Отсюда глобальными проблемами принято называть такие проблемы, которые имеют общечеловеческий характер и затрагивают не только интересы всего человечества в целом, но и отдельных людей практически в любой точке планеты. Глобальные проблемы подвели человечество к границам его бытия и заставили оглянуться назад, на пройденный путь. Сегодня требуется дать оценку целям, которые ставило перед собой человечество, а также внести необходимые коррективы в «траекторию» своего развития. Глобальные проблемы поставили человечество перед необходимостью изменить себя. Сейчас необходимо выработать такую глобальную систему ценностных ориентаций, которая была бы принята всем населением планеты. В 1992 г. в Рио-де-Жанейро состоялась конференция, на которой присутствовали главы правительств многих государств, которые приняли документы, где говорится, что ценности, которые предлагает Запад, ведут человечество к гибели.

Глобальные вопросы современности не могут быть решены без детальной проработки их философами и представителями конкретных наук. Специфика глобальных проблем заключается в том, что они требуют программно-целевой организации научных исследований.В настоящее время глобальные проблемы изучаются многими учеными – экологами, географами, социологами, политологами, экономистами и т.д. В 90-е годы ХХ века возникла новая область междисциплинарных исследований, получившая название глобалистики. Глобальные проблемы изучаются также философией в мировоззренческом, методологическом, социально-гуманитарном аспектах. Основу философского анализа глобальных проблем составляют результаты частных наук. Философия становится для представителей различных научных дисциплин связующим звеном, так как ориентирована в своем анализе на междисциплинарность.

Каждая эпоха рождает свою философию. Современная философия должна стать прежде всего философией выживания. Задача современной философии состоит в поиске таких ценностей и социальных систем, которые обеспечили бы выживание человечества. Новая философия призвана выработать модель решения глобальных проблем, помочь практической ориентации человека в современном мире в деле выживания цивилизации.



Новый импульс заключается в развитии прикладной философии, имеющей дело с практическими проблемами. Без философского видения всей ситуации в целом ни одна из глобальных проблем не может быть решена.

Специфика философского осмысления глобальных проблем состоит в следующем:

1) Философия, формируя новое мировоззрение, задает определенные ценностные установки, которые во многом определяют характер и направление человеческой деятельности.

2) Методологическая функция философии состоит в том, что она обосновывает частные теории, способствуя целостному видению мира.

3) Философия дает возможность рассматривать глобальные проблемы в конкретно-историческом контексте. Она показывает, в частности, что глобальные проблемы возникают во 2-й пол. ХХ столетия.

4) Философия позволяет увидеть не только причины возникновения глобальных проблем современности, но и выявить перспективы их развития, возможности решения.

Таким образом, к извечным философским проблемам бытия, познания, смысла жизни человека и т.д. современная эпоха добавила принципиально новую тему – сохранение жизни на Земле и выживание человечества.

Ключевые слова и термины:

Человечество, глобальные проблемы современности, предпосылки развития

человечества, будущее человечества.

Человек живет, погруженный в череду дней, в страсти и пристрастия, в водоворот будней, решая жизненные задачи, столь нелегкие в наше время. Его окружает быт, призывают учебные, служебные обязанности, собственные взлеты и падения, заботы о достатке, карьера и здоровье. Житейский здравый смысл зовет к тому, чтобы благоустроить собственную жизнь, вырастить детей, позаботиться о стариках. В обыденной жизни человек редко, а то и вовсе никогда не размышляет о том, что такое человечество и какое его ждет будущее.

Как известно, человечество складывается из различных рас, многочисленных народов и народностей, живущих в разных местах планеты, в несхожих, часто в совершенно не сравнимых природных условиях, развивающихся в раз точной социально-культурной среде. Эти разнообразные человеческие сообщества могут быть разделены огромными пространствами, иметь несовместимые взгляды на жизнь, категорически не понимать друг друга, находиться в ненависти и непримиримой вражде но при этом все они, вместе взятые, представляют собой нечто единое. Это нечто зовется человечеством.

Сегодня, на заре ХХI века, уже правомерно говорить о складывании единого человечества. В настоящее время, по сравнению с "доисторическими" временами (тысячелетия до нашей эры), людей стало на несколько порядков больше. Их количество на планете выросло с нескольких десятков миллионов до более шести миллиардов, и это число быстро увеличивается. Люди на Земле живут все плотнее и теснее, их контакты, взаимодействия возрастают, что усиливает единство и целостность человечества. Особо мощное воздействие оказали современные технические средства: железнодорожные пути, авиалинии, телефон, радио, телевидение, компьютерные сети и т.п. Если на заре человеческой истории люди перемещались в пределах десятков или сотен километров, и это требовало довольно длительного времени, то в наше время для множества людей практически доступны, досягаемы в течение считанных часов самые отдаленные точки планеты. Все эти факты говорят о единстве всех людей планеты, о действительном существовании такого субъекта, как человечество.

Все больше и больше в последнее время упоминаются слова и словосочетания: "современная цивилизация", "мировое хозяйство", "транснациональные компании", <Международный валютный фонд", "ноосфера", "Организация Объединенных Наций" и др. Все эти понятия подтверждают то, что человечество едино и всеобще.

Единство человечества, так или иначе, отражается в различных теоретических концепциях, моделях, описывающих его историю, характер развития. Но, это выглядит по - разному, в различных концепциях, порой даже противоречиво.

Немало современных западных философов пытаются доказать, что единства человечества не существует, и что даже нет такого термина. Так, например С. Чейз утверждал, что человечества нет как самостоятельной сущности: "Попробуй позвать: эй, человечество, сюда! И ни один Адам не откликнется на ваш призыв".

И все же нельзя не согласиться с тем, что единства не существует. Приведем пример, люди образуют единый вид, они едины по своему физическому облику, морфологическим признакам, генетическим характеристикам. Те или иные различия типа расовых признаков - это лишь варианты единого основания.

Такую же позицию принимал К. Маркс, но он большое значение в единении людей, придавал трудовой деятельности. У Маркса вся история человечества представлена как закономерная смена общественно-экономических формаций, движение от первобытнообщинной формации через рабовладельческую, феодальную, буржуазную к коммунистической.

О. Шпенглер, в отличие от К. Маркса, рассматривает историю человечества как развитие разнородных, обособленных культур (например, египетской, китайской, индийской). Каждая культура зарождается, достигает в своем развитии расцвета, а затем

переходит в стадию умирания, деградации.

Каждый подход - результат социологического размышления, где теоретики пытались проанализировать феномен "человечество".

Человечество, как мы выяснили едино, но в то же время многообразно и противоречиво. Сегодня оно переживает глубокий кризис. По-видимому, глубочайший из всех, что были в истории. Человечество находится на переломном этапе, ближних подступах к вступлению в новое историческое измерение. С напряжением всматриваются христианские богословы в ХХI в. от Рождества Христова. Умножаются грозные пророчества. Апокалипсические умонастроения выражаются на страницах печати. Трагические предсказания звучат и в многочисленных сектах. Все их устремления замешаны на идее грядущей катастрофы.

Один за другим становятся зловещие диагнозы, что мир находится на одной из последних ступеней духовной нищеты и деградации, что вот-вот обрушатся на головы людей невиданные ранее жестокие войны, губительные для земли, ураганы, землетрясения, что не меньше 90% землян будет испепелено, уничтожено и т.д. Наше время - решающее.

Люди рационального мышления, ученые, социологи полагают, что новый век несет в себе противоречивые возможности, как взлета, так и упадка. Они настаивают на том, что человечество вступает в многомерный мир и возникает новая неведомая модель мировой цивилизации. Политики и экономисты разных направлений все чаще приходят к выводу, что наступил кризис современной мировой цивилизации. охвативший природу. мировую экономику, политические отношения, культуру, и особенно человека.

Сегодняшний кризис обусловлен очевидными явлениями планетарного масштаба. Их можно легко сравнить с теми угрозами, что встречались человечеству в прошлом, чтобы увидеть безрадостную нынешнюю ситуацию новых опасностей. Сегодня ситуацию в мире можно охарактеризовать как близкую к критической и человечество не знает четких путей выхода из нее. Здесь мы говорим о глобальных проблемах современности, которые носят общечеловеческий характер и затрагивают интересы человечества, от решения которых зависит его будущее.

Основные проблемы:

загрязнения окружаю щей среды;

демографическая;

образования;

здравоохранения;

продовольственная;

проблема нового международного экономического порядка;

энергетических и сырьевых ресурсов;

проблема войны и мира.

Глобальные проблемы охватывают весь земной шар; причем не только его часть, где проживают люди, но и остальную его поверхность, недра, атмосферу и даже космическое пространство, попадающие в сферу деятельности человека.

Решение глобальных проблем - дело сложное, сегодня нет ответа на этот вопрос. Человечество пытается найти выходы из сложившейся ситуации - это проведение "зеленой политики>, развитие экологической этики, социальной экологии и т.д. Перед человечеством стоит очень трудная задача - обеспечить совместную эволюцию общества и природы.

Существует еще одна угроза, о которой меньше говорят, это кризис человеческой духовности. Практически все светские и религиозные, глобальные и региональные, древние и новые идеологии не могут сегодня доказательно ответить на актуальные проблемы эпохи, ни на вечные запросы духа. Нет сейчас надежных теорий и концепций, в рамках которых можно было бы более или менее определенно: охарактеризовать наше сегодня и тем более - завтра. Страх, тревога, беспокойство пронизывают все пласты человеческого существования. Нет свежего взгляда на мир. Существует лишь перелицовка старых, канонических положений, пришедших из прошлого. Динамика резких глобальных исторических сдвигов приводит к потере ориентации, краху святынь,

духовному опустошению.

Таковы угрозы. Они реальны. Их нельзя не заметить. Есть угрозы, но есть и надежды, на основании которых, человечество может выйти глобального кризиса.

Рассмотрим предпосылки дальнейшего развития человечества, которые блокируют угрозы существования людей в целом.

Развертывание информационной (компьютерной) биотехнологической революции. Создание на ее основе некой новой цивилизации и развертывание благополучного мирового сообщества в обозримом будущем.

Возможность утверждения как доминирующего типа мирового хозяйства смешанной, рыночной, социально-защищенной экономики с элементами конвергентного типа. Такая форма экономических отношений будет способствовать развитию хозяйства, нахождению, баланса между экономической эффективностью и социальной справедливостью.

Становление принципа ненасилия и демократического согласия во внешней и внутренней политике, в групповых и межличностных отношениях. Этика ненасилия становится одной из центральных моментов этической мысли. Термины "консенсус", "компромисс" все больше используются в политике.

Объединительные процессы духовной жизни, как в религиозном, так и в светском вариантах. Это сближение крайне необходимо для доброжелательного поиска взаимоприменяемых ценностей, так как наш мир многообразен и иным, быть не может.

Идущая межэтническая и межкультурная интеграция при сохранении уникальности каждого этноса и каждой Культуры. Широкие миграционные потоки ведут к взаимопроникновению культур; к расширению международных экономических и культурных контактов. В результате чего нарастает стремление землян к подлинному "братству".

Намечающиеся прорывы в духовной области и в сфере интеллектуального поиска. Идет поиск приемлемых контактов рационального и внерационального, научного и технического в освоении реальности. Это особенно важно для конструирования глобальной этики, универсальных нравственных принципов, укрепляющих все человечество.

Вот такие предпосылки возлагает человечество для преодоление сегодняшних затруднений. Сможет ли оно выжить в ХХI веке - зависит от самого человека и от достижений прогресса человечества. Сейчас мир находится на изломе, на перепутье. Он устремлен к новому глобальному порядку и поэтому необходим выбор дальнейшего пути развития.

Какое будущее ждет человечество? Прошлое уже свершилось, его можно переосмыслить. А будущее никем не запрограммировано. Оно открытая страница.

Вопросы для самоконтроля:

1) Что такое человечество? -

2) В чем состоит глобальный кризис наших дней?

З) В чем сущность и содержание глобальных проблем?

4) Попробуйте представить ХХI век. Каким он, по вашему мнению, будет и почему?

Тестовые вопросы по предмету "Основы философии"

1) Философия на русский язык переводится как:

А) любовь ко Вселенной; С) любовь к природе;

В) любовь к человеку; Г) любовь к мудрости.

2) Всеобщая, универсальная и единственная в своем роде способность существовать, которой обладает любая реальность называется;

А) материей С) развитием

В) движением; В) бытием.

3) Объективная реальность, которая существует независимо от сознания человека, которая дана человеку в его ощущениях, которая копируется, фотографируется и отображается нашими ощущениями называется:

А) отражением; С) движением;

В) бытием; В) материей.

4) Натурфилософия - это:

А) философия культуры; С) философия этики;

В) философия природы; В) философия бытия.

5) Кто разработал и сформулировал три закона диалектики :

А) Маркс; С) Бэкон;

В) Гегель; В) Декарт.

6) Кто первым из философов выделил бытие как категорию:

А) Платон; С) Кант;

В) Парменид; В) Аристотель.

7) Активная деятельность людей, направленная на приобретение знаний называется:

А) мышлением; С) гносеологией;

В) сознанием; В) познанием.

8) Школа Конфуция существовала:

А) в Древней Греции; С) в Древнем Китае.

В) в древней Индии;

9) Природа и человек рассматриваются как творение Бога, эта проблема решается:

А) в Космоцентризме;

В) в теоцентризме;

С) в антропоцентризме.

1О) Психика человека, достигшая стадии развития, при которой он отдает себе отчет о происходящих с ним и вокруг него процессах называется:

А) познанием; С) вниманием;

В) сознанием; В) мышлением.

11) Какой этап истории философии по времени был самым продолжительным:

А) Нового времени; С) Современный;

В) Средневековья; В) Античности.

12) Исторически первый тип мировоззрения:

А) религиозный;

В) философский;

С) мифологический.

1З) Интерес философов к рациональной науке, к познанию появляется в эпоху:

А) Возрождения; С) В современный период;

В) Нового времени; 13) Античности.

14) Кто впервые объединил материализм и диалектику:

А) Бэкон; С) Кант;

В) Маркс; Е) Вольтер;

Д) Платон Ф) Гегель.

А) ислам; С) христианство.

В) буддизм;

16) К чему проявлялся интерес мыслителей в эпоху Возрождения:

А) к человеку: С) к религии;

В) к мифам; Д) к искусству.

17) Какие из приведенных ниже афористических высказываний выражают агностицизм:

А) Чем больше познаем, тем меньше знаем;

В) Нельзя объять необъятное;

С) Чужая душа - потемки.

18) Каких философов называют идеалистами:

А) которые признают лишь существование идеальных образований;

В) которые руководствуются в жизни высшими идеалами;

С) которые утверждают, что сознание первично, а материя вторично;

В) которые утверждают, что мир непознаваем. 19) Выделите формы чувственного познания:

А) понятие; С) умозаключение;

В) ощущение; В) представление.

19) Выделите формы чувственного познания:

А) понятие С) умозаключение

В) ощущение Д) представление

20) Наука о познании называется:

А) аксиологией; С) онтологией;

В) логикой; 13) гносеологией.

21) Чем является Античность для эпохи Возрождения:

В) судьей;

22) Какие из указанных ниже признаков не характерны для научной теории :

А) системность; С) завершенность;

В) Проверяемость; В) рациональность.

23) Укажите несуществующий атрибут материи:

А) движение; 13) структурность;

В) время; Е) размещение;

С) отражение; Р) пространство.

24) Укажите правильное суждение:

А) Истина - это то, что просто и экономно описывает опыт;

В) Истина - это знание, с которым все согласны;

С) Истина - это правильное отражение действительности в сознании, не зависящее по содержанию ни от человека, ни от человечества.

Введение……………………………………………………………..3

Глава 1. Происхождение и сущность глобальных проблем ……..5

Глава 2. Глобальные проблемы современности…………………..8

Заключение………………………………………………………….15


Введение

Глобальные, или всемирные (общечеловеческие) проблемы, являясь результатом противоречий общественного развития, не возникли внезапно и только сегодня. Некоторые из них, как, например, проблемы войны и мира, здоровья, существовали прежде и были актуальны во все времена. Другие глобальные проблемы, как, например, экологические, появляются позже в связи с интенсивным воздействием общества на природную среду. Первоначально эти проблемы могли быть только частными (единичными), вопросами для какой-то отдельной страны, народа, затем они становились региональными и глобальными, т. е. «проблемами, имеющими жизненно-важное значение для всего человечества».

Глобальные проблемы современности - это совокупность социоприродных проблем, от решения которых зависит социальный прогресс человечества и сохранение цивилизации. Эти проблемы характеризуются динамизмом, возникают, как объективный фактор развития общества и для своего решения требуют объединённых усилий всего человечества. Глобальные проблемы взаимосвязаны, охватывают все стороны жизни людей и касаются всех стран мира.

Глобальные вопросы современности не могут быть решены без детальной проработки их философами и представителями конкретных наук. Специфика глобальных проблем заключается в том, что они требуют программно-целевой организации научных исследований. В настоящее время глобальные проблемы изучаются многими науками – экологами, географами, социологами, политологами, экономистами и т.д. В 90-е годы возникла новая область междисциплинарных исследований, получившая название глобалистики. Глобальные проблемы изучаются также философией в мировоззренческом, методологическом, социально-гуманитарном аспектах. Основу философского анализа глобальных проблем составляют результаты частных наук. Философия становится для представителей различных научных дисциплин связующим звеном, так как ориентирована в своем анализе на междисциплинарность.

Каждая эпоха рождает свою философию. Современная философия должна стать прежде всего философией выживания. Задача современной философии состоит в поиске таких ценностей и социальных систем, которые обеспечили бы выживание человечества. Новая философия призвана выработать модель решения глобальных проблем, помочь практической ориентации человека в современном мире в деле выживания цивилизации.


Глава 1. Происхождение и сущность глобальных проблем

В философии под глобальными проблемами принято понимать общепланетарные проблемы, которые в силу своей остроты и масштабности ставят под вопрос дальнейшее существование человечества. О них настойчиво стали вести речь ученые и политики, писатели и общественные деятели, прежде всего в 70-е-80-е гг., когда эти проблемы обнаружили всю свою остроту и масштабность.

Ныне, на рубеже тысячелетий, человечество вплотную столкнулось с острейшими глобальными проблемами, угрожающими самому существованию цивилизации и даже самой жизни на нашей планете. Сам термин «глобальный» ведет свое происхождение от латинского слова «глобус», то есть Земля, земной шар, и с конца 60-х годов XX столетия он получил широкое распространение для обозначения наиболее важных и настоятельных общепланетарных проблем современной эпохи, затрагивающих человечество в целом. Это совокупность таких острейших жизненных проблем, от решения которых зависит дальнейший социальный прогресс человечества и которые сами, в свою очередь, могут быть разрешены лишь благодаря этому прогрессу.

Глобальные проблемы являются следствием противостояния естественной природы и человеческой культуры, а также несоответствия или несовместимости разнонаправленных тенденций в ходе развития самой человеческой культуры. Естественная природа существует по принципу отрицательной обратной связи, в то время как человеческая культура - по принципу положительной обратной связи.

Сам термин «глобальные проблемы», впервые введенный в употребление в конце 60-х годов на Западе, получил широкое распространение в значительной мере благодаря деятельности Римского клуба. Однако многие из этих проблем были предвосхищены еще в начале XX века такими выдающимися учеными, как Э. Леруа, П. Тейяр де Шарден и В. И. Вернадский. С 70-х годов разработанная ими концепция «ноосферы» (сферы разума) была непосредственно переключена в том числе и на исследования в области философии глобальных проблем.

Специфика философского осмысления глобальных проблем заключается в следующем:

1) Философия, формируя новое мировоззрение, задает определенные ценностные установки, которые во многом определяют характер и направление человеческой деятельности.

2) Методологическая функция философии состоит в том, что она обосновывает частные теории, способствуя целостному видению мира.

3) Философия дает возможность рассматривать глобальные проблемы в конкретно-историческом контексте. Она показывает, в частности, что глобальные проблемы возникают во 2-й пол. ХХ столетия.

4) Философия позволяет увидеть не только причины возникновения глобальных проблем современности, но и выявить перспективы их развития, возможности решения.

Современные глобальные проблемы - закономерное следствие всей глобальной ситуации, сложившейся на земном шаре в последней трети XX века. Для правильного понимания их происхождения, сущности и возможности их решения необходимо видеть в них результат предшествовавшего всемирно-исторического процесса во всей его объективной противоречивости. Это положение, однако, не следует понимать поверхностно, рассматривая глобальные проблемы как просто разросшиеся до планетарных масштабов традиционные локальные либо региональные противоречия, кризисы или бедствия. Напротив, будучи результатом (а не просто суммой) предшествовавшего общественного развития человечества, глобальные проблемы представляют собой специфическое порождение именно современной эпохи, следствие крайне обострившейся неравномерности социально-экономического, политического, научно-технического, демографического, экологического и культурного развития.

Каждая историческая эпоха, каждый этап развития человеческого общества имеют свою особенность, в то же время они неразрывно связаны как с прошлым, так и с будущим. В конце ХХ века человеческая цивилизация вступилав качественно новое состояние, одним из важнейших показателей которого является возникновение глобальных проблем. Глобальные проблемы подвели человечество к границам его бытия и заставили оглянуться назад, на пройденный путь. Сегодня требуется дать оценку целям, которые ставило перед собой человечество, потребовалось внести необходимые коррективы в «траекторию» своего развития. Глобальные проблемы поставили человечество перед необходимостью изменить себя. Сейчас необходимо выработать такую глобальную систему ценностных ориентаций, которая была бы принята всем населением планеты.

Глава 2. Глобальные проблемы современности

Во второй половине XX века на нашей планете возникли такие условия, процессы, явления, которые поставили человечество перед угрозой подрыва самих основ его существования. Род человеческий впервые в своей истории столкнулся с возможностью его общей гибели. Под вопросом оказалось само существование жизни на Земле, ибо уничтожение биосферы стало технически возможным.

Глобальные проблемы обладают следующими общими чертами:

1) Носят планетарный, общемировой характер и, в силу этого, затрагивают жизненные интересы всех народов, всех государств.

2) Угрожают (в случае, если не будет найдено решение) или гибелью цивилизации как таковой, или серьезным регрессом в условиях жизни, в развитии общества.

3) Требуют для своего решения коллективных усилий всех государств, всего мирового сообщества.

Данные проблемы, которые существовали прежде как локальные и региональные, приобрели в современную эпоху планетарный характер. Таким образом, время возникновения глобальных проблем совпадает с достижением индустриальной цивилизацией апогея в своем развитии.

Обобщив известное о глобальных проблемах современности, их можно свести к трем основным:

1) возможность уничтожения человечества в мировой термоядерной войне;

2) возможность всемирной экологической катастрофы;

3) духовно-нравственный кризис человечества.

Возможность уничтожения человечества в третьей мировой термоядерной войне является самой угрожающей проблемой. И хотя холодная война ушла в прошлое, ядерные арсеналы не уничтожены, а усилия России на международной арене в плане разоружения не находят должного отклика у политиков наиболее развитых стран, обладающих ядерным оружием. Известно, что за период с 3500 г. до н.э., т.е. фактически с момента возникновения древнейших цивилизаций, произошло 14530 войн, и только 292 года люди жили без них. Если в XIX в. в войнах погибло 16 млн человек, то в XX в. - более 70 млн! Суммарная взрывная мощь вооружений составляет сейчас около 18 млрд т в тротиловом эквиваленте, т.е. па каждого жителя планеты приходится по 3,6 т. Если взорвется хотя бы 1 % данных запасов, то наступит «ядерная зима», в результате которой может быть уничтожена вся биосфера, а не только человек.

На протяжении многих веков войны воспринимались человечеством как неотъемлемая и объективная составляющая его развития. Но исторический опыт, особенно XX века, не только подтвердил справедливость высказывание И. Канта о том, что средств, затраченных на них, хватило бы для безбедного существования человечества, но и позволил понять, что войны представляют собой специфическую форму насильственного вооруженного решения тех или иных социальных, политических, экономических, религиозных и других проблем.

В нынешнем столетии у всех живущих на нашей планете и потрясенных ужасами Первой и Второй мировых войн, после их окончания возникали иллюзии о том, что подобного кошмара больше не должно повториться. С целью предотвращения новых военных трагедий в 1922 году была создана Лига Наций, а в 1945 году - Организация Объединенных наций. Но ни в одном, ни в другом случаях опасность войн не уменьшилась. Так, с 1945 года по настоящее время на планете уже произошло более 150 крупных войн. На протяжении нескольких десятилетий мир, расколотый на капиталистический и социалистический лагеря, жил в напряженном ожидании неотвратимой 3-ей мировой, но уже ядерной войны. И когда во второй половине 80-х годов рухнула коммунистическая система, то установление нового мирового порядка, основанного на общечеловеческих ценностях, представлялось многим политикам и рядовым гражданам неминуемым. Как показала практика, в условиях научно-технической и информационной революций, военный конфликт даже между небольшими и экономически слабыми государствами может привести к тяжелейшим последствиям. Дело в том, что в настоящее время в мире широкое распространения получили такие средства массового уничтожения людей, как бактериологическое и химическое оружие. Помимо этого, следует учитывать и то обстоятельство, что и конфликт между малыми государствами может затронуть политические, религиозные, экономические интересы нескольких групп государств одновременно, которые неминуемо окажутся втянутыми в глобальное военное противостояние.

Меры по предотвращению войны и военных действий были разработаны уже И. Кантом в конце XVIII в., однако до сих пор нет политической воли их утвердить. Среди мер, которые он предлагал: нефинансирование военных действий; отказ от враждебных отношений, уважение; заключение соответствующих международных договоров и создание международного союза, стремящегося реализовать политику мира и др. Однако возникает впечатление, что мировое сообщество в последние годы все больше отдаляется от этих шагов.

Экологическая проблема может привести к всемирной экологической катастрофе. Первый значительный экологический кризис, поставивший под угрозу дальнейшее существование человеческого общества, возник еще в доисторическую эпоху. Его причинами были как изменение климата, так и деятельность первобытного человека, который в результате коллективной охоты истребил многих крупных животных, населявших средние широты Северного полушария Заметный ущерб природе наносили уже синантропы, жившие около 400 тыс. лет назад. Они начали использовать огонь, что приводило к пожарам, в результате которых уничтожались целые леса. Однако хотя воздействия человека на природу приобретали иногда угрожающие масштабы, вплоть до XX в., они носили локальный характер.

Все происходящее на планете Земля с участием человека или без него, протекает и в природе. Под последней понимают часть материи, с которой люди прямо или косвенно взаимодействуют, воспринимают ее, т.е. видят, слышат, осязают и т.д. Она, в свою очередь, тем или иным способом также воздействует на каждого из нас, общество в целом, влияет на результаты человеческой деятельности. В этом смысле сам человек является продуктом природы. Она же присутствует и во всех творениях человеческих рук.

Поэтому, как бы не было высоко развито и насколько эффективнее не становилось бы индустриальное производство, человек всегда зависит от природы. Характер же этих взаимоотношений очень сложен и противоречив, т.к. природа очень многообразна и имеет достаточно сложную структуру.
Среди глобальных проблем современности нужно выделить еще одну - это проблема роста народонаселения.

Интересно, что о неминуемости ее возникновения говорил еще в XVIII веке английский экономист Мальтус в книге «Опыт о законе народонаселения». В ней была обрисована сложная ситуация, которая, по мнению автора, возникнет на планете в результате растущего несоответствия между приростом населения, происходящим, якобы, в геометрической прогрессии и количеством производимого продовольствия, которое увеличивается в арифметической прогрессии.

Несмотря на спорность в точности подобных подсчетов, следует отметить то обстоятельство, что с начала XX века наша планета испытывает на себе мощный демографический взрыв. В результате, численность жителей Земли к настоящему времени уже перевалила за 5 миллиардов человек и к началу третьего тысячелетия достигнет 6 миллиардов. Но этот процесс не может продолжаться до бесконечности, ибо ограничен вполне объективными причинами:

Площадью почв, пригодных для земледелия,

Сложностью овладения сельскохозяйственными технологиями и производственной культурой, на что требуется длительное время,

Увеличивающимся темпом роста городов,

Предельными возможностями природных ресурсов: воздуха, воды, полезных ископаемых и т.д.

Непроизводительными затратами государств (на войны, ликвидацию внутренних конфликтов, борьбу с преступностью), размеры которых занимают в бюджетах большинства из них значительную часть.

Вне всякого сомнения, темпы прироста населения планеты сдерживают многочисленные факторы и, в частности, такие как войны, болезни, производственный, бытовой и дорожно-транспортный травматизм, преступность, голод. Например, ежегодно только в странах СНГ от рук преступников, в происшествиях на дорогах и на рабочих местах гибнет более ста тысяч человек

В то же время, в других регионах планеты, например, в Азии, Африке и в Латинской Америке число новорожденных очень высоко, несмотря на активные усилия, прилагаемые правительством некоторых стран, например, Китая, по ограничению рождаемости. В большинстве европейских стран, в Северной Америке и Австралии происходят совсем иные процессы, в результате которых численность их населения растет очень низкими темпами.

По мнению специалистов, занимающихся исследованием этих проблем, а среди них есть и философы, и экономисты, и юристы, и социологи, причиной тому являются:

Значительная разница в уровне жизни в высоко- и малоразвитых странах,

Исторические традиции,

Географический фактор,

Религиозные догмы.

Если коснуться последних, то именно они регламентируют, например, целый комплекс семейно-брачных отношений между супругами. Так, и ислам, и католицизм запрещают женщинам делать аборты. Исламом, помимо этого, разрешается многоженство.

Но основную причину, вероятнее всего, следует искать в разнице Уровня жизни людей и в тех и в других частях света. Странам с высоким уровнем жизни соответствуют и стандарты, распространяемые на:

Качество медицинского обслуживания,

Структуру питания и его культуру,

Систему воспитания детей, а также их образования и условия жизни.

Продовольственную проблему также иногда причисляют к глобальным: от недоедания сегодня страдает свыше 500 млн человек, а умирает от недоедания несколько миллионов в год. Однако корни данной проблемы лежат не в нехватке продовольствия как такового и не в ограниченности современных природных ресурсов, а в несправедливом их перераспределении и эксплуатации как внутри отдельных стран, так и в мировом масштабе.

Помимо выше названных глобальных проблем современности, существует еще одна очень актуальная как для процветающих стран, так и для влачащих нищенское существование. Имеется в виду проблема преступности. Многообразие видов деятельности современного человека дало не только много положительных, результатов, но и породило столь же богатый набор его противоправных действий с различной степенью негативных последствий. Проявляются они в сфере экономики, финансов, политики, административной деятельности, давно уже пройдя ту грань, когда преступления совершаются отдельными людьми или их небольшими группами.

Причины преступного поведения людей очень многообразны и поэтому изучаются целым рядом наук, в частности, криминологией, юридической психологией. В качестве глобальной проблема стала восприниматься с тех пор, как обрела характер организованной и вышла за пределы отдельных государств. Международные синдикаты и другие объединения преступников, занимающиеся производством и сбытом наркотиков, игорным бизнесом, проституцией, торговлей трансплантантами и т.д. вовлекли в сферу своей деятельности миллионы граждан различных государств. Денежный доход от их операций составляет сотни миллиардов долларов.

Заключение

Осознание человечества как общепланетарного фактора происходит не только за счет позитивных аспектов его влияния на мир, но и через целый спектр негативных последствий техногенного пути развития. Глобальность этих проблем не позволяет их решать регионально, т.е. в плане одного или нескольких государств. В организационном плане решение глобальных проблем неизбежно потребует создания особого «генерального штаба человечества», который должен определить стратегию использования знаний для предотвращения глобальных катастроф.

Глобальные проблемы во многом меняют сам подход к пониманию социального прогресса, заставили переоценивать те ценности, которые закладывались на протяжении всей истории цивилизации в ее основание. Для многих становится очевидным то, на что полстолетия назад обратил внимание академик В.И.Вернадский, который писал: «Человек впервые понял, что он житель планеты и может – должен – мыслить и действовать в новом аспекте, не только в аспекте отдельной личности, семьи, рода, государства, но и в планетарном аспекте». Такой обобщенный, общепланетарный взгляд на человека и его место в мире явился важным шагом к становлению глобального сознания на основе понимания человеком своей целостности. Следующий шаг состоит в нравственной переориентации людей, в осмыслении с этих позиций сложившейся ситуации и поиске практических путей выхода из нее.

Глобальные проблемы требуют от человечества духовного единения во имя спасения цивилизации. Они привели к необходимости качественных изменений в системах жизнеобеспечения общества и его ценностных ориентаций. Они требуют принципиально новых отношений между людьми, а также отношений людей к природе.

Список использованной литературы

1. Бессонов Б.Н. Философия. – М., 2004.

2. Вернадский В.И., Научная мысль как планетарное явление. – М.: Наука, 1991.

3. Канке В.А. Философия: Учебное пособие для студентов высших и средних специальных учебных заведений.- М.: Логос, 2001.

5. Философия / Ред. Калашников В.Л. – М., 2003.

6. Философия / Ред. Лавриненко В.Н. – М., 2004.


Канке В.А. Философия: Учебное пособие для студентов высших и средних специальных учебных заведений.- М.: Логос, 2001.- 272 с.

Вернадский В.И., Научная мысль как планетарное явление. – М.: Наука, 1991. – 271 с.

Современные глобальные проблемы напрямую связаны с формированием стратегии выживания человечества в изменяющихся социоприродных условиях. Термин «глобальность» (фр. global – всеобщий) подчеркивает масштабность проблемы, ее все-общность и значимость для всей планеты в целом.

Под глобальными проблемами современности понимается совокупность взаимосвязанных трудноразрешимых противоречий, затрагивающих как мир в целом, так и его отдельные части: природу, общество, человека. Их разрешение требует коллективных усилий со стороны всех государств, всего мирового сообщества. Глобализация различных сторон человеческой деятельности выступает как одна из существенных характеристик современной мировой ситуации. Причем раскрывается глубоко противоречивый характер этого всемирного процесса.

Возникновение и развитие глобальных проблем, их противоречивые последствия, пути и способы разрешения и предотвращения возникающих угроз существованию людей составляют объект междисциплинарного направления современной науки – глобалистики. Философский аспект глобалистики заключается в выделении и изучении наиболее общих планетарных противоречий в системе «мир – человек». Это способствует формированию существенных сторон современного миропонимания, философскому обоснованию стратегии выживания в XXI веке, развитию современного планетарного мышления.

Анализ глобальных проблем предполагает их классификацию. Сравнительное изучение планетарных противоречий, выявление их различий и общих черт позволяет глубже изучить существо проблем и выявить наиболее эффективные пути их разрешения. За последние десятилетия в области глобалистики накоплен немалый опыт в анализе общепланетарных процессов и предложены различные системы их классификации.

Целесообразно выделить две группы глобальных проблем:

  • В первой объединены те из них, которые относятся к взаимодействию общества и природы.
  • Во второй – связанные с социумом, обществом, человеком.

К глобальным проблемам человечества обычно относятся следующие проблемы:

  • угроза мировой термоядерной войны;
  • нарастающие "ножницы" в уровне экономического и культурного развития наиболее успешных стран и стран "третьего мира";
  • истощение природных ресурсов;
  • "ножницы" в демографической сфере ("взрыв" рождаемости в одних странах и постепенное вымирание населения в других);
  • загрязнение окружающей среды;
  • набирающая темп "вандализация" культуры, замещение культуры так называемой "массовой культурой";
  • проблемы из области, связанной со здравоохранением: распространение гепатита, СПИДа, алкоголизма, наркомании.

Глобальными проблемами занимались теоретики "третьей волны" или "постиндустриального общества": Белл, Тоффлер, Маркузе, Гэлбрейт. В 60-е годы в развитых странах впервые количество служащих превысило количество рабочих. В современном обществе стремительно нарастает стоимость информации. Развивается процесс индивидуализации производства (т. е. отказ от крупносерийного производства). Нарастает степень коммуникации между людьми. Увеличивается доля квалифицированного труда, причем высокая квалификация делает служащих все менее легко заменимыми. Уменьшается вклад в ВВП крупных корпораций и увеличивается вклад мелких фирм, т. е. выигрывают в конкурентной борьбе только очень мобильные структуры. Однако никто до сих пор не выработал, на основании вышеизложенных черт современного мира, реальной и имеющей перспективы быть принятой программы выхода человечества из сложившегося кризиса.

Одним из важнейших факторов, продуцирующих глобальные проблемы, является стихийность и неравномерность развития человечества. В этих условиях решающее значение приобретает единое планетарное сознание, которое стихийно формируется на психологическом уровне как первичное отражение новых для человечества характеристик социального бытия, но требует больших усилий для своего становления на более осознанном уровне. Планетарное сознание должно иметь следующие характеристики:

  1. признание приоритета общечеловеческих ценностей над более частными (региональными, национальными, классовыми);
  2. планетарное сознание вызывает существенную коррекцию в общественном сознании отдельных стран и народов, а также и в индивидуальном сознании. Двигаться здесь следует к тому, к чему призывал двигаться Тейяр де Шарден: к "дифференцированному единству", в котором индивидуальность не теряется и не смешивается, а еще более совершенствуется;
  3. планетарное сознание характеризуется высшей степенью "онаученности", что связано с невозможностью решения глобальных проблем просто на уровне "здравого смысла", в обход достижений различных наук.

Будущее человечества всегда было значительной мировоззренческой и методологической проблемой. И теперь, перед лицом опаснейших глобальных проблем, философия может оказать людям незаменимую духовную поддержку, ведь с будущим люди связывают все свои чаяния и надежды.

Человеческое общество всегда сталкивалось и, видимо, будет сталкиваться с различными проблемами. Однако далеко не все из них являются глобальными. В России многие люди живут за чертой бедности. В США террористы разрушили Всемирный торговый центр и Пентагон. В Прибалтийских республиках нарушаются права русскоязычного населения. В Англии происходят столкновения между протестантами и католиками. Все эти проблемы являются очень серьезными, так как они связаны с жизнью многих людей. Тем не менее они не затрагивают интересы всего человечества. Поэтому они не являются глобальными.

К глобальным относятся острые мировые проблемы, которые в силу своей специфики влияют на жизнь и благосостояние всего человечества.

Наиболее важными из таких проблем в начале XXI века являются следующие:

Духовный кризис.

Распространение массовых заболеваний.

Угроза войны с применением оружия массового поражения.

Истощение природных ресурсов планеты.

Углубление экологического кризиса.

Демографическая проблема.

Рост терроризма.

Неравномерное социально-экономическое развитие регионов и государств планеты.

Глобальное изменение климата.

Увеличение сейсмической активности земной коры.

Вышеотмеченные проблемы в той или иной мере признаются большинством специалистов. Однако есть и такие глобальные про блемы, обсуждение которых замыкается узким кругом исследователей-профессионалов, так как далеко не все из них признают, что такие проблемы существуют или представляют реальную опасность для человечества. В качестве примера здесь можно назвать следующие.

Потенциальная опасность столкновения Земли с космическими телами (метеориты, кометы, астероиды), от которых на данный момент средств защиты не существует. Такие столкновения могут быть очень опасными и привести к гибели всего человечества и животного мира Земли.

Негативное психо-энергетическое влияние «внутреннего космоса» планеты (так называемых тонких миров), причиной которого являются духовная дисгармония и отрицательный пси-хо-эмоциональный фон ноосферы человечества.

Сущность и пути преодоления глобальных проблем

Решение любой проблемы, тем более глобальной, невозможно без понимания ее причин.

Все отмеченные выше глобальные проблемы в самом общем виде имеют три причины:

Духовное несовершенство человека;

Противоречивость исторического развития человеческой цивилизации и культуры;

Объективные природные процессы.

Подавляющее большинство проблем связано с первой и второй причинами. Некоторые проблемы, как полагают специалисты, обостряются под действием всех трех причин (глобальное изменение климата, увеличение сейсмической активности). И лишь одна из указанных проблем целиком связана с природными процессами или, по крайней мере, влияние человека и общества здесь не установлено (столкновение планеты Земля с космическими телами).


Таким образом , мы видим, что почти все глобальные проблемы связаны с сознанием или мировоззрением человека, развитие которых, очевидно, отстает от стремительного изменения объективной действительности в науке, политике, экономике, культуре, демографии, технике. В условиях современной цивилизации в сотни и тысячи раз обостряется ответственность человека за свою деятельность. Так, еще несколько столетий назад самая большая война не грозила гибелью для всего человечества. Теперь же военный конфликт с применением оружия массового поражения по своим последствиям непредсказуем. Ядерное оружие может уничтожить не только цивилизацию, но и все живое на планете.

Поэтому главное средство преодоления глобальных проблем — духовное преображение человечества. Это означает развитие нового планетарно-космического мышления и гуманистического мировоззрения, ориентированного на общечеловеческие ценности, этические, экологические и культурные приоритеты.

Современный человек должен полностью осознавать свою личную ответственность за судьбу планеты, он должен понимать, насколько сложной и вместе с тем хрупкой является экологическая система Земли, как легко нарушить природный баланс и трудно его будет восстановить. Человечество подошло к такому рубежу своего исторического развития, когда уже становится невозможно отгородиться от мировых проблем границами своего государства — террористы, ураганы, землетрясения, цунами, экологические катастрофы, эпидемии не признают никаких границ.

Рассмотрим теперь некоторые из глобальных проблем подробнее и попробуем понять, как их можно преодолеть.

Духовное развитие человечества всегда было сложным и противоречивым. Тем не менее трудно найти в истории период, в котором духовная культура, моральные устои общества подвергались бы такому испытанию, как в XX — начале XXI века. Не случайно понятие «духовный кризис » прочно вошло в современный философский и научный лексикон.

В чем же проявляется современный духовный кризис? В подрыве духовных основ личности и нарастании множества разрушительных социальных явлений. К таким явлениям можно отнести потерю смысла жизни и этических ориентиров многими нашими современниками, пьянство и наркоманию, проституцию и сексуальные отклонения, стремление многих людей исключительно к материальному обогащению и чувственным наслаждениям, рост преступности и всевозможного насилия, массовые стрессы и психические заболевания, социальный эгоизм и нетерпимость и некоторые другие.

Законодательные, полицейские, медицинские меры в преодолении этих пороков оказываются неэффективными без обращения к внутреннему миру человека и его духовным принципам. Что же их укрепляет и развивает? Духовные учения, образование, философия, наука, высокое искусство — все, что относится к сфере подлинной духовной культуры человечества. Очевидно, что проблема духовного кризиса — это проблема мировоззрения человека и духовной культуры общества. Именно в этих направлениях необходимо концентрировать усилия для преодоления духовного кризиса.

. Когда говорят о распространении массовых заболеваний, то, прежде всего, подразумевают кардиологические, онкологические, инфекционные и психические заболевания. Так, например, ежегодная смертность кардиологических и онкологических больных по всему земному шару исчисляется многими миллионами. Стремительно распространяется СПИД. По данным Всемирной организации здравоохранения, в 2001 году ВИЧ-инфекцией в мире было поражено 35 миллионов человек. До 2001 года СПИД явился причиной смерти 22 миллионов человек. В конце XX века, по данным Министерства здравоохранения России, в десятки раз увеличилась динамика психических отклонений.

Причин роста числа заболеваний множество — неправильный образ жизни и питания, загрязнение окружающей среды, стрессы и неумение большинства людей контролировать свой внутренний мир и управлять нервно-эмоциональными реакциями организма, половые отклонения и недостаток психической энергии.

Специалисты полагают , что проблема массовых заболеваний должна решаться с двух сторон. Во-первых, необходима популяризация здорового образа жизни, правильного питания, сбалансированной физической и умственной активности, систем естественной профилактики и оздоровления (очистительные процедуры, физические упражнения и диетическое питание, курсы релаксации и аутотренинга , йогические методики саморегуляции и др.). Во-вторых, необходима разработка новых методов медицинской терапии — новых технологий лечения массовых заболеваний и новыхлекарств. Например, вакцины против СПИДа, кардиостимуляторов, препаратов, блокирующих неконтролируемый организмом рост клеток, технологий психокоррекции человеческого сознания.

. В XX столетии человечество научилось производить оружие массового поражения (ядерное, химическое, биологическое). Научный разум на этом поприще добился поистине впечатляющих «успехов». Одной капли боевого химического реактива хватит, чтобы отравить целое озеро. Один реактивный снаряд с биологическим наполнителем при взрыве в воздухе способен поразить население целого города. Один ядерный подводный ракетоносец способен превратить в руины целое государство. К началу XXI века в арсеналах государств блока НАТО , России, Китая, Индии и других стран хранились тысячи тонн химических и биологических боевых отравляющих веществ, тысячи ядерных боеголовок, которых хватило бы на многократное уничтожение всех городов земного шара и всего живого на Земле. Зачем людям такое количество такого разрушительного оружия?

Ученые смоделировали и доказали , что война с применением оружия массового поражения уравнивает победителей и побежденных. Высокая радиация, отравление окружающей среды или «ядерная зима» поставят всех — побежденных и победителей — в одинаковые условия — на грань жизни и смерти. Когда два человека сидят в пороховом погребе, какая разница, кто первым из них взорвет свой заряд в надежде поразить другого? Пока оружие массового поражения не уничтожено, планета представляет собой такой пороховой погреб, подвергающий смертельной угрозе все человечество. Поэтому необходимы постепенное сокращение, а затем уничтожение и полное запрещение производства оружия массового поражения для всех стран планеты.

. В прошлом веке человечество впервые осознало угрозу истощения природных ресурсов на своей планете — нефти, угля, рудно-минерального сырья, запасов чистой воды, лесных и
плодородных массивов, рыбы и т. д. Пока эта проблема не является самой актуальной. Однако если использование сырья будет возрастать прежними темпами, общество уже в
XXI веке может столкнуться, например, с полным истощением запасов нефти, что приведет к парализации авто-, авиа- и водного транспорта, многих видов химического производства
и других промышленных объектов.

Где же искать выход? Ученые предлагают разрабатывать и внедрять ресурсосберегающие и безотходные технологии производства, активнее использовать энергию Солнца, ветра, воды, ядерную энергию, искать новые источники энергии, ограничивать потребление ресурсов, осуществлять промышленную разработку недр планет Солнечной системы.

. Одной из острейших проблем современности является экологический кризис. Многие думают, что он заключается только в загрязнении окружающей среды. Но это не так. С фило софской точки зрения, экологический кризис есть негативное влияние деятельности человека на природу. Последствия такой деятельности проявляются не только в отравлении земли, воды и воздуха промышленными отходами, но и в разрушении озонового слоя планеты и устойчивых экологических систем. Например, массовая вырубка лесов понижает процент кислорода и увеличивает количество углекислого газа в атмосфере. Непродуманное нарушение водного баланса региона (при строительстве плотины или изменении русла реки) может привести к гибели многие виды животных и растений, распространению вредных насекомых, появлению болот или пустынь.

Решение экологической проблемы предполагает целый комплекс мер. Среди них большое значение имеют: изменение отношения людей к окружающей среде, строительство очистных сооружений на производствах, замена тепловых электростанций и двигателей внутреннего сгорания на новые, экологически безопасные аналоги, сокращение выбросов углекислого газа и фреона в атмосферу, сохранение природного экологического баланса регионов и многие другие.

. Сущность демографической проблемы заключается в крайне высоких темпах прироста населения в некоторых странах и регионах планеты (Китай, Индия, Южная Америка). В результате, несмотря на падение рождаемости в Европе, Северной Америке, России, общее количество населения земного шара стремительно возрастает. Чем это грозит? Некоторые аналитики полагают, что Земля способна прокормить лишь ограниченное количество людей. Например, называется цифра в 10 миллиардов. Если динамика роста сохранится, то, по разным оценкам, современная шестимиллиардная цивилизация достигнет этого предела уже через несколько десятков лет.

Многие специалисты отмечают, что при равномерном расселении людей и эффективно организованном промышленном и сельскохозяйственном производстве планета может обеспечить жизнь, по крайней мере, пятидесятимиллиардной цивилизации. Однако проблема от этого не становится менее острой. Дело в том, что социально-экономическая и культурная инфраструктура государств отстает в своем развитии от темпов роста населения. Эти два процессадолжны быть синхронизированы. Поэтому Китай, Индия и другие страны проводят жесткую политику, направленную на снижение прироста населения.

. Проблема терроризма и насилия имеет социокультурные корни. Однако она упирается не только в морально-этические принципы и правосознание человека. Во многих случаях тер- pop — крайняя мера борьбы с обществом за свои права и свое мировоззрение. Следовательно, общество должно, прежде всего, обеспечить людям элементарные права и свободы — право на жизнь и труд, на образование и свободу совести, на собственность, свободу мышления и слова. Здесь весьма важную роль играет политическая, экономическая и социокультурная поддержка развивающихся государств, население ко- торых порой лишено многих возможностей и прав. Существенное значение имеет и расширение межкультурного диалога, позволяющего народам лучше понимать, а следо- вательно, и уважать, ценности и традиции друг друга.

Особая проблема — деятельность антиобщественных, социально-опасных группировок, террористическая деятельность которых имеет криминальные причины. Здесь решающее слово должно при надлежать законодательным и правоохранительным органам. Причем особую актуальность сейчас приобретает их международное сотрудничество и выработка единых стандартов правовой оценки и противодействия терроризму. Оказалось, что, например, западные страны в проблеме терроризма придерживаются политики двойных стандартов. Такая политика по своей сути очень опасна и не позволяет мировому сообществу консолидированно бороться с терроризмом.

. В XX столетии наука зафиксировала нарастание глобальных климатических изменений на планете. Ученые полагают, что происходит постепенное потепление. В некоторых странах, например в России, за последние четверть века это стало очевидно даже неспециалистам. В средней полосе зимы стали менее снежными, лето — более жарким. У берегов Европы наблюдается подъем воды в Атлантическом океане, который, по некоторым оценкам, происходит из-за таяния снегов и льдов на полюсах.

Вместе с тем во многих странах мира наблюдаются погодные аномалии. Например, выпадает снег в Африке и в южных широтах Америки. По всему земному шару метеорологи отмечают резкие перепады температур, давлений, увеличение опасных атмосферных явлений (ураганы, тайфуны, ливни, крупный град, внезапные сильные снегопады и т. д.).

В течение последних нескольких сотен лет наблюдается и нарастание сейсмической активности земной коры. Землетрясения становятся все более частыми и разрушительными. Подводные землетрясения вызывают огромные океанские волны (цунами). Например, в 2004 году мощное цунами в Юго-Восточной Азии погубило более 250 тысяч человек.

Что является причиной этих процессов? Исчерпывающего ответа наука пока дать не может. Однако многие ученые склоняются к точке зрения, согласно которой изменение климата и нарастание сейсмоактивности может зависеть не только от объективных природных причин, но и от деятельности человека. Так, например, полагают, что ядерные взрывы вызывают колебания земной коры. Увеличение углекислого газа в атмосфере создает «парниковый эффект». Ментально-психическая дисгармония человечества порождает электромагнитные флуктуации энергетического поля планеты, что вызывает как атмосферные, так и сейсмические явления.

Объективные причины рассматриваемых процессов некоторыми исследователями связываются с периодически возникающими изменениями наклона земной оси и дрейфом магнитных полюсов планеты. Предполагают, что такие изменения уже происходили в глубокой древности. В результате климат и географические очертания материков претерпевали кардинальные трансформации. Так, последователи некоторых философских систем (теософия, Живая Этика и др.) полагают, что под действием подобных глобальных процессов в далеком прошлом были разрушены огромные материки Лемурия и Атлантида. Но что вызывает изменение наклона земной оси и смещение магнитных полюсов? Вопрос пока остается открытым.

Каждая глобальная проблема имеет свою специфику, а значит, и свои методы решения. Однако совершенно очевидно, что ни одна глобальная проблема не может быть решена усилиями одной нации или одного государства. Необходимо объединение ресурсов всего человечества — политических, экономических, демографических, научных и других. Поэтому сейчас на передний план выходит необходимость широкого международного сотрудничества стран и народов, а также координации их усилий. Однако, по большому счету, мировые проблемы требуют от человечества большего — политической, экономической и культурной интеграции в единое планетарное сообщество. От решения этой проблемы во многом будет зависеть




Top