Уильям Генри Фокс Тальбот — биография, открытия, достижения, факты из жизни, фото. Уильям Генри Фокс Тальбот — биография, открытия, достижения, факты из жизни, фото Роль тальбота в истории фотографии

Министерство культуры Российской Федерации
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина
Представляют выставку

УИЛЬЯМ ГЕНРИ ФОКС ТАЛЬБОТ. У ИСТОКОВ ФОТОГРАФИИ

Даты проведения: 6 февраля – 8 апреля 2018
Место проведения: Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков
Куратор выставки: заведующая отделом искусства фотографии ГМИИ им. А.С. Пушкина Ольга Аверьянова

Микрофотография. Крылья бабочки
1839–1840
Калотипия. Солёная бумага, негатив

ГМИИ им. А.С. Пушкина представляет первую в России выставку работ одного из изобретателей фотографии Уильяма Генри Фокса Тальбота (William Henry Fox Talbot, 1800–1877). На выставке будут представлены редкие снимки, ставшие хрестоматийными для истории визуальной культуры, - около 150 авторских отпечатков и негативов из собраний Национального музея науки и медиа в Брэдфорде и Музея Виктории и Альберта в Лондоне (Великобритания), а также устройства для создания изображений - камера-обскура и камера-люцида - из собрания Политехнического музея в Москве. Демонстрация ранних образцов британской светописи продолжает серию проектов музея, которые знакомят зрителей с шедеврами искусства фотографии.

Библиотека. Лист VIII из альбома «Карандаш природы»
1841–1844

Национальный музей науки и медиа, Брэдфорд, Великобритания
© Science & Society Picture Library

Английский аристократ и ученый, Тальбот интересовался физикой, химией, математикой, археологией и политикой, выступал с докладами на собраниях Лондонского королевского общества по развитию знаний о природе. Имя Тальбота вошло в историю фотографии благодаря изобретенному им негативно-позитивному процессу, позволяющему получать фотографические изображения. Ученый начал эксперименты по созданию фотоотпечатков на бумаге в 1834 году в родовом поместье – Аббатстве Лакок. В 1835 году он смог получить на светочувствительной бумаге позитивное изображение с бумажного негатива, что позволило тиражировать снимки. Тальботу удалось разработать простой и недорогой фотографический процесс, который был назван калотипия (греч. kalos – красивый и typos – отпечаток) и был запатентован в 1841 году.

Образец кружева
Около 1840
Калотипия. Бумага; соляная печать с бумажного негатива
Национальный музей науки и медиа, Брэдфорд, Великобритания
© Science & Society Picture Library

Кроме Тальбота в начале XIX века над созданием фотоизображений работали французы Жозеф Нисефор Ньепс (1765–1833) и Луи Жак Манде Дагер (1787–1851), добившиеся успеха и в области коммерческого применения фотографии. Метод Тальбота не был так популярен, как дагеротипия. Это частично можно объяснить наличием патентов, ограничивающих применение процесса Тальбота, а также невозможностью при помощи калотипии передать четкое изображение мелких деталей, что было преимуществом изобретения Дагера. Однако именно калотипия, предполагающая создание негативов и множества позитивных отпечатков, легла в основу современных фотографических процессов.

Бюст Патрокла, профиль. Лист XVII из альбома «Карандаш природы»
9 августа 1843
Калотипия. Бумага; соляная печать, с бумажного негатива
Национальный музей науки и медиа, Брэдфорд, Великобритания
© Science & Society Picture Library

Научное открытие Тальбота стало не только прорывом в технологии создания снимков, но и определило развитие искусства фотографии. В отличие от точных и четких дагеротипов, калотипные снимки обладали особой живописностью. Благодаря этому фотография перестала восприниматься исключительно как процесс фиксации реальности. В 1844 году Тальбот издал альбом «Карандаш природы» с оригинальными отпечатками, сопроводив их комментариями, в которых описал свое открытие и рассказал о потенциальных возможностях фотографии как искусства. Весь спектр жанров фотографии – пейзаж, натюрморт, портрет, жанровые сценки – был представлен в альбоме.

Экспозиция включает работы, созданные в 1840–1846 годах, в том числе отпечатки из альбомов «Карандаш природы» (1844) и «Солнечные картинки Шотландии» (1845).

Директор ГМИИ им. А.С. Пушкина Марина Лошак: «Имя Тальбота в истории фотографии также значимо, как имя Леонардо да Винчи в истории живописи. Благодаря этому человеку фотография стала искусством, а не просто инструментом отображения реальности. Выставка, которую мы представляем в музее, чрезвычайно важна для понимания того, как движется искусство, и из чего оно вырастает. Получить ее было чрезвычайно трудно - мы готовили этот проект шесть лет. Теперь мы имеем возможность прикоснуться к подлинным работам мастера, и это для нас большое счастье».

Директор Национального музея науки и медиа Джо Куинтон-Таллок: «Собрание Тальбота в нашем музее отличает не только изобилие его работ, но и глубокая интеллектуальная составляющая. Эта коллекция, наряду с другими экспонатами, представляющими разнообразные фотографические процессы и технологии, всегда привлекает внимание исследователей со всего мира и вызывает неизменный общественный интерес в галереях и на выставках».

Куратор выставки, заведующая отделом искусства фотографии ГМИИ им. А.С. Пушкина Ольга Аверьянова: «Восприятие фотографии как искусства возникло в результате длительного процесса освобождения “светописи” от сугубо практических целей. Он сопровождался формированием особого взгляда на фотографию, утверждающего ее самоценность, позволяющего рассматривать ее как таковую, ради нее самой. Это движение, по сути, началось с изобретения Тальботом калотипии и с определения эстетических ценностей фотографии в противоположность прикладным функциям, подчиненным логике, полезности и выгоде. Именно в это время начинает формироваться «территория искусства фотографии». Фотографы-калотиписты предпринимали усилия для создания этой своеобразной культурной институции, организуя сообщества, выставки и пр. Ранняя фотография не подвергала сомнению достоинства живописи, которые еще в течение долгого времени будут своеобразным вектором ее художественной программы. Парадигма искусства станет основой концепции: для некоммерческой фотографии способ репрезентации всегда будет важнее, чем ее объект. Калотипия представляла собой не только технологию; как любая технология она сформировала новый художественный код, как ранее дагеротипия, а затем и все последующие новаторские идеи в фотографии».

В рамках выставки пройдет образовательная программа: встречи с куратором Ольгой Аверьяновой и научными сотрудниками музея, лекции Алексея Логинова – одного из крупнейших российских исследователей истории фотографии, Александры Зиновьевой – специалиста по истории европейской литературы XIX–XX веков, Ирины Чмыревой – искусствоведа, куратора фотографических выставок.

Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина

Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина – музейный комплекс, обладающий одним из крупнейших в России художественных собраний зарубежного искусства, хранящий артефакты, созданные мастерами разных эпох – от Древнего Египта и античной Греции до наших дней. Сегодня фонды музея насчитывают около 700 тысяч произведений. Жемчужиной собрания является одна из самых известных в мире коллекций произведений французских импрессионистов и постимпрессионистов.

Национальный музей науки и медиа в Брэдфорде

Национальный музей науки и медиа в Брэдфорде является частью национальной научной музейной группы. Постоянная экспозиция музея посвящена фотографии, телевидению, анимации, видеоиграм, Интернету и проблемам изучения света и цвета. В исследовательском центре музея хранится 3,5 миллиона экспонатов, которые зрители могут увидеть на временных выставках.

Музей Виктории и Альберта в Лондоне

Музей Виктории и Альберта является самым большим в мире музеем декоративно-прикладного искусства и дизайна. В его собрании, не имеющем себе равных по разнообразию и объему, представлены предметы, относящиеся к разным историческим эпохам и культурам, в том числе керамика, мебель, ткани, костюмы, украшения, изделия из металла и стекла, фотографии и картины.

Ольга Аверьянова - куратор выставки, кандидат искусствоведения, преподаватель, художник, заведующая отделом искусства фотографии ГМИИ им. А.С. Пушкина. Куратор выставок «Анни Лейбовиц. Жизнь фотографа 1990–2005» (2012), «Обнаженные. От мрамора к фотографии. Совместный проект журнала Vogue и ГМИИ им. А.С. Пушкина» (2013), «Ман Рэй. Портреты» (2014), «Эрвин Олаф. Оммаж Луи Галле» (2016), «Ясумаса Моримура. История автопортрета» (2017), проходивших в ГМИИ им. А.С. Пушкина и др.

Расселл Робертс - куратор-консультант, доктор, исследователь наследия Тальбота, в 1998–2006 – Руководитель отдела фотографии в Национальном Музее фотографии, кино и телевидения в Брэдфорде (в наст. время Национальный музей науки и медиа).

Уильям Генри Фокс Тальбот (William Henry Fox Talbot, 1800–1877)

11 февраля 1800 Родился в поместье Мельбури (графство Дорсет, Англия).
1817–1825 Учился в Тринити-колледже (Кембридж). Окончил колледж со степенью магистра.
1831 Стал членом Лондонского королевского общества по развитию знаний о природе. 1832 Женился на Констанс Манди (1811–1880). Избран в парламент от округа Чиппенхэм.
1833 Во время путешествия по Италии у Тальбота родилась идея о возможности печати и фиксирования изображения, полученного с помощью камеры-обскуры.
1834 В Аббатстве Лакок приступил к фотографическим экспериментам с использованием писчей бумаги, растворов поваренной соли и нитрата серебра. В результате изобрел способ получения бумажных негативов, которые назвал «фотогеническими рисунками».
1835 Обнаружил возможность получения на светочувствительной бумаге позитивного отпечатка с негатива. Доказал возможность тиражирования снимков, но результаты своих опытов не опубликовал.
1839 Узнал об открытии французом Луи Дагером способа зафиксировать изображение, полученное с помощью камеры-обскуры. Выступил перед Королевским обществом с докладом «Некоторые выводы об искусстве фотогенического рисунка, или о процессе, с помощью которого предметы природы могут нарисовать сами себя без помощи карандаша художника».
1841 Доработал фотографический процесс, позволявший делать отпечатки с негативов. Дал своему изобретению название «калотипия» и запатентовал его.
1844 Издал альбом «Карандаш природы», проиллюстрировав его оригинальными фотографическими отпечатками и написав к ним сопроводительные тексты о возможностях фотографии.
1845 Издал альбом «Солнечные картинки Шотландии», посвященный местам, связанным с жизнью и творчеством Вальтера Скотта.
1851 Объявил использование изобретенного Скоттом Арчером мокроколлодионного процесса нарушением своего патента на калотипию.
1852 Получил патент на изобретенный им процесс «фотографической гравюры», позволявший создавать форму для глубокой печати и печатать фотографическое изображение стойкой типографской краской.
1853 Проиграл судебный процесс против дагеротиписта Мартина Лароша. В судебном решении Тальбота признали изобретателем фотографии, однако нарушение его патента со стороны других фотографов не было подтверждено.
1858 Усовершенствовал процесс «фотографической гравюры», получивший теперь название «фотоглифия», и запатентовал его.
1862 Получил призовую медаль за фотоглифическую гравюру на Всемирной выставке в Лондоне.
17 сентября 1877 Умер в Аббатстве Лакок.

Use Scan QR Code to copy link and share it

В начале октября 1833 года молодой английский джентльмен делал зарисовки пейзажей на берегу озера Комо. Для более точного воспроизведения реалистической композиции он использовал специальный прибор, прикрепляющийся к чертежной доске и состоящий из регулируемой стеклянной призмы. Прибор под названием "Люцида" (Lucida), подобный камере обскура, позволял увидеть на планшете рисуемый пейзаж. Кажется, нет ничего проще, чем обвести карандашом контуры зданий, растительности, далекие горы. Однако, как вспоминал потом молодой джентльмен, "это только казалось простым, потому что отражение на бумаге казалось красивым, но карандаш оставлял на бумаге лишь хаос и меланхолию" .

Молодым джентльменом был будущий художник Уильям Генри Фокс Тальбот, выпускник кембриджского Тринити колледжа и недавно избранный членом парламента в Палате Общин.

Тальбот был настоящим эрудитом. Его любознательность обнимала области математики, химии, астрономии, ботаники, философии, филологии, египтологии и истории искусства. Он опубликовал четыре книги и 27 научных статей по различным предметам и был членом Астрономического Королевского общества. В его записной книжке среди списка покупок обнаруживаются списки книг для будущего штудирования, сложные математические формулы и обозначение результатов каких-то экспериментов.

Разочарованный неудовлетворительными результатами работы с камерой "Люцида", Тальбот вспомнил свой опыт, полученный десять лет назад при работе с камерой обскура. Камера обскура - деревянный ящик с объективом на одном конце и матовым стеклом на другом - позволяла аналогичным образом переводить на бумагу очертания пейзажа, воспроизводимом на матовом стекле. Но тогда Тальбот грешил на слабость своей рисовальной техники и недостаточность навыков. Теперь он с удовольствием вспоминал "неповторимую красоту изображения картины природы, которую стекло объектива камеры бросает на бумагу, и которое так быстро исчезает" .

Воспоминание заставило Тальбота задуматься, "как мило было бы, если бы можно было эти естественные изображения надолго запечатлеть на бумаге" . "А почему нет?" - спросил себя Генри и немедленно записал свои мысли в записную книжку, чтобы дома провести один эксперимент. Эксперимент же заключался в отыскании природного материала, который был бы способен рисовать картины под воздействием света.

В январе 1834 года Генри Тальбот вернулся домой в Лакосское аббатство (около 85 миль к западу от Лондона). В течение нескольких месяцев он проводил эксперименты, идея которых пришла ему на берегу озера Комо, и вскоре обнаружил, что лист писчей бумаги покрытой раствором нитрата серебра, чернеет на солнце. Это открытие Тальбот использовал для того, чтобы сделать точные копии очертаний ботанических образцов: он клал растение на бумагу, покрытую нитратом серебра, прижимал стеклом и оставлял на солнце. Там, где свет беспрепятственно падал на бумагу, она темнела, а листья, полностью закрывающие свет, оставляли бумагу белой. И Тальбот назвал свое новое открытие "Искусством фосфорицирующего рисования".

Целый год Тальбот пытался "улучшить химию" своего открытия, используя солнечные дни, но до той поры, пока не пришло потрясающее известие, что некий предприимчивый француз Луи Даггер изобрел принципиально иной способ получения картинок на металлических пластинках (даггеротипия). Даггер опережал события, а между тем Тальбот только собирался опубликовать результаты своих экспериментов. Он прекрасно знал, что его метод отличается от предложенного Даггером, но все же больше подходил для фиксации теней образов, растений, кружева и аналогичных плоских объектов при непосредственном контакте со светочувствительным материалом .

Хотя контактные рисунки были красивы и полезны в качестве научного документирования объектов, Генри Тальбот знал, что для дальнейшего развития необходимо найти способ получения снимков со значительно меньшей выдержкой, а лучше всего моментально. И после ряда экспериментов он создал химический состав, который после экспонирования не оставляет видимых следов на бумаге, но, тем не менее, воспринимает и оставляет скрытое изображение, которое могло стать видимым после обработки галловой кислотой. Это открытие Тальбот запатентовал в феврале 1841 года как "калотип-процесс" (от греческого Kalos красивый), чем открыл обширное поле деятельности для фотографов.

Единственное, чего пока не знал Генри Тальбот, это то, что сенсибилизированный раствор соли фиксируется лишь частично и отпечатки долго не сохраняются. Средство фиксации фотографических изображений придумал выдающийся ученый сэр Джон Гершель. Это средство на основе гипосульфата соды Тальбот использовал для закрепления отпечатков, сделанных им в начале 1840-х годов, и до сих пор используется в составе фиксажа для черно-белых фотографий.

Собрав все части своих находок, открытий и изобретений, Генри Тальбот задался целью продвижения своего проекта на родине и за рубежом. Он побывал в Париже с целью заключения лицензионного договора с французским патентным бюро относительно процесса калотипии, но безуспешно. Дома же он легко продемонстрировал коммерческую жизнеспособность изобретения, проиллюстрировав книгу "Карандаш природы", изданную в 1844 году. Менее чем за десятилетие Тальбот придумал и воплотил в жизнь новый способ получения изображения, усовершенствовал оптические и химические аспекты искусства фотографии.

Последние 25 лет своей жизни Уильям Генри Фокс Тальбот посвятил разработке и совершенствованию эффективного процесса фотогравюры. Данное занятие оказалось бесполезным и просто удивительно, зачем нужно было тратить столько времени на разработку печати с чернилами вместо светочувствительных солей серебра. Хотя некоторые моменты "чернильных" разработок Тальбота нашли место в связи с изобретением принтера, оригинальное изобретение остается несовершенным.

Среди наиболее известных композиция Тальбота, "Открытая дверь" является сознательной попыткой художника создать фотографическое изображение в соответствии с британским вкусом к голландской жанровой живописи 17-го века.

Семена одуванчика - кспериментальное доказательство потенциала разрабатываемой Тальботом фотогравюры.

Фотография включенная в книгу "Sun Pictures", опубликованную в Шотландии в 1845 году. Романтическое настроение, переданное в фотографии, вполне подходит к образу писателя. Могила, сокрытая навесом готических руин, сами руины окружены ажурным контуром крон деревьев, заменяющих трансепты здания, и вся сцена имеет глубокий тон калотипа.

Фотографии в тексте.

1. Снимок из "Album di Disegni Fotogenici", или альбома Бертолони.

Художники часто включают в сложные цветочные и фруктовые композиции натюрмортов изделия из граненого хрусталя или изделий из стекла в качестве демонстрации виртуозности своей живописной техники. Написание красками прозрачного объекта, который видим только потому, что в нем отражаются другие предметы натюрморта, является особой задачей и в случае успеха вызывает восторг у зрителя. Создав эту фотографию, Тальбот будто пытается сказать: "Посмотрите, новое искусство фотографии способно дать вам не один бокал, а целую полки, полные хрусталя" .

В январе 1839 Уильям Генри Фокс Тальбот (William Henry Fox Talbot, 1800-1877) узнал о том, что в Академии наук в Париже было сделано сообщение об изобретении Л. Дагера — дагеротипе. Это побудило Тальбота опубликовать свои работы и в конце января того же 1839 показать их на заседании Лондонского Королевского общества, а 31 января 1839 он сделал там доклад "Некоторые выводы об искусстве фотогеничного рисунка, или о процессе, с помощью которого предметы природы могут нарисовать сами себя без помощи карандаша художника".

Реакция людей на новое изобретение была ошеломляющей. Ученый Гельмут Гернсгейм писал: «Пожалуй, ни одно другое изобретение не захватывало внимание людей с такой силой и не покоряло мир с такой стремительностью».

Уильям Генри Фокс Тальбот (William Henry Fox Talbot, 1800-1877)

Отличие технологии Тальбота заключалось в подборе материалов. Он также использовал серебро, но покрывал им не металлические пластины, а обыкновенную бумагу. После чего пропитывал ее воском и так получал негатив. Затем клал его поверх другого листа бумаги, также покрытого хлоридом серебра, и оставлял на свету, таким образом получал позитивное изображение. Хотя качество фотографии, получаемой методом Тальбота, было значительно хуже, чем у его французского коллеги, все же его метод стал более перспективным. Ведь этот способ позволял делать много отпечатков с одного негатива. К тому же, работать с бумагой было дешевле и проще, чем с хрупкими дагеротипами. Легкая размытость контуров и цвет, напоминающий сепию, в восприятии современников, сближали калотипию с рисунком и литографией. Получение бумажных негативов изобретатель называл калотипией (калотипии от греч. слов kalos — прекрасный и typos — отпечаток) Неофициально же его окрестили тальботипией . а неограниченность тиража давала ей неоспоримые преимущества перед дагерротипом.

Тальбот со своими ассистентами за работой, 1845

Его жена называла маленькие камеры «мышеловками». Он размещал несколько таких камер вокруг своего дома, аббатства Лакок, находившегося в местечке Чиппенхэм, и удачно получал каждой камерой, после экспозиции всего в тридцать минут, отличную «миниатюрную фотографию тех объектов, перед которыми устанавливались камеры». Он фиксировал эти изображения, размером в один квадратный дюйм, промывая бумагу в крепком растворе обычной соли или в йодиде калия.

Камеры Генри Фокса Тальбота с отверстием для осмотра

До проявки "скрытого изображения" эти отверстия позволяли фотографам проверить, полностью ли проэкспонировалось негативное изображение.

Тальбот. Лекок-Абби, 1842

Тальбот. Метла. Первая фотография, вошедшая в книгу "Карандаш природы". 1844 - 1846 годы. Калотип.

Тальбот. Мисс Горация Филдинг

В 1841 году Тальбот зарегистрировал патент на негативно-позитивный способ создания фотоснимков, а в 1842 получил медаль Королевского Общества за эксперименты с калотипией. Через девять лет он разработал метод мгновенной фотографии и запатентовал его. До сих пор не прекращаются споры о том, кому же принадлежит преимущественная заслуга изобретения фотографии: Ньепсу или Дагерру, а может быть и Тальботу?

Человечество признательно Фоксу Тальботу за изобретение негативно-позитивного процесса, положившего начало всей современной фотографии.

Бронзовая статуя Уильям Генри Фокс Тальбот в бизнес парке города Чиппенхэм графство Уилтшир, Англия

Нисефору Ньепсу несомненно принадлежит заслуга получения первых изображений, сделанных при помощи камеры обскуры, и первая фиксация соответствующей смесью битума изображений. Он является бесспорным изобретателем гелиографии. При въезде в бургундскую деревушку Сен-Лу-де-Варенн стоит большой камень с надписью: "В этой деревне Нисефор Ньепс изобрел фотографию в 1822 году". А неподалеку, в городе Шалоне, есть памятник: стройный, совсем не старый мужчина изящным жестом указывает на громоздкий фотоаппарат.

Выдающаяся заслуга — применение впервые иодистого серебра в качестве светочувствительного материала, открытие способа проявления едва видимого изображения при помощи ртутных паров и фиксации серебряных изображений — полностью и безраздельно принадлежит Дагерру. Именно поэтому человечество хранит его имя с особенной признательностью. Французское Общество изящных искусств поставило Дагеру памятник на его могиле на кладбище Пти-Бри-сюр-Марн. Достойный монумент был воздвигнут изобретателю на его родине, в Кормейле. Имя Луи Жака Манде Дагера внесено в список величайших учёных Франции, помещённый на первом этаже Эйфелевой башни.

Памятник Дагерру в Вашингтоне, США

, Великобритания

Уильям Генри Фокс Тальбот (англ. William Henry Fox Talbot ; 31 января (11 февраля ) - 5 (17 сентября ) - английский физик и химик , один из изобретателей фотографии . Изобрёл калотипию , впервые позволившую тиражировать фотоснимки путём получения на светочувствительном материале сначала негативного изображения, а затем неограниченного числа позитивных копий .

Биография

Напишите отзыв о статье "Тальбот, Уильям Генри Фокс"

Примечания

Литература

  • Н. Д. Панфилов, А. А. Фомин. Немного истории // Краткий справочник фотолюбителя / Н. Н. Жердецкая. - М .: «Искусство», 1985. - С. 5-13. - 367 с. - 100 000 экз.

Ссылки

  • .

Отрывок, характеризующий Тальбот, Уильям Генри Фокс

Платону Каратаеву должно было быть за пятьдесят лет, судя по его рассказам о походах, в которых он участвовал давнишним солдатом. Он сам не знал и никак не мог определить, сколько ему было лет; но зубы его, ярко белые и крепкие, которые все выкатывались своими двумя полукругами, когда он смеялся (что он часто делал), были все хороши и целы; ни одного седого волоса не было в его бороде и волосах, и все тело его имело вид гибкости и в особенности твердости и сносливости.
Лицо его, несмотря на мелкие круглые морщинки, имело выражение невинности и юности; голос у него был приятный и певучий. Но главная особенность его речи состояла в непосредственности и спорости. Он, видимо, никогда не думал о том, что он сказал и что он скажет; и от этого в быстроте и верности его интонаций была особенная неотразимая убедительность.
Физические силы его и поворотливость были таковы первое время плена, что, казалось, он не понимал, что такое усталость и болезнь. Каждый день утром а вечером он, ложась, говорил: «Положи, господи, камушком, подними калачиком»; поутру, вставая, всегда одинаково пожимая плечами, говорил: «Лег – свернулся, встал – встряхнулся». И действительно, стоило ему лечь, чтобы тотчас же заснуть камнем, и стоило встряхнуться, чтобы тотчас же, без секунды промедления, взяться за какое нибудь дело, как дети, вставши, берутся за игрушки. Он все умел делать, не очень хорошо, но и не дурно. Он пек, парил, шил, строгал, тачал сапоги. Он всегда был занят и только по ночам позволял себе разговоры, которые он любил, и песни. Он пел песни, не так, как поют песенники, знающие, что их слушают, но пел, как поют птицы, очевидно, потому, что звуки эти ему было так же необходимо издавать, как необходимо бывает потянуться или расходиться; и звуки эти всегда бывали тонкие, нежные, почти женские, заунывные, и лицо его при этом бывало очень серьезно.
Попав в плен и обросши бородою, он, видимо, отбросил от себя все напущенное на него, чуждое, солдатское и невольно возвратился к прежнему, крестьянскому, народному складу.
– Солдат в отпуску – рубаха из порток, – говаривал он. Он неохотно говорил про свое солдатское время, хотя не жаловался, и часто повторял, что он всю службу ни разу бит не был. Когда он рассказывал, то преимущественно рассказывал из своих старых и, видимо, дорогих ему воспоминаний «христианского», как он выговаривал, крестьянского быта. Поговорки, которые наполняли его речь, не были те, большей частью неприличные и бойкие поговорки, которые говорят солдаты, но это были те народные изречения, которые кажутся столь незначительными, взятые отдельно, и которые получают вдруг значение глубокой мудрости, когда они сказаны кстати.
Часто он говорил совершенно противоположное тому, что он говорил прежде, но и то и другое было справедливо. Он любил говорить и говорил хорошо, украшая свою речь ласкательными и пословицами, которые, Пьеру казалось, он сам выдумывал; но главная прелесть его рассказов состояла в том, что в его речи события самые простые, иногда те самые, которые, не замечая их, видел Пьер, получали характер торжественного благообразия. Он любил слушать сказки, которые рассказывал по вечерам (всё одни и те же) один солдат, но больше всего он любил слушать рассказы о настоящей жизни. Он радостно улыбался, слушая такие рассказы, вставляя слова и делая вопросы, клонившиеся к тому, чтобы уяснить себе благообразие того, что ему рассказывали. Привязанностей, дружбы, любви, как понимал их Пьер, Каратаев не имел никаких; но он любил и любовно жил со всем, с чем его сводила жизнь, и в особенности с человеком – не с известным каким нибудь человеком, а с теми людьми, которые были перед его глазами. Он любил свою шавку, любил товарищей, французов, любил Пьера, который был его соседом; но Пьер чувствовал, что Каратаев, несмотря на всю свою ласковую нежность к нему (которою он невольно отдавал должное духовной жизни Пьера), ни на минуту не огорчился бы разлукой с ним. И Пьер то же чувство начинал испытывать к Каратаеву.
Платон Каратаев был для всех остальных пленных самым обыкновенным солдатом; его звали соколик или Платоша, добродушно трунили над ним, посылали его за посылками. Но для Пьера, каким он представился в первую ночь, непостижимым, круглым и вечным олицетворением духа простоты и правды, таким он и остался навсегда.

Описание лота: WILLIAM HENRY FOX TALBOT (1800-1877). The Pencil of Nature. London: Longman, Brown, Green & Longmans, 1844. 11 калотипий из 24. 11 salted paper prints from calotype negatives; Parts I (plates I-V), III (plates XIII-XV) and IV (plates XV-XVIII), each with accompanying letterpress page, each with plate number "1-5" and "13-18 in ink (on the mount); each accompanied by letterpress description; varying sizes from 6¼x7 7/8in. (15.8x20 cm.) to 5 1/8x5 in. (23x22.8 cm.); inscribed "E.R. Pratt Rebound 1890" in ink (on the flyleaf); "Notice" pasted to reverse of mount (Plate XIII); Part I with "Introductory Remarks" and "A Brief Historical Sketch of the Invention of the Art"; bound in a large 4to. volume, with stamped gilt title "Sun Pictures, F. Fox Talbot, 1844 (on the spine). PMM 318a.

Провенанс: with George Rinhart; to the present owner; acquired 1970s.

Уход: $30,000. Аукцион Christie"s. The Miller-Plummer Collection of Photographs. 8 October 2009. New York, Rockefeller Plaza. Лот № 532.


Тальбот, Уильям Генри Фокс (William Henry Fox Talbot (1800 - 1877) - английский химик и физикик, изобретатель негативно-позитивного процесса в фотографии, то есть способ получения на светочувствительном материале негативного изображения, с которого можно получить неограниченное число позитивных копий: (калотипии от греч. слов kalos - красивый и typos - отпечаток), впоследствии ему было дано название толботипия. Родился 11 февраля 1800 в Мелбери-Аббасе (графство Дорсет). Учился сначала у частных педагогов, затем в Харроу. Окончил Тринити-колледж Кембриджского университета. Занимался математикой, ботаникой, кристаллографией, расшифровкой клинописных текстов. Был избран членом Королевского астрономического общества, Линнеевского общества, Лондонского королевского общества. Идея фотографического процесса зародилась у ученого в 1833. Тальбот пытался копировать виды природы с помощью камеры-обскуры. Но он не обладал навыками рисования. Поэтому ему захотелось зафиксировать изображение, которое он видел в камере-обскуре. Толбот знал о том, что свет может воздействовать на свойства различных материалов, и изобрел такой светочувствительный материал. В 1834 Тальбот изобрел светочувствительную бумагу. Полученные на ней изображения закреплял раствором хлорида натрия (обычной поваренной соли) или иодида калия. Первые фотографии Тальбота представляли собой простые фотограммы, т.е. фотокопии, полученные контактным способом. Затем он «скомбинировал» камеру-обскуру с микроскопом с естественной подсветкой и получил позитивный фотоотпечаток с негатива.


"Карандаш природы"- книга Генри Фокса Тальбота. изданная в шести частях в 1844 - 1846 годах. Первая книга с опубликованными оригинальными фотографиями, приклеенными вручную. Оно состояло из шести выпусков, содержащих с общей сложности 24 снимка, и издавалось с июня 1844 г. по апрель 1846 г. В Меншелевской библиотеке Дома Истмена хранится два его экземпляра. Чтобы получить нужное для издания количества отпечатков, Тальбот в 1843 г. открыл в английском городе Ридинге студию фотопечати Reading Establishment. Студией управлял его ассистент Николас Хеннеман (1813-1898). Иллюстрацией II в книге стал «Вид парижского бульвара», снятый Тальботом из окна гостиничного номера.


Уильям Генри Фокс Тальбот. Вид парижского бульвара. Ок. 1844.

Тальбот не случайно занялся съемкой на родине Дагера: он специально совершил путешествие в сопровождении Хеннемана, чтобы представить свой процесс калотипии во Франции. Тальбот живо описал сцену в сопроводительном тексте:

«Зритель смотрит на северо-восток. Время – середина дня. Солнце покидает ряд зданий, украшенных колонами: фасады уже в тени, но открытые ставни выступают далеко, чтобы поймать уходящий солнечный свет. На улице жарко и пыльно, дорогу только что полили…»

Словестное описание не может передать все богатство деталей, показанных с помощью нового изобретения. «Фарфор», снимок коллекции чашек и фарфоровых статуэток, принадлежащей Тальботу, стал иллюстрацией III в книге «Карандаш природы».


Ульям Генри Фокс Тальбот. Фарфор. До 1844.

В сопроводительном тексте Тальбот превозносит способность фотографии «изобразить на бумаге за значительно меньшее время, чем понадобилось бы… для составления письменного каталога» все собрание фарфора. Тальбот тут же прозорливо отмечает, как полезно откажется новое изобразительное средство на «случай, если он попытается продать украденное», - иными словами, фотограф предвидит будущее использование своего изобретения в составлении иллюстрированных каталогов. Принимая во внимание потенциальный интерес коллекционеров к новому способу передачи информации, Тальбот писал:

«Чем более необычны и причудливы формы старинных чайников, тем выше преимущество в создании их изображения, а не словесного описания».


Ульям Генри Фокс Тальбот. Открытая дверь. До 1844.

Перед тем как издать последний выпуск «Карандаша природы», Тальбот принял решение сфотографировать, как он сам написал, «сцены, ассоциируемые с жизнью и творчеством писателя-романтика сэра Вальтера Скотта», литература которого оказала на Тальбота сильное влияние. В октябре 1844 г. фотограф специально совершил путешествие в Шотландию, чтобы снять дом Скотта в Эбботсфорде, а также другие места, упомянутые писателем в его произведениях. Тальбот создал новую книгу из 23 «солнечных картин», как он сам называл их, представлявших виды Шотландии. По сравнению с «Карандашом природы» «Солнечные картины в Шотландии», которое издание студии Reading Establishment, были исключительно живописны. Иллюстрация 16 в книге, запечатлевшая вид озера Лох-Кэтрин, ясно показывает неподвижную, гладкую как стекло поверхность воды и отразившийся в ней безлюдный пейзаж. Королева Виктория была одной из 103 подписчиков этого издания, однако в конце концов деятельность студии Reading Establishment оказалась убыточной. Фотографу не давалось справиться с проблемой выцветания отпечатков, и после выпуска еще трех изданий в 1846 г. Хеннемен закрыл студию и переехал в Лондон. Еще одним подписчиком книги «Солнечные картины» был преподобный Кальверт Ричард Джонс, сын уэльского землевладельца, бывший художник-маринист, рисовальщик, дагеротипист, обративший внимание на калотипию. «Шахматисты» (слева на снимке Антуан Клоде, а справа, возможно, сам Джонс) атрибутированы кругу Тальбота, хотя различные отпечатки с тем же сюжетом в последнее время были атрибутированы самому Клоде или другим фотографам круга Тальбота.


Ульям Генри Фокс Тальбот. Приставная лестница. До 1844.

Информация из других источников: В 1835 г. Тальбот зафиксировал солнечный луч. Это был снимок решетчатого окна его дома. Тальбот применил бумагу, пропитанную хлористым серебром. Выдержка длилась в течение часа. Тальбот получил первый в мире негатив. Приложив к нему светочувствительную бумагу, приготовленную тем же способом, он впервые сделал позитивный отпечаток. Свой способ съёмки изобретатель назвал калотипией, что означало «красота». Так он показал возможность тиражирования снимков и связал будущее фотографии с миром прекрасного. В конце января 1839 он попросил Фарадея показать на заседании Лондонского Королевского общества свои работы, а 31 января 1839 сделал там доклад "Некоторые выводы об искусстве фотогеничного рисунка, или о процессе, с помощью которого предметы природы могут нарисовать сами себя без помощи карандаша художника". Он боялся, что изобретение Дагера окажется таким же, как его собственное, и не хотел потерять свой приоритет. При этом Толбот не осознавал, что Дагер разработал совершенно другой процесс. Джон Гершель назвал изобретение Толбота фотографией и пустил в обращение слова "негатив" и "позитив". В 1840 ученый обнаружил, что если иодизированную фотобумагу (бумагу со слоем азотнокислого серебра, выдержанную в растворе иодистого калия) сенсибилизировать галловой кислотой, а потом непродолжительное время экспонировать в фотокамере, то на ней появится скрытое изображение, которое затем можно проявить смесью галловой кислоты и нитрата серебра. Свое изобретение Тальбот назвал калотипией. В 1841 г. Тальбот получил патент на процесс калотипии и начал запрашивать достаточно высокую цену за его использование, что сильно ограничило распространение калотипии. В отличие от получения дагерротипов, процесс Тальбота состоял в использовании одного негатива, с которого можно было сделать меного позитивных отпечатков. Этому процессу суждего было стать основой современной фотографии. В 1844 г. Тальбот опубликовал работу «Карандаш природы» - первое крупное произведение, проиллюстрированное оригинальными фотографиями.Только четыре года прошло с тех пор как мировая общественность узнала, что солнечный свет может рисовать сам себя. Кому-то это казалось волшебством, кому-то шарлатанством, многие вообще имели слабое представление о новом изобретении и его возможностях. А один из изобретателей фотографии, талантливый английский ученый Уильям Генри Фокс Тальбот открыл типографию для изготовления печатных форм своей книги «Карандаш природы» («The Pencil of Nature») - первого в мире коммерческого издания, иллюстрированного фотографиями. Через год - 29 июня 1844 года - была выпущена первая часть книги, в которую вошли 4 фотографии (калотипа, как называл их Тальбот) с пояснительным текстом автора. Поскольку многие потенциальные читатели ничего не знали о фотографии, Тальбот был вынужден вставлять в книгу подобные пояснения:

«Иллюстрации в книге сделаны светом без участия кисти художника»; «Получение изображения нескольких предметов не потребует большего времени, чем получение изображения одного предмета, потому что Камера изображает иx всех разом, независимо от количества» и так далее.


Ульям Генри Фокс Тальбот. Озеро Лох-Кэтрин. 1844.

Тальбот планировал выпустить большое количество частей книги, но, к сожалению, «Карандаш природы» не имел коммерческого успеха. Объяснялось это в первую очередь большой себестоимостью издания: каждую фотографию печатали вручную, а затем вклеивали в книгу. О какой-нибудь механизации данного процесса в первой половине XIX века не могло быть и речи. Как бы то не было, Тальбот умудрился выпустить шесть частей книги. Каждая из них состояла из четырех калотипов, иллюстрирующих ту или иную область применения фотографии. Хочется особо отметить, что ученый включил в свое издание несколько изображений представляющих художественную сторону фотографии (например, «Открытая дверь»), показывающих, что уже с самых первых дней фотография стала претендовать на свое место в семействе изящных искусств.




Top