Презентация "Железы внутренней секреции" по биологии – проект, доклад. Презентация на тему "Функции желёз внутренней секреции" Органы внутренней секреции человека презентация

Слайд 1

.
Учитель МОУ СОШ №16 г. Балашова Саратовской области Куренкова Т.А.
ЖЕЛЕЗЫ ВНУТРЕННЕЙ СЕКРЕЦИИ.

Слайд 2

« всегда был и будет самым любопытнейшим явлением для человека!» В.Г. Белинский
Человек

Слайд 3

Гармоны
Биологически активные вещества различной химической природы образующиеся в железах внутренней секреции, регулирующие функции организма.

Слайд 4

Функции гормонов.
Эндокринная система регулирует: - обменные процессы организма, - рост и развитие (умственное, физическое, половое) организма, - обеспечивает постоянство внутренней среды (гомеостаз) и нормальное течение всех биохимических процессов

Слайд 5

Свойства гормонов
1.Действуют в малых концентрациях. 2. Обладают высокой биологической активностью. 3.Отличаются специфичностью действия (некоторые действуют лишь на определённые органы-мишени); 4. Воздействуют через кровь и лимфу. 5. Регулируют процессы обмена веществ, которые протекают в клетке

Слайд 6

Гуморальная регуляция.
КООРДИНАЦИЯ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА ЧЕРЕЗ КРОВЬ, ЛИМФУ, ТКАНЕВУЮ ЖИДКОСТЬ, ПРИ УЧАСТИИ ГОРМОНОВ.

Слайд 7

Нервная регуляция.
Регуляция жизнедеятельности организма с помощью нервной системы

Слайд 8

Эндокринная система
. Железы внутренней секреции.

Слайд 9

Выяснить причины проявления аномалий в развитии человека.
Цель:
Проблема:
Каковы причины возникновения различных отклонений от нормального развития?

Слайд 10

Щитовидная железа
Расположена поверх щитовидного хряща. Строение: две доли, соединенные перешейком и состоящие из пузырьков.

Слайд 11

Поджелудочная железа
Расположена ниже желудка в брюшной полости Строение: «островки» клеток, расположенные в брюшной полости Гормон: инсулин

Слайд 12

Гипофиз
Расположена ниже моста головного мозга Гормоны: а)ростовые б)регуляторные

Слайд 13

Надпочечники
Расположение: над верхней частью почек. Строение: Наружный слой- корковый, внутренний- мозговой.

Слайд 14

Программа «Планета здоровья»

Слайд 15

Щитовидная железа
При недостатке йода в организме развивается эндемический зоб – разрастание ткани щитовидной железы.

Слайд 16

Щитовидная железа
Регулирует обмен веществ и развитие организма. Гормон – тироксин. При гипофункции – микседема При гиперфункции – базедова болезнь

Слайд 17

Базедова болезнь

Слайд 18

Слайд 19

Надпочечники
Мобилизуют организм в экстремальных ситуациях и повышают его работоспособность и выносливость. Основные гормоны – адреналин и норадреналин. Количество выделяемых гормонов зависит от физиологического и психологического состояния организма.

Слайд 20

Маленькие по массе надпочечники образуют 28 гормонов. Они регулируют обмен углеводов, жиров, влияют на содержание в организме Na, К, стимулируют деятельность сердечно-сосудистой системы
Адреналин в экстремальных ситуациях вырабатывается в больших количествах. Сердце учащенно бьется, кровеносные сосуды сужаются. В считанные секунды он мобилизует все силы. С таким допингом нестрашны повседневные трудности и стрессы.
Надпочечники вырабатывают гормон кортизол, который снимает воспаление и боль. Он в экстремальных ситуациях поставляет мышцам дополнительную энергию. При недостатке кортизола нарушается работа надпочечников, что приводит к бронзовой болезни.

Слайд 21

Карликовость.

Слайд 22

Йоти Амгэ из индийского города Нагпур является самой маленькой девочкой в мире, согласно Индийской книге рекордов. 15-летняя школьница имеет рост всего 58 см и весит 5 кг.

Слайд 23

ГИГАНТИЗМ, аномальный рост человека или животного, превышающий характерную для вида норму. Вызывается нарушением деятельности желез внутренней секреции (главным образом гипофиза, щитовидной и половых желез).

Слайд 24

Поджелудочная железа
Регулирует синтез и распад сахара в организме. Основной гормон – инсулин. При гипофункции – сахарный диабет. При гиперфункции – головокружение, слабость, потеря сознания.

Слайд 25

Сравнительная характеристика эндокринных заболеваний учащихся МОУ СОШ № 16
Общее количество учащихся
Учащиеся, у которых нарушена щитовидная железа (2011 г.)
50
0
400
250

Сравнительная диаграмма эндокринных заболеваний МОУ СОШ №16 за 2006-2007г. и 2010 - 2011г.

Слайд 26

Проведение и анализ социологического опроса обучающихся 5- 11 классов
Причины нарушения щитовидной железы. Вывод: необходимо усилить пропаганду здорового образа жизни.
Не употребляют

Слайд 27

Рекомендации по профилактике нарушений функций щитовидной железы:
Ешь правильно - и лекарство не надобно. Поешь рыбки - будут ноги прытки. Морковь прибавляет кровь. Обед без овощей - праздник без музыки. Щитовидная железа нуждается в витаминах. Кушайте лимоны, яблоки, творог, темный хлеб, грецкие орехи. Меньше нервничайте избегайте волнений, стрессовых ситуаций. Кушайте ежедневно море продукты. Морская капуста 220000 мкгр., йода на 100гр., печень трески 800 мкгр., минтай 150 мкрг. Отдыхайте летом у моря, принимайте йодомарин, добавляйте в ванну минеральную соль Мертвого моря, занимайтесь активными видами спорта.

Предварительный просмотр:

« Железы внутренней секреции»

Урок биологии в 8 классе.

Из опыта работы

Учителя биологии

МОУ НСОШ № 1

Губайдуллиной С. А.

Аннотация:

Материалы урока могут быть использованы на тематическом или обобщающем уроке, по биологии, химии.

Цель урока: сформировать у учащихся понятие о гуморальной регуляции деятельности организма. Продолжить формировать понятие о регуляции организма с помощью нервной системы. Расширить знания о строении и функциях клетки.

Задачи:

Раскрыть особенности строения желёз внутренней секреции в связи с выполняемой функцией. Выявить роль биологически активных веществ гормонов. Продолжить изучение регионального компонента.

Развивать умения работать с учебником, научной литературой, таблицами, муляжами.

Воспитывать культуру общения, умение оценивать результаты своего труда.

Оборудование: Иллюстрации по теме. Таблички с названиями команд на столах.

Слайды презентации.

Карточки с названиями желёз внутренней, смешанной и внешней секреции для выполнения задания у доски.

Карточки – задания для команд. Книги для работы с карточками-заданиями. Перечень вопросов самостоятельной работы.

Ход урока

1.Организационный момент. 1 минута.

Учащиеся входят в класс и занимают места согласно отведенному месту.

В каждой команде по 13 человек.

Представляются команды, их капитаны.

2.Актуализация опорных знаний.

Ребята, что мы изучали на прошлом уроке? Познакомились с ролью эндокринной регуляции. Мы узнали, какие железы относятся к железам внешней, внутренней и смешанной секреции. Узнали особенности такого подразделения желёз, а также о свойствах гормонов.

Сегодня вы продолжите изучать железы нашего организма. Но познакомитесь более подробно с железами внутренней секреции.

Перед вами, ребята, стоит задача узнать, какие железы регулируют рост и развитие организма, как они влияют на обмен веществ, какие гормоны поддерживают постоянство внутренней среды организма.

Но прежде, чем мы познакомимся с железами внутренней секреции и вырабатываемыми ими гормонами, давайте вспомним, какие биологически активные вещества вам знакомы.

(Витамины, гормоны, ферменты).

Давайте вспомним некоторые из этих биологически активных веществ.

Некоторые из учащихся получают карточки – задания для индивидуальной работы.

Карточка №1

1.Опишите слюнные железы по плану:

расположение в организме

строение

значение

выделяемые биологически активные вещества

2.Как связаны железы внешней секреции с нервной системой?

Карточка №2

1.Опишите потовые железы по плану:

расположение в организме

строение

значение

выделяемые вещества

2.Какое значение имеют гормоны?

Карточка №3

1.Опишите поджелудочную железу по плану:

расположение в организме

строение

значение

выделяемые вещества

2.Чем отличаются железы внешней секреции от желёз внутренней секреции?

Карточка № 4

1.Опишите сальные железы по плану:

расположение в организме

строение

значение

выделяемые вещества

2.Какие железы относятся к железам смешанной секреции?

Фронтальный опрос.

Дайте характеристику биологически активного вещества, витамина Д по плану:

а) классификация

б) место образования

в) роль в организм

Какое значение для нашего региона имеет этот витамин?

Расскажите о строении и функции поджелудочной железы.

Дайте характеристику биологически активного вещества, фермента пепсина по плану:

а) классификация

б) место образования

в) функция в организме.

Работа у доски с карточками.

Распределите железы по группам и объясните принцип их распределения.

Гипофиз, поджелудочная железа, сальные железы, эпифиз, щитовидная железа, половые железы, потовые железы, надпочечники, слюнные железы.

Учитель: «Среди этих карточек есть названия желез внутренней секреции»

Итак, тема нашего урока «Железы внутренней секреции».

Откройте тетради и запишите тему урока: «Железы внутренней секреции»

(На экране проектора появляется название темы урока.)

Наука, изучающая железы внутренней секреции называется Эндокринология

(греч.- эндос-внутри, крино-выделяю, логос-учение).Появляется слайд с расшифровкой слова

эндокринология.

Эндокринные железы не имеют выводных протоков и выделяют вырабатываемые ими гормоны или инкреты в кровь или лимфу.

А начнем мы знакомство с железами внутренней секреции с крошечной железы, с гипофиза.

ГИПОФИЗ является важнейшей железой внутренней секреции, которая регулирует деятельность целого ряда эндокринных желез. Придаток мозга. Он расположен в гипофизарной ямке турецкого седла клиновидной кости, т.е. на нижней поверхгости головного мозга. Ниже моста. Воронка соединяет гипофиз с гипоталамусом.

Масса гипофиза 0,5-0,7 г. Будучи анатомически единым, гипофиз делится на три доли: переднюю, промежуточную и заднюю. По ходу объяснения учителя учащиеся заполняют схему.

(На экране проектора появляется изображение головного мозга).

Гипофиз вырабатывает несколько гормонов.

На экране проектора появляется слайд с изображением гипофиза.

Гормон соматотропин передней доли гипофиза влияет на рост костей, мышц, органов.

Какая это функция? (Ростовая)

Подумайте, ребята, на какой органоид клетки оказывает влияние гормон гипофиза соматотропин?

(Проникая в клетки, этот гормон усиливает выработку белков в рибосомах, вследствие чего клетки растут и делятся).

Если в детском возрасте вырабатывается недостаточно гормона роста, то у ребёнка развивается гипофизарная карликовость. Рост взрослого гипофизарного карлика не превышает 120 см, но тело пропорциональное.

При избытке гормона соматотропина рост взрослого человека более 2м 40см, т.е. развивается гигантизм.

Заболевание акромегалия возникает при избытке гормона роста тогда, когда процессы роста закончились и растут отдельные органы: например, нос, рот, уши, конечности., язык.

(На экране проектора появляется таблица «Эндокринные железы и их гормоны»)

ЭНДОКРИННЫЕ ЖЕЛЕЗЫ И ИХ ГОРМОНЫ

Железы

Строение, расположение

Функции

Гипофиз

Щитовидная железа

Паращитовидная железа

Вилочковая железа (тимус)

А.Передняя доля

Б.Промежуточная доля.

В.Задняя доля

Расположена над щитовидным хрящом, на передней поверхности гортани на уровне 5-6 шейного позвонка.

Состоит из правой и левой доли, перешейка. Дольчатое строение.

Расположена в грудной части.

Состоит из правой и левой долей.

Регуляция функций половых

Желез, деятельность коры надпочечников, щитовидной железы, выделяет гормон роста соматотропин.Соматотропин ускоряет рост мышц и костей. Стимулирует синтез белка. Оказывает влияние на обмен углеводов и жиров.

Тиреотропин-стимулирует синтез и секрецию гормонов щитовидной железы.

Кортикотропин-стимулирует синтез и секрецию гормонов коры надпочечников.

Пролактин-влияет на рост тканей молочной железы, продукцию молока.

Лютенизирующий гормон-

Стимулирует синтез половых гормонов.

Меланостимулирующий гормон- синтез меланина,

пигментация кожи.

Антидиуретический гормон -регулирует обратное всасывание воды из первичной мочи.

Вазопрессин- сосудосуживающие действие (повышение кровяного давления).

Тироксин – обеспечение роста, умственного и физического развития; стимуляция энергетического обмена, синтеза белка, окисления жиров и углеводов, поглощения кислорода и метаболизма всех клеток; активация натриевого насоса.

Тиреокальцитонин- регуляция метаболизма кальция и фосфора, снижение уровня кальция в крови.

Паратгормон- влияет на обмен кальция и фосфора.

Вырабатывает гормоны тимозин и тимопоэтин.

Влияет на рост организма. Вырабатывает лимфоциты, которые выполняют защитную функцию.

Гормон тиреотропин регулирует деятельность щитовидной железы. А кортикотропин деятельность коры надпочечников. Лютенизирующий – стимулирует выработку половых гормонов. Фолликулостимулирующий гормон влияет на рост фолликулов у женщин и образование гамет у мужчин.

Пролактин влияет на лактацию и разрастание тканей молочной железы.

Ребята, какая это функция? (Регуляторная).

ЩИТОВИДНАЯ ЖЕЛЕЗА.

А теперь познакомимся с щитовидной железой.

Она расположена над щитовидным хрящом на передней поверхности гортани на уровне 5-6 шейного позвонка.

На экране проектора изображение щитовидной железы: внешнее и внутреннее строение.

Эта железа состоит из правой и левой доли, перешейка. Железа серого цвета. Масса железы взрослого человека 20 -30 г. Снаружи железа покрыта фиброзной капсулой, от которой внутрь железы отходят перегородки трабекулы, которые разветвляясь, разделяют её на дольки. Паренхима железы состоит из пузырьков – фолликулов. Пузырьки захватывают йод. Под влиянием тиреотропного гормона гипофиза усиливается синтез гормона, поглощение клетками йода и йодирование. Эту функцию выполняют клетки тироциты. В стенках фолликулов есть и другие, более крупные клетки. Они продуцируют гормон тиреокальциотонин, участвующий в регуляции обмена кальция и фосфора. Он тормозит всасывание кальция из костей и уменьшает содержание кальция в крови.

Для успешного образования гормонов щитовидной железы необходим йод. При его недостатке или отсутствии ткань щитовидной железы разрастается. Это заболевание называется базедовой болезнью или зобом.

На экране проектора появляется изображение больного зобом.

Заболевание сопровождается повышенной температурой тела.

Как вы думаете, если температура тела повышена, то интенсивно или вяло протекают обменные процессы в клетке? (обменные процессы протекают интенсивно, вещества окисляются быстро). Работа сердца усиливается. Больные худы. Глаза «выпучены». Кроме того, у них повышена возбудимость.

Прежде всего, это заболевание наблюдается в регионах с недостатком йода в почве.

Поэтому в нашем регионе необходимо использовать поваренную соль, в которую подмешан небольшой процент йодида калия. А также употреблять в пищу морепродукты, богатые содержанием йода.

На экране проектора появляется слайд «Суточные нормы йода», «Потеря йода в пищевых продуктах при обработке», «Продукты богатые йодом».

Заболевание микседема выражается, наоборот, в понижении обмена веществ, возбудимости нервной системы, отёчности. Отеки связаны с замедлением работы сердца, что ведет к отеку ног.

При недостатке йода в организме в детском возрасте нарушается рост (пропорциональность тела). Ребёнок отстает в физическом и умственном развитии.

Развивается кретинизм.

На экране проектора демонстрируется слайд «Больная кретинизмом».

ВИЛОЧКОВАЯ ЖЕЛЕЗА.

Расположена в переднем средостении над сердцем.

(иллюстрация топографии вилочковой железы). Состоит из правой и левой долей.Вес 35-40 г. Секрет этой железы влияет на рост организма. Кроме того, вырабатывает лимфоциты, которые выполняют защитную функцию. Выделяет гормоны тимозин и тимопоэтин.

А теперь давайте обратимся к литературе. Послушайте небольшой отрывок из рассказа

И.С.Тургенева «Живые мощи».

Учитель читает отрывок из произведения. Появляется слайд с текстом отрывка из рассказа.

О каком же заболевании говорится в произведении, вы узнаете, изучив другие железы

внутренней секреции.

Железы надпочечники и эпифиз вам предстоит изучить, самостоятельно используя текст учебника, дополнительную литературу и муляжи.

Капитаны команд, возьмите инструктивные карточки с заданиями.

Задание команде № 1

Подготовьте сообщение о надпочечниках. Расскажите о

том, где расположены эти железы, какое имеют строение,

какие выделяют гормоны, на что оказывают влияние эти

гормоны.

Какие заболевания связаны с нарушением функций надпочеч-

ников?

Список литературы для ознакомления с надпочечниками:

1.Справочник Батуева стр.12 (о гормоне адреналине).

2.Готовые домашние задания по биологии стр.24 таблица и

стр.26 таблица (о гормонах надпочечников).

3.Учебник биологии стр. 304 от слов: В период полового созрева-

ния активность...

стр. 305"Гормоны надпочечников"

4. А.И.Никишов. Биология в таблицах.

стр.50 таблица (о строении и расположении надпочечников).

При ответе используйте муляж или таблицу.

Задание команде № 2

Подготовьте сообщение о паращитовидных железах

Расскажите о расположении желёз, их строении, функциях,

какие гормоны выделяют.

Используйте список литературы:

1.Экзаменационные билеты по биологии стр. 206 от слов: Пара-

щитовидные железы - парные образования, тесно прилегаю-

щие к...

(о расположении и гормонах щитовидной железы).

2.Г.Л.Билич *Цитология *Гистология *Анатомия человека

стр.436"Паращитовидные железы" (о расположении желёз и

гормонов)

3.Н.А.Фомин "Физиология человека" стр.110 последний абзац,

От слов:...на заднелатеральной поверхности щитовидной железы

расположены паращитовидные железы...

4.стр. 182 №11 и №12 -рисунок паращитовидной железы.

"Карманный атлас анатомии человека".

Примерные ответы команд.

НАДПОЧЕЧНИКИ. Надпочечники расположены на верхушках почек на уровне 11-12 грудных позвонков, причем правый выше левого. Масса одного надпочечника взрослого человека 8-13 г. Надпочечник состоит из коркового и мозгового вещества.

В корковом слое вырабатывается гормон кортизон, который влияет на обмен углеводов, белков и жиров. Гормон коркового слоя альдостерон влияет на обмен электролитов и воды. При избытке гормонов этого слоя наблюдается раннее половое созревание с быстрым прекращением роста. При недостаточной выработке гормонов развивается Бронзовая болезнь, сопровождающаяся бронзовым оттенком кожи, слабостью и похуданием.

Мозговое вещество надпочечников вырабатывает гормоны адреналин и норадреналин.

Адреналин повышает частоту и силу сокращений сердца, тонус артериол, артериальное давление, стимулирует сокращение гладких мышц, т. е. адреналин влияет на работу всех внутренних органов. Он тормозит пищеварение при стрессе. Действуя, на печень и скелетные мышцы, стимулирует распад гликогена. Влияет на распад липидов жировой ткани.

Норадреналин, действуя на артериолы, повышает тонус артериол и артериальное давление.

Количество этих гормонов контролируется нервной системой.

В стрессовой ситуации, напряженной физической и умственной работе выработка гормона адреналина увеличивается и усиливается деятельность симпатического отдела нервной системы.

ПАРАЩИТОВИДНАЯ ЖЕЛЕЗА

Две пары мелких желез располагаются на задней поверхности долей щитовидной железы. Железы образованы клетками паратироцитами. Они продуцируют паратгормон, регулирующий уровень кальция и опосредовано фосфора в крови. Тем самым, оказывая влияние на возбудимость нервной и мышечной систем.

После удаления паращитовидных желез уровень кальция в крови снижается, а уровень фосфора повышается. Гормон действует на кости, вызывая усиление функции остеокластов, которые производят деминерализацию костной ткани, выделение кальция в кровь, тем самым поддерживается определенный уровень кальция в крови. Избыток фосфора, также выделяющийся при этом из кости, удаляется почками.

Ребята, какой гормон является антагонистом, т.е. противоположного действия для паратгормона?

(тиреокальцитонин, вырабатываемый щитовидной железой).

Теперь вы наверное догадались какое заболевание описано в рассказе И.С.Тургенева?

Бронзовая болезнь.

3.Закрепление новой темы.

А теперь решите биологические задачи.

Задача №1.

По поведению больных определите, у кого щитовидная железа вырабатывает мало гормона, у кого – избыток.

А.Больной возбудим, страдает бессонницей, суетлив, эмоционально не уравновешен.

(ответ: Базедова болезнь, вызванная гиперфункцией щитовидной железы)

Б.Больной вял, сонлив, равнодушен к окружающему, быстро устаёт.

(ответ: Микседема (слизистый отёк), вызванная гипофункцией щитовидной железы).

Ещё по одной задаче команды получают с карточкой-заданием

Теперь попробуйте сделать выводы о работе и значении желез внутренней секреции.

1.Действие гормонов на органы

2.Действие гормонов на клетки-мишени

3.Активность гормонов

4.Роль гормонов в гомеостазе

Примерные ответы учащихся:

1.Действие гормонов носит дистантный характер, органы, на которые действуют гормоны расположены далеко от железы.

2.Действие гормонов строго специфично. Некоторые гормоны действуют лишь на определенные клетки-мишени.

3.Гормоны обладают высокой биологической активностью.

4.Гормоны участвуют в поддержании постоянства внутренней среды организма.

Какие же основные функции гормонов можно выделить?

Три основные функции гормонов:

! ! !

обеспечение обеспечение обеспечение

роста и раз- адаптации гомеостаза

вития орга- организма

низма к постоянно

Меняющимся

Условиям среды

Подведение итогов.

Посовещайтесь и поставьте оценки за урок участникам своих команд.

Прокомментируйте ваше мнение.

Учащиеся совещаются в командах и высказывают своё мнение.

5.Домашнее задание: параграф 59 учебника. Сообщения по теме (по желанию).

Устно ответить на вопросы к параграфу 59.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Железы внутренней секреции

Какие органы называют железами?

Железы – органы, вырабатывающие различные вещества. Вещества, выделяемые железой – – секрет железы

Железы внешней секреции (экзо кринные) внутренней секреции (эндо кринные) смешанной секреции

Железы внешней секреции (экзокринные) Имеют специальные протоки для выведения секрета на поверхность тела или в полые органы

Выделение секрета Недостаточное – гипо функция железы Избыточное – гипер функция железы

Железа Гормон Влияние Гипофункция Гиперфункция

Железы внутренней секреции (эндокринные) Не имеют протоков, выделяют секрет в кровь. Секретируемые вещества – гормоны. Гипофиз Щитовидная железа Надпочечники

Гипофиз Контролирует работу всех эндокринных желез, регулирует рост и развитие организма. Основной гормон – гормон роста. При гипофункции – карликовость. При гиперфункции – гигантизм.

Гипофиз При гиперфункции гипофиза у взрослого человека происходит разрастание тканей отдельных органов (печени, сердца, пальцев, носа, ушей, нижней челюсти). Возникает заболевание акромегалия.

Щитовидная железа Регулирует обмен веществ и развитие организма. Гормон – тироксин. При гипофункции – микседема При гиперфункции – базедова болезнь

Щитовидная железа При недостатке йода в организме развивается эндемический зоб – разрастание ткани щитовидной железы.

Надпочечники Мобилизуют организм в экстремальных ситуациях и повышают его работоспособность и выносливость. Основные гормоны – адреналин и норадреналин. Количество выделяемых гормонов зависит от физиологического и психологического состояния организма.

Железы смешанной секреции Работают одновременно как экзокринные и эндокринные железы. Поджелудочная железа Половые железы: Семенники (♂) Яичники (♀)

Поджелудочная железа Регулирует синтез и распад сахара в организме. Основной гормон – инсулин. При гипофункции – сахарный диабет. При гиперфункции – головокружение, слабость, потеря сознания.

Половые железы Определяют формирование организма по женскому или мужскому типу, регулируют развитие вторичных половых признаков. Яичники Гормон – эстроген Семенники Гормон – тестостерон

… Таким образом, работа эндокринной системы является важным и необходимым механизмом регуляции всех процессов в организме…











Гормоны (с греч. хором – возбуждаю, привожу в движение) биологически активные вещества, выделяемые железами внутренней секреции и влияющие на функции тканей и органов. Все гормоны – органические вещества (образованы из белка, аминокислот, жироподобных веществ) Образуются в железах, через кровь разносятся по организму.






Функции гипофиза: 1) передняя доля -гормон роста, регулирует рост 2) другие гормоны передней доли гипофиза регулируют процессы созревания половых желез, выработку молока в молочных железах; влияют на рост коркового слоя надпочечников, развитие щитовидной железы; 3) гормоны задней доли гипофиза уменьшают выделение мочи из организма, изменяют обмен веществ, усиливают сокращение мелких артерий, способствуют повышению артериального давления.








Заболевания щитовидной железы Микседема (при недостатке) Признаки заболевания: – до 30–40% снижается обмен веществ, особенно обмен белков; – под кожей скапливается вода, кожа становится сухой, отечной; – падает температура тела; – снижается деятельность сердца; – наблюдается вялость движений; – замедляются мышление, речь; – волосы выпадают, становятся редкими.








Сравнительная характеристика желез Признаки Железы внешней секреции Железы внутренней секреции Наличие протоков ЕстьНет Выделяемые вещества Биологически активные вещества Гормоны Куда выделяется секрет На поверхность тела или в полость тела В кровь Количество секрета Миллиграммы, литры (мг, л) Микрограммы (мкг) Роль секрета в осуществлении гуморальной регуляции Не осуществляет Осуществляет




При недостатке нарушается обмен кальция. Кости становятся ломкими, хрупкими. Зубы становятся подверженными разрушению. На них появляются меловидные пятна. Повышается возбудимость нервной системы, появляются судороги. При избытке снижается содержание кальция в костях. Они становятся гибкими и легко искривляются. Кальций скапливается в крови, печени, почках, головном мозге.






Класс: 8

Презентация к уроку



































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Здоровье – это ведь не пилюля, которую можно проглотить, с тем, чтобы потом уже ни о чем больше не беспокоиться. Пусть для моих тяжелых на подъем современников это прозвучит чересчур строго, но здоровье – это та вершина, которую каждый должен преодолеть сам.
В. Шененберг

Самое ценное у человека – это жизнь, самое ценное в жизни здоровье. «Здоровье всему голова», – гласит русская пословица.

Прежде чем мы приступаем на уроке к изучению болезненных процессов в организме, связанных с железами внутренней секреции, надо ясно представлять, что такое болезнь, знать когда человек перестает быть здоровым и становится больным.

Основная цель этого урока – познакомиться со строением и функциями желез внутренней секреции, а также научить распознавать симптомы ряда эндокринных заболеваний.

Только зная причины болезней, можно правильно бороться с ними и предупреждать их возникновение. И, поэтому, на уроке

Были тщательно разобраны причины и симптомы эндокринных заболеваний.

Педагогические технологии, которые использовались при проведении урока, были следующие;

  1. Работа в группах. В конце урока класс разбивается на несколько команд и каждая из них решает одну проблемную задачу
  2. Использование на уроке информационно-компьютерных технологий. Была создана презентация по теме урока, на которой красочно и наглядно были представлены железы внутренней секреции и сами заболевания
  3. На уроке использовалась технология опережающих заданий. Некоторые учащиеся заранее получили тему для небольшого доклада по заболеваниям. При подготовке которых, использовалась дополнительная литература.

В заключение хочется привести древнее китайское изречение: «Мудрый человек предотвращает болезни, а не лечит их».

При работе с презентацией использовать произвольный показ слайдов

Цель : Познакомиться со строением и функциями желез внутренней секреции.

Задачи:

  1. Показать особенности строения и функций конкретных желез внутренней секреции.
  2. Познакомить с нарушениями, связанными с гипо- и гиперфункцией этих желез.
  3. Научить определять расположение некоторых эндокринных желез в соответствующих областях тела.
  4. Научить распознавать симптомы ряда эндокринных заболеваний.

Педагогические технологии:

  1. Работа в группах.
  2. Создание и решение проблемной ситуации.
  3. Информационно-компьютерные технологии.
  4. Опережающие задания, с использованием дополнительной литературы.

Ход урока

I. Проверка знаний

Фронтальная письменная работа.

Запишите номера правильных суждений:

  1. Железы внутренней секреции не имеют протоков
  2. Секрет желез внутренней секреции регулирует скорость обменных процессов в организме человека.
  3. Железы внешней секреции выделяют гормоны
  4. Секрет желез внешней секреции выделяется в полости.
  5. Железами внутренней секреции ферменты не вырабатываются.
  6. Гормоны желез внутренней секреции выделяются только в кровь
  7. Железы желудка относят к железам внутренней секреции.
  8. Секрет кожных желез – пот.
  9. После своего действия гормон не разрушается.
  10. Железы внешней секреции протоков не имеют.
  11. Сальные железы относят к железам внешней секреции.
  12. Половые железы – железы смешанной секреции.

Правильные ответы 1, 2, 4, 5, 6, 8, 10, 11, 12.

II. Новый материал

Учитель: Представьте себе ссору кошки с собакой. Ярость, устрашающая поза, фырканье кошки и злой оскал собаки, рычание, готовность отразить возможную атаку.

А вспомните ваши ощущения, когда вы в толпе болельщиков следите за игрой любимой спортивной команды. Сколько эмоций, переживаний! И они у разных групп людей – то крик одобрения и восторга, то возмущения и досады.

Можно назвать много действий и животных и человека, проявление которых в полной мере невозможно без участия особых веществ – гормонов (от лат. Слова «гармао» – возбуждаю); их выделяют железы внутренней секреции. Показать на слайде.

Слайд 1

Человек может жить с одним легким, с одной почкой, без желудка, но он умрет, если удалить маленькие паращитовидные железки или надпочечники. Всего желез внутренней секреции около десятка. Это самые маленькие органы. Их часто называют маленькими железками большого значения. Любое нарушение их работы приводит к болезни, а нередко и к смерти.

Гормоны изменяют рост и развитие организма, регулируют обмен веществ, поддерживая его в норме. Их роль проявляется при нарушении функции желез. Так, у одного из самого тяжелого человека (Ходжеса – 468 кг.) чудовищная масса была вызвана нарушением деятельности гипофиза после перенесенного в детстве коклюша.

Сообщения учащихся о самых толстых людях на планете: Слайд 2 Кэрол Йегер, Джон Минног

Вывод: Голодный режим не излечивает главную причину болезни – нарушение функций желез внутренней секреции.

Учитель : Давайте вспомним гипоталамо-гипофизарную систему о которой мы говорили на прошлом уроке. Слайд 3. Учащиеся работают с гиперссылками и проверяют свои ответы на вопросы учителя

– Какие гормоны выделяются этой системой и на что они влияют?

Учитель: Кто из нас не зачитывался книгой об удивительном путешествии Гулливера в страну лилипутов! Так же захватывающе интересен рассказ о том, как Гулливер оказался среди гигантов. Есть ли реальная основа этой фантазии? Вы можете почувствовать себя Гулливером, если представите себя рядом девочкой Лили.

Почему наблюдается такая резкая разница в росте у людей? Ученые выяснили, что процессом роста ведает гипофиз. Эта железка массой 0,5-0,65 г., имеющая форму фасоли, располагается в костном углублении основания черепа, называемом турецким седлом. Гипофиз вырабатывает до 25 гормонов. Передняя его доля выделяет гормон роста. Избыточное выделение этого гормона в кровь человека (в период роста) вызывает усиленный рост, что называется гигантизмом. Если патологические изменения в гипофизе возникают в период, когда рост человека уже закончен, то увеличиваются лишь отдельные части его тела. Это заболевание называется акромегалией.

Чаще всего повышение функции передней доли гипофиза происходит при развитии в нем опухоли. Основные признаки этой болезни – увеличение конечностей и других частей тела. Значительно увеличиваются кисти рук, стопы ног, нижняя челюсть, а также нос, язык, губы, резко выступают надбровные дуги.

Недостаток гормона роста вызывает заболевание - карликовость. Слайд с 5-10 работают гиперссылки.

ЩИТОВИДНАЯ ЖЕЛЕЗА

Учитель: Помните, как в сказке разгневанная мачеха превращается на глазах у нелюбимой падчерицы в ведьму – нос ее заострился, глаза вылезли из орбит, лицо и шея вздулись, мачеха стала трястись. Так в сказке. А могут ли быть подобные превращения в жизни? Да. Это заболевания, связанные с нарушением функции щитовидной железы. Расположена по бокам трахеи, чуть ниже щитовидного хряща гортани (16-23 г.)

Слайд 11

Одно из заболеваний щитовидки связано с ее повышенной функцией (гипертиреоз) и усиленным образованием ее гормонов, основным из которых считают гормон тироксин. Называется базедовой болезнью.

Симптомы: пучеглазие, заметно увеличение щитовидной железы (зоб), дрожание вытянутых рук с раздвинутыми пальцами, пульс учащен, больной заметно худеет, он становится раздражительным, страдает бессонницей.

Если в сказке фея может вернуть человеку его нормальный вид, то в жизни больного излечивает хирург. После удаления разросшихся тканей щитовидной железы исчезают все признаки базедовой болезни.

Что происходит если в кровь поступает мало гормона (гипотиреоз)?

Возникает заболевание микседема. Признаки противоположны

Обмен веществ снижается, пульс становится редким. Характерно бледное, одутловатое лицо с тупым выражением. Кожа сухая, появляется зябкость.

Если с раннего детства имеется резкое понижение функции щитовидной железы, то развивается кретинизм - увеличенный зоб, задержка роста и отсталость в умственном развитии. Слайд с 12-17

ПАРАЩИТОВИДНАЯ ЖЕЛЕЗА в количестве двух пар располагается на задней поверхности щитовидной железы, выделяет паратгормон. При недостатке – падение Са в крови, судороги, спазмы дыхательных мышц. При избытке рассасывание костной ткани.

Слайд 18

ПОДЖЕЛУДОЧНАЯ ЖЕЛЕЗА

Слайд с 19-20

Учитель: Имеет особые островковые клетки, которые вырабатывают гормоны инсулин и глюкагон, регулирующие углеводный обмен в организме. Недостаточное выделение инсулина вызывает – диабет. Организм теряет способность усваивать сахар, он накапливается в крови и выводится с мочой.

Недостаток инсулина приводит к обезвоживанию тканей и потере воды организмом, что вызывает у больного мучительную жажду. Больной выделяет в сутки от 10 до 30 литров мочи. Содержание сахара в ней может достигнуть 5-10% (в норме моча не содержит сахар). Наблюдается общая слабость, быстрая утомляемость, повышенная нервная возбудимость, похудание или ожирение. Для лечения этого заболевания необходимо вводить инсулин. Другой гормон поджелудочной железы – глюкагон – является антагонистом инсулина и оказывает противоположное действие, т. Е. усиливает расщепление гликогена до глюкозы, повышая ее содержание в крови.

НАДПОЧЕЧНИКИ

Слайд с 21-22

Учитель: Давайте вспомним русского классика И.С. Тургенева и его рассказ «Живые мощи» (слайд с текстом на доске, один ученик читает кусочек из произведения). Впервые эта болезнь была открыта в 1855 году английским врачом Т. Аддисоном.

Масса надпочечников 12 г., эта парные железы, прилегающие к верхним полюсам почек. Как и почки надпочечники имеют два слоя: наружный - корковый и внутренний – мозговой, вырабатывающие разные гормоны различным характером действия.

Надпочечники выделяют адреналин и норадреналин, повышающий кровяное давление, работоспособность мышц, остроту зрения, слуха, увеличивающий силу сердечных сокращений, что способствует перестройке функций различных систем, направленной на повышение работоспособности организма в чрезвычайных условиях (утомление, охлаждение, нервное перенапряжение).

При аддисоновой болезни нарушается обмен солей между кровью тканями тела. Признаки: бронзовый оттенок кожи, мышечная слабость, повышенная утомляемость, понижение иммунитета. Лечат ее введением гормонов надпочечников.

ПОЛОВЫЕ ЖЕЛЕЗЫ

Слайд с 24-26

Учитель : Гормоны, образующиеся в женских и мужских половых железах, необходимы для полового созревания, формирования физического облика и психики, характерных для каждого пола. В конечном счете в значительной мере от наличия половых гормонов зависит деление человечества на две половины – мужскую и женскую, а также возможность продолжения рода человеческого.

Нарушение функции желез приводит к изменению ряда половых признаков, а это, в свою очередь, изменяет психику человека. Об этом знали давно и умело использовали. Евнухи использовались в качестве стражей гаремов, кастрация животных меняла их поведение, помогала приспособить их к работе, изменяла вкус и качество мяса.

Яичники – эстроген и прогестерон

Семенники – андроген и тестостерон

Учитель: ПОДВЕДЕМ ИТОГИ обзора функций эндокринных желез

– Так что же регулируют все эти железы. Если попробовать дать ответ одним словом? «Гомеостаз» – постоянство внутренней среды организма.

Механизмов, поддерживающих гомеостаз, в организме несколько, среди них важное место принадлежит гормонам.

Вы, можете прийти к ложному выводу, что каждый человек маленького роста, каждый полный мужчина или нервная женщина должны лечиться гормонами. Но это не совсем так. Болезни желез имеют множество симптомов, оценить которые после лабораторных исследований может только врач. Заболевания эндокринных желез встречаются довольно редко. И скорее всего, ваш рост, черты лица, темперамент – это ваши врожденные особенности или результат воспитания.

Если вы страдаете избыточным весом, повышенной раздражительностью, склонностью к утомлению, то скорее всего виной этому отнюдь не железы внутренней секреции, а нарушения режима работы и отдыха, сна и питания.

Теперь мы поиграем во врачей и повторим терминологию.

Класс разбиваем на группы:

1 группа

Неоднократный анализ крови и мочи больного показал, что содержание сахара в них превышает норму. С чем связано увеличение количества сахара в крови и моче?

2 группа

В практике сельского хозяйства довольно часто в пищу домашних животных, выращиваемых на мясо, добавляют порошок, приготовленный из сушеных гипофизов животных. С какой целью это делают?

3 группа

В медицинской практике известен случай, когда у девочки в шесть лет прекратился рост. Прошло 3 года, ее рост составлял 90 см. Решили обратиться к врачу-специалисту… Ребенку был назначен курс лечения. Больной вводили особое вещество. За 6 месяцев она подросла на 7 см, а в последующие два года еще на 14 см. Какое вещество могло повлиять на рост ребенка?

4 группа

Много лет назад врачи обратили внимание, сто в некоторых географических районах планеты встречается заболевание, главным внешним признаком которого является резкое увеличение толщины шеи (зоб). Какова возможная причина такого изменения в области шеи? Какими способами можно избавиться от этого недуга? (разрастание тканей щитовидки, либо добавлять в воду йод, либо хирургическим путем)

5 группа

Появление одутловатости, кожа становится сухой, происходит выпадение волос, понижается температура тела. У таких больных снижается обмен веществ… Если такое заболевание начинается в детстве, то развивается…

6 группа

При выращивании домашних животных с целью получения мяса проводят кастрацию самцов. Предположите возможные изменения в поведении и обмене веществ кастрированных особей.

Термины на последнем слайде. Если остается время.

Д.З. п. 58 повторить, 59 + термины по всей теме.








Классификация гормонов по химическому строению: 1. Гормоны – аминокислоты и их производные (Т 3, Т 4, катехоламины, мелатонин, адрено – гломерулотропин) 2. Гормоны – полипептиды и белки Простые белковые гормоны (инсулин, гормон роста, пролактин) Сложные белковые гормоны (ТТГ, ФСГ, ЛГ) 3. Стероидные гормоны (половые гормоны, гормоны коры надпочечников)


Функциональная классификация гормонов 1. Гормоны – эффекторы (инсулин, Т 4, вазопрессин, окситоцин) 2. Тропные или гландотропные гормоны (ТТГ, АКТГ, СТГ, ФСГ и др.) 3. Гормоны – либерины и статины соматолиберин (СТГ) соматостатин пролактолиберин (ЛТГ) пролактостатин меланолиберин (МСГ) меланостатин тиреолиберин (ТТГ) кортиколиберин (АКТГ) гонадолиберин (ФСГ, ЛГ)


Морфофункциональные особенности желез внутренней секреции (Ж.В.С.) Ж.В.С. не имеют выводных протоков Ж.В.С. богато оплетены сетью кровеносных сосудов Ж.В.С. – замкнутая система, так как их секреты – гормоны выделяются в кровь, лимфу. Гормональные эффекты гормонов на организм генерализованные и более медленные по сравнению с действием медиаторов


Этапы биологической жизни гормонов I этап Гормоны выделяются в кровь, где образуют комплексы с белками плазмы (в свободном виде = 5 – 10 %, остальная часть в связанном – неактивном состоянии) Активная форма гормона неактивная форма гормона II этап Взаимодействие гормона в системе «гормон – орган – мишень» идет поэтапно: а) узнавание гормоном объекта воздействия б) контакт с рецептором «органа – мишени» в) генерация вторичного ответа III этап Расщепление молекулы гормона ферментами ткани и выделение их конечных продуктов


Основные свойства гормонов 1. Дистанционный характер действия пример: гормоны гипофиза (ТТГ, АКТГ, ФСГ, половые. гормоны, инсулин, Т 4, и др.) 2. Строгая специфичность действия гормонов пример: инсулин, половые гормоны и другие 3. Высокая биологическая активность гормонов пример: Концентрация эстрадиола 0,2-0,6 микрограмм на 100. мл плазмы, ткани надпочечников содержится 0,1 мг.. адреналина, 1 грамм инсулина снижает уровень ……...глюкозы крови у 125 тыс. кроликов, 1 грамм ……...адреналина способен активизировать 100 мнл. сердец ……...лягушки


Механизмы действия гормонов (М.М. Балаболкин) 1. Гормональное, собственно эндокринное Клетка-продуцент 2. Паракринное 3. Изокринное 4. Нейрокринное 5. Аутокринное кровь Клетка-мишень Клетка-продуцент Межклеточное пространство Клетка-мишень Клетка-продуцент Клетка-мишень Клетка-продуцент Клетка-мишень Клетка-продуцент клетка-мишень


Механизмы действия гормонов А. Прямое или непосредственное действие 1. Гормоны изменяют проницаемость клеточных (внутриклеточных) мембран 2. Гормоны влияют на внутриклеточные ферментные системы (системы вторичных посредников) - Гуанилатциклаза – ц ГМФ - Фосфолипаза С – инозитол,3,фосфат - Ионизированный Са – кальмодулин - Аденилатциклаза – цАМФ 3. Действие гормонов на уровне генетического аппарата клетки В. Непрямое действие гормонов – влияние через нервную систему



14


Методы исследования желез внутренней секреции 1. Метод морфологической и гистологической идентификации 2. Метод экстирпации 3. Метод трансплантации 4. Выделение из Ж.В.С. экстрактов и гормонов 5. Метод меченых атомов 6. Метод флюоресцирующих антител 7. Определение уровня гормонов в плазме крови, моче 8. УЗИ желез внутренней секреции 9. Рентгенологические исследования 10. Компьютерная томография (КТ) 11.Магнито-резонансная томография (МРТ)




Top