Виды народных ремесел и художественных промыслов. Крестьянские промыслы украинцев в прошлом. Их виды и особенности Плетение из лозы

Кто из нас не любит красивую посуду с самобытным дизайном! Особенно если она сделана руками мастеров, знающих традиции от деда-прадеда. Гончар - профессия древняя, и в Украине это ремесло было распространено во всех регионах, так как наша страна может похвастаться залежами различной глины, используемой для производства керамической посуды и всевозможных безделушек.

И сейчас живы традиции славных гончаров. Сегодня мы расскажем о них в нашем обзоре: где можно посмотреть, как делают посуду на гончарном круге, попробовать себя в этом ремесле и купить интересные изделия и милые безделушки из глины.

История гончарства: до и после гончарного круга

Гончарство - древнее ремесло, и возникло оно еще в эпоху неолита. Развивалось там, где было сырье для промысла - глина, и территория Украины для этого как раз благодатный край.

Особого расцвета гончарство в Украине достигло в эпоху трипольской культуры. Сначала глиняные изделия лепили вручную и обжигали на открытом огне или в обычных печах. Все кардинально изменилось после изобретения гончарного круга.

Грубая ручная работа преобразилась, развилось ремесло гончаров, которое совершенствовалось от столетия к столетию, став настоящим искусством. Люди научились делать много изделий из глины, это не только посуда, но и различные сувениры, украшения, игрушки, кафель (или, как говорили раньше, изразцы).

«Не боги горшки обжигают», - гласит народная пословица. Но на самом деле ремесло гончара - не из простых, и чтобы создавать красоту из обычной глины, нужно годами кропотливо трудиться, совершенствуя мастерство.

Источник фото: ufest.in.ua.

Есть у керамистов и особые секреты. Начинаются они с заготовки глины. Еще издавна, добыв ее на глинище, оставляли «дозревать», перемешивая лопатой и поливая водой, чтобы она стала пластичной. Считается, что некоторые виды глины нужно держать на открытом воздухе год-два до использования, так улучшаются свойства. А глину для фарфора выдерживали в специальных ямах десятки лет.

Познакомиться с традициями гончарства в Украине и других декоративно-прикладных искусств можно, не выезжая из столицы - в , известного деятеля искусств и коллекционера.

Как наносят рисунок

Гончарные изделия могут быть натурального цвета, а для украшения до обжига наносится ангоб - покрытие из жидкой глины. Ангобы бывают в природе разных цветов. Также в глину могли добавляться красители. По ангобу можно наносить рельефный рисунок. Характерными украшениями являются полоски, жгуты различной формы.

Источник фото: esu.com.ua.

Кроме того, применялись различные техники:

  • глянцевание (лощение) - по сухому черепку;
  • рожкование - нанесение ангоба струйкой на готовое изделие с помощью специального рожка, затем мастера заменили его на резиновую грушу;
  • рихтование - процарапывание узоров;
  • фляндрование - с помощью острого предмета соединялись три или четыре разноцветных ленты ангоба, в готовом изделии они были похожи на звезды.

Другая технология нанесения узора - глазурь . Ее наносят на уже высушенное изделие.

Традиции гончарства в Украине

На сегодняшний день гончарство, как и другие кустарные промыслы, несколько отошло в прошлое. Но все же в регионах, где оно было распространено, и сейчас есть продолжатели традиций. Сегодня это скорее искусство, чем промысел.

Каждый регион гончарства в Украине имел характерную технику и отличительные черты , по которым можно было определить происхождение того или иного изделия. И сейчас мы попытаемся разобраться в этих особенностях.

Опошня - гончарная столица

Село Опошня на Полтавщине недаром считается столицей гончарства в Украине, ведь издавна мастера-умельцы прославили этот край. Знаменитая опошнянская посуда была тонкостенной. Для нее характерна двух- или трехцветная роспись в виде черточек, кривулин, точечек и тому подобного. Опошня славилась также глиняной декоративной скульптурой и детской игрушкой.

Источник фото: ceramiko.livejournal.com.

Современные мастера наносят на изделия растительный орнамент, обычно крупный. Цветы похожи на те, которые характерны для росписи стен у украинцев. Узоры обычно светло-желтые, выполненные на белом, красно-коричневом или зеленом фоне.

По данным исследователей, именно Полтавщина более 100 лет лидировала в гончарстве, а также в изучении этого ремесла. Изделия местных мастеров еще с конца 19 века стали пользоваться успехом в Европе, у коллекционеров.

Еще в 1894 году в Опошне было открыто первое на левобережье Украины профильное учебное заведение - Земская образцовая гончарная мастерская. Полтавец Яков Рыженко первым защитил научную диссертацию по керамологии в 1929 году.

Опошня - интересный туристический объект, он находится как раз посередине маршрута по гоголевским местам, между Великими Сорочинцами и Диканькой. Здесь прекрасная природа, приветливые люди, развивается экологический туризм. И сегодня вы получите несказанное удовольствие от богатой коллекции музея и живого общения с современными гончарами.

Источник фото: travel-guide.at.ua.

Именно в Опошне сегодня находится и научное учреждение по изучению традиций и техники ремесла - Институт гончарства и керамологии при Национальной академии наук Украины. Возглавляет его Олесь Пошивайло, продолжатель известной династии гончаров. В экскурсионных маршрутах Опошни - посещение мемориального музея-усадьбы семьи Пошивайло, Мемориальный .

Роспись Явдохи Пошивайло, экспонат музея-усадьбы семьи. Источник фото: prostir.museum.

Стал уже традиционным Национальный фестиваль «Гончарный сдвиг», на который съезжаются мастера со всей Украины.

Источник фото: telegraf.in.ua.

Также традициями гончарства известно село Хомутец на Полтавщине.

Подольские гончары

На Подолье известными центрами гончарства были Бубновка (Винницкая область), Дыбинцы, Ирпень (Киевская область) и другие.

Отличительные черты подольской керамики - огненно-красный фон и пышные оригинальные орнаменты: цветы, гроздья винограда, ветви с плодами.

Источник фото: vinceramics.inf.ua.

Характерной для бубновской керамики было изготовление огромных горшков «для борщей». Также здесь изготавливали расписную посуду, игрушки - баранчиков, лошадок, гусочек, фигурки людей.

Источник фото: kraina-ua.com.

В Бубновке и сейчас есть современные мастера - продолжатели традиций предков. В селе создан музей-усадьба гончаров братьев Герасименко.

А в Виннице работает мемориальный в основе экспозиции - керамические изделия из творческого наследия мастера.

Если говорить о современных Дыбинцах, то сегодня здесь развивается экотуризм, а в качестве развлечения гостям предлагают пройти мастер-класс по гончарству.

Гончарство на Черниговщине

Черниговщина издавна была гончарским регионом. В 17 веке для изделий этого края были характерны украшения в виде геометрических орнаментов, в 18 веке местные гончары прославились белой глазированной посудой, которая напоминала фаянсовую. На белую глазурь наносилась роспись. А некоторые мастера использовали для украшения специфическую технику брызг и подтеков.

Славилась Черниговщина и своим кафельным промыслом, достигшим расцвета в 18 веке и расширившимся на Полтавщину и Слобожанщину. Центрами гончарства на Черниговщине были Ичня, Городня, Короп, Нежин, Олешня, Шатрищи.

Гончарство Полесья

Для изделий Полесья (нынешние Житомирская, Волынская, Ровненская области) были характерны барочные орнаменты. Традиционно в первой половине 19 века здесь изготовляли различные кринки, макитры, миски и тарелки, вазоны.

Отличительными чертами керамики Волыни были серый, черный, сине-черный цвета - так называемые «сиваки». И узоры в виде сосенок, столбиков, елок, клеток. А также темная дымленая керамика.

Источник фото: 3.bp.blogspot.com.

Один из самых известных гончарных центров на Волыни - село Ракита. Раньше гончары здесь были «через хату» - то есть ремеслом занимался фактически каждый второй. Характерными были кринки приземистой формы с тонкими ушками.

На Полесье активно развивалась и строительная керамика. Интересно, что в своды храмов стали вмуровывать удлиненные глиняные горшки - для улучшения акустики. Например, Дмитровская церковь и во Владимире-Волынском.

Гончарство на Гуцульщине

Самым известным гончарским центром на Гуцульщине был и остается Косов. Здешние мастера создали высокохудожественную технику гравированной росписи, изразцы оригинальной формы для отделки печей, светильники, расписные миски и много других оригинальных изделий. Кафельные печи, изготовленные в Косове, охотно ставили в Румынии, Венгрии . Поражает разнообразие рисунков: от стилизованных растительных орнаментов до изображений животных, людей и целых бытовых сценок.

Источник фото: svitppt.com.ua.

Керамические изделия делали с использованием уникальной техники гравировки - расписывали покрытые белой глиной и подсушенные изделия. После первого обжига в гончарной печи изделие расписывали зеленой, коричневой, желтой, реже синей красками (белой глазури в Косове не было, только белый ангоб - до обжига). Изделие покрывали прозрачной глазурью и выжигали вторично. Такая техника является единственной в мире. На сегодняшний день популярны как традиционные растительные орнаменты, так и изображения сценок из жизни гуцулов.

Источник фото: etnoxata.com.ua.

А в селе Кобольчин Сокирянского района открыт районный музей гончарства. В коллекции более тысячи экспонатов, работает гончарная мастерская.

Где научиться гончарному мастерству и купить керамику

В художественных салонах вы обязательно найдете полки с керамическими сувенирами и посудой. Но чтобы купить оригинальные изделия известных современных мастеров, стоит посетить специализированные выставки. Как уже сказано, ежегодно в Опошне проходит фестиваль. Уже известно, что «Сдвиг-2017» будет проходить с 26 июня по 2 июля. Здесь вы, конечно же, сможете посетить мастер-классы и купить керамику не только опошнянских мастеров, но и гончаров из других регионов.

А если хотите поучиться более серьезно, и у вас есть на это время, Опошня предлагает стать участником летней академии гончарства с 12 июня по 2 июля. Обучение платное. Мастер-класс по гончарству предлагают и в усадьбе «Старый хутор». .

Источник фото: opishne-museum.gov.ua.

Кстати, на Полтавщине работает специализированное высшее учебное заведение - Миргородский художественно-промышленный колледж имени Гоголя, ведущий свою историю с 1895 года (ранее - керамический техникум).

Также купить оригинальные гончарные изделия и не только можно на - ежегодном фестивале, который проходит в Великих Сорочинцах, воспетых Гоголем.

Оригинальные изделия гуцульских мастеров вы сможете купить на уникальном - так что, если путешествуете по Буковине, не забудьте его посетить.

Источник фото: vsitury.com.ua.

Творческие мастерские народных умельцев этого края приглашают на мастер-классы.

Основательно обучают гончарному искусству в Косовском институте декоративного прикладного искусства Львовской академии искусств.

В Киеве школа гончарства работает на территории , а также в . На сегодняшний день можно найти немало предложений по обучению древнему ремеслу гончара.

Творить красоту - это здорово, и никогда не поздно открыть в себе талант. Или начать собирать домашнюю коллекцию керамики, которая, возможно, станет фамильным достоянием вашей семьи.

Всемирная история керамики началась с древнейших времен, с того момента, когда человек научился обрабатывать глину. Толчком послужила жизненно необходимая потребность в емкостях и наличие легкодоступного материала в виде глины. Первоначально это были толстостенные сосуды, слепленные от руки. С развитием гончарного ремесла технология изготовления глиняных изделий совершенствовалась, добавлялись различные добавки в зависимости от места проживания, приемы обжига и формовки, разнообразились формы изделий, появлялись элементы украшения.

Подтверждением тому являются находки разных эпох, найденные при археологических раскопках в разных уголках мира. А само слово «керамика» произошло от греческого «keramos» – глина, прошедшая обжиг.

Исторические вехи украинской керамики

Археологические находки изделий из глины на территории Украины относятся к концу медно-каменного века, т.е. 2,5 тысячи лет до нашей эры. Найденные в начале XX столетия археологом Хвойко В. возле села Триполье глиняные предметы быта позволили сделать заключение о существовании трипольской культуры, названной так по месту первых находок.

Обнаруженные артефакты относились к целой культуре эпохи неолита, датируемой 4 – 2 тысячи лет до н.э.. Посуда была изготовлена из глины с примесью кварцевого песка и ракушек пресноводных моллюсков. Изготавливалась она вручную, с толстым дном и неравномерной толщины стенками. Внешняя поверхность была гладкой, встречается роспись и обжиг красной краской. Посуда больших размеров лепилась из двух частей. В сравнении с образцами посуды той эпохи, найденных на территориях других стран, трипольская представляла собой произведение искусства.

Гончарство на Украине является древнейшим ремеслом. Земля богата залежами качественных обычных и каолиновых глин с разнообразием цветовой гаммы: от белой и кремовой до темно-серой и коричневой. Заложенная веками история и культура края в орнаментальных мотивах оказала влияние на развитие гончарства и керамики в Украине.

В VII веке началась славянская эпоха в развитии украинской керамики. Она характеризуется присутствием в темно-серой керамике римских черт тисненого орнамента с параллельными и волнистыми линиями, насечками.

С X века в гончарном ремесле начинают применять гончарный круг, совершенствуются технологии изготовления материалов, обжига, обработки. К концу столетия начали добывать каолиновую глину открытым способом. Кроме посуды, гончары стали делать фигурные скульптуры, игрушки и изделия религиозной тематики. Появилась новая технология обработки изделия глазурью. Совершенствуется плитка и изразцы.

В конце XV века на волне развития гончарного ремесла начали появляться артели. Разнообразнее стала форма изделий для бытовых нужд, украшений, орнаментов.

С XVII столетия стали формироваться центры керамического производства. Их размещение на территории Украины было непропорциональным по причине неравномерности залежей гончарной глины. В XIX столетии эти центры начали набирать свои характерные особенности, зависящие от природных качеств глины, местных традиций и технического уровня производства.

XX столетие охарактеризовалось спадом гончарного ремесла во времена коллективизации и подъемом в послевоенное время при разрушенном производстве. В конце XX столетия с появлением на рынке доступной и качественной посуды фабричного производства гончарное ремесло пришло в упадок.

От древнего к современному

Благодаря теплоте и экологичности природного материала, сохранению национальных традиций в орнаментальных мотивах и формах, придания новой эстетики посредством современных технологий керамика остается востребованной и в наши дни. Керамическая посуда сохраняет питательную ценность продукта и вкусовые качества, а декоративные изделия украсят интерьер и придадут ему самобытность.

Керамические изделия производятся спеканием глины или ее смесей с минеральными добавками. Основными видами керамики являются фарфор, фаянс, майолика, терракота. Для улучшения качества изделий и декоративности внешнего вида керамики, применяются выработанные за путь своего развития определенные технологии, некоторые из них:

  • Глазурование – покрытие изделия-сырца тонким стекловидным слоем, называемым глазурью, для повышения прочности, влагонепроницаемости.
  • Дымление – бескислородный обжиг изделия, в результате чего цвет поверхности изделия становится от темно – коричневого до черного с серебристым отливом.
  • Молочение – обработка изделия в несколько этапов, при которой изделие вымачивают в молоке, сушат и обжигают до получения золотистого или черного шоколада цвета.
  • Ангобирование – покрытие изделия-сырца цветной или беложгущейся глиняной суспензией, называемой ангобом.
  • Фляндровка – сложная, в несколько этапов, технология декорирования, при которой нанесенный ангоб при круговом движении быстро рассекается мастером с помощью приспособления на ритмично чередующиеся вертикальные линии.
  • Ритувание – уникальная карпатская технология в несколько этапов, при которой изделие покрывают белой глиной, обжигают, расписывают, поливают глазурью, выпекают.

Несмотря на общность форм украинской народной керамики, каждому центру гончарства свойственны свои особенности и своеобразие. По характерным признакам декоративного украшения керамических изделий в Украине можно обозначить несколько зон:

Приднепровье

Территория Приднепровского гончарства – это Васильков, Ирпень, Петровцы, Дыбинцы, Моринцы, Гнилец. Характерными чертами работ приднепровских мастеров является растительный орнамент с нанесением точек, черточек, зигзагообразных и прямых линий на розовом, белом или красном фоне. Приднепровские мастера славятся своей хорошо прорисованной посудой ежедневного пользования, фигурными изделиями для напитков в образах птиц и животных.

Хорошо известна в Украине и за ее пределами Васильковская майолика, выпускающая 60 видов керамических изделий. Простые по форме изделия декорированы цветными глинами с национальным орнаментом.


Запорожские художественно-керамические мастерские, используя современные технологии, изготавливают сувенирные и керамические изделия, в том числе и ручной работы. Хорошо известна на рынке посуда в стиле украинского колорита Вишенка, Полянка.
За пределами Украины хорошо известна «Петриковская роспись» мастеров Петриковки, что на Днепропетровщине.

Кроме дерева, мастера расписывают и керамику. Их собственный стиль «Кудряшка» или «Луковица» характеризуют фантастические формы цветов, выполненные ажурными плавными линиями в сочных ярких цветах, с растительным орнаментом астр, георгин, роз, васильков. Петриковская роспись включена в список культурного наследия ЮНЕСКО.


Полтавщина

Полтавщину прославили своей керамикой Опошня, Хомутец, Камышня. Полтавское село Опошня в настоящее время является центром производства гончарной керамики Украины. Опошнинскую керамику выделяет оригинальная техника нанесения росписи методом фляндровки.

Керамические изделия производятся из местной глины серого цвета, которая после обжига приобретает светло-коричневый тон. Гончары Полтавщины изготавливают тонкостенные изделия с росписью до трех цветов.

Растительный орнамент плетется из цветов, колосков, гроздьев винограда, веточек, букетов и веночков. Кроме повседневной глазированной посуды изготавливаются дымленная керамика, декоративные скульптуры, игрушки.

Основной светло-желтый цвет узора ложится на красно-коричневый, белый или зеленый фон и подчеркивается контрастными цветами линий. Простая форма цветов взята из традиционных украинских настенных росписей.

Подолье

Центрами подольского гончарства являются Бубновка, Бар, Винница, Гайсин. Здесь изготавливаются рисованная керамика, обычная посуда, подсвечники, фигурки животных и птиц, игрушки. Подольских мастеров отличает яркий красно-охристый фон изделий с белым, желтоватым, зеленым цветом рисунка. Для орнамента используются пышные цветы, виноградные гроздья, веточки дерева с плодами. В одном изделии может объединяться техника контурного рисования и фляндровки.

Кроме того, широкое развитие получили изделия темно-коричневого, почти до черного, и коричнево-охристого фона без глянцевания с геометрическим рисунком. Известно своими изделиями черной керамики село Гончаровка.

Галичина

На Галичине гончарное ремесло наиболее развито в Гавареччине, Косово, Коломые, Галиче, Дрогобыче. Изделиям галичских мастеров свойственна высокохудожественная техника гравированной росписи на посуде, подсвечниках, фигурках, колокольчиках. Для фона используются цвета природы: солнце – желтый, земля – коричневый, трава и листья деревьев – зеленый. Наряду с геометрическими и растительными мотивами в орнаменте присутствуют цветочные розетки с лепестками фантастических форм. Тонкая красота очертаний выделяется в расправленных, как в гербарии, формах листьев, веточек, цветов.

Уникальной является технология косовской керамики, которая отнесена к духовному наследию ЮНЕСКО. Она настолько сложная, что до сих пор не поддается подделке и копированию. Ее собственным стилем является триколор коричневого, желтого и зеленого на белом фоне с сюжетными композициями и гуцульскими коломыйками.


Отмечена золотой медалью на международной выставке и гаварецкая керамика, изготовленная по технологии дымления из двух видов глин: пресной и жирной. Черного цвета с сизым отливом изделия отличаются, кроме цвета, своей легкостью и тонкими стенками.
Оригинальные изразцы, расписные миски, блюда и другие изделия содержат изображения животных и человеческих фигур. Силуэты женщин и мужчин, музыкантов, земледельцев, пастухов, мельников, солдат четкие и хорошо просматриваемые.

Закарпатье

Кроме повседневной посуды, изготавливается и расписная праздничная, а также подсвечники, изразцы, сувениры.
В Закарпатье керамику производят Ужгород, Виноградово, Хуст. Для них характерны широкие мазки цветочных орнаментов. Свободное рисование выполняется на розовом фоне и покрывается глазурью.

Буковина

Традиционным для Буковины гончарным ремеслом занимаются в Коболчине, Городенка. На Буковине орнамент на керамических изделиях повторяет черты Галичины и Закарпатья, а также местные мотивы.

Слобожанщина

ПолесьеНа Слобожанщине цеховой керамикой занимается Харьков, Изюм, Новая Водолага, Просяное. Залежи высококачественной глины встречаются практически по всей Харьковской территории, по Северскому Донцу и его притоках. Ассортимент керамических изделий включает посуду бытовую и декоративную, скульптурные изделия, облицовочную плитку.

Декорирование изделий осуществляется рисованием или ритуванием орнамента, глазирование. Для керамики присущ синий цвет, тисненные узоры, подобные резьбе по дереву, полихромная роспись, черное дымление. Хорошо известны жаростойкие горшочки Слобожанщины.

Полесье

Гончарство в Полесье представлено лепной посудой с лощеным декором. На черном или светло-коричневом фоне изделий на стенках орнамент выполнен гребневыми, прямыми параллельными или волнистыми линиями.

Волынь

Характерными чертами керамики Волыни являются как простые рисунки в виде точек, волнистых линий, кругов, черточек, так и более сложные: прямая или скошенная сетка, спирали, цветы, листочки, сосенки. Комбинация элементов позволяет применять множество вариантов орнамента, в котором всегда соблюдается лаконичность и целостность композиции. Для украшения изделий применялась гравировка или глянцевание. Терракотовую керамику покрывали красной глиной, иногда белой или черной, а также несколькими ее цветами. К чернодымленной керамике применяется техника частичного глянцевания и геометрические орнаменты. Кроме традиционных изделий волынские мастера изготовляют декоративно-сувенирную продукцию.

  1. 1. Гончарство Вышивка Резьба по дереву Витинанка Лозоплетение Петриковская роспись
  2. 2. Территория гончарного центра г.Вышгород. Музей гончарства
  3. 3. Павильон над горном Гончарный центр
  4. 4. Древнерусский гончарный горн Древнерусский гончарный горн
  5. 5. Музейная экспозиция Работы современных мастеров
  6. Опошня - центр украинского гончарства. Здесь обнаружено более 40 сортов глины. Когда-то в этом селе почти все были гончарами. Этот замечательный музей знаменит не только в Украине, но и в мире. Изделия из Опошни приобретают лучшие музеи мира. В музее собрана коллекция произведений гончарства от лучших мастеров Украины прошлого и современности. Часть скульптур выставлена под открытым небом, а самое ценное хранится в помещении музея. Во время экскурсии все желающие могут попробовать себя за гончарным кругом.
  7. 7. Музей – заповедник украинского гончарства под открытым небом
  8. 8. Такая работа называется витинанка - ажурное вырезание из бумаги. Не путать с оригами! Искусство это не так давно ещё было популярно в Подолье, Приднепровье, Прикарпатье. На Украине оно идёт издревле, из языческих времён. Витинанками, как оберегами, украшали балки, печи и окна в домах, дарили их друг другу на Рождество и Пасху. В каждом регионе оно имеет свои особенности. Для Приднепровья характерны красочные композиции: вазоны, букеты. Подольские витинанки ограничены в цвете и передают орнаментальные мотивы: ветви с птицами, кружочки, звёзды. Прикарпатские отличаются геометрическими формами и растительными композициями.
  9. 9. Село Петриковка в Днепропетровской области - одно из немногих, где бережно хранят традиции древних народных промыслов. Знаменитая петриковская роспись давно стала визитной карточкой Украины. В Канаде даже издано пособие по этому виду искусства. Петриковку 230 лет назад основал сам Петр Калнышевский. И сразу же в этом вольном казацком селе возник интересный обычай: женщины стали расписывать стены хат красочными цветочными узорами. Их рисовали кистями, сделанными из кошачьей шерсти, спичками, обмотанными мягкой материей, и просто пальцами. Краски разводили на яйцах и молоке, а цвета выбирали - самые яркие, под стать красочной природе Приднепровья. Хозяйки соревновались друг с другом, стремясь сделать свой дом самым живописным, и ревниво заглядывались на чужое искусство. О самых удачных росписях говорили: красиво, как в церкви. А вот если хата оставалась белой, с хозяйкой прекращали здороваться, как с чужой. Петриковская роспись – визитная карточка Украины
  10. 10. Здание, в котором работают Петриковские мастерицы Галерея работ мастеров Петриковки
  11. 11. Самых прилежных хозяюшек в Петриковке называли "чепурушками". Благодаря им навыки росписи передавались из поколения в поколение вплоть до 30-х годов двадцатого века. Работы, выполненные «чепурушками»
  12. 12. Целый год селяне Изы ухаживают за лозой, удобряют, окучивают, обильно поливают, а потом,осенью на Покров (14 октября) за один день срезают все выращенное до последней веточки. Даже в школе будним днем учебу отменяют. Словом, село закрыто - все ушли на сажаницу. И так из года в год. Свежесрубленный прут лозы не годится для плетения. Потому что ломается. Зато, когда лозину часа три поварить в кипятке - она становится гибкой, как спина у молодой гуцулки. Некоторые ремесленники устраивают варку на дому: в огород выносят ванну, в нее - воду с лозой, под днищем разводят два костра, и только успевай дрова подкладывать.
  13. Как и положено, огонь здесь пылает под землей. Вымурованная из кирпича (наверняка довоенного обжига) печь, в полукруглой пасти которой запросто поместится корова, обвалована метровой земляной насыпью, очень похожа на партизанскую землянку. Над печью закреплен прямоугольный котел. Вместимость - 1000 л воды и 200 кг лозы. Помещенные в кипяток прутья, как макароны, впитывают в себя всю воду, набухают и, получается, не варятся, а тушатся на пару. Набухшая же лоза постоянно выпирает из котла.
  14. 14. Резьба по дереву - искусство, насчитывающее не одну тысячу лет. Изделия из этого экологически чистого, теплого материала украшали жилища испокон веков и сейчас помогают создать в домах атмосферу тепла и уюта.
  15. 15. Вышивка - это искусство шитья декоративными стежками по материалу. Это очень древнее искусство. Остатки вышитых одежд были найдены при археологических раскопках развалин ассирийских и персидских городов. В Ветхом Завете описывается красота вышивок на праздничных одеждах иудеев в библейские времена. Вышивка - вид декоративно-прикладного искусства, в котором изображение выполняется на тканях, коже и других материалах. Используют льняные, хлопчатобумажные, шерстяные, шелковые, металлические нити, а также волос, бисер, жемчуг, монеты или блестки.
  16. 16. Орнаментальные мотивы украинских вышивок уходят своими корнями в местную флору и фауну, в историческую традицию. В глубокой древности основные орнаментальные мотивы отображали элементы символики различных древних культов.
  17. 17. Создавая орнаменты для вышивки, художники во все времена обращались к природе, но не просто копировали ее, а перерабатывали, стилизуя упрощали, сохраняя самое характерное. В украинской народной вышивке встречаются растительные, геометрические, растительно-геометризованные орнаменты, орнаменты с изображениями животных, орнаменты с эмблемами. Растительные орнаменты состоят из стилизованных (упрощенных) цветов, листьев, бутонов, стебельков. Геометрические орнаменты состоят из разнообразных геометрических фигур: треугольников, ромбов, квадратов, звезд и др. В вышивке рушников, салфеток, скатертей, панно в орнаментах встречаются стилизованные животные, птицы, насекомые.
  18. 18. Подготовила учитель начальных классов Бережная Т.В.

Как одна из предшественниц промышленного производства было развито на Украине с древних времён, но долгое время было оторвано от прочих родов деятельности.

Ремесло периода Древности и Средневековья

Ремесло было развито в античных городах Северного Причерноморья. В ранний период, начиная с 1-го тысячелетия началось отделение ремесла от сельского хозяйства. В княжеские времена ремёсла отличались сложностью характера производства и более высоким . В крупных городах уже существовало более 60 отраслей: металлургия, кузнечество, переработка меха, шерсти, льна, кости, камня, производство стекла. Своего расцвета достигло производство украшений, одежды и культовых сооружений. По социальному положению ремесленники Киевской Руси были поделены на свободных и холопов, а также на княжеских, боярских и городских (наибольшее количество). Они преимущественно селились в одном районе или на одной улице города. Для защиты своих интересов они создавали общества, которые можно считать зарождениями цехов. Татаро-монгольское нашествие привело к упадку ремесел. Они возродились только во времена Галицко-Волынского государства. Во 2-й половине XIV века - 1-й половине XV века появилась цеховая организация в системе Магдебургского права.

Ремесло Новых времён

Во 2-й половине XVII века ремесленничество в Западной и Правобережной Украине уменьшилось в связи с общим упадком городов и мещанства, распространением нецехового ремесла, поселением при замках, панских дворах в городах и пригородах подданных сельских ремесленников, конкуренцией товаров европейских ремесленников. Лучше развивались ремесла в Киеве, Чернигове, Полтаве, Новгород-Северском, Нежине. В 1-й половине XIX века ремесленничество ощутило давление налоговой политики на центральных и восточных землях, а также в Галиции. Во 2-й половине XIX века негативное влияние оказало развитие фабричной промышленности и капитализма, строительство железных дорог, что облегчило перевозки фабричных товаров, утрата значения ремесленнических цехов, низкий уровень образования ремесленников. Значительный кризис ремесленники переживали в связи с неконкурентоспособностью перед фабрично-заводской продукцией в течение 1870-1890-х годов.

Ремесло XX века

Перед 1-й мировой войной в 9 украинских губерниях Российской империи ремесленников и кустарей было 700 тысяч, самостоятельных ремесленников 57 тысяч, налогонеоблагаемых кустарей и ремесленников 105 тысяч, кустарей пищевой промышленности 135 тысяч, участников различных нетоваровых промыслов 45 тысяч. Кустари жили преимущественно в сёлах, ремесленники - городах. В начале 20-х гг. значение ремёсел частично увеличилось в связи с упадком фабричной промышленности. Количество ремесленников и кустарей в УССР возросло до 820 тысяч к 1928 г. Со временем, из-за национализации и развития фабричной промышленности, ремесла приходили в запустение. Количество ремесленников и кустарей в УССР в 1939 г. - 57.7 тысяч. После ликвидации промышленной кооперации в 1960 г. ремесленная и кустарная промышленность была передана в систему государственной региональной промышленности.

Народные промыслы

Украинский дом украшали рушниками, дерюгами, коврами. Пол посыпали ароматными травами, чтобы веяло уютом, пахло свежестью.

Народный символ Украины, национальный оберег - рушник. - это символ согласия, любви, красоты, счастливой судьбы, надежды, защиты от злых сил. Каждое жилье украшали рушники, вышитые руками хозяйки, или еще такие, которые достались ей в наследство от матери и бабушки. Рушники не только украшали жилье, их также вешали над дверями и окнами, чтобы никакое зло не проникло в дом. Хорошо украшенный рушник висел на колышке возле крыльца, им вытирали руки и посуду, накрывали кадку с тестом, испеченные паляницы, с ним ходили доить корову, начинали обжинки - рушник сопровождал человека везде. По-разному называли рушник, в зависимости от его назначения. Рушник для вытирания рук и лица - утирач; для посуды, стола и лавы - стирач; праздничный, для застилания стола - обрус; для увязывания сватов - плечевик. А был еще один - рушник судьбы. Его готовила мать еще до рождения ребенка. Для мальчика вышивала на нем дубовые листочки, чтобы сильным и мужественным был сын, а для девочки - калину, чтобы дочь была красивой, словно калина. Этот рушничок после рождения ребенка клала мать под детскую подушечку. С ним несли ребенка крестить, на нем благословляла мать сына или дочь на бракосочетание, с ним рядила ребенка в далекую дорогу. Это рушник берегли всю жизнь и клали в гроб, когда человек умирал.

В каждом регионе Украины рушники имеют свои характерные признаки. На Киевщине, Черниговщине преобладает растительный узор красного, синего и черного цветов, для Западной Украины характерен геометрический узор с яркими красками.

Народная мудрость гласит, что человек за свою жизнь должен построить дом, посадить дерево, вырастить ребенка. И начинать нужно именно со строительства дома.

Когда-то наши предки, заселяя новые земли, выбирали наилучшие, самые живописные места для строительства жилья.

Дома на Украине чаще всего строили из дерева, глины, соломы, камыша, лозы. Были они хоть и небольшими, но теплыми, нарядными, с окнами к солнцу. Выбирая место для будущего дома, украинцы придерживались определенных традиций: где любит лежать скот, там и людям будет хорошо; если на выбранном для строительства месте хорошо росла рожь, то это место хорошее для дома. А еще нельзя было строить ом там, где раньше были кладбища, где часто болели, на пустырях, на раздорожье, перекрестке дорог.

Обсаживали дом мальвами, любистком, мятой, был он всегда чисто отбеленным, очень часто разрисованным.

В доме был свет и солнечно, поэтому и назывался он светлицей. Гордостью каждого жилья была печь - символ домашнего уюта и тепла. Стояла она в левом углу от входа. В печи готовили пищу, она обогревала дом. За это очень уважали ее в украинской семье. Каждая хозяйка после того, как вытопит печь, подметала ее, часто подмазывала белой глиной.

Гончарные изделия изготавливались и широко использовались на территории Украины с незапамятных времен. Это едва ли не самый древний вид народного искусства, который несет в себе бесценную информацию о культуре древнем быте. Так что же такое гончарство и как оно развивалось на территории нашего государства?

Изготовление из гончарной глины различных разнообразных бытовых изделий, посуды, игрушек, изразцов и т.д. и обжиг этих изделий – вот что такое гончарство. Ремесло это довольно древнее, зародилось еще в во времена неолита, позже развилось в разновидность народного искусства. Глина – пластическое сырье на момент формирования изделия, после обработки – обжига (при температуре 900 градусов) – становится твердым материалом. У глины очень широкая палитра натуральных цветов – начиная от белого, кремового, переходя к охре, красному, коричневому и темно-серому. Бывают также керамические краски, которые в целом придают гончарной продукции удивительный эффект. Они изготавливаются из цветной глины – ангобы. Используются также декоративные или прозрачные глазури, которыми покрывают готовое изделие сверху.

Гончары первобытных времен лепили свои изделия вручную: они облепливали камень или любую деревянную форму небольшими кусочками глиняной массы, толщиной не более пальца, или обкручивали ленту глины по спирали, так вылепливая и совершенствуя сосуд, который был по форме конусообразным, с толстыми стенками и острым дном. Такая посуда не имела четко выраженных округлостей или четкого силуэта, но свою функцию такое изделие выполняло. Такая техника выдержала испытание временем и существовала наравне с работой на гончарном круге, известна она мастерам и сегодня.

Гончарный круг изобрели в IV тыс. до н.э. Сначала он был ручной и вращался довольно медленно, потом усовершенствовался и стал в средневековье скоростным, получил ножной привод, и это стало тогда значительным переворотом в развитии всего гончарного ремесла. Круговая техника точения позволила не только увеличить выпуск керамической продукции, но и сделать изделия более совершенными и изящными. Изготовленный на таком круге сосуд был с тонкими легкими стенками, его формы имели гармоничные очертания, можно было наносить орнаментальные полосы, линии и другие украшения на поверхность.

Народные мастера гончарного дела использовали в своем ремесле несколько техник декорирования готового изделия. Это были глянцевание, ритование, рожкование, штампик, фляндрование, лепка.

Остановимся немного подробнее на каждой из этих техник.

Ритование (или процарапывание, гравировка, «урез») – делалось путем нанесения углубленного желобка небольшой деревянной палочкой или гвоздем, как карандашом. Так выцарапывался узор любой формы.

Глянцевание (или еще называлось лощение) производилось гладким предметом, это мог быть камень, по сухому черепку – наносились линии, полосы и другой декор.

Когда работали в технике рожкования, то специальный рожок наполняли ангобом, в отверстие-дырочку внизу вкладывали или гусиное перо, или стеклянную трубочку. Струйка ангоба таким образом легко наносилась на поверхность готового изделия. Позже, ближе к нашему времени, рожок был заменен для удобства на резиновую грушу. В такой технике мастера выписывали линии, прямые и волнистые, наносили точки, листочки, розетки или другой орнамент.

Фляндрование – техника, в которой острым предметом соединялись три или четыре ленты ангоб разных цветов, это было похоже на мраморные разводы, четкие и зигзагообразные. Сегодня гончарство различает четыре вида изделий по назначению: разнообразная посуда для чего бы то ни было, сакральные предметы (иконы, кресты, подсвечники и др.), игрушки, предметы для жилья и его обустройства (это могли быть плитка, подвазонники, вазы или другие изделия подобного назначения).

Когда в Х в. образовалось Древнерусское государство, производство гончарной посуды понемногу развивалось и росло. Особенно это касалось городов. Изделия начали покрывать непрозрачной, а позже и прозрачной глазурью. Гончары Древней Руси изготовляли обычно корчаги, в которых хранилось зерно, или миски, кружки, горшки, кувшины.

Для XIV в. было характерно изготовление удобной недорогой посуды для приготовления блюд. Она разукрашивалась лощением, деревянными штампиками - кружочками, лучиками, зубчиками, звездочками, ласточками.

Высшего уровня развития гончарство достигло в XVII-XVIII вв. В это время изделия расписывались не только ангобами, но и эмалями - керамической краской, похожей на стекло. Это открыло возможность для использования различных цветов, обогатило палитру гончаров. Популярными в это время были растительные орнаменты, изображения фигур, которыми украшались в основном миски и изразцы. Наиболее распространено гончарное ремесло было на Полтавщине, и среди полтавских гончарных центров наподобие Глинска, Зинькова, Миргорода выделялась больше всего Опошня. В 1789 году здесь работало около двухсот гончаров, они производили праздничную утварь для различных напитков (фляги, дзбанки, кувшины, бочонки) и декоративную фигурную посуду скульптурного характера: львы, барашки, петухи, кони, они украшались цветочными орнаментами. Глинск был знаменит творчеством семьи Сулимов, которые сделали ведущей техникой города фляндровку, иногда сочетая ее с цветочными узорами и мотивами.

В поднепровских ячейках гончарного ремесла – Дыбинцах, Реевке, Каневе, Сунках, Цветной и др. – популярной была добротная прикладная посуда, украшенная рисунками, и фигурная посуда для напитков, преимущественно в виде животных и птиц.

Что касается Подолья, то гончарное производство там было распространено в Гайсине, Баре, Бубновке, Смотриче, Летичеве и т.д. Для бубновской , например, были характерны не только четкие растительные узоры, но и маленькие вылепленные птичьи фигурки, которые размещались на покрышках рынок, дзбанок и т.п. На Западной Украине ведущими центрами гончарного ремесла считались Яворов, Потелич, Пустынь, Коломыя, Мукачево и т.п. Гончарный цех в Коломые был создан в 1661 году. Здесь производили посуду, а также подсвечники, изразцы, которые украшали фляндровкой или рожкованием.

В XIX в. каждому району, который занимался гончарным промыслом, стали присущи определенные особенности. Они зависели прежде всего от качества тех материалов, которые использовались в работе, уровня технического развития производства, традиций данного региона и других факторов.

Изделия мастеров-гончаров Опишни отличались своеобразием. Например, один из местных мастеров, Федор Червинка, не только гравировал на влажной поверхности изделия, но и налепливал на нее рельефные мотивы орнаментального характера. Василий Поросный вводил в кружево растительного орнамента различных фантазийных сказочных птиц и зверей.

На Подолье среди гончаров был известен Андрей Гончар из села Бубновка: он первый, ввел в родном селе производство красной расписной посуды. Гончары села Бар Петр Лукашенко и Павел Самолович украшали миски фигурными композициями, раскрывающими целые темы. В селе Адамовка работал Яков Бацуца, который приобрел популярность не только в пределах Украины, но и далеко за ними: он изготавливал посуду шарообразных форм и расписывал ее силуэтными фигурками.

На Гуцульщине XIX в. стали ведущими центрами гончарного ремесла Косов и Пистынь. Керамика Косово стала знаменитой благодаря творчеству самобытного Алексея Бахметюка. Его отец, Петр Бахметюк, занимался изготовлением неполиванной посуды. Алексей еще юношей учился и работал у известного в те времена гончара-плиточника Ивана Баранюка, проживавшего в предместье Косово, в Москалевке. Позже Алексей унаследовал мастерскую отца, и его собственное творчество отмечалось оригинальной росписью плитки и посуды. Орнаментика этого мастера состоит из цветов со многими лепестками, треугольных листьев, виноградных гроздей, птиц на ветвях, коз, лошадей, оленей. Смело оформленные цветочные орнаменты получили название «бахминщина».

Пистинский центр ремесла гончаров связан с трудом целых гончарных семей, которые стали известны своим творчеством: Волощуки, Зондюки, Кошаки, Михалевичи, Тимчуки и другие семьи. Они специализировались в основном на рисованных мисках, кувшин, блюдах и т.п. Петр Тимчук также изготавливал необычные уникальные фигурки баранов, коз, оленей, которые несли горшки на спине – они использовались для комнатных цветов.

Сформировались давние гончарные центры Львовщины – Гавареччина, Глинск, Лагодов, Сасов, Сокал, Шпиколосы, Явор и т.п., которые изготавливали посуду широкого назначения и различных форм.

Народная керамика 20-30-х годов XX в. в поселках Адамовка, Бар, Дыбинцы, Шатрище, Опошня и других центров гончарства почти не отличалась от подобных изделий прошлого столетия. Однако, заметим, принудительная коллективизация способствовала значительному упадку гончарного промысла. Попытались учредить гончарные артели во многих ячейках по селам, но эти попытки потерпели неудачи. Сократилась численность кустарей-гончаров, ведь все трудоспособное население сел должно было работать в колхозах.

Послевоенные годы сделали гончарство немного более оживленным. Прикладной посуды было очень мало в быту, и это способствовало восстановлению керамического производства в достаточно быстрых темпах в тех же Опошнях, Валках, Василькове. В древних центрах мастерства снова начали создаваться артели – в Дыбинцах, Бубновке, Баре, Адамовке, Косово, Смотриче. Среди выдающихся мастеров, которые в них работали, можно назвать братьев Герасименко из Бубновки, Гаврилу Пошивайло из Опошни, Александра Пирожок из Адамовки, Григория и Павлину Цвилинкив из Косово и др.

В 60-х годах еще где были центры серой керамики, которая была красива за счет своей формы, блестящий несложный узор только подчеркивал своим контрастом благородство и выразительность готового изделия. Среди подобных центров можно назвать Городище (Полтавская область), Шатрище (Сумская область), Плахтянка (Киевская область), Пастырское (Черкасская), Шпиколосы и Гавареччина (Львовская область).

Однако с 70-80-х годов гончарное ремесло на Украине понемногу приходит в упадок. Опытных гончаров остается все меньше. Вместо них все больше стали распространяться полумеханизированные цеха по производству керамики, заводы, изготавливающие массовую продукцию, которая только имитирует народные изделия гончаров.

Наш различной предлагает вам огромное множество. Величайшее мастерство – которую позволяет великое множество, будучи многовековой колыбелью гончарного искусства. Искренне надеемся, что из ассортимента ЭТНОХАТЫ сможет вас приятно поразить.




Top