Основные факторы производства. Контрольная работа труд как фактор производства Труд как главный фактор производства

Труд, - это процесс сознательной целесообразной деятель­ности людей, направленной на создание необходимых им благ. Процесс труда связан с затратами человеческой энергии, мускулов, интеллекта. По характеру этих затрат труд можно де­лить на физический и умственный. Физический труд характеризу­ется затратами преимущественно физической, а умственный - ум­ственной энергии.

Подобные затраты рассматриваются экономической теори­ей как расходование рабочей силы человека. Под рабочей силой понимается способность человека к труду – способность физическая и профессиональная. Это означает, что для того, чтобы тру­диться, надо обладать определенным минимумом здоровья и про­фессиональными навыками. Профессиональные навыки предпо­лагают наличие у человека необходимой для данного труда ин­формацией и умения ее использовать в процессе труда. Такая ин­формация нужна, так как труд всегда конкретный - это труд то­каря, продавца, врача, учителя - и он требует конкретных знаний и умении, необходимых для изготовления какой-то вещи или ока­зания услуги, которые до процесса труда должны существовать в голове работника в виде информационного образа.

Рабочая сила, таким образом, существует до того, как на­чинается процесс труда, являющегося функцией рабочей силы. Поскольку рабочая сила заключает в себе потенциальный труд, то ее можно рассматривать в качестве трудового ресурса, а рабо­чее население страны со всей его совокупностью рабочих сил как трудовые ресурсы общества.

В масштабах всего общества трудовые ресурсы представле­ны той частью населения страны, которая способна к труду, т.е. обладает рабочей силой. Это означает, что лишь часть населения представляет трудовые ресурсы.

В современном обществе основными критериями включения людей как носителей рабочей силы в состав трудовых ресурсов являются возраст, состояние здоровья и готовность трудиться. Человека можно включить в состав трудовых ресурсов, если он находится в трудоспособном возрасте и в трудоспособном состоя­нии. Однако конкретное содержание понятий "трудоспособный возраст" и "трудоспособное состояние" в разных странах может быть различным.

Если обратиться к первому понятию, то оно означает тот возраст человека, при котором он может быть субъектом труда как фактора производства. У этого возраста есть нижние и верх­ние границы, разные в разных странах.

Нижняя граница во многих странах зависит от содержания труда, системы образования и трудового законодательства. Если преобладает труд, не требующий больших знаний, то образование может сводиться к передаче родителями своего трудового опыта детям, при этом если нет запрета на детский труд, то трудоспособ­ный возраст может начинаться рано. Если же в стране работа детей запрещена, при этом преобладает сложный труд, то возникает не­обходимость в обязательном среднем и профессиональном образовании и трудоспособный возраст начинается сравнительно поздно.

Верхняя граница трудоспособного возраста в современных условиях в основном зависит от законодательства, определяюще­го пенсионный возраст. Во многих странах он начинается в 65 лет. В некоторых странах есть законы, согласно которым ушед­ший на пенсию не должен работать. В других странах, как, на­пример, в России, пенсионерам разрешено работать, так что тру­доспособный возраст отдельных людей оказывается в зависимос­ти от их трудоспособного состояния. Трудоспособное состояние характеризуется физической и умственной дееспособностью. С одной стороны, эта дееспособ­ность зависит от состояния здоровья, а с другой - от требований, которые предъявляет производство к труду как к своему фактору. Очевидно, что больной находится в недееспособном состоянии, но не каждый физически и умственно здоровый может считаться дееспособным на тех работах, которые требуют особой квалифи­кации и оказывают такую нагрузку на организм, которую не вся­кий может выдержать. Вот почему при рассмотрении труда как фактора производства необходимо обращение к его качественным и количественным характеристикам.

Качественные характеристики труда отражают уровень ква­лификации работников. По этому уровню существует общее деле­ние работников на квалифицированных, полуквалифицированных и неквалифицированных.

К квалифицированным относят рабочих, обучение и подго­товка которых потребовали значительного времени, которые ов­ладели большой информацией и способны осуществлять сложные не столько в физическом, сколько в интеллектуальном плане тру­довые операции. В эту категорию включаются профессиональные работники, относимые в России к служащим: преподаватели, вра­чи, юристы, экономисты, работники государственных органов, прошедшие длительную общую и профессиональную подготовку и являющиеся носителями значительной информации, необходи­мой для осуществления сложных работ.

К полуквалифицированным относят работников, подготов­ка которых не потребовала продолжительного времени и кото­рые, владея ограниченным объемом информации, способны про­изводить трудовые операции средней сложности.

Неквалифицированными считают работников, выполняю­щих работу, не требующую специальной подготовки. Как прави­ло, обучение необходимым трудовым операциям и получение не­обходимой для этого информации происходит в процессе самого труда, как труда землекопов.

Квалификация работников находит отражение в степени сложности их труда. Неквалифицированный труд считается про­стым, а квалифицированный - сложным, как бы возведенным в степень простым трудом, или простым трудом, помноженным на соответствующий коэффициент сложности.

Отличить квалифицированного работника от неквалифицированного можно прежде вceго пo их способности к взаимоза­мещению. Квалифицированней работник может заменить неквалифицированного на его работе., а вот обратное невозможно. На­пример, инженер-конструктр может торговать сигаретами, тогда как, киоскер сконструировать машину не в со­стоянии. Ясно, что использование квалифицированных работников на неквалифицированных, работах означает нерациональное использование труда как фактору производства.

В увеличении доли затрат квалифицированного труда и уменьшении доли неквалифицированного труда проявляется про­гресс общества. Тем более, что вместе с профессиональным рос­том человека идет и его общее развитие. Обратный процесс свиде­тельствует об экономическом и социальном регрессе.

Достижение и поддержание определенного уровня квалифи­кации рабочего населения является важной составляющей воспро­изводства совокупной рабочей силы как ресурса. Оно требует на­личия в.стране дошкольного воспитания професси­онального образования и - всех тех, институтов общества, которые, обеспечивают фазу производства рабочей силы. Обществу также важно распределять, рабочую силу по тем отрас­лям и предприятиям, которые испытывают в ней нужду.

Особенности, труда, как фактора производства обусловли­вают тесную связь фазы обмена рабочей силы, с фазой ее потреб­ления, которая проявляется через ко операцию труда, под которой понимается объединение рабочих сил в едином процессе труда. Без кооперации такой процесс оказывается невозможным. Например, при ручной погрузке. 200-килрграммрвый может быть под­нят лишь четверкой рабочих. : Сложный узел к машине может быть изготовлен лишь при совместной работе токарей, фрезеровщиков, шлифовщиков и слесарей.

В фазе потребления рабочей силы проявляются количествен­ные характеристики труда как фактора производства, поскольку они представляют собой затраты труда. Зависимость результатов производства от затрат труда требует учета факторов, влияющих на эти затраты.

В рамках, страны такие затраты груз прежде всего зависят от численности занятого рабочего населения. Незанятость части ра­бочего населения в общественном производстве, наличие в стране безработицы означает уменьшение величины труда как фактора производства. На затраты индивидуального и совокупного труда влияет продолжительность рабочего дня: и недели; а также отпусков. Ра­бочий день - это время суток, в течение которого происходит про­цесс труда; Рабочая неделя определяется количеством рабочих ча­сов в неделю.

Рабочий день и рабочая неделя характеризуют рабочее вре­мя - время, в течение которого происходит процесс труда. Нера­бочие дни предстают как выходные. Они, как правило, приходят­ся на конец недели. Нерабочие дни, обычно устанавливаемые раз в год с сохранением среднего заработка, считаются отпусками. Оче­видно, что увеличение продолжительности отпусков ведет к со­кращению затрат труда,

На затраты труда влияет и его интенсивность. Под интен­сивностью понимается напряженность труда, измеряемая расхо­дами человеческой энергией единицу времени. Более интенсив­ный труд предполагает при прочих одинаковых факторах боль­шие затраты труда.

Рассмотренные факторы тесно связаны друг с другом, недо­статок одного фактора может быть возмещен другим. С точки зрения общественного производства неполная занятость рабочего населения может быть возмещена повышенной продол­жительностью рабочего времени или интенсивностью труда ра­ботников. Рост интенсивности труда может компенсировать со­кращение рабочего дня и наоборот.

Подобная связь существует между качественными и количе­ственными характеристиками труда как фактора производства. Так, труд полуквалифицированного работника может дать такой же результат в виде блага и его полезности, что и труд квалифи­цированного работника, если он будет более продолжительным или интенсивным. И это несмотря на то, что квалифицированный труд дает в единицу времени при той же интенсивности гораздо больший результат, чем полуквалифицированный.

Отношение результата труда в виде произведенного про­дукта к его затратам в виде" человеческой энергии характеризует его производительность. Рост производительности позволяет при данных затратах труда в единицу времени производить больше продукции. Производительность труда зависит от ряда факторов, которые можно подразделить на субъективные и объективные.

К субъективным факторам относят все то, что непосред­ственно связано человеком как субъектом труда. Прежде всего, это его квалификация. Квалифицированный труд в единицу времени создает больше благ, чем неквалифициро­ванный. Другим таким фактором является кооперация труда, о возможностях которой деле увеличения объема производства мы уже говорили. Важную роль в обеспечении производительности труда играет его организация. Организация труда должна исклю­чать непродуктивные затраты усилий работников, обеспечивать ответственное отношение к труду; вызывать у работников заинтересованность в результатах своего труда.

К объективным факторам производительности труда относят изменения в вещественных факторах производства - в земле и капитале, выступающих в качестве объектов труда. Например, замена менее плодородного участка земли на более плодородный позволяет увеличить урожай при прежних затратах труда. Оснащение работников машинами ведет к увеличению объемов производства продукции даже при сокращении затрат труда. Здесь можно видеть, что действие объективных факторов ведет к тому, что они замещают труд как фактор производства. При этом проявляются те же закономерности, что и при замещении земли. Замещение труда капиталом может вызвать рост отдачи от каждой дополнительно вовлекаемой, единицы капитала до опре­деленного момента, после чего, отдача начинает падать, т.е. вступает в действие эффект - убывающей отдачи на капитал как фак­тор производства.

Следует отметить, что субъективные и объективные факто­ры влияют на производительность труда в тесном взаимодействии друг с другом. Тем не менее, можно говорить о чистой производи­тельности того или иного фактора/производства. Чистая произ­водительность личного фактора производства характеризует про­изводительную силу труда, которая существует наряду с производительной силой земли или капитала,

В целом же производительность определяется одновременно несколькими факторами. Так, если на предприятии старая техника заменяется на новую, то эти изменения могут не, обеспечить рост производительности, если не произойдут соответствующие изменения в труде по обслуживанию техники. Так что рост производительности здесь определяется не только капиталом, но и трудом.

Труд - это процесс сознательной целесообразной деятельности людей, направленный на создание необходимых им благ.

Процесс труда связан с затратами человеческой энергии, мускулов, интеллекта.

Подобные затраты рассматриваются экономической теорией как расходование рабочей силы человека.

Под рабочей силой понимается способность человека к труду - способность физическая и профессиональная. Это означает, что для того, чтобы трудиться, надо обладать определенным здоровьем и профессиональными знаниями и навыками.

Рабочая сила, таким образом, существует до того, как начинается процесс труда, который предстает в виде функции рабочей силы. Поскольку рабочая сила выступает как труд в потенциале, то она рассматривается как трудовой ресурс.

В масштабах всего общества трудовые ресурсы представлены той частью населения страны, которая способна к труду, то есть обладает рабочей силой.

Труд как фактор производства имеет количественные и качественные характеристики.

Количественные характеристики отражают затраты труда, определяемые численностью работающих, их рабочим временем и интенсивностью труда, то есть напряженностью труда в единицу времени.

Качественные характеристики труда отражают уровень квалификации работников. По этому уровню существует общее деление работников на квалифицированных, полуквалифицированных и неквалифицированных.

К квалифицированным относят работников, обучение и подготовка которых потребовали значительного времени, которые овладели большой информацией и способны осуществлять сложные не столько в физическом, сколько в интеллектуальном плане трудовые операции. В эту категорию прежде всего включаются профессиональные работники, относимые в России к служащим: преподаватели, врачи, юристы, экономисты, руководящие работники государственных органов, прошедшие длительную общую и профессиональную подготовку и являющиеся носителями значительной информации, необходимой для осуществления сложных работ.

К полуквалифицированным относят работников, подготовка которых не потребовала продолжительного времени и которые, владея ограниченным объемом информации, способны производить трудовые операции средней сложности.

Неквалифицированными считают работников, выполняющих работу, не требующую специальной подготовки. Как правило, обучение необходимым трудовым операциям и получение необходимой для этого информации происходит в процессе самого труда, как, например, труда землекопов.

Квалификация работников находит отражение в степени сложности их труда. Неквалифицированный труд считается простым, а квалифицированный - сложным, как бы возведенным в степень простым трудом, или простым трудом, помноженным на соответствующий коэффициент сложности.

Рассмотренные характеристики труда тесно связаны друг с другом, недостатки одних характеристик могут быть возмещены достоинствами других. Например, с точки зрения общественного производства, неполная занятость рабочего населения может быть возмещена повышенной продолжительностью рабочего времени или интенсивностью труда работников. Рост интенсивности труда компенсирует сокращение рабочего дня и наоборот.

Отношение результата труда в виде количества произведенных продуктов (П) к его затратам в единицу времени (Зт) характеризует производительность труда (Пт):

Рост производительности позволяет при данных затратах труда в единицу времени производить больше продукции. Производительность труда зависит от ряда факторов, которые можно подразделить на субъективные и объективные.

К субъективным факторам относят все то, что непосредственно связано с человеком как субъектом труда. Прежде всего, это его квалификация. Квалифицированный труд в единицу времени создает больше благ, чем неквалифицированный. Другим фактором является кооперация труда. Важную роль в обеспечении производительности труда играет его организация. Организация труда должна исключать непродуктивные затраты усилий работников, обеспечивать ответственное отношение к труду, вызывать у работников заинтересованность в результатах своего труда.

К объективным факторам производительности труда относят изменения в вещественных факторах производства - земле и капитале, выступающих в качестве объектов труда. Например, замена менее плодородного участка земли на более плодородный позволяет увеличить урожай при прежних затратах труда. Оснащение работников машинами ведет к увеличению объемов производства продукции даже при сокращении затрат труда. Здесь можно видеть, что действие объективных факторов ведет к тому, что они замещают труд как фактор производства. При этом проявляются те же закономерности, что и при замещении земли. Замещение труда капиталом может вызвать рост отдачи от каждой дополнительно вовлекаемой единицы капитала до определенного момента, после чего отдача начинает падать, то есть вступает в действие эффект убывающей отдачи на капитал как фактор производства.

Следует отметить, что субъективные и объективные факторы влияют на производительность труда в тесном взаимодействии друг с другом. Хотя, можно говорить о чистой производительности, определяемой только субъективными факторами или только вещественными. В первом случае приходится говорить о производительной силе труда, а во втором - о производительной силе земли или капитала. Но обычно производительность определяют одновременно несколькими факторами. Так, если на предприятии старая техника заменяется на новую, то эти изменения могут не обеспечить рост производительности, если не

произойдут соответствующие изменения в труде по обслуживанию техники. Так что рост производительности здесь определяется не только капиталом, но и трудом.

Тесная связь труда и капитала будет особенно отчетливо видна при последующем рассмотрении капитала как фактора производства.

Еще по теме 3.3. Труд как фактор производства:

  1. 8.1. Социально-экономические особенности труда в товарном производстве
  2. 8.3. Процесс труда как процесс производства стоимости и прибавочной стоимости
  3. 1.5. Общественный труд как фактор эволюции экономических систем
  4. 8.Факторы производства, их взаимоотношение и комбинация.
  5. Понятие экономических ресурсов и их классификация. Экономические ресурсы как фактор производства. Особенности ресурсов
  6. 3.1. Содержание процесса взаимодействия факторов производства
  7. 4.2. Воздействие современного российского хозяйственного механизма на взаимодействие факторов производства

- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес - Бухгалтерский учет - Вещное право - Государственное право и управление - Гражданское право и процесс - Денежное обращение, финансы и кредит - Деньги - Дипломатическое и консульское право - Договорное право - Жилищное право - Земельное право - Избирательное право - Инвестиционное право - Информационное право - Исполнительное производство - История государства и права - История политических и правовых учений - Конкурсное право - Конституционное право -


Есть факторы, без которых понятие производство не имело бы смысла, причем это факторы, влияющие на объем производства. Факторы эффективности производства довольно многообразны, поскольку ресурсов для него существует великое множество. Выделяют три основные группы факторов: земля, труд и капитал. Вода, леса, поля, полезные ископаемые и т.д., то есть что-то, данное природой или сотворенное человеком (например, осушенные болота) – это земля.

Труд как фактор производства также неоднородное понятие, в комплексе означающее совокупные усилия людей. Поскольку профессий и специальностей существует очень много, и для каждой из них требуются специфические знания и умения, для их получения нужна соответствующая подготовка. Обучение позволяет приобрести эти знания и повысить уже имеющуюся квалификацию. Население, способное трудиться, имеет название рабочей силы. Для России рабочую силу составляют мужчины (18-60 лет) и женщины (18-55 лет).

Труд как фактор производства очень важен и актуален, поскольку это означает участие человека в процессе производства, использование его собственной энергии и потенциала. К основным элементам труда относятся предметы труда, средства и целесообразная деятельность человека. Основные результаты труда: экономические блага, развитие человека (физиологическое и умственное), условия жизни человека, накопление знаний и опыта.

Труд – это не просто двигатель прогресса, труд – это основа существования и жизнедеятельности человека, поскольку под его воздействием развивается мозг, речь, накапливается опыт, совершенствуются умения.

Труд как фактор производства имеет содержание и характер. По содержанию различают низкоквалифицированный, средней квалификации и высококвалифицированный труд.

У труда есть количественные и качественные характеристики. Качественные характеристики - это уровень квалификации сотрудников, количественные – это затраты (количество работающих, интенсивность трудовой деятельности, рабочее время). Чем больше времени требуется на обучение и подготовку специалиста, тем большей квалификацией он обладает.

Для того, чтобы определить характер труда, нужно провести тщательный анализ соединения рабочей силы и средств производства, уточнить кто и в каких количествах присваивает результаты труда. С учетом этого выделяют три основных социальных вида труда: свободный, наемный и принудительный. Принудительный труд – это работа по принуждению (труд рабов). В настоящее время встречаются первые два вида трудовой деятельности.

Свободный труд носит добровольный характер. Это трудовая деятельность на самого себя, когда хозяин и работник выступают в одном лице. Типичный пример такой деятельности: предприниматель, фермер и т.д. Если трудовая деятельность носит наемный характер, значит, работодатель и работник – это разные люди, их отношения оформляются трудовым договором, иногда соглашением или контрактом, а по результатам труда работник получает определенное денежное вознаграждение.

Долгое время оставался спорным вопрос, выступает ли труд как фактор производства или это рабочая сила. Физические, умственные и интеллектуальные способности человека- это рабочая сила. Если работодателя интересует способность человека к труду, значит, фактором производства является рабочая сила. Если для него важна продолжительность рабочего времени, значит, этим фактором является труд. Чтобы качественно трудиться, человек должен обладать определенным здоровьем, способностями и умениями, отсюда следует, что рабочая сила существует до начала процесса труда.

Есть факторы, без которых понятие производство не имело бы смысла, причем это факторы, влияющие на объем производства. Факторы эффективности производства довольно многообразны, поскольку ресурсов для него существует великое множество. Выделяют три основные группы факторов: земля, труд и капитал. Вода, леса, поля, полезные ископаемые и т.д., то есть что-то, данное природой или сотворенное человеком (например, осушенные болота) – это земля.

Труд как фактор производства очень важен и актуален, поскольку это означает участие человека в процессе производства, использование его собственной энергии и потенциала. К основным элементам труда относятся предметы труда, средства и целесообразная деятельность человека. Основные результаты труда: экономические блага, развитие человека (физиологическое и умственное), условия жизни человека, накопление знаний и опыта.

Труд – это не просто двигатель прогресса, труд – это основа существования и жизнедеятельности человека, поскольку под его воздействием развивается мозг, речь, накапливается опыт, совершенствуются умения.

Труд как фактор производства имеет содержание и характер. По содержанию различают низкоквалифицированный, средней квалификации и высококвалифицированный труд.

У труда есть количественные и качественные характеристики. Качественные характеристики - это уровень квалификации сотрудников, количественные – это затраты (количество работающих, интенсивность трудовой деятельности, рабочее время). Чем больше времени требуется на обучение и подготовку специалиста, тем большей квалификацией он обладает.

Для того, чтобы определить характер труда, нужно провести тщательный анализ соединения рабочей силы и средств производства, уточнить кто и в каких количествах присваивает результаты труда. С учетом этого выделяют три основных социальных вида труда: свободный, наемный и принудительный. Принудительный труд – это работа по принуждению (труд рабов). В настоящее время встречаются первые два вида трудовой деятельности.

Свободный труд носит добровольный характер. Это трудовая деятельность на самого себя, когда хозяин и работник выступают в одном лице. Типичный пример такой деятельности: предприниматель, фермер и т.д. Если трудовая деятельность носит наемный характер, значит, работодатель и работник – это разные люди, их отношения оформляются трудовым договором, иногда соглашением или контрактом, а по результатам труда работник получает определенное денежное вознаграждение.

Долгое время оставался спорным вопрос, выступает ли труд как фактор производства или это рабочая сила. Физические, умственные и интеллектуальные способности человека- это рабочая сила. Если работодателя интересует способность человека к труду, значит, фактором производства является рабочая сила. Если для него важна продолжительность рабочего времени, значит, этим фактором является труд. Чтобы качественно трудиться, человек должен обладать определенным здоровьем, способностями и умениями, отсюда следует, что рабочая сила существует до начала процесса труда.

Производительность труда – это отношение результата труда (количество произведенных продуктов) в определенный промежуток времени. Производительность труда, в свою очередь, зависит от ряда факторов, которые могут на нее повлиять.

33. Капита́л (от лат. capitalis - главный, главное имущество, главная сумма) - совокупность активов, используемых для получения прибыли в будущем . Направление активов в сферу производства или оказания услуг с целью извлечения прибыли называют также капиталовложениями или инвестициями .

Различают физический (материально вещественный капитал) и человеческий капитал. Физический капитал - имущество дли­тельного пользования (здания, машины, оборудование), исполь­зуемое фирмой в ее деятельности. Различают основной и оборот­ный физический капитал. Основной капитал - реальные активы длительного пользования, стоимость которых переносится на продукт частями в течение ряда периодов производства (здания, сооружения, машины, оборудование, транспортные средства и т. д.).Оборотный капитал - реальные активы, стоимость кото­рых полностью переносится на стоимость нового товара и воз­вращается в денежной форме к предпринимателю при реализа­ции товара в каждом цикле (сырье, топливо, материалы, полу­фабрикаты). Человеческий капитал - физические и умственные способности человека, полученные посредством образования или практического опыта; мера воплощенной в человеке способности приносить доход. Иными словами, человеческий капитал - осо­бая разновидность трудовых ресурсов. Поэтому под капиталом на рынке факторов производства подразумевают материальные фак­торы, капитальные блага. Еще один аспект капитала связан с его денежной формой. Денежный капитал является общим знамена­телем, к которому сводят стоимость капитала в форме любого ак­тива. В денежном выражении может быть просчитана стоимость как физического, так и человеческого капитала. Капитал, вопло­щенный в средствах производства, называетсяреальным капита­лом . Денежный капитал , или капитал в денежной форме, пред­ставляет собой инвестиционные ресурсы. Сам по себе денежный капитал экономическим ресурсом не является, его непосредст­венно в производстве использовать нельзя, однако можно ис­пользовать для покупки факторов производства.

35. Предприниматель­ство - способ ведения бизнеса на самостоятельной независи­мой основе.

К числу основных функций современного предприниматель­ства принято относить:

Ведение финансов и учета . Управление финансами предпо­лагает мобилизацию капитала, накопление доходов от предпри­нимательской деятельности, управление использованием капи­тала и доходов. Главная задача предпринимательства - обеспе­чение максимальной отдачи предпринимательской деятельности при минимальном риске.

Кадровую функцию . Управление кадрами включает отбор кандидатов и прием на работу, управление персоналом организации. Управление персоналом - система управленческой дея­тельности в сфере социально-трудовых отношениях коллектива организации.

Конкурентные преимущества кик всей страт, так отдельного предприятия сегодня во многом определяются человеческими ресурсами. По расчетам Всемирного байка, в составе национального богатства США основные производственные фонды (зда­ния и и сооружения, машины и оборудование) составляют всего 19 51, природные ресурсы - 5% человеческий капитал - 76 %. В Западной Европе соответствующие показатели - 23,2 и 74 %. В России - 10, 40 и 50 %. Кроме того, растут вложения в чело­веческие ресурсы, что обуславливает важность проблемы их оку­паемости.

Материально-техническое обеспечение . Эта деятельность ох­ватывает операции по приобретению сырья и материалов, ма­шин и оборудования. Главной задачей на данном этапе является бесперебойное снабжение производства необходимыми ресурса­ми при минимальных затратах.

Производственную функцию . Производство предполагает превращение сырья, материалов и полуфабрикатов в готовый продукт. Управление производством связано с техническими в технологически ми аспектам и направлено на поиск такой комбинации факторов производства, которая при минималь­ных издержках производства позволила бы максимизировать прибыль.

Маркетингу предполагающий определение нужд потребите­лей . Маркетинг - система учета потребительских предпочтений и воздействия на потребителя, призванная обеспечить сбыт про­дукции на рынке. На данном этапе задачей предпринимателя становится выявление предпочтений потребителей, а зачастую и формирование новых.

Научно-исследовательскую деятельность , направленную на создание новых технологий, обновление системы управления, разработку и выпуск новой продукции. В век научно-техниче­ской, а затем и информационной революции научные открытия и их технологическое применение играют все более важную роль и во многом определяют положение предприятия на рынке, а следовательно, и величину предпринимательского дохода.

Связи с общественностью , подразумевающие управление от­ношениями между фирмой и общественными структурами (ор­ганами государственной власти, обществами потребителей, профсоюзами, средствами массовой информации).

37. Макроэконо́мика (от др.-греч. μακρός - длинный, большой , οἶκος - дом и Nόμος - закон ) - наука, изучающая функционирование экономики в целом, экономической системы как единого целого, работу экономических агентов и рынков; совокупность экономических явлений.

Наука макроэкономика занимается вопросами, ответ на которые невозможно найти на микроэкономическом уровне: изучаемые макроэкономикой проблемы являются общими для экономики в целом . Макроэкономическими проблемами можно назвать :

§ Экономический рост, экономические циклы : Что такое экономический рост? Как определить темпы экономического роста? Какие факторы могут влиять на экономический рост? Как экономический рост влияет на развитие рассматриваемой страны?

§ Безработица : Кто такие безработные? Является ли безработица положительным или губительным фактором для экономики? Как бороться с безработицей? Как можно определить различные уровни безработицы в стране? На что влияет безработица?

§ Общий уровень цен : Что подразумевают под общим уровнем цен? Как изменения в ценовом уровне влияют на состояние экономики? Что такое инфляция? Какая инфляция полезна, а какая вредна?

§ Денежное обращение, уровень ставки процента : Какова роль денег в макроэкономике? Что влияет на общую ставку процента и на что она влияет в экономике?

§ Государственный бюджет : Как государство регулирует свои доходы и расходы? Как зависят такие критерии как благосостояние общества или развитие бизнеса в стране от изменений в государственном бюджете?

§ Торговый баланс : Как страна осуществляет международную торговлю с другими странами? Как изменения в экспорте и импорте влияют на валютный курс, развитие рассматриваемой страны, состояние мировой экономики?

Фискальная политика

Основная статья: Фискальная политика

Фискальная политика - стабилизационная политика государства с целью смягчить экономические циклы с помощью изменений параметров совокупных издержек. Основными инструментами данной политики являются чистые налоги и государственные закупки товаров и услуг. Если в стране рецессия, то правительство может либо увеличить закупки, либо уменьшить налоги, с целью увеличить совокупный выпуск. Если же подъем или перегрев экономики, то, наоборот, снизить закупки или увеличить налоги .

Одна из многих положительных черт фискальной политики заключается в том, что данную политику относительно проще проводить государством, чем монетарную, поскольку правительство не принимает специальных, отдельных решений для исполнения фискальной политики . К тому же, представители кейнсианской школы предположили, что при проведении монетарной политики легче управлять процентной ставкой, но инвестиции от этого особо не изменяются .

Фискальная политика имеет и свои недостатки. Государство, как и любой другой макроэкономический агент может нести убытки, то есть иметь дефицит государственного бюджета. Большой запас избыточных средств также вреден для государства. Неграмотное проведение фискальной политики может обернуться серьезным дисбалансом в государственном бюджете . Основной проблемой фискальной политики экономисты называютэффект Crowding-out (эффект вытеснения) , когда при росте государственных расходов, из-за определенной реакции на рынке заемных средств, снижается объём инвестиций в страну, что замедляет темпы развития страны .

Монетарная политика

Основная статья: Денежно-кредитная политика

Монетарная политика - стабилизационная политика государства с целью смягчить экономические циклы с помощью изменения Центральным банком предложения денег. Чтобы изменять предложение денег в обращении, Центральный Банк может изменять норму обязательных резервов для коммерческих банков, оперировать на открытом рынке, то есть продавать или покупать государственные облигации у населения, или же напечатать деньги .

Преимущество монетарной политики состоит в том, что банковская система реагирует быстрее на монетарную политику, нежели на фискальную . Стимулирующая монетарная политика также выгодна не только населению, но и коммерческим банкам, поскольку при увеличении денежной массы банки могут выдавать больше кредитов .

Как недостаток монетарной политики можно выделить то, что изменение предложение денег зависит не только от Центрального Банка, но и от рациональности коммерческих банков и поведения домохозяйств, что нередко делает монетарную политику более длительной по исполнению, чем фискальная.

39. Валовой внутренний продукт (Gross National Product) - это совокупная рыночная стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных в экономике (внутри страны) в течение одного года.
Проанализируем каждое слово этого определения:

· Совокупная. ВВП - это агрегированный показатель, характеризующий общий объем производства, совокупный выпуск.

· Рыночная. В стоимость ВВП включаются только официальные рыночные сделки, т.е. которые прошли через процесс купли-продажи и были официально зарегистрированы. Поэтому в ВНП не включается:
а) труд на себя (человек сам строит себе дом, вяжет свитер, ремонтирует квартиру, мастер сам себе чинит телевизор или автомобиль, парикмахер делает себе прическу);
б) труд на безвозмездной основе (дружеская помощь соседу починить забор, приятелю сделать ремонт, знакомому довезти до аэропорта);
в) стоимость товаров и услуг, производимых «теневой экономикой».
Хотя продажа продукции, произведенной подпольно, является рыночной сделкой, однако она официально не регистрируется и не фиксируется налоговыми органами. Объем производства этого «сектора» экономики составляет в развитых странах от трети до половины совокупного выпуска. Под теневой экономикой понимаются те виды производств и деятельности, которые официально не зарегистрированы и не учитываются национальными статистическими и налоговыми службами. К теневой экономике, таким образом, относятся не только незаконные виды деятельности (наркобизнес, подпольные притоны и игорные дома), но и вполне легальные виды, прибыль от которых однако укрывается от уплаты налогов. Для оценки доли теневой экономики не существует прямых методов подсчета, и, как правило, используются косвенные методы, такие как дополнительный расход электроэнергии сверх расходуемого официально и дополнительная денежная масса (количество денег) в обращении сверх необходимой для обслуживания официальных сделок.

· Стоимость. ВВП измеряет совокупный объем производства в денежном выражении, т.е. в стоимостной форме, поскольку иначе невозможно сложить яблоки с дубленками, автомобилями, компьютерами, CD-плейерами, пепси-колой и т.д. Деньги служат измерителем стоимости всех товаров, позволяющим оценить, соизмерить ценности всех производимых экономикой разнообразных видов товаров и услуг.

· Конечных. Вся продукция, производимая экономикой делится на конечную и промежуточную. Конечная продукция – это продукция, которая идет в конечное потребление, и не предназначена для дальнейшей производственной переработки или перепродажи. Промежуточная продукция идет в дальнейший процесс производства или перепродажу. Как правило, к промежуточной продукции относится сырье, материалы, полуфабрикаты и т.п. Однако в зависимости от способа использования один и тот же товар может быть и промежуточным продуктом, и конечным.

· Товаров и услуг. Все, что не является товаром или услугой, не включается в ВВП. Те платежи, которые делаются не в обмен на товары и услуги, не учитываются в стоимости ВВП. К таким платежам относятся трансфертные выплаты и непроизводительные (финансовые) сделки. Трансфертные платежи делятся на частные и государственные и представляют собой как бы подарок. К частным трансфертам относятся, в первую очередь, выплаты, которые родители делают детям; дары, которые друг другу делают родственники и т.п. Государственные трансферты – это выплаты, которые государство делает домохозяйствам по системе социального обеспечения и фирмам в виде субсидий. Трансферты не включаются в стоимость ВВП: 1) так как за трансфертами не стоит оплата ни товара, ни услуги, т.е. в результате этой выплаты не происходит изменение величины ВВП, т.е. не производится ничего нового, и совокупный доход лишь перераспределяется; 2) чтобы избежать двойного счета, поскольку трансфертные платежи включаются в потребительские расходы домохозяйств (это часть их располагаемого дохода) и в инвестиционные расходы фирм (в качестве субсидий). К финансовым сделкам относится купля и продажа ценных бумаг (акций и облигаций) на фондовом рынке. Поскольку за ценной бумагой также не стоит оплата ни товара, ни услуги, эти сделки не изменяют величину ВВП и является результатом перераспределения средств между экономическими агентами. (При этом следует иметь ввиду, что выплата доходов по ценным бумагам обязательно включается в стоимость ВВП, поскольку является платой за экономический ресурс, т.е. факторным доходом, частью национального дохода).

· Произведенных в экономике (внутри страны). Это утверждение важно для того, чтобы понять отличие показателя валового внутреннего продукта (Gross Domestic Product) - ВВП - от валового национального продукта (Gross National Product) – ВНП. ВНП представляет собой совокупную рыночную стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных гражданами страны с помощью принадлежащих им, т.е. национальных факторов производства, неважно на территории данной страны или в других странах. При определении ВВП критерием выступает фактор национальной принадлежности. А ВВП – это совокупная рыночная стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных на территории данной страны, неважно с помощью национальных или иностранных факторов производства. При определении ВВП критерием является территориальной фактор. В большинстве развитых стран отличие ВВП от ВНП не превышает 1%. Различие между этими показателями существенно для стран, получающих высокие от предоставляемых ими услуг гражданам других стран (например, туристических услуг - Кипр, Греция, Мальта и др. - или банковских услуг - Люксембург, Швейцария).

· В течение одного года. В соответствии с этим условием все товары, произведенные в предыдущие годы, десятилетия, эпохи не учитываются при подсчете ВВП, поскольку они уже были учтены в стоимости ВВП соответствующих лет. Поэтому, чтобы избежать двойного счета, в ВВП включается только стоимость объема производства данного года.

Труд - это процесс сознательной целесообразной деятель­ности людей, направленной на создание необходимых им благ. Процесс труда связан с затратами человеческой энергии, мускулов, интеллекта. По характеру этих затрат труд можно де­лить на физический и умственный. Физический труд характеризу­ется затратами преимущественно физической, а умственный - ум­ственной энергии.

Подобные затраты рассматриваются экономической теори­ей как расходование рабочей силы человека. Под рабочей силой понимается способность человека к труду – способность физическая и профессиональная. Это означает, что для того, чтобы тру­диться, надо обладать определенным минимумом здоровья и про­фессиональными навыками. Профессиональные навыки предпо­лагают наличие у человека необходимой для данного труда ин­формацией и умения ее использовать в процессе труда. Такая ин­формация нужна, так как труд всегда конкретный - это труд то­каря, продавца, врача, учителя - и он требует конкретных знаний и умении, необходимых для изготовления какой-то вещи или ока­зания услуги, которые до процесса труда должны существовать в голове работника в виде информационного образа.

Рабочая сила существует до того, как на­чинается процесс труда, являющегося функцией рабочей силы. Поскольку рабочая сила заключает в себе потенциальный труд, то ее можно рассматривать в качестве трудового ресурса, а рабо­чее население страны со всей его совокупностью рабочих сил как трудовые ресурсы общества.

В масштабах всего общества трудовые ресурсы представле­ны той частью населения страны, которая способна к труду, т.е. обладает рабочей силой. Это означает, что лишь часть населения представляет трудовые ресурсы.

В современном обществе основными критериями включения людей как носителей рабочей силы в состав трудовых ресурсов являются возраст, состояние здоровья и готовность трудиться. Человека можно включить в состав трудовых ресурсов, если он находится в трудоспособном возрасте и в трудоспособном состоя­нии. Однако конкретное содержание понятий "трудоспособный возраст" и "трудоспособное состояние" в разных странах может быть различным.

Если обратиться к первому понятию, то оно означает тот возраст человека, при котором он может быть субъектом труда как фактора производства. У этого возраста есть нижние и верх­ние границы, разные в разных странах.

Нижняя граница во многих странах зависит от содержания труда, системы образования и трудового законодательства. Если преобладает труд, не требующий больших знаний, то образование может сводиться к передаче родителями своего трудового опыта детям, при этом если нет запрета на детский труд, то трудоспособ­ный возраст может начинаться рано. Если же в стране работа детей запрещена, при этом преобладает сложный труд, то возникает не­обходимость в обязательном среднем и профессиональном образовании и трудоспособный возраст начинается сравнительно поздно.

Верхняя граница трудоспособного возраста в современных условиях в основном зависит от законодательства, определяюще­го пенсионный возраст. Во многих странах он начинается в 65 лет. В некоторых странах есть законы, согласно которым ушед­ший на пенсию не должен работать. В других странах, как, на­пример, в России, пенсионерам разрешено работать, так что тру­доспособный возраст отдельных людей оказывается в зависимос­ти от их трудоспособного состояния. Трудоспособное состояние характеризуется физической и умственной дееспособностью. С одной стороны, эта дееспособ­ность зависит от состояния здоровья, а с другой - от требований, которые предъявляет производство к труду как к своему фактору. Очевидно, что больной находится в недееспособном состоянии, но не каждый физически и умственно здоровый может считаться дееспособным на тех работах, которые требуют особой квалифи­кации и оказывают такую нагрузку на организм, которую не вся­кий может выдержать. Вот почему при рассмотрении труда как фактора производства необходимо обращение к его качественным и количественным характеристикам.

Качественные характеристики труда отражают уровень ква­лификации работников. По этому уровню существует общее деле­ние работников на квалифицированных, полуквалифицированных и неквалифицированных.

К квалифицированным относят рабочих, обучение и подго­товка которых потребовали значительного времени, которые ов­ладели большой информацией и способны осуществлять сложные не столько в физическом, сколько в интеллектуальном плане тру­довые операции. В эту категорию включаются профессиональные работники, относимые в России к служащим: преподаватели, вра­чи, юристы, экономисты, работники государственных органов, прошедшие длительную общую и профессиональную подготовку и являющиеся носителями значительной информации, необходи­мой для осуществления сложных работ.

К полуквалифицированным относят работников, подготов­ка которых не потребовала продолжительного времени и кото­рые, владея ограниченным объемом информации, способны про­изводить трудовые операции средней сложности.

Неквалифицированными считают работников, выполняю­щих работу, не требующую специальной подготовки. Как прави­ло, обучение необходимым трудовым операциям и получение не­обходимой для этого информации происходит в процессе самого труда, как труда землекопов.

Квалификация работников находит отражение в степени сложности их труда. Неквалифицированный труд считается про­стым, а квалифицированный - сложным, как бы возведенным в степень простым трудом, или простым трудом, помноженным на соответствующий коэффициент сложности. Отличить квалифицированного работника от неквалифицированного можно по их способности к взаимоза­мещению. Квалифицированней работник может заменить неквалифицированного на его работе., а вот обратное невозможно. На­пример, инженер-конструктр может торговать сигаретами, тогда как, киоскер сконструировать машину не в со­стоянии. Использование квалифицированных работников на неквалифицированных, работах означает нерациональное использование труда как фактору производства.

В увеличении доли затрат квалифицированного труда и уменьшении доли неквалифицированного труда проявляется про­гресс общества. Тем более, что вместе с профессиональным рос­том человека идет и его общее развитие. Обратный процесс свиде­тельствует об экономическом и социальном регрессе.

Достижение и поддержание определенного уровня квалифи­кации рабочего населения является важной составляющей воспро­изводства совокупной рабочей силы как ресурса. Оно требует на­личия в стране дошкольного воспитания професси­онального образования и - всех тех, институтов общества, которые, обеспечивают фазу производства рабочей силы. Обществу также важно распределять, рабочую силу по тем отрас­лям и предприятиям, которые испытывают в ней нужду.

В фазе потребления рабочей силы проявляются количествен­ные характеристики труда как фактора производства, поскольку они представляют собой затраты труда. Зависимость результатов производства от затрат труда требует учета факторов, влияющих на эти затраты.

В рамках, страны такие затраты груз прежде всего зависят от численности занятого рабочего населения. Незанятость части ра­бочего населения в общественном производстве, наличие в стране безработицы означает уменьшение величины труда как фактора производства. На затраты индивидуального и совокупного труда влияет продолжительность рабочего дня: и недели; а также отпусков. Ра­бочий день - это время суток, в течение которого происходит про­цесс труда. Рабочая неделя определяется количеством рабочих ча­сов в неделю.

Рабочий день и рабочая неделя характеризуют рабочее вре­мя - время, в течение которого происходит процесс труда. Нера­бочие дни предстают как выходные. Они, как правило, приходят­ся на конец недели. Нерабочие дни, обычно устанавливаемые раз в год с сохранением среднего заработка, считаются отпусками. Увеличение продолжительности отпусков ведет к со­кращению затрат труда,

На затраты труда влияет и его интенсивность. Под интен­сивностью понимается напряженность труда, измеряемая расхо­дами человеческой энергией единицу времени. Более интенсив­ный труд предполагает при прочих одинаковых факторах боль­шие затраты труда.

Рассмотренные факторы тесно связаны друг с другом: недо­статок одного фактора может быть возмещен другим. С точки зрения общественного производства неполная занятость рабочего населения может быть возмещена повышенной продол­жительностью рабочего времени или интенсивностью труда ра­ботников. Рост интенсивности труда может компенсировать со­кращение рабочего дня и наоборот. Подобная связь существует между качественными и количе­ственными характеристиками труда как фактора производства. Так, труд полуквалифицированного работника может дать такой же результат в виде блага и его полезности, что и труд квалифи­цированного работника, если он будет более продолжительным или интенсивным. И это несмотря на то, что квалифицированный труд дает в единицу времени при той же интенсивности гораздо больший результат, чем полуквалифицированный.

Отношение результата труда в виде произведенного про­дукта к его затратам в виде человеческой энергии характеризует его производительность. Рост производительности позволяет при данных затратах труда в единицу времени производить больше продукции. Производительность труда зависит от ряда факторов, которые можно подразделить на субъективные и объективные.

К субъективным факторам относят все то, что непосред­ственно связано человеком как субъектом труда. Прежде всего, это - его квалификация. Квалифицированный труд в единицу времени создает больше благ, чем неквалифициро­ванный. Другим таким фактором является кооперация труда. Важную роль в обеспечении производительности труда играет его организация. Организация труда должна исклю­чать непродуктивные затраты усилий работников, обеспечивать ответственное отношение к труду; вызывать у работников заинтересованность в результатах своего труда.

К объективным факторам производительности труда относят изменения в вещественных факторах производства - в земле и капитале, выступающих в качестве объектов труда. Например, замена менее плодородного участка земли на более плодородный позволяет увеличить урожай при прежних затратах труда. Оснащение работников машинами ведет к увеличению объемов производства продукции даже при сокращении затрат труда. Здесь можно видеть, что действие объективных факторов ведет к тому, что они замещают труд как фактор производства. При этом проявляются те же закономерности, что и при замещении земли. Замещение труда капиталом может вызвать рост отдачи от каждой дополнительно вовлекаемой, единицы капитала до опре­деленного момента, после чего, отдача начинает падать, т.е. вступает в действие эффект - убывающей отдачи на капитал как фак­тор производства.

Субъективные и объективные факто­ры влияют на производительность труда в тесном взаимодействии друг с другом. Можно говорить о чистой производи­тельности того или иного фактора производства. Чистая произ­водительность личного фактора производства характеризует про­изводительную силу труда, которая существует наряду с производительной силой земли или капитала. В целом производительность определяется одновременно несколькими факторами: если на предприятии старая техника заменяется на новую, то эти изменения могут не обеспечить рост производительности, если не произойдут соответствующие изменения в труде по обслуживанию техники. Так что рост производительности здесь определяется не только капиталом, но и трудом.

В товарном хозяйстве труд одновременно является общественным и частным. Первая особенность труда связана с его специализацией и соответствующим разделением труда товаропроизводителей. Труд отдельных производителей предстает как часть общественного труда, создающего общественный продукт. Он является трудом для удовлетворения потребностей других людей, то есть трудом на общество.

При этом труд одного производителя оказывается связанным с трудом других, что характеризует обобществление труда. Благодаря обобществлению труда экономика превращается в единую общенациональную систему, именуемую в экономической теории народным хозяйством. Так что системность экономики, ее народнохозяйственный характер обеспечиваются обобществлением труда, обусловленным развитием товарного производства.

Вторая особенность труда заключается в том, что он выступает как труд обособленных, экономически самостоятельных товаропроизводителей, имеет частный характер.

В основе этого характера труда лежит частная собственность на капитал как фактор производства и на производимый товар. Она обусловливает то, что производство того или иного товара является частным делом владельца капитала как товаропроизводителя. Лишь рынок через покупку товара признает труд его производителя общественным - трудом на общество. Но произведенный товар могут не купить на рынке, что означает его непризнание обществом. В этом случае вложенный в него труд так и остается частным.

Следующая характерная особенность труда в товарном производстве заключается в его подчиненном положении по отношению к капиталу. Это обусловлено тем, что именно собственность на капитал как фактор производства определяет собственность на произведенный товар, и именно собственники товаров, включая деньги как товар-эквивалент, являются субъектами рынка. Отсутствие капитала обусловливает и отсутствие возможности выхода на рынок с произведенным товаром. В этом случае единственным товаром, который можно продать, становится способность человека к труду, то есть рабочая сила. Покупателем такого товара становится владелец капитала, достаточно крупного, чтобы привлекать для обеспечения его функционирования дополнительную рабочую силу.

Труд в системе социально-экономических отношений может быть свободным, либо наемным.

Свободным является труд собственников капитала, которые сами определяют условия труда, его напряженность и продолжительность. Товарный характер производства обусловливает такую особенность данного труда как его единство с предпринимательской деятельностью. Эта деятельность включает выбор вида товара, который нужно производить, организацию производства такого товара и его реализацию.

Подобное единство труда и предпринимательской деятельности характерно для мелкотоварного производства, именуемого простым товарным производством. Его представителями являются ремесленники, фермеры (крестьяне), торговцы.

При достаточно крупных размерах капитала необходимый для его использования труд может быть возложен на наемных работников, а за собственниками капитала остается чисто предпринимательская деятельность. Так возникает отделение труда работников от предпринимательской деятельности, отражающее отношения найма.

Наемный труд возникает при трех основных условиях.

Первое условие. Личная свобода работников как собственников своей рабочей силы, которая позволяет им распоряжаться ею по своему усмотрению, в том числе продавать на рынке труда. Такой возможностью не обладали в свое время ни рабы, ни крепостные крестьяне, так как не были лично свободны.

Второе условие. Лишение работников собственных средств производства в виде земли и капитала, а также средств существования. Так, в свое время развитию наемного труда способствовало освобождение крепостных крестьян без земли. Мы также знаем уже, что могут лишиться собственных средств производства и разорившиеся в результате действия закона стоимости мелкие товаропроизводители.

Третье условие. Сосредоточение крупного капитала как фактора производства в руках отдельных людей, именуемых капиталистами. Этот процесс получил название «первоначальное накопление капитала». В результате данного процесса появляются владельцы крупных капиталов, не способные обеспечить его функционирование собственным трудом без привлечения наемных работников.

В целом, отношения найма возникают при наличии, с одной стороны, массы людей, лишенных собственных средств производства и средств существования и обладающих лишь рабочей силой, потому вынужденных идти в наем, а с другой - крупных капиталов, требующих для своего функционирования значительных затрат труда. Сам характер данных отношений обусловливает подчиненное положение труда по отношению к капиталу - ведь именно владельцы капитала нанимают носителей труда, а не собственники рабочей силы нанимают капитал.

Рабочая сила как товар

Отношения найма предполагают сделку между работником и собственником капитала о предоставлении в распоряжение второго рабочей силы первого за определенную плату.

С точки зрения отношений собственности, рабочий, как владелец рабочей силы передает право ее использования, распоряжения и присвоения результатов ее использования владельцу капитала. По-существу, это не что иное, как сделка купли-продажи рабочей силы как товара.

Существование рабочей силы как товара предполагаетналичие у нее характерных всем товарам свойств: стоимость и потребительная стоимость.

Стоимость товара «рабочая сила» определяется вложенными в ее производство затратами:

    Затраты на необходимые рабочему и его семье средства существования.

    Затраты на образование рабочего, как общие, так и профессиональные.

    На восстановление способности к труду.

    Затрат на содержание детей рабочих.

Потребительная стоимость товара «рабочая сила» может себя проявить лишь в процессе ее потребления, то есть в процессе труда. Ее полезность оценивается покупателем – владельцем капитала. Для последнего эта полезность заключается в способности рабочей силы производить нужный товар. Однако, только этим ее полезность ограничиться не может. Ведь производство организуется владельцем капитала ради дохода, получаемого от продажи произведенных товаров. Причем такое производство для владельцев капитала приобретает экономический смысл, если стоимость произведенных товаров превышает стоимость затраченных факторов производства этих товаров, то есть получается дополнительная, или прибавочная стоимость.

Поскольку прибавочная стоимость - часть стоимости производимого товара, то она также создается трудом. Значит, рабочий, создавая стоимость товара, создает и прибавочную стоимость. В этой способности создавать прибавочную стоимость заключается главная полезность рабочей силы для владельцев капитала.

Ценой рабочей силы является заработная плата. Она предстает как денежное выражение стоимости рабочей силы.

Наемный труд применяется на сравнительно крупных предприятиях, которые в условиях товарно-денежных отношений имеют преимущества перед мелкими и средними предприятиями. С развитием товарного производства возрастает доля наемного труда. Это обуславливает социально-экономическую значимость отношений между владельцем капитала и наемными рабочими. Центральное место в этих отношениях занимают отношения, касающиеся производства и распределения стоимости производимых товаров, включая прибавочную стоимость.

Процесс труда как процесс производства стоимости и прибавочной стоимости

Процесс производства товара требует использования всех факторов производства. Использование наемного труда предполагает, что функцию организации производства выполняет владелец капитала непосредственно либо опосредованно черед передачу факторов в распоряжение специалистов по управлению – менеджеров.

При анализе процесса труда следует учитывать его двойственный характер. Одновременно он предстает как труд конкретный и как абстрактный.

Будучи конкретным, труд создает потребительную стоимость товара со всеми его физическими свойствами и качествами.

Одновременно труд является абстрактным, выступая в виде затрат энергии работника, его мускулов, нервов и т.п. как таковой он создает новую стоимость.

Труд наемного работника делится на две части. Одна создает стоимость, равную стоимости их рабочей силы, другая – прибавочную стоимость. Это означает деление труда не необходимый и прибавочный. На необходимое и прибавочное время делится и рабочий день. Результат необходимого труда достается рабочему в виде заработной платы, а прибавочного – владельцу капитала. Для владельца капитала особую ценность представляет способность рабочей силы создавать стоимость больше собственной на величину прибавочной стоимости.

Дополнительный доход можно рассматривать как дополнительную или избыточную прибавочная стоимость. Возможность получения избыточной прибавочной стоимости выступает в качестве стимулятора роста производительности труда рабочего.




Top