Ми 8амтш тактико технические характеристики. Теперь "Сделано у нас" и в Telegram. Для чего предназначен вертолет

Горный массив Ставропольского края превратился в учебный плацдарм для десантников и экипажей вертолетов Ми-8АМТШ-«Терминатор». Военнослужащие авиабазы Южного военного округа развернулись в труднодоступной местности, где по легенде масштабных учений, хозяйничали боевики. Ключевую роль в выполнении поставленной задачи сыграли транспортно-штурмовые вертолеты - для уничтожения крупной группировки террористов хватило всего пяти «Терминаторов».

Перерождение «восьмерки»

На Ставрополье успешно прошли летно-тактические учения авиабазы ЮВО, на которых российские военнослужащие отработали действия в случае возникновения актуальной на сегодняшний день угрозы - обнаружения незаконных вооруженных формирований. По легенде учения в лесном массиве была обнаружена база террористов, на которой затаилось порядка 50 боевиков.

Для проведения контртеррористической операции этот район был заблокирован, а ночью в труднодоступной местности высадилось три группы тактического воздушного десанта.

Переброску десантников провели транспортно-штурмовые вертолеты Ми-8АМТШ «Терминатор», экипажи которых затем поддержали пехоту огнем с воздуха.

Для уничтожения базы боевиков, а также их схронов с оружием и боеприпасами вертолеты осуществили более 10 пусков противотанковых управляемых ракет «Атака». Кроме того экипажи универсальных вертолетов отработали вопросы доставки боеприпасов и военных грузов в труднодоступные участки лесного массива и горной местности, сообщила пресс-служба Южного военного округа.

Как видно из названия, транспортно-штурмовой вертолет Ми-8АМТШ-«Терминатор» был создан на базе знаменитой «восьмерки». Тщательно продуманная конструкция Ми-8 имела огромный ресурс модификаций, что позволило вертолету стать самым массовым двухдвигательным в мире, а также войти в список самых массовых вертолетов во всей истории авиации.

Военная модификация Ми-8АМТШ также выделяется своей универсальностью - новый вертолет предназначен для борьбы с бронированными наземными, надводными, неподвижными и подвижными целями, для поражения живой силы, перевозки грузов, десанта и раненых, а также для выполнения поисково-спасательных и эвакуационных операций.

Впервые АМТШ показали широкой публике на выставке Фарнборо’97-99, где его окрестили «Терминатором». Это громкое прозвище прижилось и теперь упоминается даже во многих официальных публикациях. «Изюминкой» АМТШ, отличающей этот вертолет от предыдущих модификаций «восьмерки», стала установка мощного вооружения - ПТУР «Атака» или «Штурм», а также УР «Игла». Сверхзвуковая высокоточная управляемая ракета «Атака» имеет радиокомандную систему наведения повышенной помехозащищенности. Она эффективно поражает танки с динамической защитой брони, а также воздушные цели. Сверхзвуковая «Игла» класса «воздух-воздух» применяется по принципу «пустил-забыл».

Подвижная пушечная установка имеет диапазон углов отклонения 220° в горизонтальной плоскости и 53° в вертикальной, что делает вертолет менее уязвимым для противника. А благодаря селективному питанию пушки экипаж может выбрать нужный тип снаряда прямо во время боя.

Всего на шести узлах подвески «Терминатора» помимо «Атаки», «Штурма» и «Иглы» может разместиться до 1400 кг боевой нагрузки - ПУ УВ-16-57 или УВ-32-57, а также 250-килограммовые бомбы. Стрелковое вооружение насчитывает до восьми огневых точек - автоматы АКМ, пулеметы ПК и РПК по бортам, заднюю полусферу прикрывает дистанционно управляемый пулемет ПКТ.

Помимо солидного арсенала вооружения конструкторы позаботились и о надежной защите - броня прикрывает днище и остекление кабины, перегородку между кабиной и грузовым отсеком, топливные баки, днище под местом стрелка в грузовом отсеке. А чтобы снаряды и вовсе не долетали до корпуса, вертолет оснащен экранно-выхлопными устройствами, постановщиком помех и усовершенствованным комплексом выброса ложных «тепловушек». В салоне могут разместиться до 36 десантников, или же 12 раненых солдат на носилках. Максимальная скорость «Терминатора» составляет 260 км/ч, практическая дальность - 1200 км, а практический потолок - 4,5 км.

Новое слово в тактике

При сравнении «Терминатора» с его предшественником - Ми-8, специалисты говорят о такой же разнице, как между отечественными автомобилями и иномарками. Оценивая возможности произведенных в Улан-Удэ вертолетов, прежде всего пилоты отмечают «отзывчивость и мягкость» управления. За счет установленных на вертолеты российских двигателей ВК-2500-03 производства компании «Климов», обладающих увеличенной мощностью, машины стали более маневренными, что особенно явно проявляется на больших высотах. Благодаря вспомогательной силовой установке ТА-14 с повышенной высотностью запуска и энергоотдачей, значительно увеличена продолжительность автономного базирования Ми-8АМТШ, по данным ОАО «Улан-Удэнский авиационный завод».

Высокие летно-технические характеристики, а также улучшенный боевой потенциал, позволили существенно расширить диапазон выполнения боевых задач. У пилотов появилась возможность самостоятельных и полноценных боевых действий в темное время суток, что вносит новизну в тактику боевых действий армейской авиации. Кабина экипажа адаптирована для использования инфракрасных камер с очками ночного видения и оснащена многофункциональными индикаторами, на которых отображается цифровая карта местности, и новейшим пилотажно-навигационным оборудованием, работающим с системами GPS и ГЛОНАСС.

Обновленная система спутниковой навигации, помогает штурману выводить машину точно в заданный район. Вертолет позволяет выполнять полеты днем и ночью в сложных метеоусловиях, а хорошо ориентироваться пилотам в любую погоду теперь позволяет метеорадиолокационная станция, новый доплеровский измеритель скорости и угла сноса, а также новые радиокомпасы и дополнительный указатель высотомера. За счет применения современного радиосвязного оборудования улучшено качество связи с землей. Кроме того, теперь значительно упростятся поисково-спасательные работы благодаря управляемому с пульта прожектору, а также дополнительной лебедке для спуска и подъема людей с нескольких точек.

Благодаря серьезной конструкторской работе «Терминатор» оказался наделен огромным потенциалом, который еще десятилетия прослужит России верой и правдой. Недаром производитель вертолетов - авиазавод в Улан-Удэ загружен заказами для «оборонки» до 2020 года, а общая сумма контрактов Минобороны с заводом превышает 50 миллиардов рублей.

Вертолет Ми-8АМТШ разработан на базе многоцелевого вертолета Ми-8АМТ. «Терминатор» — неофициальная кличка, под которой прототип этой машины демонстрировался в 1999 году на авиасалоне в британском Фарнборо. Вертолет принят на вооружение ВВС России в 2009 году. Экспортный вариант вертолета - Ми-171Ш.

Машина сохранила десантно-высадочные возможности, заодно получив комплекс управляемого вооружения, аналогичный вертолету Ми-24 , а также усиленную броневую защиту (из облегченной металлокерамической брони) и новую авионику.

Максимальная взлетная масса 13 тонн. Максимальная скорость 250 км/ч, крейсерская 230 км/ч. Дальность 610 км. Полезная нагрузка до 4000 кг. Перевозит до 26 десантников или 12 раненых на носилках в сопровождении медперсонала. Экипаж три человека: командир, второй пилот (он же оператор управляемого вооружения) и борттехник, выполняющий также функции стрелка пулеметных установок.

Двигатели - два турбовальных ТВ3-117ВМ взлетной мощностью 2100 л.с., на модернизированных Ми-8АМТШ-В, пошедших в войска с лета 2014 года, - два ВК-2500-03 с усиленной трансмиссией.

Машина оснащается новым комплексом авионики, включающим в себя, помимо прочего, метеорадар, аппаратуру спутниковой навигации и инфракрасную аппаратуру, а также очки ночного видения для пилотов. Комплекс обороны включает экранно-выхлопные устройства и систему отстрела ловушек АСО-2В.

Вооружение вертолета размещается на 4-6 балочных держателях по бокам фюзеляжа. Вертолет может вооружаться комплексом «Штурм-В» с управляемыми ракетами 9М114 или 9М120 (до восьми штук). В номенклатуру бортового вооружения входит до четырех блоков Б8В20-А с 80-мм неуправляемыми ракетами С-8 , до двух управляемых пушечных контейнеров с 23-мм пушками ГШ-23Л, а также до двух 7, 62-мм пулеметов в носовой и кормовой установках. В десантном отсеке предусмотрено шесть шкворневых установок для крепления оружия десантников.

Также существует специальный вариант Ми-8АМТШ-ВА, оборудованный для применения в условиях Крайнего Севера, в т.ч. в полярной ночи.

"Изюминкой", отличающей АМТШ от предыдущих вариантов "восьмерки", является включение в состав вооружения ПТУР "Атака" или "Штурм", УР воздух-воздух "Игла". Впервые вертолет Ми-8АМТШ был показан на выставке Фарнборо, демонстрировался он и на МАКС - 97. Заинтересовать Ми-8АМТШ может, в первую очередь, страны, имеющие на вооружении транспортные Ми-8, но не имеющие специализированных боевых вертолетов; Китай, например. Учитывая, что модернизация Ми-8 в Ми-8АМТШ дешевле, чем доработка до современного уровня Ми-24, а сам Ми-8 может быть использован более гибко по сравнению с "крокодилами", возможна и прямая конкуренция двух вертолетов. На выставке Фарнборо - 99 вертолет получил наименование "Терминатор".

Технические характеристики

Диаметр главного винта, м 21.29
Диаметр хвостового винта, м 3.91
Длина,м 18.22
Высота,м 5.65
Внутренние топливо, кг 1450 + опционально 1420
Тип двигателя 2 ГТД Климов ТВ3-117МТ
Мощность, кВт 2 х 2245
Максимальная скорость, км/ч 260
Масса, кг пустого 7260
Нормальная взлетная масса, кг 11 100
Максимальная взлетная масса, кг 12200
Максимальная скорость, км/ч 260
Крейсерская скорость, км/ч 225
Практическая дальность, км 1200
Дальность действия, км 465
Практический потолок, м 4500
Статический потолок, м 1900
Экипаж, чел 2
28 пассажиров или 32 солдата или 12 носилок с сопровождающими или 4000 кг груза в кабине или 3000 кг на подвеске
Вооружение: два 12.7-мм пулемета и задний пулемет ПКТ Боевая нагрузка - 1400 кг на 6 узлах подвески: 4 ПУ УВ-16-57 16х55-мм или УВ-32-57 32х57-мм, или 4 250-кг бомбы, или 6 ПТУР "Атака" или "Штурм", 4 УР воздух-воздух "Игла

Видео

Штурмовая винтокрылая машина Ми-8АМТШ "Терминатор" мало похожа на своего заслуженного прародителя. Только по общим чертам линий корпуса можно угадать принадлежность аппарата к самой массовой серии вертолетов в истории советской и российской авиации.

От "рабочей лошадки" до винтокрылой крепости

К середине двадцатого века эра поршневых двигателей неумолимо подходила к концу. Успехи в разработке и постройке турбовинтовых и турбореактивных силовых агрегатов, более рациональное соотношение их массы и мощностных характеристик заставили конструкторов всерьез задуматься об использовании подобных двигателей на винтокрылых машинах.

Вопреки известной поговорке, первая же модель вертолета Ми-8 с двумя газотурбинными двигателями, разработанная совместными усилиями ОКБ Изотова С. П. и ОКБ Миля М. Л., серийно выпускаемая с 1965 года, на долгое время стала эталоном эффективности и надежности, отличной базой для последующих модификаций. Среди них:

  • Пассажирские.
  • Транспортные.
  • Многоцелевые.
  • Специального назначения (поисково-спасательные, командные пункты, разведывательные, медицинские и пр.).

Всего было создано более 130 вариантов Ми-8.

Вертолеты Ми-8АМТШ "Терминатор"

Впервые эту глубоко модернизированную вариацию винтокрылой машины конструкторы Улан-Удэнского авиационного предприятия широкой публике представили на авиационно-космическом салоне МАКС в 1997 году. Через два года на аналогичном мероприятии в Фарнборо (Хэмпшир, Великобритания) модель Ми-8 АМТШ получила еще одно название - "Терминатор".

В 2009 году летательный аппарат был принят на вооружение Российской армией. До 2020 года ВКС РФ должны получить 132 боевых вертолета. Машина пользуется хорошим спросом и за рубежом - уже заключены контракты на поставку с правительствами Перу, Ганы, Уганды и Шри-Ланки. Какие же качества позволяют новой модификации Ми-8 успешно конкурировать с продукцией других отечественных и зарубежных лидеров отрасли?

Летно-технические характеристики Ми-8АМТШ "Терминатор"

От базовой модели вертолет отличается защитным бронированием, меньшей площадью остекления носа кабины. Металлокерамические броневые листы, прикрывающие экипаж, основные узлы и агрегаты, выдерживают прямое попадание пули 12,7 мм калибра. Топливозаправочные баки оборудованы специальной системой, предотвращающей потерю горючего при повреждениях внешней оболочки: пулевые отверстия восстанавливаются пенополиуретановой смесью. При получении повреждений и потере управляемости, конструкция шасси вертолета Ми-8АМТШ "Терминатор" способна значительно погасить энергию удара от столкновения с землей.

Два мощных газотурбинных агрегата ТВ3-117ВМ обеспечивают машине крейсерскую скорость в 230 км/ч (максимальную - до 250 км/ч), статический и практический потолок соответственно в 3980 и в 6000 метров. Объем топливных баков гарантирует вертолету запас хода в 715 км. Для надежного запуска двигателей в условиях высокогорья предусмотрена вспомогательная силовая установка ТА-14.

Современный комплекс авиаоники включает в себя метеорадар, аппаратуру спутниковой навигации, инфракрасное оборудование и индивидуальные приборы ночного видения.

Универсальный солдат

Вертолет Ми-8АМТШ "Терминатор" способен решать широкий спектр задач военного и мирного характера. Переоборудование может производиться непосредственно перед вылетом и осуществляется в очень сжатые сроки усилиями экипажа, состоящего из двух человек, и обслуживающего персонала. Кроме осуществления поисково-спасательных и эвакуационных операций, вертолет способен доставить к месту выброски до 26 десантников, оказать им серьезную огневую поддержку. Винтокрылый аппарат может транспортировать до четырех тонн грузов.

Боевые вертолеты Ми-8АМТШ, в зависимости от поставленных задач, могут комплектоваться:

  • Двумя пулеметами (7,62 мм) с полным боекомплектом (4000 патронов).
  • Противотанковыми управляемыми ракетами (до 6 шт.).
  • Блоками с неуправляемыми ракетами С-8 (до 20 шт., класс "воздух - земля") и авиабомбами.
  • Управляемыми ракетами "Игла-В" ("воздух - воздух").
  • Двуствольной авиационной пушкой (калибр 23 мм, боекомплект 500 снарядов).

Неуязвимость "Терминатора" резко повышается благодаря современному комплексу обороны, включающему в себя экранно-выхлопное устройство и систему отстрела ловушек.

Арктический страж

В 2016 году Улан-Удэнские вертолетостроители создали для нужд Министерства обороны РФ первую модель с индексом "ВА", предназначенную для эксплуатации в высоких широтах. Арктический вариант получил новую трансмиссию и более мощные силовые установки ВК-2500-03. Увеличены энергетические показатели и вспомогательные, что обеспечивает надежную и комфортную работу машины в автономном режиме. И конечно, Ми-8АМТШ "Терминатор" подвергся основательному утеплению. Для этих целей использовались технологии, применяемые для космических аппаратов.

Кроме того, машину оборудовали новым цифровым автопилотом, значительно повышающим точность и качество навигации и пилотирования в условиях полярной ночи и безориентирной местности.

В 2009 году на вооружение армии Российской Федерации поступил вертолет Ми-8АМТШ (фото его можно посмотреть в данной статье). Он разработан на базе хорошо зарекомендовавшего себя во время войны в Афганистане транспортного вертолета Ми-8. От своего прототипа машина отличается наличием систем вооружения и улучшенной броней. Кроме того, изменилась форма носа, уменьшилась площадь остекления.

Назначение

Вертолет Ми-8АМТШ, который неофициально называют «Терминатор», используется для транспортировки личного состава и грузов. Выполняет следующие задачи:

  • Высадка десантников (до 26 человек) в тылу или на поле боя.
  • Воздушное прикрытие войск.
  • Разведка с воздуха позиций противника.
  • Возможностью уничтожения танков и другой тяжелой техники.
  • Транспортировка грузов (в том числе и боеприпасов) общей массой до 4 тонн.
  • Транспортировка раненых на носилках (всего 12 мест) и сопровождающих их медиков.

Кроме того, именно Ми-8АМТШ участвует во многих спасательных операциях. Он способен доставить десантные войска к полю боя вместе с вооружением, а обратно увезти больных и раненых.

Модификации

В зависимости от назначения Ми-8АМТШ выпускается в нескольких вариантах. Каждый из них имеет свои отличительные характеристики, которые сужают выполняемые машиной задачи.

Транспортный вариант предназначен для перевозки грузов. В свою очередь он также делится на несколько видов:

  • Для транспортировки грузов общей массой до 4 тонн в грузовом отсеке. Дополнительные топливные баки в данном случае не устанавливаются.
  • С установкой одного дополнительного топливного бака.
  • С установкой двух баков для горючего.
  • Для транспортировки груза весом до 4 тонн на подвеске, расположенной снаружи машины.
  • Для перевозки внутри грузового отсека с открытой рампой крупногабаритных грузов.

Для перевозки десантных войск и всего их снаряжения разработана десантная модификация. В ней допускается перевозить одновременно 20 человек. Количество пассажиров увеличивается до 34 человек после установки специальных сидений.

Еще один вариант, предназначенный для перевозки людей, относится к категории санитарных. Он также выпускается в трех комплектациях:

  • для транспортировки 12 раненых на носилках;
  • комбинированный, который позволяет перевозить 17 человек в сидячем положении и 3 человека на носилках;
  • для перевозки 15 сидячих раненых (отличается наличием дополнительного бака для топлива).

Существует отдельный перегоночный вариант. Его основным отличием является наличие двух дополнительных баков для горючего, которые расположены в грузовой кабине.

Различаются модификации Ми-8АМТШ также по виду вооружения, которое имеется на вертолете. Боевые варианты машины могут оснащаться стрелково-пушечным оружием, бомбардировочным или блоком Б8В-20А.

Отдельно хочется сказать о модификации Ми-8АМТШ-ВА. Она была разработана специально для использования на территории регионов с холодным климатом (в условиях Арктики).

Технические характеристики

В длину вертолет Ми-8АМТШ составляет более 18 м. Его высота 5,65 м. При этом основной винт в диаметре составляет 21,29 м, а дополнительный (хвостовой) - 3,91 м. Пустой вертолет весит 7,26 т. Взлетная масса нормальная 11,1 тонны, максимальная - 12,2 тонны.

Более ранние модели оснащались двумя турбовальными двигателями взлетной мощностью 2100 л. с. Модели, выпускаемые после 2014 года, стали комплектоваться двумя двигателями с усиленной трансмиссией.

Развиваемая вертолетом скорость может составлять до 260 км/час. Крейсерская скорость находится на уровне 225 км/час. Топливный бак вмещает 1450 кг горючего. Он может быть дополнительно расширен еще на 1420 кг. При этом практическая дальность машины составляет 1200 км. А вот дальность действия 465 км.

В экипаж входит всего 2 человека.

Система защиты и бронирование

От своего предшественника Ми-8АМТШ отличается улучшенной броней. Ее защита выполнена из металлокерамической брони. Благодаря этому экипаж и основные части машины защищены от пуль калибра 12,7 мм. Что касается топливных баков, то при попадании в них специальная защитная система заполнит отверстие пенополиуретаном. Благодаря этому потеря топлива исключается.

Для экипажа имеется 2 штатных парашюта, которые необходимы для эвакуации в случае повреждения машины. Они используются, если вертолет находится на высоте более 100 м. Если высота меньше этого значения, то удар компенсируется за счет специальной конструкции шасси (в большей степени) и сидений (которые компенсируют оставшийся удар).

Вооружение

Вооружение вертолета расположено по бокам фюзеляжа на специальных балочных держателях. Это могут быть:

  • Комплекс «Штурм-В» (до 8 ракет).
  • Четыре блока с неуправляемыми ракетами С-8 (80 мм).
  • Две пушки (23 мм).

Кроме того, в двух установках (на носу и корме) имеются пулеметы (7,62 мм). Оружие десантников находится в шкворневых установках. Их всего шесть. Сквозь имеющиеся бойницы десантники могут вести огонь даже во время полета. Благодаря столь серьезному вооружению вертолет является неотъемлемой частью многих военных конфликтов.

Вертолеты России и мира видео, фото, картинки смотреть онлайн занимают важное место в общей системе народного хозяйства и Вооруженных Сил, с честью выполняя возложенные на них гражданские и военные задачи. По образному выражению выдающегося советского ученого и конструктора МЛ. Миля, «сама наша страна как бы “сконструирована” для вертолетов». Без них немыслимо освоение бескрайних и непроходимых пространств Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока. Вертолеты стали привычным элементом пейзажа наших грандиозных строек. Они широко применяются как транспортное средство, в сельском хозяйстве, строительстве, спасательной службе, военном деле. При выполнении ряда операций вертолеты просто незаменимы. Кто знает, здоровье скольких людей было спасено экипажами вертолетов, принявших участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Жизни тысяч советских солдат спасли боевые «вертушки» в Афганистане.

Русские вертолеты прежде чем стать одними из основных современных транспортных, технологических и боевых средств, вертолеты прошли длинный и не всегда гладкий путь развития. Идея подъема в воздух с помощью несущего винта зародилась у человечества едва ли не раньше, чем идея полета на фиксированном крыле. На ранних этапах истории авиации и воздухоплавания создание подъемной силы путем «ввинчивания в воздух» было популярнее других способов. Этим объясняется обилие проектов винтокрылых летательных аппаратов в XIX - начале XX вв. Только четыре года отделяют полет самолета братьев Райт (1903 г.) от первого подъема человека в воздух на вертолете (1907 г.).

Лучшие вертолеты использовали ученые и изобретатели, они долго колебались, какому способу отдать предпочтение. Однако к концу первого десятилетия XX в. менее энергоемкий и более простой с точки зрения аэродинамики, динамики и прочности самолет вырвался вперед. Успехи его были впечатляющими. Прошло почти 30 лет, прежде чем создателям вертолетов удалось наконец сделать свои аппараты работоспособными. Уже в годы второй мировой войны вертолеты пошли в серийное производство и начали применяться. По окончании войны возник так называемый «вертолетный бум». Многочисленные фирмы принялись строить образцы новой перспективной техники, но не все попытки увенчались успехом.

Боевые вертолеты России и США Построить по-прежнему было сложнее, чем самолет аналогичного класса. Военные и гражданские заказчики не спешили ставить в ряд с уже привычными самолетами авиационную технику нового типа. Только эффективное применение американцами вертолетов в начале 50-х гг. в войне в Корее убедило рад военачальников, в том числе и советских, в целесообразности использования этого летательного аппарата вооруженными силами. Однако многие, как и раньше, продолжали считать вертолет «временным заблуждением авиации». Потребовалось еще более десяти лет, пока вертолеты окончательно не доказали свою исключительность и незаменимость в выполнении рада военных задач.

Вертолеты РФ сыграли большую роль в создании и разработках российских и советских ученых, конструкторов и изобретателей. Их значение столь велико, что даже дало основание одному из основоположников отечественного вертолетостроения академику Б.Н. Юрьеву считать наше государство «родиной вертолетов». Данное утверждение, конечно, слишком категорично, но нашим вертолетчикам есть чем гордиться. Это научные труды школы Н.Е. Жуковского в дореволюционный период и впечатляющие полеты вертолета ЦАГИ 1-ЭА в довоенные годы, рекорды послевоенных вертолетов Ми-4, Ми-6, Ми-12, Ми-24 и уникальное семейство вертолетов «Ка» соосной схемы, современные Ми-26 и Ка-32 и многое, многое другое.

Новый вертолет России относительно неплохо освещен в книгах и статьях. Незадолго до своей смерти Б.Н. Юрьев приступил к написанию фундаментального труда «История вертолетов», но успел подготовить только главы, касавшиеся его собственных работ в 1908 - 1914 гг. Отметим, что недостаточное внимание к истории такой отрасли авиации, как вертолетостроение, характерно и для зарубежных исследователей.

Военные вертолеты России по-новому освещающие историю разработки вертолетов и их теории в дореволюционной России, вклад отечественных ученых и изобретателей в мировой процесс развития этого вида техники. Обзор дореволюционных отечественных работ по винтокрылым летательным аппаратам, в том числе и ранее неизвестных, а также их анализ были даны в соответствующей главе в книге «Авиация в России», подготовленной к печати в 1988 г. ЦАГИ. Однако ее небольшой объем существенно ограничил размеры приведенной информации.

Гражданские вертолеты в своих лучших окрасках. Предпринята попытка как можно более полно и всесторонне осветить деятельность отечественных энтузиастов вертолетостроения. Поэтому описывается деятельность ведущих отечественных ученых и конструкторов, а также рассматриваются проекты и предложения, авторы которых значительно уступали им по своим знаниям, но вклад которых нельзя было не учитывать. Тем более что в некоторых проектах, отличавшихся в общем сравнительно не высоким уровнем проработки, также встречаются интересные предложения и идеи.

Название вертолетов обозначившими существенные качественные изменения в этом виде техники. Такими событиями являются начало постоянной и систематической разработки проектов вертолетов; постройка первых натурных вертолетов, способных оторваться от земли, и начало серийного производства и практического применения вертолетов. В данной книге рассказывается о ранних этапах истории вертолетостроения: от зарождения идеи подъема в воздух посредством винта до создания первых вертолетов, способных оторваться от земли. Вертолет, в отличие от самолета, махолета и ракеты, не имеет прямых прообразов в природе. Однако винт, с помощью которого создается подъемная сила вертолета, был известен еще с античных времен.

Маленькие вертолеты несмотря на то что были известны воздушные винты и существовали эмпирические прообразы вертолетов, идея использования несущего винта для подъема в воздух не получила распространения до конца XVIII в. Все разрабатывающиеся в то время проекты винтокрылых аппаратов оставались неизвестными и были обнаружены в архивах много веков спустя. Как правило, сведения о разработке таких проектов сохранились в архивах наиболее выдающихся ученых своего времени, таких, как Го Хун, Л. да Винчи, Р. Гук, М.В. Ломоносов, которым в 1754 г. была создана «аэродромическая машина».

Частные вертолеты за короткое время были созданы буквально десятки новых конструкций. Это было состязанием самых разнообразных схем и форм, как правило» одно- или двухместных аппаратов, имевших главным образом экспериментальное назначение. Естественным заказчиком этой дорогой и сложной техники были военные ведомства. Первые вертолеты в разных странах получили назначение связных и разведывательных военных аппаратов. В развитии вертолетов, как и во многих других областях техники, можно четко различить две линии развития - но размерности машин, т е. количественную» и почти одновременно возникшую линию развития качественного совершенствования летательных аппаратов внутри определенной размерной или весовой категории.

Сайт о вертолетах на котором содержится наиболее полное описание. Применяется ли вертолет для геологической разведки, сельскохозяйственных работ или для перевозки пассажиров - определяющую роль играет стоимость часа эксплуатации вертолета Большую долю в ней составляет амортизации, т е. цена, поделенная на срок его службы. Последний определяется ресурсом агрегатов, г, е. их сроком службы. Проблема повышения усталостной прочности лопастей, валов и трансмиссий, втулок несущего винта и других агрегатов вертолета стала первостепенной задачей, занимающей и сейчас конструкторов вертолетов. В наставшее время ресурс 1000 час уже не является редкостью для серийного вертолета и нет основания сомневаться в его дальнейшем повышении.

Современные вертолеты сравнение боевых возможностей подлинное видео сохранилось. Встречающееся в некоторых изданиях ее изображение представляет собой примерную реконструкцию, причем не во всем бесспорную, проведенную в 1947 г. Н.И. Камовым. Однако на основе приведенных архивных документов можно сделать ряд выводов. Судя по способу испытания (подвеска на блоках), «аэродромическая машина» несомненно представляла собой аппарат вертикального взлета и посадки. Из двух известных в то время способов вертикального подъема - при помощи машущих крыльев или посредством несущего винта - первый кажется маловероятным. В протоколе сказано, что крылья двигались горизонтально. У большинства махолетов они, как известно, движутся в вертикальной плоскости. Махолет, крылья которого совершают колебательные движения в горизонтальной плоскости с углом установки, изменяемым циклически, несмотря на неоднократные попытки, построить до сих пор не удалось.

Самый лучший вертолет проектирование всегда направлено в будущее. Однако для того чтобы яснее представить себе возможности дальнейшего развития вертолетов, полезно попытаться понять основные направления их развития из прошлого опыта. Здесь интересна, конечно, не предыстория вертолетостроения, о которой мы лишь кратко упомянем, а его история с момента, когда вертолет как новый тип летательных аппаратов стал уже пригоден для практического использования. Первые упоминания об аппарате с вертикальным винтом - геликоптере содержатся в записям Леонардо да Винчи, относящихся к 1483 г. Первый этап развития тянется от модели геликоптера, созданной М В. Ломоносовым в 1754 г, через длинный ряд проектов, моделей и даже построенных в натуру аппаратов, которым не суждено было подняться в воздух, до постройки первого в мире вертолета, которому и 1907 г. удалось оторваться от земли.

Самый быстрый вертолет в очертаниях этой машины мы узнаем принципиальную схему наиболее распространенных сейчас в мире одновинтовых вертолетов. Вернуться к этой работе Б. И. Юрьеву удалось лишь в 1925 г. В 1932 г. группа инженеров, возглавляемая А. М. Черемухицнч, построила вертолет ЦАГИ 1-ЭА, который достиг высоты полета 600 м и продержался в воздухе 18 м/ш, что было для того времени выдающимся достижением. Достаточно сказать, что официальный рекорд высоты полета, установленный спустя 3 года на новом соосном вертолете Бреге, составил всего 180 м. В это время в развитии вертолетов (геликоптеров) возникла некоторая пауза. На передний план выдвинулась новая ветвь винтокрылых аппаратов -автожиры.

Новый вертолет России с большей нагрузкой на площадь крыла, вплотную встретилась с новом тогда проблемой штопора потерей скорости. Создать безопасный и достаточно совершенный автожир оказалось проще, чем построить геликоптер-вертолет. Свободно вращающийся от набегающего потока несущий винт исключал необходимость в сложных редукторах и трансмиссиях. Примененное на автожирах шарнирное крепление лопастей несущего винта к втулке обеспечило им гораздо большую прочность, а автожиру устойчивость. Наконец, остановка двигателя перестала быть опасной, как это было у первых геликоптеров: авторотируя автожир легко совершал посадку с малой скоростью.

Большие вертолеты для десантирования морской пехоты с кораблей определила дальнейшее развитие военного вертолетостроения как транспортно-десантного. Высадка на вертолетах S-55 американского десанта в Инчоне во время войны в Корее (1951 г.) подтвердила такую тенденцию. Размерный ряд транспортно-десантных вертолетов стал определяться габаритами и весом наземных транспортных средств, которыми пользуются войска и которые необходимо было перебрасывать по воздуху Дело в том» «по обычное вооружение, главным образом артиллерийское, перевозимое тягачами, на весу близко к весу самих тягачей. Поэтому грузоподъемность первых транспортных вертолетов в зарубежных армиях составила 1200-1600 кге (вес легкого военного автомобили, используемого в качестве тягача и соответствующих орудий).

Вертолеты СССР соответствуют весу легких и средних танков или соответствующих самоходных шасси. Будет ли завершена эта линия развития в таком ряде размерностей - зависит от постоянно меняющейся военной доктрины. Артиллерийские системы в большей мере заменяются ракетами, поэтому и зарубежной печати мы находим требования. Мощности не приводили к увеличению полезной нагрузки. Действительно, но техническому уровню того времени вес винтов, редукторов к всего аппарата в целом увеличивался с повышением мощности быстрее, чем возрастала подъемная сила. Однако при создании нового полезного и тем более нового для народнохозяйственного применении конструктор не может мириться с понижением достигнутого уровня весовой отдачи.

Советские вертолеты первые образцы, в сравнительно короткие сроки были созданы, поскольку удельный вес поршневых двигателей всегда понижался с увеличением мощности. Но в 1953 г. после создания 13-тонного вертолета Сикорского S-56 с двумя поршневыми двигателями мощностью 2300 л. с размерный ряд вертолетов на Запале прервался и только в СССР, применив турбовинтовые двигатели. В середине пятидесятых годов надежность вертолетов стала значительно выше, следовательно, расширились и возможности их применения в народном хозяйстве. На первый план выдвинулись вопросы экономики.




Top