Глобальные темы человечества. Глобальные проблемы человечества. сущность и пути решения

Возникновение глобальных проблем и возрастание опасности их последствий заставляет людей обратиться за помощью к науке в изучении предпосылок и способов их решения. Глобальные проблемы исследуются целым комплексом естественных и общественных наук: биологией, геологией, генетикой, политологией, этнографией, социологией и другими. При этом каждая из конкретных наук решает ту или иную частную задачу. Однако глобальные проблемы представляют сложнейшую и взаимосвязанную систему. Они воздействуют на каждого человека, на систему общества и природы, поэтому требуют философского осмысления.

Философское осмысление предполагает целостностное изучение процессов и явлений, связанных с глобальными проблемами, с точки зрения существования общепланетарной цивилизации, всемирно-исторического процесса интернационализации интересов человечества. Совокупность основных вопросов, связанных с решением глобальных проблем, составляет область философии глобальных проблем.

Философия рассматривает ситуацию, приведшую к появлению и обострению глобальных проблем, изучает их общественную опасность и социальную обусловленность. Философский подход составляет мировоззренческую, культурологическую, этическую и методологическую основу их решения другими науками и практикой.

Вопрос обоснования глобальных проблем имеет не только теоретический, но и практический аспект. Это обусловлено жизнедеятельностью общества. От того, какие конкретно проблемы следует признать в качестве глобальных, во многом зависит выбор путей и способов их решения, будущее человечества.

В современной социально-философской науке сложились три основных подхода к пониманию глобальной проблемы.

1. Сторонники одного подхода считают, что все существующие в обществе естественнонаучные, научно-технические и собственно социальные проблемы когда-то становятся глобальными. Вопрос только в том, приобрели они уже или еще не приобрели всемирный, международный характер. В этом подходе понятие «глобальная проблема» является синонимом общесоциальной проблемы.

2. Последователи другого подхода ограничивают число глобальных проблем наиболее опасными и требующими немедленного решения: проблема предотвращения войны и укрепления мира, острые экологические проблемы, народонаселение планеты, проблема человека и некоторые другие.

3. Третий подход состоит в разработке методологии и методик, позволяющих определить, что такое глобальная проблема, каково ее содержание, признаки, как она проявляется в конкретной жизни людей: в формах противоречий, диспропорций, функциональных нарушений. Сторонники данного подхода стремятся более точно, исходя из практики функционирования общества, определить причины возникновения глобальных проблем, их существенные признаки и содержание, провести классификацию. Данный подход в определенной мере можно считать объединением двух первых подходов.

Основные черты глобальных проблем:

1. Глобальные проблемы имеют общечеловеческий характер. Это означает, что они затрагивают жизненно важные интересы и будущее всего человечества, каждого отдельного человека.

2. Глобальные проблемы носят всемирный характер. Они проявляют себя в основных регионах мира. Областью их действия стала вся планета или основная ее часть.

3. Для своего решения глобальные проблемы требуют объединенных усилий всего человечества.

4. Глобальные проблемы создают непосредственную угрозу для планетарной цивилизации, нуждаются в неотложном решении. Нерешенность глобальных проблем может при­вести в недалеком будущем к серьезным, возможно непоправимым, последствиям для всего человечества и среде его обитания.

5. Глобальные проблемы более инертны, обладают меньшей мобильностью проявления по сравнению с локальными проблемами.

6. Глобальные проблемы находятся в сложной взаимосвязи и взаимозависимости между собой. Решение любой из них предполагает учет влияния других проблем.

Глобальные проблемы рассматриваются как закономерный, но негативный результат развития человечества. Причины их возникновения и обострения своими корнями уходят в историю становления современной цивилизации, породившей обширный кризис индустриального общества, технократически ориентированной культуры.

Глобальные проблемы имеют двойственный характер: с одной стороны - естественно-природный, а с другой - социальный. Такое понимание глобальных проблем позволяет в их генезисе проследить две взаимосвязанные линии.

1. Они есть нежелательный итог отношений между человеком (обществом) и природой, возникают в системе «общество – природа». Глобальные проблемы порождены возросшими масштабами и глубиной технического воздействия общества на природу и огромным размахом хозяйственной деятельности человека. Взаимодействие общества с природой стало ныне сравнимо с геологическими и другими естественными планетарными процессами. Бурная, все более возрастающая и плохо планируемая, преобразовательная деятельность человека приводит к деградации окружающей среды.

2. Глобальные проблемы есть результат неудачного социального развития современной цивилизации. Ошибки в отношениях между людьми также порождают глобальные проблемы и составляют тенденцию исторического процесса. В современном обществе обостряется кризис, который является результатом деятельности самого человека, а поэтому имеет "антропогенный", социальный характер. Этот кризис охватил весь комплекс взаимодействий людей друг с другом, затронул практически все мировое сообщество.

История человеческой цивилизации показывает, что каждая новая ступень развития экономики и социальных отношений означала и новый этап в обострении противоречий между природой и обществом, а также в самом обществе. Глобальные проблемы, являясь результатом предшествующего развития общества и его отношений с природой, выступают показателем несовершенства жизни людей как цивилизованных сообществ.

Неравномерность развития локальных цивилизаций также имела негативные последствия. Многие развитые государства и общества более активно и масштабно решали свои задачи, иногда за счет других народов, хищнического природопользования. К этому следует добавить, что многие развитые страны не решили, а обострили многие свои внутренние социальные проблемы, «подняв» их до уровня глобальных: наркоманию, коррупцию, бюрократизм, деградацию морали, неграмотность, нарушение генофонда, пьянство, болезни и др. Две мировые войны как глобальные катастрофы начинали и вели именно развитые государства.

Из сказанного следует, что глобальные проблемы современности - это негативные итоги развития прежде всего индустриальных государств с достаточно совершенными властными структурами и духовностью общества.

Глобальные проблемы объединяются в группы по наиболее характерным признакам. Классификация глобальных проблем позволяет установить их объективную «иерархию», то есть степень актуальности и их соподчиненность. Правильное определение приоритетов имеет важное теоретическое и практическое значение, что позволяет определить последовательность их теоретического анализа, методику практического решения.

Имеются различные подходы к классификации глобальных проблем. Среди них наибольшее признание получил подход, в котором за основание классификации берется степень остроты проблемы и необходимая последовательность их решения.

В соответствии с данным подходом глобальные проблемы делятся на три большие группы:

1. Интерсоциальные проблемы . Они возникают между различными государствами, их союзами, регионами планеты. К наиболее значимым проблемам этой группы относятся две: устранение войны из жизни общества и обеспечение справедливого мира; установление нового международного экономического порядка.

2. Экологические проблемы , возникающие в результате взаимодействия общества и природы: сохранение чистоты окружающей среды; обеспечение мировой цивилизации энергией, топливом, пресной водой, сырьевыми ресурсами; освоение Мирового океана, космического пространства и др.

3. Антропосоциальные глобальные проблемы , возникающие между обществом и человеком. Это демографическая проблема, вопросы здравоохранения, образования, духовной культуры человека и общества и др.

Основными направлениями и способами решения современных глобальных проблем признаны:

Гуманизация мирового сообщества;

Формирование неагрессивной личности XXI века;

Рациональное ограничение научно-технического прогресса;

Повышение достоверности научных прогнозов развития планетарного общества;

Устранение войн из жизни общества;

Создание эффективных международных органов по совместному решению глобальных проблем и др.

Рассмотрим некоторые из них:

а) проблема предотвращения новой мировой войны. С возникновением и накоплением ракетно-ядерного оружия, других средств массового поражения, огромного количества обычных вооружений проблема предотвращения мировой войны стала наиболее острой и актуальной, ибо связана с возможной всепланетарной катастрофой.

Какие причины приводят к обострению отмеченной проблемы?

1. Неконтролируемый гражданским обществом процесс научно-технического развития в военном деле. Он позволил создать и принять на вооружение различные виды оружия массового уничтожения, новые образцы высокоточного оружия традиционных направлений, виды несмертельного оружия. Современное оружие наделило человека способностью уничтожить все живое на Земле.

2. Качественное совершенствование средств уничтожения. Каждая новая боевая ракета «качественно» иначе, чем прежде, поражает людей и объекты, все более губительно действует на природу.

3. Невиданная ранее быстрота появления новых видов обычных вооружений. Они по своей мощи часто не уступают оружию массового поражения, если их применить в достаточно больших количествах.

4. Накопленное ядерное оружие, сложная технология контроля над ним и его применением обусловили вероятность несанкционированного его использования.

5. Происходит «расползание» оружия массового поражения по странам и континентам, несмотря на существующие соглашения и пакты о нераспространении. Возрастает опасность его использования неконтролируемыми авантюристическими и террористическими силами, а также отдельными государствами, проводящими политику социального реванша.

6. Постепенно сглаживается порог между ядерной войной и войной с применением обычного оружия.

Оценка последствий глобального применения ядерного оружия нашла отражение, например, в концепции "ядерной зимы".

Сегодня гонка вооружений приобрела скрытый характер. Она практически не обсуждается в средствах массовой информации, что представляет еще большую опасность. Гонка вооружений переместилась в менее развитые страны, требует от них увеличения военных расходов и усиливает зависимость от высокоразвитых государств.

Можно ли предотвратить ядерную войну? Многие утвердительно отвечают на данный вопрос. Для этого необходимо, прежде всего, установить новый миропорядок, который основывался бы на следующих исходных принципах:

Признание приоритета общечеловеческих ценностей, понимание человеческой жизни и мира как высших ценностей человечества;

Отказ от войны при решении спорных вопросов, неустанный поиск мирных путей разрешения социальных конфликтов и проблем;

Признание права за всеми народами свободно и самостоятельно выбирать свой путь развития;

Понимание современного мира как целостного и многополюсного, как взаимосвязанного сообщества людей, естественного и необходимого способа существования земной цивилизации.

б) проблема рационального использования природных ресурсов и сохранения чистоты окружающей среды. Обеспечение человечества энергетическими и сырьевыми ресурсами связано с природопользованием. Проблема состоит в том, чтобы экономно, планомерно и справедливо для всех народов использовать природные ресурсы, сообща возобновлять те, которые можно воспроизводить (леса, плодородие земли и т.п.), а также своевременно переходить к новым ресурсам, открывать их.

Проблема рационального использования природных ресурсов тесно связана с проблемами сохранения чистоты воздушной среды, мирового океана, глобальными климатическими изменениями, освоения ближнего и дальнего космоса, обеспечения населения качественными продуктами питания, сдерживания отрицательного влияния этих проблем на физическое и социальное здоровье людей.

В связи с истощением традиционных, не возобновляемых ресурсов (нефть, уголь, газ, минералы и др.) данная проблема приобретает все более значимую роль в жизни человека и требует новых решений. Вопросы разведки, разработки, транспортировки энергетических и сырьевых ресурсов сегодня стали мощным фактором решения важнейших политических и экономических проблем, формирования нового экономического порядка. Возрастающая опасность экологической катастрофы является второй, после военной угрозы, проблемой, вставшей перед человечеством.

Важно отметить, что собственно экологические проблемы проявляются в системе биосфера - человек . Главная особенность перемен во взаимодействии природы и человека была определена В.И. Вернадским. Он пришел к выводу, что на современном этапе «человечество, взятое в целом, становится мощной геологической силой».

Современная экологическая ситуация характеризуется чрезвычайной напряженностью: в результате чрезмерных перегрузок на природные системы, многократного превышения предельно допустимых норм загрязнения окружающей среды (воды, воздуха, почв и т.д.) происходит нарушение равновесия в естественных природных процессах. При этом негативное антропогенное влияние на природу нередко достигает той границы, за которой деградация естественной среды принимает необратимый характер.

Основные направления решения экологических проблем.

1. Борьба с загрязнением окружающей среды.

2. Создание безотходных (чистых) технологий.

3. Рациональное использование энергетических, земельных и водных ресурсов.

4. Экономия используемых и поиск других ресурсов.

5. Совершенствование законодательной базы в области экологии.

Глобальные проблемы (франц. g1оbа1 - всеобщий, от лат. g1оbus (terrae) - земной шар) представляют собой совокупность проблем человечества, от решения которых зависит социальный прогресс и сохранение цивилизации: предотвращение мировой термоядерной войны и обеспечение мирных условий для развития всех народов; предотвращение катастрофического загрязнения окружающей среды, в том числе атмосферы, мирового океана и т.д.; преодоление возрастающего разрыва в экономическом уровне и доходах на душу населения между развитыми и развивающимися странами путем ликвидации отсталости последних, а также устранение голода, нищеты и неграмотности на земном шаре; обеспечение дальнейшего экономического развития человечества необходимыми природными ресурсами как возобновимыми, так и невозобновимыми, включая продовольствие, промышленное сырье и источники энергии; прекращение стремительного роста населения ("демографического взрыва" в развивающихся странах) и устранение опасности "депопуляции" в развитых странах; предотвращение отрицательных последствий научно-технической революции. Двадцать первый век, только начавшись, уже добавил свои проблемы: международный терроризм, продолжающееся распространение наркомании и СПИДа.

Критериями выделения глобальных проблем является следующее:
  • повсеместное их распространение затрагивает человечество в целом;
  • неразрешение данных проблем может привести к гибели все человечество;
  • разрешить их возможно только совместными усилиями человечества, т.е. они не могут быть полностью разрешены в рамках отдельного государства или региона.

Данные проблемы, которые существовали прежде как локальные и региональные, приобрели в современную эпоху планетарный характер. Таким образом, время возникновения глобальных проблем совпадает с достижением индустриальной цивилизацией апогея в своем развитии. Это произошло, примерно, в середине XX в.
Вместе с тем существует разница между проблемами действительно глобальными и всеобщими. Нерешение глобальных проблем ведет человечество к неминуемой гибели, а всеобщие проблемы - это те, которые носят повсеместный характер и могут перерасти в глобальные. К числу всеобщих можно отнести проблемы здравоохранения, образования, социальной защиты и т.д. Например, больше всего в мире умирает сегодня людей не от рук террористов и не от СПИДа и наркомании, а от сердечно-сосудистых заболеваний.

Обобщив известное о глобальных проблемах современности, их можно свести к трем основным:
  1. возможность уничтожения человечества в мировой термоядерной войне;
  2. возможность всемирной экологической катастрофы;
  3. духовно-нравственный кризис человечества.

Интересно то, что при решении третьей проблемы первые две решаемы почти автоматически. Ведь духовно и нравственно развитый человек никогда не примет насилия ни по отношению к другому человеку, ни по отношению к природе. Даже просто культурный чёловек не оскорбляет окружающих и никогда не выбросит мусор на тротуар. С мелочей, с неправильного индивидуального поведения человека вырастают и глобальные проблемы. Лучше сказать, что глобальные проблемы коренятся в сознании человека, и пока он его не преобразует, они не исчезнут и во внешнем мире. Решить третью глобальную проблему, которая по сути является первой, наиболее трудно. Это невозможно сделать механическим путем, как можно было бы поступить с двумя первыми. Ее решение связано с воспитанием и формированием духовно-нравственной личности.

Анализ глобальных проблем

Возможность уничтожения человечества в третьей мировой термоядерной войне является самой угрожающей проблемой. И хотя холодная война ушла в прошлое, ядерные арсеналы не уничтожены, а усилия России на международной арене в плане разоружения не находят должного отклика у политиков наиболее развитых стран, обладающих ядерным оружием, прежде всего у руководства США.

Известно, что за период с 3500 г. до н.э., т.е. фактически с момента возникновения древнейших цивилизаций, произошло 14530 войн, и только 292 года люди жили без них. Если в XIX в. в войнах погибло 16 млн человек, то в XX в. - более 70 млн! Суммарная взрывная мощь вооружений составляет сейчас около 18 млрд т в тротиловом эквиваленте, т.е. па каждого жителя планеты приходится по 3,6 т. Если взорвется хотя бы 1 % данных запасов, то наступит "ядерная зима", в результате которой может быть уничтожена вся биосфера, а не только человек.

Меры по предотвращению войны и военных действий были разработаны уже И. Кантом в конце XVIII в., однако до сих пор нет политической воли их утвердить. Среди мер, которые он предлагал: нефинансирование военных действий; отказ от враждебных отношений, уважение; заключение соответствующих международных договоров и создание международного союза, стремящегося реализовать политику мира и др. Однако возникает впечатление, что мировое сообщество в последние годы все больше отдаляется от этих шагов.

Экологическая проблема может привести к всемирной экологической катастрофе. Первый значительный экологический кризис, поставивший под угрозу дальнейшее существование человеческого общества, возник еще в доисторическую эпоху. Его причинами были как изменение климата, так и деятельность первобытного человека, который в результате коллективной охоты истребил многих крупных животных, населявших средние широты Северного полушария (мамонт, шерстистый носорог, степной зубр, пещерный медведь и др.). Заметный ущерб природе наносили уже синантропы, жившие около 400 тыс. лет назад. Они начали использовать огонь, что приводило к пожарам, в результате которых уничтожались целые леса. Однако хотя воздействия человека на природу приобретали иногда угрожающие масштабы, вплоть до XX в. они носили локальный характер.

На наших глазах заканчивается эра экстенсивного использования потенциала биосферы: почти не осталось неосвоенных земель (за исключением территории России), систематически увеличивается площадь пустынь, сокращаются площади лесов - легкие планеты, изменяется климат (глобальное потепление, парниковый эффект), увеличивается количество углекислого газа и уменьшается - кислорода, разрушается озоновый слой.

Начинается экологическая проблема с индивидуального поведения человека. Если он допускает выбрасывание хотя бы мелкого мусора на улицах города или даже в чистом поле, то на уровне массовом возникают экологические проблемы. Такое сознание порождает их с неизбежностью. Обратите внимание, во что превратились железнодорожные платформы в России, на которые курящие бросают окурки, а поглощающие семечки - шелуху, и тогда многое станет ясным. Не какие-то плохие люди, политики или директора крупных заводов способны устроить экологическую катастрофу. Ее устраиваем мы с вами своим собственным поведением. От хаоса, мусора в сознании и моральной неразвитости рождается мусор на улицах, загрязняются реки и моря, разрушается озоновый слой и варварски вырубаются леса. Человек забыл, что окружающий мир - это продолжение его собственного тела, и если он загрязняет, разрушает среду обитания, то прежде всего вредит себе. Об этом свидетельствуют те заболевания, с которыми столкнулся современный человек.

Общество еще определяют как обособившуюся от природы, но тесно с ней связанную часть мира. Только отличив себя от иного, от природы, человек и общество могут осознать свою специфику. Глубоко и ярко ее выразил Н.А. Бердяев: "Дух есть свобода, а не природа".

С одной стороны, человек является биологическим видом, а общество представляет собой особую целостность таких биологических особей, с другой - человек только и является человеком постольку, поскольку отличает себя от окружающего природного, животного мира. Отличие человеческого от природного можно зафиксировать в таких терминах, как "культура", "социальность", "духовность", "трудовая, разумная деятельность" и др.

Человек - принципиальное отличающееся от природы существо, и вместе с тем - наиболее глубоко укорененное в ней. Природа нуждается в человеке, она не самодостаточна без него, и произвела она его не для того, чтобы он себя уничтожил. Человек также нуждается в природе, без нее он превращается в автомат. Современные психологи установили, насколько благоприятно действуют на человека, особенно на детей, домашние животные, а прогулка в лесу может снять недельную усталость и нервное напряжение.

Человек и природа неслиянны, ибо человек существует как Человек только благодаря общественным отношениям, которые не существуют в природе, а также то, что общество и природа нерасторжимы, ибо человек всегда остается биологическим видом, а общество всегда вынуждено использовать окружающую среду и природные ресурсы в своей жизнедеятельности. Проблема заключается лишь в гуманном отношении человека к самому себе (своему телу) и к природе как своему телесному продолжению,

Терроризм в современности также приобретает характер глобальной проблемы. Особенно при наличии у террористов смертоносных средств или оружия, способных уничтожить огромное количество ни в чем не повинных людей. Терроризм - это явление, форма преступности, направленная непосредственно против человека, угрожающая его жизни и за счет этого стремящаяся достичь своих целей. Терроризм абсолютно недопустим с точки зрения гуманизма, а с точки зрения права является тягчайшим преступлением.

С терроризмом чрезвычайно сложно бороться, ибо при этом подвергаются опасности жизни неповинных людей, взятых в заложники или шантажируемых. Нет и не может быть никакого оправдания таким действиям. Террор уводит человечество в эпоху доцивилизационного развития - это бесчеловечное варварство, когда жизнь человека ни во что не ставится. Он - зверское распространение принципа кровной мести, несовместимой ни с какой развитой религией, тем более - мировой. Все развитые религии и вся культура безоговорочно осуждают терроризм, считая его абсолютно недопустимым.

Но после безусловного осуждения данного явления необходимо задуматься о его причинах. Борьба с последствиями также неэффективна, как и лечение запущенной болезни. Лишь поняв причины терроризма и искоренив или решив их, можно действительно его победить. В этой связи можно формально выделить два вида причин возникновения терроризма: субъективные и объективные.

Субъективные причины совпадают с причинами возникновения преступности вообще - это стремление обогатиться. Только терроризм избирает для этого самый бесчеловечный и недопустимый способ. С таким терроризмом необходимо бороться всеми законными способами. При этом наказание должно быть неотвратимым и суровым.

Но существует терроризм, имеющий объективные причины, т.е. тот, который не ставит цели личного обогащения, но преследует какие-либо политические и иные цели, В наибольшей степени поставщиком современного терроризма является сепаратизм в виде борьбы за национальную независимость, но недопустимыми методами.

Приходится признать, что рост национального самосознания почти с неизбежностью стремится к государственному оформлению. Цивилизованно избежать этой проблемы можно лишь создавая благоприятные условия для развития данной нации в рамках существующего не национального, а многонационального государства. Необходимо идти на компромиссы и искать компромиссов, стремиться решать данную проблему, а не подавлять ее.

Но возможность такого решения проблемы терроризма усугубляется тем, что существует международная террористическая сеть, которая снабжает террористов как оружием, так и денежными средствами, предоставляет информационную помощь. А вместо того, чтобы совместно бороться против международного терроризма, развитые страны использовали его как разменную карту в борьбе друг против друга. Плоды такой политики обернулись против тех стран, кто финансировал и создавал эту сеть. Управляемый терроризм вдруг стал неуправляем, и после трагических событий в сентябре 2001 г. в США пришло осознание, что у террористов есть собственные, свои цели, и что против террора надо бороться совместно.

Другой объективный источник терроризма, наряду с национальным, -- это неравномерность экономического и социального развития в разных регионах и странах мира. Продолжающаяся политика неоколониализма и эксплуатации в скрытой форме - вот основной источник международного терроризма сегодня. Сытый не может понять голодного, а голодный сытого; безграмотный и невежественный человек всегда стремится решать свои проблемы при помощи насилия. А сытый, но духовно и морально неразвитый человек всегда стремится жить еще богаче и лучше, не обращая внимания на нищету и неустроенность других. Таким образом, основной источник терроризма - в социально-экономических проблемах современного мира, в несправедливом перераспределении богатств, в беспросветном невежестве и фанатизме одних и удовлетворенном самодовольстве других.

Человек, доведенный до отчаяния и не имеющий никаких легальных и законных форм воздействия на определенную ситуацию, обращается к самому простому - насильственному варианту, полагая, что этим путем можно чего-то добиться. Этот путь недопустим, однако отсутствие достаточного духовно-нравственного развития ведет к фанатизму и насилию.

Как терроризм с субъективными причинами, так и терроризм с объективными - в равной степени не имеет оправдания. В силу разницы причин различными и многообразными должны быть методы борьбы с этим явлением. Никакое насилие над человеком не должно быть безнаказанным, но необходимо идти по пути ликвидации причин, приводящих к терроризму. Современный международный экономический порядок, видимо, ведет человечество в тупик, и если оно хочет выжить, то должно бороться за его изменение. Политики наиболее развитых стран несут здесь особую ответственность, но именно они не хотят признать тот факт, что современный мир является взаимозависимым, что невозможно спастись в одиночку. Их борьба за права человека носит двойственный характер и выражает скорее определенные геополитические, а не общечеловеческие интересы.

Демографическая проблема становится все более важной для человечества. Демографические процессы исследуются демографией - наукой о населении, законах его воспроизводства и развития в общественно-исторической обусловленности.

Считается, что демография берет свое начало с 1662 г. - с момента издания книги Дж. Граунта "Естественные и политические наблюдения, сделанные на основе свидетельств о смерти"..Термин "демография" был введен в 1855 г. в книге А. Гийяра "Элемент человеческой статистики, или сравнительная демография".

Английский экономист и священник Т. Мальтус (1766-1834) в работе "Опыт о законе народонаселения..." (1798) хотел объяснить противоречия общественного развития сформулированным им "естественным законом", согласно которому население имеет тенденцию расти в геометрической прогрессии, а средства существования - в арифметической. В силу этого возможно "абсолютное перенаселение", с которым необходимо бороться путем регламентации браков и регулирования рождаемости.

Рассмотрим динамику роста народонаселения Земли: ранний палеолит - 100-200 тыс. человек, к концу неолита (пере-ход к земледелию) - 50 млн, начало нашей эры- 230 млн, к началу XIX в. - 1 млрд, к 1930 г. - 2 млрд, к 1961 г. - 3 млрд, к началу 1976 г. - 4 млрд, к нач. 1980 г. - 4,4 млрд, 1988 г. - свыше 4,9 млрд. Темпы роста населения Земли постоянно увеличиваются, достигая 2% в год, что дало основание говорить о "демографическом взрыве". Однако в дальнейшем, под влиянием социально-экономических факторов, рост населения должен стабилизироваться. Это связано с развитием "внутрисемейного планирования", так называемого "сознательного родительства". В связи с этим ожидается, что в конце XXI в. наступит стабилизация численности населения на уровне 11-12 млрд человек. Таким образом, в XX в. обнаружилась несостоятельность расчетов Мальтуса, ибо объем производимого продовольствия увеличивался намного быстрее, чем росло население. Ошибка мальтузианства заключается в сведении процессов демографии к биологическим принципам, в то время как развитие народонаселения осуществляется под решающим воздействием не природы, а социальной организации и уровня культуры общества. Однако в корне ошибочная точка зрения Мальтуса до сих пор воспроизводится и распространяется. Между тем она ошибочна не только с точки зрения науки, но и недопустима с точки зрения гуманизма.

Рождение нового человека - это счастье для родителей, в детях во многом заключается смысл жизни человека, но в условиях современной рыночной экономики деторождение стало "невыгодным" предприятием. В современную эпоху все измеряется в материальных ценностях, в деньгах, что переносится и на сферу смысла. Но человек, живущий ради себя и не заводящий детей из соображений "экономии", совершает преступление против своей духовной сущности, против жизни в конечном счете. И никто извне не должен, не имеет права ограничивать деторождаемость, не может указывать родителям, каким количеством детей им следует ограничиваться. Рождение ребенка - это самое великое в создании чего может участвовать человек. В ребенке - бесконечная радость и удовлетворение, и если рождаются дети, то Бог еще не оставил, человека, по высказыванию одного из великих писателей. Вместе с тем важно не только рожать детей, но и воспитывать их, помогать вставать на ноги, обретать свое место в обществе. Об этом должно заботиться государство, называющее себя социальным.

Особенно важно развитие деторождаемости в России. Это только на первый взгляд кажется, что рост населения приводит к экономическим проблемам. На деле он же и решает их, ибо увеличиваются потребности, растет экономическая активность людей, что в итоге приводит к экономическому росту. Такие процессы мы можем сейчас наблюдать в странах, отличающихся большой плотностью населения - в Германии, Японии и, особенно, - в Китае. Исходя из этого можно сделать вывод, прямо противоположный мальтузианству. Рост населения может не только порождать проблемы, но и решать их.

Демографическая проблема между тем существует и она противоречива, имеет противоположный характер для разных стран: в Китае - перенаселение, в России - депопуляция. Вместе с общественным развитием эта проблема должна находить свое разрешение естественным путем, - будет происходить стабилизация в этом отношении. Однако государства, сталкивающиеся сейчас с демографической проблемой, вынуждены применять соответствующие меры. Важно, чтобы они не носили насильственный характер и не нарушали суверенитет личности, семейной жизни

Демографические процессы на рубеже XX - XXI вв. во многом определяют две тенденции:

  1. демографический "взрыв", характеризующийся резким приростом населения в странах Азии, Африки, Латинской Америки, начиная с 60-х годов;
  2. "нулевой прирост" населения в странах Западной Европы.

Первая ведет к резкому обострению социально-экономических проблем в развивающихся странах, включая голод и неграмотность десятков миллионов людей. Вторая - к резкому старению населения в развитых странах, включая ухудшение баланса между работающими и пенсионерами и т.д.

В России согласно данным Госкомстата на январь 2000 г., население составило 145 млн 600 тыс. жителей; причем только с 1 января по 1 декабря 1999 г. население страны сократилось на 716 900 человек. Другими словами, за 1999 г. население России сократилось на 0,5% (для сравнения: в 1992 г. - на 0,02%). Ежегодно в стране умирает 60 тыс. детей. Смертность в 1,5 раза превышает рождаемость; 80% младенческой смертности вызвано инфекционными заболеваниями. Страшная проблема - детская и подростковая токсикомания и наркомания. Существует несоответствие между числом разведенных женщин, находящихся в репродуктивном возрасте, и числом мужчин, готовых вступить в повторный брак. По оценкам специалистов, к 2020 г. трудоспособное население России за Уралом составит 6-8 млн человек. Для сравнения в прилегающих районах приграничных стран этого региона в том же году численность трудоспособного населения прогнозируется в 600 млн человек. Население же России к 2050 г. в целом может составить всего 114 млн жителей. Возникновение множества конфликтов на постсоветском пространстве вновь поднимает проблему миграции. В этих условиях государство и общество должны приложить максимум усилий, чтобы заинтересовать население России в деторождении.

Продовольственную проблему также иногда причисляют к глобальным: от недоедания сегодня страдает свыше 500 млн человек, а умирает от недоедания несколько миллионов в год. Однако корни данной проблемы лежат не в нехватке продовольствия как такового и не в ограниченности современных природных ресурсов, а в несправедливом их перераспределении и эксплуатации как внутри отдельных стран, так и в мировом масштабе. То, что в современном мире люди могут недоедать, а тем более - умирать с голода, явление совершенно аморальное, преступное и недопустимое. Это - позор человечества и прежде всего наиболее развитых стран. Вот где действительное поприще для защиты прав человека, когда попирается его основное право - на жизнь. Однако в международной политике и экономике господствуют двойные стандарты, а на вооружение тратится столько средств, что можно было бы в планетарном масштабе решить продовольственную, жилищную и образовательную проблемы. Современное "развитое" человечество тратит колоссальные средства на разработку оружия массового поражения вместо того, чтобы помогать нуждающимся встать на ноги, накормить голодающих; вместо того, чтобы победить невежество и фанатизм посредством развития мировой системы образования и т.д.

СПИД, наркомания и вредные привычки все более распространяются в обществе. СПИД называют чумой XX в., его можно также назвать и бичом XX в. Заболевание, обнаруженное в США в 1981 г., стало быстро распространяться по всей планете. Прежде всего, это происходило из-за половой распущенности современного "цивилизованного" человека и наркомании. К началу 2001 г. в мире насчитывалось 40 млн больных СПИДом, и более 16 млн уже умерли. В России также распространяется эпидемия СПИДа: сейчас в стране по неофициальным данным заражены около 500 тыс. человек. Причем он охватывает в основном людей в возрасте от 15 до 30 лет, что может усугубить проблему депопуляции.

Еще быстрее в России распространяется наркомания. Проблема связана с отсутствием в 90-е годы государственной политики в этой области и недофинансированием борьбы с наркоманией. В то время в силу преступного бездействия государства и общества молодежь России осталась одна со своими проблемами и оказалась не готовой противостоять им.

СПИД и наркоманию в России сейчас можно назвать бедствием национального масштаба, обрушившимся на ее народы. Можно говорить о геноциде, ибо в результате заболеваний и пагубных пристрастий нация лишается наиболее активной и молодой своей части. Когда-нибудь статистика подсчитает, от чего погибло людей в России больше - от сталинских репрессий или от СПИДа и наркомании. И тогда рубеж тысячелетий в России войдет в историю не только благодаря попытке осуществления реформ…

Наряду с такими явными заболеваниями и пороками как СПИД и наркомания, существуют более "безобидные", которые просто уничтожают человека медленнее, но, тем не менее, так же неотвратимо. Сходство здесь лишь в том, что государство не вело борьбы ни с первыми, ни со вторыми. К числу вторых можно отнести пьянство, которое глубоко укоренилось в России, а также табакокурение, сквернословие и др.

Алкоголизм имеет не только внутренние духовные причины, когда человек переживает мировоззренческий кризис, сталкивается с непреодолимыми обстоятельствами в жизни, стремясь снять стресс через отключение сознания, но и социальные. В условиях командно-административной системы и единой насильственно насаждаемой идеологии происходило подавление всякой инициативы и творческого начала в человеке, он не мог самореализоваться. Понимая всю бесперспективность и бессмысленность существования, предавался пьянству. В 90-х годах XX в., в период рыночной, олигархической вакханалии, и сегодня в условиях бюрократизации государственного аппарата и его коррумпированности человек также имел и имеет мало возможностей для улучшения своих жизненных условий. Тем самым сохранялись социальные предпосылки для процветании, как алкоголизма, так и наркомании, наряду с преступностью. Особенно тяжелое положение, как и на протяжении всего XX в., сложилось на селе, где существует повальное пьянство. А в городах, где больше денег и развлечений - господствует наркомания. Для борьбы сэтими болезнями и пороками должно сплотиться все общество и государство, от школы до правоохранительных органов.

Наибольшее распространение сейчас в России получило табакокурение . Оно незаметно проникло во все поры общества. Реклама на улицах российских городов продолжает соблазнять и совращать молодежь, в то время как в цивилизованных странах ведется серьезная борьба государства и системы образования с данным пороком. Необходимо развивать специальные воспитательные и образовательные программы, направленные на просвещение подрастающего поколения. Следует также приложить все усилия, чтобы сделать табакокурение непривлекательным, отвратительным, каким оно на самом деле и является. Необходимо помогать человеку избавляться от этой крайне вредной привычки, развивать антирекламу табакокурения, потребления пива и алкогольных напитков. Государство должно повышать налоги на табачные изделия, направляя полученные средства на указанные меры. Человек должен осознавать, что за разрушение собственного здоровья он тратит еще и деньги.

Одна из проблем, связанных с духовным недоразвитием - это сквернословие . Когда человек произносит нецензурные слова, он разрушает собственную личность, ее моральный строй. Обычный человек этого не замечает, считает сквернословие безобидным явлением, но как только он становится на путь культурного, а еще более - духовного развития, он осознает всю его пагубность и недопустимость. Сквернословие - это грязь, а произносящий его, получается, ест грязь. Если человек уважает себя и окружающих людей, то не допустит сквернословия, ибо оно унижает человеческое достоинство, прежде всего достоинство того, кто его допускает. Необходима экология не только окружающей среды, но и языка.

ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

(от лат. globus (terrae) - земной шар) - совокупность жизненно важных проблем, затрагивающих в целом и неразрешимых в рамках отдельных гос-в и даже географических регионов. Г.п. вышли на первый план в 20 в. в результате существенного роста численности населения и резкой интенсификации процесса производства в индустриальном обществе. Попытки решить Г.п. являются показателем постепенного формирования единого человечества и становления подлинно всемирной истории. К числу Г.п. относятся: предотвращение термоядерной войны; сокращение стремительного роста населения («демографического взрыва» в развивающихся странах); предотвращение катастрофического загрязнения окружающей среды, в первую очередь атмосферы и Мирового океана; обеспечение дальнейшего экономического развития необходимыми природными ресурсами, особенно невозобновимыми; преодоление разрыва в уровне жизни между развитыми и развивающимися странами; устранение голода, нищеты и неграмотности и др. Круг Г.п. не очерчен резко, их особенность в том, что они не могут решаться изолированно одна от и от их решения во многом зависит само человечества.
Г.п. порождены колоссально возросшим воздействием человека на окружающий , его преобразующей природу хозяйственной деятельностью, сделавшейся сопоставимой по своим масштабам с геологическими и иными планетарными естественными процессами. По пессимистическим прогнозам, Г.п. вообще не могут быть разрешены и в недалеком будущем приведут человечество к экологической катастрофе (Р. Хейлбронер). Оптимистический предполагает, что Г.п. окажется естественным следствием научно-технического прогресса (Г. Кан) или результатом ликвидации социальных антагонизмов и построения совершенного общества (марксизм-ленинизм). Промежуточная состоит в требовании замедления или даже нулевого роста экономики и населения земного шара (Д. Медоуз и др.).

Философия: Энциклопедический словарь. - М.: Гардарики . Под редакцией А.А. Ивина . 2004 .

ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

[франц. global - всеобщий, от лат. globus (terrae) - земной шар], совокупность жизненно важных проблем человечества, от решения которых зависит дальнейший прогресс в совр. эпоху,- предотвращение мировой термоядерной войны и обеспечение мирных условий для развития всех народов; преодоление возрастающего разрыва в экономич. уровне и доходах на душу населения между развитыми и развивающимися странами путём ликвидации их отсталости, а также устранение голода, нищеты и неграмотности на земном шаре; прекращение стремит. роста населения («демографич. взрыва» в развивающихся странах) и устранение опасности «депопуляции» в развитых капиталистич. странах; предотвращение катастрофич. загрязнения окружающей среды, в том числе атмосферы, Мирового океана и т. д.; обеспечение дальнейшего экономич. развития человечества необходимыми природными ресурсами как возобновимыми, так и невозобновимыми, включая продовольствие, пром. сырьё и источники энергии; предотвращение непосредств. и отдалённых отрицат. последствий науч.технич. революции. Некоторыми исследователями в Г. п. включаются также проблемы здравоохранения, образования, социальные ценности и т. п.

Эти жизненно важные проблемы хотя существовали и прежде в той или иной мере как локальные и региональные противоречия, приобрели в совр. эпоху планетарный и беспрецедентные масштабы вследствие сложившейся на земном шаре конкретно-исто-рич. ситуации, а именно - резкого обострения неравномерности социально-экономич. и научно-технич. прогресса, а также возрастающего процесса интернационализации всей обществ. деятельности. Вопреки мнению мн. учёных и обществ. деятелей на Западе, в частности представителей Римского клуба, Г. п. порождены не столько колоссально возросшими средствами воздействия человечества на окружающий мир и огромным размахом (масштабом) его хоз. деятельности, который стал сопоставим с геологич. и др. планетарными естеств. процессами, а прежде всего стихийностью обществ. развития и анархией производства в условиях капитализма, наследием колониализма и продолжающейся эксплуатацией развивающихся стран Азии, Африки и Лат. Америки многонац. корпорациями, а также др. антагонистич. противоречиями, погоней за прибылью и текущими выгодами в ущерб долговременным, коренным интересам общества в целом. Глобальность этих проблем вытекает не из их «повсеместности» и тем более не из «хищнич. природы человека», якобы одинаково присущей любой социальной системе, как утверждают бурж. идеологи, а из того обстоятельства, что они так или иначе затрагивают человечество в целом и не могут быть полностью разрешены в рамках отд. государств и даже географич. регионов. Они не могут также успешно решаться изолированно одна от другой.

Общечеловеч. характер Г. п. отнюдь не придаёт им надклассового и внеидеологич. содержания, как полагают бурж. учёные, рассматривая их с позиций абстрактного гуманизма и либерально-реформистской филантропии. Глобальность этих проблем не отменяет классового подхода к их исследованию и принципиальных различий в методах и способах их решения в различных социальных системах. Марксисты отвергают распространённые на Западе пессимистич. и псевдооп-тимистич. концепции Г. п., согласно которым они либо вообще не могут быть разрешены и неминуемо ввергнут человечество в , катастрофу ( . Хейлбронер) , либо могут быть решены лишь ценой т. и. нулевого роста экономики и населения земного шара (Д. Meдоус и др. ) , либо для их решения достаточно одного лишь науч.-технич. прогресса (Г. Кан) . Марксистский подход к Г. п. отличается от немарксистского также и в том, что касается их иерархии (приоритета в их решении) : в бурж, идеологам, выдвигающим на первое либо экологич. проблемы, либо «демографич. взрыв», либо контраст между «бедными и богатыми нациями» (передовым Севером и отсталым Югом) , марксисты считают самой настоят. проблемой предотвращение мировой термоядерной войны, прекращение гонки вооружений и обеспечение междунар. безопасности, полагая, что это создаст не только благоприятные мирные для социальноэкономич. прогресса всех народов, но также высвободит огромные материальные ресурсы для решения остальных Г. п. Последоват. разрешение возникающих Г. и. возможно лишь после ликвидации социальных антагонизмов и установления , отношений между обществом и природой в масштабе всего земного шара, т. е. в ком-мунистич. обществе. Однако уже в совр. условиях мн. Г. п. могут успешно решаться не только в социалистич. обществе, но и n остальном мире в ходе общедемокра-тич. борьбы за и разрядку напряжённости, против эгоистич. политики гос.-моно-полистич. капитала, путём развёртывания взаимовыгодного междунар. сотрудничества, установления нового мирового экономич. порядка во взаимоотношениях между развитыми и развивающимися странами.

Взаимная обусловленность и комплексный характер Г. п. предполагают, что их науч. исследование может успешно осуществляться лишь благодаря сотрудничеству учёных разных специальностей, представителей обществ., естеств. и технич. наук, на основе диалек-тич. метода и использования таких методов науч. познания социальной действительности, как и глобальное .

Материалы XXVI съезда КПСС , М., 1981 ; Брежнев Л. И., Великий Октябрь и прогресс человечества, М., 1977 ; Коммонер Б., Замыкающийся круг, пер. с англ. , Л., 1974 ; Биола Г., Марксизм и окружающая , пер. о франц. , М., 1975 ; Бу д ы к о М. И., Глобальная экология, М., 1977 ; Шиман М., К третьему тысячелетию, пер. с венг. , М., 1977 ; Г в и ш и а н и Д. М., Методологич. проблемы моделирования глобального развития, «ВФ», 1978 , ?"» 2; Араб-Оглы 9. А., Демографич. и зкологич. прогнозы, М., 1978 ; Форрестер Д ж. В., Мировая , пер. с англ. , М., 1978 ; ЗагладинВ., Фролов И., Г. п. и будущее человечества, «Коммунист», 1979 , № 7; их ж е, Г. п. современности: научный и социальный аспекты, М., 1981 ; Фролов И. Т., Перспективы человека, М., 1979 ; Социологич. аспекты глобального моделирования, М., 1979 ; Будущее мировой экономики (Доклад группы экспертов ООН во главе с В. Леонтьевым) , пер. с англ. , М., 1979 ; Будущее. Реальные проблемы и бурж. спекуляции, София, 1979 ; ? е ч ч е и А., Человеч. качества, пер. с англ. , М., 1980 ; Г. п. современности, М., 1981 ; Л е и б и н В. М., «Модели мира» и « человека»: Критич. идей Римского клуба, М., 1981 ; F a l k R., The study of future worlds, N. Y. , ; Kahn H., Brown W.,MartelL., The next 200 years, L., 1977.

Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия . Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов . 1983 .


Смотреть что такое "ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ" в других словарях:

    Современности это совокупность социоприродных проблем, от решения которых зависит социальный прогресс человечества и сохранение цивилизации. Эти проблемы характеризуются динамизмом, возникают как объективный фактор развития общества и для… … Википедия

    ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ, современные проблемы человечества в целом, от решения которых зависит его развитие: предотвращение мировой термоядерной войны; преодоление разрыва в уровне социально экономического развития между развитыми и развивающимися… … Современная энциклопедия

    Большой Энциклопедический словарь

    Современные проблемы существования и развития человечества в целом предотвращение мировой термоядерной войны и обеспечение мира для всех народов; преодоление разрыва в уровне социально экономического развития между развитыми и развивающимися… … Политология. Словарь.

    Совокупность взаимосвязанных проблем планетарного характера, затрагивающих жизненно важные интересы человечества и требующих для своего решения совместных усилий всех государств и народов. Система современных Г.п. включает две основные группы… … Словарь черезвычайных ситуаций

    Современные проблемы существования и развития человечества в целом: предотвращение мировой термоядерной войны и обеспечение мира для всех народов; преодоление разрыва в уровне социально экономического развития между развитыми и развивающимися… … Энциклопедический словарь

    ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ - область философских исследований, в которой определяются предпосылки решения глобальных проблем современности, анализируются философские аспекты социального, демографического, экологического прогнозирования, поисков путей перестройки мирового… … Современная западная философия. Энциклопедический словарь

    Глобальные проблемы - проблемы современности в масштабах планеты в целом: угроза возникновения войны (вследствие усиливающейся гонки вооружений); разрушение среды обитания человека и исчерпание природных ресурсов (как последствия неуправляемого… … Терминологический словарь библиотекаря по социально-экономической тематике

    ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ - проблемы, затрагивающие существование современного человечества как целого, все страны и народы, независимо от их цивилизационной специфики и уровня развития. Их решение требует столько средств и согласованных усилий, что под силу только… … Философия науки: Словарь основных терминов

Подойдя вплотную к основным направления возможных выходов из глобальных проблем современности, кратко охарактеризуем их основной смысл и взаимосвязь.

Глобальные проблемы - это проблемы, которые затрагивают существование не только отдельных людей, но, главное, могут повлиять на судьбу всего человечества, повлиять на его будущее развитие. Глобальные проблемы не могут решаться сами собой и даже усилиями отдельных стран. Они требуют организованных и целенаправленных усилий всего мирового сообщества, так как «нерешенность глобальных проблем может привести в будущем к серьезным, возможно, необратимым последствиям для человека и среды его обитания».

Глобальные проблемы современности тесно связаны друг с другом. Поэтому очень трудно их систематизировать, «не говоря уже о том, чтобы разработать систему последовательных шагов для их решения. Общепризнанными глобальными проблемами являются такие, как: загрязнение окружающей среды, проблемы ресурсов, народонаселения, ядерного оружия и ряд других».

Для того чтобы объединить различные подходы к этим глобальным проблемам возникла необходимость в образовании новой науки или особой области знания, которая получила название - глобалистика, которая была призвана выработать практические рекомендации для решения поставленных задач по уменьшению глобальных проблем.

Проблема преодоления экологического кризиса является наиболее актуальной. В процессе хозяйственной деятельности человек, по отношению к природе, занимал позицию потребителя, эксплуатируя ее, и полагая, что все природные запасы являются неисчерпаемыми. Поэтому, одним из негативных результатов деятельности человека стало истощение природных ресурсов, а также загрязнение окружающей среды. В результате чего опасные для здоровья и жизни человека вещества попадали в атмосферу, разрушая ее. Загрязнению подверглись не только суша и воздух, но также и воды Мирового океана, что привело «к уничтожению (вымиранию) целых видов животных и растений, так и к ухудшению генофонда всего человечества».

Решение глобальных проблем стало бы возможным лишь «сообща». Научное осмысление глобальных проблем происходило уже в 60-х годах XXвека. В 1965 г. был организован Институт проблем будущего в Вене. В 1965 в Нидерландах был создан международный фонд «Человечество в 2000 году». В 1966 г. в Вашингтоне образовалось Общество по изучению будущего мира. А в 1968 году возник «Римский клуб» - неправительственная международная организация, главой которого стал А. Печчеи. «В 1982 г. ООН приняла специальный документ - Всемирную партию охраны природы, а затем создала специальную комиссию по окружающей среде и развитию. Кроме ООН большую роль в деле разработки и обеспечения экологической безопасности человечества играет такая неправительственная организация, как Римский клуб».

«Римский клуб» стал организацией, объединившей естественников, экономистов, социологов и представителей других специальностей (в Римский клуб вошли Д. Медоуз, М. Месарович, А. Кинг, Я. Тинберген и др.), основной целью которого было «привлечение внимания мировой общественности к глобальным проблемам и к поискам путей их преодоления». Это была совокупность социальных, психологических, экономических, технических и политических проблем, к которым А. Паччеи «относил перенаселение и бесконтрольное увеличение численности жителей Земли, расслоение общества, социальную несправедливость и голод, безработицу, инфляцию, энергетический кризис, истощение природных ресурсов, деградацию внешней среды, диспропорции в международной торговле и финансах, неграмотность и устаревшую систему образования, упадок моральных ценностей и утрату веры, а также непонимание этих проблем и их взаимосвязи».

Основная цель Римского клуба заключалась в распространении результатов исследований среди мировой общественности, в научных, политических кругах, среди интеллигенции, «для оказания возможного влияния на ведение дел в мире в направлении более рациональном и гуманном».

В книге «Человеческие качества» А. Печчеи писал: «Много путешествуя, я видел, как люди всего мира бьются - далеко не всегда успешно - над решением множества сложных проблем, которые, как я все больше и больше убеждался, обещали стать в будущем еще сложнее и опаснее для человечества. Я не подвергал сомнению необходимость и важность таких мероприятий, как, например, освоение пустыни, строительство завода в одном из уголков планеты или возведение дамбы в другом, решение проблем развития отдельных регионов и стран. Вместе с тем, мне стало казаться, что нельзя концентрировать практически все усилия на таких узких и частных проектах, игнорируя при этом стабильное ухудшение общей ситуации в мире. Боле того, столь явный акцент на частных проблемах и полное невнимание к общему контексту, на фоне и в пределах которого они возникают и развиваются, ставит под сомнение целесообразность и конечную эффективность усилий, которые человечество тратит на их решение. Я чувствовал, что не смогу быть честным перед самим собой, если по крайней мере не попытаюсь так или иначе предупредить людей, что всех их нынешних усилий недостаточно и что необходимо предпринять что-то еще, какие-то иные меры, в корне отличные от тех, которые предпринимаются сейчас».

За последнее столетие было разработано несколько оригинальных способов борьбы с экологическими проблемами. К их числу можно отнести деятельность «зеленых» движений, «Green Peace» «Фонд дикой природы» и другие. «Кроме разного рода объединений в сфере решения экологических проблем, существует целый ряд государственных или общественных природоохранных инициатив: природоохранное законодательство в России и других странах мира, различные международные соглашения или система «Красных книг»».

Основными мерами улучшения качества окружающей среды являются: технологические, экономические, правовые, инженерно-организационные, архитектурно-планировочные мероприятия. Где, например, технологические занимаются - разработкой новых технологий, созданием очистных сооружений, электрификацией быта, транспорта и производства, а также заменой топлива; архитектурно-планировочные мероприятия - озеленением населенных территорий, зонированием населенных пунктов, организацией санитарно-защитных зон, рационализацией планировки жилых кварталов; инженерно-организационные - уменьшением количества стоянок автомобилей у светофоров и разгрузкой автомагистралей; правовые - созданием законодательных постановлений по поддержанию качества окружающей среды.

Демографическая проблема, с одной стороны, связана с постоянным увеличением численности населения на территории планеты. По статистике на 1990 г. его количество насчитывало 5,3 млрд. человек. Однако не секрет, что ресурсы Земли ограничены, и уже сегодня некоторым странам пришлось столкнуться с проблемой ограничения рождаемости. С другой стороны, демографическая проблема связана с убылью населения. Это ситуация, которая может складываться в стране или регионе, «когда рождаемость падает ниже уровня простого воспроизводства населения, а также ниже уровня смертности».

В 1969 году в рамках ООН специального Фонда ООН для деятельности в области народонаселения (ЮН ФПА) было проведено три Всемирные конференций по проблемам народонаселения. «Одним из таких основных документов стал Всемирный план действий в области народонаселения, принятый в Бухаресте в 1997 году на 20 лет». В этом плане подчеркивалось, что «основой для действительного решения проблем народонаселения являются, прежде всего, социально-экономические преобразования».

В оценке и понимании сущности глобальных проблем помощь может оказать и философия. «Философский подход предполагает рассмотрение глобальных проблем в их единстве, целостности и взаимосвязи, дает возможность выделить общую тенденцию их изменения. Применение мировоззренческой и методологической функции философии в изучении глобальных проблем способствует правильной постановке этих вопросов, а рассмотрение их в историческом контексте способствует их пониманию как закономерного явления, органически связанного с развитием общества».

Философия, рассматривая вопросы смысла жизни человека, сосредоточивает внимание на гуманистических аспектах глобальных проблем. «Обеспечивая комплексный, системный подход, интеграцию научных исследований в области глобальных проблем, философия тем самым способна повысить эффективность поиска их решения, как в научном, так и в социально-политическом аспектах».

Для решения глобальных проблем необходимо определится в ряде приоритетных задач, которые нужно поставить перед обществом и наукой.

Самые важные из них:

· Изучение изменений «качества» народонаселения и их связи со структурой общества.

· Безопасное использование ядерных процессов как основных энергетических ресурсов будущего и, главное, создание управляемого термоядерного синтеза.

· Создание замкнутых циклов, в особенности в агротехнике.

· Изучение теплового баланса Земли в связи с загрязнением окружающей среды.

На сегодняшний день это процесс чрезвычайной важности и сложности, и пока нельзя сказать с уверенностью, что пути их преодоления найдены, хотя срок для решения всех этих проблем ограничен. «Чтобы эти проблемы решить вовремя, нужны большие интеллектуальные силы и материальные средства. Для этого исследования, направленные на решение этих проблем, нужно развивать в международном масштабе. Чтобы полученные результаты эффективно проводить в жизнь, должен быть создан авторитетный международный аппарат».

Поэтому консолидация международных сил в решении самых острых вопросов, согласованность действий, их скоординированность является необходимой. В этой связи, именно на государства должны быть возложены определенные обязанности в обеспечении осуществления решения глобальных проблем, от чего будет зависеть будущее человечества.

У каждого человека бывают проблемы. Не ладятся отношения с близкими, не хватает денег на исполнение каких-либо желаний, неудачи в учебе и работе и т. д. Но в масштабах всего мира это мелочи. На этом уровне существуют совершенно другие вопросы - это глобальные проблемы общества. Можно ли их решить?

История и происхождение

Глобальные проблемы так или иначе беспокоят человечество на протяжении всего своего развития. Но те, что не решены и сегодня, стали крайне актуальными относительно недавно, в последней трети XX века.

Как считает большинство исследователей, все глобальные проблемы современного мира тесно взаимосвязаны, и их решение должно быть комплексным, а не обособленным. Пожалуй, все дело в концепции отношения человечества к своему дому - планете Земля. На протяжении очень и очень долгого времени оно было исключительно потребительским. Люди не думали о будущем, о том, в каком мире придется жить их детям и более далеким потомкам.

В результате мы пришли к крайней степени зависимости от содержимого земных недр, не желая использовать в полной мере возобновляемые источники энергии. При этом по настоящему катастрофический масштаб эти глобальные проблемы приобрели одновременно с демографическим взрывом, усугубившим их. Он же, можно сказать, является причиной, по которой ощущается нехватка ресурсов, заставляющая все глубже вгрызаться в земную кору, замыкая этот порочный круг. Все это сопровождается крайней степенью социальной напряженности, которая порождает непонимание между разными государствами, а игнорирование этой проблемы неумолимо ведет к увеличению вероятности глобального вооруженного конфликта.

Уровни человеческих проблем

Вне всяких сомнений, масштаб животрепещущих вопросов бывает разным. Бывают проблемы:

  • индивидуальные, т. е. затрагивающие жизнь одного человека и, возможно, его близких;
  • локальные, региональные, которые имеют отношение к развитию района, области и т. д.;
  • государственные, те, что важны для всей страны или большей ее части;
  • международные, затрагивающие макрорегион, в который может входить множество территорий;
  • глобальные, планетарного масштаба, касающиеся практически всех.

Разумеется, это не означает, что проблемы одного человека неважны и не стоят внимания к ним. Но в масштабах планеты они действительно ничтожны. Что такое конфликт с начальством в сравнении с голодом и нищетой миллиарда людей или угрозой ядерной войны? Конечно, можно сказать, что счастье каждого отдельного человека ведет к всеобщему благополучию, но без того, чтобы решить глобальные проблемы человечества, этого не добиться. И что же это за вопросы?

Экологические

Глобальные проблемы прежде всего включают в себя человеческое влияние на природу. Да, это действительно один из наиболее важных вопросов, ведь люди буквально разрушают свой дом. Загрязнение воздуха, воды и почвы, вымирание животных и растений, разрушение озонового слоя, вырубка лесов и опустынивание. Конечно, что-то из этого - естественные процессы, но виден и человеческий вклад.

Люди продолжают разорять земные недра, качая нефть и газ, добывая уголь и металлы, необходимые для своей жизни. Но нерациональное использование этих ресурсов, нежелание переходить на возобновляемые источники энергии может в обозримой перспективе стать причиной настоящего коллапса.

Мегаполисы - места ужасного шумового и светового загрязнения. Здесь люди почти никогда не видят звездного неба и не слышат пения птиц. Загазованный автомобилями и заводами воздух становится причиной преждевременного старения и проблем со здоровьем. Прогресс сделал жизнь людей проще и быстрее, но вместе с тем общество потребления сделало как никогда раньше актуальной утилизацию отходов. Стоит задуматься, что каждый день самый обычный человек генерирует просто безумное количество мусора. А ведь есть еще радиоактивные отходы... В этих условиях просто жизненно необходимо перестать решать вопросы в одиночку и начать мыслить более глобально.

Экономические проблемы

Глобальное разделение труда позволило мировому сообществу более эффективно производить товары и услуги, развило торговлю до сегодняшнего уровня. Но вместе с тем остро встала проблема нищеты некоторых регионов. Отсутствие необходимых ресурсов, низкое развитие, социальные проблемы - все это так или иначе тормозит прогресс в таких регионах, как Африка и Центральная и Южная Америка. Наиболее развитые страны процветают и богатеют все больше, пока остальные отстают, живя лишь за счет продажи некоторых ценных ресурсов. Этот разрыв в доходах населения планеты просто огромен. И благотворительность в данном случае не всегда выход.

Экономические глобальные проблемы также могут включать в себя потенциальное перенаселение планеты. Дело не в том, что людям может не хватить места - в мире есть территории, на которых практически никто не живет. Но количество людей растет в геометрической прогрессии, а рост производства продуктов питания - лишь в арифметической. Отсюда вытекает и проблема нищеты, и ее возможное дальнейшее распространение, особенно с учетом экологической обстановки.

Вопрос также состоит в том, что внешняя политика некоторых стран просто не позволяет им объединиться и мыслить глобально. Экономические проблемы тем временем копятся и оказывают влияние на простых людей.

Социальные

Планету разрывают постоянные конфликты. Постоянная угроза войны, социальная напряженность, расовая и религиозная нетерпимость - общество как будто постоянно находится на грани. То тут, то там вспыхивают волнения. Революции последнего десятилетия показали, как страшны бывают войны внутри страны. Египет, Сирия, Ливия, Украина - примеров достаточно, и о них знают все. В итоге не остается выигравших, проигрывают так или иначе все, а в первую очередь - простое население.

На Ближнем Востоке женщины борются за свои права: они хотят учиться в школах и университетах, не боясь за свое здоровье и жизнь. Они хотят перестать быть людьми второго сорта - страшно подумать, но в некоторых странах такое происходит до сих пор. В некоторых странах женщина имеет больше шансов быть изнасилованной, чем научиться считать. Разве можно считать, что все это не глобальные социальные проблемы? А если так, то справляться с ними нужно сообща.

Решение

Разумеется, нельзя с высокой степенью уверенности говорить о том, что вышеназванные глобальные социальные проблемы, экономические и экологические вопросы в скором времени приведут к самоуничтожению человечества. Но и отрицать тот факт, что такая вероятность есть, вряд ли стоит.

Решение глобальных проблем - очень непростое дело. Нельзя просто ограничить рождаемость или найти неограниченный источник энергии - необходимо полное духовное перерождение человечества, которое изменило бы наше отношение к природе, планете и друг другу.

Какие-то глобальные проблемы стран и всего мира уже были в какой-то степени решены. Исчезла расовая сегрегация, так что теперь все люди в цивилизованных странах вне зависимости от цвета кожи имеют равные права. К такому же положению стремятся и все остальные, стараясь не оценивать людей исходя из их вероисповедания, ориентации, половой принадлежности и т. д.

Организации и деятели

В мире есть несколько надгосударственных органов, занимающихся решением различных вопросов. Одной из таких организаций стала ООН, созданная в 1945 году. В ее составе работает несколько специальных комиссий, работа которых так или иначе - глобальные проблемы человечества. ООН занимается миротворческими миссиями, защитой прав людей, развитием международного законодательства, социальными и экономическими вопросами.

Кроме того, деятельностью, направленной на решение глобальных проблем, занимаются и отдельные личности. Мартин Лютер Кинг, Мать Тереза, Индира Ганди, Нельсон Мандела, Эйсаку Сато и другие боролись за будущее, которое они хотели бы для своих потомков. Из современников подобной деятельностью занимаются многие публичные люди. Шакира, Анджелина Джоли, Наталья Водянова, Чулпан Хаматова и многие другие основывают благотворительные фонды, становятся послами доброй воли ООН и совершают другие поступки, которые делают мир лучше.

Награды

За вклад или даже мужественные попытки изменить мир к лучшему общественным деятелям вручают различные премии. Самая престижная из них - Нобелевская. В 2014 году ее лауреатом стала Малала Юсуфзай - 16-летняя девушка из Пакистана, которая, несмотря на то, что ее жизни угрожала постоянная опасность, каждый день посещала школу и вела блог, в котором рассказывала о жизни при режиме талибов, имевших собственные взгляды на необходимость образования для женщин. Пережив покушение, она оказалась в Великобритании, но решила вернуться на родину. Она была удостоена премии за борьбу за свои интересы и отстаивание собственных прав. После награждения Малала выпустила свою автобиографию, реакцией талибов на которую стало обещание убить девушку.

Почему должно быть не все равно?

Конечно, можно сказать, что глобальные проблемы - не наше дело, ведь не по нам ударят последствия их игнорирования. Перенаселение, нищета, война, экологическая катастрофа - даже если все это неминуемо, то не произойдет здесь и сейчас. Но стоит подумать не только о себе, но и о своих детях, близких и друзьях. Даже если глобальные проблемы общества нельзя решить в одиночку, можно начать с малого: стараться использовать меньше упаковки, сдавать мусор на переработку, не тратить воду впустую, экономить электричество. Это несложно, но если это будет делать каждый, возможно, мир станет чуть лучше.




Top