Принципы самоменеджмента. Московский государственный университет печати. Самоменеджмент как способ достичь поставленных целей

О том, что такое самоменеджмент, знают или хотя бы слышали сегодня многие. С тем, что управление собой, своим временем и ресурсами полезно и правильно, соглашаются тоже многие. Но почему-то тех людей, которые вечно опаздывает, не знают, за которое из своих двадцати дел хвататься, по — прежнему больше, чем пунктуальных и уверенных.

Эти несчастные всегда находят массу причин тому, почему ничего не успевают, и, главное, не хотят учиться успевать. Но, как оказывается, это всего лишь мифы, которые развеиваются специалистами так же легко, как придумываются теми, кто не хочет научиться управлять собой и своим временем.

Миф №1 «Самоменеджмент необходим только руководителям. Вот стану начальником - научусь»

Не станете, если не измените этого убеждения. Ведь основная цель саморганизации состоит в том, чтобы максимально использовать собственные возможности, сознательно управлять течением своей жизни и преодолевать внешние обстоятельства, т. е. добиваться результатов и улучшать качество своей жизни. Поэтому самоменеджмент важен не только для рядового сотрудника компании, но и для любого человека в принципе.

В чём заключается самоорганизация личности?

Управление собой позволяет достигать поставленных в жизни целей и чувствовать, что жизнь не проходит мимо

Самоменеджмент как инструментарий важен для всех, кто хочет достичь успеха в жизни, независимо от своего статуса.

Самоменеджмент часто воспринимают как строгое подчинение распорядку дня, которое нужно еще продумать и составить.

Поэтому отсутствие четкости в своих действиях объясняется многими как нежелание подчинять себя графику, особенно если речь идет о работе вне офиса, фрилансе.

Но самоменеджмент подразумевает не только планирование своего времени

Что такое самоорганизация личности?

Самоменеджмент - это умение управлять собой, руководить процессом управления в самом широком смысле слова - во времени, в пространстве, общении, деловом мире.

Быть организованным независимо от того, относится ли это к окружающему пространству или к вашему времени, значит быть подготовленным. Это позволяет чувствовать себя собранным, владеть ситуацией, быть готовым использовать все имеющиеся возможности и справиться с любыми сюрпризами и неожиданностями.

Миф №2 «Самоменеджмент нужно использовать, только когда это необходимо - при ведении сложного проекта или работе в авральном режиме. В другое время он мне не нужен»

Это утверждение не совсем верное хотя бы потому, что приобретение любого навыка на первых порах вызывает спад продуктивности.

Таким образом, период выполнения сложного проекта не самое лучшее время для экспериментов. В идеальном случае самоменеджмент это привычка и стиль жизни. Но не все к этому готовы.

Самоменеджмент действительно можно использовать как инструментарий во время какого — то сложного проекта или ситуации аврала. Но если он помогает достичь результатов в наиболее сложных ситуациях, почему бы не использовать его всегда?

Кроме того, стоит учесть, что самоменеджмент - навык, который нельзя моментально приобрести в нужную минуту

Развитие самоорганизации личности

Это как знание иностранного языка: вы либо говорите по — китайски, либо нет, и думать, что при встрече с китайцем грамотная речь польется сама, не приходится. И так же как язык забывается без практики, умение управлять собой пропадает, если его не использовать.

Миф №3 «Самоменеджменту невозможно научиться»

Как говорила героиня Лии Ахеджаковой в фильме «Служебный роман»: «Даже зайца можно научить курить, а уж для разумного человека тем более нет ничего невозможного».

Специалисты уверяют, что научиться самоменеджменту можно с помощью специальных курсов или самостоятельно, прочитав соответствующие книги, как теоретические, где описываются стандарты и техники, так биографии и автобиографии известных людей, в которых описываются истории людей, достигших выдающихся результатов.

При этом нужно помнить, что управление собой - вещь очень индивидуальная. Из десятков предложенных советов человек должен подобрать только те, что походят именно ему, и заставить их работать на себя. Научиться управлять временем - задача не для слабохарактерного человека.

Миф №4 «Я просто не могу себя заставить быть более организованным»

«Не могу живет на улице не хочу» — гласит английская пословица

Пока джинсы с трудом, но налезают, диета будет откладываться «до понедельника». Когда джинсы разойдутся по швам на ответственном мероприятии, диета начнется тут же и не будет казаться столь мучительной.

Также увольнение из — за очередного срыва всех сроков может стать отличной мотивацией, чтобы заняться самоменеджментом. Но доводить до этого, конечно, не стоит. Лучше найти мотивацию раньше.

Где ее искать? Для начала ответить на вопрос: «А люблю ли я то, чем занимаюсь?» Если ответ отрицательный, мотивации вам не найти. Но «точку опоры» можно отыскать, например вспомнив то, что всегда нравилось или лучше всего получалось.

Способность к самоорганизации

Построение себя возможно как раз через развитие «любимых» компетенций. Может случиться и так: то, чем вы реально хотели бы заниматься, вы делать не умеете. В таком случае придется начинать, скорее всего, со стартовых позиций. Но иногда эффективнее изыскать ресурсы для переориентации, оставаясь на текущем месте. В этом случае планируйте вашу рабочую неделю так, чтобы в ней было как минимум 10 часов, которые вы сможете посвятить исключительно себе.

Самоменеджмент помогает не только добиваться поставленных бизнес — целей, но и просто находить время для себя

Разве желание заняться спортом, рисованием, отдохнуть, чаще видеться с друзьями, т. е. найти время на любимые занятия и отдых, не является достаточной мотивацией для этого? Как и желание, например, приобрести себе дорогое пальто с первой высокой зарплаты, которая обязательно станет такой, когда вы научитесь эффективно управлять собой

Знания и навыки самоменеджмента необходимы соискателям в процессе трудоустройства и на других этапах развития карьеры. Службы управления персоналом государственных и коммерческих организаций должны уделять больше внимания развитию навыков самоуправления сотрудников в процессе управления карьерой.

Оптимальной формой обучения признаны тренинги и деловые игры, в ходе которых слушатели приобретают и совершенствуют практические навыки управления собой. Кроме того, нужно искать новые информационные и емкие технологии для осуществления образовательного процесса.

Можно с уверенностью сказать, что навыки самоменеджмента помогут людям не ошибиться в профессиональном выборе и достичь определенных карьерных высот.

гЕМЙ (ТЕЪХМШФБФЩ) ЪБОСФЙС:

1.хЮБЭЙКУС ЪОБЕФ РПОСФЙС УБНПНЕОЕДЦНЕОФ, ЙОЧЕОФБТЙЪБГЙС ЧТЕНЕООЩИ ЪБФТБФ.

2.хЮБЭЙКУС РТЕДУФБЧМСЕФ ТПМШ УБНПНЕОЕДЦНЕОФБ Ч УБНПУПЧЕТЫЕОУФЧПЧБОЙЙ.

3.хЮБЭЙКУС ХНЕЕФ РТПЧПДЙФШ ЙОЧЕОФБТЙЪБГЙА УЧПЕЗП ЧТЕНЕОЙ.

уРЙУПЛ МЙФЕТБФХТЩ.:

1.ъБКЧЕТФ м. чБЫЕ ЧТЕНС- Ч ЧБЫЙИ ТХЛБИ. - н.,1990.

уПЧЕФЩ ДЕМПЧЩН МАДСН, ЛБЛ ЬЖЖЕЛФЙЧОП ЙУРПМШЪПЧБФШ ТБВПЮЕЕ ЧТЕНС.

2.мБЛЕКО б. йУЛХУУФЧП ХУРЕЧБФШ.-н.,1996.

дБЕФ УПЧЕФЩ ЛБЛ ЧЩКФЙ ОЕЧТЕДЙНЩНЙ ЙЪ ЦЙЪОЕООЩИ РЕТЕДТСЗ Й РТЙ ЬФПН ДПВЙФШУС ЪБНЕФОЩИ ДПУФЙЦЕОЙК.

3.бОДТЕЕЧ ч.й. уБНПТБЪЧЙФЙЕ НЕОЕДЦЕТБ.-н.,1995

нОПЗПЮЙУМЕООЩЕ ФЕУФЩ РПЪЧПМСАФ ПГЕОЙФШ УЧПЙ УРПУПВОПУФЙ ЧП ЧУЕИ УЖЕТБИ НЕОЕДЦНЕОФБ Й ЙУРТБЧЙФШ УЧПЙ ОЕДПУФБФЛЙ ОБ РХФЙ ПЧМБДЕОЙС ЬФПК РТПЖЕУУЙЙ.

4.иТПНЕОЛП б.ф. уБНПНЕОЕДЦНЕОФ ДМС ФЕИ, ЛПНХ ПФ 16 ДП 20.-н.,1996.

5.дЦБНРПМШУЛЙ дЦ.д. лБЛ ПВТЕУФЙ ЧОХФТЕООЕЕ ТБЧОПЧЕУЙЕ Й ПЪДПТПЧЙФШ УЧПЙ ПФОПЫЕОЙС У ПЛТХЦБАЭЙНЙ. нЙОЙ ЛХТУ. тБЪЗПЧПТ У ХЮЙФЕМЕН.-н.,1990.

оЕФ ОЙЮЕЗП ВПМЕЕ МЕЗЛПЗП. юЕН ВЩФШ ЪБОСФЩН, Й ОЕФ ОЙЮЕЗПВПМЕЕ ФТХДОПЗП, ЮЕН ВЩФШ ТЕЪХМШФБФЙЧОЩН. (бМЕО нБЛЕОЪЙ)

ЙУУМЕДПЧБОЙС ХЮЕФБ ЧТЕНЕОЙ, РТПЧПДЙНЩЕ ОЕНЕГЛЙНЙ УРЕГЙБМЙУФБНЙ Ч ПВМБУФЙ НЕОЕДЦНЕОФБ ОБЗМСДОП ДЕНПОУФТЙТХАФ ОЕТБГЙПОБМШОПЕ ЙУРПМШЪПЧБОЙЕ НЕОЕДЦЕТБНЙ ЙНЕАЭЕЗПУС Х ОЙИ Ч ТБУРПТСЦЕОЙЙ ТБВПЮЕЗП ЧТЕНЕОЙ, ЮФП РТЙЧПДЙФ Л УМЕДХАЭЕНХ: ТХЛПЧПДЙФЕМШ ПЛБЪЩЧБЕФУС РПД ВТЕНЕОЕН ТБВПФЩ Й УФТЕУУБ.ьФП РТПЙУИПДЙФ ОЕ ЙЪ-ЪБ ФПЗП, ЮФП ОЕ ХНЕЕН ТБВПФБФШ, Б ЙЪ-ЪБ ФПЗП, ЮФП ОЕ ХНЕЕН ЬЖЖЕЛФЙЧОП ЙУРПМШЪПЧБФШ ЧТЕНС. рТБЛФЙЛБ РПЛБЪЩЧБЕФ, ЮФП УДЕМБФШ ЧЕТОЩК ЧЩВПТ Ч ЙУРПМШЪПЧБОЙЙ ЧТЕНЕОЙ ЗПТБЪДП ЧБЦОЕЕ, ЮЕН ПТЗБОЙЪПЧБФШ ТБГЙПОБМШОПЕ ЙУРПМОЕОЙЕ ЙНЕАЭЕЗПУС ЪБДБОЙС. фЕИОЙЛБ РТБЧЙМШОПЗП ЙУРПМШЪПЧБОЙС ЧТЕНЕОЙ ЪБЛМАЮБЕФУС Ч ЕНЛПН ПРТЕДЕМЕОЙЙ УБНПНЕОЕДЦНЕОФБ.

уБНПНЕОЕДЦНЕОФ РТЕДУФБЧМСЕФ УПВПК РПУМЕДПЧБФЕМШОПЕ Й ГЕМЕОБРТБЧМЕООПЕ ЙУРПМШЪПЧБОЙЕ НЕФПДПЧ ТБВПФЩ Ч РПЧУЕДОЕЧОПК РТБЛФЙЛЕ, ДМС ФПЗП ЮФПВЩ ПРФЙНБМШОП Й УП УНЩУМПН ЙУРПМШЪПЧБФШ УЧПЕ ЧТЕНС.

пУОПЧОБС ГЕМШ УБНПНЕОЕДЦНЕОФБ УПУФПЙФ Ч ФПН. ЮФПВЩ НБЛУЙНБМШОП ЙУРПМШЪПЧБФШ УПВУФЧЕООЩЕ ЧПЪНПЦОПУФЙ. уПЪОБФЕМШОП ХРТБЧМСФШ ФЕЮЕОЙЕН УЧПЕК ЦЙЪОЙ(УБНППРТЕДЕМСФШУС) Й РТЕПДПМЕЧБФШ ЧОЕЫОЙЕ ПВУФПСФЕМШУФЧБ ЛБЛ ОБ ТБВПФЕ. ФБЛ Й Ч МЙЮОПК ЦЙЪОЙ.

уБНПНЕОЕДЦНЕОФ "ХВЙЧБЕФ" ЛБЛ ВЩ 2-И ЪБКГЕЧ: 1.рТПДХЛФЙЧОП ТБВПФБА.

2.тБГЙПОБМШОП ЙУРПМШЪХА УЧПЕ ЧТЕНС.

еЦЕДОЕЧОП НЩ ДПМЦОЩ ТЕЫБФШ ТБЪОПЗП ТПДБ ЪБДБЮЙ Й РТПВМЕНЩ, ЛПФПТЩЕ РТЕДУФБЧЙН Ч ЧЙДЕ ТБЪМЙЮОЩИ ЖХОЛГЙК. лПФПТЩЕ ОБИПДСФШУС НЕЦДХ УПВПК Ч ПРТЕДЕМЕООПК ЧЪБЙНПЪБЧЙУЙНПУФЙ. й ЛБЛ РТБЧЙМП, ПУХЭЕУФЧМСАФУС Ч ПРТЕДЕМЕООПК РПУМЕДПЧБФЕМШОПУФЙ.

рТЕДУФБЧЙН УЧСЪШ НЕЦДХ ПФДЕМШОЩНЙ ЖХОЛГЙСНЙ УБНПНЕОЕДЦНЕОФБ Ч ЧЙДЕ "лТХЗБ РТБЧЙМ".

тБВПФБ У ФБВМЙГЕК Ч т/ф.

рТЙНЕЮБОЙЕ.жХОЛГЙЙ НПЦОП ЪБРЙУБФШ Ч ФЕФТБДЙ:

  1. рПУФБОПЧЛБ ГЕМЙ (БОБМЙЪ Й ЖПТНЙТПЧБОЙЕ МЙЮОЩИ ГЕМЕК)
  2. рМБОЙТПЧБОЙЕ (ТБЪТБВПФЛБ РМБОПЧ Й БМШФЕТОБФЙЧОЩИ ЧБТЙБОФПЧ УЧПЕК ДЕСФЕМШОПУФЙ)
  3. рТЙОСФЙЕ ТЕЫЕОЙК(РТЙОСФЙЕ ТЕЫЕОЙК РП РТЕДУФПСЭЙН ДЕМБН)
  4. тЕБМЙЪБГЙС Й ПТЗБОЙЪБГЙС(УПУФБЧМЕОЙЕ ТБУРПТСДЛБ ДОС Й ПТЗБОЙЪБГЙС МЙЮОПЗП ФТХДПЧПЗП РТПГЕУУБ.
  5. лПОФТПМШ(УБНПЛПОФТПМШ Й ЛПОФТПМШ ЙФПЗПЧ Ч УМХЮБЕ ОЕПВИПДЙНПУФЙ- ЛПТТЕЛФЙТПЧЛБ ГЕМЕК)
  6. йОЖПТНБГЙС Й ЛПННХОЙЛБГЙС
  7. ЧПЛТХЗ ЬФПК ЖХОЛГЙЙ Ч ЙЪЧЕУФОПК НЕТЕ Ч ЧТБЭБАФУС ПУОПЧОЩЕ ЖХОЛГЙЙ, РПУЛПМШЛХ ЛПННХОЙЛБГЙЙ ЛБЛ ПВНЕО ЙОЖПТНБГЙЕК ОЕПВИПДЙНЩ ЧП ЧУЕИ ЖБЪБИ РТПГЕУУБ УБНПНЕОЕДЦНЕОФБ)

пВТБЭБСУШ Л БХДЙФПТЙЙ, РПТБВПФБФШ РП ЛБЦДПК ЖХОЛГЙЙ:" ъБ УЮЕФ ЮЕЗП НЩ НПЦЕН ЧЩЙЗТБФШ ЧП ЧТЕНЕОЙ?" тБВПФБ РП ФБВМЙГЕ ДМС РТЕРПДБЧБФЕМС.

рТЙНЕЮБОЙЕ .

рТЕРПДБЧБФЕМШ ЛПТТЕЛФЙТХЕФ ЧЕТУЙЙ ХЮБЭЙИУС, УХННЙТХС ЙИ ЧЩУЛБЪЩЧБОЙС, РТПЗПЧБТЙЧБЕФ ФТЕФША ЛПМПОЛХ ФБВМЙГЩ.

ЪОБЮЕОЙЕ УБНПНЕОЕДЦНЕОФБ ЧЕМЙЛП ЛБЛ Ч РТПЖЕУУЙПОБМШОПК, ФБЛ Й Ч ДПУХЗПЧПК ДЕСФЕМШОПУФЙ МАДЕК.

юФП ДБЕФ УБНПНЕОЕДЦНЕОФ:

  1. чЩРПМОЕОЙЕ ТБВПФЩ У НЕОШЫЙНЙ ЪБФТБФБНЙ.
  2. мХЮЫБС ПТЗБОЙЪБГЙС ФТХДБ.
  3. мХЮЫЙЕ ТЕЪХМШФБФЩ ФТХДБ.
  4. нЕОШЫЙ УРЕЫЛЙ Й УФТЕУУБ.
  5. вПМШЫЕ ХДПЧМЕФЧПТЕОЙС ПФ ТБВПФЩ.
  6. вПМШЫБС НПФЙЧБГЙС ФТХДБ.
  7. тПУФ ЛЧБМЙЖЙЛБГЙЙ.
  8. нЕОШЫБС ЪБЗТХЦЕООПУФШ ТБВПФПК.
  9. нЕОШЫЕ ПЫЙВПЛ РТЙ ЧЩРПМОЕОЙЙ УЧПЙИ ЖХОЛГЙК.
  10. дПУФЙЦЕОЙЕ РТПЖЕУУЙПОБМШОЩИ Й ЦЙЪОЕООЩИ ГЕМЕК ЛТБФЮБКЫЙН РХФЕН.

рТЙНЕЮБОЙЕ : ьФЙ РПМПЦЕОЙС ЦЕМБФЕМШОП РТЕДУФБЧЙФШ Ч ЧЙДЕ МПЗЙЮЕУЛПК ГЕРПЮЛЙ.Ф.Е. ПДОП РПМПЦЕОЙЕ "ЧЩФЕЛБЕФ ЙЪ ДТХЗПЗП", ОБРТЙНЕТ: МХЮЫБС ПТЗБОЙЪБГЙС ФТХДБ ДБЕФ МХЮЫЙЕ ТЕЪХМШФБФЩ, ЮФП МЙЫБЕФ ОБУ ФБЛЙИ "ХДПЧПМШУФЧЙК" , ЛБЛ УФТЕУУ Й УРЕЫЛБ.

ЙФБЛ. тБГЙПОБМШОПЕ ЙУРПМШЪПЧБОЙЕ УЧПЕЗП ЧТЕНЕОЙ У РПНПЭША РМБОЙТПЧБОЙС ДБЕФ ОБН ХЧЕТЕООПУФШ Ч УЕВЕ Й ЙЪВБЧМСЕФ ПФ УФТЕУУПЧ. нЩ ДПВЙЧБЕНУС ХУРЕИБ Й ЧЩЛТБЙЧБЕН УЧПВПДОПЕ ЧТЕНС. ЛПФПТЩН ТБУРПТСЦБЕНУС РП-УПВУФЧЕООПНХ ХУНПФТЕОЙА.чЕДШ

ЧТЕНС ДМС ТБВПФЩ - ЬФП ХУМПЧЙЕ ХУРЕИБ,

ЧТЕНС ДМС ЙЗТЩ - ЬФП УЕЛТЕФ НПМПДПУФЙ,

ЧТЕНС ДМС ЧЕУЕМШС- ЬФП НХЪЩЛБ ДХЫЙ.

фБЛ ВХДШФЕ ЧУЕЗДБ НПМПДЩНЙ.НХЪЩЛБМШОЩНЙ, ДЕМПЧЩНЙ! йНЕООП ФБЛПЗП ТБВПФОЙЛБ ФТЕВХЕФ ЧТЕНС! дЙУГЙРМЙОЙТПЧБООПУФШ, РХОЛФХБМШОПУФШ ЛБЛ ЛБЮЕУФЧБ ПЮЕОШ ГЕОЩ РТЙ ХУФТПКУФЧЕ ОБ ТБВПФХ. б ЕУМЙ ЮЕМПЧЕЛ ЦЙЧЕФ ОЕ Ч УПЗМБУЙЙ УП УЧПЙН ЧТЕНЕОЕН, ФП ОБЧТСД МЙ ЬФЙ ЛБЮЕУФЧБ ЕНХ ВХДХФ РТЙУХЭЙ. лБЛ ТБЪ ЮЕТЕЪ УБНПНЕОЕДЦНЕОФ НПЦОП ДПВЙФШУС РТЙУХФУФЧЙС ЬФЙИ ЛБЮЕУФЧ Ч ВБЗБЦЕ МЙЮОПУФОЩИ ИБТБЛФЕТЙУФЙЛ.

уЕЗПДОС Ч УЙМХ УМПЦЙЧЫЕКУС Ч УФТБОЕ УЙФХБГЙЙ, ЛПЗДБ ЧБЛБОУЙК НБМП. б ЛБОДЙДБФПЧ НОПЗП, НЩ ДПМЦОЩ ВПМШЫПЕ ЧОЙНБОЙЕ ХДЕМСФШ ЧПРТПУХ П УБНПУПЧЕТЫЕОУФЧПЧБОЙЙ, УБНПЧПУРЙФБОЙЙ, ЛПФПТЩЕ ЙНЕАФ ГЕМША УДЕМБФШ МХЮЫЕ, УЮБУФМЙЧЕЕ ОЕ ФПМШЛП ОБУ, ОП Й ЧУЕИ, ЛФП ОБИПДЙФШУС У ОБНЙ Ч ЛБЛЙИ -МЙВП ПФОПЫЕОЙСИ.гЕМШ УБНПЧПУРЙФБОЙС-ЬФП ДПУФЙЦЕОЙЕ УПЗМБУЙС У УБНЙН У УПВПК Й ДПУФЙЦЕОЙС ЗБТНПОЙЙ У ПЛТХЦЕОЙЕН. лБЦДЩК,

УФБЧСЭЙИ ЪБДБЮХ УБНПУПЧЕТЫЕОУФЧПЧБОЙС, ДПМЦЕО ПРТЕДЕМСФШ УЧПЙ ГЕМЙ ФБЛ, ЮФПВЩ ПОЙ Ч МАВПН УМХЮБЕ, РТЙ МАВЩИ УФЕЮЕОЙСИ УМХЮБКОЩИ ПВУФПСФЕМШУФЧ ПВЕУРЕЮЙМЙ ЕНХ ХУРЕИ. фБЛЙН ГЕМСНЙ СЧМСАФУС ОЕ ЮБУФОЩЕ, Б ПВЭЙЕ ГЕМЙ, ЛПФПТЩЕ ДПМЦОЩ УРПУПВУФЧПЧБФШ ТБЪЧЙФЙА ЙОДЙЧЙДХБМШОПУФЙ. еУМЙ ЦЕ ЬФЙ ГЕМЙ ВХДХФ ДПУФЙЗОХФЩ.ФП НЩ НПЦЕН ДПУФЙЮШ, Й ПДОПЧТЕНЕООП ЧБЦОЩЕ ГЕМЙ.

уЕЗПДОС,ЛПЗДБ НЩ РЩФБЕНУС ПТЙЕОФЙТПЧБФШУС ОБ ъБРБД Ч УФЙМЕ ЦЙЪОЙ,. ьФП ЪОБЮЙФ ОЕ ФПМШЛП ПДЕФШУС Ч LEE ЙМЙ ADIDAS, ОП Й ЙЪНЕОЙФШ УЧПА РУЙИПМПЗЙА. рТЙПТЕФЕФПН Ч ОБХЮОЩИ ЙЪЩУЛБОЙСИ ЪБРБДОЩИ НЩУМЙФЕМЕК СЧМСМПУШ ТБЪЧЙФЙЕ ЙОДЙЧЙДХБМШОПУФЙ. рПД УБНПЧПУРЙФБОЙЕН РПОЙНБМУС ПРТЕДЕМЕООЩК ФЙР ПФОПЫЕОЙК, РПУФХРЛПЧ, ДЕКУФЧЙК Л УБНПНХ УЕВЕ Й УПВУФЧЕООПНХ ВХДХЭЕНХ У ФПЮЛЙ ЪТЕОЙС УППФЧЕФУФЧЙС ПРТЕДЕМЕООПНХ ЙДЕБМХ.

оБ ЧПУФПЛЕ ЦЕ ЧП ЗМБЧХ ХЗМБ УФБЧЙМУС ЛПММЕЛФЙЧ, ЙОДЙЧЙДХБМШОПУФШ ВЩМБ УНЩФБ ("йЪ УЕТПК НБУУЩ ОЕ ЧЩДЕМСКУС") ьФП ОБВМАДБМПУШ ДП ОЕДБЧОЕЗП ЧТЕНЕОЙ Й Х ОБУ(ХТБЧОЙМПЧЛБ, ЧОБЮБМЕ ПВЭЕУФЧЕООПЕ, Б ЪБФЕН МЙЮОПЕ). еУМЙ чПУФПЛ ПТЙЕОФЙТХЕФУС ОБ ЖБФБМЙЪН ОБЫЕК ЦЙЪОЙ, ФП ъБРБД - ОБ РМБОЙТПЧБОЙЕ.

мАВПЕ ДЕМП НПЦЕФ ВЩФШ ЬЖЖЕЛФЙЧОЩН ФПМШЛП ФПЗДБ, ЛПЗДБ ФПЮОП ПРТЕДЕМЕОЩ ЕЗП ГЕМЙ, Ф.Е. ТЕЪХМШФБФЩ, Л ЛПФПТЩН ОЕПВИПДЙНП УФТЕНЙФШУС, Б ФБЛЦЕ ЛПЗДБ ЙНЕАФУС ОЕПВИПДЙНЩЕ УТЕДУФЧБ Й ЪОБОЙС. юЕМПЧЕЛ ДПМЦЕО ДЕМБФШ ПРТЕДЕМЕООПЕ ДЕМП, Л ЛПФПТПНХ ПО РТЕДБО Ч ТЕЪХМШФБФЕ ЦЙЪОЕООПЗП УБНППРТЕДЕМЕОЙС. ьФП ДЕМП РТЕДУФБЧМСЕФ ЕЗП Ч ПВЭЕУФЧЕ. лБЛ МЙЮОПУФШ, Й ПФ ХУРЕИБ ЙМЙ ОЕХДБЮЙ Ч РТПЖЕУУЙПОБМШОПК ДЕСФЕМШОПУФЙ ПЮЕОШ НОПЗПЕ. б ДПВЙФШУС ХУРЕИБ НПЦОП МЙЫШ ОБЮЙОБС У ХМХЮЫЕОЙС УБНПЗП УЕВС:

  1. йЪОБЮБМШОП ОХЦОП РТЙОСФШ УЕВС ФБЛЙН ЛБЛПЧ С ЕУФШ,
  2. хУФТБОЙФШ РМПИЙЕ РТЙЧЩЮЛЙ, ЛПФПТЩЕ ЪБЮБУФХА НПЗХФ ВМПЛЙТПЧБФШ ОБЫЙ ЦЙЪОЕООЩЕ ГЕМЙ(ОБРТЙНЕТ: ВПСЪОШ ЧПДЩ-РТПЖЕУУЙА НПТСЛБ),
  3. тБЪЧЙФШ УРПУПВОПУФЙ (ОБРТЙНЕТ: ДЙУГЙРМЙОЙТПЧБООПУФШ, ЛПФПТХА ЛБЛ ТБЪ ЖПТНЙТХЕФ УБНПНЕОЕДЦНЕОФ, Ф.Е. УБНПНЕОЕДЦНЕОФ ЧЩУФХРБЕФ ЛБЛ УПУФБЧМСАЭБС УБНПУПЧЕТЫЕОУФЧПЧБОЙС),
  4. хРТБЧМСФШ ЬНПГЙСНЙ,
  5. лПОФТПМЙТПЧБФШ РПФТЕВОПУФЙ.

уБНПУПЧЕТЫЕОУФЧПЧБОЙЕ РПЪЧПМЙФ ЙЪВЕЦБФШ УФТЕУУПЧ, РТЕДПРТЕДЕМЙФ ХДБЮЙ Ч ОБЫЕК ЦЙЪОЙ.

4. лБЦДЩК ЙЪ ОБУ УФТЕНЙФШУС Л ХУРЕИХ,ПДОПК ЙЪ УФХРЕОЕЛ Л ЬФПК ЧЕТЫЙОЕ

СЧМСЕФУС ХНЕОЙЕ ЬЖЖЕЛФЙЧОП ЙУРПМШЪПЧБФШ УЧПЕ ЧТЕНС, ЧЕДШ ЧТЕНС ОЕПВТБФЙНП, ЕЗП ОЕМШЪС ОБЛПРЙФШ, ОЕМШЪС ХНОПЦЙФШ, ОЕМШЪС РЕТЕДБФШ, ЧТЕНС РТПИПДЙФ ВЕЪЧПЪЧТБФОП.

чЩ ОБЧЕТОП ВЩМЙ УЧЙДЕФЕМСНЙ УФБТЙЛПЧ, УЕФХАЭЙИ ОБ ФП, ЮФП ЧТЕНС РТПЫМП, Б С ОЕ ХУРЕМ УДЕМБФШ ФП Й ФП... юФПВ НБЛУЙНБМШОП ПЗТБДЙФШ УЕВС Ч ВХДХЭЕН ПФ ФБЛЙИ УПЦБМЕОЙК, ОХЦОП ЪОБФШ ПУОПЧОЩЕ РТЙОГЙРЩ УПИТБОЕОЙС ЧТЕНЕОЙ:

(РПД ЪБРЙУШ) 1.жПТНХМЙТХКФЕ ТБВПЮЙЕ ВМПЛЙ, Ч ЛПФПТЩЕ ЧЩ ВХДЕФЕ ЧЛМАЮБФШ ЧЩРПМОЕОЙЕ ЛТХРОЩИ ЙМЙ УИПЦЙИ РП ИБТБЛФЕТХ ЪБДБОЙК(ОБРТЙНЕТ: РПДЗПФПЧЛБ ДПН. ъБДБОЙС),

2.ОБНЕТЕООП ХЕДЙОСКФЕУШ, ЮФП ДБЕФ ЧПЪНПЦОПУФШ УПУТЕДПФПЮЙФШУС, Б ЪОБЮЙФ РПЧЩУЙФШ РТПЙЪЧПДЙФЕМШОПУФШ ФТХДБ Й ТЕЪХМШФБФЙЧОПУФШ,

3.ПРТЕДЕМСКФЕ ОЕПВИПДЙНЩЕ ЪБФТБФЩ ЧТЕНЕОЙ ДМС ЧЩРПМОЕОЙС ПРТЕДЕМЕООЩИ ЪБДБЮ,

4.РТЙДЕТЦЙЧБКФЕУШ РТЙОГЙРБ ХУФБОПЧМЕОЙС РТЙПТЙФЕФПЧ РТЙ ЧЩРПМОЕОЙЙ ЧУЕИ ЧЙДПЧ ТБВПФ (ОБРТЙНЕТ: Д/Ъ, ХВПТЛБ, ЧУФТЕЮБ У ДТХЪШСНЙ),

5.РП ЧПЪНПЦОПУФЙ ЧЩРПМОСКФЕ ДЕКУФЧЙФЕМШОП ЧБЦОЩЕ ДЕМБ,

6.ЛТХРОЩЕ ЪБДБОЙС ЧЩРПМОСКФЕ ОЕВПМШЫЙНЙ ЮБУФСНЙ,

7.ХУФБОБЧМЙЧБКФЕ ДМС УЕВС УТПЛЙ ЧЩРПМОЕОЙС ДЕМ ЙЪ ЛБФЕЗПТЙЙ б,

8.ЗМБЧОЩЕ ЪБДБЮЙ ЧЩРПМОСКФЕ ТБОП ХФТПН,

9.УПЪОБФЕМШОП ХЮЙФЩЧБКФЕ Ч ТБВПЮЙИ РМБОБИ ЛПМЕВБОЙС ХТПЧОС ТБВПФПУРПУПВОПУФЙ.

тб ЧЩУПЛЙК

вп б-ДЕМБ

фп ЮФЕОЙЕ ЛОЙЗ

оп УЕЛГЙЙ, ЛТХЦЛЙ

уфш ОЙЪЛЙК

  1. пДЙО ЙЪ ЬЛУРЕТФПЧ (б. нБЛЛЕОЪЙ) ПРТПУЙМ Ч ФЕЮЕОЙЕ УЧПЕК ЛПОУХМШФБФЙЧОПК ДЕСФЕМШОПУФЙ 1000 НЕОЕДЦЕТПЧ Й РТЙЫЕМ Л УМЕДХАЭЙН ЧЩЧПДБН:

(ЧЩРЙУБФШ ОБ ДПУЛЕ) йЪ УФБ НЕОЕДЦЕТПЧ:

  • МЙЫШ ПДЙО ЙНЕЕФ ДПУФБФПЮОП ЧТЕНЕОЙ
  • - ДЕУСФЕТЩН ФТЕВХЕФУС ОБ 10% ВПМШЫЕ
  • -УПТПЛБ НЕОЕДЦЕТБН ОХЦОП 25% ДПРПМОЙФЕМШОПЗП ЧТЕНЕОЙ
  • -ПУФБМШОЩН ОЕ ИЧБФБЕФ 50% ЧТЕНЕОЙ

юФПВ ЧУЛТЩФШ РТЙЮЙОХ ЧПЪОЙЛБАЭЙИ ДЕЖЙГЙФПЧ ЧТЕНЕОЙ ОХЦОП РТПЧЕУФЙ ЙОЧЕОФБТЙЪБГЙА ЧТЕНЕОЙ(НЕФПД ЪБРЙУЙ ЧТЕНЕОЙ У ГЕМША ЛПОЛТЕФОПЗП ПРТЕДЕМЕОЙС,

УЛПМШЛП ЧТЕНЕОЙ, ОБ ЮФП Й У ЛЕН ЧЩ ФТБФЙФЕ, ЮФПВЩ ЧУЛТЩФШ ДЕКУФЧЙФЕМШОП ЧБЦОЩЕ ПЫЙВПЮОЩЕ НПНЕОФЩ УЧПЕЗП МЙЮОПЗП ТБВПЮЕЗП УФЙМС)

ыБЗЙ ЙОЧЕОФБТЙЪБГЙЙ:

фбвмйгб. бОБМЙЪ ЙУРПМШЪПЧБОЙС ЧТЕНЕОЙ.

йОЧЕОФБТЙЪБГЙС ЧТЕНЕОЙ

рТДХЛФЙЧОБС ДЕСФЕМШОПУФШ

1.бОБМЙЪ ЙУРПМШЪПЧБОЙС йЪНЕОЕОЙЕ ТБУИПДБ бОБМЙЪ ГЕООПУФЙ

ЧТЕНЕОЙ ЧТЕНЕОЙ ЧТЕНЕОЙ

рПНЕИЙ, РЕТЕТЩЧЩ Ч

2.бОБМЙЪ ЧТЕНЕООЩИ йУФПЮОЙЛЙ ЧТЕНЕООЩИ мЙУФЛЙ-РБНСФЛЙ

РПФЕТШ РПФЕТШ

3.тБЪВПТ РПЗМПФЙФЕМЕК рТЙЮЙОЩ ОЕРТПЙЪЧПДЙ- фЕИОЙЛБ

ЧТЕНЕОЙ ФЕМШОПЗП ТБУИПДБ УБНПНЕОЕДЦНЕОФБ

рПД ЪБРЙУШ:1.уПУФБЧМЕОЙЕ ЙОЧЕОФБТОПК ПРЙУЙ ЧУЕИ ЧЙДПЧ ДЕСФЕМШОПУФЙ, Ч ЛПФПТПК ЧЩ ХЮБУФЧПЧБМЙ

Б) БОБМЙЪ ЧЙДПЧ ДЕСФЕМШОПУФЙ Й ТБУИПДБ ЧТЕНЕОЙ

В) МЙУФПЛ ДОЕЧОЩИ РПНЕИ, РЕТЕТЩЧПЧ Ч ТБВПФЕ

рТПУМЕДЙФШ ОЕДЕМА

тБУУНПФТЕФШ ЙОЧЕОФБТОХА ПРЙУШ УЧПЕЗП ЧТЕНЕОЙ ОБДП У ФБЛЙИ РПЪЙГЙК, ЮФПВЩ ЧЩСЧЙФШ УМБВЩЕ Й УЙМШОЩЕ УФПТПОЩ ЧБЫЕЗП МЙЮОПЗП ТБВПЮЕЗП УФЙМС. чЩСЧЙЧ УЙМШОЩЕ УФПТПОЩ ЧЩ ДПМЦОЩ УЙУФЕНБФЙЮЕУЛЙ ЙИ ТБЪЧЙЧБФШ. чУЛТЩЧ УЧПЙ МЙЮОЩЕ УМБВЩЕ УФПТПОЩ ЧБН ОХЦОП ТБЪТБВПФБФШ ЙУИПДОЩЕ РХОЛФЩ Й УФТБФЕЗЙА РП ЙИ РТЕПДПМЕОЙА.

2.пВТБВПФЛБ ДБООЩИ ЖПТНХМСТБ "бОБМЙЪ ЧЙДПЧ ДЕСФЕМШОПУФЙ Й ТБУИПДБ ЧТЕНЕОЙ"

3.пВТБВПФЛБ ДБООЩИ ЖПТНХМСТБ "бОБМЙЪ РПНЕИ"

4.тБУРПЪОБКФЕ Й ПРТЕДЕМЙФЕ Ч ДЕФБМСИ У РПНПЭША ПШПЙИ ЖПТНХМСТПЧ ЛТЙФЙЮЕУЛЙЕ НПНЕОФЩ, ЧТЕДОЩЕ РТЙЧЩЮЛЙ Й ОБЙВПМЕЕ ЮБУФЩЕ ПЫЙВЛЙ ЧБЫЕЗП УФЙМС

5.бОБМЙЪ РПЗМПФЙФЕМЕК ЧТЕНЕОЙ.

йОЧЕОФБТЙЪБГЙС ЧТЕНЕОЙ - ЛМАЮ Л ХУРЕЫОПНХ УБНПНЕОЕДЦНЕОФХ! нЕФПД ЪБРЙУЙ УБН РП УЕВЕ ДБЕФ ВПМШЫПК ДЙДБЛФЙЮЕУЛЙК Й РПЪОБЧБФЕМШОЩК ЬЖЖЕЛФ. рХФЕН ЙОЧЕОФБТЙЪБГЙЙ ЧТЕНЕООЩИ ЪБФТБФ ЧЩ УНПЦЕФЕ РТПБОБМЙЪЙТПЧБФШ Ч ФЕЪЙУОПН РПТСДЛЕ ЧБЫЙ РПЗМПФЙФЕМЙ ЧТЕНЕОЙ Й ОБКФЙ УРПУПВЩ ЙИ ХУФТБОЕОЙС.

д/ъ. ъБРЙУБФШ РП ЮБУБН УПВЩФЙС ФЙРЙЮОПЗП ЧЩИПДОПЗП ДОС, ПВЩЮОПЗП РПОЕДЕМШОЙЛБ Й ДОС УЕТЕДЙОЩ ОЕДЕМЙ, Б ФБЛЦЕ РПУМЕДОЕЗП ТБВПЮЕЗП ДОС ОЕДЕМЙ.

нбфетйбмщ:

1.фБВМЙГЩ: уБНПНЕОЕДЦНЕОФ- лТХЗ РТБЧЙМ.

фЕИОЙЛБ УБНПНЕОЕДЦНЕОФБ.

нОПЗЙЕ НЕОЕДЦЕТЩ РТЕДРПЮЙФБАФ...

бОБМЙЪ ЙУРПМШЪПЧБОЙС ЧТЕНЕОЙ.

  1. мЙУФЛЙ - ЖПТНХМСТЩ.
  2. мЙУФЛЙ У ЙОЖПТНБГЙЕК, ОЕПВИПДЙНПК ДМС РТПЧЕДЕОЙС БОБМЙЪБ.

1.1. Сущность понятия «самоменеджмент». Концепции самоменеджмента.

1.2. Основная цель и преимущества самоменеджмента.

1.3. Функции самоменеджмента.

1.1. Сущность понятия «самоменеджмент». Концепции самоменеджмента

Приступая к изучению данной темы, необходимо, прежде всего, уяснить сущность понятия самоменеджмент. Самоменеджмент - это искусство управлять собой и (или) организацией; целенаправленное и последовательное использование апробированных методов в повседневной деятельности с целью оптимального расходования времени и сил.

Самоменеджмент - это последовательное и целенаправленное использование эффективных методов, приемов и технологий самореализации и саморазвития своего творческого потенциала.

Описанные в литературе концепции самоменеджмента строятся на определенной идеи, вокруг которой формируется система методик и приемов работы над собой для реализации этой идеи.

1. В концепции Лотара Зайверта - это идея экономии своего времени.

2. В концепции М.Вудкока и Д.Френсиса - идея преодоления собственных ограничений.

3. В концепции В.А. Андреева - идея саморазвития творческой личности.

4. В концепции А.Т. Хроленко - повышение личной культуры деловой жизни.

5. В концепции Бербеля и Хайнца Швальбе - идея достижения личного делового успеха.

Изучите характеристики указанных концептуальных подходов.

Согласно концепции М.Вудкока и Д.Френсиса , самоменеджмент - это всесторонний способ проверки своих собственных возможностей и ограничений и поиска реальных путей развития личностных и деловых качеств.

Возможности :

Способность управлять собой;

Умные личные ценности;

Четкие личные цели;

Постоянное повышение личного профессионального уровня;

Развитие навыков решения проблем;

Изобретательность и способность к инновациям;

Способность влиять на окружающих людей;

Знание управленческих подходов;

Умение управлять коллективом;

Умение обучать и развивать подчиненных;

Способность формировать и развивать эффективные рабочие группы.

Ограничения - это факторы, сдерживающие потенциал и результаты работы отдельного менеджера или группы (организации) в целом.

Это такие ограничения:

Неспособность управлять собой;

Размытые личные ценности;

Смутные личные цели;

Остановлен саморазвитие;

Недостаточность навыков решать проблемы;

Отсутствие творческого подхода;

Неумение влиять на людей;

Недостаточное понимание сути управленческого труда;

Слабые навыки руководства;

Неумение обучать;

Низкая способность формировать коллектив.

Например :

1. Неумение управлять собой проявляется в том, что руководители рискуют своим здоровьем, позволяя волнением и рабочим заботам поглощать их энергию. Они не умеют правильно разряжаться, не в состоянии полностью использовать свое время, энергию и навыки, неспособные справиться со стрессами. То есть, можно сказать, что они ограничены неспособностью управлять собой.

2. Неясные личные цели присущи менеджерам, которые не способны определить свою цель, стремятся к недостижимых целей; они недооценивают альтернативные варианты и поэтому тратят свои силы и время на незначительные вопросы, а действительно важные задачи остаются не решенными.

3. Остановленное саморазвитие встречается в тех менеджеров, которые не могут преодолеть свои слабости и работать над собственным развитием. В результате они позволяют своим скрытым способностям так и остаться неразвитыми; деловая жизнь их превращается в рутину. Такие менеджеры ограничены остановленным саморазвитием.

Следует обратить внимание на то, что сущность методики самоменеджмента по ограничениям состоит в исследовании с использованием тестов своих личных ограничений и разработке мероприятий по их устранению.

Например, для ограничения «Неумение управлять собой» это:

Поддержание физического здоровья;

Рациональное распределение сил;

Преодоление трудностей;

Выход из стрессов;

Рациональное распределение времени;

Максимальное использование времени и возможностей.

Согласно концепции В.А. Андреева , самоменеджмент - это психологический механизм саморазвития творческой личности, способной к непрерывного саморазвития и самореализации в одном или нескольких видах профессиональной деятельности.

Он включает: самопознание; самоопределение; самоуправление; самосовершенствование; самоконтроль; образование; самооздоровления.

Исходной позицией для саморазвития является определение своего типа творческой личности.

Знание своих индивидуальных особенностей и способностей очень важно, потому что это, по сути, знание своих достоинств и недостатков.

Определение своего типа творческой личности позволяет построить «профиль творческой личности», определить ее сильные и слабые стороны.

Концепция А.Т.Хроленко основана на идее культуры деловой жизни.

Согласно этой концепции, самоменеджмент - это практикум повышение своего делового потенциала путем повышения уровня деловой культуры в различных ее аспектах, а именно:



Культуры взаимоотношений между людьми;

Искусства деловой беседы;

Организации делового совещания;

Культуры делового письма;

Искусства подготовка доклада и публичного выступления;

Техники личной работы;

Стилю жизни менеджера.

Расширение профессиональных возможностей личности в результате работы по повышению своей квалификации создает основу для служебного роста.

Согласно концепции Бербеля и Хайнца Швальбе , самоменеджмент - это достижение личного делового успеха (деловой карьеры) через самопознание и самосовершенствование своих деловых качеств.

Далее следует обратить внимание на то, что отдельные авторы предлагают практические советы по саморазвитию своих деловых качеств для достижения успеха, для организации своего дела в сложных рыночных условиях.

Существует еще одна концепция самоменеджмента - концепция Лотара Зайверта , которая основана на идее управления своим временем.

Согласно определению Зайверта, самоменеджмент представляет собой последовательное и целенаправленное использование опробованных методов работы в повседневной практике для того, чтобы оптимально и с содержанием использовать свое время.

Самосовершенствование через самоменеджмент

При всœей значимости самоменеджмента͵ многие его не применяют или применяют нерегулярно его. Мешают этому наши иррациональные установки, так называемые мифы.

Миф № 1. «Самоменеджмент необходим только руководителям, вот стану начальником – научусь».

Миф № 2. «Самоменеджмент нужно использовать только когда это крайне важно, при ведении сложного проекта или работе в авральном режиме. В другое время он мне не нужен».

Миф № 3. «Самоменеджменту невозможно научиться».

Миф № 4. «Я просто не могу себя заставить быть более организованным».

Самоменеджмент помогает не только добиваться поставленных бизнес-целœей, но и просто находить время на себя. Цель самосовершенствования - ϶ᴛᴏ достижение согласия с самим с собой и достижения гармонии с окружением.

Добиться успеха можно, лишь начиная с улучшения самого себя:

Изначально нужно принять себя, таким, каков я есть, а затем:

– устранить плохие привычки, которые зачастую могут блокировать наши жизненные цели,

– развить способности (к примеру, дисциплинированность, которую как раз формирует самоменеджмент, ᴛ.ᴇ. самоменеджмент выступает как составляющая самосовершенствования),

– управлять эмоциями,

– контролировать потребности.

Следующий шаг – определить, насколько вам по душе работа͵ то ли это, хочется ли вам вообще ею заниматься. Это сложно сделать без четкого знания круга своих обязанностей и понимания, какие функции вам надлежит выполнять, а какие вам просто навязали.

В случае если у вас есть заветная мечта͵ но вы ничего делаете для ее осуществления, она не станет реальностью. Л.Зайверт совершенно обоснованно напоминает о том, что улучшать свою жизнь крайне важно с самого себя. «Измени себя – и ты изменишь мир вокруг себя». Вместо того, чтобы менять обстоятельства, которые мы и так не в силах изменить, нужно изменить своё отношение к ним.

Самосовершенствование позволит избежать стрессов, предопределит удачи в нашей жизни.

Мотивация - процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целœей и целœей организации. .

Мотивация - более широкое понятие, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ можно рассматривать в двух аспектах:

1) как психологический процесс, начинающийся с физиологической или психологической нехватки или потребности, которая активизирует поведение или создает побуждение, направленное на достижение определœенной цели;

2) как определœение и создание условий, причин, побуждающих к эффективному труду с учетом потребностей, психологии, поведения отдельных людей и их групп.


  • -

    [читать подробенее]


  • - Сущность мотивации в системе управления

    Мотивация - одна из центральных категорий науки управления. В научной литературе существуют различные определения мотивации. В качестве рабочего определения мотивации будем использовать следующее: мотивация есть процесс побуждения человека к деятельности во имя... [читать подробенее]


  • - Сущность мотивации

    Мотивация как функция управления Желающего идти судьба ведет, не желающего – влачит. Сенека Действия являются самым ясным и выразительным раскрытием человека. Г. Гегель У работы горькие корни, но сладкие плоды. Аристотель Менеджер воздействует на... [читать подробенее]


  • - Сущность мотивации

    [читать подробенее]


  • - Сущность мотивации

    Самосовершенствование через самоменеджмент При всей значимости самоменеджмента, многие его не применяют или применяют нерегулярно его. Мешают этому наши иррациональные установки, так называемые мифы. Миф № 1. «Самоменеджмент необходим только руководителям, вот... [читать подробенее]


  • - Лекция №20 Сущность мотивации

    Вопрос №1 . Функция мотивации, основные понятия и определения Путь к эффективному менеджменту лежит через понимание мотивации человека. Только зная то, что движет человеком, что побуждает его к деятельности, какие мотивы лежат в основе его действий, можно попытаться...

  • Быть организованным, независимо от того, относится ли это к окружающему пространству или к нашему времени, - означает быть подготовленным. Это означает чувствовать себя собранным, владеть ситуацией, быть готовым использовать все имеющиеся возможности и справиться с любыми сюрпризами и неожиданностями, которые жизнь создает на нашем пути. К сожалению, многие руководители, управляя теми или иными коллективами, мало проявляют личную организованность, обязательность, не умеют рационально использовать рабочее время. Это свидетельствует о том, что они недостаточно используют возможности саморазвития, которые предоставляет им самоменеджмент.

    Самоменеджмент прежде всего это самоорганизация, умение управлять собой, руководить процессом управления в самом широком смысле слова - во времени, в пространстве, общении, деловом мире. Руководитель должен так уметь организовать свой труд, чтобы эффективность была максимальной, обеспечивая при этом рачительное использование самого ценного ресурса - времени, а именно:

      Либо имеющееся время употребить для плодотворной и успешной деятельности,

      Либо достичь поставленных целей с возможно меньшим расходом времени.

    Самоменеджмент представляет собой последовательное и целенаправленное использование в повседневной практике испытанных методов работы, для того чтобы оптимально и со смыслом использовать свое время для достижения успеха. Основная цель самоменеджмента состоит в том, чтобы максимально использовать собственные возможности, сознательно управлять течением своей жизни (самоопределяться) и преодолевать внешние обстоятельства как на работе, так и в личной жизни.

    В первую очередь, речь идет о том, чтобы ситуацию собственной неупорядоченной работы и внешних обстоятельств, влияющих на ее выполнение, превратить в ситуацию целенаправленных, систематически планируемых и осуществляемых задач. Улучшение собственного стиля работы должно исходить непосредственно от каждой конкретной личности; самоменеджмент означает способность владеть собственным временем и работой и не позволять времени и работе господствовать над собой. Для этого прежде всего необходимо самому владеть ситуацией, то есть активно влиять на процесс работы и управлять им. Самоменеджмент позволяет увеличить нагрузки и за счет применяемых методов и инструментов экономить время для повышения личных достижений и получения требуемых результатов.

    Однако многие менеджеры слишком ориентированы на процесс деятельности, а не на его результаты. Ведущий европейский специалист по проблемам эффективного использования времени и осмысленной организации жизни профессор Лотар Зайверт совершенно обоснованно напоминает о том, что улучшать свою жизнь необходимо, начиная с самого себя: «Измени себя - и ты изменишь мир вокруг себя». Вместо того чтобы изменять обстоятельства, которые мы не в силах изменить, нужно изменить свое отношение к ним.

    Л. Зайверт дает практические рекомендации для тех, кто хочет улучшить свое непосредственное исполнение функций руководителя, меньше засиживаясь на работе, эффективнее и с меньшими затратами времени выполняя возложенные задачи, предупреждая стрессы, повышая квалификацию. Он предлагает контролировать то, чего всем нам часто не хватает - время - путем составления планов работы, где каждому виду деятельности отводится определенное место.

    Ежедневное решение разного рода задач и проблем можно представить в виде различных функций, которые находятся в определенной взаимозависимости между собой и, как правило, осуществляются в определенной очередности. Процесс самоменеджмента в аспекте последовательности выполнения конкретных функций охватывает шесть фаз:

      Постановка цели - анализ и формирование личных целей;

      Планирование - разработка планов и альтернативных вариантов своей деятельности;

      Принятие решений по конкретным делам;

      Реализация и организация - составление распорядка дня и организация личного трудового процесса с целью реализации поставленных задач;

      Контроль - самоконтроль и контроль итогов (в случае необходимости - корректировка целей);

      Информация и коммуникация - фаза, свойственная в определенной степени всем функциям, так как и коммуникация, и обмен информацией необходимы на всех этапах самоменеджмента.

    Отдельные функции не обязательно строго следуют одна за другой, а могут переплетаться.

    Каждой функции самоменеджмента соответствуют определенные рабочие методы, техники работы, применение которых приносит соответствующие результаты, не позволяя попасть во временной цейтнот, который неизбежно ведет к стрессовому состоянию. Краткий обзор методов самоменеджмента приведен в табл. 1.

    Таблица 1

    Обзор техники самоменеджмента

    Untitled Document

    Функции

    Методы

    Техника работы

    Успехи. Результаты (выигрыш времени благодаря…)

    1. Постановка целей

    Стратегия целей и методов достижения успеха

    Нахождение и формулирование целей

    Ситуационный анализ

    Мотивирование

    Распознавание преимуществ

    Концентрация усилий на «узких местах»

    Устранение слабых мест

    Фиксирование сроков и последовательных действий

    2. Планирование

    Принципы временного менеджмента. Планирование на конкретные периоды времени

    АЛПЕН-метод

    Менеджмент с помощью дневника времени

    Подготовка к осуществлению целей. Оптимальное распределение и использование имеющегося в распоряжении времени

    Сокращение продолжительности проведения мероприятий

    3. Принятие решений по конкретным делам

    Установка приоритетов Принцип Парето (Правило «80:20»)

    АВС-анализ

    Принцип Эйзенхауэра

    Делегирование полномочий

    Организация труда, приводящая к успеху

    Первоочередное решение жизненно важных проблем

    Упорядочение задач в соответствии с их важностью

    Преодоление «тирании» срочности и неотложных заданий

    4. Реализация и организация

    Распорядок дня

    Кривая нагрузки

    Биоритмы

    Саморазвитие

    План в рамках дня

    Применение принципов самоменеджмента. Концентрация внимания и усилий на существенных задачах

    Использование пика производительности. Принятие во внимание периодических колебаний работоспособности

    Выработка индивидуального стиля работы

    5. Контроль

    Контроль результатов (контроль целей, конечный и промежуточный контроль)

    Контроль в течение дня (сравнение намеченного и итогов)

    Обзор проведенного дня (самоконтроль)

    Обеспечение выполнения запланированных мероприятий

    Позитивное ведение жизни

    6. Информация и связь (коммуникация)

    Рациональные беседы, совещания, обсуждения.

    Рациональные диалоги (менеджмент посещений)

    Рациональное общение по телефону

    Рациональное ведение корреспонденции.

    Рациональное чтение

    Использование чеклистов и формуляров

    Лучшая организация совещаний, времени для переговоров

    Устранение помех

    Меньшие перерывы в работе

    Более высокая скорость чтения

    Меньшая «бумажная война»

    Согласно разработке российского специалиста в области персонального менеджмента С.Д. Резника, искусство самоменеджмента - управление собственной жизнью складывается из семи блоков характеристик - своеобразной модели требований к качествам менеджера (табл. 2).

    Таблица 2

    Модель качеств менеджера «Умение управлять самим собой»

    Untitled Document

    Основные группы качеств

    Практическая полезность предлагаемой концепции не вызывает сомнений, поскольку ориентирует на самооценку потенциала менеджера в каждой из функций, нацеливает на индивидуальную управленческую деятельность в каждом из основных составных элементов с опорой на теорию классического менеджмента, рекомендует, как практически улучшить результат.

    Достичь успеха - одна из основных потребностей человека, распространяющаяся как на личную, так и на профессиональную сферу. Однако, отвечая на вопрос о том, в чем заключается личный успех, каждый может высказать собственные соображения. Анализируя основные системы достижения личного успеха, в первую очередь, выделяют следующие шесть факторов успеха:

      Личная стратегия и цели,

      Эффективная самоорганизация,

      Оптимальное использование информации,

      Использование навыков,

      Успешная коммуникация,

      Ориентация во внешнем окружении.

    Как же добиться личного успеха? Для этого прежде всего необходимо осознать потребность в развитии личности и искренне стремиться к этой цели. Следовательно, анализ собственной личности является предпосылкой ее успешного развития. Лишь тот, кто на данный момент четко представляет себе собственный уровень развития, может определить, каким он должен быть в будущем и как его достичь.

    Лучшая возможность познать самого себя - это эффективный самоанализ. Такой анализ, однако, не имеет ничего общего с личной самооценкой. Цель анализа - помочь человеку объективно определить свои сильные и слабые стороны, выявить природную одаренность, а также дать практические советы по дальнейшему успешному развитию сильных сторон личности и преодолению слабостей.

    Конечная цель самоанализа состоит в том, чтобы осознать свои сильные и слабые стороны; преодолеть собственные границы, проводимые неосознанной самооценкой; развить позитивное отношение к жизни, в рамках которого личный успех станет реальностью.

    При реализации предложений по успешному развитию личности, включающему в себя как профессиональный, так и личный успех, можно руководствоваться следующей концепцией (рис. 1), предложенной немецким исследователем Куртом Нагелем.

    Рис. 1. Три шага к личному успеху

      1-й шаг. Самопознание - осознание своих сильных и слабых сторон, одаренности, способностей и навыков.

      2-й шаг. Установление иерархии ценностей - создание личной системы ценностей.

      3-й шаг. Саморазвитие - реализация результатов предыдущих шагов в рамках собственных возможностей.

      1. Успешное самоуправление включает в себя, в частности:

        Определение личной стратегии жизни и планирование целей (фактор успеха 1),

        Самоорганизацию с использованием методов рационализации труда (фактор успеха 2).

      2. Успешное применение способностей посредством

        Оптимального использования информации и постоянного эффективного обучения (фактор успеха 3),

        Позитивной самомотивации и использования способностей (фактор успеха 4).

      3. Успешная ориентация при работе с партнерами и клиентами

        Путем эффективной коммуникации и оптимального ведения переговоров (фактор успеха 5),

        Генерирования положительных моментов для окружающих и ориентации на партнеров и клиентов в самом широком смысле слова (фактор успеха 6).

    Фактор успеха 1: личная стратегия

    Многочисленные опросы руководящих кадров и топ-менеджеров фирм позволяют придти к выводу, что успех чаще всего сопутствует людям, имеющим личные цели и стратегии. Неудачники позволяют собой манипулировать, а победители берут управление в свои руки. Те, кому сопутствует успех, преследуют определенную цель; для них она является двигателем, придающим их жизни динамику. Все известные стратегии успеха отмечают значение постановки цели. Они поясняют роль целей в течение всей жизни и конкретного периода. Отсутствие плана нередко является одной из главных причин неудач. Несомненно, что и труд в узком смысле, и жизнь в целом можно построить гармонично и успешно.

    Общим для различных систем достижения успеха, теоретических и практических выводов, является следующий: преуспевающий человек придерживается того, что приближает его к цели. При этом важно, что люди успеха хотят достигнуть результата не только в каждом отдельном эпизоде, но мысленно представляют себе и весь свой путь на более длительную перспективу.

    Людей успеха выделяют способность воодушевляться своими задачами, оптимизм при решении сложных проблем и постоянная внутренняя готовность действовать, тесно связанная с социальным компонентом и этическим восприятием. Чем выше требования, предъявляемые к задачам, и выше уровень их реализации, тем обычно успешнее складывается у таких людей каждая конкретная жизненная ситуация.

    Фактор успеха 2: эффективная самоорганизация

    Люди, достигшие успеха, как правило, успешно управляют и своим рабочим временем. Им удается так организовать свои действия, что времени хватает на все, а перенапряжения не происходит. Время - благо, притом строго ограниченное. Оно представляет собой абсолютную границу человеческих возможностей, и с этим ценным ресурсом следовало бы обходиться особенно бережно. Однако нередко происходит обратное. Нельзя не учитывать и того, что большинство людей не имеет возможности использовать свое время так, как им хотелось бы. Прежде всего экономические и социальные обстоятельства диктуют нам четкие ограничения. К этому во многих случаях добавляется высокая степень внешней зависимости различного рода - от руководства, клиентов, поставщиков, сотрудников, членов семьи. Форма внешнего влияния различается в зависимости от конкретной ситуации или вида деятельности.

    Тем не менее, все мы имеем шанс лучше распорядиться своим временем в рамках данности. Сознание того, что время используется правильно, позитивно влияет на нашу жизнь. Этот тезис приобретает значение в том случае, если иметь в виду время не в краткосрочном, а в перспективном плане. Тогда становится понятной мысль одного из авторитетных специалистов по организации рабочего времени из США Алена Лакейна: «Тот, у кого время выскальзывает из рук, упускает жизнь: тот, кто держит свое время в руках, держит в руках свою жизнь». Из этого Лакейн делает вывод: «Потерянное время - это растраченная жизнь; использованное время - это полноценная жизнь».

    Если мы хотим эффективно использовать на практике самоуправление, то оказывается недостаточно просто усвоить необходимые для этого правила и руководствоваться многообещающими концепциями самоорганизации. Прежде всего необходимо самокритично проанализировать модели собственного поведения. Определенные, годами формировавшиеся взгляды и привычки придется подвергнуть серьезному переосмыслению. Лишь тот, кто принципиально готов по-новому определять собственное поведение, сможет добиться эффективной самоорганизации при помощи технических приемов и методов планирования времени.

    Фактор успеха 3: оптимальное использование информации

    Возрастающая роль информации и расширяющиеся возможности ее оптимального использования и обобщения во всех областях коренным образом изменили все виды деятельности в нашем обществе. Сегодня информация по любым областям знаний может быть получена гораздо быстрее и проще, чем когда-либо ранее. Столь легкий доступ к накопленной информации и научным данным приводит к коренному изменению всего процесса обучения. Компьютер с его огромной мощностью и постоянно совершенствующимся программным обеспечением открывает нам ранее неведомые горизонты новых возможностей обучения, которыми следует воспользоваться.

    Особое значение при этом имеет способность человека обучаться. Исследования показывают, что обучение не ограничивается каким-то определенным возрастом, а мозг сравним с мышцей, которая нуждается в постоянном упражнении. Доказано, что у людей старшего возраста, поддерживающих «умственную форму», мозг функционирует лучше, чем у их сравнительно молодых коллег, прекративших после получения диплома ментальную тренировку.

    Развитое мышление ценится сегодня все выше. В одном из выпусков «Megatrends aktuelle» его издатель Дж. Нэсбитт утверждает, что в динамичном профессиональном мире самыми важными качествами являются мыслительные способности и умение вести диалог, а знание о том, как надо учиться, пригодится работникам в будущем намного больше, чем специальные знания. Нельзя не признать справедливость такого утверждения.

    Фактор успеха 4: позитивная самомотивация и использование способностей

    Как правило, мы используем лишь ничтожный процент своих умственных возможностей. Знания остаются невостребованными, пока кто-нибудь не создаст предпосылки для их использования. Необходимо, чтобы каждый в отдельности не оставлял попыток осознать свои способности и применить их на практике. Чтобы воспользоваться собственными способностями, надо прежде всего этого захотеть.

    Умение использовать собственные способности предполагает анализ своих дарований и слабостей. При этом особое внимание следует обратить на свои сильные стороны. Многие люди обладают солидными знаниями и навыками. Однако из-за отсутствия внутренней мотивации, готовности действовать эти ресурсы не используются, а ведь личное отношение к поставленной задаче в неменьшей степени, чем знания, определяет конечный результат.

    Центральным мотивом и основным стимулом деятельности может считаться свойственная всем людям потребность в труде. Сам же его результат зависит от конкретной личности, ее способностей и рабочей ситуации, в которой она находится. Достижение, как результат усилий с целью получения справедливой оплаты, представляет собой существенную составляющую удовлетворенности. Лишь когда уравновешены представления о ценностях, проявляется ярко выраженное желание работать и имеет место эффективное использование человеческих способностей.

    Фактор успеха 5: эффективная система коммуникации

    Люди успеха - это специалисты эффективной коммуникации. Они ищут контакта, проявляют инициативу, мотивируют себя и других. Эффективная коммуникация невозможна, если все вращается вокруг собственного Я. С другой стороны, положительное отношение к собственной личности является важной основой для создания отношений. Часто бывает необходимо внушать решимость себе и другим. Ободряющая, убедительная речь является важным компонентом такого положительного отношения к собственной личности. Коммуникация происходит как в вербальной, так и в невербальной областях, выражаясь через язык слова и язык тела, в частности, жестикуляцию, мимику, взгляды и т. д. В ходе переговоров и встреч особенно важно обращать внимание на сигналы, подаваемые нашим партнером на языке тела, так как внешний образ его поведения имеет решающее значение для нашего восприятия.

    Фактор успеха 6: ориентация во внешнем окружении

    Речь здесь идет прежде всего о том, чтобы, стремясь к своей цели, способствовать благу окружающих - ибо значительные деяния всегда совершаются во имя других. Для того, чтобы предложить обществу наилучшие результаты, необходимо самому быть в оптимальном состоянии готовности. Имеются в виду такие факторы успеха, как контактность, владение искусством переговоров, уверенность в себе. Успех обеспечен, если мы постоянно думаем о том, чтобы предложить нашему окружению максимально возможную выгоду. Последовательно повышая отдачу для окружающих, мы автоматически повышаем также и собственные личные показатели.

    К сфере ориентации во внешнем окружении относится также и человеческое поведение, которое пытаются анализировать и которым пытаются управлять с конца 1960-х годов. Поведение человека - это оптимизация его жизненных возможностей в заданном окружающем пространстве. Посредством точного исследования социальных связей многие исследователи обнаружили среди произвольных, на первый взгляд, моделей человеческого поведения общие моменты и создали тем самым четкое и полезное описание анализа поведения человека по отношению к окружающим. Познание собственной личности и одновременное проникновение в чувства и ощущения окружающих можно облегчить, используя знания о человеческом поведении, полученные путем анализа способов общения.

    Описанные в литературе и предлагаемые для практического освоения системы достижения личного успеха заслуживают самого серьезного внимания. В каждом конкретном случае рекомендуется выбирать те методы, которые соответствуют внутреннему настрою и согласуются с личным восприятием мира. Лишь таким способом может быть достигнута внутренняя идентификация как предпосылка успешного применения научных выводов. Об этом высказывается Эдвард де Боно в своем бестселлере «Успех - случайность, интуиция или планирование?» Он обращает внимание на следующее:

      1. Для достижения успеха существуют самые разные проявления рабочего стиля. Для тех, кто всегда считал, что их личный рабочий стиль не является стилем успеха в обычном смысле, это должно стать стимулом для саморазвития.

      2. Следует попытаться максимально точно определить собственный рабочий стиль и использовать его в качестве ориентира при принятии решений, составлении планов, необходимости сделать выбор. Нужно, в первую очередь, думать о том, подходит ли то или иное к вашему стилю.

      3. Следует осознать недостатки своего рабочего стиля, но не смущаться ими и не позволять себе использовать их в качестве отговорки. Лучше попытаться развить сильные стороны и преимущества своего рабочего стиля вместо того, чтобы переделывать его.

    На основе многочисленных концепций, посвященных достижению успеха, каждый может разработать свою, соответствующую индивидуальным потребностям стратегию. Разумеется, многочисленные методы и принципы достижения успеха нельзя механически распространять на всех, но ясно, что есть целый ряд универсальных критериев, которым соответствуют люди, добивающиеся успеха. Можно многому научиться с помощью чужих идей, моделей поведения и знаний, сделав их составной частью своего существа. Некоторые человеческие аспекты можно усовершенствовать путем более глубокого погружения в себя самого, при этом не манипулируя своей личностью. Нужно всегда помнить о собственных качествах, достойных развития и совершенствования.

    Насколько успешно протекает наша жизнь, зависит целиком и исключительно от нас. Не обстоятельства, не окружающие нас люди или какие-либо другие факторы определяют нашу жизнь, а только мы сами со своими мыслями и представлениями о самих себе. Наша жизнь и ее будущее находятся в наших руках, и крайне важно осознавать, что лишь мы сами можем повлиять на собственный успех.

    Переполненные шкафы для документов, бесконечные записки с пометками о запланированных делах, треснувший по корешку ежедневник. Множество требований, ожиданий и обязанностей и минимум удовольствия и радости. Многим знаком этот замкнутый круг из спешки, стресса и постоянных разочарований. Между тем, другие вещи, по меньшей мере столь же важные, как и те, которыми мы заняты большую часть нашей повседневной жизни, а порой даже и свободное время, полностью блокируются.

    Главные жизненные сферы

    Мы можем разделить нашу жизнь на четыре основные сферы: контакты - тело - работа - смысл (рис. 2). У многих людей одна из жизненных сфер, например работа, стоит на первом плане. Однако хроническое одностороннее предпочтение какой-либо одной жизненной сферы неизбежно ведет к возникновению проблем в других сферах, не менее важных. Это, в свою очередь, негативно отражается и на результатах работы: в конце концов «больше» превращается в «меньше». Перевес в сфере «работа» ведет к психосоматическим нарушениям, конфликтам в семье и в частных отношениях и может развиться вплоть до кризиса смысла. «Когда я после перенесенного сердечного инфаркта лежал в реанимации, мне наконец-то стало ясно, что своей работой довел себя до полного изнеможения», - (49-летний начальник отдела продаж).

    К чему стремится большинство людей и чего достигают лишь немногие? Ответ очевиден: баланса и оптимального жизненного ритма в соответствии с индивидуальными особенностями каждого. Не следует математически точно рассчитывать жизненный баланс, разделив сто процентов на количество жизненных сфер и получив четыре части,

    каждая из которых равна 25%. Личный баланс, удовлетворяющий конкретного человека и учитывающий четыре жизненные сферы, воспринимается каждым человеком по-разному. Не имеет значения, сколько времени лично вы отводите каждой сфере. В любом случае время и энергия должны быть рассчитаны таким образом, чтобы это вызывало у вас чувство удовлетворения.

    Рис.2. Баланс жизненных сфер

    Удовлетворение наступает тогда, когда все четыре жизненные сферы: работа, связи/семья, здоровье и смысл жизни пребывают в разумной гармонии. Если же такое равновесие отсутствует, то на каком-то из направлений возникает ощутимый перевес сил и энергии. В этом случае крушение гармоничного состояния практически запрограммировано.

    Нормально, если процентное соотношение между сферами обнаруживает отчетливый перевес в пользу какой-либо одной сферы. В сфере «достижения/работа» отметка часто достигает 70%. Это вполне объяснимо, поскольку большинство из людей находятся в фазе трудовой деятельности. Сфера «смысл» в большинстве случаев стоит в процентном отношении ниже других (от пяти до десяти процентов, если не меньше). Подумаем все же, насколько важной является именно эта сфера. Известно, сколь многого можно достигнуть в жизни, если за всеми поступками стоит определенный смысл.

    Одинаковое отношение ко всем своим действиям и равноценное планирование, учитывающее все жизненные сферы, является началом здорового жизненного баланса. Однако на практике большинство из нас настроено так, чтобы только профессиональные задачи рассматривать как единственно важные и достойные того, чтобы им уделяли время. Игра с детьми, время для углубления образования или хобби, час-другой для самого себя или для общения с партнером, друзьями или родственниками подчас не находят места в наших планах. В повседневной жизни мы отводим для этих важных занятий время, которое остается от нашей профессиональной деятельности. Тем самым мы неправильно определяем приоритеты. А именно здесь и находится ключ: мы должны быть готовы выделить в нашем плане место для всех жизненных сфер. Только в этом случае в него войдут часто не реализуемые добрые намерения. Во всем, чем бы мы ни занимались, не надо забывать следить за равновесием всех активных факторов, участвующих в нашей деятельности. Только если наша жизнь сбалансирована, можно спокойно принимать все вызовы внешнего мира и неуклонно приближаться к поставленным целям.

    Следует всегда держать в поле зрения все жизненные сферы. Нарушение жизненного баланса часто протекает постепенно и незаметно. Нужно никогда не упускать из виду свои жизненные сферы и регулярно инспектировать их. Чаще задавайте себе вопрос о том, что действительно важно для вас, помните, что поддержание правильного баланса напрямую отражается на самочувствии. Ведь чувство удовлетворения является следствием внутреннего равновесия.

    Постоянно следите за четырьмя жизненными сферами и отмечайте какая из них особенно пострадала в последнее время. Чем можно похвастаться? Регулярно выстраивайте планы в отношении каждой из перечисленных выше жизненных сфер. Поступая таким образом, можно не только внести гармонию в отдельные жизненные сферы, но и приблизиться к достижению большой жизненной цели. Ведь все остальные сферы в это время будут пребывать в состоянии баланса. Поэтому нужно стараться всегда сохранять целостный взгляд на жизнь. Только так можно осмысленно и правильно планировать будущее.

    Правильный баланс и состояние удовлетворения

    Жизненный баланс предполагает состояние удовлетворения. Все методы эффективного управления временем и собственной личностью, все рекомендации направлены на достижение правильного жизненного баланса. Мы стремимся к тому, чтобы все наши важнейшие жизненные сферы - работа и достижения, семья и связи, смысл и ценности, тело и здоровье находились в здоровом равновесии.

    Жизненный баланс - это прежде всего вопрос качества нашей жизни. К чему бы мы не стремились в своей жизни, все наши устремления направлены на удовлетворение наших внутренних потребностей. Что представляют собой эти потребности, удовлетворение которых поддерживает наш дух в здоровом состоянии и приближает нас к достижению вожделенного жизненного равновесия? Что наполняет нас счастьем и удовлетворением и, наоборот, провоцирует стресс, если наши действия отклоняются от правильного пути?

    Многие психологи задумывались над природой и функциями наших внутренних потребностей. Так, Абрахам Маслоу описывает пять основных человеческих потребностей. Выстроенная им пирамида потребностей (рис. 3), в которой каждая следующая потребность начинает требовать своего удовлетворения после того, как удовлетворяется предыдущая, сейчас очень популярна. Бесспорно, что эти пять основных потребностей действительно мотивируют все наши действия:

      1) физиологические потребности,

      2) надежность и стабильность,

      3) защищенность и любовь,

      4) признание и уважение,

      5) самореализация.

    Рис. 3. Пирамида потребностей по Маслоу

    Вначале нужно удовлетворить физиологические потребности . По Маслоу, основными физиологическими потребностями являются голод и жажда (сегодня сюда можно включить заботу о собственном здоровье, занятия спортом и отдых). Грехи, которые человек совершает при удовлетворении этих потребностей, можно искупить лишь немалыми усилиями.

    Следом идет потребность в надежности и стабильности . В наше время люди нередко полностью отдаются работе, чтобы создать надежную материальную базу для себя и своей семьи. Попробуйте непредвзятым взглядом посмотреть на свою профессиональную карьеру, учитывая при этом иерархию потребностей. С одной стороны, желание профессионального роста достойно уважения, но с другой - условием этого роста часто выступает удовлетворение других потребностей.

    Защищенность и любовь следует искать в межличностных связях, независимо от их рода и характера. Решающим моментом в наших отношениях с другим человеком является наше желание быть любимым и получить признание. Общаясь с другими людьми, мы помимо прочего развиваем еще и свою идентичность.

    Известно, какое мотивирующее значение имеет признание со стороны других людей. В основе этой потребности лежит наше желание получить уважение окружающих . При этом мы хотим, чтобы нас уважали за те наши качества, которыми мы уже обладаем, а не за то, чего хотят от нас другие люди. Для этого нам важно самим знать свои сильные и слабые стороны. Пользуясь уважением и признанием со стороны других людей, мы начинаем сами уважать и любить себя. А именно это необходимо нам для счастливой жизни.

    Маслоу помещает потребность в самореализации на верхний уровень своей пирамиды. Тот, кто ощущает в себе эту потребность, стремится раскрыть свой потенциал в различных сферах своей жизни. Этот мотив способствует конечному достижению жизненного равновесия. Реализация собственных возможностей позволяет нам жить, оставаясь самим собой, и в результате приводит к установлению правильного жизненного баланса.

    Найти себя - вот наша главная цель. Поэтому стремитесь лучше знать различные ипостаси своего я: я-признание (работа), я-отношение (частные контакты), я-расслабление (тело и здоровье) и я-духовность (смысл и ценности).



    
    Top