Функционально целевое назначение организации. Типы организаций по целевому назначению. Порядок рассмотрения и утверждения Списков организаций-источников комплектования государственных и муниципальных архивов

Активность организаций определяется их функциями и целями.

Функции организации изучаются главным образом в рамках системного подхода, а цели - в рамках целевого, известного в менеджменте управления по целям

Основная функция организации - адаптация, рост - развитие. Это понятие охватывает как внешний, так внутренний спектры деятельности организации.

Классификация функций: внешние, внутренние.

Внутренние функции - это самоорганизационный процесс, имеющий отношение к системе оплаты, власти, авторитету в данной организации, психологическому климату, дисциплине, корпоративным культурным ценностям, одним словом, организационной культуре.

Внешние функции определяют активность организации в рыночной, технологической, информационной, правовой, культурной среде. Выживаемость организации - результат двойного функционирования: внешнего и внутреннего.

Функции составляют объективную тенденцию активности организации, они "стремятся" реализоваться всегда, независимо от того, какими целями сопровождается работа и какие групповые интересы задействованы в этом процессе. Цели и интересы могут лишь влиять на степень и качество реализации функций.

Цели – желаемое состояние, которое организация стремится воплотить в реальность

Достижение организационных целей есть результат реализации предназначения организации (миссии), во имя которого люди объединяются и осуществляют совместную деятельность.

Классификация целей организаций

Организационные цели должны удовлетворять, по крайней мере, двум требованиям:

    максимально соответствовать функциональной природе организации, учитывая потенциальные конфликты этой организации,

    максимально отражать интересы различных субъектов организации.

Классификация целей:

Внешние (официальные),

Внутренние (оперативные).

Официальные цели – цели-декларации, предназначенные для публики, о намерениях, направлениях, тенденциях.

Оперативные цели (итоговые показатели) – это те конечные результаты, которые должны быть получены по окончании какого-то срока. Такие цели лежат в основе режимов, графиков, расписаний.

6. Организация как обучающаяся система

На Западе (в США) интенсивно развивается новое направление - обучающиеся организационные системы. Идея их построения в кибернетике восходит к работам У.Эшби, А. Тьюринга, Н. Винера. Однако первым специалистом, предложившим в 1990 г. идею рассматривать организацию как обучающуюся систему, был П. Сэндж. Ход рассуждений: общеизвестно, что в современном сложном мире организации, особенно с большим числом уровней иерархии, даже в стабильной среде разрушаются. В то время как живой организм обнаруживает значительную приспособляемость. Можно предположить, что приспособляемость живого организма обусловлена его способностью к обучению. Ранее процесс обучения трактовался как последовательность восприятия, накопления, переработки информации, а затем адаптации во внешней среде. Видимо, у живых организмов процесс обучения протекает по-другому, а именно, обучение у человека происходит на основе расширения способностей за счёт изменения инфраструктуры нервной системы. П. Сэндж выдвигает идею обучающей организации, которая бы в процессе функционирования расширяла свои способности, необходимо найти только аналог нервной системы в организации. Этот аналог - компьютерная диалоговая сеть. Идея П. Сэнджа получила широкое распространение благодаря распространению локальных компьютерных сетей. На стыке компьютерной науки и менеджмента выросло новое направление, сущность которого - электронные информационные системы, средства их поддержки, обеспечивающие коллективную работу людей в режиме прямого доступа. Между нервной системой живых организмов и электронной диалоговой системой (компьютерной системой) имеется определенное сходство. Точно так же, как нервная система согласовывает взаимодействие клеток между собой и внешней средой, так и диалоговая система обеспечивает взаимодействие людей между собой и внешней средой в организации. Быстродействие, разнообразие, широкий диапазон технических средств: телефон, телефакс делают компьютерную систему аналогом нервной системы. Характерной чертой диалоговой системы является необходимый уровень разнообразия, что удовлетворяет закону У. Эшби. Закон необходимого разнообразия У.Эшби утверждает, что разнообразие действий управляющего органа должно быть равно или выше сложности управляемого объекта.

Продолжая аналогию далее, можно предположить, что ткани и органы - это группы или отделы в организации; безусловные рефлексы - это унаследованная культура в организации; потоки жидкости - потоки документов и т. п. Таким образом: «мелкоячеистая структура организации с небольшими функциональными единицами, быстроменяющимися временными связями, пронизанная диалоговой сетью, является оптимальной для решения крупномасштабных задач».

Такая структура, расширяя свои способности за счет изменения инфраструктуры диалоговой системы, обнаруживает организационные знания, организационную память и новое организационное поведение.

Наличие диалоговой системы дает возможность общения людей независимо от традиции, настроения, пространственных, временных, иерархических барьеров. Управление становится более мягким внешне, но жестким изнутри, превращаясь из централизованного регулирования и контроля в координацию и влияние.

1. Цели отражают идеологию и философию организации,стратегию ее деятельности и развития. Именно цели определяют в конечном итоге характер и особенности организации. 2. Цели уменьшают неопределенность внутренней и внешней деятельности организации, каждого ее сотрудника, являясь для них ориентирами в окружающем мире,помогают приспособиться к нему, сконцентрироваться на достижении желаемых результатов. 3. Цели составляют основу критериев для выделения проблем, принятия решений, контроля и оценки результатов деятельности, нап­равленной на их реализацию, а также материального и морального поощрения сотрудников организации,которые при этом внаибольшей степени отличились. 4. Цели являются очень сильным организующим началом, особенно если они формализованы в виде определенной идеи и служат социальным мотивом деятельности людей. 5. Цели являются «визитной карточкой» организации, формируют ее имидж в обществе, а механизмы достижения целей дают основание судить об их эффективности

Решение этой проблемы зависит от множества факторов: социальной ориентации государственной политики, уровня экономического развития общества, состояния общей культуры населения, системы доминирующих ценностей и приоритетов в обществе, управленческой культуры руководителей всех уровней, имеющихся организационных ресурсов и других факторов.

Программно-целевое управление. Система целевых установок определяет сущность программно-целевого управления, ориентированную на достижение определенных результатов путем соответствующего программирования, алгоритма такого процесса. Практически это означает, что ставится определенная цель, и для ее реализации разрабатывается соответствующая программа.

Программно-целевое управление по своей сути является воплощением системного подхода и может быть реализовано на всех уровнях управления: от предприятия до макроуровня. Оно представляет собой совокупность организационно-экономических процедур, сочетающих в себе как планирование действий, так и их организацию. Главной задачей программно-целевого управления является эффективное распоряжение имеющимися ресурсами (временными, материально-техническими, финансовыми, трудовыми, информационными и др.).

Эффективность программно-целевого метода управления определяется следующими факторами:

· многообразием функций и процессов в деятельности организации;

· сложностью организационных отношений;

· необходимостью рационального использования имеющихся и возможных для использования ресурсов;

· имеющимися технико-технологическими средствами для его реализации, в первую очередь, компьютерными технологиями;

· возможностью максимального учета всех факторов, определяющих решение той или иной проблемы;

· широким участием всех исполнителей в реализации намеченного комплекса целей.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Управление организацией

Республики беларусь.. в с загорец.. доцент кафедры государственного управления экономическими системами..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Минск 2010
Курс лекций разработан для специальности 1-26 05 01 «Государственное строительство» дистанционной формы обучения. Рассмотрен и рекомендован к утверждению на

Основные положения
Управление и руководство. Управление организацией как процесс - это целенаправленное воздействие субъекта управления на объекты, отношения и связи, образующие организацию, на социа

Основные положения
Этапы развития управления. Наука и практика управления прошли в своем развитии несколько этапов. Периодизация развития управления по-разному рассматривается в различных научных ист

Сравнение старой и современной организации
Старая организация Современная организация Малое количество крупных организаций, отсутствие гигантских организаций

Сопоставление характеристик организации
Классическая организация Организация «системы-4» 1. Процесс руководства не включа­ет доверия и ответственности руко­во

Основные положения
Сущность организации. Современное управление категорию «организация» интерпретирует следующим образом. Организация –это процесс, в результате кот

Принципы делегирования полномочий
Делегирование полномочий– это наделение правами и обязанностями какого-либо должностного лица, исходящее от вышестоящего руководителя

Основные положения
Миссия. Идея построения организации невозможна без четкого определения и постановки миссии, целей, задач и принципов. Они отражают не только организационное функционирование в цело

Принципы управления
Принципы управления– основополагающие идеи и положения осуществления управленческой деятельности Любая совместная деятельность лю

Основные положения
Сущность.Организационная структура является одним из важнейших элементов управления организацией. Будучи по своему содержанию пространственной конструкцией, она обеспечивает

Бюрократические структуры
Бюрократические организационные структуры отличаются устойчивостью, предсказуемостью, высокой степенью формализации и явно выраженными уровнями управления

Адаптивные структуры
Адаптивные организационные структуры управления–высокомобильные, подвижные организационные конфигурации, главным свойством которых является быстрая реакция на изменения вн

Основные положения
Модель функции планирования.Любая человеческая деятельность основана на реализации важнейшего свойства человека – целеполагания, т. е. его способности осознанно формулировать цели

Методы планирования
Методы планирования– это способы или приемы реализации функции планирования, основанные на применении специально разработанных инструментов – экономико-математического, но

Планирование и прогнозирование
Прогнозированиесостоит в выявлении и в научном предвидении объективных тенденций развития той или иной системы, явления, процесса

Что такое мотивация?
Мотивациякак функция управления организацией означает систему действий по активизации персонала для достижения заданных целей Из данного определе

Основные положения
Сущность и необходимость контроля. Контроль является неотъемлемым атрибутом функционирования любой социальной системы. Контроль– процесс, обеспеч

Формы контроля. Как правило, во временном измерении контроль выражается в трех формах: предварительный, текущий и заключительный
Предварительный контроль осуществляется до фактического начала какой-либо деятельности. По своему содержанию он означает оценку соответствия поставленных целей и возможностей их до

Ситуация 1
Известно, что по направленности контроль бывает внутренним и внешним. Внутренний контроль осуществляется силами самой организации, в то время как внешний проводится или вышестоящими уровнями управл

Основные положения
Природа информации. Информация в современной управленческой деятельности имеет чрезвычайно большое значение. Во-первых, она является непосредственным ресурсом, обеспечивающим приня

Организация выступления
1. Никакие, однако, информационные технологии, компьютеры, факсы, мобильные телефоны, телеконференции не решают коммуникационных проблем. Это лишь средства коммуникационного процесса между людьми,

Интеллект как элемент системы управления организацией
Интеллект (от лат. intellectus – познание, понимание, рассудок), способность мышления, рационального познания. Основой современного управления является интеллектуальный потенциал работников и руков

Важнейшие вехи развития социального интеллекта
№ п/п Результаты, достижения Период, год «Вестовицкая кость с зарубками» (счеты) 30 тыс. л.

Интеллектуальные управленческие решения
Именно знания, облеченные в информацию, являются основой интеллектуального решения. Интеллектуальное управленческое решение отличается от других решений следующими особенностями. 1. Такое

Алгоритм управления знаниями
Знания представляют собой слова, факты, примеры, события, правила, гипотезы или модели, которые расширяют понимание процессов и явлений и возможности их практического использования в определенной

Алгоритм управления знаниями
Этап алгоритма Сущность этапа (основная цель) 1. Нахождение Определить, где находятся и какие знания необ

Персонал организации
Персонал организации –трудовые ресурсы, непосредственно участвующие в организационно оформленной коллективной трудовой деятельности Таким обра

Аппарат управления < персонал < трудовые ресурсы < человеческие ресурсы
Графически такое соотношение изображено на рис. 11.1.

Профессия и должность
Под профессиейпонимают комплекс теоретических знаний и практических навыков, приобретенных человеком в результате специальной подготовки и опыта работы в данной области, п

Трудовой потенциал
Трудовой потенциал работника– его возможная трудовая, т. е. ресурсная дееспособность для реализации организационных целей

Кадровая политика
Кадровая политика– совокупность основополагающих принципов работы с кадрами, определяющих системообразующие направления работы служб управления персоналом организации

Организация управленческого труда
Понятия и категории: Особенности управленческого труда. Основные элементы культуры управленческого труда. Принципы и задачи научной организации труда руководителя. Задачи

Особенности управленческого труда
Управленческий трудявляется особой формой общественно организованного труда социальной группы, который выполняется на основе навыков или знаний и результаты которого нацел

Управленческая культура
Управленческая культура – совокупность интеллектуальных, социально-психологических, организа-ционно-технических условий, ценностей и традиций, а также профессиональ

Основные положения
Стиль как управленческая категория.Изначально понятие «стиль» употреблялось в области искусства и литературы и означало стержень для писания на восковой дощечке. В дальнейшем под э

Особенности стилей руководства
(согласно поведенческой концепции) Характеристики Автократический Демократический Либеральный

Экономические методы
Экономические методы управления заключаются в целенаправленном воздействии на экономические интересы участников управленческих отношений

Нормативно-правовые методы
Сущность нормативно-правовых методов состоит в применении правовых норм и актов нормативно-регулируемого характера Сфера деятельности этой гру

Социально-психологические методы
Социально-психологические методы управления в организации -это совокупность психологических приемов воздействия на систему потребностей и интересов ее работников, проявляю

Особенности управленческого решения
Управленческое решение– административно-правовой акт, основный на властных полномочиях и содержащий формулировку цели действия, а также программу ее реализации для

Сущность организационной культуры
В каждой организации существует набор различных внутренних принципов и норм поведения, общения друг с другом членов организации, субординации между ними, основных ценностей, разделяемых большинство

Виды организационных культур
Основными характеристиками организационной культуры является ее сила, или мера устойчивости, и вид, по которому проводится их классификация. Сила культуры зависит от количества ценностей, присущих

Культура власти, роли, задачи и личности
Культура властиопирается на личность руководителя и его ближайшее окружение, в руках которых сосредоточены важнейшие ресурсы организации. Главным в такой культуре является достижен

Тяготеющие виды культур
Проявления культуры Власти Роли Задачи Процесс кооперации

Факторы, определяющие культуру организации
Поскольку культура организации является специфической частью общей национальной культуры, то последняя оказывает на формирование культуры организаций решающее воздействие. Господствующие в той или

Дифференциация организационной культуры
Кроме общей культуры организации в крупных организациях складываются частные культуры ее подразделений и уровней управления или субкультуры. Дифференциация организационной культуры обусловлена разд

Сущность организационных конфликтов
Конфликт– это противостояние интересов, выраженных в идеях, ценностях, целях, и основанных на применении морально-психологических, социальных, экономических, физических и

Основные положения
Необходимость оценки.Для чего необходима оценка эффективности труда руководителя? Чем определяются возможности такой оценки и в чем ее основные функции? Ответы на эти вопросы не ме

Лист оценки качеств руководителя
Фамилия, имя, отчество ______________________________________ № п/п Наименование качеств (примерных) Оценка экспертов С

Основные положения
Большое теоретическое и практическое значение имеют выявление и реализация основных тенденций изменения организации управления в XXI веке. В целом эти тенденции можно охарактеризовать как переход о

Традиционная и новая организации
Принципы построения Традиционная модель Модель XXI века Соотношение звеньев и уровней Иерарх

Организации с «внутренними рынками»
Организации с «внутренними рынками» ориентированы на экономическую самодостаточность внутренних подразделений и доминирование экономических методов управле

Ситуация 1
Интеллектуальная и бюрократическая организация являются антиподами. Первый тип строится на свободе действий и выбора в рамках поставленной цели, отсутствии ограничений в пространстве и во времени (

Ситуация 2
В середине ХХ века (до 1990 г.) производство кинопродукции осуществлялось мощными вертикально-интегрированными организациями. Они имели большой штат, многочисленные декорации, съемочные площадки. В

Основная
1. Брасс, А. А. Менеджмент: основные понятия, виды, функции: пособие для подготовки к экзаменам / А. А. Брасс. – Минск: Современная школа, 2006. –368 с. 2. Дафт, Д. Л. Менеджмент / Д. Л. Д

Дополнительная
6. Адаир, Д. Искусство управлять людьми и самим собой / Д. Адаир – М.: Эксмо, 2006. – 656 с. 7. Балашов, А. П. Основы менеджмента / А.П. Балашов – М.: Вузовский учебник, 2009. – 288 с.

Предприятие - это самостоятельный хозяйствующий субъект, обладающий правами юридического лица, который на основе использования трудовым коллективом имущества про­изводит и реализует продукцию, выполняет работы, оказы­вает услуги.

Главной задачей предприятия является хозяйственная деятельность, направленная на получение прибыли для удов­летворения интересов собственника имущества предприятия и ею работников.

В процессе своей деятельности предприятие выполняет следующие функции:

  1. Управление финансами. Его цель - обеспечение финан­совой устойчивости и ликвидности. В условиях рыночной эко­номики эта функция выдвигается на первый план. Резко повы­шается значимость финансовых ресурсов, с помощью которых осуществляется формирование оптимальной структуры капи­тала и наращивание производственного потенциала предпри­ятия, а также финансирование текущей хозяйственной дея­тельности.
  2. Управление персоналом. Выражается в отборе и приеме на работу, подготовке и переподготовке персонала в соот­ветствии с потребностями бизнеса, решением всех вопро­сов, касающихся его эффективного использования.
  3. Исследования и разработки. Деятельность по созданию новых видов продукции и технологических процессов, улуч­шению существующих с целью повышения эффективности производства и расширения рынка сбыта.
  4. Маркетинг, обеспечивающий исследование рынка, оп­ределение нужд и запросов потребителей, реальные заказы на продукцию и успешную ее реализацию.
  5. Производственная, которая вытекает из главной задачи предприятий получения прибыли. Возможна только за счет производства продукции, работ и услуг, необходимых об­ществу.
  6. Логистика. Данная функция реализуется в результате приобретения сырья, комплектующих, машин, оборудова­ния и других материальных ценностей, необходимых для хозяйственной деятельности. Организует кооперированные поставки узлов и деталей.
  7. Экологическая, предусматривающая выпуск экологиче­ски чистой продукции и снижение ее природоемкости. Эко­логическая деятельность предприятия направлена на сниже­ние и компенсацию отрицательного воздействия его произ­водства на окружающую среду.
  8. Социальная. Обеспечивает условия для воспроизводства рабочей силы, материальную заинтересованность в результа­тах груда. Предприятие несет ответственность за производст­венный травматизм, обязано обеспечить безопасные условия труда своим работникам. Важной составляющей социальной деятельности является обеспечение подготовки, переподго­товки и повышения квалификации персонала.

Основными принципами предприятия явля­ются:

  • организационно-административная обособленность
  • финансово-экономическая самостоятельность
  • производственно-техническое единство

Организационно-административная обособленность означа­ет, что предприятие имеет обособленное имущество, еди­ный коллектив, единую администрацию и обладает правом юридического лица.

Финансово-экономическая самостоятельность заключается в том, что предприятие организует свою деятельность на ос­нове самоокупаемости и имеет единую законченную форму учета и отчетности.

Производственно-техническое единство обеспечивается со­вокупностью основных средств (зданиями, сооружениями, машинами, оборудованием и др.), объединенных в особые производственные подразделения и части, технологически связан­ные в процессе производства продукции (работ и услуг).

Предприятие — это открытая система, которая получает из экономической (внешней) среды ресурсы и поставляет в нее свой продукт.

Экономическая среда — это совокупность активных хозяй­ствующих субъектов, экономических, общественных и при­родных условий, национальных и межгосударственных ин­ституциональных структур и других внешних условий и фак­торов, действующих в окружении предприятия и влияющих на его стратегию и тактику.

С позиций структуризации факторов и учета субъектов экономическая среда предприятия подразделяется на:

  • микросреду, представляющую собой области прямого влияния на предприятие, которые создают поставщики материально-технических ресурсов, потребители продукции (ус­луг) предприятия, торговые и маркетинговые посредники, конкуренты, законы и государственные органы, финансово-кредитные учреждения и другие контактные аудитории
  • макросреду, оказывающую косвенное воздействие на предприятие и ею микросреду (международные события, состояние экономики, научно-технический прогресс, политические и социально-культурные факторы)

Особая зависимость предприятия от сети поставщиков ма­териально-технических ресурсов проявляется в виде потребно­сти в материалах, оборудовании, рабочей силе, энергии, капи­тале для создания основных и оборотных средств, а также обес­печения беспрерывного и ритмичного процесса деятельности.

Выживание предприятия в условиях рыночных отношений в значительной мере определяется его способностью нахо­дить и удовлетворять запросы потребителей своего продукта. В решении данной задачи немаловажную роль играют торго­вые и маркетинговые посредники, позволяющие создавать и расширять рынки сбыта продукции и услуг предприятия.

От поведения конкурентов зависят в первую очередь ры­ночные позиции предприятия.

Законы и государственные органы в конечном итоге опре­деляют правовое поле и рамочные условия деятельности пред­приятия, которые могут поощрять либо сдерживать развитие тех или иных субъектов хозяйствования.

От состояния и деятельности финансово-кредитных учрежде­ний напрямую зависят возможности предприятий по привлече­нию заемного капитала и инвестиций, их стоимость.

Определенное влияние на развитие предприятия оказыва­ет и циклическая динамика экономической системы и ее состояние в целом. При наиболее неблагоприятном варианте макроэконо­мические факторы (инфляция, денежно-кредитная, налоговая, ценовая политика государства, нестабильность финансовых рынков и др.) могут привести к возникновению экзогенного (внешнего) кризиса предприятия.

Научно-технический прогресс и связанные с ним иннова­ции являются важнейшим факторов обеспечения конкурен­тоспособности продукта предприятия и формирования по­тенциала его развития.

Международные события в первую очередь сказываются на условиях работы предприятий, осуществляющих внешнеэко­номическую деятельность. Кроме того, на международные события активно реагируют финансовые рынки, что в свою очередь может отразиться и на состоянии национальных рын­ков и косвенно на деятельности отечественных предприятий.

Фактор политической стабильности большое значение имеет для предприятий, имеющих рынки сбыта или ведущих операции за рубежом, а также определяет возможности при­влечения иностранного капитала.

Социокультурная среда (целевые установки, жизненные ценности, традиции) оказывает влияние на формирование потребностей потребителей (цвет, форма, разнообразии то­варов), характер взаимоотношений в коллективе и внутри­фирменную культуру.

В специальной литературе представление о значении эко­номической среды и необходимости учитывать силы, внеш­ние по отношению к организации, появились в конце 50-х годов прошлого столетия. Особую актуальность данная про­блема приобрела на рубеже 70-80-х годов XX века по причи­не, прежде всего, стремительного научно-технического про­гресса, формирования изменчивой (турбулентной) внешней среды, характеризующейся повышенной неустойчивостью и неопределенностью.

Для стабильного функционирования и развития предпри­ятия необходимо умение адаптироваться к воздействию внеш­них факторов, наиболее полно использовать благоприятные условия, нейтрализовать действие негативных факторов. Важ­но, чтобы стратегические цели развития предприятия воспри­нимались внешней средой. В основе решения данных задач ле­жит оценка и анализ внешней среды.

Для характеристики внешней среды важными являются сле­дующие показатели:

  • сложность - число факторов, на которые предприятию следует реагировать, а также уровень вариативности каждого фактора. В данном случае соответственно можно говорить о про­стой и сложной внешней среде предприятия
  • взаимосвязанность факторов внешней среды - уровень силы, с которой изменение одного фактора воздействует на другие факторы
  • динамизм - темп изменения, скорость, с которой про­исходят изменения в окружении предприятия. Подвижность внешней среды оценивается исходя из частоты, величины и регулярности изменений факторов
  • неопределенность (непредсказуемость будущего) - функ­ции от количества и надежности информации о конкретных внешних факторах. Чем выше неопределенность, тем с боль­шим числом проблем приходится сталкиваться менеджерам предприятия
  • привычность событий - новизна возникающих изменений

В теории менеджмента, прежде всего стратегического, разработаны ряд методов, позволяющих проводить анализ внеш­ней среды. Из наиболее распространенных и признанных прак­тикой можно отметить: SWOT-анализ, РЕST-анализ тенденций, имеющих существенное значение для стратегии организации, метод «5 х 5», матрица Дж. X. Вильсона «вероятность усиления фактора - воздействие фактора на организацию» и др.

Типы организаций по форме собственности.

Здесь можно говорить о подсистемах (формах управления) ФиС в РФ.

Первая подсистема – это государственное управление ФиС. Центральным звеном государственной системы управления отраслью ФиС в России является Министерство спорта РФ и соответствующие комитеты по ФиС в субъектах федерации.

Вторая подсистема – менеджмент в общественных объединениях физкультурно-спортивной направленности – ФСО, федерациях, ассоциациях и союзах по видам спорта, спортивных клубах, командах и т.п.

Третья подсистема – менеджмент в коммерческих (предпринимательских) ФСО. К этой группе относятся организации профессионального спорта (например, спортивные клубы по футболу и профессиональная футбольная лига, спортивные клубы по хоккею и профессиональная хоккейная лига и т.п.) и коммерческие организации физкультурно-спортивной направленности (спортивно-оздоровительные центры, фитнес- клубы и т.п.). Типы организаций по организационно-правовым формам

По действующему гражданскому кодексу РФ, все организации, имеющие статус юридического лица, делятся на две категории:

1. коммерческие (преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности) и

2. некоммерческие (не имеющие извлечение прибыли в качестве главной цели и не распределяющие прибыль между участниками).

Типы организаций по целевому назначению.

Каждая ФСО создается для реализации какой-либо цели, которую специалисты обычно называют миссией или философией организации. С этой точки зрения организации можно подразделить на виды: ДЮСШ и ДЮКПФ, спортклубы и КФК, СК профессионального спорта, физкультурно-оздоровительные центры и фитнес-клубы, стадионы и спортивные комплексы и т.д. Иерархия управления физической культурой и спортом определяется прежде всего территориально-государственным устройством Российской Федерации. Следует выделять четыре уровня управления : высший (федеральный, напр. Федеральное агентство по ФиС, ОКР, всероссийские федерации, союзы и т.д.); уровень субъекта федерации (республиканский, областной, краевой) – 3-й; районный, городской уровень (2-й); первичное (основное звено) управления физической культурой и спортом первого уровня. С позиций внутриорганизационного взаимодействия подразделений в теории менеджмента выделяют несколько типов организационных структур: линейные, функциональные, линейно-функциональные, матричные, целевые и др.

5. Сущность и принципы спортивного менеджмента. Принципы государственной политики России в области ФиС.

Под принципами спортивного менеджмента следует понимать исходные руководящие правила, требования и нормы поведения, которыми следует руководствоваться менеджерам физкультурно-спортивных организаций для обеспечения эффективного управления. Для спортивного менеджмента характерны следующие важнейшие принципы:

1. научной обоснованности и оптимальности-

2. системности;-

3. эффективности;-

4. иерархической упорядоченности;-

5. сочетания отраслевого и территориального управления;-

6. учета спортивных интересов населения,-

7. государственной поддержки развития ФКиС;-

8. разнообразия организационных форм и демократизации.

Наряду с принципами спортивного менеджмента следует иметь в виду принципы государственной политики России в области физической культуры и спорта. Они получили правовое выражение в Федеральном законе «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». В законе указывается, что государственная политика в области физической культуры и спорта осуществляется в соответствии с принципами : –

1. непрерывности и преемственности физического воспитания различных возрастных групп граждан на всех этапах их жизнедеятельности; –

2. учета интересов всех граждан при разработке и реализации федеральных программ развития физической культуры и спорта, признания ответственности граждан за свое здоровье и физическое состояние; –

3. признания самостоятельности всех физкультурно- спортивных объединений, отвечающих требованиям настоящего Федерального закона, равенства их прав на государственную поддержку; –

4. создания благоприятных условий финансирования физкультурно-спортивных и спортивно-технических организаций, олимпийского движения России, образовательных учреждений и научных организаций в области физической культуры и спорта, а также предприятий спортивной промышленности.

6. Система функций менеджмента спортивной организации. Общие функции менеджмента. Конкретные (специфические) функции спортивного менеджмента.

Общие функции спортивного менеджмента – такие действия субъекта управления, соответствующие последовательно сменяющимся стадиям управленческого цикла, получили название общих функций менеджмента. В их составе выделяют: планирование, организацию, мотивацию, координацию, контроль. Функции, выделяемые по содержанию управляемого воздействия на управляемый объект, принято называть конкретными (специфическими или отраслевыми) функциями менеджмента.



7. Секторы экономики и физическая культура (государственный, общественный, смешанный, коммерческий). Источники финансирования физкультурно-спортивных организаций РФ и накопления денежных средств. Материально-техническая база ФиС. Налоги и сборы трех уровней (федеральный, региональный и местный).

С позиции теории общественного блага и учитывая специфику сферы спорта, в ее структуре можно выделить четыре сектора: государственный, добровольно-общественный, смешанный и частный коммерческий.

Государственный сектор . В этом секторе сегодня производятся: чистые общественные блага (подготовка спортсменов для сборных команд страны; целевые программы развития массовой физической культуры и спорта на государственном и региональном уровнях; физическая подготовка военнослужащих и кадров правоохранительных органов); социальнозначимые блага (услуги физического воспитания в системе государственного среднего и высшего образования и дошкольного воспитания, в государственных внешкольных физкультурно-оздоровительных организациях; услуги лечебной физкультуры в системе государственного здравоохранения и обязательного медицинского страхования, санаторно-курортного обслуживания, в государственной системе реабилитации инвалидов). Социально значимые услуги ФКС обеспечивают систему негосударственных минимальных стандартов удовлетворения потребностей населения в физическом воспитании и развитии.

Добровольно-общественный сектор . Здесь производятся смешанные общественные блага ограниченного доступа - так называемые клубные блага, представляющие собой услуги муниципальных организаций ФКС, общественных объединений физкультурно-оздоровительной и спортивной направленности (спортивные клубы, физкультурно-спортивные общества, федерации по видам спорта, ассоциации, союзы и др.). Такие организации и объединения являются некоммерческими организациями и ставят своей целью развитие физической культуры и спорта в стране на добровольной основе. Их деятельность регулируется законом о некоммерческих организациях и общественных объединениях.

Смешанный сектор . В нем производятся смешанные общественные блага, в том числе социально значимые услуги ФКС, организациями смешанной формы собственности (государственно-общественными, государственночастными предприятиями и организациями физкультурно-спортивной и спортивно-зрелищной направленности - акционерными обществами со смешанным капиталом, государственными и общественными корпорациями, совместными предприятиями с участием государства, государственно-общественными объединениями и др.), а также частными некоммерческими физкультурно-спортивными организациями (частными спортивными сооружениями, спортивными школами, учреждениями физического воспитания, секциями и курсами обучения различным видам спорта, частными фондами развития спорта, автономными некоммерческими организациями физкультурно-спортивной направленности, благотворительными организациями и др.). Организации смешанного сектора действуют на основе законодательства о приватизации государственных и муниципальных предприятий, законов о совместных предприятиях, акционерных обществах, некоммерческих организациях, благотворительности.

Частный коммерческий сектор . В этом секторе производятся частные блага (товары и услуги) на коммерческой основе: организации профессионального спорта, спортивнозрелищные предприятия, индивидуальная предпринимательская деятельность спортсменов, тренеров. В данном секторе производства услуг ФКС функционируют профессиональные спортивные клубы, коммерческие сооружения, фирмы спортивного шоу-бизнеса и другие предприятия, работающие ради извлечения прибыли, имеющие различные орга-низационно-правовые формы (товарищества, общества, малые предприятия, совместные предприятия).

Источники финансирования отрасли ФиС можно объединить в две основные группы – бюджетные и внебюджетные. Бюджетное финансирование - предоставление в безвозвратном порядке средств из государственного бюджета организациям для полного или частичного покрытия их расходов. Внебюджетное финансирование осуществляется за счет: – доходов физкультурно-спортивных организаций от предпринимательской деятельности (содержание гостиниц, парковок, проценты по депозитным вкладам, выпуск газет и журналов, производство сувениров, продажа телевизионных прав, пошив спортивной одежды, лотереи, прокат инвентаря, аренда помещений); – поступлений из разнообразных внебюджетных фондов содействия развитию физической культуры и спорта (могут быть не только общероссийскими, но и региональными); – спонсоров; – налоговых и иных льгот: – других доходов, не запрещенных законодательством.

Основные источники финансирования ФСО в современных условиях складываются из пяти основных групп: - финансирования из федерального, регионального и местного бюджетов; - финансирования по линии внебюджетных фондов, образовательных учреждений и профсоюзов; - самофинансирования за счет собственной предпринимательской деятельности (включая участие в коммерческих соревнованиях), а также спонсорства; - финансирования по линии олимпийских комитетов и международных спортивных организаций; - поступлений от благотворительной деятельности отдельных граждан и организаций.

8. Модели профессионального спорта (американская, европейская, смешанная). Общие и специфические отличия профессионального коммерческого спорта от спорта высших достижений. Специфика бизнеса в сфере коммерческого спорта.

МЕНЕДЖМЕНТ В ЗАРУБЕЖНОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ СПОРТЕ Профессиональный спорт – предпринимательская деятельность, целью которой является удовлетворение интересов профессиональных спортивных организаций, спортсменов, избравших спорт своей профессией, и зрителей. Исторически сложились 3 модели профессионального спорта: американская, европейская и смешанная. Американскую модель характеризуют: получение прибыли, дифференциация уровня заработной платы спортсменов, отсутствие спонсоров (это связано с олимпийским и студенческим спортом), высокая стоимость продажи телеправ, высокий вступительный взнос для новичков, система распределения доходов от продажи билетов, низкая арендная плата за пользование муниципальными спортивными сооружениями, налоговые льготы. В основе американской модели заложено стремление к постоянному уравниванию спортивных сил и финансовых возможностей клубов. Основу американского профессионального спорта составляют игровые виды (баскетбол, бейсбол, американский футбол, хоккей, бокс). Профессиональный спорт в США складывался и развивался как самостоятельная отрасль развлекательного бизнеса при поддержке государства. Отличие между любительским и профессиональным спортом лежит в целях их развития. Цель любительского олимпийского спорта – успешное выступление на ОИ (место страны, количество медалей). Цель профессионального спорта – производство спортивно-зрелищных услуг, продажа которых обеспечивает прибыль, т.е., это сфера бизнеса. Характерные черты профессионального спорта: 1. отличие в целях от любительского спорта; 2. ограничение малым количеством видов спорта, интересных с коммерческой точки зрения; 3. поддержание жесткой соревновательной конкуренции с целью удержания зрителей, спонсоров и ТВ; 126 4. формирование в каждом из профессиональных видов спорта спортивной элиты, пользующейся повышенной популярностью у зрителей; 5. наличие эффективной системы социальной защиты спортсменов. Исторически сложились два основных подхода к развитию профессионального спорта: –коммерческо-спортивный (характерен для США), его основу составляют следующие моменты: а) стремление к максимальным доходам за счет непосредственно соревновательной деятельности; б) профессиональный спорт рассматривается как сфера бизнеса; в) спортивная деятельность и ее результаты – это средство достижения прибыли; г) состав команд в национальных чемпионатах стабилен из года в год; д) команда, занявшая последнее место, не выбывает из высшей лиги; е) изменение состава лиги происходит или за счет продажи- покупки клуба или за счет нового клуба, который должен внести большой вступительный взнос в лигу, распределяемый между всеми командами; ж) зрелищность соревнований обеспечивается непредска- зуемостью спортивного результата; з) перераспределение финансовых и людских ресурсов от сильных команд к слабым с целью создания более благоприятной для бизнеса конкуренции и усиления зрелищности соревнований; и) финансовая стабильность клубов; к) отлаженная система правовых отношений. – спортивно-коммерческий (характерен для Европы): а) спорт организован в виде системы федераций: национальных, региональных, европейских. Спортивные клубы составляют фундамент этой пирамиды. Они предоставляют для всех возможность заниматься спортом по месту жительства и способствуют росту новых поколений спортсменов и спортсменок. Региональные федерации образуют следующий уровень, и спортивные клубы являются, как правило, их членами. 127 Национальные федерации, по одной на каждый вид спорта, образуют следующий уровень пирамиды. Обычно все региональные федерации являются членами соответствующих национальных федераций. Верхнюю строчку пирамиды занимают европейские федерации, которые организованы по тому же принципу, что и национальные. Каждая европейская федерация допускает к членству только одну национальную федерацию из каждой страны; б) спортивное соперничество является приоритетным фактором и обязательным условием ведения спортивного бизнеса; в) преимущество спортивных команд во многом основано на финансовых возможностях приобретать сильнейших спортсменов; г) команда, занявшая последнее место по итогам чемпионата, выбывает из высшего дивизиона; д) финансирование команд осуществляется за счет спонсоров (50% доходов) и местных структур власти; е) клубы получают меньше доходов от продажи телеправ, зарплата спортсменов ниже и они хуже защищены социально; ж) особенностью спорта является приверженность национальной или региональной идентификации.

9. Финансирование российских профессиональных спортивных команд и спортивных федераций. Источники финансирования зарубежных лиг и профессиональных клубов. Экономические отношения федерации и клуба. Финансовый отчет федерации.

10. Материальное обеспечение физкультурно-спортивных мероприятий (ФСМ). Смета на проведение ФСМ– официальный планово-финансовый документ. Статьи приходно-расчетной сметы.

11. Понятие «физкультурно-спортивное мероприятие» (ФСМ). Виды ФСМ. Классификация массовых ФСМ в зависимости от направленности.

12. Понятие «спортивное соревнование». Его элементы (4 группы). Классификация спортивных соревнований (виды и признаки). Функции спортивного соревнования (социальная; спортивно-зрелищная; нравственно-регулятивная; гедонистическая; рекреативная).

Спортивные соревнования - важнейший компонент в системе подготовки спортсмена, выступают как цель, средство и метод подготовки спортсмена.

Спортивные соревнования - способ демонстрации, сравнения и оценки определённых способностей спортсмена и обеспечения возможности их максимального проявления . Являются важнейшим фактором познания возможностей человека, создания эталонных показателей (установления спортивных рекордов). В то же время соревнования - средство стимулирования спортивной деятельности, метод отбора и повышения эффективности подготовки спортсменов.

Международные соревнования FIS подразделяются: на зимние Олимпийские игры (ЗОИ), чемпионаты мира (ЧМ), первенства мира (ПМ), Кубки мира (КМ), континентальные соревнования FIS (гонки FIS). Все соревнования, включённые в календарь FIS, контролируются техническим делегатом FIS.

По масштабу и спортивной значимости соревнования Российской Федерации (РФ) классифицируются на следующие категории:

1-я категория – чемпионаты, кубки, первенства, всероссийские соревнования, Спартакиады, проводимые на уровне РФ, молодёжные и юношеские игры, соревнования федеральных округов, краёв, областей, автономных республик, гг. Москвы и Санкт-Петербурга, чемпионаты, кубки и первенства обществ и ведомств, а также международные соревнования СНГ и FIS, проводимые на территории РФ;

Все соревнования классифицируются на чемпионаты, первенства, кубковые, квалификационные, отборочные, показательные, массовые; по характеру определения победителей: личные, лично-командные, командные.

Выделяют первичные и вторичные функции спортивных соревнова­ний. Главными осо­бенностями спортивных соревнований являются:

1)строгая регламентация деятельности участников соревнований, об­служивающего персонала и других лиц;

2)полифункциональность, пол и структурность и полипроцессуальность деятельности, протекающая в экстремальных условиях;

3)наличие в каждом соревновании процесса борьбы, противоборства, неантагонистического соперничества, конкуренции, которые проявляют­ся в стремлении одержать победу, достигнуть максимального результата;

4)высокая общественная и личная значимость для каждого спортсме­на и самого процесса борьбы и достигнутого спортивного результата;

5)высокий эмоциональный фон деятельности, вызванный максималь­ными физическими и психическими напряжениями (нередко превосходя­щими возможности спортсмена) в условия непосредственной борьбы за результат;

6)непосредственное или опосредованное взаимодействие соревную­щихся противников, при котором каждый стремится к достижению пре­восходства над соперниками и в то же время противодействовать им;

7)равенство условий и сравнимость результатов каждого участника соревнований с помощью определенного стандарта с результатами других спортсменов, знакомых с критериями сравнения и имеющих возможность оценить результат выступления. Сравнимость результатов возможна, бла­годаря наличию тщательно разработанных правил и положений о соревно­ваниях, института квалифицированных судей, технических средств и на­выков фиксирования спортивных достижений. Равные условия участия и справедливое определение победителя создают на соревнованиях ту соци­льно-нравственную микросреду, в которой полнее и свободнее раскрыва­ется спортивный потенциал, создаются предпосылки для проявления воз­можного доверия и бескорыстного обмена спортивно-техническими и духовными ценностями.

8)наличие определенных форм и требований, выполнение которых дает право на присвоение спортсмену звания «спортсмен-разрядник», «ма­стер спорта», «мастер спорта международного класса» и «заслуженный мастер спорта».

В общей структуре любого спортивного соревнования составными его частями являются: 1) спортсмены-соперники; 2) предмет состязаний, т.е. совокупность действий соперни­ков, выступающих средством ведения соревновательной борьбы в избран­ном виде спорта; 3) судейство (правила соревнований, нормы, критерии и технология определения мест соревнующихся и пр.); 4) средства и служ­бы обеспечения соревновательной деятельности; 5) болельщики и зрите­ли; 6) иерархия мест участников состязаний, т.е. распределение каждого из них на основе показанных спортивных результатов в порядке от лучшего к худшему.

13. Принципы проведения соревнований. Системы проведения соревнования («круговая», «с выбыванием», «смешанная», «блицтурнир»).

Наиболее распространенными системами проведения спортивных соревнований являются:

Система прямого определения мест участников,

Круговая система,

Система с выбыванием («олимпийская»),

Смешанная система.

Система прямого определения мест участников соревнования путем ранжирования результатов применяется при проведении личных и лично-командных соревнований по видам спорта, в которых результаты соревнующихся участников измеряются метрическими единицами (секундами, минутами, метрами, сантиметрами и т.д.) или оцениваются суммой баллов, присуждаемых за качественное и технически эстетичное исполнение упражнений.

Круговая система предполагает последовательные встречи каждого участника или команды со всеми остальными и применяется главным образом в спортивных играх и единоборствах.Круговой способ проведения соревнований является продолжительным, но при этом позволяетдостаточно полно и наиболее объективно выявить победителя.

В круговой системе итоговое место участника или команды определяется по количеству набранных в соревнованиях очков. В игровых видах спорта при равенстве очков у одной или нескольких команд для определения победителя могут применяться следующие критерии:

Разница забитых и пропущенных мячей или шайб,

Количество забитых мячей или шайб,

Результат конкретной игры,

Жеребьевка.

При большом количестве команд их разделяют на группы.Затем по итогам соревнований в группах проводятся финальные игры между командами, занявшими одинаковые места в разных группах.

При круговой системе проведения соревнований жеребьевкой определяются номера участников (команд) и порядок их встреч. Далее, учитывая результаты жеребьевки, составляется календарь встреч.В игровых видах спорта, если розыгрыш проводится в один круг, то «хозяином поля» является команда, которая находится в паре на первом месте. При розыгрыше в два круга во второй игре «хозяином поля» будет команда, которая в паре стоит на втором месте.

Система с выбыванием («олимпийская») строится по принципу выбывания участника или команды из соревнования после одного или нескольких поражений. Данная система позволяет включить в соревнования большое количество участников и провести их в сжатые сроки.

Для проведения соревнований по системе с выбыванием проводится жеребьевка для определения порядкового номера участника или команды. Число участвующих команд, как правило, кратно двум, т.е. 4,8,16,32 и т.д.Далее составляются таблицы встреч, в которых названия команд располагают с учетом порядкового номера участника или команды сверху вниз (по возрастанию). Первый номер встречается со вторым, третий с четвертым и т.д.

В соревнование одновременно вступают все участники. Победители первого круга (тура) встречаются между собой также попарно в порядке сверху вниз (по списку согласно таблице). Круг, в котором встречаются восемь участников, называют четвертьфиналом, круг встреч четырех участников – полуфиналом. В последнем, заключительном круге, который называется финалом, встречаются два лучших участника. Команда или участник, выигравший финал, становится победителем соревнований. За определение участника (команды) занявшей третье место проводится дополнительный тур (круг) среди участников (команд) вошедших в полуфинал, но не вышедших в финал.

Смешанная система проведения соревнований состоит в последовательном сочетании в одном соревновании двух систем – круговой и с выбыванием, при котором первый этап соревнований проводится по одной системе, а второй – по другой. Эта система облегчает проведение соревнований с большим числом участников, позволяет сократить число встреч и сроки всего соревнования.

14. Документы, регламентирующие проведение спортивных соревнований и ФСМ. «Календарный план соревнований», его разделы. «Положение» о соревновании.

15. Судейская коллегия соревнований, состав и функции. Медицинское обеспечение и техника безопасности на соревнованиях. Финансово-хозяйственное обеспечение соревнования. Реклама спортивного соревнования.

16. Понятие и виды управленческих решений в ФиС. Типовая структура управленческого решения. Методы принятия решений. Делегирование заданий. Виды деятельности, подлежащие делегированию.

ВЫБОР МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ В СПОРТИВНОМ МЕНЕДЖМЕНТЕ Метод управления является специфическим способом осуществления функций спортивного менеджмента и решения управленческих задач. Метод управления физической культурой и спортом можно определить как способ целенаправленного воздействия руководителя спортивной организации на 54 подчиненных и осуществления контроля заих деятельностью. Большинство исследователей менеджмента пришло к мнению, что по содержанию следует различать три группы методов управления: 1) экономические; 2) организационно- распорядительные (административные); и 3) социально- психологические. Основанием этой группировки является способ воздействия на личность и коллектив организации в целом. Таких способов три. Материальная мотивация включает воздействие на личность и коллектив через материальные интересы с помощью материального стимулирования. Властная мотивация, властное воздействие базируются на присущих системе управления физической культурой и спортом отношениях власти и подчинения. Воздействие здесь осуществляется организационно-административными методами с целью воспитания осознанной необходимости соблюдения определенного порядка и дисциплины труда. Социальная мотивация основывается на воздействии через моральные интересы с помощью педагогических и социально- психологических методов. Материальная, властная и социальная мотивации взаимодействуют, образуя единую систему воздействия. Обобщение опыта отраслевого управления физической культурой и спортом позволяет сделать вывод о целесообразности выделения наряду с перечисленными группами еще и комплексных методов управления. Экономические методы управления физической культурой и спортом представляют собой способы эффективного использования рыночных отношений для физического совершенствования населения, производства и предоставления ему физкультурно-спортивных услуг. Комплекс экономических методов в спортивном менеджменте опирается на всю систему рыночных отношений – спрос на физкультурно-спортивные услуги и товары, ценообразование на них, систему финансирова- ния и т.д. Рассмотрим содержание некоторых экономических методов. Метод дифференцирования заработной платы работникам организаций физкультурно-спортивной направленности в 55 зависимости от эффективности их труда. Материальная мотивация в этом методе осуществляется на основе Единой тарифной сетки и нормативов оплаты труда за одного занимающегося, премирования физкультурных работников и спортсменов, вручения им ценных призов. Нормативно-экономический метод управления заключается в установлении нормативов финансовых расходов на различные виды спортивной работы, утверждении табеля обеспечения спортсменов одеждой, обувью и др. Норматив представляет собой количество денежных средств, трудовых или материально-технических ресурсов на одного занимающегося физическими упражнениями и спортом или на единицу времени. В зависимости от специфики объектов нормирования можно выделить нормативы финансовые, материальные, трудовые, численности работников государственных физкультурных учреждений, обеспеченности спортивными сооружениями в расчете на 100 тыс. населения. Экономические нормативы – эффективный метод управления в физкультурных организациях. Метод прямого целевого финансирования: а) спортивных сооружений, центров спортивной подготовки и государственных физкультурно-спортивных организаций федерального значения; б) научно-исследовательских работ в области физической культуры и спорта в соответствии с федеральной программой; в) подготовки и выступления (включая научно-медицинское обеспечение) в официальных международных спортивных соревнованиях сборных команд России. Существенное место в экономическом механизме спортивного менеджмента занимают коммерческий расчет, методы расчета цены на физкультурно-спортивные услуги и товары и другие методы. Различают четыре основных вида экономических методов управления: Метод экономического воздействия характеризуется направленностью на реализацию объективных экономических интересов. Централизованный плановый метод управления представляет собой систему взаимообусловленных и органически взаимосвязанных элементов, мер, приемов сознательного, 56 целенаправленного управления экономическими процессами. Метод хозяйственного расчета обеспечивает определенную хозяйственную самостоятельность организаций, основываясь на принципах плановости, имущественной обеспеченности и материальной ответственности, хозяйственной самостоятельности, материального стимулирования работников, а также самоокупаемости и самофинансирования. Метод кредитования предполагает централизованное установление в заемных средствах, которые служат источником формирования оборотных средств, необходимых для производственной деятельности предприятия, организации. Организационно-правовое воздействие в спортивном менеджменте проявляется через механизм властной мотивации и зависит от набора мер административно-правового характера. Организационно-правовые, или как их еще называют организационно-административные, методы управления базируются на присущих системе управления физической культурой и спортом отношениях власти и подчинения. Под властью в прямом смысле слова понимается безусловное и полное подчинение всех воле одного, а под авторитетом – подчинение воли одного лица воле другого. Организационно-правовые (административные) методы принято подразделять на три группы; 1) регламентирующего воздействия; 2) распорядительные; 3) дисциплинарные. Методы регламентирующего воздействия, или иначе организационно-стабилизирующие, занимают центральное место среди названных методов. Они включают: Организационное регламентирование как метод управления физической культурой и спортом представляет собой довольно жесткий способ организационного воздействия. Регламентация – установление определенных социальных правил, точных предписаний к действию, рамки поведения органа управления, его структурного подразделения, руководителя и отдельного исполнителя. Состав регламентирующих организационных документов можно конкретизировать сле- дующим образом. 1. Должностное peгламентирование деятельности отдельных работников физической культуры и спорта, которое 57 осуществляется: а) квалификационными характеристиками должностей служащих физической культуры и спорта, утвержденными Федеральным агентством по физической культуре (пример в учебнике); б) должностными обязанностями, разрабатываемыми в физкультурных организациях и утверждаемыми руководителями этих организаций; в) контрактом, заключаемым организацией с работником или спортсменом, соглашением и т.д. Уставы и положения, договоры и соглашения, регламентирующие внутренний порядок работы организации физкультурно-спортивной направленности (например, устав ДЮСШ, устав спортивного клуба и т.д.). 2. Документы, регламентирующие порядок проведения физкультурно-спортивных мероприятий и направлений физ- культурной работы. В качестве примера таких документов можно назвать правила спортивных соревнований по видам спорта, положение о соревнованиях, календарный план спортивных соревнований, регламент спортивных соревнований и др. 3. Документы общеотраслевого характера, устанавливающие порядок функционирования физической культуры как отрасли в целом или основных подсистем. Например, «Основы законодательства РФ о физической культуре и спорте», закон «Об общественных объединениях», «Положение о федеральном агентстве по физической культуре и спорту». Коллективный договор как метод управления. Согласно ст.7 нового «ТК Российской Федерации ", коллективный договор – правовой акт, регулирующий трудовые, социально-экономические и профессиональные отношения между работодателями и работниками на предприятии, в учреждении, организации". Порядок разработки и заключения коллективного договора регулируется Законом Российской Федерации "О коллективных договорах и соглашениях". Этим Законом установлено, что коллективный договор заключается на срок от одного года до трех лет. Можно рекомендовать работникам физической культуры и спорта использовать этот опыт и в современных условиях. Трудовое контрактирование – новый метод управления в 58 российском спортивном менеджменте. В ныне действующем КЗоТ России этот метод получил правовое закрепление. Статья 15 КЗоТ определяет: «Трудовой договор (контракт) есть соглашение между трудящимся и предприятием, учреждением, организацией, по которому трудящийся обязуется выполнять работу по определенной специальности, квалификации или должности с подчинением внутреннему трудовому распорядку, а предприятие, учреждение, организация обязуется выплачивать трудящемуся заработную плату и обеспечивать условия труда, предусмо- тренные Законодательством о труде, коллективным договором и соглашением сторон». Содержание спортивного контракта имеет некоторую специфику, обусловленную предметом трудового контракта – совместной деятельностью спортсмена или тренера, с одной стороны, и спортивной организацией, с другой, с целью подготовки и успешного выступления спортсмена на предстоящих соревнованиях. Трудовой контракт заключается в письменной форме: 1) на неопределенный срок; 2) на определенный срок не более 5 лет; 3) на время выполнения определенной работы. Ст. 21 КЗоТ предусматривает, что при заключении трудового контракта может быть обусловлено соглашением сторон испытание с целью проверки соответствия работника поручаемой ему работе. Организационное планирование определяет порядок выполнения распорядительных актов. Его цель – создание четкой целенаправленной и слаженной работы органа управления в предстоящий календарный период времени. Организационные планы в физкультурных организациях составляются на год, полугодие, квартал, месяц. Нормирование как метод управления. Нормирование как метод управления заключается в установлении норм и нормативов. Нормативы служат ориентировкой в деятельности, устанавливают ее границы по верхним и нижним пределам. В спортивных организациях действует значительное количество нормативов: нормативы режима учебно-тренировочной работы в спортивных школах, нормативы продолжительности занятий физической культурой в образовательных учреждениях и т. д. Тренерам-преподавателям по спорту при 40-часовой 59 рабочей неделе установлена норма проведения непосредственно учебно-тренировочной работы – 18 часов в неделю и т.д. Инструктирование как метод управления является наиболее мягким способом организационного воздействия. Оно заключается в ознакомлении с условиями работы или обстоятельствами дела, объяснении задач, путей решения проблемы, возможных трудностей и т.д. Инструктирование включает: ознакомление; объяснение; совет; предостережение; разъяснение. Распорядительное воздействие как метод управления включает различные способы текущей организационной работы. В состав распорядительных воздействий входит: принятие постановлений; издание приказов; указания; распоряжения; резолюции. По форме распорядительное воздействие может быть как письменным, так и устным. Документ в форме постановления, приказа и т.п. служит средством осуществления распорядительного воздействия, является лишь внешним выражением распорядительной деятельности. Приказы и постановления могут быть изданы только руководителями организации и их заместителями. Методы дисциплинарного воздействия, заключающиеся в установлении ответственности. Выделяют следующие виды ответственности: у) личную; 6) коллективную; в) материальную; г) моральную; д) служебную. За нарушение работником спортивной организации трудовой дисциплины администрация может применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; строгий выговор; увольнение с работы. Так, например, типовое положение о внутреннем трудовом распорядке предусматривает, что опоздание сотрудника на работу на 3 часа считается прогулом. За это нарушение трудовой дисциплины на прогульщика может быть наложено дисциплинарное взыскание – строгий выговор. За повторное аналогичное опоздание он может быть уволен с работы. Во всем многообразии социально-психологических методов управления различают три группы: а) общие; б) созидающие; в) тормозящие. К общим методам следует отнести: 60 приучение; упражнение; сочетание материального и морального стимулирования. К созидающим относятся метод убеждения, организационное планирование, одобрение и поощрение, привлечение специалистов и болельщиков к управлению через общественные объединения. В число тормозящих методов включают осуждение и наказание.

17. Организационные формы управления физической культурой и спортом в России (государственная, общественная, коммерческая). Государственные органы управления ФиС общей и специальной компетенции. Олимпийский комитет России как орган управления ФиС.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ СПОРТОМ В РОССИИ Организационная структура профессионального спорта состоит из профессиональных спортивных лиг, ассоциаций, союзов, входящих в официально признанную федерацию по виду спорта; профессиональных спортивных клубов; спортивных команд и спортсменов-профессионалов, заключивших трудовые договора (контракты) с профессиональными физкультурно- спортивными объединениями. В профессиональном зарубежном спорте существует три основных формы владения профессиональными командами , которые имеют различное распространение в США и в Европе. К их числу относятся: частная, корпоративная, акционерная. При корпоративной форме хозяином клуба является фирма или компания, при акционерной – держатели акций. Акционерная форма владения в большей степени присуща европейскому профессиональному спорту. Что касается России , то в последние 15 лет шел процесс смены владельцев клубов и поиск оптимальной формы владения командами. На сегодняшний день процесс еще не завершен. Особенности корпоративного управления в российском профессиональном спорте. Корпоративное управление означает взаимодействие множества лиц и организаций, имеющих отношение к самым разным аспектам функционирования спортивного клуба. В систему корпоративного управления в профессиональном спорте входят следующие заинтересованные организации и лица:

– учредители физкультурно-спортивных обществ, спортивных клубов;

– акционеры;

– игроки и тренеры;

– болельщики;

– спонсоры, инвесторы;

– представители государственных структур.

В мировом профессиональном спорте не существует единой модели корпоративного управления. Среди основных можно выделить:

1) Англо-американскую модель (США, Великобритания, Канада). Орган управления представляет собой совет директоров, в руках которого сосредоточены функции «надзора» и «управления»;

2) Немецкую модель (Германия, Нидерланды). Орган управления имеет двухзвенную структуру и состоит из менеджеров. Особенностью является разделение функций «надзора» и «управления»: наблюдательный совет осуществляет функции надзора за исполнительным органом, который непосредственно управляет текущей деятельностью компании. Принципы корпоративного управления и его механизмы в спортивных клубах разной организационно-правовой формы схожи.

Право акционеров, учредителей в управлении реализуется в возможности участвовать в работе высшего органа управления организацией, которым служит:

в акционерных обществах – общее собрание акционеров;

в обществах с ограниченной ответственностью – общее собрание участников; в общественных объединениях – собрание (конференция).

Основными пунктами компетенции высшего органа управления, связанными с управлением корпоративным развитием спортивной организации, являются следующие:

– избрание и отзыв членов совета, избрание руководителя общества;

– определение основных направлений деятельности общества;

– определение организационной структуры общества;

– решение вопросов о приобретении долей, акций (в том числе выпускаемых другими клубами или самим клубом);

– внесение изменений в устав;

– создание и приостановление деятельности зависимых организаций, филиалов и представительств;

Приостановление деятельности спортивной организации;

– определение порядка распределения финансовых ресурсов (в том числе прибыли) и порядка покрытия убытков.

В России корпоративное управление профессиональными клубами выражается в создании попечительских советов, куда входят влиятельные лица (политики, бизнесмены, чиновники), которые определяют политику клуба и решают самые важные вопросы, касающиеся его деятельности. Попечительский совет – коллективный наблюдательный и консультативный орган, действующий в соответствии с уставом спортивного клуба и обладающий широкими полномочиями. Совет вправе осуществлять контроль над деятельностью спортивного клуба и привлекать с этой целью аудиторские организации, проверять целесообразность использования денежных средств, вносить свои предложения по совершенствованию деятельности спортивного клуба, касающиеся таких вопросов, как изменение организационно-правовой формы, устава, замена старшего тренера, покупка игроков и т.д. Возглавляет попечительский совет, как правило, должностное лицо, обладающее широкими властными полномочиями (губернатор, вице- губернатор, мэр города, заместитель мэра) или крупный бизнесмен, являющийся, по сути дела, хозяином клуба.

Понятие муниципальной власти как вида публичной власти. Принципы организации муниципальной власти по Конституции РФ и ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления». Понятие и виды муниципальных управленческих организаций по действующему законодательству. Муниципальные казенные учреждения, муниципальные предприятия, межмуниципальные хозяйственные общества, автономные некоммерческие организации и фонды как управленческие организации в структуре муниципальной власти (классификация, целевое назначение, правовой статус, функции). Основные проблемы реализации муниципальных услуг в деятельности муниципальных управленческих организаций.

Местное самоуправление - уровень публичной власти, наиболее приближенный к населению и обладающий значительной автономией и самостоятельностью в решении локальных проблем.

В ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", 1995 г., была приведена следующая формулировка: "Местное самоуправление в Российской Федерации - признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций".

Конституцией РФ (ст. 3) определено, что единственным источником власти в стране является народ, осуществляющий свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Конституция Российской Федерации, федеральный закон “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”, закрепляют общие принципы местного самоуправления:

1) самостоятельность решения вопросов местного значения;

2) организационное обособление органов местного самоуправления в системе управления государством и взаимодействие с органами государственной власти в осуществлении общих задач и функций;



3) соответствие материальных и финансовых ресурсов полномочиям органов местного самоуправления;

4) ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением;

5) многообразие организационных форм осуществления муниципального управления;

6) соблюдение прав и свобод человека и гражданина;

7) законность в организации и деятельности органов местного самоуправления;

8) гласность деятельности органов местного самоуправления;

9) коллегиальность и единоначалие в деятельности органов местного самоуправления;

10) государственная гарантия муниципального управления.

К муниципальным хозяйствующим субъектам, составляющим муниципальный сектор

экономики, относятся муниципальные унитарные предприятия (МУП) и муниципальные

учреждения.

Унитарным предприятием называется коммерческая организация, не наделенная правом

собственности на закрепленное за ней имущество.

Разновидностью унитарного является казенное предприятие, которое создается органами местного самоуправления, если преобладающая или значительная часть производимой им продукции, работ и услуг предназначена для муниципального образования либо для осуществления отдельных дотируемых видов деятельности или ведения убыточных производств.

Муниципальное учреждение - это организация, созданная органом местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично.

Наряду с муниципальными учреждениями, муниципальные образования вправе создавать некоммерческие партнерства, автономные некоммерческие организации. Межмуниципальные хозяйственные общества - это организации, созданные в муниципальном образовании на коммерческой основе в целях совместного решения вопросов местного значения.

Автономной некоммерческой организацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов в целях предоставления услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных услуг

Фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели.

Муниципальное имущество, находится у муниципальных у унитарных предприятий на праве хозяйственного ведения, а у муниципальных учреждений и казенных предприятий - на праве оперативного управления.

Право хозяйственного ведения предполагает, что собственник имущества (муниципальное

образование) устанавливает лишь общие правила функционирования унитарного предприятия, не

вмешиваясь в его текущую хозяйственную деятельность. Предприятие самостоятельно владеет,

пользуется и распоряжается принадлежащим ему имуществом.

Право оперативного управления предполагает, что казенное предприятие или учреждение

обладает правами владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом только в

соответствии с целями своей деятельности и заданиями собственника (муниципального

образования). Собственник вправе изъять излишнее либо используемое не по назначению

имущество и распорядиться им по своему усмотрению. Таким образом, право оперативного

управления является для хозяйствующего субъекта значительно более ограниченным, чем право

хозяйственного ведения

Правовой основой деятельности муниципальных предприятий и учреждений являются

нормы Гражданского кодекса РФ и Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях".

Основная проблема российских МУП состоит в том, что большинство из них неэффективны,оказываемые ими муниципальные услуги исполняются некачественно.

Ответственность за это лежит на органах местного самоуправления.

В целях повышения эффективности деятельности муниципальных учреждений актуальной является задача перехода от сметного финансирования к подушевому и расширение их самостоятельности в части распоряжения полученными средствами в соответствии с поставленными задачами.

17. Штабные, линейные, функциональные полномочия в организациях. Делегирование полномочий .

Полномочия представляют собой ограниченное право и ответственность использовать ресурсы организации, самостоятельно принимать решения, отдавать распоряжения и осуществлять управленческие решения.

Организационные структуры можно разделить на линейные, линейно-штабные и функциональные.




Top