Форма собственности ао 100 акции принадлежит государству. Общая характеристика акционерных обществ с государственным участием. Способы государственного участия

Акционерные общества с государственным капиталом имеют большую долю в российской экономике. Это предполагает решение задачи эффективного управления такими обществами с учётом их особенностей при поддержке в максимально возможной степени предпринимательской активности. По критерию участия в капитале и влияния государства на управление выделяются три группы акционерных обществ: 1) со 100-процентным государственным капиталом; 2) с принадлежащим государству контрольным пакетом акций; 3) с государственным пакетом акций, не являющимся контрольным.

Смысл образования акционерных обществ со 100-процентным государственным капиталом состоит в переходе к организационно-правовой форме, которая расширяет возможности проявления инициативы и предприимчивости. По определению форма акционерных обществ предусматривает большую самостоятельность и преобразование организационной структуры фирмы.

Собственником имущества является не государство, а акционерное общество. На нём лежит имущественная ответственность, что позволяет использовать имущество такой организации на погашение её долгов. Право собственности на имущество и ответственность по долгам создают объективные предпосылки рыночного поведения соответствующих организаций.

Государство-акционер непосредственно не управляет производством, оно только направляет и контролирует деятельность своих представителей в АО. Все это позволяет коммерциализировать деятельность рассматриваемых АО и, как результат, повысить эффективности производства.

Однако эффективность деятельности АО со 100-процентным государственным капиталом в существенной мере зависит от влияния аппарата государственного управления на руководящие органы общества. В зависимости от конкретных обстоятельств государственный орган может, например, настоять на вложении средств в проекты, которые не в состоянии обеспечить долговременный эффект, или на производстве малорентабельной продукции. При этом конкурентоспособность таких организаций снижается, хозяйственные показатели резко падают и неправильно трактуется сама идея создания подобного акционерного общества.

Более перспективными являются акционерные общества, где государство имеет контрольный пакет акций. Такие АО представляются организациями со смешанной собственностью и решают по крайней мере две задачи. Во-первых, как правило, в смешанной собственности находятся крупные организации с большой стоимостью основных фондов. На рынок ценных бумаг поступает большое число акций и создаются предпосылки для массового привлечения в экономику российского и зарубежного капитала. Во-вторых, сохраняется возможность влияния государства на стратегию и тактику АО для обеспечения интересов общества.

Управление акционерными обществами с государственным контрольным пакетом акций главным образом производится представителями государства (государственными служащими). В организациях есть собрание акционеров, причём для решения некоторых вопросов необходимо квалифицированное большинство голосов. В этих, как и в некоторых других случаях, представители государства должны считаться с мнением других акционеров. По российскому законодательству представитель государства может быть назначен в любое акционерное общество, которое имеет даже небольшой пакет государственных акций.

В конце ноября 2012 г. состоялось очередное заседание коллегии Министерства экономического развития Российской Федерации по теме: «Повышение качества управления государственной собственностью». Главной темой обсуждения стал проект Концепции по управлению федеральным имуществом на период до 2018 года .

На коллегии представители власти провозгласили следующую государственную миссию по управлению активами: «100% активов, вовлеченных в хозяйственный оборот, со 100% эффективности».

В чем же государство видит реализацию данной стратегии?

Прежде всего, это определение дальнейшей судьбы каждого актива, находящегося в его распоряжении, а именно:

  • сохранение в федеральной собственности;
  • отчуждение из федеральной собственности.

При этом следует иметь в виду, что в отношении объекта государственной собственности может быть несколько целей использования, которые в свою очередь зависят от многих параметров: социальной значимости объекта, отраслевой принадлежности, доходности, законодательных ограничений на формы управления и приватизации госимущества и др. Однако в независимости от выбора одного из данных направлений, чиновники поставили перед собой цель достижения 100% эффективности в решении управленческих задач. Для отчуждаемого имущества это будет означать, что необходимо извлечь максимально возможный доход от его продажи, а для сохраняемого в федеральной собственности актива – это совокупность управленческих воздействий, направленных на обеспечение выполнения объектом своего предназначения.

Среди всех многообразных объектов государственного имущества автором предпринята попытка проанализировать находящиеся в федеральной собственности пакеты акций.

Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации (далее – ГК РФ) государство может принимать участие в деятельности хозяйственных обществ, к которым относятся акционерные общества как открытого, так и закрытого типа (далее – АО).

Прежде всего, стоит отметить, что Российская Федерация приобретает права акционера следующим образом:

  1. Выступая в качестве учредителя АО. При этом общества, учредителем которых выступает государство (за исключением обществ, образованных в процессе приватизации государственных предприятий), могут быть только открытыми . Согласно п.6. ст.98 ГК РФ акционерное общество может состоять из единственного участника, в качестве которого может выступать государство (в частности, АО со 100%-ным государственным капиталом).
  2. Преобразование государственных унитарных предприятий в АО в процессе приватизации. После преобразования предприятий в АО имущество переходит в собственность общества, а государство получает их акции. Открытое акционерное общество, созданное путем преобразования унитарного предприятия, становится правопреемником этого унитарного предприятия .
  3. Приобретение акций уже существующих АО путем проведения сделок купли-продажи.
  4. Приобретение акций путем внесения вкладов (в виде денежных средств, объектов недвижимости, прав на объекты интеллектуальной собственности и т.д.) в уставные капиталы АО.
  5. Приобретение акций путем конвертации долга АО перед РФ по государственным гарантиям и бюджетным кредитам на акции этого общества.
  6. Возникновение права государственной собственности на эквивалентную часть уставных капиталов АО в случае предоставления им бюджетных инвестиций .

В целях настоящей статьи для обобщения всевозможных синонимов и оборотов, описывающих предмет исследования, автором вводится понятие «государственные пакеты акций».

Под государственными пакетами акций (ГПА) в настоящей статье понимаются пакеты акций, принадлежащие государству на праве собственности и предоставляющие ему права на получение части прибыли от деятельности АО в виде дивидендов, на участие в управлении общества и на часть имущества, остающегося после его ликвидации. Под управлением государственными пакетами акций понимается целенаправленная деятельность уполномоченных органов власти и управления по осуществлению прав акционера – Российской Федерации.

Нельзя не отметить, что АО являются коммерческими организациями, в связи с чем не вызывает сомнения тот факт, что любой собственник имущества, используемого в коммерческих целях, рассчитывает, прежде всего, на максимизацию своего дохода от управления данным имуществом. Доход может быть получен им как в краткосрочном периоде, так и с определенным временным лагом, а также может быть распределен во времени.

В данном контексте можно перейти непосредственно к описанию, пакеты акций каких АО находятся в собственности Российской Федерации, ведь для того чтобы управление было эффективным, собственнику необходимо знать, чем он управляет, т.е. какими активами и что из себя эти активы представляют.

По состоянию на 1 сентября 2012 года в реестре федерального имущества содержится информация о 2596 акционерных обществах, акции которых находятся в федеральной собственности. Учитывая тот факт, что АО находятся в различных статусах, отражающих их финансово-экономическую самостоятельность, можно представить реестр АО в разбивке, как показано в табл.1.

Таблица 1. Разбивка АО с ГПА по статусам, отражающим их финансово-экономическую самостоятельность.

Статус АО Количество АО
Ведущие стабильную ФХД 1798
Внесено/завершается внесение в УК ВИС 356
Банкротство (конкурсное производство) 197
Не ведет ФХД 77
Ликвидация 64
Приватизировано 55
Банкротство (наблюдение) 18
Выпуск акций не зарегистрирован 15
Банкротство (внешнее управление) 11
Реорганизация 2
Ликвидировано 1
Передано в собственность субъекта РФ 1
Общий итог 2595
Общий итог 2595

Российская Федерация – специфический участник процесса управления акционерной собственностью, который осуществляет права акционера в указанных АО всегда опосредованно, т.е. через соответствующие федеральные органы исполнительной власти либо посредством передачи акций в доверительное управление. Проведем анализ АО в зависимости от субъекта, осуществляющего права акционера от имени Российской Федерации (табл.2).

Таблица 2. Анализ АО с ГПА в зависимости от субъекта, осуществляющего права акционера от имени Российской Федерации.

Субъект осуществления прав акционера-РФ Количество АО
Росимущество 2260
Минобороны России 277
ГК «Ростехнологии» 30
ГК «Росатом» 18
Доверительное управление 5
Минкомсвязь России 1
Минэкономразвития России 1
ЦБ РФ 1
Минтранс России 1
Правительство РФ 1
Общий итог 2595

Основная цель исследования, предпринятого в настоящей статье, состоит в том, чтобы показать, какими компаниями государство управляет. Управлять – значит оказывать влияние на деятельность объекта управления для достижения определенной цели.

При первом приближении, очевидно, что не на все АО с ГПА, чьими акциями обладает Российская Федерация, она может оказывать воздействие. Например, если акции переданы в доверительное управление, это означает, что управление этими пакетами акций осуществляется иным субъектом (доверительным управляющим), хоть и в интересах государства. Кроме этого, как видно из табл.1, исходя из описанных выше статусов АО, из процесса дальнейшего анализа целесообразно исключить следующие госкомпании:

  • в отношении которых проводятся процедуры банкротства – конкурсное производство и внешнее управление (208 АО) ;
  • находящиеся в стадии ликвидации (63 АО) или в процедуре реорганизации (2 АО);
  • пакеты акций которых фактически отсутствуют в собственности Российской Федерации (например, приватизированы (55 АО), переданы в уставные капиталы вертикально-интегрированных структур (240 АО), завершаются процедуры по передаче пакетов акций в уставные капиталы вертикально-интегрированных структур (119 АО), выпуск акций не зарегистрирован (15 АО), либо деятельность таких АО прекращена в связи с ликвидацией или реорганизацией (1 АО), либо АО переданы в собственность субъекта федерации (1 АО), но информация об этом находится на стадии внесения в реестр федерального имущества.

В соответствии с п.1 статьи 53 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. №208-ФЗ предложения акционера в повестку общего собрания акционеров принимаются только в том случае, если акционер владеет более 2% от уставного капитала АО. Таким образом, логичным представляется перейти к анализу АО в разрезе размеров пакетов акций, принадлежащих государству.

Российская Федерация является единственным акционером в 1012 стабильно функционирующих обществах, что составляет 53% от общего количества таких организаций. Далее по убыванию федерального участия идут общества с долей участия Российской Федерации менее 2% – 479 обществ (25%), с блокирующим пакетом – 175 обществ (9%) и с контрольным – 76 обществ (4%) (рис.1).

Рис.1. Анализ АО в зависимости от размера государственных пакетов акций.

Итак, Российская Федерация владей пакетами акций 1414 стабильно функционирующих АО, размер которых позволяет ей оказывать влияние на принимаемые в АО решения и участвовать в управлении АО.

Стоит отметить, что в 88 АО, в уставных капиталах которых государству принадлежит менее 2% акций, введено специальное право («золотая акция»). Использование специального права («золотой акции») проявляется в том, что у государства нет каких-либо имущественных прав в отношении пакетов акций общества, но существует право вето при принятии общим собранием акционеров определенных решений.

Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» устанавливает три формы реализации специального права по участию в управлении акционерным обществом:

  1. участие представителя в организации общего собрания акционеров ОАО и принятии им решений:
    • право внесения предложений в повестку дня годового общего собрания акционеров,
    • право требования созыва внеочередного общего собрания акционеров;
    • право вето при принятии общим собранием акционеров решений о:
      • внесении изменений и дополнений в устав ОАО;
      • реорганизации АО;
      • ликвидации АО, назначении ликвидационной комиссии и об утверждении промежуточного и окончательного ликвидационных балансов;
      • изменении уставного капитала АО;
      • совершении АО крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность;
  2. участие представителя в деятельности совета директоров ОАО;
  3. участие представителя в деятельности ревизионной комиссии ОАО .

Специальное право используется в случае и с момента отчуждения из государственной собственности 75 процентов акций ОАО. Спецправо также введено еще в 15 из стабильно функционирующих АО с участием Российской Федерации более 2%. Перечень рассматриваемых АО, в отношении которых при управлении используется «специальное право», представлен в отраслевом разрезе в табл.3.

Таблица 3. Разбивка АО с ГПА, в отношении которых при управлении используется «специальное право», по отраслям экономики.

Отрасль Количество АО
ВПК 45
22
11
5
Транспорт (воздушный, водный, автомобильный, ж/д), грузоперевозки 4
3
ТЭК 2
2
2
Металлургия 2
2
Прочие отрасли 1
1
Предоставление услуг 1
Общий итог 103

Далее рассмотрим госкомпании без учета АО с долей госучастия менее 2%. На основе изучения Постановления Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2004 г. №738 «Об управлении находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ и использовании специального права на участие Российской Федерации в управлении открытыми акционерными обществами («золотой акции»)» все АО, акции которых находятся в собственности РФ, можно условно разделить на три группы:

1. АО, решения по вопросам определения позиции акционера (Российской Федерации) в отношении которых принимаются Росимуществом на основании предложений отраслевых федеральных органов исполнительной власти (далее – ФОИВ).

В этой связи интересно проанализировать как АО разделены между ФОИВ (табл.4).

Таблица 4. Закрепление АО за ФОИВ.

ФОИВ Количество АО Доля АО за каждым ФОИВ от общего итога, %
258 18%
248 18%
157 11%
Федеральное дорожное агентство 141 10%
106 7%
Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям 89 6%
Министерство обороны Российской Федерации 67 5%
Федеральное агентство воздушного транспорта 30 2%
Министерство образования и науки Российской Федерации 29 2%
29 2%
Федеральное агентство морского и речного транспорта 28 2%
26 2%
Министерство культуры Российской Федерации 24 2%
22 2%
Федеральное агентство по рыболовству 19 1%
18 1%
Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации 12 1%
Федеральное агентство железнодорожного транспорта 12 1%
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом 11 1%
Иные ФОИВ (за каждым из ФОИВ «закреплено» менее 10 АО) 88 6%
Общий итог 1414 100%

Таким образом, на основе данных таблицы можно сделать вывод о том, что наибольшее количество стабильно функционирующих АО находится в ведении Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, Министерства энергетики Российской Федерации и Федерального дорожного агентства.

2. АО, включенные в специальный перечень распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 января 2003 г. №91-р (далее – специальный перечень) – крупнейшие системообразующие организации, монополисты, ключевые управленческие решения по которым принимает Правительство Российской Федерации. Анализ АО, включенных в специальный перечень, представлен в табл.5.

Таблица 5. Анализ АО, включенных в специальный перечень.

ФОИВ Общий итог
100% от 50% до 100% от 25% до 50% от 2% до 25%
Министерство промышленности и торговли Российской Федерации 16 1 - 1 18
Федеральное космическое агентство 9 2 1 - 12
4 2 2 1 9
Министерство энергетики Российской Федерации 3 4 1 1 9
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации 3 1 - - 4
Министерство финансов Российской Федерации 2 2 - - 4
Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации - 1 1 1 3
1 - - - 1
- - 1 - 1
Министерство экономического развития Российской Федерации - 1 - - 1
Федеральное агентство по недропользованию 1 - - - 1
Министерство регионального развития Российской Федерации 1 - - - 1
Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка 1 - - - 1
Общий итог 41 14 6 4 65

3. АО, права акционера от имени Российской Федерации, в отношении которых осуществляются субъектами, указанными в табл.2.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 4 августа 2004 г. №1009 «Об утверждении перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ» АО, включенные в данный перечень (далее – стратегические АО) могут быть включены в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества только лишь после принятия Президентом Российской Федерации решений об исключении компаний из числа стратегических или об уменьшении степени участия Российской Федерации в управлении стратегическими акционерными обществами. Таким образом, существует определенный перечень АО, в отношении которых решения о приватизации государственных пакетов акций принимается Президентом Российской Федерации. Анализ таких АО представлен в табл.6.

Таблица 6. Анализ стратегических АО.

ФОИВ Количество АО соответствующего размера государственного пакета акций Общий итог
100% от 50% до 100% от 25% до 50% от 2% до 25%
Министерство промышленности и торговли Российской Федерации 16 1 17
Федеральное космическое агентство 8 2 1 11
Министерство энергетики Российской Федерации 3 4 1 1 9
Министерство финансов Российской Федерации 2 2 4
Министерство транспорта Российской Федерации 2 2 4
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации 2 2
Федеральное агентство по государственным резервам 1 1
Федеральное агентство по недропользованию 1 1
Министерство регионального развития Российской Федерации 1 1
Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации (федеральное агентство) 1 1
Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации 1 1
Общий итог 36 11 4 1 52

Далее целесообразно рассмотреть вопрос территориального распределения госкомпаний. Стоит отметить, что география расположения АО на территории Российской Федерации весьма широкая: хотя бы 1 компания функционирует в каждом из субъектов Российской Федерации. В части концентрации количества организаций на территории субъекта лидирующую позицию занимает г. Москва. На ее территории располагается 289 АО (в том числе 28 стратегических), что составляет 21% от общего количества АО. Далее по количеству АО, расположенных на их территории, идут Московская область, Краснодарский край и Санкт-Петербург. Более подробная информация о распределении АО по территориальному признаку представлена в табл.7, при этом в таблице не представлены сведения о государственных компаниях, находящихся за рубежом (таких компаний 8, что составляет 0,6% от общего количества АО).

Таблица 7. Распределение АО по территориальному признаку.

Наименование региона РФ Количество АО Доля АО в каждом субъекте РФ от общего итога, %
г. Москва 293 21%
Московская область 92 7%
Краснодарский край 79 6%
Санкт-Петербург 73 5%
Свердловская область 53 4%
Новосибирская область 37 3%
Ростовская область 34 2%
Красноярский край 29 2%
Тульская область 25 2%
Саратовская область 25 2%
Хабаровский край 23 2%
Челябинская область 23 2%
Ярославская область 19 1,3%
Воронежская область 19 1,3%
Приморский край 19 1,3%
Самарская область 19 1,3%
Тверская область 18 1,3%
Ивановская область 18 1,3%
Смоленская область 18 1,3%
Пермский край 18 1,3%
Кемеровская область 17 1,2%
Ставропольский край 16 1,1%
Нижегородская область 16 1,1%
Архангельская область 15 1,1%
Алтайский край 15 1,1%
Иные субъекты РФ (в каждом из субъектов расположено менее 15 АО) 393 27,8%
Общий итог 1406 100%

Одним из основных аспектов анализа, по мнению автора, является представление о том, в каких отраслях экономики функционируют АО с участием государства (рис.2). Из всех стабильно функционирующих госкомпаний, в уставных капиталах которых Российской Федерации принадлежит более 2% акций, большинство организаций относится к сельскохозяйственной отрасли (14% от общего количества АО, из них 1 АО включено в специальный перечень). В строительной отрасли (строительство дорожное, жилищное, промышленное) функционирует 127 АО (9% от общего числа АО), из них 1 АО включено в специальный перечень. К топливно-энергетическому комплексу относится 7% от общего количества АО, при этом 9 из них включены в специальный перечень. К военно-промышленному комплексу относится 5% от общего количества АО, вместе с этим 21 из данных компаний включена в специальный перечень.

Рис.2. Отраслевой анализ АО.


В табл.8 представлена разбивка перечня АО в зависимости от их расположения по территории федеральных округов в разрезе крупнейших отраслей (количество АО, осуществляющих свою деятельность, в которых более 50%).

Таблица 8. Распределение АО в зависимости от их отраслевой принадлежности и расположения по территории федеральных округов.

Отрасль Количество АО, расположенных на территории соответствующего федерального округа Общий итог
Дальне-восточный ФО Приволж-ский ФО Северо-западный ФО Северо-Кавказс-кий ФО Сибирс-кий ФО Уральс-кий ФО Централь-ный ФО Южный ФО Зарубежная собствен-ность
Сельское хозяйство 8 34 11 14 30 4 57 38 - 196
Строительство (дорожное, жилищное, промышленное) и ремонт 8 9 12 6 14 14 55 9 - 127
ТЭК 6 4 10 6 8 11 35 23 3 106
Предоставление услуг 5 14 11 5 12 7 33 13 100
Прочие отрасли 3 11 4 1 16 2 48 10 2 97
Полиграфическая деятельность и предоставление услуг в этой области 6 8 13 3 4 8 46 3 - 91
Все виды машиностроения и металлообработка 1 12 18 3 5 10 38 2 1 90
Дорожное хозяйство 18 11 7 4 11 2 24 10 - 87
21 9 13 3 6 6 14 10 2 84
ВПК 1 10 12 - 9 5 37 - - 74
Наука и научное обслуживание, НИОКР 5 7 6 1 6 3 41 2 - 71
Химическая и нефтехимическая промышленность 1 6 5 - 4 5 26 4 - 51
14 17 32 7 22 29 103 16 - 240
Общий итог 97 152 154 53 147 106 557 140 8 1414

В соответствии со ст.14 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» первым отчетным годом для вновь созданных организаций считается период с даты их государственной регистрации по 31 декабря соответствующего года, а для организаций, созданных после 1 октября – по 31 декабря следующего года. Таким образом, для того чтобы перейти к описанию результатов финансово-хозяйственной деятельности госкомпаний по итогам 2011 г., необходимо из рассматриваемого перечня исключить АО, созданные после 1 октября 2011 г. и имеющие право не представлять годовую отчетность за указанный период. Сведения о госкомпаниях в зависимости от объема суммарной выручки, полученной организациями по итогам 4 квартала 2011 г. представлены в табл.9.

Таблица 9. Распределение АО в зависимости от объема суммарной выручки, полученной организациями по итогам 4 квартала 2011 г.

Можно отметить, что всего 6% госкомпаний получили по итогам 2011 г. выручку, превышающую 1 млрд. руб., при этом 46% из них включены в специальный перечень. Выручка по итогам 2011 г. для 38% от общего количества АО находится в пределах от 10 млн. руб. до 1 млрд. руб. Более 50% АО получили по итогам 2011 г. выручку менее 10 млн. руб. (при этом для большинства из данных компаний годовая выручка не превысила 1 млн. руб.). Более наглядно крупнейшие АО, исходя из полученного по итогам 2011 г. объема выручки более 100 млн. руб., представлены в табл.10 в отраслевом разрезе.

Таблица 10. Распределение АО, получивших по итогам 2011 г. выручку более 100 млн. руб. по отраслям экономики./div>

Отрасль Количество АО
ВПК 36
Транспорт (воздушный, водный, автомобильный,ж/д), грузоперевозки 27
ТЭК 26
Строительство (дорожное, жилищное, промышленное) и ремонт 24
Все виды машиностроения и металлообработка 21
Дорожное хозяйство 19
Полиграфическая деятельность и предоставление услуг в этой области 16
Химическая и нефтехимическая промышленность 12
Прочие отрасли 11
Финансово-кредитная сфера, консалтинг, управление 11
Наука и научное обслуживание, НИОКР 11
Геология и разведка недр, геодезическая и гидрометеорологическая службы 8
Легкая, пищевая, мебельная промышленность 7
IT, коммуникации, информационно - вычислительное обслуживание 6
Предоставление услуг 5
Сельское хозяйство 5
Металлургия 5
Культура, искусство, архитектура, кинематография 3
Торговля, материально-техническое снабжение и сбыт 2
Горнодобывающая промышленность 1
Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумжная промышленность 1
Промышленность строительных материалов 1
Общий итог 258

Сведения о госкомпаниях в зависимости от объема чистой прибыли, полученной организациями по итогам 4 квартала 2011 г. представлены в табл.11.

Таблица 11. Распределение АО в зависимости от объема чистой прибыли, полученной организациями по итогам 4 квартала 2011 г.

Объем чистой прибыли, полученной по итогам 2011 г. Количество АО соответствующего размера государственного пакета акций Общий итог
100% от 50% до 100% от 25% до 50% от 2% до 25%
более 500 млн. руб. 11 9 4 6 30
от 10 млн. руб. до 500 млн. руб. 38 7 31 20 96
от 500 тыс. руб. до 1 млн. руб. 38 1 6 3 48
от 100 тыс. руб. до 500 тыс. руб. 91 1 3 3 98
от 1 млн. руб. до 10 млн. руб. 107 1 16 11 135
менее 100 тыс. руб. 456 39 77 88 660
убыток 224 18 38 20 300
Общий итог 965 76 175 151 1367

Как видно из табл.11, 78% из рассматриваемых АО по итогам 2011 г. получен положительный объем чистой прибыли, при этом значительный объем чистой прибыли по итогам 2011 г. (более 10 млн. руб.) получили 9% госкомпаний. Большинством АО (48% от общего количества) по итогам 2011 г. получена чистая прибыль в размере менее 100 тыс. руб.

По итогам более детального анализа крупнейших АО с выручкой более 100 млн. руб., можно отметить, что только 11% из указанных АО получили по итогам 2011 г. чистую прибыль в размере, превышающем 500 млн. руб. Большинство из указанных АО (31%) получили по итогам 2011 г. чистую прибыль в размере от 10 млн. руб. до 500 млн. руб. Также 18% крупнейших АО получили по итогам 2011 г. убыток.

Одним из показателей эффективности финансово-экономической деятельности АО является рентабельность по чистой прибыли. Оценив данный показатель, можно отметить, что в собственности Российской Федерации находится лишь 60 компаний, рентабельность которых по чистой прибыли, полученной по итогам 2011 г. имеет высокие значения (более 25%). При этом деятельность 22% АО убыточная. Анализ эффективности финансово-хозяйственной деятельности госкомпаний по показателю рентабельности представлен в отраслевом разрезе в табл.12.

Таблица 12. Распределение АО по показателю рентабельности по чистой прибыли, полученной организациями по итогам 4 квартала 2011 г.

Отрасль Количество АО соответствующего размера рентабельности по чистой прибыли Общий итог Процент рентабельных от общего количества АО
Высокорент абельные (более 25%) Рентабель-ные (15%-25%) Малорента-бельные (менее 5%) Убыточные
Сельское хозяйство 22 6 123 41 192 79%
Строительство (дорожное, жилищное, промышленное) и ремонт 5 4 90 24 123 80%
ТЭК 6 1 79 20 106 81%
Предоставление услуг 3 83 12 98 88%
Прочие отрасли 4 4 66 23 97 76%
Полиграфическая деятельность и предоставление услуг в этой области 3 1 69 18 91 80%
Все виды машиностроения и металлообработка 3 - 68 16 87 82%
Транспорт (воздушный, водный, автомобильный,ж/д), грузоперевозки 4 - 47 30 81 63%
Дорожное хозяйство - 1 52 25 78 68%
ВПК 4 2 52 13 71 82%
Наука и научное обслуживание, НИОКР - - 46 15 61 75%
Химическая и нефтехимическая промышленность 1 - 36 13 50 74%
Иные отрасли (количество АО, осуществляющих свою деятельность в которых менее 50) 8 4 170 50 232 средняя рентабельность: 79%
Общий итог 60 26 981 300 1367 78%

Проанализировав данные таблицы, можно отметить, что в крупнейших по количеству госкомпаний отраслях экономики (ТЭК, строительство, сельское хозяйство, предоставление услуг, ВПК и т.д.) большинство (более 60% от общего количества АО по отрасли) компаний являются рентабельными.

В заключении хотелось бы отметить, что государство в настоящее время является крупным собственником пакетов акций АО, что требует формирования оптимальной системы управления федеральными пакетами акций, поиска путей увеличения доходов федерального бюджета и повышения инвестиционной привлекательности компаний с государственным участием в российской экономике.

Литература

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 года № 145-ФЗ (действующая редакция). URL: http://www.consultant.ru/popular/budget/ .
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации часть 1 от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (действующая редакция). URL: http://www.consultant.ru/popular/gkrf1/ .
  3. Федеральный закон от 26.12.1995 №208-ФЗ «Об акционерных обществах» (действующая редакция). URL: http://www.consultant.ru/popular/stockcomp/ .
  4. Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (действующая редакция). URL: http://www.rg.ru/2002/01/26/private-dok.html .
  5. Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (действующая редакция). URL: http://www.consultant.ru/popular/buch/ .
  6. Федеральный закон от 26 октября 2002 г. №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (действующая редакция). URL: http://www.consultant.ru/popular/bankrupt/ .
  7. Указ Президента Российской Федерации от 4 августа 2004 г. №1009 «Об утверждении перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ» (действующая редакция). URL: http://base.garant.ru/187281/ .
  8. Постановление Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2004 г. №738 «Об управлении находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ и использовании специального права на участие Российской Федерации в управлении открытыми акционерными обществами («золотой акции»)» (действующая редакция). URL: http://www.referent.ru/1/185211 .
  9. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 23 января 2003 г. №91-р (действующая редакция). URL: http://poisk-zakona.ru/131171.html .
  10. Официальный сайт Федерального агентства по управлению государственным имуществом. URL: http://www.rosim.ru .

Являемся непубличным акционерным обществом, 100% акций которого принадлежит муниципальному образованию. Согласно ч. 3. ст.77 Федерального закона №208-ФЗ "Об акционерных обществах", в случае, если владельцем от 2 до 50 процентов включительно голосующих акций общества являются государство и (или) муниципальное образование и определение цены (денежной оценки) имущества, цены размещения эмиссионных ценных бумаг общества, цены выкупа акций общества (далее - цена объектов) в соответствии с настоящей статьей осуществляется советом директоров (наблюдательным советом) общества, обязательным является уведомление федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации (далее - уполномоченный орган), о принятом советом директоров (наблюдательным советом) общества решении об определении цены объектов. Уполномоченным органом является ФАУГИ Росимущество. На сегодняшний день у нас возник спор с собственником имущества общества, т.е. с муниципальным образованием в лице местной администрации, представители которой утверждают, что Росимущество распоряжается только федеральным имуществом и мы, как муниципалы, не обязаны направлять им решение совета директоров об определении цены (денежной оценки) имущества общества. Кто прав, должны ли направлять сведения в Росимущество или данный вопрос решается только на местном уровне.

Ответ

Муниципальное образование, при наличии оснований предусмотренных ФЗ от 26.12.1995 № 208-ФЗ, также обязано уведомлять Росимущество о принятом советом директоров (наблюдательным советом) общества решении об определении цены объектов.

Таким образом, муниципальное образование, при наличии оснований предусмотренных ФЗ от 26.12.1995 № 208-ФЗ, также обязано уведомлять Росимущество о принятом советом директоров (наблюдательным советом) общества решении об определении цены объектов. Данный вывод подтверждает и судебная практика - см. Постановление ФАС ПО от 21.09.2010 № , Постановление 18 ААС от 21.10.2013 № , Постановление 7 ААС от 08.06.2009 № А67-6773/2008 .

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист»

«Если владельцем от 2 до 50 процентов включительно голосующих акций АО является государство (муниципальное образование), необходимо соблюдать ряд дополнительных требований.

В частности, когда совет директоров принимает решение об определении цены имущества, он должен уведомить об этом уполномоченный государственный орган.

Уполномоченным государственным органом выступает Федеральное агентство по управлению государственным имуществом ( «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом»).

Ему нужно предоставить следующие документы ( «Об акционерных обществах»; далее - Закон об АО):*

  • копию решения совета директоров об определении цены имущества;
  • копию отчета оценщика об оценке в случае, если привлекался оценщик;
  • иные документы (или их копии), содержащие информацию об определении цены имущества, подготовленную обществом, его акционерами или контрагентом общества, в случае, если оценщик не привлекался.

Документы лучше направлять заказным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении. Это позволит подтвердить (при необходимости) тот факт, что общество направило именно эти документы, и они были доставлены адресату.

ФАУГИ в течение 20 дней с даты получения документов рассматривает их и проверяет ():

  • решение совета директоров об определении цены имущества - на соответствие сложившимся рыночным ценам на аналогичные объекты;
  • отчет об оценке, подготовленный оценщиком (если оценщик все же привлекался), - на соответствие стандартам оценки и законодательству об оценочной деятельности.

По результату проверки ФАУГИ может вынести мотивированное заключение, которое фактически означает неодобрение цены.

Мотивированное заключение будет направлено в общество, если оценку имущества произвел совет директоров без привлечения оценщика и ФАУГИ приняло решение о том, что эта цена не соответствует сложившимся рыночным ценам на аналогичное имущество. В таком случае совет директоров должен принять решение об отказе от совершения сделки или решение о привлечении оценщика для определения цены имущества.

Мотивированное заключение будет направлено в саморегулируемую организацию оценщиков (СРО), если при оценке имущества общество все же привлекало оценщика, но ФАУГИ приняло решение о несоответствии отчета оценщика стандартам оценки и законодательству об оценочной деятельности. Мотивированное заключение направляется в соответствующее СРО для того, чтобы она провела экспертизу отчета оценщика. В общество направляется уведомление об этом, а также предписание о приостановлении исполнения решения совета директоров на срок проведения экспертизы и копия мотивированного заключения. В таком случае СРО в течение 20 дней с даты получения заключения должно провести экспертизу и по ее итогам направить заключение в ФАУГИ и общество. Если по итогам экспертизы СРО направит отрицательное заключение, цена объектов, определенная советом директоров, признается недостоверной. ФАУГИ вправе оспорить результаты экспертизы в суде.

Мотивированное заключение ФАУГИ можно оспорить в суде.

Если ФАУГИ в течение 20 дней не направит мотивированное заключение, цена имущества признается достоверной и рекомендуемой для совершения сделки.

Таким образом, совершать сделку до истечения указанного срока (с учетом срока доставки письма в общество) рискованно, так как если после этого придет мотивированное заключение, ФАУГИ сможет оспорить сделку в суде.

Право оспорить сделку ФАУГИ будет иметь также в том случае, когда общество вообще не направит уведомление ().

Это не значит, что ФАУГИ так и сделает, но нужно иметь в виду, что это может произойти».

<…>

Профессиональная справочная система для юристов, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос.

размер шрифта

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 07-03-2000 195 О ПОРЯДКЕ НАЗНАЧЕНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В... Актуально в 2018 году

Порядок назначения и деятельности представителей Российской Федерации в совете директоров и ревизионной комиссии акционерного общества, 100 процентов акций которого принадлежит Российской Федерации и не более 98 процентов акций закреплено в федеральной собственности

12. В случае если 100 процентов акций акционерного общества принадлежит Российской Федерации и не более 98 процентов акций данного общества закреплено в федеральной собственности, решением общего собрания акционеров является решение (распоряжение) министерства, а в случае передачи 100 процентов этих акций Российскому фонду федерального имущества для продажи - решение (распоряжение) Российского фонда федерального имущества, согласованное с министерством.

13. Формирование совета директоров осуществляется министерством на основании предложений федерального органа исполнительной власти. Позиция министерства по иным вопросам, в том числе по вопросу формирования ревизионной комиссии, определяется на основании предложений федерального органа исполнительной власти.

14. Не позднее чем за 15 дней (а если акции переданы для продажи в Российский фонд федерального имущества - не позднее чем за 20 дней) до даты проведения заседания совета директоров, а в случае если уведомление о проведении заседания получено представителями Российской Федерации после указанного срока - в течение одного дня, представители Российской Федерации направляют в министерство и федеральный орган исполнительной власти повестку дня заседания совета директоров и совместно выработанные ими предложения по голосованию с отражением при необходимости позиции каждого из них.

Обязательному письменному согласованию подлежит голосование представителя Российской Федерации по вопросам 1, 2, 3, 5, 6, 7, 10, 12, 16 и 17 статьи Федерального закона "Об акционерных обществах", отнесенным к исключительной компетенции совета директоров.

На основании полученных от представителей Российской Федерации материалов и мнения федерального органа исполнительной власти министерство не позднее 5 дней после их поступления направляет представителям Российской Федерации письменные директивы по голосованию на заседании совета директоров.

15. В случае если находящиеся в федеральной собственности акции переданы в установленном порядке для продажи в Российский фонд федерального имущества, последний осуществляет по согласованию с министерством полномочия акционера в порядке, установленном пунктами 13 и 14 настоящего Положения для министерства. Порядок согласования определяется министерством и Российским фондом федерального имущества. Федеральный орган исполнительной власти, представители Российской Федерации в органах управления и ревизионной комиссии акционерного общества взаимодействуют с Российским фондом федерального имущества в порядке, установленном пунктами 13 и 14 настоящего Положения для министерства.

4.1. Акционерное общество 100 % акций которого принадлежит государству

В июне 1999 года принят Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон о приватизации. Этим законом, в частности, уточнена процедура принятия важнейших решений в акционерном обществе, все акции которого принадлежат одному лицу – Российской Федерации, субъекту РФ или муниципальному образованию. Собрание акционеров как орган акционерного общества и при единственном акционере сохраняет свое правовое положение, действуя в особом режиме, - такой можно сделать общий вывод, который вытекает из новых дополнительных норм п. 1 ст. 6 Закона о приватизации. Однако польза законодательных новелл для правоприменительной практики, как представляется, и теперь несколько снижена за счет их неудовлетворительного юридико-технического закрепления. Данные изменения в Закон о приватизации не дают однозначного ответа на вопросы о высшем органе управления организации, корпоративной по своей сути, но имеющей лишь одного участника. Трудности применения законодательства о приватизации и об акционерных обществах, существовавшие из-за пробелов в нормативных актах, сохраняются.

На практике, в том числе при рассмотрении дел арбитражными судами, проявляется неверное представление о механизме управления акционерным обществом, все акции которого принадлежат одному акционеру. Причем наибольшие сложности связаны с осознанием того факта, что и при наличии одного акционера собрание акционеров как орган юридического лица продолжает существовать и принимать решения. Более того, правоприменительная практика по дан-

ным делам также весьма не однозначна.28

История существования акционерных обществ с закреплением всех акций в государственной собственности насчитывает несколько лет. Одним из первых нормативных актов, допустивших создание акционерных обществ с закреплением 100 % акций в государственной собственности, стала Государственная программа приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ, утвержденная Указом Президента РФ от 24.12.1993г., № 2284. Разделом 2.3 Государственной программы предусматривалось, что в случае принятия решения о запрещении осуществлять приватизацию предприятия уполномоченные федеральные органы должны преобразовать соответствующее юридическое лицо либо в акционерное общество с закреплением 100 % акций в государственной собственности, либо в государственное учреждение, финансируемое за счет государственных источников.

Особенности управления акционерными обществами с участием государства были установлены Указом Президента РФ от 1 июля 1992 г., № 721 «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества», которым утвержден Типовой устав акционерного общества открытого типа. Согласно п. 6.5 Типового устава в период, когда фонд имущества является держателем половины или более, а значит, и 100 % обыкновенных акций общества, он имеет исключительное право без согласия других акционеров и без созыва собрания: принимать решения о ликвидации общества, устанавливать условия контрактов с должностными лицами администрации общества и т.д. Другими словами, на время господствующего или единоличного участия государства в управлении акционерным обществом компетенция общего собрания акционеров также была существенно ограничена в пользу одного акционера (государства). Фонд имущества (комитет) становился, по сути, еще одним органом юридического лица наряду с собранием акционеров. Однако такой порядок принятия решений был вскоре изменен.

Указом Президента РФ от 16.11.1992 г., № 1392 «О мерах по реализации промышленной политики при приватизации государственных предприятий» утверждена новая редакция Типового устава акционерного общества. В компетенцию собрания акционеров были включены все важные вопросы управления акционерным обществом. Лишь при учреждении акционерного общества комитет по управлению имуществом как учредитель единолично формирует совет директоров и назначает генерального директора.29 Такое правовое решение соответствовало интересам других акционеров, а применительно к случаям единоличного владения государством акциями означало, что решения по вопросам, отнесенным к компетенции собрания акционеров, должны оформляться только как решения собрания акционеров. Любой другой подход к оформлению документации означал бы нарушение законодательства. Никакие распоряжения даже высших государственных органов не могут заменить протокола собрания акционеров. И в случае, когда 100 % акций хозяйственного общества принадлежат одному лицу, соблюдение указанной формальности также имеет огромное значение для взаимоотношений акционерного общества с другими лицами. Так как для третьих лиц безразлично, сколько у хозяйственного общества акционеров. Важно, чтобы решение было принято большинством голосов (или единогласно) и оформлено надлежащим образом.

Акты государственных органов, регулирующие участие государства в акционерном обществе, лишены юридической силы для третьих лиц, поскольку, в конечном счете, являются актами такого субъекта права как государство, а не акционерного общества. Они могут быть адресованы представителю государства в акционерном обществе, который обязан оформлять принятые решения в соответствии с действующим законодательством, то есть составлять протокол собрания акционеров.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что собрание акционеров как орган юридического лица, в обязательном порядке присутствует в акционерных обществах с единственным акционером.

В ст. 16 Закона о приватизации среди способов приватизации прямо названо преобразование государственных и муниципальных унитарных предприятий в открытые акционерные общества, 100 % акций которых находится в государственной или муниципальной собственности. Статья 20 Закона о приватизации достаточно подробно регламентирует преобразование государственных и муниципальных унитарных предприятий в открытые акционерные общества, 100 % акций которых находится в государственной собственности, (подробнее на этом вопросе выше я уже останавливался).

Особенности управления такими акционерными обществами Законом о приватизации в его первоначальной редакции не определялись.

В настоящее время в соответствии с п. 1 ст. 6 Закона о приватизации при закреплении в государственной или муниципальной собственности 100 % акций открытого акционерного общества полномочия высшего органа управления общества – общего собрания акционеров осуществляет от имени соответствующего собственника акций орган по управлению государственным (муниципальным) имуществом. Принимаемые высшим органом управления открытого акционерного общества решения оформляются протоколом. При этом предусмотренные Законом процедуры подготовки и проведения общего собрания акционеров не применяются.

Приведенные выше нормы призваны установить некоторые особенности управления акционерным обществом, все акции которого принадлежат одному лицу. Само по себе правило, согласно которому орган по управлению имуществом осуществляет полномочия общего собрания акционеров, допускает различное трактование. Но в совокупности с фразой «принимаемые высшим органом управления открытого акционерного общества решения» это правило может быть принято только как указание на деятельность собрание акционеров. Орган по управлению государственным (муниципальным) имуществом не должен отождествляться с высшим органом управления акционерного общества (с собранием акционеров). С юридической точки зрения акционерное общество принимает решения через собрание акционеров. Орган по управлению государственным (муниципальным) имуществом выполняет роль проводника воли собственника акций (государства или муниципального образования). Ему надлежит лишь правильно оформить принятые решения.

Примечательно, что формирование позиции собственника акций (например, Российской Федерации) может находиться в ведении вовсе не органа по управлению имуществом (например, Мингосимущество РФ), а какого-либо иного государственного органа или (нескольких органов). В этом процессе на договорной основе могут участвовать и другие лица. Какой бы сложной, многозвенной не была процедура принятия важнейших решений деятельности акционерного общества, она в обязательном порядке должна заканчиваться протоколом собрания акционеров. Именно о таком протоколе говориться в дополнении к п. 1 ст. 6 Закона о приватизации.

Новые нормы законодательства о приватизации исключают применение лишь процедур подготовки и проведения собрания акционеров, но не правил оформления принятых решений, определенных ст. 63 Закона об АО.

Подробного анализа заслуживают и два других нововведения, касающихся формирования совета директоров и образования исполнительных органов акционерного общества, все акции которого принадлежат одному лицу. Поскольку не только при учреждении акционерного общества, но и в дальнейшем члены совета директоров акционерного общества назначаются органом по управлению государственным (муниципальным) имуществом, который вправе досрочно прекратить полномочия любого члена или всех членов совета директоров. В свою очередь, образование исполнительных органов акционерного общества и досрочное прекращение их полномочий осуществляется по решению органа управления государственным или муниципальным имуществом, реализующего компетенцию высшего органа управления общества, если уставом общества решение этих вопросов не отнесено к компетенции совета директоров общества.

На деле может создаться впечатление, что такой орган общества как собрание акционеров согласно приведенным нормам отстраняется от процесса принятия решений о составе совета директоров и об исполнительных органах, подменяется органом совсем другого субъекта права – акционера (например, РФ). Однако это не так, если учесть, что нормы о формировании совета директоров и образовании исполнительного органа являются специальными по отношению к рассмотренным выше правилам о порядке принятия и оформления решений, отнесенных компетенции собрания акционеров. Было бы совершенно нелогично полагать, что например, решение о реорганизации акционерного общества должно оформляться протоколом собрания акционеров, а решение о формировании совета директоров - распоряжением органа по управлению государственным или муниципальным имуществом.

Проблема управления хозяйственными обществами, все акции которых принадлежат одному лицу, существует не только в сфере приватизации государственного или муниципального имущества.

Возможность создания акционерного общества, 100 % акций которых принадлежат одному лицу, предусмотрена не только законодательством о приватизации. Основание для возникновение подобных хозяйственных обществ, предусмотрена Законом об АО, который допускает создание акционерных обществ одним лицом (ст. 9 Закона об АО). Эта проблема требует своего решения по средствам внесения изменений и дополнений в Закон об АО.

И так на практике акционерные общества со 100 % государственным капиталом вызывает у многих недоумение. Зачем они нужны, если единственным акционером является государство и следовательно, их правовой статус мало чем отличается от унитарных предприятий, обладающих правом хозяйственного ведения? Видимо смысл образования таких обществ со 100 % государственным капиталом заключается в переходе к организационно-правовой форме, создающей как предполагается более широкие, нежели у унитарных предприятий, возможности проявления инициативы и предприимчивости. Форма акционерное общество, по определению предполагает значительную самостоятельность и преобразование организационной структуры. Собственником имущество является не государство, а акционерное общество. Оно несет самостоятельную имущественную ответственность, что открывает возможность обращения взыскания по долгам на имущество такого предприятия. Право собственности на имущество и ответственность по своим долгам должны создавать объективные предпосылки т.н. «рыночного поведения» соответствующих обществ. В таких обществах государство-акционер непосредственно не управляет производством, оно лишь периодически оценивает деятельность своих представителей в акционерном обществе. Видимо все это, должно служить предпосылкой коммерциализации деятельности общества, и как результат, повышение эффективности производства. Тем не менее (и я разделяю именно эту точку зрения) эффективность деятельности акционерного общества со 100 % государственным капиталом ограничивается возможностью давления аппарата государственного управления на руководящие органы общества, способного препятствовать действиям этих органов, направленным на достижение более высоких коммерческих результатов.

Государственный орган может, например, настоять на инвестировании средств в сомнительные проекты или на выпуске малорентабельной продукции. В этих условиях конкурентоспособность предприятий со 100 % госкапиталом падает, хозяйственные показатели резко снижаются и идея создания акционерных обществ со 100 % госкапиталом извращается.

Из сказанного следует, что решающим моментом в функционировании общества со 100 % госкапиталом становиться механизм взаимоотношений между органами управления исполнительной власти и органами управления акционерного общества. Но такого механизма не существует, как не существует и регламентированной правовыми нормами структуры управления рассматриваемыми акционерными общества. Между тем эти структуры существенно отличаются от трехзвенной структуры управления акционерным обществом, закрепленной в Законе об АО.

В акционерном обществе со 100 % госкапиталом, имеющем одного акционера, собрание акционеров как элемент структуры управления практически теряет смысл.

Его функции может осуществлять лишь совет директоров, полностью сформированный государственным органом. Такой совет обязан контролировать деятельность общества, также назначаемого или утверждаемого государством. Каким должен быть исполнительный орган рассматриваемого акционерного общества, и как он формируется, как строятся его взаимоотношения с советом директоров? Эти и другие вопросы организационной структуры акционерного общества со 100 % госкапиталом не урегулированы правом.

Не определен в нормативных актах и механизм взаимоотношений с органами исполнительной власти. А ведь это ключевой вопрос. Едва ли требуются дополнительные аргументы для утверждения, что отсутствие указанного механизма резко снижает потенциальные возможности использования данной организационно-правовой формы. Принцип, который должен быть реализован в этих отношениях, сводится к разумному сочетанию «свободы рук» государственных представителей в акционерном обществе с достаточным контролем, за их деятельностью со стороны органа, в ведении которого находится данное общество.

Примечание:

Некоторыми специалистами высказывается мнение, что конечно же АО может быть учреждено одним лицом. Но при любых обстоятельствах собрание акционеров при одном акционере собственнике – заведомая нелепость. Тем не менее, не смотря на это при регистрации АО одним собственником регистрационная палата требует наличие протокола учредительного собрания, в котором должно быть указано количество присутствующих, сколько «за», сколько «против» и т.п. Одна нелепость влечет за собой другую и способствует формальному отношению к юридическим документам.30 Я также полностью разделяю эту точку зрения и считаю, что акционерное общество со 100 % госкапиталом это пародия на акционерное общество так как закон «Об АО» в полной мере просто невозможно применить к данному АО, кроме того, совершенно отсутствует механизм взаимодействия и по сути дела разграничения полномочий между органами управления таких АО, поскольку все его органы управления назначаются государством то исключительная компетенция органов управления, разграничение компетенции органов управления АО, сводится лишь к простой формальности и оформлению соответствующих протоколов заседаний совета директоров или собрания акционеров.

Кроме того, в случае закрепления за государством 100 % акций АО, вообще проблематично говорить о том, что на него распространяется действия Закона, т.к. в соответствии с п. 5 ст. 1 Закона об АО, особенности создания и правового положения АО созданных в процессе приватизации, определяются правовыми актами РФ о приватизации указанных предприятий. При чем данные особенности действуют до момента отчуждения государством или муниципальным образованием 75 % принадлежащих им акций в таком АО, но не позднее окончания срока приватизации, определенного планом приватизации данного предприятия. В этом случае, строго говоря, действие Закона об АО на данные общества вообще не должны распространяться, в противном случае будут возникать, и уже возникают в правоприменительной практике различные коллизии и непонимания.

В настоящее время в РФ в 382 из 3611 акционерных обществах в которых есть доля государства, государство владеет 100 % пакетом акций, данные цифры приведены в Постановлении Правительства РФ № 1024 от 9.09.1999г.

Глава 3. Особенности правового положения акционерных обществ

в банковской сфере

§ 1. Особенности создания АО в банковской сфере

Вступление России в рынок в значительной мере связано с реализацией потенциала кредитных отношений.

Создание финансового рынка означает принципиальное изменение роли кредитных институтов в управлении народным хозяйством и повышение роли банков в системе экономических отношений.

До 1987г., банковская система включала три банка-монополиста: Госбанк СССР, Стройбанк СССР и Внешэкономбанк СССР. Существовала также система гострудсберкасс. Главенствующее положение в банковской системе занимал Госбанк СССР. В условиях административно-командной системы управления экономикой кредитные отношения имели формальный характер. Госбанк СССР обладал практически неограниченной монополией на кредитные ресурсы.

Децентрализация управления экономикой в условиях перехода к рынку потребовала изменения роли банковской системы в механизме управления экономикой. Её реорганизация началась в 1987г. Предусматривались изменение организационной структуры банковской системы, повышение роли банков, усиление их влияния на развитие народного хозяйства, превращение кредитных отношений в действительный экономический рычаг.

Следующим этапом в 1998г., стало создание первых коммерческих банков, призванных стать фундаментом для формирования рыночных отношений и структур в банковской сфере.

Целью деятельности коммерческих банков является получение прибыли, что заставляет проявлять гибкость во взаимоотношениях с клиентами и предприимчивость в проведении пассивных, активных и комиссионно-посреднических операций.

Коммерческие банки функционируют на основе развития деловой конкуренции за привлечение клиентов, кредитных ресурсов и сферы их выгодного приложения, что способствует расширению банковских услуг и улучшению их качества.

И так, каково же определение понятия банк?

Банк – это кредитная организация, имеющая исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц31.

Основное назначение банка – посредничество в перемещении денежных средств от кредиторов к заемщикам и от продавцов к покупателям. Основной целью коммерческих банков как я уже говорил выше это извлечение прибыли.

На сегодняшний день создание и функционирование коммерческих банков основывается на Законе РФ «О банках и банковской деятельности», принятом 2.12.1990г., в редакции федерального закона от 3.02.1996г., с последующими изменениями и дополнениями, далее - Закон о банках. В соответствии с этим законом коммерческие банки в РФ действуют как универсальные кредитные организации, совершающие широкий круг операций на финансовом рынке.

В соответствии с Законом о банках, банки могут создаваться на основе любой формы собственности как хозяйственное общество. Не исключается возможность создания банков, основанных исключительно на государственной форме собственности, которые в соответствии с действующем законодательством могут осуществлять свою деятельность на коммерческой основе.

Если на начальном реформировании кредитной системы коммерческие банки создавались главным образом на паевой основе – (в форме ООО), то на нынешнем этапе происходит преобразование паевых банков в акционерные и создание новых банков в форме акционерного общества.32

У банков созданных как акционерное общество, также как у обычных акционерных обществ, уставный капитал разделен на определенное число акций равной номинальной стоимости, размещаемых среди юридических и физических лиц. Акционеры также как и в обычном АО отвечают по обязательствам банка в пределах их вклада в общий уставной капитал. Акционеры не вправе требовать от банка возврата этого вклада (за исключением некоторых случаев), что повышает устойчивость и надежность банка и создает для банка прочные основы для управления его ликвидностью. Акционерные банки бывают закрытые и открытые. Акции закрытых банков могут переходить из рук в руки только с согласия большинства акционеров. Акции банков открытого типа могут переходить из рук в руки без согласия других акционеров и распространяться в порядке открытой подписки. Подписка на ценные бумаги считается открытой, если список покупателей ценных бумаг не утверждается за ранее учредителями или руководящими органами банка-эмитента, и в результате эти бумаги может приобрести любое лицо.

Организационное устройство коммерческих банков функционирующих в форме акционерного общества соответствует общепринятой схеме управления акционерным обществом. Высшим органом управления является общее собрание акционеров. Общее руководство деятельностью банка осуществляет совет директоров. Непосредственно деятельностью банка обычно руководит правление. Также общим собранием акционеров избирается ревизионная комиссия, в состав которой не могут быть избраны члены правления и совета банка.

И так, на первый взгляд банк создаваемый в форме акционерного общества, не имеет значение ОАО это или ЗАО, создается так же как все остальные акционерные общества.

Однако, это не совсем так при более пристальном взгляде и изучении данного вопроса выясняется, что у банка функционирующего в форме акционерного общества есть свои существенные отличительные особенности. В первую очередь это касается требований, которые предъявляются к создания акционерного общества в банковской сфере, другими словами, Законом о банках предъявляются специальные требования к учредителям, учредительным документам создаваемых банков, к уставному капиталу, а также предусматривается особый порядок регистрации банков в РФ, как юридических лиц.

Кроме того, банковская деятельность это исключительный вид деятельности, поэтому банкам запрещено заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью (ст. 5 Закона о банках). Более того, банк может осуществлять свою деятельность только на основании специальной лицензии на осуществление банковских операций, выдаваемой Центральным банком РФ далее – ЦБ РФ.





Top