Какие заводы закрылись на кубани. Кондратьев рассказал о стратегии работы с промышленниками на кубани. И всё же каковы основные точки этого роста

Иван Демченко - выходец из аграрного сектора: в 1988–1990 годах он работал в управлении сельского хозяйства родного Абинского района Краснодарского края. Однако с наступлением 90-х его привычный жизненный уклад поменялся кардинальным образом. В 1996 году совместно с предпринимателем Шалвой Гибрадзе он создал одно из крупнейших ломозаготовительных предприятий России того времени - «Новоросметалл». На его базе затем был возведён металлургический цех. А уже в 2000-х годах Демченко построил единственный в Краснодарском крае электрометаллургический завод, создав в аграрно-курортном регионе новую отрасль экономики - тяжёлую промышленность. Всего, по данным руководства предприятия, в строительство АЭМЗ годовой мощностью 1,5 млн тонн вложено порядка 30 млрд рублей.

О том, как развивать предприятие во время кризиса, как модернизировать его до уровня «пятого передела» и какую роль в этом играют патриотические чувства, Иван Демченко рассказал «Эксперту ЮГ».

- Как вы пришли к идее создания металлургического производства в Краснодарском крае?

Я вообще всю свою молодость мечтал быть председателем колхоза, а не генеральным директором металлургического предприятия. Посмотрите в окно (за окном видна трасса Абинск - Новороссийск. - «Эксперт ЮГ» ) - видите, по трассе грузовики идут? Это дорога на Новороссийск. Лет 15-17 назад каждый такой грузовик был загружен металлоломом. Его везли в порт, чтобы отправить на экспорт. В своё время в год переваливали до трёх миллионов тонн этого товара. Основными импортёрами, как и сейчас, были Турция и Египет. Это, наверное, патриотические чувства сыграли роль. Мы понимали, что вывоз лома - это вывоз стратегически важного сырья с территории государства. Надо заниматься переделом металла здесь. А тогда было обидно, что мы - сырьевой придаток Турции.

В 1996 году было создано ломозаготовительное предприятие «Новоросметалл» мощностью переработки 500 тысяч тонн в год. Одно из самых крупных в стране, кстати. Оно занималось экспортом лома. Через четыре года в Новороссийске приступили к строительству завода, который должен был выпускать продукцию с высокой добавленной стоимостью - стальную заготовку. Построили здесь сталеплавильную печь мощностью 120 тысяч тонн готовой продукции в год, затем, в 2006 году, увеличили мощность до 360 тысяч тонн. Это относительно небольшое производство. Так «Новоросметалл» стал металлургическим предприятием. И следом же было принято решение строить ещё одно производство - здесь, в Абинске. Кстати, тогда абинский Совет народных депутатов отклонил предложение о строительстве завода. Депутаты боялись, что люди из колхозов уйдут работать на завод. Но вот прошло время, колхозов не стало, они развалились. Хотя комбинат и напрашивался здесь с самого начала. Понимаете, стоимость металлургического сырья везде одинакова: что в Берёзовском, что в Саратове, что в Калуге. А здесь порт рядом - всего в 60 километрах. А ну-ка, довезите из Калуги до порта готовую продукцию. Отсюда, грубо говоря, её стоит довезти пять долларов за тонну, а оттуда - 50 долларов.

В итоге строить нам разрешили. К возведению Абинского электрометаллургического завода мы приступили в 2008 году.

- Продукцию АЭМЗ тоже планировалось поставлять на экспорт?

На экспорт 100 процентов своей продукции и тогда, и сейчас отправляет новороссийский завод. У АЭМЗ 30 процентов продукции идёт на экспорт, 70 процентов - для внутреннего потребления. Примерно 10–15 процентов (150-200 тысяч тонн) продукции для внутреннего потребления направляется на нужды краевых строек. Это соотношение всегда было примерно одинаково. А к концу следующего года, когда построят мост в Крым, мы полностью закроем потребности полуострова в металлопрокате. С нами тяжело будет конкурировать.

Новороссийский же завод выпускает только полуфабрикат. Завод в Абинске производит четвёртый передел («четвёртым переделом» называют производственные мощности, предназначенные для изготовления из проката конечных изделий, например, проволоки, метизов. - «Эксперт ЮГ» ). Здесь мы из лома делаем заготовку. Это раз. Из заготовки - катанку, это два. Из катанки волочим проволоку. Это три. Затем мы цинкуем её и омедняем, то есть делаем сварочные проволоки. Это - четыре. И вот сейчас выходим на производство проволоки с полимерным и алюминиевым покрытием диаметром от 0,8 миллиметра. В металлургии это считается одним из высочайших уровней передела.

- Вы сразу планировали такой производственный цикл, когда создавали АЭМЗ, или пришли к этому постепенно?

Сразу, потому что без передела металлургия нежизнеспособна.

На решение по строительству завода на Кубани повлияло полученное в 2007 году Россией право на проведение зимней Олимпиады в Сочи?

Нет, просто рынок рос с 1999 года, наверное, по 2008 год. Стоимость стали поднялась почти в 10 раз. Если в конце 90-х она стоила 140 долларов за тонну, то перед кризисом 2008 года она стоила 1200 долларов за тонну. Это цена за полуфабрикат, квадратные заготовки. Потом в 2008 году всё это резко упало. Цена опустилась до 240 долларов за тонну заготовки. Она долго держалась на этом уровне, но затем начала расти. Вся металлургия была в кризисе, много заводов разорилось. Но, поскольку мы с партнёрами сами находились у руля предприятия, контролировали все процессы, то нам удалось сохранить людей, сохранить предприятие. Работали мы в «ноль», где-то даже себе в убыток. Но мы выдержали эти страшные полтора года, а потом начался рост стоимости металла. Сейчас мировой рынок растёт тоже, но времена всё равно тяжёлые. Сегодня цена сырья доходит до 20 тысяч рублей за тонну. Но металлургия всегда была непростой отраслью - малейшие колебания влияют на экономическую ситуацию на предприятии.

- А как ваше предприятие пережило кризис 2014-2015 годов? Санкции вас коснулись?

Вы знаете, что АЭМЗ находится в санкционном списке США? Мы попали под санкции на поставку арматуры и катанки, хотя до этого проходили по цене, работали чётко и в срок. Мы сделали себе имя, в том числе и в США, но там ввели пошлины против конкретного завода АЭМЗ - 800 процентов от стоимости. Завозите! Конечно, это потеряло смысл.

- Куда же вы переориентировали экспортные потоки?

В Европу и арабские страны. Всю катанку теперь покупает Бельгия. Европа потихоньку начинает плевать на американские санкции. Они то, что им надо, у нас покупают. Ничего подобного, скажем, в Китае, не купят.

- Удалось ли вам уже окупить вложения в первую очередь завода? Как кризис 2008 года скорректировал ваши планы?

Пока окупить не удалось. Раньше прибыль на тонне была 150-200 долларов, сейчас - 20-30 долларов. Мы её просто не видим. Пришлось пересмотреть сроки окупаемости ещё на пять-семь лет, хотя окупить изначально рассчитывали за шесть лет. В конце 2014 разразился новый кризис. А в 2015 году мы ввели третью очередь завода (проволочный стан мощностью 600 тысяч тонн продукции в год). Вот в таких условиях и работаем. Так что все эти вложения окупятся через 15 лет, не ранее.

- От планов по строительству четвёртой очереди АЭМЗ не отказались?

Нет, не отказались. Что такое четвёртая очередь - могу вам показать. Это новый цех, который позволяет делать так называемый «четвёртый передел» металла, с последующим выходом на «пятый передел». Сортамент будущей продукции - низкоуглеродистая проволока общего назначения, проволока Вр-1 (арматурная проволока, используется для изготовления каркасов, сеток. - «Эксперт ЮГ» ), оцинкованная проволока и сварочная омеднённая проволока. Объём производства на первый год составит 60-65 тысяч тонн. Инвестиции - порядка 20 миллионов долларов.

- В стране много предприятий, подобных АЭМЗ? Кто ваши конкуренты?

Подобные есть, но не совсем. Вот, в Балаково (АО «Северсталь – Сортовой завод Балаково» в Саратовской области), например, недавно открыли завод мощностью миллион тонн. Но он производит арматуру и фасон. В Шахтах построили Ростовский электрометаллургический завод, который выпускает арматуру, но он стал бедой для донской промышленности. Он же то работает, то стоит. Этим объектом надо заниматься постоянно, а не сидеть на месте.

В любом случае, вы - единственный производитель металла, работающий в Краснодарском крае. Это позволяет вам добиваться каких-то преференций?

Рынок монополизировать, конечно, можно, используя административный ресурс. Но мы тогда просто отстанем от жизни и пропадём. Лучше быть на острие ножа. Здесь же все торгуют - и «Северсаль», и другие производители. А мы - достойные конкуренты для всех. И по качеству, и по количеству, и по объёмам, и по доставке. У нас одна автобаза - это более 500 машин, которые возят металл по всей стране.

- А есть ли сегодня потребность в ещё одном подобном металлургическом заводе на Кубани?

Считаю, что да - для работы на экспорт.

- А вы сами собираетесь расширять существующие мощности?

Мы рассматриваем проект строительства ещё одного завода в Абинске рядом с уже существующим. Вот же земля перед вами. Всего у нас порядка 500 гектаров. Хотим выйти на изготовление электротехнических сталей и нержавейки. Объём производства - до 300 тысяч тонн. Россия импортирует для своих нужд до 90 процентов высоколегированных и нержавеющих сталей, а мы их будем производить здесь.

А вообще мы очень мелко обсуждаем этот вопрос. В мире уже давно произошло разделение труда. Поскольку нас постоянно выталкивают из этого процесса на обочину, мы вынуждены развивать свои производства. Но я считаю, что такие предприятия, как наши, полезны для Краснодарского края. Когда-то здесь были колхозы-совхозы, в каждом из них работало от одной до пяти тысяч человек. Труд их был малопроизводителен - до 90 процентов ручного труда. Сегодня же у фермера, который обрабатывает пять-семь тысяч гектаров пашни, работает 150 человек. А раньше на этой площади работало полторы тысячи человек. Вот чем этим людям теперь заниматься? А для того и надо строить такие предприятия, как наше. Вблизи портов, транспортных узлов. Высвобождающиеся в сельском хозяйстве трудовые ресурсы должны приходить в промышленность и машиностроение, в сферу обслуживания, службу быта.

Но всё же людей из сферы сельского хозяйства нужно ещё переучивать на металлургов. Как и где вы подбираете кадры?

Мы выращиваем свои. Направляем в вузы, технические университеты, оплачиваем стипендию. Мы этим начали заниматься 20 лет назад. У нас свой учебный центр, который готовит средний персонал. Это было сделано не только из патриотических побуждений: ПТУ и техникумы на тот момент закрылись. Остались какие-то колледжи, где не было преподавателей и специалистов. А мы сейчас готовим электриков и слесарей.

- Как Олимпиада в Сочи и строительство моста в Крым повлияли на ваши темпы развития?

Никак не повлияли. Мы на Крымский мост вообще ничего не поставляем. Ни одной балки. Они напрямую с «Мечелом» заключили договор, и он им таскает вагоны. На Сочи все давали сталь. Не только мы - и белорусы, и «Магнитка».

- С 2013 по 2016 годы выручка АЭМЗ выросла в пять раз. С чем связаны такие темпы роста?

Дело в пуске металлургического цеха. Мы сталь начали плавить сами и продавать её, а до этого стальную заготовку возили из Новороссийска. Поэтому выручка у нас была только за счёт передела. А теперь, когда мы цех оснастили прокатным станом, стали производить свою заготовку. А Новороссийск теперь работает исключительно на экспорт - производит фасон. Это уголок, профиль, балка. Другая номенклатура, в отличие от АЭМЗ.

- А ломозаготовительное направление деятельности сегодня какими темпами развивается?

Кто больше платит, туда лом и везут. В Таганрог, в Шахты, в Новороссийск.

- Что будет с площадкой в Новороссийске?

Она сохранится, и будет производить фасонный прокат: уголок швеллер.

У «Новоросметалла» выручка не растёт (упала с 14,1 миллиарда в 2013 году до 11,6 миллиарда рублей в 2016 году) и прибыли нет. С чем это связано?

Просто предприятие заложило в Новороссийске большой микрорайон «Золотой берег» на 120 тысяч квадратных метров и немножко просело в оборотных средствах. Это 14 жилых домов бизнес-класса на берегу моря, они уже построены. Продажи идут, слава богу. А так всё зависит от рыночной конъюнктуры. «Новоросметалл» производит 50 тысяч тонн готовой продукции, а цена может быть 200 долларов за тонну, а может и 500 долларов, как сейчас. Вот вам и ожидаемый рост по выручке.

- Что побудило вас строить микрорайон «Золотой берег»?

Просто появилась возможность обменять непрофильные активы на землю в Новороссийске. Решили попробовать застроить её жильём. Считаю - у нас получилось, продажами довольны.

- А в Абинске жилой район не собираетесь строить?

Здесь смысла нет строить. Мы уже построили в городе небольшой заводской микрорайон на 200 квартир. На заводе при этом работает три тысячи человек, но строить смысла я не вижу. Всего же у нас работает, включая структурные подразделения и завод в Новороссийске, около 10 тысяч человек.

- С чем вы связываете перспективы роста АЭМЗ, каким вам видится рынок в будущем?

Перспективы роста связываю с развитием нашего государства. Считаю, что мы уже адаптировались к санкциям, у нас самодостаточная экономика, умные и предприимчивые люди. Я так думаю, что мы уже начали расти. В ближайшие 10–15 лет наша страна - это территория бурного экономического роста.

- И всё же каковы основные точки этого роста?

Это будет зависеть от того, как станет работать наше федеральное правительство в части строительства дорог. Когда мы начнём наконец строить дороги, как в Европе? Или даже как в той же нищей Грузии? Когда мы будем строить бетонные дороги, в которых используется арматура? Это так называемые армированные автодороги, где в качестве связующего компонента используется не битум, а бетон. Когда начнём это делать, тогда и металла нам не будет хватать. Китай сегодня потребляет около миллиарда тонн стали в год. А мы потребляем 27 миллионов тонн, а производим 70 миллионов. Вот и посмотрите, где эти точки роста. Китай строит в год 10 тысяч километров дорог, а мы 500 километров. Понимаете? Да и потом - на севере разве можно класть асфальт? Вот мы строим эту трассу Чита - Хабаровск, каждый год её практически заново строить приходится и ремонтировать. Ну сделайте её железобетонной! Положите на арматуре бетон, и будет гарантия 25 лет. Дорога будет ровная как зеркало! Обратите внимание на нашу дорогу перед заводом. Она же сделана по этой технологии. 10 лет уже без ремонта, а выглядит как новая.

- Насколько строительство такой дороги обходится дороже обычной?

Примерно на 10 процентов. Просто в отрасли дорожного строительства много интересов различных завязано. Нужна политическая воля, чтобы сломать такой подход.

- А жилищное строительство может в перспективе служить для производителей металла точкой роста?

У нас столько людей нет, чтобы оно послужило. Вот в Китае почти под два миллиарда населения - там да. Поэтому у нас в стране точки роста любого металлургического предприятия - это развитие и строительство инфраструктуры. Её надо менять. Мы её уже 50 лет меняем, но дороги как строились по устаревшим технологиям, так и строятся. И вот чем больше мы строим этих дорог, тем больше загоняем государство в угол. Эти же дороги потом каждый год надо ремонтировать. На Кубани они относительно хорошие, так как климат мягкий, а вот вы видели дороги в Саратове или в Волгограде? Это только застрелиться - и всё.

Сейчас разрабатывается стратегия социально-экономического развития Краснодарского края до 2030 года. Принимаете ли вы участие в её разработке?

Принимаем. Мы входим в комитет развития промышленности и предпринимательства.

- Каким вам видится промышленное будущее Кубани?

Кубани надо заниматься сельским хозяйством и курортным бизнесом, а также развивать гражданское строительство. Оно сейчас развито слабовато. Жильё должно стоить в Краснодарском крае 28–35 тысяч рублей, но не 60 тысяч за квадратный метр, как сейчас. Да и сельхозмашиностроение нельзя упускать. Когда-то же мы строили комбайны рисоуборочные, производили сеялки. Потребность в этой продукции сегодня очень высока. Вот выпускаемый сегодня на Кубани «Клаас» всё же очень дорогой. Его фермеры покупают, а потом в запчасти вкладывают столько же, сколько стоит этот «Клаас». А «Дон» ломиком подправил - и вперёд.

- «Клаас», кстати, получает субсидии Минпромторга. Нужно ли поддерживать иностранных производителей таким образом?

- «Клаас» ввозит к нам новые технологии. Они уже больше 50 процентов деталей берут в России, локализируют производство. Это поднимает нашу промышленность, машиностроение. Без этого нам никак. Пусть строят и развивают.

Сегодня на Кубани развивается кластерный подход к организации производств. Вы планируете в этом принимать участие?

На базе нашего предприятия Минпромторгом уже прорабатывается сценарий создания промышленного кластера. Это нам даст снижение тарифов на электроэнергию, налогов на 15–20 процентов. Здесь рядом разместятся производства, которые будут перерабатывать нашу продукцию. Ту же катанку, саморезы, гвозди. Саму катанку будут волочить в оцинковку, из неё варить сетки и т. д. Это всё будут местные производители, не связанные с нами. Вот сейчас, в частности, заместитель губернатора Иван Алексеевич Алтухов нам в этом вопросе помогает. Постоянно запросы в Москву шлёт. Администрация работает, предоставляет льготы по налогу на имущество нам как крупному инвестору.

- А энергию для новых производств откуда брать планируется? Ведь на Кубани дефицит электроэнергии.

Да, Краснодарский край - аграрный регион. Здесь и сети сельские. В своё время мы с трудом согласовали с Анатолием Борисовичем Чубайсом на инвестфоруме в Сочи строительство линии и подстанции «Крымская 500» мощностью 1 гигаватт. Только это и позволило построить здесь завод, который, кстати, потребляет столько же энергии, сколько Краснодар. Но мы также будем строить и свою генерацию - газотурбинную станцию на 100 мегаватт. Уже заключили контракт. На энергетиков в плане тарифов влиять не получается. Поэтому выход - только в строительстве своей генерации, что мы и делаем.

12:21 / 12 янв. 2017

Предприятие хотят закрыть по причине нерентабельности.

В Новороссийске закроют местный вагоноремонтный завод. Работы в общей сложности лишатся 448 человек. К слову, вагоноремонтное предприятие является единственным на юге России.

Закроют "НВРЗ"

Когда-то завод был гордостью СССР. Учреждение буквально немного не дотянуло до своего грандиозного юбилея - 125-летия. Причиной закрытия, как пояснили собственники, стала нерентабельность производства. На данный момент большинство цехов завода являются опечатанными.

Работники судятся с собственниками

Люди, уже бывшие работники вагоноремонтного завода, отстаивают свои права в суде. Дело в том, что им не выплачивают часть заработка еще с 2014 года. Также некоторые работники живут в ведомственных домах, принадлежащих предприятию, то есть люди рискуют остаться не только без заработка, но и жилья. При этом отмечается, что учреждение соседствует с очень выгодными предприятиями в плане сотрудничества, такими, как "Импортпищепром" и мазутный терминал.

Разберется прокуратура

Оборудование постепенно переправляют на другие заводы. Одновременно с этим директор "НВРЗ" Владимир Шелегацкий считает, что со своей инфраструктурой завод мог существовать и дальше. Событиями на предприятии заинтересовались прокуратура и следственный комитет.

  • Ранее НАША писала о том, что в России могут продлить рабочий день на два часа.

Вступайте в НАШУ группу во

Что представляет собой промышленный комплекс более пяти тысяч различных промышленных предприятий. Около 700 из них можно отнести к среднему и крупному бизнесу. занимает лидирующие позиции среди других регионов страны, вносит существенный вклад в развитие ее экономики. Сегодня предлагаем поговорить о том, что представляет собой промышленность данного региона и какие промышленные предприятия есть в Краснодарском крае.

Особенности промышленности на Кубани

Основные отрасли, позволяющие краю иметь особое экономическое значение для Российской Федерации, - это туристский и курортный комплексы, агропромышленность и транспорт. К тому же Кубань - старейший нефтедобывающий регион. Помимо этого, в Краснодарском крае развиты коммуникационные технологии, строительные, энергетические и, конечно, промышленные комплексы.

Главным отличием промышленности региона можно назвать высокую степень концентрации предприятий в нескольких центрах. Среди них можно выделить столицу Кубани - город Горячий Ключ, Ейск, Армавир, Туапсе и Тихорецк.

На сегодняшний день ситуацию в промышленности края можно охарактеризовать как восстановление после спада, переход к росту и стабилизации.

Пищевая промышленность

На первом месте в структуре всего промышленного комплекса Краснодарского края пищевая промышленность. Только в этом регионе производится более трети объемов сахара, растительного масла, консервов из овощей и фруктов, 40% концентрированных соков из фруктов, 100% детского мясного питания. Кроме того, 6% приходится на твердые сыры, мясо, субпродукты. Стоит отметить, что в этой отрасли функционирует более тысячи предприятий.

В мясной промышленности можно выделить три основных промышленных предприятия Краснодарского края: мясокомбинаты «Тихорецкий» (это единственный мясокомбинат в нашей стране, производящий детское питание из мяса), «Краснодарский» и «Сочинский» - крупные производители колбас. представлена такими предприятиями, как молочный комбинат «Тимашевский» (он выпускает молочную продукцию в упаковках «Тетра Пак»), «Сыродел» и сыркомбинат «Калининский» - ведущие производители сычужных сыров. Сухие молочные продукты выпускает промышленное предприятие Краснодарского края под названием Брюховецкий молочно-консервный комбинат. Если говорить о масложировой промышленности, то здесь лидером можно назвать Лабинский маслоэкстракционный завод. ООО «Интерагросистемы» занимается производством плодоовощных консервов.

На территории Кубани действует 16 сахарных заводов. Более 100 предприятий работает в Что касается производства кондитерских изделий, здесь следует выделить такие промышленные предприятия Краснодарского края, как кондитерская фабрика «Армавирская», «Галан».

Виноградарство

Развито на Кубани и виноградарство, которое обусловило наличие в этом регионе наличие винодельческой промышленности. На сегодняшний день переработкой винограда занимается 28 предприятий, которые ежегодно перерабатывают более половины российских объемов. 16 предприятий отличаются полным циклом производства вина: начинается все с выращивания винограда, а заканчивается бутилированием готовой продукции. Крупнейшим заводом можно назвать расположенный неподалеку от Новороссийска «Абрау-Дюрсо».

Машиностроение и металлобработка

Более сотни крупных промышленных предприятий Краснодарского края занимается машиностроением и металлобработкой. Помимо этого, в регионе действуют субъекты малого предпринимательства, которые занимаются железнодорожным, нефтяным, химическим и сельскохозяйственным машиностроением. Ряд предприятий занимается приборостроением, станкостроительной и электротехнической промышленностью.

Промышленные предприятия Краснодара и Краснодарского края производят:

  • компрессоры и запчасти для них;
  • измерительную технику;
  • металлорежущие станки;
  • цепи к комбайнам;
  • солнечные батареи;
  • средства радиосвязи;
  • водонагреватели;
  • миксеры и кофемолки;
  • гидравлическое оборудование;
  • мотовозы, автомотрисы, путевые машины;
  • аттракционы и многое другое.

Химическая и нефтехимическая промышленность

Это направление включает в себя более 10 средних и крупных субъектов и предприятий, которые выпускают различные удобрения, пластмассовые изделия, резиновые изделия, лакокрасочную продукцию. Всего в этой отрасли занято порядка шести тысяч человек.

Выпуском минеральных удобрений занимается ОАО «Еврохим», коврики для автомобилей, медицинские перчатки, катетеры и камеры для мячей производит «Армавирский завод резиновых изделий». Производством лакокрасочных изделий занимается такое промышленное предприятие Краснодарского края, как ЗАО «Химик».

Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность

Четвертая часть всей территории Кубани покрыта лесом. Стоит сказать о том, что этот регион - единственный в РФ, где проводятся промышленные рубки бука и дуба. Получают здесь и весьма ценную древесину, к примеру пихту, ясень, каштаны, граб. Среди ведущих предприятий данной отрасли - ОАО «Юг», проводящее полных цикл работ, ЗАО «Рассвет», ООО «Энако», ОАО «Горячеключевская мебельная фабрика».

Что касается целлюлозно-бумажной сферы, ее представляют такие предприятия, как ЗАО «АР-Картон», ЗАО «Неопак Кубань».

Производство строительных материалов

Существенный вклад в экономику края и страны вносят предприятия строительных материалов. Краснодарский край - лидер по производству материалов на основе гипса, кирпича, цемента, черепицы, сборного железобетона.

Выделить стоит такие предприятия, как «Кубанский гипс-Кнауф», которое производит сухие строительные смеси, Славянский, Губский и Новокубанский заводы, занимающиеся выпуском декоративного и фигурного кирпича.

Легкая промышленность

Более 400 предприятий (как крупных, так и малых) объединяет легкая промышленность края. На Кубани развита шерстяная и швейная, хлопчатобумажная и кожевенная, меховая и обувная промышленность. В этой сфере задействовано порядка 15 тысяч кубанцев!

Швейные изделия для мужчин и женщин выпускает ЗАО «Александрия». Продукция этого промышленного предприятия Краснодарского края востребована как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Защитную одежду производит уникальная швейная фабрика «Славянская». Именно это предприятие выполняет заказы различных силовых структур, Министерства обороны страны, Федеральной пограничной службы.

28 сентября в первом чтении депутаты ЗСК приняли закон, согласно которому вводится полный запрет продажи разливного пива, пивных напитков и сидра в жилых домах и пристройках. Обоснован этот закон был якобы сотнями обращений жильцов тех домов, где расположены магазины разливного пива.

На самом деле принятие этого закона убьет уже сформировавшуюся отрасль Кубани, без работы останутся тысячи жителей Краснодарского края, сотни предприятий прекратят свое существование, так как не смогут перестроиться под принятую инициативу.

Самым разумным решением для законодательной власти стало бы привлечение к рассмотрению данного закона самих игроков рынка, работающих в этой сфере не две недели, а много лет, и располагающих достоверными данными о текущем положении дел. Рациональность, оценка всех возможных последствий, а не действия в стиле «рубить с плеча» - вот основа демократического и свободного общества.

Но на сегодня все попытки принять закон (которые практически увенчались успехом) основывались на недостоверных и недостаточных данных о ситуации на рынке. 10 октября мы были приглашены на местный телеканал в прямой эфир программы «Через край». Логично было бы предположить, что приглашались мы туда как эксперты одной из сторон, работающие в этом бизнесе уже 10 лет, а не 10 дней, знающие ситуацию на рынке и его игроков. Но, как оказалось, представления наши оказались довольно наивными.

Собранные нами данные о том, что принятие закона приведет к закрытию сотен предприятий Кубани, потере тысяч рабочих мест, банкротству кубанских производителей и местных компаний, работающих в самых разных областях, были проигнорированы. Более того, их назвали «полной глупостью» и представили цифру в 300 предприятий. Даже если оставить в стороне, что закрытие трехсот предприятий - это уже огромные потери для рынка, работающих на этих «всего трехстах предприятиях» людей и налоговой казны, нельзя не заметить, что место кубанских производителей займут транснациональные компании: их интерес очевиден - сейчас местные производители забрали у них очень большую долю рынка.

Действительно, проблемы есть. Засилье вывесок «Живое пиво» на первых этажах многоквартирных домов, за которыми скрываются крошечные помещения, где абсолютно невозможно организовать правильное хранение продукции и соблюдение санитарных норм. Мы работаем на рынке 10 лет, мы знаем каждого игрока, мы не только управляем пивными магазинами, но занимаемся производствами, у нас есть оптовые компании, которые работают по всему краю, мы знаем, о чем говорим. И мы знаем, как решить проблему, не прибегая к радикальным мерам.

Наши предложения , которые действительно могут повлиять на ситуацию на этом рынке, при этом не уничтожив его:

1. Ввести ограничение по площади 50 м2, так как на меньшей площади невозможно организовать магазин разливного пива, который соответствует всем требованиям законодательства: наличие двух туалетов, соблюдение температуры хранения пива от 2 до 12°C, вытяжки и т. д.
2. Ограничение продажи пива до 22.00 в магазинах, расположенных в жилых домах
3. Запрет использования слова "пиво" в названиях заведений.
4. Подключение всех игроков рынка к системе учета пива ЕГАИС
5. И, конечно, контроль соблюдения органами исполнительной власти.

Это очень быстро очистит рынок от недобросовестных предпринимателей, на которых в основной своей массе и поступают жалобы от жителей края.

Сейчас идет сбор подписей игроков рынка (магазины, производства, логистика и т.д.), которые могут обанкротиться и закрыться в случае принятия этого закона. За одну неделю удалось собрать около 500 подписей. В течение месяца будет собрана полная картина, но предварительные цифры таковы:

Из 2000 около 1000 магазинов в Краснодарском крае находятся в зоне риска - это 1500-2000 продавцов без работы;

Из 70 пивоваренных заводов Краснодарского края могут закрыться 20-30, а 150-250 сотрудников останутся без работы;

Транспортная логистика, которая обслуживает этот рынок, - это около 500 грузовых автомобилей, на которых работают 800-1000 человек (водители, грузчики);

Всевозможные производства (пэт-тара, снековые и рыбные производства и т.д.) – еще 100-200 человек.

На всех этих предприятиях работают бухгалтеры, финансисты, маркетологи, технологи, администраторы и т. д. - это еще 500-700 человек

Основываясь на личном опыте, считаю, что при принятии такого закона бизнес потеряет не менее 2 млрд рублей, а это повлечет череду банкротств.

Итого:

бизнес потеряет 2 млрд рублей вложенных средств;

бюджет потеряет налоги;

обанкротятся предприятия

без работы останутся 4-5 тыс. человек

Если закон примут в том виде, в котором он прошел в первом чтении, возле Заксобрания Краснодарского края соберутся все, кто остался без бизнеса и работы - а это тысячи человек. А можно, не разрушая бизнес, просто заставить игроков рынка соблюдать законы. Выиграют все: местные производители, цивилизованная пивная розница, жильцы многоквартирных домов, и бюджет станет получать больше налогов, если все будут играть по одним правилам.

Мы очень хотим , чтобы в обсуждении такого закона, способного повлиять на целую отрасль бизнеса Кубани, ЗСК и администрация основывались не только на своем опыте, но и привлекали нас, игроков рынка, имеющих солидный опыт работы в этом бизнесе. Мы располагаем реальными данными, у нас есть рабочие предложения, и мы действительно хотим прийти к достойному компромиссу, который одновременно и улучшит ситуацию для жителей города и края, и не приведет к банкротству сотен компаний.

Вячеслав Дрига, учредитель ООО « Бодрисар »

Заводы, еще 20 лет назад составлявшие основу экономики столицы Кубани, приказали долго жить

Краснодар в недавнем прошлом - город, в котором производили все, что нужно для жизни

Летопись многих краснодарских предприятий новейшей истории заканчивается примерно так: «однако в … году производство практически остановилось из-за дефицита оборотных средств, возникшего в результате задолженности … завод не смог выполнить обязательства. Был признан банкротом. Ликвидирован в … году».

Занавес! И несколько тысяч человек, включая высококвалифицированных рабочих и инженеров, остаются без работы, а позже мы имеем в их лице охранников, продавцов, штукатуров.

Экономика рыночная, а по сути - базарная

Если спросить любого более-менее взрослого думающего человека, что лежит в основе всякой экономической системы, он наверняка ответит - производство. Торговля, обмен, распределение и потребление - вторичны и зависят от первого. Любое современное государство, в основе которого стоит купля-продажа, как правило, обречено на несамостоятельность, нестабильность и… вымирание.

В нашей стране сложились некоторые экономические условия, по которым мы и существуем в этой самой пресловутой несамостоятельности. Зыбкий фундамент держит до определенного момента. Затем все меняется. Редко - в сторону улучшения.

Если взять Краснодар как модель для рассмотрения сложившейся ситуации, картина предстанет безрадостная. Город, растущий ускоренными темпами вширь и в высоту, но со слабо развивающимся производством. Он похож на подростка, достигшего габаритов взрослого человека, но обладающего мозгом первоклассника, слабыми мышцами и хилым позвоночником, хрупкими костями и низким иммунитетом.

Краснодар сегодня - это прежде всего рынки, торгово-развлекательные центры, гипер- и супермаркеты, оптовые базы и, конечно, банки - куда же без них. Если и существует производство, то оно также входит в область процесса прямой или косвенной купли-продажи.

Официально российская экономика называется рыночной, но, по сути, она является «базарной», где царят чисто торгашеские законы - «купил за рубль, продал за два», «слабый не выживает» и так далее. Производство перестало быть основой. Загустевшая кровь отечественной экономики может в один прекрасный момент остановить работу сердца. Некоторые экономисты полагают, что оно уже давно остановилось и организм работает лишь благодаря искусственному дыханию в виде торговли нефтью, газом, лесом и другими ресурсами.

Было сделано в Краснодаре

Краевой центр в недавнем прошлом - город, в котором существовало производство практически всего, что было нужно для жизни, роста и стабильности, от крупного станко- и приборостроения, переработки нефти, газа, древесины, сельхозпродукции до изготовления одежды, обуви, сувениров, художественных изделий...

Поколение постарше помнит, что с маркой «сделано в Краснодаре» можно было покупать мясные консервы и колбасы нашего мясокомбината. В 2011 году он был «успешно» закрыт. На дорогах края и за его пределами можно до сих пор встретить автобусы «Кубань» и микроавтобусы «Кубанец», некогда собираемые в Краснодаре на автозаводе «Кубань». Он разорился в 2001 году.

Краснодарский хлопчатобумажный комбинат считался одним из крупнейших предприятий в отрасли. На нем трудились 4 тысячи рабочих, мастеров и инженеров. Кризис 90-х привел к потере кооперативных связей и рынка сбыта. Предприятие развалилось. Такая же судьба постигла Краснодарский камвольно-суконный комбинат, в докризисный период он выпускал 10 млн метров ткани, в 1999 году - всего 270 тыс. Краснодарский завод «Сельмаш» производил транспортеры для сельхозмашин общей длиной в половину экватора, это 20 тысяч километров. В 1998-м предприятие осилило лишь 220 километров.

Съежился больше чем наполовину и, чтобы хоть как-то сохраниться, был раздроблен на несколько дочерних фирм знаменитый Краснодарский завод измерительных приборов (ЗИП), выпускавший в золотое время 140 наименований изделий, в том числе приборы оборонного назначения. Они экспортировались в более чем 20 стран мира. В то время на ЗИПе работало до 14 тысяч человек. С распадом Советского Союза разорваны почти все экономические связи. На протяжении последних двадцати лет завод, вернее, его «дочки» только и делают, что сокращают производство.

Завод радиоизмерительных приборов (РИП) пошел по той же дороге и еле-еле сводит концы с концами, в лучшем случае занимаясь выпуском не свойственной ему продукции.
В Краснодаре на нескольких фабриках изготавливали вполне доступную мебель. Теперь мы покупаем импортные столы, стулья и шкафы. В каждом ДК, школе и детском саду стояли, а кое-где стоят и по сей день знаменитые пианино «Кубань». Сама же фабрика давно закрыта. Здания находятся в аварийном состоянии и напоминают военные развалины. Мастера Краснодарской фабрики художественных изделий славились своей продукцией по всей Европе. А сегодня мы вынуждены заказывать портьеры для Большого театра в Италии.

Кроме гражданского производства, у нас ремонтировали военную авиационную технику и изготавливали высокоточные приборы для отечественной оборонки. Знаменитый «Сатурн» разрабатывал и производил солнечные батареи, в том числе для космической отрасли. Сегодня часть территории этого предприятия занята московским пивзаводом.

Зато свое пивное производство в лице ОАО «Факел», - с горечью вспоминает бывший мастер пивоварения Виктор Нестеров, - было не просто закрыто в 2007 году, а стерто с лица земли. Все здания снесены, несмотря на статус памятника архитектуры. Теперь здесь растет бурьян. А ведь даже в самые кризисные 90-е «Факел» выпускал до восьми сортов пива, некоторые из которых выигрывали международные призы, составляя конкуренцию продукции Чехии и Германии.

Примерно такая же петрушка происходит с другими некогда крупными производствами. Многие оставшиеся на плаву заводы и фабрики не могут похвастать былыми успехами и количеством работающих граждан в их стенах. Такие предприятия, как завод имени Калинина, «Октябрь», Краснодарский опытно-механических завод, «Тензоприбор» и многие другие, частично или полностью «почили», не выдержав, нет, не конкуренции, а рыночного хаоса. На их местах красуются супердорогие жилые комплексы, торговые, выставочные центры и… пустыри.

«Сединская» история

Такая участь может постичь старейший в крае, некогда знаменитый станкостроительный завод им. Седина. Это было одно из крупнейших предприятий на юге России. Его история начинается с 1911 года, когда в Екатеринодаре было основано предприятие «Кубаноль», которое специализировалось на производстве оборудования для добычи нефти и ее переработки. Затем в советское время был налажено производство высокоточных станков.

1937 году выпущен первый станок, а к 1938-м определился приоритетный профиль завода - станкостроение, и в первую очередь - производство токарно-карусельных станков. В 1942 году во время фашисткой оккупации завод был почти полностью разрушен, но уже в 1950-м (!) восстановлен. Тогда же наладили производство станков для обработки стальных цельнокатаных железнодорожных колес.

В 1961 году с заводского конвейера сошли первый в стране тяжелый стан с программным управлением и пилотные образцы вертикально-токарных полуавтоматов. А через год завод поставлял свою продукцию уже в более чем 20 стран мира. В 1972-м один из сединских станков был удостоен золотой медали на международной Лейпцигской ярмарке. В 1980 году станок модели 1516Ф3 был награжден золотой медалью на Болгарской выставке в Пловдиве. Особой гордостью завода являлись уникальные токарно-карусельные станки, которые экспортировались в 90 стран мира, включая Японию, США, Германию и Францию. В пик производства в начале и середине восьмидесятых на предприятии трудились более 10 тысяч человек.

С большими потерями, но все же пережив кризис 90-х и начала нулевых, «Седин» был включен в список 295 системообразующих предприятий России, утвержденный правительством РФ, а позднее - в программу импортозамещения. В 2011 году предприятие отметило 100-летний юбилей. Еще недавно завод имени Седина производил более 30 моделей токарно-карусельных станков, а также деревообрабатывающих центров. Но… год назад ЗАО «Краснодарский станкостроительный завод «Седин» подал в Арбитражный суд Краснодарского края иск о собственном банкротстве. В отношении бывшего директора завода возбудили уголовное дело за невыплату зарплаты. В сентябре 2015 года судебные приставы арестовали имущество предприятия.

Сегодня ЗАО «Краснодарский станкостроительный завод «Седин», некогда знаменитый промышленный гигант, проходит унизительную процедуру банкротства. Кто знает, если ситуация не станет выпрямляться, то знаменитое предприятие может уступить место очередному гипермаркету или жилищному комплексу. Выжил в революцию, восстал из пепла после Великой Отечественной, перенес и тяготы перестройки, но споткнулся и упал в относительно благополучное время...

Держатся на плаву

Сегодня в краевом центре относительно успешно продолжают работать единицы предприятий. Например, фарфоро-фаянсовый завод, когда-то носивший красивое имя «Чайка», выпускает 200 наименований продукции. Неплохие показатели показывает табачное производство, которое, однако, оказалось в «умелых» руках американской компании «Филипп Моррис».

В стенах бывшего Краснодарского швейного объединения, ныне «Александрия», всегда изготавливали не самую плохую одежду. Фабрика, как говорит художник-модельер Ирина Шопина, работавшая там в 90-х, сохранилась усилиями руководства и... моде на малиновые пиджаки, пользовавшиеся в то время огромной популярностью.

В далекое советское время широкое производство вовлекало в свою деятельность почти всех жителей города и огромное число приезжих. Безработными оставались лишь ленивые, которых, впрочем, в период плановой экономики просто обязывали трудиться наравне со всеми.

Да, несомненно, был дефицит некоторых товаров, хромало качество, но это не означало, что надо было рубить производство под корень, как наказывал «великий реформатор» Чубайс. Наверное, ему и таким, как он, было незнакомо понятие «модернизация».

Трудно сказать, что надо сделать, чтобы Краснодар вновь из спально-рыночного города превратился в индустриального гиганта. На это вопрос не рискуют ответить даже самые продвинутые светила экономики. Реформы, или как это можно назвать, буксуют. Рабочие места не прибавляются, экономическая политика остается хромой и однобокой. Мы торгуем тем, что не производим. Вот где упадок, вот где стагнация! А нам до сих пор говорят о брежневском застое. Кстати, только за IX пятилетку, с 1971 по 1975 год, в тоталитарном СССР было запущено с нуля 1700 крупных заводов. Может ли современная демократическая Россия похвастать такими показателями?




Top