Интегрированная логистическая поддержка жизненного цикла наукоемкой продукции. Система интегрированной логистической поддержки жизненного цикла наукоемкой продукции Интегрированная логистическая поддержка

Проблемы логистической поддержки производства (внутрипроизводственной логистики) требуют особого предисловия. Классифицируя микрологистические системы, мы подразделили их на два вида, один из которых включает только внутренние потоки фирмы, а второй в дополнение к названным еще и входные и выходные потоки. Подразделение на заготовительную, внутрипроизводственную и распределительную логистики осуществляется на несколько иных принципах, чем разделение систем на макро- и микрологистические. Микрологистическая система воплощает логистику основного звена рыночной экономики, представляющую собой сосредоточенную систему, в этом случае приходится работать с входными, внутрисистемными и выходными потоками.

Внутрипроизводственная логистика занята изучением и управлением потоками и запасами внутри самой системы; входной же и выходной потоки для внутрипроизводственной логистики - это некая заданность, условия, ограничения. Структура логистики фирмы в целом представлена па рис. 7.5.

Рис. 7.5.

В своем функционировании логистическая система должна находиться в тесной взаимосвязи с другими структурными подразделениями фирмы. Кроме того, на нынешнем этане конкурентной борьбы логистика выполняет функцию целеполагания и постановки конкретных узких задач другим подразделениям фирмы. В интегрированном виде задачи (функции) внутрипроизводственной логистики могут быть сформулированы следующим образом:

  • - планирование и диспетчирование производства на основе прогноза потребностей в готовой продукции и заказов потребителей;
  • - разработка план-графиков производственных заданий цехам и другим производственным подразделениям предприятия;
  • - разработка графиков запуска-выпуска продукции, согласованных со службами снабжения и сбыта;
  • - установление нормативов незавершенного производства и контроль за их соблюдением;
  • - оперативное управление производством и организация выполнения производственных заданий;
  • - участие в загрузке производственных мощностей заказами потребителей;
  • - контроль количества и качества готовой продукции;
  • - участие в разработке и реализации производственных нововведений;
  • - контроль за себестоимостью производства готовой продукции.

Материальная логистика во внутрипроизводственном проявлении представляет собой достаточно сложное формирование; она включает в себя логистику производственного процесса, складскую, внутритранспортную логистику и т.д.

Внутрипроизводственная логистика занимает в нашей типологии особое место. Логистический поток в данном случае практически сводится к потоку материальному, так как финансовые потоки при отсутствии товарно-денежных отношений не образуются, а информационные - в достаточной мере детерминированы технологическими процессами. Логистические процессы перемещения и складирования предметов труда, неотъемлемая часть любого производственного процесса, являются следствием разделения труда. Внутрипроизводственную логистику как таковую рассматривать вне предпринимательского контекста можно лишь с сугубо технологических позиций. Интегральная же концепция логистики требует видеть место внутрипроизводственной логистики в воспроизводственном цикле. В соответствии с этим целесообразно представить производство в ряду основных функций предприятия (табл. 7.6).

Во внутрипроизводственной системе погрузочно-разгрузочных и транспортно-складских работ чисто технически выделяют склады (структурные элементы, выступающие с логистической точки зрения как запасы) - сооружения, специально оборудованные площадки или устройства, предназначенные для приема, хранения и выдачи грузов, и грузопотоки - определенное количество однородных грузов, перемещаемых по заданному направлению за установленный период.

Таблица 7.6. Основные функции предприятия

Наименование функции

Примечание

Маркетинг

Изучение, анализ и формирование рынков, направленные на удовлетворение потребностей получателей

Основной предмет функциональной деятельности - информация

Сбыт (продажа)

Распределение и доведение готовой продукции и услуг до потребителей

Основной предмет функциональной деятельности товар

Финансовое

(финансирование)

Мобилизация и привлечение финансовых и денежных ресурсов: собственных ресурсов и ресурсов инвесторов и кредиторов

Финансы - метаресурс, необходимый для приобретения всех других ресурсов

Обеспечение

Кадровое (найм персонала)

Поиск, подбор, найм, подготовка, переподготовка, обучение персонала предприятия (менеджеров, специалистов, рабочих, служащих)

В некоторых классификациях этой функции не придается самостоятельное значение

Материально-техническое

Приобретение, доставка, сохранение и подготовка к использованию материально-технических ресурсов во всех видах функциональной деятельности предприятия

Материально-техническому обеспечению подлежат все виды деятельности предприятия

Производство (изготовление)

Соединение материально-технических ресурсов и живого труда в процессе превращения предметов труда в продукт труда (продукцию предприятия)

Характерна для производственного предпринимательства

Управление (менеджмент)

Системная функциональная деятельность, направленная па достижение цели предприятия

Особый вид целенаправленной деятельности предприятия

В этом случае схема логистических потоков может принять вид, изображенный на рис. 7.6. В данном случае все потоки носят материальный характер, при этом выделены внешние потоки, межцеховые потоки материалов и комплектующих изделий, а также межцеховые производственные потоки.

Рис. 7.6.

Существует множество факторов, оказывающих влияние как на размер запасов, так и на интенсивность потоков внутрипроизводственной логистики. Эти факторы, оказывающие как прямое, так и опосредованное влияние, могут быть объединены в четыре группы:

  • 1) отраслевые факторы (сгруппированные по технологическому, а не административному принципу):
    • - номенклатура, габаритные размеры и масса потребляемых фирмой материалов и комплектующих изделий;
    • - количество поставщиков материальных ресурсов;
    • - количество получателей готовой продукции;
    • - существующая система организации внешних перевозок;
    • - наличие или отсутствие посреднических фирм;
  • 2) региональные (межотраслевые) факторы:
    • - существующая в регионе система связей с поставщиками материальных ресурсов и потребителями продукции (непосредственная, через оптовые базы в регионе или вне его);
    • - наличие или отсутствие специализированных предприятий, обеспечивающих перевозки внутри региона, осуществляющих ремонт средств механизации и автоматизации загрузочно-разгрузочных и транспортно-складских работ;
    • - наличие специализированных транспортных и логистических предприятий;
  • 3) внутрипроизводственные факторы:
    • - габаритные размеры и масса изготавливаемой продукции;
    • - объем выпуска продукции;
    • - тип производства (единичный, серийный, массовый);
    • - форма организации производственного процесса (технологическая, предметная, подетальная);
    • - генплан предприятия (взаимное расположение производственных подразделений и складов, рельеф местности, наличие подъездных путей и т.д.);
    • - компоновка технологического оборудования;
    • - строительные характеристики складских и производственных помещений (количество пролетов, высота помещений, допустимые нагрузки на иол и перекрытия и др.);
  • 4) управленческие факторы:
    • - наличие автоматизированной системы управления производством;
    • - степень охвата технологических процессов автоматизированной системой управления.

Особую роль в данном случае играют логистические операции - обособленные совокупности действий, направленные на преобразование материального (во внутрипроизводственной логистике - в основном) и информационного потоков. Логистические операции задаются начальными условиями, параметрами внешней среды, альтернативами стратегий, характеристиками целевой функции.

При рассмотрении типологии логистики уже указывалось, что возможна ее дальнейшая декомпозиция. Так, в составе производственной логистики следует отмстить разницу в организации внутрипроизводственной логистики промышленных и строительных предприятий. На промышленном предприятии логистический материальный поток состоит из сырья, материалов, комплектующих изделий, сборочных узлов, покупных полуфабрикатов, вспомогательных материалов, запасных частей, закупаемых на рынке средств производства. В результате производственной деятельности создаются готовые изделия, подлежащие сбыту. При посредничестве торговых и логистических предприятий эти изделия становятся предметом дистрибьюции па рынках средств производства или предметов потребления. В интегральных продуктовых линиях в роли готовых изделий могут выступать продукты (обработанные детали, комплектующие, сборочные узлы), которые в соответствии с долгосрочными соглашениями о производственной кооперации поступают непосредственно другим производителям.

Во внутрипроизводственной логистике логистический подход приобретает особые черты и находит свое воплощение в реализации принципа "точно в срок"). Данный факт носит совершенно неформальный характер, так при этом по существу изменяется характер причинно-следственной связи и предпринимательские системы на информационном, а в ряде случаев (в зависимости от типа применяемых логистических систем) и технологическом уровне превращаются из толкающих в вытягивающие. Сравнение характера менеджмента в случаях традиционного и логистического подходов представлено в табл. 7.7.

Таблица 7.7. Сравнение логистического и традиционного подходов в менеджменте фирмы

Факторы

Логистический подход

Традиционный подход

Оцениваются как пассивы. Все усилия должны быть направлены на их устранение. Страховые запасы стремятся к нулю

Оцениваются как активы. Защищают производство от ошибок прогнозирования и ненадежности поставщиков. Большинство запасов имеет страховой характер

Размер запаса,

количество

материальных

ресурсов

Размер показывает текущую потребность. Минимальное количество материальных ресурсов в поставке применяется как для производителя, так и для поставщика

Количество запаса определяется экономичным размером. Не учитывается изменение запаса при изменении затрат в сбыте при переходе на меньшее количество готовой продукции

Высокий приоритет. Отслеживание изменений спроса путем быстрой переналадки оборудования. Ориентация на производство небольших партий готовой продукции

Низкий приоритет. Обычная цель - максимизация объема выпуска готовой продукции

Запасы незавершенного производства

Стремление к устранению запасов незавершенного производства

Являются необходимым элементом. Аккумулируются между структурными подразделениями и являются основой производственно-технологических циклов

Поставщики

Рассматриваются как партнеры по бизнесу. Поддерживаются отношения с небольшим количеством надежных поставщиков

Наличествует большое количество поставщиков, между которыми искусственно поддерживается конкуренция

Качество

Идеология TQM. Наличие дефектов рассматривается как недостаточная эффективность снабжения, производства и дистрибьюции

Допускается незначительное количество дефектов. Выборочная инспекция качества готовой продукции

Поддержка технологическим оборудованием

Существенна предварительная поддержка. Процесс может быть прерван, если поддержка не обеспечивает непрерывность доставки материальных ресурсов и незавершенного производства вовремя

Осуществляется по мере необходимости. Не считается критичной, пока поддерживаются необходимые запасы

Ведущее время

Поддерживается как можно короче, при этом возрастает скорость реакции каналов снабжения и уменьшается неопределенность, связанная с прогнозом потребности

Допускается длинное ведущее время, поскольку нет потребности в его уменьшении, пока возможна компенсация за счет страховых запасов

Персонал

Требует согласованности действий как рабочего, так и управленческого персонала. Не допускаются изменения в логистическом процессе, без опережающей согласованности

Управление осуществляет общий менеджмент. Изменения не зависят от персонала нижних уровней.

Применительно к материальной логистике наиболее часто встречающимися логистическими операциями являются складирование, транспортировка, комплектация, загрузка, разгрузка транспортных средств, внутреннее перемещение грузов, т.е. перемещение сырья, материалов, полуфабрикатов, готовой продукции при реализации логистической функции производства. В широком смысле к логистическим операциям относятся также сбор, хранение и обработка данных информационного потока, соответствующего рассматриваемому материальному потоку (во внутрипроизводственной материальной логистике - грузопотоку).

Для определения на предприятии объема логистических операций следует учитывать внешние, межцеховые, межучастковые, межоперационные, внутри складские и прочие грузопотоки.

Перечисленные грузоперевозки зависят от целого ряда факторов, в первую очередь от уровня организации производства. Так, на объем межцеховых грузопотоков значительное влияние оказывают сложность производственной структуры, существующая система складирования и организации межцеховых перевозок. В зависимости от этих факторов межцеховые грузопотоки могут существенно превышать объем внешних грузопотоков предприятия.

Внешний грузооборот не учитывает внутризаводских перевозок и перевозок грузов. Перевалка представляет собой законченный цикл процесса перемещения в пределах грузопотока.

Учитывая вышеизложенное, можно предложить следующую модель определения объема логистических операций для организации материальных потоков в производстве:

где 0 - общий объем логистических операций; ()" - объем логистических операций на грузопотоках внутрипроизводственной логистической системы; ¿ = 1," - количество грузопотоков внутрипроизводственной логистической системы; - объем логистических операций на склада х внутрипроизводственной логистической системы; ) = ,т - количество складов внутрипроизводственной логистической системы.

В наиболее распространенной организационной структуре предприятия общий объем логистических операций примет следующий вид:

где 0^т - объем логистических операций на внешних грузопотоках (прием, отправление); С£ - объем логистических операций на общезаводских складах; 0^а - объем логистических операций на межцеховых грузопотоках; - объем логистических операций па цеховых и межцеховых складах; (£1у - объем логистических операций на межучастковых грузопотоках; 0^у - объем логистических операций на межучастковых складах; ££о - объем логистических операций на межоперационных грузопотоках.

Отдельные составляющие данной модели определяются следующим образом:

где К"^ =/(См) - количество внешних грузопотоков; С сложность изготавливаемой продукции; = /(0",МС) -величина внешних грузопотоков прибытия и отправления; Ом - объем производства предприятия; Ме - материалоемкость продукции; К^р = /(ВГ,У0) - количество перевалок на внешних грузопотоках; В, - вид груза; У0 - уровень организации логистических операций;

где К^=/(К^^ - количество общезаводских складов;

Квн - количество внешних грузопотоков; К"|1С = /(К"м) -количество внутрискладских грузопотоков; Фх - факторы, зависящие от условий хранения грузов; К^^, = /(У") " количество перевалок на внутрискладских грузопотоках; У - уровень организации логистических операций;

3С=/(П|Ш) - объем складских запасов; Пвн - объем внешних грузопотоков;

где Кми=/(Усп) - количество межцеховых грузопотоков; У£п - уровень специализации цехов предприятия;

ПМ1| =/(К^-с,У"1|) - межцеховых грузопотоков; Кс - количество межцеховых и цеховых складов; К^р = /(У") - количество перевалок на межцеховых грузопотоках; У - уровень организации логистических операций;

где К"и = /(К"шУП|) - количество внутрискладских грузопотоков; К" количество межцеховых грузопотоков; Уси - уровень специализации цехов предприятия;

Кми.ц = /(У"п) - количество межцеховых и цеховых складов; П|И. = /(Пмц) - величина внутрискладских грузопотоков; Пмц - объем межцеховых грузопотоков; Зс - объем складских запасов; К^у||1|| =/(У") - количество перевалок на внутрискладских грузопотоках; Уо - уровень организации логистических операций;

где К^, =/(У^,) - количество межучастковых грузопотоков; Уу - уровень специализации производственных участков; с"Пму = /(К"фс,У*п) - объем межучастковых грузопотоков; К",]," - количество межучастковых складов полуфабрикатов; К"|ури = /(У") - количество перевалок на межучастковых грузопотоках; У - уровень организации логистических операций;

где: К"ф" = /(Ус") - количество межучастковых складов полуфабрикатов; - уровень специализации участков; КШ1 = /(Кму"^си) - количество внутрискладских грузопотоков; К" - количество межучастковых грузопотоков;

=/(Пму,Уе") - объем внутрискладских грузопотоков; Пму - объем межучастковых грузопотоков; Зс - объем складских запасов; Фх - факторы, зависящие от условий

храпения грузов; К^утрп=/(У0) - количество перевалок на внутрискладских грузопотоках; У - уровень организации логистических операций;

где К"10|| = /(ОБ(Л - количество межоперационных грузопотоков; ОБс - доля складского и транспортного оборудования с совмещением технологических и транспортных операций в общем количестве; ПМО|| =/ГОБс) -объем межоперационных грузопотоков; К",",1", = /(У") - количество перевалок на межоперационных грузопотоках; Ус -уровень организации логистических операций.

Дальнейшее перемещение сырья, материалов, полуфабрикатов уже не является функцией внутрипроизводственной логистики, так как это перемещение является уже частью технологического процесса обработки, а хранение осуществляется в накопительных устройствах технологического оборудования. Значительный интерес представляет совмещение технологических и логистических операций (к примеру, на роторных линиях обработки), но это должно быть темой самостоятельного рассмотрения, к тому же в большей степени в рамках не логистики, а организации производства.

Системный подход к проектированию ЖЦ изделия и вытекающий из него комплекс управленческих мероприятий, направленных на сокращение этих затрат, объединяются понятием интегрированной логистической поддержки (ИЛП – Integrated Logistic Support) . Концепция ИЛП возникла почти одновременно с самой интегрированной логистикой как результат осмысливания многолетнего опыта эксплуатации военной техники в армиях США и Великобритании.

Интегрированная логистическая поддержка – методология оптимизации стоимости ЖЦ изделия с учетом критериев его наилучшей пригодности к поддержке эксплуатации, надежности и ремонтопригодности, основанная на построении интегрированной логистической системы.

В понятие ИЛП входят:

· исследование состояния рынка и прогнозирование перспектив сбыта изделий, планируемых к производству;

· определение инфраструктуры системы обслуживания изделий в период эксплуатации, в том числе планирование процедур материально-технического обеспечения, диагностики состояния изделий, ремонта и т. п.;

· учет требований ремонтопригодности при проектировании изделий, разработка средств обслуживания сложной техники параллельно с разработкой самого изделия;

· расчет надежности и длительности безотказной работы изделий;

· расчет затрат на производство и эксплуатацию изделий;

· определение состава и необходимого объема запасных частей;

· обучение обслуживающего персонала;

· поддержка связей между производителем и потребителем путем доступа потребителя к интегрированной базе данных изделия с целью упрощения диагностики состояния и ремонта изделий, а также получения изготовителем данных о неисправностях и отказах для принятия мер по повышению надежности изделий;

· классификация и кодификация изделий и материалов, необходимые для упрощения поиска нужных данных в справочниках и БД, исключения дублирования проектов, ускорения составления заявок на поставки комплектующих и т. п.;

· разработка и сопровождение электронной эксплуатационной и ремонтной документации;

· традиционные логистические процедуры, такие как упаковка, складирование, транспортировка изделий.

Пригодность к осуществлению поддержки эксплуатации (supportability) – степень соответствия конструктивных характеристик изделия и интегрированной логистической системы поддержки его эксплуатации требованию постоянной готовности изделия к работе или приведения его в готовность за приемлемое время.

Система интегрированной логистической поддержки (ИЛП-система) изделия – интегрированная логистическая система, обеспечивающая поддержку эксплуатации данного изделия в течение всего его ЖЦ в соответствии с требованиями ИЛП.

ИЛП реализуется посредством применения специализированных информационных технологий (ИТ) и соответствующих программно-методических средств. Базовым стандартом в области ИЛП, получившим в Европе de-facto статус международного, является стандарт министерства обороны Великобритании DEF STAN 00-60: Интегрированная логистическая поддержка. Это новейший стандарт, в настоящее время состоит из двенадцати томов, охватывающих основные аспекты ИЛП.

Большинство сложных технических задач разрабатывается по специальному заказу. Для таких изделий разработка ИЛП-системы начинается практически одновременно с разработкой самого изделия. В ходе разработки концепции изделия вырабатываются также и общие принципы организации поддержки его эксплуатации. Зная концепцию, можно определить структуру и порядок функционирования будущей ИЛП-системы изделия (рис. 8.1).

Рис. 8.1 - Жизненные циклы изделия в ИЛП:

- стадии ЖЦ ИЛП

Этапу проектирования и производства изделия соответствует этап проектирования ИЛП-системы (на рис. 8.1 – проектирование стратегии поддержки эксплуатации ). Здесь методом последовательного приближения определяется конструкция изделия, обеспечивающая наилучшую пригодность к поддержке эксплуатации. Каждый вариант конструкции имеет свои функциональные характеристики и, соответственно, характеристики ИЛП. Поэтому возникает необходимость в управлении конфигурацией изделия и его ИЛП-системы.

На этапе эксплуатации (на рис. 8.1 – поддержка эксплуатации изделия) постоянно осуществляется мониторинг и анализ состояний изделия и его ИЛП-системы с целью проверки соответствия фактических и расчетных значений их характеристик. Выявленное таким путем несоответствие фактической и расчетной степени пригодности изделия к поддержке эксплуатации может повлечь за собой пересмотр ИЛП-системы, а в худшем случае – конструкции или даже концепции изделия.

По завершении утилизации изделия подсчитывается окончательная стоимость ЖЦ изделия и оценивается общая эффективность организации ИЛП.Такая оценка вместе с архивными данными о функционировании ИЛП-системы может использоваться при организации ИЛП для изделий аналогичного типа или назначения. На рис. 8.1 это стадия завершения поддержки эксплуатации изделия.

Главное, на что следует обратить внимание, – постоянный контроль за текущей или реальной стоимостью ЖЦ изделия. Важность жесткого регулярного контроля обусловлена необходимостью доказать пользователю, что полученная в конечном итоге стоимость ЖЦ изделия оптимальна.

Интегрированная логистическая поддержка включает в себя следующие процедуры:

· логистический анализ (Logistic Support Analysis) изделия, выполняемый с целью обеспечения необходимого уровня надежности, ремонтопригодности и пригодности к поддержке, а также установления требований:

– к конструкции изделия, размещению его агрегатов и узлов, подлежащих регулярному обслуживанию, замене и ремонту;

– к вспомогательному и испытательному оборудованию;

– к численности и квалификации эксплуатационного и обслуживающего персонала;

– к системе и средствам обучения;

– к номенклатуре и количеству запасных частей, расходных материалов и т. д.;

– к организации хранения, транспортировки, упаковки и т. д.

· планирование технического обслуживания и ремонта (ТОиР) изделия (Maintenance and Repair Planning):

– разработка концепции ТОиР, требований к изделию в части его обслуживания и реализации плана ТОиР;

· интегрированные процедуры поддержки материально-технического обеспечения (МТО) процессов эксплуатации, обслуживания и ремонта изделия (Integrated Supply Support Procedures Planning), в том числе:

– определение параметров начального и текущего материально-технического обеспечения;

– кодификация предметов поставки;

– планирование поставок изделий;

– управление заказами на поставку предметов снабжения;

– управление счетами на оплату заказанных предметов снабжения;

· меры по обеспечению персонала электронной эксплуатационной документацией (ЭЭД) и электронной ремонтной документацией (ЭРД) на изделие (Electronic Maintenance Documentation, Electronic Repair Documentation) , принимаемые на стадии проектирования и в процессе производства конкретных экземпляров (партий) изделия. Указанная документация используется при закупке, поставке, вводе в действие, при эксплуатации, сервисном обслуживании и ремонте изделия.

В системах ИЛП контролируются процессы поставки изделий, формирования и исполнения заявок. Следует отметить, что ИЛП тесно связана с обеспечением управления качеством продукции в соответствии со стандартами серии ISO 9000.

Приоритетным направлением в сфере ИЛП ЖЦИ становится создание автоматизированных информационно-логистических систем (как стационарных, так и мобильных), на базе технологий, интегрирующих прогнозирующий мониторинг технического состояния объектов и процессы их ЖЦ в единое информационное поле: сканирование информации с основных узлов/агрегатов изделия и передача ее по беспроводным каналам связи на порталы управления ИЛП ЖЦИ позволит принимать оптимальные решения по управлению производством и поставкой МКЗ и послепродажному обслуживанию сложной техники (рис. 8.2). Это даст возможность существенно сократить затраты, связанные с простоем техники и созданием колоссальных запасов комплектующих и запчастей к ней, за счет эффективного управления материально-техническим обеспечением не на основе долгосрочного планирования, а в режиме реального времени.

Рис. 8.2 - Система ИЛП в реальном времени

Интегрированная логистическая поддержка (ИЛП) - совокупность видов деятельности, осуществляемых головным разработчиком изделия совместно с другими участниками жизненного цикла изделия и направленных на формирование системы технической эксплуатации изделия, обеспечивающей эффективное использование изделия при приемлемой стоимости его жизненного цикла (ГОСТ Р 53393).

Техническая эксплуатация (ТЭ) - это часть эксплуатации, включающая транспортирование, хранение, техническое обслуживание и ремонт изделия.

Система технической эксплуатации (СТЭ) - совокупность взаимосвязанных объектов технической эксплуатации (финальное изделие, комплекс, образец), средств эксплуатации, исполнителей и документации, устанавливающей правила их взаимодействия (ГОСТ Р 56136).

Средства эксплуатации - это здания, сооружения, технические устройства, инструмент, запасные части и материалы, необходимые для эксплуатации.

Основные задачи ИЛП

Анализ логистической поддержки;
. планирование технического обслуживания (ТО) и управление ТЭ;
. планирование и управление материально-техническим обслуживанием (МТО);
. разработка и сопровождение эксплуатационной документации (ЭД);
. формирование требований к средствам ТО (к оборудованию, необходимому для обеспечения эксплуатации и ТО), к численности и квалификации персонала, к техническим средствам обучения;
. разработка требований к процессам упаковывания, погрузки/разгрузки, хранения, транспортирования, к инфраструктуре системы ТЭ;
. формирование мер поддержки программного обеспечения и вычислительных средств;
. мониторинг технического состояния на стадии эксплуатации;
. планирование утилизации изделия, его составных частей и средств ТО.

Задачи ИЛП решаются в ходе всего ЖЦ изделия, в том числе:
. на стадии разработки изделия формируются требования к элементам СТЭ и проектируются элементы СТЭ (на этих этапах ЖЦ результаты деятельности в области ИЛП влияют на конструкцию изделия в части обеспечения надежности, эксплуатационной технологичности и других эксплуатационно-технических характеристик (ЭТХ);
. на стадии эксплуатации изделия (вплоть до списания и утилизации) обеспечивается техническая, методическая и информационная поддержка функционирования элементов СТЭ с использованием постоянно пополняемой базы данных и документов ИЛП, а также периодически проверяется выполнение заданных требований, используемых документов и данных с их актуализацией при необходимости;
. при модификации изделия на стадиях эксплуатации и (или) капитального ремонта (если он предусмотрен) вносятся изменения, связанные с условиями эксплуатации, используемыми технологиями, экономическими факторами и др.

Виды деятельности ИЛП логически и информационно интегрированы в единый комплекс процессов, в который вовлечены как разработчик (поставщик), так и заказчик (эксплуатант). Информационная интеграция процессов обеспечивает обратную связь между процессами: сведения, полученные в ходе эксплуатации, используются для совершенствования конструкции изделия и организации СТЭ.

Для решения задач анализа логистической поддержки и мониторинга технического состояния изделия на стадии эксплуатации мы рекомендуем использовать программные комплексы, разработанные специалистами НИЦ "Прикладная Логистика" - LSA Suite и ILS Suite.

Cистема ILS Suite предназначена для решения задач мониторинга технического состояния сложных машиностроительных изделий в ходе их испытаний и эксплуатации. Функциональность системы обеспечивает получение от эксплуатантов сведений о ходе эксплуатации изделий, их накопление, обработку и анализ, с тем, чтобы обеспечить непрерывный мониторинг состояния эксплуатируемых изделий и обеспечить высокий уровень их готовности и безопасности эксплуатации.

Главной тенденцией современности, включая процессы в мировой экономике, становится обретение новых факторов эффективности логистики, слияние ее традиционных сфер применения и образование качественно новой стратегической инновационной системы - системы интегрированной логистической поддержки (ИЛП).

Основными целями системы ИЛП являются:
- влияние на разработку/проектирование для обеспечения оптимальной эксплуатации;
- определение и уточнение ресурсов обеспечения жизненного цикла;
- поставка необходимых ресурсов с минимальными затратами в течение всего срока службы продукции.

Суть системы интегрированной логистической поддержки иллюстрирует следующая схема (Рис. 1).

Рисунок 1. Схема интегрированной логистической поддержки наукоемкой продукции.

Опыт работы нашей организации по концептуальному проектированию и реализации систем ИЛП свидетельствует о том, что реализация даже отдельных элементов системы, ориентированных на их перспективное комплексное применение, способно принести компаниям значительный экономический эффект долгосрочного характера.

Преимущества от системной реализации мероприятий по формированию конструкторской документации в электронном виде с последующим ее использованием в ходе жизненного цикла наукоемкой продукции определяются масштабностью внедрения. Опыт показывает, что чем крупнее корпорация (компания), тем выше эффект. В общем случае очевидные преимущества формулируются таким образом (рис. 2):
- интегрируются разрозненные информационные ресурсы в единую корпоративную систему;
- формируется качественно новый уровень управления конструкторской документацией (актуализация, создание новой, архивация, тиражирование, доступ, обмен, согласование и т.д.);
- обеспечивается оперативность информационного взаимодействия различных корпоративных структур (разработчиков, производителей, дилеров, сервисеров).

Рисунок 2. Структурная схема управления электронной конструкторской документацией наукоемкой продукции.

Комплексная реализация системы ИЛП позволяет:
- обеспечить системность мероприятий по повышению надежности продукции;
- существенно сократить издержки на стадиях жизненного цикла продукции;
- обеспечить надлежащее качество эксплуатации (использования) продукции потребителем;
- повысить рыночную привлекательность и конкурентоспособность продукции.

Все это создает условия роста стоимости бизнеса компаний, повышает их клиентоориентированность.

Специалисты нашего Центра готовы выполнить весь спектр работ по концептуальному проектированию и разработке системо-технических решений (функциональных моделей, типовых бизнес-процессов, методик, расчетных задач) создания системы ИЛП изделий на базе комплекса международных и отечественных нормативно-технических документов (рис.3).

Рисунок 3. Базовые документы ИЛП

Оценка стоимости жизненного цикла (стоимости «владения») изделий

Одним из важных потребительских параметров сложного наукоемкого изделия является величина затрат на поддержку его жизненного цикла (ЖЦ). Эти затраты складываются из затрат на разработку и производство изделия, а также затрат на ввод изделия в действие, эксплуатацию, поддержание его в работоспособном состоянии и утилизацию по истечении срока службы (рис.4).

Рисунок 4. Основные составляющие стоимости жизненного цикла наукоемкой продукции

Для наукоемкой продукции, имеющей длительный срок использования (от 10 лет), затраты на постпроизводственных стадиях ЖЦ, связанные с поддержанием изделия в работоспособном состоянии (состоянии готовности к использованию), могут значительно превышать затраты на приобретение (Рис. 5).

Рисунок 5. Роль и место послепродажного обслуживания в жизненном цикле наукоемкой продукции

Как правило, деятельность производственных предприятий по обеспечению качественного сервиса наукоемкой продукции является затратной, создающей трудно предсказуемые проблемы для бизнеса и приводящие к финансовым потерям. Необходимость постоянного поиска резервов эффективности сервисных мероприятий требует разработки и реализации структурированного методического аппарата по оценке стоимости жизненного цикла продукции и мероприятий по поддержанию его в готовности к использованию по предназначению.

Суть методического аппарат заключается не только в анализе и планировании затрат, связанных с оказанием сервисных услуг, но и в оценке вероятных рисков и фактическом управлении услугами за счет определения оптимального баланса между затратами на их выполнение и рисками возникновения потерь в конкретных существующих условиях и ограничениях (рис. 6).

Рисунок 6. Концептуальный облик методики оценки стоимости ЖЦ

Специалисты нашего Центра готовы выполнить весь спектр работ по разработке структурированного методического аппарата оценки стоимости жизненного цикла продукции и мероприятий по поддержанию его в готовности к использованию по предназначению, который позволит не только ответить на вопросы: Какой уровень надежности достижим при определенных показателях предоставления сервиса? Как обеспечить надлежащую эффективность сервиса? Какой объем финансирования нужен «в идеале»?, но и создать предпосылки к повышению качества продукции и услуг Вашей компании.

Разработка и внедрение информационно-управляющих систем для планирования и анализа технического обслуживания и ремонта, планирования материально-технического обеспечения эксплуатации и ремонта изделий

Основу взаимодействия структурных элементов системы ИЛП составляет информационно-управляющая система. В ней реализуется главное правило: информация, однажды возникшая на каком-либо этапе жизненного цикла, сохраняется и становится доступной всем участникам в соответствии с имеющимися у них правами (уровнями) доступа к информации (рис. 7).

Рисунок 7. Структурная схема организации информационно-управляющей системы.

В качестве инструментария информационно-управляющей системы целесообразно комплексирование автоматизированных информационных систем планирования и управления ресурсами предприятий (MRP/ERP) с системами управления услугами (поставкой, обслуживанием, ремонтом, утилизацией, информационной поддержкой, обучением специалистов и пр.), которое позволяет обеспечить сквозную оптимизацию материальных потоков и ресурсов на всех стадиях жизненного цикла.

Ресурсы указанных систем направлены на реализацию базовых функциональных моделей и автоматизацию типовых бизнес-процессов, методик и расчетных задач, к которым относятся:
- формирование структурной модели изделия;
- определение показателей надежности изделия;
- регламентирование процессов использования изделия;
- оценка стоимости жизненного цикла изделия;
- мониторинг состояния изделия в ходе жизненного цикла;
- планирование использования изделия и мероприятий по подержанию его в работоспособном состоянии;
- логистика использования изделия;
- модернизация изделия и средств поддержания его в работоспособном состоянии и др.

Специалисты нашего Центра готовы провести информационное обследование Вашей компании, разработать логическую структуру информационно-управляющей системы, сформировать и разработать комплекс функциональных модулей в интересах автоматизации решаемых задач на базе современных информационно-коммуникационных технологий, в том числе базовых информационно-защищенных компьютерных технологий, в соответствии с требованиями отечественных стандартов серий ЕСКД, автоматизированные системы, ЕСПД и др.

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Интегрированная логистическая поддержка продукции на этапах жизненного цикла»

Направление подготовки: 220700 Автоматизация технологических процессов и производств

Квалификация (степень) выпускника: магистр

по программам:

Системы автоматизированного управления в металлургии

Системы автоматизированного управления в нефтегазопереработке

Системы автоматизированного управления в горном деле

Системы автоматизированного управления в машиностроении

Форма обучения: очная

Составитель:

Ассистент каф. АТПП

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

1. Цели освоения дисциплины

Цель дисциплины – углубленное освоение студентами, обучающимися по направлению «Автоматизация технологических процессов и производств», основ интегрированной логистической поддержке продукции на этапах жизненного цикла: от концептуального проектировании и составления до утилизации.

Дисциплина нацелена на подготовку студентов к:

Разработке и исследованию средств и систем автоматизации и управления различного назначения, в том числе жизненным циклом продукции и ее качеством, применительно к конкретным условиям производства на основе отечественных и международных нормативных документов;


Исследованию в области проектирования и совершенствования структур и процессов промышленных предприятий в рамках единого информационного пространства;

Исследованию с целью обеспечения высокоэффективного функционирования средств и систем автоматизации, управления, контроля и испытаний заданным требованиям при соблюдении правил эксплуатации и безопасности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина относится к базовой части профессионального цикла и рекомендована ФГОС. Она непосредственно связана с дисциплинами: «Организационно-экономическое проектирование инновационных процессов», «Интегрированные системы проектирования и управления автоматизированных и автоматических производств» и «Проектирование единого информационного пространства виртуальных предприятий».

3. Требования к результатам освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

Способность самостоятельно приобретать с помощью и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности (ОК-8);

Способность проектировать архитектурно-программные комплексы автоматизированных и автоматических систем управления, контроля, диагностики и испытаний общепромышленного и специального назначения для различных отраслей (ПК-4);

Способность проводить технические расчеты по проектам, технико-экономический и функционально-стоимостной анализ эффективности проектируемых технических средств и систем автоматизации, управления, контроля, диагностики, систем управления жизненным циклом продукции и ее качеством (ПК-6);

Способность осуществлять контроль за испытанием , средствами и системами автоматизации и управления, поступающими на предприятие материальными ресурсами, внедрением современных методов автоматизации и управления производством, жизненным циклом продукции и ее качеством (ПК-22);

Способностью руководить созданием нормативно-правовой документации, регулирующей деятельность по автоматизации и управлению производством, жизненному циклу продукции и ее качеству (ПК-23);

Способность организовать в подразделении работы по совершенствованию, модернизации, унификации выпускаемых изделий, действующих технологий их элементов и технических средств автоматизированных производств и по разработке проектов стандартов и сертификатов (ПК-28);

Способностью проводить анализ, синтез и оптимизацию процессов автоматизации, управления производством, жизненным циклом продукции и ее качеством на основе проблемно-ориентированных методов (ПК-38);

Способностью обеспечивать практическое применение современных методов и средств определения эксплуатационных характеристик оборудования, технических средств и систем (ПК-50).

В результате освоения дисциплины студент должен

    Комплексную систему материально-технического обеспечения изделия, АСУ эксплуатацией изделия; передачей данных, документов и задач между участниками проекта в PDM-системах, проектирование работы; методы и средства хранения и управления характеристиками продукции на основе ИПИ/CALS-технологий; эксплуатационную модель экземпляра продукции, понятие об интегрированной логистической поддержке (ИЛП продукции), цели и задачи ИЛП, ее структуру и нормативные документы; методы логистического анализа на этапах жизненного цикла продукции и услуг, его автоматизацию; методы определения регламента технического обслуживания и ремонта изделия, надежности и ремонтопригодности.

Разрабатывать эксплуатационные модели изделий, с использованием принципов и методов логистического анализа жизненного цикла продукци на основе ИПИ/CALS технологий;

Составлять маркетинговый инвестиционный производственный и финансовый планы;

Навыками разработки эксплуатационных моделей изделий, использования логистического анализа работы с электронной документацией систем интегрированной логистической поддержки продукции на этапах ее жизненного цикла методов и средств хранения и управления характеристиками продукции на основе ИПИ/CALS технологий

Навыками работы с современными CAD/CAE/CAM системами для создания конструкторской структуры продукции на основе твердотельных геометрических моделей деталей и сборок;

Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

Аудиторные занятия (всего)

В том числе:

Практические занятия (ПЗ)

Семинары (С)

Лабораторные работы (ЛР)

Самостоятельная работа (всего)

В том числе:

Курсовой проект (работа)

Расчетно-графические работы

Другие виды самостоятельной работы

Домашнее задание

Роль трехмерной модели в жизненном цикле изделия. Создание конструкторской структуры изделия как основы для формирования логистической структуры продукции (изделия).

5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами

Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

№ № разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

Организационно-экономическое проектирование инновационных процессов

Интегрированные системы проектирования и управления автоматизированных и автоматических производств

Проектирование единого информационного пространства виртуальных предприятий


5.3. Разделы дисциплин и виды занятий

Наименование раздела дисциплины

Основные термины и определения.

Стандарты логистической поддержки продукции на этапах жизненного цикла.

Логистический анализ и организация логистического управления.

Каталогизация и классификация предметов и процессов снабжения как информационная основа интегрированной логистической поддержки.

Сквозное проектирование на базе трехмерных моделей в современном CAD/CAE/CAM программном обеспечении.


6. Лабораторный практикум

Лабораторный практикум не предусматривается

7. Практические занятия (семинары)

№ раздела дисциплины

Тематика практических занятий (семинаров)

Трудо-емкость

Изучение терминологического словаря интегрированной логистической поддержки

Создание логистических структур,

функциональный анализ

Расчет периодичности обслуживания

Показатели жизненного цикла продукции и интегрированная логистическая поддержка

Создание конструкторской структуры продукции в современном CAD/CAE программном обеспечении

Создание элементов интерактивного электронного руководства на основе разнесенной сборки в CAD/CAE программном обеспечении

Не предусмотрены.

9. Примерные темы рефератов:

Логистика как объект управления. Роль ИЛП в поддержании жизненного цикла продукции. Нормативное обеспечение ИЛП продукции. Интерактивные руководства по эксплуатации. Обзор программных пакетов для информационной поддержки продукции на этапах жизненного цикла. Характеристика и анализ производственной логистической системы (на примере организации). Методы совершенствования логистики производственных процессов в организации. Проблемы внедрения технологий информационной поддержки продукции на этапах ее жизненного цикла Особенности внедрения информационных систем на отечественных предприятиях.

10. Темы, выносимые на самостоятельную проработку:

Изучение стандартов по управлению ИЛП в сети Интернет

Освоение программно-технического оборудования для выполнения по курсу,

Подготовка рефератов с использованием информации в сети Интернет.

11. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

а) основная литература

Степанов, : учебник для вузов /. : Проспект, 2009. – 488 с. – ISBN 5-392-003372-3: 189. , Омельченко логистическая поддержка жизненного цикла наукоемкой продукции: Учебник для студентов вузов. – Москва: Московский государственный технический университет им. , 2008. – 296 с., ил. Библ.: 120. – русский. – ISBN 978-5-7038-3091-8 – Российская Федерация. Шаламов логистическая поддержка наукоемкой продукции. – Москва: Издательство "Университетская книга", 2008. – 464 с., ил. Библ.: 12. – русский. – ISBN 978-5-98699-049-1 – Российская Федерация. Гаврилов производством на базе стандарта MRP II.- СПб: Питер, 2002.- 320с.

Б)дополнительная литература

Бауэрсокс Доналд Дж., Клосс Дейвид Дж. Логистика: интегрированная цепь поставок.- М.: ЗАО “Олимп-Бизнес”, 2001.- 640с. , огистическое управление химическими предприятиями //Логинфо, №9(49), 2002.- с.39-45 Технологии интегрированной логистической поддержки изделий машиностроения. / , 2006 – 232 с., Норенков автоматизированного проектирования: Учебник для студентов вузов. – Москва: Московский государственный технический университет им. , 2006. – 448 с., ил. Библ.: 15. – русский. – ISBN 5-7038-2892-9 – Российская Федерация.(Информатика в техническом университете). Малюх в современные САПР: Курс лекций. - М.: ДМК Пресс, 2010. - 192 с. Таджикский A. M. Логистика: Учебное пособие/Информационно - внедренческий центр «Маркетинг», 3-е переработанное и дополненное издание. - М., 2000. - 368с.

12. Материально-техническое обеспечение модуля (дисциплины)

При изучении основных разделов дисциплины, выполнении практических работ магистры используют персональные компьютеры с установленным специализированным программным обеспечением CATIA, Solid Edge.




Top