Стратегическое планирование в образовательном учреждении. Система планирования и прогнозирования деятельности образовательной организации тришкина н.и Планирование в образовательном учреждении

побуждение - А что еще заметили, какие особенности строе- - Колючки вместо листьев (вторая решающая

к гипотезе ния указывают на то, что верблюжья колючка при- гипотеза)

побуждение способилась к выживанию? - Давайте проверим гипотезу. Почему колючки? - Меньше испаряют влаги.

к проверке - Итак, сделаем вывод о втором приспособлении. (аргумент)

опорный - Согласна (вывешивает на доску «колючки, мел- - Еще одно приспособление - колючки вместо

сигнал кие листья»). листьев для уменьшения испарения.

материал для - Два приспособления определили, но это еще не все. каждая группа работает с текстом об одном

выдвижения Даю задание по группам. Каждая прочитает текст и из приспособлений:

гипотез попробует высказать свои предположения относи- Утолщенные листья и стебли.

тельно приспособляемости растений пустыни. Быстрый рост весной.

побуждение Листопад или веткопад.

к гипотезе - Заслушаем группы. Какие появились гипотезы?

опорный фиксирует выступления групп на доске каждая группа высказывает соответствующую тексту гипотезу

сигнал - Сделайте вывод о приспособлениях растений делают вывод (открытие нового знания)

вывод пустыни.

Основные выводы статьи

1. Проблемно-диалогическое обучение - это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учащимися посредством диалога с учителем.

2. Технология проблемно-диалогического обучения представляет собой детальное описание диалогических методов постановки проблемы и поиска решения. Данная технология является результативной и здоровьесберегающей, поскольку обеспечивает высокое качество усвоения знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей, воспитание активной личности при сохранении здоровья учащихся.

3. Технология проблемно-диалогического обучения является общепедагогической, т.е. реализуемой

на любом предметном содержании и любой образовательной ступени. В то же время существует определенная предметная специфика данной технологии, наиболее ярко выраженная у побуждающего диалога.

Литература

1. Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. М., АПКиПРО, 2002. 168 с.

2. Мельникова Е.Л. Технология проблемно-диалогического обучения // Образовательная система «Школа-2100». Сборник программ. М., 2004. С.75-90.

3. Мельникова Е.Л. Технология проблемного обучения // Школа 2100. Образовательная программа и пути ее реализации. Выпуск 3. М., Баласс, 1999. С.85-93.

Табарданова Татьяна Борисовна,

к.п.н, ст. научный сотрудник Ульяновский ИПК и ПРО

ОСОБЕННОСТИ ПЛАНИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИННОВАЦИОННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО Учреждения

Качество планирования во многом определяет уровень руководства образовательным учреждением. Перед руководителями образовательного учреждения в процессе планирования возникают следующие вопросы, от правильности ответов на которые зависит эффективность как процесса планирования в целом, так и его продукта - собственно плана:

Какие этапы выделяют в процессе планирования? - Каковы требования к плану работы организации?

Что представляет из себя система планов в образовательных учреждениях?

Какие существуют формы планирования?

Именно на эти и некоторые другие вопросы мы попытаемся дать ответ в этом параграфе.

Целеполагающая деятельность руководителя образовательного учреждения, как было сказано выше, предполагает и определение средств реализации целей. Задача руководителя и возглавляемого им коллектива - выбрать из множества средств такие, которые наиболее рационально приведут к реализации целей. В свою очередь, цели операционного уровня служат своеобразными «точками контроля» за движе-

Теория инновационной деятельности

нием организации к целям оперативного и официального уровней.

Цель является объединяющим понятием плана деятельности, реализуемой коллективом образовательного учреждения.

Во всем мире планирование является основным содержанием деятельности управленца. Рассмотрим некоторые трактовки термина «планирование», встречающиеся в управленческой и педагогической литературе. Так, З.П. Румянцева в учебном пособии «Менеджмент организации» придерживается той точки зрения, что планирование - это стадия процесса управления, на которой определяются цели деятельности, необходимые для этого средства, а также разрабатываются методы, наиболее эффективные в конкретных условиях.

Сущность планирования, по В.П. Симонову, заключается в определении основных видов деятельности и мероприятий, конкретных исполнителей и сроков выполнения работ.

Цель планирования в образовательном учреждении заключается в выработке единства действий всех субъектов деятельности - административного персонала и педагогического коллектива, с одной стороны, и коллектива обучающихся - с другой.

Принимая эти определения в качестве базовых, мы выделяем следующие, три основных компонента плана:

Цели, которые должны быть достигнуты, при формулировке которых необходимо учитывать все свойства и характерные особенности целей организации;

Действия, которые необходимо предпринять для достижения целей;

Ресурсы (средства), необходимые для осуществления этих действий.

Этапы планирования

1. Выявление потребностей развития организации на основе анализа источников изменений (внешних и внутренних).

2. Выявление проблем (технологической основы целеполагания.

3. Формулирование целей с учетом их характерных признаков.

4. Генерация вариантов реализации целей и их оценка (выявление как можно большего числа альтернативных вариантов действий, оценка каждого из вариантов, выбор оптимального).

5. Определение действий (что нужно сделать для того, чтобы реализовать выбранный вариант).

Таблица 1

Особенности традиционного и стратегического планирования

№ п/п Типы планирования

Традиционное Стратегическое

1 Отсутствие вариативности Планирование альтернативных вариантов развития

2 Организация планирования «сверху вниз». Отсутствие мотивирующего характера плана Организация планирования «снизу вверх». Мотивирующий характер плана

3 Непереформулирование целей Непрерывное переформулирование целей (в пределах миссии)

4 Ориентация на однажды намеченный результат, а не на процесс Определение конкретных промежуточных рубежей. Мониторинг

5 Соотношение планов в большей степени с материальными ресурсами Соотношение планов в большей степени с человеческими ресурсами

6 Ориентация на внутренние ресурсы организации Учет как внутренних, так и внешних ресурсов

6. Ранжирование действий (какая последовательность выполнения действий оптимальнее).

7. Определение необходимых ресурсов (какие ресурсы понадобятся для реализации плана).

8. Пересмотр плана (приведет ли данный план к требуемым результатам? Если ответ отрицательный, необходимо вернуться к этапам 4, 5 или даже к 3-му).

9. Подготовка плана действий и определение сроков их реализации (кто, что, в какие сроки должен будет сделать).

10. Контроль за осуществлением плана, коррекция плана в случае необходимости.

Для того чтобы план работы организации эффективно выполнял свои функции, он должен отвечать следующим требованиям:

Полнота состава действий (содержать все необходимые и достаточные для достижения поставленных целей действия);

Целостность, скоордивированность (все необходимые связи между действиями должны быть установлены и согласованы по содержанию и срокам);

Сбалансированность по всем ресурсам (кадровым, финансовым и др.);

Контролируемость (определяется операциональ-ностью промежуточных целей);

Чувствительность к сбоям.

Остановимся подробнее на анализе некоторых из этих требований.

Основные недостатки традиционного планирования заключаются в том, что в нем, как правило, не обеспечивается полнота состава действий, необходимых для достижения целей, не фиксируются связи между мероприятиями, без которых план представляет собой некоторую «эклектику» мероприятий. Как правило, это происходит в случае пропуска или некачественной реализации 4, 5 и 6-го этапов планирования.

Особо следует остановиться на проблеме согласования мероприятий по содержанию и срокам. Конечно, если действий, необходимых для достижения данной цели, немного и их выполнение, не требует координации с действиями по достижению других целей, то согласование сроков не представляет труда. В других же случаях необходимо использовать специальные средства для согласования сроков выполнения действий. Многие авторы пособий по управлению рекомендуют в данном случае пользоваться ленточной диаграммой (графиком) Гантта, условный пример которой мы приводим на рис. 1.

Строить диаграмму необходимо с заключительного действия (мероприятия), двигаясь справа налево.

Инновационные проекты и программы в образовании 2009/1

Теория инновационной деятельности

Вначале нужно зафиксировать момент времени, когда должно быть закончено достижение цели, т.е. выполнены все действия; затем определить продолжительность действия, заключающего процесс решения поставленной задачи (действие 5 на рис. 1), и момент его начала и окончания заключительного действия надо нанести на диаграмму и соединить прямой линией, показывающей п родолжительность действия. Затем определить, какие действия должны быть закончены к моменту начала отобранного на диаграмме последнего действия. Для этих действий уже оп ределяются их продолжительность, момент начала, и наносятся на диаграмму (рис. 1, действие 4). Затем все повторяется вновь для действий, только что нанесенных на диагра мму.

После первого заполнения может оказаться, что мероприятия не умещаются в гр аницах времени, отводим ого на решение задачи, т.е. в предусматриваемые сроки задача не может быть р ешена. Тогда необходимо либо изменять общие сроки начала и окончания данной задачи, либо умень шать продолжительность к аких-либо действий.

Из графика Гантта видно, что если при реализации плана какое-то действие (мероприятие) в указанное время не начало сь, то сбои пойдут по всей цепочке слева направо, т.е. к предполагаемому сроку задача не будет решена.

Итак, четкое представление о связях между дей-ст виями позволит сделать управление прогностичным, своевременно корректировать действия, а не просто фиксировать «отрицательный результат».

Не менее важным требованием, особенно в настоящее время, является требование сбалансированности по всем ресурсам, т. к. всякое планируемое действие должно быть соотнесено с имеющимися ресурсами. Первая прикидка и оценка необходимых ресурсов осуществляется еще на ранних этапах планирования, например, при оценке различных вариантов действий. Данный ресурсный анализ, вероятно, следует проводить, отвечая на вопрос, что мы имеем для реализации определённых целей? Однако только после уточнения, упорядочения действий необходимо провести более точный, подробный ресурсный анализ, отвечая на вопрос, что мы должны предпринять, чтобы создать условия, необходимые для реализации плана.

М.М. Поташник выделяет следующие условия, или группы условий (ресурсов), которые должны стать объектом анализа руководителя и возглавляемого им коллектива:

Организационные - приведение в соответствие организационной структуры учреждения с новыми целевыми установками. Руководитель должен быть уверен, что в его организации есть структуры (подразделения), которые возьмут на себя ответственность по реализации определенной цели. Обеспечение организационных ресурсов - это создание новых структур -(месяцы) органов, советов, комиссий, лабораторий, центров, временных творческих коллективов или постоянно действующих научнометодических подразделений;

Кадровые - повышение профессионального мастерства членов организации в связи с усложненными целями деятельности коллектива. Обеспечение кадровых ресурсов - это управление персоналом - организация системы методической работы; повышение квалификации; изучение, обобщение передового педагогического опыта, аттестация педагогических кадров; переподготовка специалистов;

Научно-методические - разработка концептуальных основ развития учреждения, создание методикодидактических блоков;

Финансовые - это и деньги, которые нужны для финансирования решения задачи, и действия, которые нужно совершить, чтобы это финансирование иметь; это и ответ на вопрос, какова цена задачи, и ответ на вопрос, каковы пути, средства, источники финансирования новых программ;

Мотивационные - это действия, призванные сформировать заинтересованность исполнителей в достижения новых целей. Это конкретные приемы стимулирования и мотивации работников, согласно анализу их ведущих потребностей и возможностям организации. К сожалению, реализация этих условий часто носит стихийный характер;

Нормативно-правовые - это подготовка документов регламе нтирующего характера (уставов, положений, решени й, приказов и т.п.).

Чувствительность же плана к сбоям определяется многими факторами.

Во-первых, наличием в плане вышеупомянутых промежуточных операционных целей, которые будут являться определенными стандартами, (параметрами) в процессе осуществления управленческого контроля. Только сравнив измеренные результаты со стандартами, руководитель может принять решение о необходимости корректирующих действий, не допуская тем самым «отрицательного результата», создавая основу для прогнозирования, оценки деятельности и планирования.

Во-вторых, планированием альтернативных вариантов развития организации, что пока еще не находит достойного места в нашем традиционном планировании.

Инновационные проекты и программы в образовании 2009/1

Теория инновационной деятельности

В связи с этим нельзя не затронуть понятие «стратегическое планирование», которое не имеет никакого отношения к срокам планирования, а отличается от нашего традиционного (долгосрочного) определенными показателями.

Реализация принципов стратегического планирования сделает план не только чувствительным к сбоям, но и придаст ему устойчивость.

Система планов

в образовательных учреждениях

Выработка стратегии организаций - не самоцель стратегического планирования. Эта сложная и трудоемкая работа приобретает смысл в том случае, если стратегия в дальнейшем реализуется. Для того чтобы контролировать процесс реализации стратегии и быть уверенными в достижении поставленных целей, руководитель вместе с членами организации разрабатывают планы, программы, проекты, мотивируют процесс, т.е. управляют им.

Результатом функционирования системы стратегического планирования является совокупность взаимосвязанных плановых документов, в которых отражены принятые стратегические решения и распределение ресурсов.

Основная предпосылка, лежащая в основе структуризации системы планов, отражает вывод теории управления - «закона необходимого разнообра-

зия», согласно которому сложная система требует сложного управляющего механизма, т.е. система планов должна быть примерно такой же сложной, как сама организация.

Как показывает практика, в современном образовательном учреждении разрабатываются три уровня взаимосвязанных планов (см. рис. 2).

Рассмотрим характерные особенности каждой разновидности планов, реализуемых в образовательных учреждениях. Стратегические планы имеют следующие особенности:

Субъективны по своей природе и основаны на предположениях, мнениях, прогнозах и предсказаниях, сопряжены с некоторой степенью неопределенности и риска;

Являются вершиной системы планов, т. к. характеризуют основное назначение организации (миссию), ее цели и стратегии;

Служат ориентиром для всех прочих планов;

Каждый стратегический план обязательно подкрепляется комплексом планов тактического уровня.

К стратегическому уровню планирования относится и весьма распространенная сегодня в российских образовательных учреждениях программа развития.

Тактические планы характеризуются следующим:

Служат основным инструментом реализации стратегических планов;

Разрабатываются в полном соответствии со стратегическими планами, «в их развитии»;

Рис. 2. Система планов образовательного учреждения

Инновационные проекты и программы в образовании 2009/1

Теория инновационной деятельности

При их разработке реализуется принцип «кто должен выполнять планы, тот их и разрабатывает» (особенно важно учитывать эту характеристику при разработке плана работы на текущий учебный год, вовлекая в процесс планирования всех членов коллектива, а не «спускать план сверху»);

Рассчитаны, как правило, на более короткий период времени, чем стратегические планы, поэтому результаты их реализации проявляются сравнительно быстро и возможно скорое принятие мер по выявленным отклонениям;

Если стратегические планы направлены на реализацию официальных и оперативных целей, то тактическое планирование основано на целях второго (оперативного) и третьего (операционного) уровней организационных целей.

Оперативные планы имеют следующие характеристики:

Служат основным инструментом реализации планов тактического уровня;

Направлены на реализацию операционных целей;

Максимально детализированы, соотнесены с конкретным сроком реализации;

Разрабатываются конкретными исполнителями.

Формы планирования

Известно, что главное в планах работы всех учреждений - их содержание. Однако, чтобы стать действительно рабочим документом, план должен быть разработан в удобной для пользователя форме.

В менеджменте чаще всего рассматривают графическое и программно-целевое планирование.

В основу технологии графического планирования заложен комплексный подход, включающий следующие три этапа:

Первый. Планирование ежемесячно повторяемых мероприятий (дел), определяемых спецификой функционирования школы (дошкольного учреждения, учреждения дополнительного образования), как образовательного учреждения и особенностями каждого месяца учебного года.

Второй. Помесячно спланированные мероприятия дополняются сложившимися традициями образовательного учреждения, сформированными годами деятельности и отражающими её индивидуальность и неповторимость.

Третий. Разработка новой системы мер под те цели, которые определены на основе анализа деятельности учреждения за предыдущий год.

Такая технология позволяет ежегодно обновлять содержание плана лишь на 1/3 планируемого, что экономит время его разработчиков и особо концентрирует их внимание на развивающих учреждение новых мероприятиях, реализующих новые цели. Так обеспечивается развитие традиций учреждения, преемственность в системе мер.

Преимущества графического планирования следующие:

Наглядность, т.к. на шкале времени четко просматривается содержание основных разделов плани-

рования; удобны для обозрения на стенде и на рабочем столе;

Сбалансированность, т.к. исключает дублирование мероприятий по срокам и исполнителям;

Оптимальность, т.к. не допускает перегрузки плана;

Системность, т.к. позволяет разрабатывать годовой план на основе месячного и недельного планирования.

Другой формой является программно-целевое планирование, суть которого в разработке и реализации комплексно-целевых программ.

Исходный принцип программно-целевого планирования - четкая формулировка целей на основе анализа деятельности учреждения за прошлый период, выявление проблем, потребностей в изменениях.

Ядро плана - цель, программно-целевое же планирование - это:

Глубокий анализ состояния системы;

Формулировка генеральной цели (миссии);

Декомпозиция цели (генеральная цель может распадаться на несколько уровней, причем чем он ниже, тем конкретнее его цели;

Качественная и количественная (по возможности корректно) определенность целевых нормативов и показателей;

Выход на мероприятийный уровень (формулировка целей в форме конкретных задач).

Итак, вначале строится дерево целей, а затем под каждую цель - конкретная программа. Некоторые мероприятия направлены на достижение нескольких целей (задач), причем в ряде случаев, выходящих за рамки программы.

Под каждую программу формируется состав исполнителей, определяются этапы ее выполнения, выбираются оптимальный путь и средства решения программных задач, назначаются сроки исполнения и меры (формы) контроля.

Процесс составления и реализации такой программы по форме может опираться на документ, который по содержанию требует ответа на следующие 6 вопросов, объединенных в 3 категориальные пары:

1) Субъект - объект. (Кто? Что?).

Кто отвечает за достижение данной цели?

Что представляет собой эта цель?

2) Пространство - время (Где? Когда?).

Где и когда, что именно должно быть сделано?

3) Количество - качество (Сколько? Как?).

Сколько ресурсов потребуется на выполнение данной работы? Как именно это будет сделано?

Программно-целевое планирование может быть оформлено в виде таблицы (см. образец):

Гене- раль- ная цель Условия ее реализации Цели 2-го уровня (оперативные) Факторы, способствующие их достижению Цели 3-го уровня (операционные) Си- стема мер

Инновационные проекты и программы в образовании 2009/1

Теория инновационной деятельности

Программно-целевое планирование будет эффективным при реализации технологии американского менеджмента «Управление по целям», в основу которой положен приоритет целеобразования в структуре управленческой деятельности. Процесс управления рассматривается при этом следующим образом (см. табл. 2):

Таблица 2

Процесс управления по целям

Основные элементы Основные цели

Постановка целей 1. Сформулируйте долгосрочные цели и стратегические планы 2. Сформулируйте конкретные задачи всей организации 3. Определите задачи подразделений 4. Определите задачи каждого работника

Планирование мероприятий 5. Разработайте план мероприятий

Самоконтроль 6. Внедрите и осуществите корректирующие действия

Необходимо отметить еще один критерий эффективности как программно-целевого планирования, так и технологии «управление по целям», совместное определение целей руководителем и конкретным, исполнителем, ибо цели, поставленные руководителем, часто не становятся целью исполнителя.

В.И. Зверева выделяет следующие общие черты всех программ, независимо от их содержания и формы:

Направленность на цель, конечный результат, подчинение всех мероприятий и действий, осуществляемых в рамках программы, конечной цели, конечному результату;

Наличие в программе системы показателей, которые могут иметь и количественный, и качественный характер;

Объединение в определенных организационных рамках под общим управлением всех подразделений, исполнителей от начала до окончания работ;

Четкое определение функций и ответственности, выраженное в конкретике дел, сроков их реализации и определение ответственных исполнителей;

Включение программ в перспективное (стратегическое) планирование;

Гибкая система управления, максимально отвечающая особенностям программы и максимально приближенная к исполнителям.

Процесс совершенствования планирования в образовательных учреждениях невозможен без постоянной аналитической деятельности руководителя и членов коллектива, направленной на оценку качества системы планов. Поэтому необходимо назвать некоторые критерии оптимальности планов образовательного учреждения, в т.ч. следующие:

Значимость целей и задач, определенных на предстоящий период работы организации (подразделения);

Аналитичность построения плана;

Единство целей планируемой работы и средств их достижения;

Реальность выполнимости плана;

Оптимальность выбранной формы планирования;

Степень вовлеченности членов коллектива в процесс планирования (мотивированность плана).

Вопросы и задания

Насколько точно все эти этапы планирования согласуются с вашим личным управленческим опытом?

Какие этапы планирования не находят места в процессе планирования в вашей организации?

Спрогнозируйте возможные последствия игнорирования того или иного этапа.

Проанализируйте свои действия при проведении ресурсного анализа. Какие его компоненты являются постоянным объектом вашего внимания?

В соответствии с перечисленными критериями проанализируйте годовой план работы вашего учреждения (тактический уровень планирования) по следующим вопросам:

1) Какую форму плана вы используете (графическая, программно-целевая, текстовая) и в чем вы видите ее преимущество для работы?

2) Дается ли в плане анализ итогов работы учреждения за прошедший учебный год, вскрывает ли он причинно-следственные связи успехов и неудач?

3) Насколько основные цели годового плана вытекают из анализа работы учреждения (подразделения) за прошедший год?

4) Есть ли в разделах плана конкретный набор мероприятий, благодаря осуществлению которых должны быть достигнуты намеченные цели?

5) Определены ли методы и формы оперативного контроля за выполнением плана?

Инновационные проекты и программы в образовании 2009/1

Теория инновационной деятельности

Заключение

1) Осознание менеджером организационной культуры, доминирующей в образовательном учреждении, поможет определить оптимальную стратегию управленческого поведения в той или иной ситуации.

2) Организационная культура - это совокупность осознанных и неосознанных представлений сотрудников о способе деятельности, набор привычек, писаных и неписаных норм поведения, запретов, ценностей, ожиданий, проявляющихся и действующих в учреждении.

3) В состав организационной культуры входят символы и герои учреждения, ритуалы и церемонии, язык учреждения, разделяемые убеждения и ожидания, профессиональные и общечеловеческие ценности.

4) Общепринятая сегодня в мире типология организационных культур включает ролевую культуру, культуру «ордена», культуры деятельности и индивидуальности. В реальных образовательных учреждениях различные типы культур сосуществуют.

5) Управленческое поведение менеджера в образовательном учреждении детерминируют следующие «культурные» факторы:

Показатели социокультурной специфики (властная дистанция, индекс тревожности, динамизм изменений, отношение к ценностям, к людям, к самому себе и др.);

Доминирующая в образовательном учреждении организационная культура и способ ее существования (субкультуры успехов, неудач, конфронтации, личностного развития);

Представление менеджера об образовательном учреждении как объекте управления, сориентированном на внешние цели или живущем по законам саморазвития;

Базовая «гипотеза» менеджера о личностных особенностях людей, работающих в учреждении (экономически ориентированная, социально ориентированная, самоактуализирующаяся, сложная личность).

6) Важнейшими компонентами профессиональной подготовки менеджера образования являются умения целеполагания и планирования.

Целеполагание - это процесс формирования цели, осуществляемый на основе анализа обстановки; выявления ценностей и интересов, подлежащих удовлетворению;

Цель - это конкретный, охарактеризованный качественно, а где можно, то и конкретно количественно, образ желаемого (ожидаемого) результата, которого

образовательное учреждение может реально достичь к определенному моменту времени.

Цели образовательных учреждений разнородны, причем базовыми являются официальные, отражающие заказ и миссию учреждения; оперативные, определяющие направления деятельности учреждения; операционные, раскрывающие конкретные мероприятия (программу действий).

Технология целеполагания - это законосообразная, логически обусловленная последовательность этапов и действий, включающая выяснение потребностей и проблем на основе анализа и синтеза информации о прошлом и настоящем учреждения; анализ возможностей; принятие решения о том, что необходимо; выбор; уточнение цели; установление временных границ; контроль своих достижений.

Цель является объединяющим понятием плана деятельности, реализуемой образовательным учреждением, причем основными компонентами плана считаются цели, которые должны быть достигнуты; действия, необходимые для достижения цели; ресурсы и средства, требуемые для осуществления действий.

7) Сущность планирования заключается в определении основных видов деятельности и мероприятий, конкретных исполнителей и сроков выполнения работ. Инвариантная схема планирования включает следующие этапы:

Выявление потребностей развития учреждения на основе анализа источников изменений;

Уточнение проблем;

Формулирование целей;

Генерация вариантов реализации целей и их оценка;

Определение действий;

Ранжирование действий;

Нахождение необходимых ресурсов;

Пересмотр плана;

Подготовка плана действий и определение сроков выполнения работ;

Контроль за осуществлением плана и его коррекция в случае необходимости.

8) Современные сложные условия нестабильности в российской системе образования обусловливают отказ от традиционных схем и переход к стратегическому планированию, отличающемуся планированием альтернативных вариантов развития, мотивирующим действием плана, организацией планирования «снизу вверх», мониторингом, учетом как внешних, так и внутренних, особенно человеческих, ресурсов.

Все это обеспечивает инновационный менеджмент.

Инновационные проекты и программы в образовании 2009/1

Теория инновационной деятельности

Приложение 2

Обобщенная структурно-содержательная схема программы развития общеобразовательного учреждения

№ п/п Инвариантные компоненты программы развития Состав инвариантных компонентов программы развития Содержание и формы представления инвариантных компонентов программы развития

1 Аналитическая часть Проблемно-ориентированный анализ состояния образования в образовательном учреждении и выбор оснований для развития: - описание фактического состояния образования; - выявление позитивных достижений (т.е. базы новых преобразований); - выявление затруднений, проблем и анализ их причин (т.е. установление поля «ближайшего развития» образования); - характеристика требований социума; - описание возможных перспектив; Обобщенная информация о фактическом состоянии образования. - История становления учреждения (кратко). - Состояние материальнотехнической базы учреждения. - Характеристика окружающего социума. Сведения об обучающихся: - число учащихся; - распределение учащихся по полу, социальному составу, здоровью, успешности в обучении по развитию. - Организационно-педагогическое строение образовательного учреждения: - количество смен и режим работы учреждения; - количество классов по ступеням образования и параллелям; - образовательно-профильная направленность классов. Сведения о педагогах учреждения: - число педагогов; - количество учителей по учебным предметам (образовательным областям); - квалификационный состав педагогов (по кафедрам или МО); - распределение педагогов по возрасту, полу, уровням профессиональнопедагогической подготовленности. Краткая характеристика позитивных достижений образовательного учреждения - Достижения в освоении учащимися государственных образовательных стандартов и учебных программ: - распределение учащихся начальной, основной, полной школы по образовательным уровням (обязательный, продвинутый, повышенный); - средняя успеваемость; - эффективность участия в олимпиадах и других конкурсах; - результативность поступления учащихся в вузы. - Укрепление и развитие материально-технической базы. Достижения в педагогической деятельности: - темы и опыт работы, обобщенные за последние 5 лет; - позитивные изменения в методической работе; - достижения в инновационно-поисковой деятельности; - успехи во внеурочной воспитательной работе. Краткая характеристика затруднений и нерешенных проблем - Факторы, препятствующие полноценному освоению учащимися государственных образовательных стандартов и учебных программ. - Профессиональные затруднения педагогов. - Неразвитость материально-технической базы. - Слабость дидактико-технологического оснащения (учебники, программы, пособия, программные средства и т. п.). - Неэффективность управления. - Неоптимальность организационно-педагогической структуры учреждения. Характеристика требований социума: - к работающим педагогам (кто должен учить?); - к обучающимся (кто должен учиться?); - к содержанию образования; - к технологиям обучения и воспитания; - к результатам образования; - к условиям жизнедеятельности в учреждении; - к выпускникам учреждения.

Инновационные проекты и программы в образовании 2009/1

Теория инновационной деятельности

2 Концептуально- прогностическая часть Описание образа «желаемого» будущего состояния образовательного учреждения и характеристика вариантов развития Содержание описания: - тип и статус учреждения; - цели и задачи, решаемые учреждением; - организационно-педагогическая структура и система управления учреждения; - содержание и организация образовательного процесса; - учебные планы учреждения; - основные этапы и содержание инновационно-поисковой деятельности; - характеристика предполагаемых изменений: в содержании и технологиях образования; - в режиме функционирования учреждения; - в условиях деятельности педагогов и учащихся; в системе управления; - в результатах образовательного процесса. Формы представления: - развернутое текстовое описание; - положение о проектируемом образовательном учреждении; - концепция опытно-поисковой деятельности учреждения.

3 Ресурсное обеспечение программы развития Перечень факторов, обеспечивающих реализацию предполагаемых инновационных изменений Подробные расчеты и обоснования кадровой, материально-технической, финансовой, научной, информационной, дидактико-технологической поддержки инновационных изменений. Может быть представлено в виде «пакета», включающего сметы расходов; изменения в штатном расписании, перечни необходимого оборудования, списки дидактико-технологических материалов и др.

4 Процессуально-технологиче ская часть Описание состава и структуры действий исполнителей программы Подробный план действий по реализации программы развития. Схема представления может быть следующей: направления преобразований, содержание действий, сроки выполнения, ответственные.

5 Контрольно-экспертная часть Перечень способов контроля за ходом реализации программы Детальное планирование содержания и форм контроля, определение сроков и периодичности представления отчетности. Может быть представлено следующими документами: - циклограммами годовой работы руководителей учреждения, включающими контрольно-экспертные действия; - графическим планом работы управленческих звеньев учреждения; - матрицей контрольно-экспертных действий; направления контроля и экспертизы; сроки и содержание отчетности.

Л.Г. Петерсон, М.А. Кубышева

концепция профессиональной подготовки педагогических кадров к реализации деятельностного метода обучения

В последние годы в практической деятельности школ и ДОУ возникло противоречие между спросом на кадры, способные реализовать современные образовательные цели, и предложением со стороны специализированных образовательных учреждений среднего и высшего педагогического образования. Ежегодно в школы приходят молодые специалисты из педагогических вузов и колледжей, не подготовленные к работе в условиях современной школы. Поэтому зачастую, для того чтобы самореализоваться в современных условиях рынка образовательных услуг, они нуждаются в переподготовке непосредственно после выпускных квалификационных экзаменов в педкол-

леджах, пединститутах и педуниверситетах, что приводит к перерасходу временных и финансовых ресурсов, снижает качество образования.

Исследования, проведенные Ассоциацией «Школа 2000...», показали, что основной причиной указанного противоречия является стремление управленцев педагогических колледжей реализовать современные образовательные цели в рамках традиционной системы организации учебного процесса. Однако требования, предъявляемые к молодому специалисту рынком труда, сегодня кардинально изменились. Как отмечено в документах Правительства Российской Федерации, «в условиях стремительного развития и расширения

Инновационные проекты и программы в образовании 2009/1

Планирование - это определение системы мероприятий, предусматривающее порядок, последовательность и сроки их выполнения. Эта система мероприятий направлена на осуществление поставленной цели, четко и конкретно сформулированной, с указанием конечного результата, который можно измерить, сравнить, оценить.

Особенностью планирования как функции управления является то, что оно не может существовать самостоятельно, вне связи с другими функциями. Основой для планирования служат результаты педагогического анализа, результаты планирования оказывают прямое влияние на функции организации и контроля.

Важность функции планирования в управленческой деятельности отмечалась исследователями и основателями школы научного управления (Ф. Тейлором, Г. Ганнтом, Ф. Гилбертом), которые уделяли большое внимание планированию, указывали на его ключевое значение в управлении. Именно представителем данной школы Г. Ганнтом было введено понятие «календарное планирование».

Необходимость и важность планирования как стадии единой системы методической работы в дошкольном образовательном учреждении подчеркивает К.Ю. Белая, выделяя среди функциональных обязанностей заведующей и старшего воспитателя дошкольного образовательного учреждения их деятельность при планировании воспитательно-образовательной работы и методической работы в дошкольном образовательном учреждении.

Руководитель дошкольного образовательного учреждения:

  • - определяет вместе с коллективом цель своего учреждения - конкретный образ желаемого результата, который ДОУ реально может достичь к конкретно определенному времени;
  • - осуществляет стратегическое планирование - тщательную, систематическую подготовку к будущему;
  • - совместно с коллективом осуществляет разработку и внедрение программ развития и планов работы дошкольной организации.

Определяет вместе с коллективом цель своего учреждения - конкретный образ желаемого результата, который дошкольная образовательная организация реально может достичь к конкретно определенному времени.

Старший воспитатель дошкольного образовательного учреждения:

  • - участвует в стратегическом планировании, разработке и внедрении программ развития и планов работы ДОУ;
  • - планирует учебно-воспитательную, методическую работу с учетом профессиональных навыков, опыта воспитателей и с целью создания оптимальной модели учебно-воспитательного процесса в ДОУ, предусматривая:
  • - предложения в план работы ДОУ;
  • -повышение квалификации воспитателей;
  • - помощь воспитателям в самообразовании;
  • -аттестацию воспитателей;
  • - составление сетки занятий по возрастным группам;
  • - методическую помощь воспитателям (в первую очередь начинающим) в подготовке и проведении занятий;
  • - обмен опытом работы сотрудников ДОУ;
  • - ознакомление воспитателей с достижениями педагогической теории и практики;
  • - развитие преемственности ДОУ и школы;
  • -совершенствование работы с родителями;
  • -комплектование групп учебными пособиями, играми, игрушками/

При планировании работы ДОУ учитываются:

  • - тип дошкольной образовательной организации;
  • - возможности его материально-технической базы;
  • - кадровый состав, его профессиональные возможности;
  • - перспективы развития педагогического коллектива.

Принципы планирования:

  • - комплексный подход к планированию;
  • - конкретность плана;
  • - реалистичность, выполнимость плана (не перегружать);
  • - сочетание оптимальных форм, средств, методов работы;
  • - нацеленность на конечный результат;
  • - опора на участие каждого сотрудника.

Планирование предполагает, прежде всего, определение целей и задач, стоящих перед ДОУ.

Цели развития ДОУ рассматриваются как системообразующий фактор, определяющий содержание её деятельности и результат работы.

Важность определения целей ДОУ вытекает из многообразия их функций:

  • - отражение общей идеи функционирования и развития ДОУ;
  • - основа планирования работы ДОУ и основа принятия управленческих решений;
  • - мотивирование деятельности сотрудников детского сада;
  • - главный критерий, стандарт для осуществления контроля за ходом работы и оценки конечных результатов.

Ряд современных авторов, работы которых посвящены управлению дошкольным образованием (С.А. Езопова, Л.В. Поздняк, Н.Н. Лященко, Л.М. Денякина и др.), определяют следующие задачи планирования в дошкольном образовательном учреждении:

  • -обозначение направлений деятельности ДОУ на основе изучения потенциала учреждения и окружающего социума;
  • -определение желаемых результатов работы дошкольного учреждения, на достижение которых направлена планируемая деятельность;

Выявление средств (ресурсов) дошкольного учреждения, обеспечивающих достижение поставленных целей;

Разработка стандартов осуществляемой деятельности, требований к ее реализации, критериев и показателей оценки результатов.

1. Определение изначального, «стартового» уровня состояния воспитательно-образовательной работы в дошкольном образовательном учреждении на момент начала планирования.

Для этого могут понадобиться изучение и анализ как состояния внутренних ресурсов ДОУ, результатов предыдущей деятельности, так и тех внешних условий сложившегося социума, в которых будет протекать последующая деятельность. При этом тщательность педагогического анализа исходного состояния деятельности дошкольного образовательного учреждения окажет прямое влияние на реальность планов, возможность их реализации;

2. Описание ожидаемых результатов деятельности по окончании реализации планов, от конкретности которого зависит степень реализации планов

При этом необходимо учитывать, что планы реализуются людьми в быстро меняющихся условиях окружающей среды. В связи с этим, скорее всего, полученные результаты деятельности не будут полностью соответствовать запланированным. Поэтому, определяя результаты и осуществляя контроль за их достижением, руководителю необходимо помнить о гибкости (пластичности) плана, возможности его оперативной корректировки;

Выбор оптимальных путей и средств, позволяющих достичь запланированных результатов. Определяя содержание плана, то есть мероприятия, участников, ответственных, сроки исполнения, не следует перегружать его большим количеством мероприятий в ограниченные сроки;

Включение в процесс планирования педагогов дошкольного образовательного учреждения. Выполнение этого условия способствует:

Повышению у педагогов личной заинтересованности в реализации разработанных планов;

  • - получению педагогами более широкого представления о деятельности дошкольного образовательного учреждения;
  • - более глубоким аналитическим основаниям планирования;
  • - определению рабочих взаимоотношений в коллективе в реализации разработанных планов;
  • - развитию активности и организаторских способностей педагогов ДОУ и созданию положительного микроклимата.

Результатом осуществления функции планирования является создание системы планов, состоящей из стратегических, тактических и оперативных планов.

В теории управления различают следующие виды планирования в зависимости от временного периода осуществления:

  • - стратегическое (долгосрочное);
  • - тактическое (среднесрочное);
  • - оперативное (краткосрочное).

Все перечисленные виды планирования присутствуют в дошкольном образовательном учреждении.

Стратегическое планирование охватывает длительный период времени (чаще всего 3-5 лет) и имеет целью определение магистральных направлений развития дошкольного образовательного учреждения исходя из внешних и внутренних условий его деятельности.

Первым этапом подготовки стратегических планов является анализ окружения и внутреннего потенциала ДОУ.

Второй этап предполагает определение миссии и ключевых целей ДОУ.

Третий этап заключается в разработке стратегии развития ДОУ.

Таким образом, в результате стратегического планирования создается Программа развития дошкольного образовательного учреждения, в которой определяются его исходное состояние и потенциал, миссия и стратегические цели и вырабатывается стратегия дальнейшего его развития. Подробнее о некоторых подходах к разработке Программы развития дошкольного образовательного учреждения будет рассказано в следующей главе.

Тактическое планирование осуществляется на среднесрочный период (1-3 года). Тактическое планирование в дошкольном образовательном учреждении реализуется в рамках подготовки годовых планов работы и планов основных подразделений. Рассмотрим этапы годового планирования работы дошкольного образовательного учреждения.

Первый этап - анализ итогов работы ДОУ на предыдущем этапе.

  • -достигнутый уровень решения задач, его количественная и качественная характеристика;
  • - анализ результатов деятельности коллектива по решению задач, - положительных и негативных сторон его деятельности;
  • - выявление причин, вызвавших недостатки в работе, сбои в реализации планов;
  • - выбор путей решения проблем, которые будут положены в основу нового цикла планирования.

Второй этап - определение основных целей ДОУ на последующий период планирования, их ранжирование.

Исходя из результатов анализа и стратегических планов, определяются цели и основные направления дальнейшей работы на краткосрочный период.

Третий этап - определение мероприятий, позволяющих достичь, поставленные цели. Мероприятиями по достижению целей называется совокупность средств, способов, действий по реализации деятельности образовательного учреждения.

На данном этапе конкретизируется содержание деятельности на планируемый период; определяются исполнители и ответственные за его реализацию, механизм координации их действий; ресурсы для осуществления плана.

Четвертый этап - обсуждение и утверждение плана на заседании педагогического совета ДОУ.

Таким образом, тактический (среднесрочный) план позволяет определить конкретные цели деятельности организации и средства для их достижения. Он показывает не только то, что необходимо достичь, но и то, как это можно сделать. В дошкольном образовательном учреждении к тактическому планированию можно отнести процесс разработки Годового плана ДОО. Различные подходы к годовому планированию и примеры Годовых планов дошкольных образовательных учреждений приведены ниже.

На основе тактического плана разрабатывается оперативный план работы сотрудников организации. Оперативное планирование осуществляется на краткосрочный период (как правило, охватывает период до нескольких месяцев).

Оперативные планы, составляются на основе тактических и включают в себя конкретное содержание работы по дням. Данный вид планирования практически осуществляется каждым квалифицированным сотрудником организации. К оперативным планам в дошкольном образовательном учреждении относятся планы воспитательно-образовательной работы в группе.

Таким образом, планирование - это процесс, результатом которого является четкая формулировка целей и определение средств и методов, при помощи которых поставленные цели будут достигнуты; это разработка системы предстоящей деятельности, процедура формулирования целей и задач деятельности.

ОСНОВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

В то время как некоторые люди предпочитают совершенно не составлять планы, оставляя свою судьбу в руках удачи или неизбежности, большинство верит, что лучше планировать, чем не планировать. Планирование - процесс подготовки ряда решений для осуществления последующих действий, направленных на достижение целей наиболее эффективными средствами.

§1. Планирование в образовании

Как показывает практика, к плану нередко относятся лишь как к административному требованию, процесс планирования носит формальный характер, а план не является ориентиром в деятельности.

Планирование работы педагога предопределяет результаты и эффективность образовательной системы. Целенаправленное и четкое планирование помогает избежать многих ошибок и отрицательных явлений, наметить общие перспективы и конкретные пути решения возникающих проблем. План учебно-воспитательной работы - это документ, указывающий содержательные ориентиры педагогической деятельности, определяющий ее порядок, объем, временные границы.

К плану предъявляется ряд требований:

1. Целенаправленность плана. Содержание и формы педагогической деятельности планируются с учетом главной цели и иерархии задач.

2. Комплексность плана. Разнообразие направлений, форм и методов организации деятельности педагогов и обучающихся.

3. Конкретность плана. Содержание и формы работы предусматривают реализацию конкретных целей и задач (достижение конкретных планируемых результатов).

Планирование - процесс индивидуального осмысления педагогом своей деятельности и творческого ее конструирования, поскольку невозможно результативно организовывать работу по чужим программам и планам.

§2. Виды и структура педагогических планов

В самом общем представлении план - это документ, указывающий содержательные ориентиры деятельности» определяющий ее порядок, объем, временные границы. Предназначение образовательного плана - упорядочить педагогическую деятельность, обеспечить выполнение таких требований к педагогическому процессу, как планомерность и систематичность, управляемость и преемственность результатов. При грамотной организации планирования план станет документом, способным защитить педагога от необоснованных требований и претензий, доказывающим системный подход к организации педагогического процесса.

1) По охвату содержания:

Тип плана

Комплексный (общий)

Все направления и виды деятельности

План социально-педагогической работы

План досуговой деятельности

Тематический

Одно направление или один вид деятельности

План изучения темы

План работы с родителями

План самообразования

Предметный ((план-конспект))

Одно конкретное мероприятие

План занятия

План тренинга

План этической беседы

2) По длительности периода:

Тип плана

Долгосрочный

Год и более

Образовательная программа УДО

План работы кружка, секции

Этапный (средней перспективы)

Конкретный временной отрезок менее года

План просветительных лекций на полугодие

Краткосрочный

Часть периода, этапа (на месяц, неделю)

План «Декады помощи ветеранам»

План «Недели птиц»

Оперативный

План на день

План «Дня здоровья»

План экскурсионного дня

3) В зависимости от субъекта планирования: индивидуальный и коллективный. Необходимо различать планы работы отдельного педагога, педагогического коллектива, совместные планы педагогов и учащихся, а также планы самих детей.

Перечисленные виды планов тесно взаимосвязаны: каждый из них конкретизирует и уточняет другой. По сути, планирование есть процесс моделирования своей деятельности на какой-то период времени (или какого-то направления, вида деятельности), когда педагог представляет мысленно модель своей работы: содержательную, организационную, структурную.

§3. Планы работы в учреждениях дополнительного образования

Изучение практического опыта показало, что в образовательных учреждениях составляются следующие виды планы:

1. Перспективный план работы образовательного учреждения на учебный год.

2. Перспективный план работы педагога, включающий разделы:

· план воспитательной работы;

· план методической работы;

· план работы кабинета;

· план работы с родителями;

· план работы кружка, секции и т.п.;

3. Календарные планы на полугодие или четверть (триместр).

4. Рабочие, ежедневные планы работы педагога.

Перспективный план может иметь разную структуру, главное, чтобы он был удобен для работы и оперативной корректировки. Может быть предложена следующая структура плана:

1. Анализ работы за истекший период.

2. Задачи работы на новый учебный год.

5. Сроки и формы контроля (рефлексии).

Работа над планом начинается с определения главной цели и основных задач педагогического процесса на основе анализа достигнутых ранее результатов. Работа планируется с учетом плана работы всего образовательного заведения и отражает различные направления деятельности педагога.

Календарные планы на конкретный период могут иметь текстовую форму и форму таблицы. Основными требованиями к календарно-тематическому планированию (КТП) можно назвать:

· конкретный срок (неделя или дата);

· основной вид деятельности (тема, форма, метод, прием, условия, средства и т.д.);

· задача для данного отрезка времени (планируемый результат: знаниевый, воспитательный, предметный и т.п.).

Календарный план должен быть согласован с перспективным планом по целям и планируемым результатам. При необходимости вносятся корректировки с учетом изменившихся обстоятельств.

Рабочие (ежедневные) планы. Подобные планы составляются педагогами на основе календарно-тематического планирования. В ежедневном плане работы конкретизируются все режимные моменты с указанием содержания планируемых мероприятий и планируемых результатов (степень реализации поставленных задач). В нем дается краткая схема проведения занятий и их содержание.

Ежедневные планы могут сопровождаться приложением сценариев мероприятий, комплексами упражнений, описаниями игр из картотеки. Следует перечислить методические пособия, технические средства, которые будут использованы в работе с воспитанниками.

§4. Технология составления планов

План - важная предпосылка успеха в педагогической деятельности, если он является итогом коллективного совместного творчества, когда в основе планирования лежит тесное взаимодействие и сотрудничество всех участников образовательного процесса. Поэтому педагогу необходимо относиться к плану как к своему рабочему документу, который нужен ему самому, а не администрации, чтобы действовать не хаотично, а в соответствии со своим замыслом, целями, возможностями и требованиями к педагогическому процессу.

Планировать можно по-разному, исходя из различных особенностей, влияющих на этот процесс, но эффективность обеспечит наличие следующих этапов этой деятельности:

1) Подготовительный - определение предмета и отрезка времени, структурирование предмета.

2) Аналитический - анализ результатов и имеющегося опыта, диагностика, обобщение результатов анализа.

3) Моделирующий - целеполагание, коллективное планирование, выбор содержания и средств, прогноз результатов, распределение событий во времени.

4) Заключительный (оформительский) - выбор структуры плана и его оформление.

Опишем общий алгоритм планирования, который подходит для любого вида деятельности, для любого типа плана, для любого отрезка времени. Эффективность планирования обеспечивается его непрерывностью, тогда предлагаемый алгоритм повторится несколько раз: при перспективном планировании (на год и более), при периодическом планировании (на четверть, полугодие), при краткосрочном (на месяц и менее), при оперативном, текущем (планировании дня, конкретного дела). Общий алгоритм любого планирования педагога можно представить в виде следующих шагов:

1. Определение предмета планирования. Сначала надо ответить на вопрос: что необходимо спланировать (всю деятельность, какое-то направление, конкретное дело)?

2. Определение временного периода: какой период времени необходимо спланировать (год, четверть, месяц и т. д.).

3. Структурирование предмета планирования, которое помогает сделать план конкретным, реалистичным, отобрать наиболее эффективные средства и способы работы. Планируемое необходимо разделить на возможные составные части: выделить направления или виды деятельности, вычленить содержательные и тематические блоки, продумать формы и отобрать средства деятельности. То есть представить идеальный образ планируемого, а затем отобрать нужное и реальное.

4. Анализ результатов и имеющегося состояния (коллектива, деятельности, подразделения, учреждения и т. д.). Необходимо знать условия, в которых будет осуществляться деятельность; специфику детского коллектива и собственный уровень профессионализма. В результате анализа должен сложиться образ деятельности, ее особенностей, отправная точка для моделирования деятельности.

5. Целеполагание. Именно при целеполагании осуществляется первоначальный прогноз результатов: ради чего, на что работать, что хотелось бы получить в итоге. Полезно на этом этапе воспользоваться методом иерархии целей и предварительно составить схему «Дерево целей», где все задачи будут вытекать из основной цели.

6. Выбор средств достижения поставленных целей, решения задач, способов отслеживания и оценки результатов. На данном этапе отбираются содержание, методы, технологии, позволяющие решить поставленные задачи.

7. Распределение событий во времени. В зависимости от того, какой отрезок времени планируется, определяются этапы, периоды, даты; выстраивается логика дел и событий.

8. Оформление (написание) плана.

В различных ситуациях общий алгоритм может варьироваться: сужаться, расширяться, детализироваться. Это зависит от опыта, знаний и умений того, кто планирует, и от условий, в которых протекает процесс планирования (традиции образовательного учреждения, требований администрации и др.).

КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ДОШКОЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКЕ

Тема:

Планирование образовательного процесса

в дошкольном образовательном учреждении

Введение………………………………………………………………………2

ДОУ.

1.1 Планирование как функция управления и компонент профессионально-педагогической деятельности…………………………………………………………5

1.2 Специфика образовательного процесса в ДОУ……………………………13

1.3 Особенности планирования образовательного процесса в ДОУ. ………..19

Выводы по 1 главе……………………………………………………………….31

Глава 2. Состояние образовательного процесса в МДОУ №14 «Ромашка» г. Кумертау

2.1. Анализ состояния планирования образовательного процесса в ДОУ……32

Выводы по 2 главе……………………………………………………………....40

Заключение………………………………………………………………………...41

Список литературы. …………………………………………………………….43

Приложение……………………………………………………………………..46

Введение

Актуальность темы.

В условиях нестабильности современного мира, кризиса системы общественного дошкольного образования в России руководителю детским садом очень важно принять адекватные оперативные меры по сохранению и развитию вверенного ему учреждения.

Планирование - ключевая управленческая функция, полноценная реализация которой - один из главных факторов, обеспечивающих эффективность деятельности руководителя. Именно поэтому необычайно актуальными становятся вопросы обучения руководителей детских садов навыкам научного планирования своей деятельности и эффективной ее организации. Планирование позволяет устранить неопределенность, сосредоточить внимание на главных задачах, добиться эффективного экономического функционирования и облегчить управленческий контроль.

При грамотном планировании появляется возможность прогнозировать результаты деятельности каждого конкретного сотрудника, что облегчает достижение общих целей и задач. Исследования в области управления подтверждают прямую зависимость между умением планировать и успешностью деятельности руководителя в целом.

Сущность планирования - направить деятельность ДОУ на выработку решений, направленных на адаптацию детского сада к постоянно изменяющимся условиям, нейтрализацию факторов, отрицательно влияющих на всю систему дошкольного образования в целом.

В психологическом аспекте основой планирования является преодоление руководителем стереотипов мышления: смена установки с «глобального» (абстрактного) планирования к стратегии составления нескольких вариантов сценария будущего, от модели директивного планирования к вероятностным моделям развития.

Анализ нормативных документов по дошкольному образованию, изучение опыта управления дошкольным учреждением позволяют сделать вывод о необходимости совершенствования образовательного процесса и управления им в новых условиях. Анализ работ К.Ю.Белой, Л.В.Поздняк, А.Н.Троян показал, что проблема содержания и реализации функции планирования образовательного процесса не являлась до настоящего времени объектом специального исследования, хотя некоторые ее аспекты и были рассмотрены в связи с изучением организационно-педагогической деятельности заведующих дошкольными учреждениями.

Анализ работ Ю.А.Конаржевского, М.М.Поташника, А.М.Моисеева, П.И.Третьякова, Е.А.Ямбурга и других по управлению образовательным учреждением показал, что основное внимание ученых направлено на изучение проблем управления образовательным процессом в современной школе. Предложенные в них технологии развития инновационной школы, безусловно, не могут быть в полной мере использованы в управлении развитием дошкольного учреждения в силу его специфичности.

Таким образом, проблема планирования образовательного процесса в ДОУ как начального звена системы образования в настоящее время является недостаточно разработанной. Практическая значимость этой проблемы и научная неразработанность делают ее актуальной.

Объект исследования: процесс управления дошкольным образовательным учреждением.

Предмет исследования: планирование образовательного процесса как функция управления ДОУ.

Гипотеза исследования : Процесс управления ДОУ будет эффективным при условии планомерного использования сил, средств, времени, людских ресурсов для достижения оптимального результата.

Цель работы : изучить особенности планирования образовательного процесса в ДОУ.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Провести анализ научно-методической и психолого-педагогической литературы по проблемам управления современным дошкольным образовательным учреждением.

2. Раскрыть особенности планирования образовательного процесса в ДОУ.

3.Провести анализ состояния планирования в базовом детском саду.

Методы исследования : методы теоретического исследования (работа с литературой, анализ, обобщение), методы эмпирического исследования (изучение плана работы базового детского сада, анализ планирования и разработка методических рекомендаций).

Практическая значимость исследования:

Исследование может представлять интерес для заведующих и воспитателей дошкольных образовательных учреждений, а также студентов педагогических учебных заведений.

Структура исследования: работа состоит из введения, 1-ой теоретической главы, 2 главы – практической, заключения, списка литературы, представленного 32 источниками, приложения.

Глава 1. Теоретические основы планирования образовательного процесса в ДОУ

1.1 Планирование как функция управления и компонент профессионально - педагогической деятельности

Современная педагогическая наука стремится осмыслить целостный педагогический процесс с позиции управленческой науки. Управление - явление объективно обусловленное, вызванное к жизни закономерностями и взаимосвязями функционирования систем. Что же такое управление?

В энциклопедическом словаре приводится следующее определение: «Управление - это функция организованных систем различной природы, обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их программы и целей». При этом в зависимости от природы объекта различают:

а) биологическое,

б) техническое,

в) социальное управления.

Разновидностью социального управления является управление педагогическими системами. Обратимся к специфике управления в обществе.

Социальное управление всегда связано с людьми и осуществляется на основе общественных закономерностей. Оно, разумеется, имеет много общего с управлением в технических, биологических системах, с управлением различными природными процессами, но оно никогда не смешивается с ними, не подменяет их закономерности и всегда сохраняет свою сущность. В управлениив обществе именно люди посредством определенных организационных норм, стимулов и т. п. управляют своими общественными отношениями, поведением и деятельностью. Здесь и субъектом и объектом управления выступает человек во всем комплексе его устремлений, человек активный, целеустремленный, со своими потребностями, интересами, целями и волей. Социальное управление состоит в направляющем, организующем, регулирующем воздействии на общественные процессы.

Учитывая изложенное, можно сказать, что управление в обществе представляет собой целеполагающее, организующее и регулирующее воздействие людей на собственную общественную, групповую жизнедеятельность .

Управление отличается от общественной саморегуляции, которая может быть стихийной, происходить хаотически, случайно, возникать вследствие бесконечного столкновения интересов, которые все же создают какую-то результирующую.

Под управлением вообще понимается деятельность, направленная на выработку решений, организацию, контроль, регулирование объекта, управления в соответствии с заданной целью, анализ и подведение итогов на основе достоверной информации.

Управление педагогическими системами (как разновидность социального управления) представляет собой целенаправленное, сознательное взаимодействие участников целостного педагогического процесса на основе познания его объективных закономерностей .

Основная цель управления : эффективное и планомерное использование сил, средств, времени, людских ресурсов для достижения оптимального результата.

Из целей вытекают задачи управления , которые решаются в комплексе и определяют технологию достижения целей. Задача - это работа или часть работы (операции, процедуры), которая должна быть выполнена заранее установленным способом в заранее оговоренные сроки.

Сущность управления выражается через его функции (от лат. functio - исполнение), в которых определен круг деятельности, ее содержание, ее виды, назначение, роль. Другими словами, процесс управления - это последовательное выполнение определенных видов деятельности (функции).

Функция - вид деятельности, основанный на разделении и кооперации управленческого труда, характеризующийся разновидностью, определенностью, сложностью и стабильностью..

Впервые функции управления были выделены А.Файолем в XX в. (планирование, организация, координация, распорядительство и контроль). В дальнейшем набор функций управления дополнялся, расширялся и уточнялся.

В 1922 г. издан фундаментальный труд М.Х. Мескона, М.Альберта и Ф.Хедоури «Основы менеджмента». Менеджмент представляет собой теорию и практику управления в социальных организациях, т.е. в организациях людей. Возникли новые области научного знания: «менеджмент в строительстве», «менеджмент в образовании» и т.д.

Планирование воспитательной деятельности образовательной организации.

В современных экономических условиях развития образования Московской области программа воспитательной работы с обучающимися – это программа формирования личности выпускника, который проходит путь самопознания, самоопределения и самореализации.

Система воспитательной работы – это комплексная система организации различных видов педагогической деятельности в учебно-воспитательном процессе, направленная на приобретение учащимися и педагогами в ходе личностно-ориентированного взаимодействия опытов и способов гражданского поведения.

Общая воспитательная проблема – асоциальное поведение подростков, размытость нравственных ориентиров, их правовая безграмотность, отсутствие гражданской позиции, низкий уровень социального интеллекта, профессионального самосознания, коммуникативных навыков.

Стратегическая воспитательная задача – формирование личностных и профессиональных компетенций конкурентоспособного выпускника, ориентированного на здоровый образ жизни, саморазвитие и профессиональную самореализацию.

Концепция воспитательной работы заключается в том, чтобы создать условия в образовательном учреждении для полноценного развития личности подростка, его социального интеллекта, познавательной сферы, коммуникативных навыков, способствующих профессиональному самоопределению и адаптации на рынке труда.

Система воспитания содержит целевой, содержательный, деятельностный и аналитико-результативный компоненты, охватывающие ряд основных направлений воспитательной работы:

1. Учебно-познавательная деятельность.

2. Научно-методическая деятельность.

3. Социально-психолого-педагогическая.

4. Общественно-патриотическая деятельность.

5. Физкультурно-оздоровительная деятельность.

6. Нравственно-правовая деятельность.

7. Нравственно-эстетическая деятельность.

8. Трудовая деятельность.

9. Взаимодействие с семьей, работа с родителями.

Работа педагогического коллектива в данном направлении предполагает создание единого информационного пространства, дальнейшее развитие студенческого самоуправления, активное взаимодействие со всеми субъектами профилактики, привлечение к проблеме воспитания социальных партнеров.

Для реализации поставленных целей необходимо решение следующих воспитательных задач:

1. Создание условий мотивации подростков к познавательной деятельности, получению образования и профессии.

2. Расширение научно-методического обеспечения воспитательной работы, разработка модели личности выпускника.

3. Создание условий для творческой и профессиональной самореализации личности подростков.

4. Совершенствование работы студенческого самоуправления, содействие проявлению социальной смелости, активности и самостоятельности подростков.

5. Усиление роли семьи в воспитании детей, привлечение родителей к организации учебно-воспитательного процесса.

6. Создание условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся.

7. Формирование правового сознания подростков, нравственной и правовой культуры.

8. Повышение эффективности работы по воспитанию гражданственности и патриотизма, духовно-нравственных идеалов.

9. Своевременное информирование подростков по всем социальным вопросам.

10. Совершенствование работы с трудными подростками, организация продуктивного психолого-педагогического сопровождения.

11. Дальнейшее развитие программы социальной поддержки обучающихся.

12. Разработка и внедрение профилактических программ, социальных проектов.

13. Организация активного взаимодействия со всеми субъектами профилактики асоциального поведения подростков.

14. Привлечение социальных партнеров к решению воспитательных задач социальной адаптации подростков.

Смыслом педагогической деятельности в данном направлении является организация совместного поиска социальных целей воспитательного процесса в образовательном учреждении, в основе которого – ценности гражданского общества и специфика современного профессионального образования. С этой целью необходимо адекватно осмысленным ценностям организовать образовательное пространство учреждения, овладеть различными технологиями воспитательной работы, которые будут способствовать формированию у подростков умений анализировать социальную действительность, делать обоснованный выбор, нести ответственность за собственные решения, социально адаптироваться к современной жизни.

Стратегия развития воспитательной работы определяет модель личности выпускника, обладающей набором жизненно-значимых и профессиональных качеств – компетенций. Проблема отбора ключевых компетенций является одной из важнейших для модернизации содержания профессионального образования. Мировой образовательной практикой обозначен набор ключевых компетенций:

    компетенции в сфере познавательной деятельности , основанные на усвоении способов самостоятельного приобретения знаний из различных источников информации, в том числе вне образовательного учреждения;

    компетенции в сфере общественной деятельности (выполнение ролей гражданина, члена социальной группы, коллектива);

    компетенции в сфере трудовой деятельности (навыки организации учебного труда, этика трудовых взаимоотношений в коллективе, анализ ситуации на рынке труда, умение нести ответственность, оценивать и совершенствовать свои профессиональные возможности, навыки самоорганизации);

    компетенции в сфере бытовой деятельности (аспекты семейной жизни, укрепление собственного здоровья);

    компетенции в сфере культурной деятельности (набор путей и способов использования свободного времени, культурно и духовно обогащающих личность).

Модель личности выпускника образовательного учреждения включает в себя 5 основных компетенций:

1. Профессиональные компетенции – способность эффективно использовать современные технологии в своей профессиональной деятельности.

2. Компетенция осознанного выбора – готовность делать осознанный и ответственный выбор, выявлять проблему на основе анализа ситуации и принимать решения.

3. Коммуникативная компетенция – умение работать в команде, влиять на принятие совместных решений на основе толерантности.

4. Социальная компетенция – социальная адаптация, готовность к самообразованию, саморазвитию и самореализации.

5. Информационная компетенция – способность выбирать необходимую информацию на основе критического анализа.

Модель личности выпускника образовательного учреждения в период реорганизации представлена на рисунке.

Социальная компетенция



Программа развития воспитательной деятельности

п/п

Сроки

Ответственный

Учебно-познавательная деятельность

Развитие познавательной сферы, мотивации к учебному труду через проведение учебных занятий, производственного обучения.

В течение учебного года

Педагогический коллектив

Организация досуга через проведение кружков в образовательном учреждении и по месту жительства.

Систематически

Кл. руководители, руководители кружков

Проведение тематических классных часов.

в месяц ежегодно

Кл. руководители

Кл. руководители

Организация предметных недель и олимпиад.

1 раз в год

Преподаватели-предметники

Подготовка и проведение конкурсов профессионального мастерства.

1 раз в год

Старший мастер, мастера п/о

Организация продуктивной работы библиотеки (выставки литературы; викторины; конкурсы эрудитов; библиотечный час; работа с фондом)

В течение учебного года

Заведующая библиотекой

Проведение воспитательных, этических и правовых бесед.

в месяц ежегодно

Зам. директора по УВР, кл. руководители, сотрудники ОДН, КДНиЗП

Взаимопосещение открытых мероприятий.

В течение учебного года

Зам. директора по УВР

Введение факультативного курса «Как стать успешным».

1 раз в месяц с 2017 г.

Рук. волонтерской организации «Молодая гвардия»

Организация систематической лекционной работы по пропаганде здорового образа жизни.

1 раз в месяц ежегодно

Зам. директора по УВР, кл. руководители, представители ФСКН, ЦРБ, Центра «Жизнь», Центра«Ариадна»

Проведение круглого стола по глобальным проблемам современности

1 раз в год

Создание единого информационного пространства (информирование через СМИ, газету образовательного учреждения «Профессионал», радиопередачи, молодежный листок «Информационный вестник», Памятки для учащихся и родителей, стенды по воспитательной работе, информационные линейки).

Системати-чески

Научно-методическая деятельность

Создание банка данных методического обеспечения и нормативно-правовой базы воспитательной работы.

Сентябрь –декабрь

Зам. директора по УВР.

Систематизация сборников сценариев внеклассных мероприятий

Методист.

Доработка Положений по деятельности Совета профилактики, Совета студенческого самоуправления, Совета общежития.

Сентябрь 2019 г.

Зам. директора по УВР, методист.

Доработка Положения о стипендиальном фонде.

Сентябрь 2019 г.

Зам. директора по УВР, зам. директора по УПР

Разработка порядка реализации долгосрочной профилактической программы «Мой выбор».

Зам. директора по УВР, социальный педагог, педагог-психолог, экономист.

Разработка долгосрочной профилактической программы патриотического воспитания молодежи «Служу Отечеству».

Сентябрь 2019 г.

Преподаватель – организатор ОБЖ.

Разработка долгосрочной профилактической программы по духовно-нравственному воспитанию.

Октябрь 2019 г.

Зам. директора по УВР, социальный педагог, педагог-психолог, методист.

Разработка социального проекта по социальной адаптации детей-сирот.

Июль 2019 г.

Зам. директора по УВР, социальный педагог, педагог-психолог.

Разработка социального проекта по формированию позитивного отношения к здоровому образу жизни.

Зам. директора по УВР, рук. физвоспитания, преподаватель – организатор ОБЖ.

Разработка социального проекта по правовому воспитанию подростков.

Июнь 2019 г.

Зам. директора по УВР, социальный педагог, методист.

Социально-психолого-педагогическая деятельность

Организация продуктивного психолого-педагогического сопровождения учащихся (диагностика, анкетирование, тестирование, тренинги, индивидуально-коррекционная работа, составление психолого-педагогических характеристик и рекомендаций).

Систематически

Зам. директора по УВР, педагог-психолог, патронатные воспитатели, кл. руководители.

Внедрение и совершенствование программы социального сопровождения учащихся, оказавшихся в трудной жизненной ситуации (защита личных и имущественных прав, правовые беседы, обучающие семинары, круглые столы).

Зам. директора по УВР, социальный педагог, патронатные воспитатели, кл. руководители.

Взаимодействие с субъектами профилактики – КДНиЗП, ОДН, отдел опеки и попечительства (совместная работа с детьми «группы риска», детьми-сиротами).

Зам. директора по УВР, социальный педагог, педагог-психолог, патронатные воспитатели, кл. руководители, мастера п/о.

Развитие постинтернатного патроната детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Зам. директора по УВР, социальный педагог.

Трудоустройство и оздоровительный отдых в летний период детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Июль-август 2015 –

Зам. директора по УВР, социальный педагог.

Составление социальных карт и социальных паспортов учебных групп.

Сентябрь

Кл. руководители.

Организация внеклассных мероприятий, привлечение к ним трудных подростков.

В течение учебного года

Зам директора по УВР, педагог-организатор.

Проведение политчасов в учебных группах.

1 раз в месяц

2016 -2019 гг.

Кл. руководители

Организация встречи выпускных групп с работодателями.

Апрель, май

Администрация.

Общественно-патриотическая деятельность

Организация работы Совета профилактики, Совета студенческого самоуправления, 7

Сентябрь-июнь

Администрация, 7

Организация и проведение Дня открытых дверей.

Администрация.

Участие в региональных ярмарках вакансий учебных мест, ярмарках труда.

По графику проведения ярмарок

Администрация.

Расширение экспозиции Уголка боевой славы.

Май 2016-2019 гг.

Преподаватель истории.

Создание экспозиции историко-краеведческого музея «Истоки», паспортизация музея.

Зам. директора по УВР, Зав. читальным залом.

Организация продуктивной музейной работы (подготовка экскурсоводов, участие в областном конкурсе музеев, проведение на базе музея лекций, экскурсий, бесед, круглых столов).

Зав. читальным залом.

Проведение Уроков Памяти, посвященных событиям ВОВ.

Классные руководители.

Участие в митингах и молодежной патриотической Акции «Свеча Памяти», посвященных Дню Победы.

Зам. директора по УВР.

Проведение военно-патриотического праздника «Служу Отечеству».

Рук. физвоспитания,

Проведение соревнований по военно-прикладным видам спорта.

1 раз в год

Преподаватель -организатор ОБЖ.

Участие в районном мероприятии «День призывника», военно-полевых сборах.

1 раз в год

Преподаватель -организатор ОБЖ.

Участие в мероприятиях, посвященных праздникам «День народного единства», «День России», «День Конституции», «День студента», «День Защитника Отечества».

В соответствии с календарем памятных дат.

Приобщение студентов к волонтерскому общественному движению «Молодая гвардия» партии Единая Россия.

Зам. директора по УВР, педагог-организатор.

Физкультурно-оздоровительная деятельность

Проведение Единых Дней здоровья

Сентябрь 2015 –

Рук. физвоспитания.

Участие в областной Спартакиаде по 10-ти видам спорта.

Рук. физвоспитания.

Проведение спортивных соревнований, легкоатлетических кроссов, лыжных гонок.

По плану спортивных соревнований2015 –

Рук. физвоспитания, преподаватели физической культуры.

Проведение олимпийского и параолимпийского уроков.

1 раз в год

Преподаватели

физической культуры.

Организация продуктивного проведения Дней профилактики (выступления агитбригады, демонстрация видеороликов, просветительские беседы).

Октябрь, январь, апрель

Зам. директора по УВР, инспектор ОДН, представители ФСКН.

Участие во Всероссийской Акции «Здоровье –твое богатство».

3 раза в год

Зам. директора по УВР, рук. физвоспитания.

Внедрение профилактической программы «Твое здоровье» через предмет ОБЖ, классные часы.

Преподаватель-организатор ОБЖ, кл. руководители.

Организация профилактического осмотра специалистами ЦРБ.

1 раз в год

Медицинская сестра.

Организация полноценного горячего питания.

3-4 раза в день, постоянно.

Зав. столовой.

Конкурс плакатов «Мы выбираем жизнь».

1 раз в год

Зам. директора по УВР.

Участие в районном профилактическом лектории

1 раз в год

Зам. директора по УВР.

Взаимодействие с медико-просветительским Центром «Жизнь» и медико-реабилитационным Центром «Ариадна».

2 раза в год

Зам. директора по УВР.

Нравственно-правовая деятельность

Деятельность по выявлению трудных подростков, диагностика эмоционально-волевой сферы.

Сентябрь-октябрь

Зам. директора по УВР, педагог-психолог.

Организация систематической индивидуальной работы с трудными подростками (профилактические беседы с администрацией, взаимодействие с семьей, беседы на уровне учебной группы, работа с инспектором ОДН, вызов на Совет профилактики, диагностирование педагога-психолога и др.)

Систематически в течение года

Администрация, педагог-психолог, классные руководители, инспектор ОДН, социальный педагог.

Лекторий, викторины по безопасному движению на дорогах.

4 раза в год

Зам. директора по безопасности, инспектор ПДД.

Правовые беседы с подростками, беседы по профилактике правонарушений, соблюдению единых требований для обучающихся.

1 раз в месяц

Кл. руководители, зам. директора по УВР.

Проведение круглого стола «Подросток и закон»

1 раз в год

Зам. директора по УВР, инспектор ОДН.

Проведение рейдов совместно с инспектором ОДН в места массового отдыха молодежи.

2 раза в год

Зам. директора по УВР, Зам. директора по безопасности, инспектор ОДН.

Проведение тематических классных часов по проблемам толерантности, взаимодействия, коммуникабельности.

1 раз в месяц

Кл. руководители.

Организация продуктивного информирования подростков о деятельности службы доверия.

Постоянно.

Зам. директора по УВР.

Нравственно-эстетическая деятельность

Организация цикла этических бесед «Вежливость открывает все двери», «Разговор о правде и лжи», «Что значит быть взрослым?», «Главные ценности жизни», «Все мы разные» и др.

1 раз в месяц

Кл. руководители,

патронатные воспитатели, социальный педагог, педагог-психолог.

Проведение цикла классных часов в рамках профилактической программы «Твой выбор» о ценности жизни, умении сделать правильный выбор.

1 раз в месяц

Кл. руководители.

Организация экскурсий к памятникам христианской культуры.

1 раз в 3 месяца

Социальный педагог.

Проведение конкурсов плакатов, рисунков, стенгазет к памятным датам и праздникам.

В течение года

Зам. директора по УВР, педагог-организатор.

Проведение фотоконкурса по нравственно-эстетической тематике: «Все прелести погоды», «Зодчество Подмосковья», «Мои друзья», Портрет ветерана», «Человек труда» и др.

1 раз в год

Зам. директора по УВР, педагог-организатор.

Проведение конкурсов творческих работ (сочинения, эссе, рефераты, доклады, презентации и др.)

1 раз в год

Зам. директора по УВР, педагог-организатор.

Организация конкурсов чтецов «Осенний перезвон», вокальной песни «Мелодия весны».

1 раз в год

Зам. директора по УВР, педагог-организатор.

Организация круглого стола для выпускников «Спасибо, вам – учителя»

1 раз в год

Зам. директора по УВР, педагог-организатор.

Организация часов общения на базе библиотеки «Мир наших увлечений».

1 раз в месяц

Зв. библиотекой.

Организация лектория в рамках Всемирного Дня борьбы со СПИДом.

1 раз в год

Зам. директора по УВР, специалисты ЦРБ.

Организация и проведение внеклассных мероприятий, посвященных Дню Учителя, Дню студента, Дню матери, а также «Посвящение в студенты», «Осенний бал», «Новогоднее представление», «Мисс очарование», «Татьянин день», «День Святого Валентина».

По графику внеклассных мероприятий

Зам. директора по УВР, педагог-организатор.

Участие в областных конкурсах «Студенческая весна», «Зажги свою звезду», «Юные таланты Московии».

По графику областных мероприятий

Зам. директора по УВР, педагог-организатор

Трудовая деятельность

Организация систематической и продуктивной работы на территории учебного хозяйства.

Весна, осень

Организация и проведение областной экологической Акции «Студенческий лес».

Весна, осень

Зам. директора по УВР, старший мастер, организатор ОБЖ.

Организация трудовых субботников по уборке территории, кабинетов, лабораторий, субботников на мемориале.

В течение года

Зам. директора по УПР, старший мастер.

Организация трудовых десантов «Сделаем вместе».

2 раза в год

Зам. директора по УВР, организатор ОБЖ.

Организация и проведение Акции «Милосердие».

В течение года

Педагог-организатор, кл. руководители

Проведение педагогического всеобуча «Качество знаний»

1 раз в год

Зам. директора по УПР.

Организация помощи библиотеке по ремонту книг и учебников.

1 раз в год

Зв. библиотекой.

Взаимодействие с семьей, работа с родителями

Организация и проведение родительских собраний образовательного учреждения.

Сентябрь, январь

Зам. директора по УВР, Кл. руководители.

Организация и проведение родительских собраний в учебных группах.

1 раз в полугодие

Кл. руководители.

Работа с родителями по профессиональной ориентации абитуриентов.

В течение года

Проведение родительских дней.

2 раза в месяц 2015-2019 гг.

Администрация, Кл. руководители, мастера п/о.

Проведение диагностики особенностей учащихся, составление рекомендаций и Памяток для родителей.

Первое полугодие

Педагог-психолог. Зам. директора по УВР.

Организация работы с родителями неуспевающих и нарушителями единых требований для обучающихся.

В течение года

Администрация.

Организация продуктивной работы по взаимодействию с семьями «группы риска».

В течение года

Зам. директора по УВР, социальный педагог.




Top