Роспись игрушек из глины. Глиняная игрушка XIX - XX вв. Народная глиняная игрушка: различия по происхождению и методу изготовления

Дымковская игрушка

В музее-заповеднике собрана большая коллекция народной глиняной игрушки: дымковской, каргопольской, городецкой, жбанниковской, филимоновской, орловской и скопинской. Можно считать, что это одна из лучших коллекций в России. Много веков и тысячелетий существует на земле гончарство. И, наверное, столько же – глиняная игрушка, своеобразная и в чем-то загадочная область народного творчества. Из глубокой древности в двадцать первый век пронесла она искусство малых пластических форм с декоративной росписью, раскраской, орнаментальными украшениями. Игрушка – особый вид народного искусства: непосредственная функция далеко не всегда играла в нем существенную роль. Многие лепные и раскрашенные фигурки предназначались не для игры, а для украшения интерьера, наподобие фарфоровых статуэток. Игрушками их называли и называют поныне условно, по традиции.

Пожалуй, самой большой известностью пользуются глиняные игрушки из Дымковской слободы под Вяткой (в городе Кирове). Они широко представлены во многих музеях. Для многих само понятие русской глиняной игрушки ассоциируется с дымковскими фигурками и свистульками. Творчество дымковских мастериц уходит своими корнями в глубину веков. Самые старые образцы, которые можно отнести к более раннему периоду развития дымковской игрушки в 19 веке, очень редки. Они не имеют ничего общего с теми яркими, многоцветными игрушками, с которыми связано наше сегодняшнее представление о Дымкове.

Барыни и дамы; военные и всадники; барышни и кавалеры, гуляющие и катающиеся в лодке; няньки - кормилицы; водоноски, доярки и наездники; звери и птицы, реальные и сказочные, - таковы многочисленные и разнообразные персонажи дымковских игрушек этого и боле позднего времени. В основном, они представляют собой отдельно стоящие фигурки; сравнительно немного в это время композиций, объединенных общей пластиной-основанием. Самая многочисленная группа – игрушки-свистульки.


В указателе Вятского кустарного отдела мы впервые встречаем имя Анны Афанасьевны Мезриной (1853-1938), самой первой дымковской мастерицы, чье творчество стало широко известно. Самые ранние игрушки Мезриной, известные по музейным собраниям – дамы, барыни под зонтиками, барыня и кавалер на прогулке, няня с детьми, водоноска. Их отличают тонкослойность глины, изящество и грация поз, несколько сумрачная, но изысканная в сочетаниях цвета раскраска. Благодаря общему интересу к народной игрушке и трудам Деньшина, конец 1910-х – 1930-е годы стали временем расцвета творчества и славы Анны Афанасьевны Мезриной.

В 1934 году на фабрике гипсовых изделий в Дымкове открыли цех глиняной игрушки. Яркая страница истории дымковской игрушки 1930 – 1940-х годов связана с творчеством Е. А. Кошкиной и Е. И. Пенкиной. Обе они потомственные мастерицы, но каждая обладала своим творческим почерком. Для ранних работ 1930-х годов характерна раскраска с преобладанием темных тонов – темно-зеленой, черной, коричневой, с редким добавлением фуксина и желтого. Фигурки приземисты и коротконоги - это характерная особенность многих работ Пенкиной. Поразительно разнообразие деталей в лепке и росписи этих фигур. В каждой из них неистощимая фантазия Пенкиной находит новые варианты костюма, рисунка орнамента на платьях, построенного обычно из излюбленных мотивов колец, кругов, овалов.


Игрушки Пенкиной, сделанные, вероятно, с 1938 года, нужно считать особым периодом ее творчества и расценивать как работу в соавторстве с двумя мастерицами – Е. И. Косс-Деньшиной (1901-1979) и Л. Н. Никулиной (1906-1961). Екатерина Иосифовна Косс-Деньшина (1901 – 1979) - единственная из числа лауреатов Государственной премии имени И. Е. Репина (1967), кто не принадлежал ни к одной из династий мастеров дымковской игрушки, однако многие из созданных ею образов органично вошли в круг дымковской пластики. В 1930-е годы она начала помогать Е.И. Пенкиной окрашивать игрушки, а с 1936 года, когда зрение старейшей почти совсем отказало ей, уже сама красила все ее изделия.

В 1943 году на Всесоюзном конкурсе народной игрушки в Москве коллектив дымковских мастериц - Е.А. Кошкина, Е.И. Пенкина, О.И. Коновалова, Е.И. Косс получил первую премию «За образцы творческих работ». В 1944 году Екатерина Иосифовна Косс принята в члены Союза Художников СССР. Новый этап в творчестве самой Екатерины Иосифовны начинается в 1950-е годы. Больше внимания она уделяет лепке, созданию образов барынь, нянек, водоносок, всадников и других традиционных персонажей.

Как и у Мезриной, игрушки Косс-Деньшиной впечатляют своей пластической завершенностью, они обладают определенными художественными достоинствами и без росписи. Женские фигуры у нее впечатляют также особой статью. В их пластике сочетается условность дымковской лепки с общей анатомической правильностью, скульптурной выразительностью в передаче женского тела, подобно старинным игрушкам 19 века. Игрушки Е.И. Косс-Деньшиной можно узнать без труда. За годы работы в промысле она создала свой оригинальный стиль. Ее работы выделяет особенная точность глаза художницы, умеющей подчеркнуть в образе именно те черты, которые характерны для того или иного персонажа.

Каргопольская игрушка


К самой многочисленной группе среди собрания глиняной игрушки СПМЗ относится коллекция каргопольской игрушки. Основу собрания составляют работы мастеров из д. Гринево Каргопольского района Архангельской области: Ивана Васильевича и Екатерины Андреевны Дружининых, их однофамильцев Егора Ивановича и Ульяны Егоровны Дружининых с дочерью Любовью, Анастасии Евдокимовны Бархатовой, М. И. Вороновой, Н. Я. Замятиной, А. В. Бабкина - всего 362 предмета, выполненные осенью - зимой 1936 - 37 годов. Каргопольская игрушка, как и некоторые другие игрушечные промыслы (например, вятский), вполне достигла того высокого уровня, когда в изделия мастеров «играют» не только дети, но и умудренные отцы и деды. Она получила название по месту своего возникновения в деревнях близ старинного города Каргополя Архангельской области (бывшая Олонецкая губерния).

В 1930-е годы шла работа по восстановлению многих очагов традиционного народного творчества, которая коснулась и Каргополья. В это время открылись широкие возможности для развития творческих индивидуальностей народных мастеров. Работы И.В. и Е.А. Дружининых являются одними из лучших не только в Каргополье, но и в России. Для них характерна монументальная пластика и роспись с тонкой цветовой разработкой орнамента. Как и в игрушках других районов, мы встречаем здесь изображения птиц, коней, оленей, медведей, козлов, баранов, собак; сюда же относятся также некоторые варианты женских фигур.

Игрушка И.В. Дружинина отмечается особым обилием фантастических животных, необычных по экспрессивности образных характеристик. Некоторые сценки довольно сложны по композиции. К примеру, собака, подстерегающая птиц, сидящих на дереве; дети, играющие с собачками; крестьянин, кормящий утку и т.д. Ни один музей не обладает таким богатым жанровым материалом, необычным по сюжетам и характеру образов. Кровная связь с земледельческой культурой в какой-то степени объясняет и определенную архаичность форм каргопольской игрушки, ее особое место среди народных глиняных игрушек.

В 1970-е годы самой известной мастерицей каргопольской игрушки была Ульяна Бабкина. Роспись ее игрушек лаконична: у человеческих фигурок белым выкрашены открытые части тела: голова и руки; большими цветовыми пятнами - одежда и уже сверху «нарисован», «писан» узор. Фигуркам животных белила морды, тычком кисти ставила глаза, иным рисовала даже брови, цветную каемочку обводила вокруг рогов, хвоста, ног. На спинах писала узор елочкой, на боках – большие красные круги и косые кресты. В последние годы жизни она работала в основном клеевой темперой и гуашью, значительно реже – акварелью, то есть тем, что присылали и привозили ее многочисленные гости и заказчики.

Городецкая игрушка


Городецкий район Нижегородской области известен как центр деревянной «городецкой» резьбы, но изготовление глиняных свистулек - «дудок» - малоизвестный народный промысел. Центром изготовления глиняных игрушек традиционно считается деревня Жбанниково, имя которой дало название всему промыслу. В начале 1930-х годов новое лицо промыслу создал молодой мастер Ларион Трифонович Потатуев (1912-1941). В эти годы его имя уже неотделимо от городецкой глиняной свистульки, так же как имена Ивана Васильевича Дружинина и Ульяны Бабкиной - от истории каргопольской глиняной игрушки. Работая над свистульками, мастер обращался порой к более сложной, чем в традиционных изделиях, расчлененной форме, создавая, например, петушков, или соединяя форму конусообразной свистульки с формой человека.

Свистульки-петушков, баранчиков, коров и прочих животных, лепила в 1950-е – 1980-е годы одаренная народная мастерица - Прасковья Степановна Тимофеева (1925 г.р.) из деревни Рыжухино. Она редко прибегала к укрупненным формам, в основном делала небольшие игрушки, которые выгодно отличались от других местных фигурок пластичностью и разнообразием

В 1980-е годы в Жбанникове плодотворно трудился потомственный мастер-игрушечник Венедикт Степанович Сироткин (1928-1985). Он создавал более сложные формы птиц-свистулек, дополняя их рельефными налепными крыльями и веерообразными хвостами, а также фигурки коней, баранчиков и т.п.

Сохранились до настоящего времени и приемы украшения городецких свистулек: вылепленные игрушки расставляют тесными рядами на доски и в течение нескольких дней сушат в тени. Затем обжигают, а после обжига расписывают каждую фигурку звонкими эмалевыми красками – в красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий цвета. Все тулово игрушки покрывается сплошь одним цветом. Рога, уши, копытца, конец хвостика - свистка, у птиц – гребешки, серебрятся алюминиевой краской. После этого тычком наносится несколько пятен эмалевой же краской, но другого цвета (красные пятна по желтому фону, молочно-белые по красному и т. д.). Продолжают расписывать игрушки и «под Хохлому».

Филимоновская игрушка


Искусство мастериц из крупного центра глиняной игрушки – деревни Филимоново Одоевского района Тульской области. Филимоновские игрушки второй половины 1950-х – 1970-х годов представляют собой типичные народные творения, в которых во всей полноте и чистоте отразились традиционное мировоззрение и эстетические идеалы русского крестьянства. Высокие барыни в широких юбках колоколом, с осиными талиями и несоразмерно маленькими головками, всадники на причудливых лошадях, похожих на жирафов, фантастические полосатые звери сразу привлекли к себе внимание посетителей.

Необычные яркие игрушки, украшенные геометрическими узорами малинового, желтого, синего и зеленого цвета, очень отличались от уже широко известных дымковских барынь, водоносок и всадников. Они стали откровением не только для многих любителей русского искусства, но и для большинства специалистов. В их силуэтах, формах, орнаменте прослеживается тысячелетняя традиция. Они очень похожи на глиняные фигуры X - XI веков, найденные археологами при раскопках в Киеве. Но, пожалуй, больше всего филимоновские игрушки напоминают и по лепке, и по росписи древнегреческую терракотовую скульптуру.

Немногочисленные образцы старых филимоновских изделий (середина XIX века – начало 1930-х годов), которые есть теперь в собраниях всего нескольких музеев, позволяют судить о том, что период с середины XIX века до конца 20- х годов XX века являлся расцветом для филимоновского промысла. Современная филимоновская игрушка в музеях и частных собраниях представлена, в основном довольно широко, произведениями конца 1950-х – 1970-х годов.

Почти все филимоновские игрушки, независимо от сюжета, - свистульки. Образ птицы, любимый и распространенный во всех игрушечных промыслах, многократно и довольно разнообразно повторяется в Филимонове. Здесь существует много вариантов исполнения «уточек», «петушков» и «курочек». До наших дней донесли самобытный художественный стиль филимоновской пластики уроженки деревни, старейшие мастерицы: А.Г. Карпова (1911 – 1992), члены Союза художников СССР: А.Ф. Масленникова (1910 – 1970), А. И. Дербенева (1909 – 1990). Ныне традицию филимоновской игрушки продолжает Е.А. Орлова (внучка А.И. Дербеневой и А. Ф. Масленниковой).


Ни курские глиняные свистульки, сделанные в 1930-е годы, ни, скажем, игрушки орловских мастериц 1960-х годов, внешним обликом не свидетельствуют о времени своего создания. Несмотря на какие-то новые детали, это исконные символы крестьянского творчества, в которых продолжают воплощаться древние традиции.

Самое раннее упоминание о промысле встречается в газете «Орловские губернские ведомости» за 1866 год: «Горшечное производство в… Плешково Ливенского уезда»; в «Указателе промыслов по Орловской губернии» за 1880 год сказано: «Промысел давний». В сюжетном отношении творчество плешковцев не отличается особым многообразием. Фигурки, вылепленные обеими мастерицами, представляют собой излюбленные крестьянские персонажи – барыни, всадники, коровы, петухи.

Игрушки выглядят так архаично, словно перед тобой не изделия XX века, а древние археологические находки. Манера их исполнения несколько грубовата, формы - округлые, мягкие, с нечетким, как бы оплывшим, контуром. При единстве стиля, мастерицы подходят к созданию образов по-разному. Свистульки Малютиной – небольшие по размеру, у Иваниловой они крупнее и ассортимент их разнообразнее. Любимые персонажи Малютиной – кони и барыни. Иванилова, кроме коней и барынь, лепит собак, коров и баранов. Ее фигуры, хотя и грубоваты, но обладают особой выразительностью, позволяющей узнать руку этой мастерицы.

Воронежские и курские фигурки, исполненные в 1930-е годы, по своей крестьянской сути близки к свистулькам из села Кожля Курской области, которые продолжали там лепить в 1970-е годы сестры Ульяна Ивановна Ковкина и Ольга Ивановна Дериглазова и мастерица Валентина Венедиктовна Ковкина.

По рассказам старожилов, свистульки изготавливали в Кожле с незапамятных времен, делали их многие, поэтому на местных воскресных базарах и ярмарках (их было пять в году) продать игрушки было трудно. Излюбленные цвета курских мастериц – самые активные: синий, красный, желтый, зеленый. Из красных оттенков особым предпочтением пользуется малиновый. Независимо от времени создания, все эти игрушки по существу своего изобразительного языка относятся к характерным крестьянским произведениям, которые обычно называют «крестьянским примитивом».

Скопинская игрушка


Заслуженную славу и известность городу Скопину, расположенному на юге Рязанской области, на левом берегу реки Верды, принесли оригинальные декоративные керамические сосуды, известные со второй половины 19 века и представляющие главное направление деятельности современного скопинского промысла. Игрушка Скопина представлена, в основном, выразительными фигурками животных, среди которых больше всего медведей и всадников – «солдат». Реже встречаются композиции на подставочках, очевидно, предназначенные скорее для украшения комодов, чем для игры детей.

Начало комплектования коллекции Скопинской игрушки в Сергиево- Посадском музее было положено в 1937 году, когда в связи с организацией на территории Лавры Музея Народных художественных ремесел (МНХР) были переданы из Государственной Третьяковской галереи и Государственного Русского музея несколько десятков глиняных игрушек, в том числе скопинские.

Основные персонажи, включающие домашних животных и птиц, медведя, всадников и барынь, типичны для любой народной игрушки. Но в Скопине, как и повсюду, сложились чисто местные приемы компоновки фигурок, их лепки, декоративного оформления. Скопинская игрушка своеобразна и оригинальна, их не спутаешь с другими.

Во время экспедиции в октябре 2003 года, Сергиево – Посадским музеем приобретено у современных скопинских мастериц - И.А. Якушкиной и Т.А. Киселевой несколько работ, выполненных по образцу старинных изделий. Особенно хороши дымчато-серые задымленные птицы. Мастерицы также пробуют украшать игрушки обваркой, применяя разные составы (мука, молоко, квас, и даже пиво), чтобы варьировать цвет (от светло-бежевого до красно-коричневого).

Глина - прекрасный натуральный материал, который идеально подходит для детского творчества. Каждый ребенок искренне радуется, когда из небольшого серого комка рождается яркая красочная игрушка. Подарите вашим детям мастер-класс по росписи глиняных игрушек, и вы оставите у них незабываемые впечатления о празднике.

Для кого подходит мастер-класс?

Мастер-класс по росписи игрушек из глины подходит для детей всех возрастов. Это не только увлекательное, но и полезное занятие. Лепка развивает пространственное мышление у ребенка, учит его изобразительной грамотности, а роспись помогает почувствовать широкие возможности игры цвета.

Вы можете заказать мастер-класс по росписи игрушек из глины:

  • на День рождения,
  • праздник в школе или детском саду,
  • Новый год или Рождество,
  • выпускной или творческий классный час.

Как проводится мастер-класс?

Во время мастер-класса наши опытные мастера:

  • Расскажут детям о видах росписи глиняной игрушки;
  • Продемонстрируют яркие готовые примеры работ;
  • Раскроют секреты росписи игрушки из глины;
  • Подскажут, как правильно использовать краски;
  • Проконтролируют процесс работы и помогут создать каждому свою оригинальную расписную игрушку.

Вы можете не беспокоиться о ходе мероприятия, потому что мы обо всем позаботились за вас! В стоимость мастер-класса по росписи игрушек входят:

  • глиняные игрушки,
  • краски и другие расходные материалы,
  • все необходимые приспособления,
  • одноразовые перчатки и фартуки.

От вас требуется только обеспечить просторное место для размещения участников, необходимое количество стульев и столов и свободный доступ к воде. Каждый из ребят уйдет с праздника с хорошим практическим опытом создания собственной игрушки, яркими впечатлениями и отличным памятным сувениром.

5 причин заказать этот мастер-класс

Натуральные материалы.

Кукольный сундучок

  • Старооскольская народная глиняная игрушка

    Изучением и возрождением старооскольского промысла народной глиняной игрушки серьёзно занимаюсь с 1991 года.

    Вместе с младшей дочерью Бородиной Мариной Борисовной нашли более 400 глиняных игрушек XV – начала XX веков. Собрали полную коллекцию игрушек современных потомственных мастеров. Более 30 публикаций по этой теме в СМИ и в научных сборниках, десяток видеосюжетов на местном телевидении. Проведено более 20 семинаров по обучению технологии изготовления старооскольской народной глиняной игрушки воспитателей детских садов, учителей младших классов, студентов, школьников-инвалидов. С 2011 года к работам по изучению массива археологических и современных игрушек подключились мои внуки.

    Комментарии: 6

  • Каргопольские глиняные игрушки

    На столе - хоровод нарядных, подбоченившихся барышень в кокошниках с черными бусинками глаз, им лихо играет на гармони косолапый, на балалайке бренчит в такт ему молодой деревенский франт. Рядом - целый зоопарк: зайцы с морковками, козлы, олени, коровы, свистульки-утушки, столь любимая среди каргопольских народных гончаров, делающих знаменитую глиняную игрушку.

  • Каргопольская глиняная игрушка

    Чем славен старинный город Каргополь, что расположился у истока северной реки Онеги? Нанесенный на карты России в 1497 году каргопольские земли простирались до самого Белого моря, славились богатой торговлей и самобытной культурой, по красоте природы он спорил с десятком самых знатных городов России.

  • Каргопольская игрушка

    Производство игрушки сопутствовало старинному гончарному промыслу в Панфиловской волости Каргопольского уезда. В отличие от гончарного дела изготовление игрушки в XX в. не прервалось. В промысле сохраняются наиболее традиционные типы русской игрушки - женские фигуры, изображения животных. В последние десятилетия получили распространение жанровые сцены. Для каргопольской игрушки характерна красочная роспись по предварительно выбеленной поверхности фигур.

  • Скопинская керамика и игрушка

    Среди очагов народного художественного гончарства уникален промысел декоративной керамики, находящийся в городе Скопине Рязанской области. Рязанская земля, богатая традициями разных видов народного искусства, стала родиной производства гончарной посуды и лепных глиняных свистулек. В городе существовал целый «гончарный конец», а жителей города называли «скопинскими свистушниками».

    До середины XIX в. глазури здесь не применяли, а делали обычные черные («синюшки») и обварные горшки. С освоением глазурования скопинские изделия стали значительно более яркими, декоративными. Обычная бытовая посуда скопинских гончаров XIXначала XX в. выполнена из светлой глины, имеет мягкие очертания, края часто заканчивают фестончатые «оборочки». Рукомои, кувшины, глубокие миски, кружки, хлебницы и др. формовали на низких ручных гончарных кругах, украшали процарапкой, штампиками, налепами и потечными цветными глазурями. Часто на одном предмете живописно сочетали глазури коричневую с зеленой или зеленую с желтой.

Расписные глиняные игрушки давно стали одним из символов самобытной русской культуры. Когда-то, в далеком прошлом, глиняные игрушки были предметами культа. Древнейшие игрушки из глины, найденные археологами на территории нашей страны, относятся ко II тысячелетию до Рождества Христова. Это маленькие глиняные топорики, посуда, погремушки. Расцвет гончарных народных промыслов, к которым относится и глиняная игрушка, в нашей стране приходится на XVIII - конец XIX веков. В это время на Руси было около 200 центров гончарных промыслов.

Крестьяне растили хлеб, держали скот. В свободное от сельскохозяйственных работ время садились за гончарный круг, это давало дополнительные средства к жизни. Женщины и дети лепили маленькие забавные фигурки. Дети перенимали ремесло от родителей, получали в наследство чуткое ощущение пластики народных малых форм, которые оттачивались веками и таким образом приходили к своему совершенству. Изменение формы глиняных изделий не приветствовалось: считалось, что это может навлечь на людей беду. В этом консерватизме огромный смысл. Народные мастера подсознательно донесли до нас культуру своих предков.

Наиболее традиционные типы русской игрушки - фигурки женщин, занимающихся хозяйством или воспитанием детей, изображения животных, жанровые бытовые сцены. Особенной любовью пользовались свистульки, которым можно было придать любой зрительный образ и к тому же использовать как своеобразный музыкальный инструмент.

Каждый образ народной глиняной игрушки несет свой смысл:

· Птица олицетворяет душу предков, а также является символом счастья и радости;

· Конь считался главным оберегом, символом солнца;

· Олень является оберегом, приносящим изобилие;

· Медведь - символ силы, могущества;

· Баран, корова - плодородие, успех в ведении хозяйства;

· Козел - добрая сила.

Современные мастера сохраняют традиционные сюжеты и разрабатывают новые. Мы сейчас переживаем своеобразный ренессанс народного искусства.

Хранящиеся в музейных собраниях и созданные уже в наши дни глиняные фигурки можно разделить на две группы: произведения архаические (символические) и сюжетные игрушки нового времени, все больше тяготеющие к повторению натуры.

Яркая, жизнерадостная народная глиняная игрушка обладает волшебной способностью украшать наш быт, вносить тепло и радость в убранство жилища.

Центры народных промыслов зарождались там, где находили хорошую глину.

Дымковская игрушка.





В слободе Дымково на берегу реки Вятки мастера лепили дымковскую игрушку. У этих игрушек пышные формы и яркие краски. Это барышни, петухи, индюки и бытовые сцены… Краски малиновые, красные, зеленые, желтые, оранжевые, синие - пестро и весело как в хороводе! Мастера добавляли золото на кокошники и шляпы барышням и водоноскам, на гребешки петухам, индюкам.

Филимоновская игрушка.



В Тульской области в деревне Филимоново делали своеобразные филимоновские игрушки-свистульки. Они рассчитаны на то, чтобы ребенок играл с ними. Звери смешные и причудливые, просты по исполнению и выразительности, преобладает желтый, красный, оранжевый, белый, синий, зеленый и золотой цвета.

Каргопольская игрушка.



Недалеко от древнерусского города Каргополя, окруженного лесами, в деревне Гринево, мастера изготовляли каргопольскую глиняную игрушку. Эти игрушки отражают быт и уклад жизни местных жителей - барышни, бородатые мужики. Любят каргопольские мастера изображать животных: медведя, зайца, собаку, свинью, гуся, утку… Все фигурки несколько приземистые, с короткими руками и ногами, туловище удлиненное, толстая и короткая шея и сравнительно большая голова. Каргопольские мастера изображают зверей толстоногими и порой динамичными, например медведь стоит на задних лапах - момент нападения; у собаки расставлены лапы и открыта пасть; утка с распростёртыми крыльями и вытянутой шеей, готовая к полету. Роспись игрушки по своему колориту суровая и сдержанная.

Гжель.




Недалеко от Москвы в Раменском районе находится село Гжель. Там с ХIV века занимаются гончарным промыслом. Посуду украшают лепными фигурками, что делает её еще привлекательнее. Гжельский фарфор легко узнать по синей росписи на белом фоне. Однако синева узора не однотонна, и если вглядеться внимательно, то можно увидеть тончайшие полутона и оттенки, напоминающие голубизну неба, озер и рек. Иногда цвет росписи бывает коричневого и желтовато-зеленого цветов.

Гжельские мастера удивительно точно сочетают рисунок орнамента с формой изделия, что является еще оной традицией промысла. Среди глиняных игрушек гжельских мастеров можно увидеть любимых детьми сказочных персонажей Аленушку в длинном платье и платочке, Емелю с пойманной щукой. Интересна игрушка «Чудо-юдо, рыба-кит». Хорош игрушечный чайный сервиз и самовар. Все скульптуры тонко расписаны и, несмотря на один цвет росписи и легкую позолоту выглядят весело и изысканно.




Top